Научная статья на тему 'Роль света в формировании архитектурной среды (на примере работ Тадао Андо)'

Роль света в формировании архитектурной среды (на примере работ Тадао Андо) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1255
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественное освещение / светотеневое моделирование / световые решения / архитектурно-художественный образ / архитектура Японии / Тадао Андо / natural lighting / chiaroscuro modeling / lighting solutions / architectural and artistic image / architecture of Japan / Tadao Ando

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А А. Баженова, А А. Суворова

В современной архитектуре особую актуальность приобретает применение различных приемов, раскрывающих особое восприятие внутреннего пространства зданий. В связи с этим в статье изучается роль световых решений в формировании архитектурно-художественного образа внутренней среды архитектурных объектов, посредством проведения архитектурного анализа и определения приоритетных решений использования естественного освещения. В качестве объектов исследования рассматриваются: церковь Света и «Музей искусств в земле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LIGHT IN THEFORMATIONOFTHE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF TADAO ANDO)

In modern architecture, the use of various techniques that reveal a special perception of the internal space of buildings is of particular relevance. In this regard, the article examines the role of lighting solutions in the formation of architectural and artistic image of the internal environment of architectural objects, through architectural analysis and determination of priority solutions for the use of natural lighting. The objects of study are: the Church of Light and «Museum of art in the land».

Текст научной работы на тему «Роль света в формировании архитектурной среды (на примере работ Тадао Андо)»

РОЛЬ СВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ ТАДАО АНДО)

А.А. Баженова, студент А.А. Суворова, студент

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11778

Аннотация. В современной архитектуре особую актуальность приобретает применение различных приемов, раскрывающих особое восприятие внутреннего пространства зданий. В связи с этим в статье изучается роль световых решений в формировании архитектурно-художественного образа внутренней среды архитектурных объектов, посредством проведения архитектурного анализа и определения приоритетных решений использования естественного освещения. В качестве объектов исследования рассматриваются: церковь Света и «Музей искусств в земле».

Ключевые слова: естественное освещение, светотеневое моделирование, световые решения, архитектурно-художественный образ, архитектура Японии, Тадао Андо.

В современном мире при проектировании и строительстве архитектурных объектов часто используются различные инструменты, раскрывающие особое восприятие внутреннего пространства зданий. Тем не менее, приемами светотеневого моделирования зачастую пренебрегают [1], поэтому исследование и раскрытие роли световых решений в формировании архитектурно-художественного образа внутренней среды архитектурных объектов является особенно актуальным.

Исторически естественное освещение в архитектурной теории изучалось с утилитарной точки зрения комфорта. На протяжении всей истории архитектуры создавались принципы и приемы светотеневого моделирования художественного образа внутреннего пространства зданий. При этом основное внимание уделялось материальным и функциональным аспектам светового зонирования, а концептуальная и моральная составляющие оставались ма-ловостребованными и малоизученными.

Со временем свет в архитектуре начали использовать для выражения смыслового и эмоционально-духовного состояния человека и окружающей среды. Сегодня, в основе восприятия объемно-пространственных форм лежат такие понятия, как: объем, площадь, масса, фактура и цвет, которые оказывают большое

влияние на чувства и эмоции человека. Немало важную роль в возникновении того или иного ощущения или восприятия архитектурной среды играют световые решения, сформированные посредством естественного освещения. Его рациональное использование, помогает создать необходимое настроение и содержательный эмоционально наполненный образ. Именно поэтому современные архитекторы начали воплощать в своих проектах принципы и приемы формирования архитектурно-художественного образа внутренней среды зданий средствами естественного света. В связи с чем, принципы, появившиеся в контексте термина «светопространство», приобрели новые смысловые значения.

Наиболее ярким примером применения пластических решений с учетом вариантности освещения является творчество японского мастера Тадао Андо. В целом, современная японская архитектура характеризуется гибкостью пространства, которую мастер грациозно использует [2]. Не отступая от культурных традиций, практически во всех его сооружениях присутствует доступ к естественному освещению и открытому природному пейзажу. При этом фасады зданий минималистичны, а просторные интерьеры наполнены солнечным светом. Освещение архитектурного пространства построено по принципу исполь-

зования полутонов: свет, проникая в помещение, отражается от поверхности земли, теряя яркость, идет в восходящем потоке.

Творения мастера полностью отражают философию японцев, предполагающую, что пространство между человеком и вселенной заполнено особой субстанцией, возвышающейся над формами и временем. Буддийские мудрецы называют ее пустотой, или «шуньята», которая никогда не воспринималась в Японии негативно и не отождествлялась с «ни чем». Следует отметить, применение яркого света в японской архитектуре не распространено, а функция мрака используется как дополнительная преграда к важнейшим архитектурным деталям. Использование прямого освещения не принято ни в архитектуре жилых зданий, ни в оборонительных замках, ни в сакральных постройках [3], так как японцы предпочитают косвенное освещение из рассеянного света.

В Японии инструментом создания определенного душевного состояния человека служат полутени. Функции рассеянного света закладываются при формировании концепции будущего проекта для создания нужного настроения. Традиционно идейность японской архитектуры в целом, и в реализованных проектах мастера в частности, состоит в том, что ничто не должно препятствовать погружению в атмосферу сформировавшегося архитектурно-

художественного образа, который представляется как источник эмоций, помогающий достичь определенного душевного состояния. В экстерьере и интерьере наиболее известных творений Тадао Андо - церковь Света и музей «Титю», также прослеживается влияние на формирование духовного мира человека и воздействие на его чувства, психику и физиологию.

Концепция проекта церкви Света - духовность, религиозное слияние, общность религий, культур, природы и человека при уникальном ее расположении относительно сторон света с максимальным использованием солнечного света в утренние часы. При этом здание церкви имеет простую архитектурную форму - бетонный прямоугольник с прорезью, выполненной

в форме креста. Данное сочетание несет природное спокойствие и умиротворение, задача - огородить прихожан от волнений внешней мирской жизни и направить их на поиск внутренней духовности и красоты.

Интерьер практически отсутствует: голые бетонные стены, грубые тёмного дерева полы и лавки, орган. Амвона также нет. Единственный композиционный акцент в интерьере - светопроем, олицетворяющий главный символ христианства. Солнечные лучи, проходящие через него, образуют горящий крест, символизирующий духовный путь или стремление души к Божественному свету из ограниченного темного пространства физического тела. Основная составляющая интерьера храма -его пустота, при помощи которой внимание не концентрируется на окружении, а переходит на мысли и ощущения прихожан.

Благодаря сочетанию естественного света с тёмными тонами бетона и дерева, достигается медитативное погружение в молитву и формируется философский, эмоциональный и интеллектуальный диалог архитектуры с человеком. Все сосредоточено на контрастах. Как и в традиционной японской архитектуре, свет противопоставляется темноте, сплошные бетонные стены - аскетизму интерьера, а прочность бетона - хрупкости стекла. Поэтому в качестве основной особенности архитектурного решения церкви можно выделить необработанную поверхность стен и отсутствие декораций, противопоставленные световому кресту, наполняющему Божественным светом пространство церкви.

Музей искусств Титю (СЫЛи ВуШзикап) является ярчайшим примером современной архитектуры, которая включает различные арт-объекты или площадки. Каждая площадка индивидуальна по-своему. Буквальный перевод «СЫЛи ВуШяикап» - «Музей искусств в земле». Это место, где ощущаются особые отношения между природой и человеком. Название музея основывается на его нахождении внутри холма. Концепция проекта автора была направлена на сохранение исторических пейзажей Внутреннего Моря.

Несмотря на необычное месторасположение данного архитектурного объекта, главным в подземном пространстве музея является естественный свет. При этом экстерьер музея идеально сочетается с внешней средой, сохраняя равновесие между используемыми строительными материалами и светом [4]. Центральным художественным элементом музейного комплекса, его центром притяжения, является овальный зал, находящийся под открытым небом и расположенный на вершине холма. К тому же, мастер разместил полностью открытую часть крыши в виде эллипса над бассейном, который получил название «Пруд размышлений». Данный прием позволил накрыть данное пространство исключительно дневным светом. При этом в здание попадают прямые солнечные лучи, которые посредством естественной интерференции отражаются от зеркальной глади воды, не заполняя полностью зал (обратный эффект). Основной акцент на свет и тени в бликах воды.

Другое грандиозное, с точки зрения исследуемой темы, помещение музея, требующее внимания - белый зал, в котором размещена картина Клода Моне. Любоваться шедевром можно только при естественном освещении. В этом случае для максимального восприятия объекта культуры, стены зала специально были покрыты идеально белой штукатуркой, а естественное освещение пришлось организовать особым образом. В пространстве белого зала не используется прямой солнечный свет, а только его отражение. Такое решение представляет некоторую неопределенность исходящего света. И это главный принцип мастера, благодаря которому Та-дао Андо создал пространство, на самом деле довольно компактное, но кажущееся невероятно глубоким.

На основании проведенного архитектурного анализа можно констатировать, что на протяжении долгого времени в истории архитектуры отношения архитекто-

ров и естественного освещения не переступали границу практической необходимости. При этом роль света в формировании архитектурной среды достаточно велика. Подтверждением является творчество Тадао Андо - мастера, который во всех своих проектах, на концептуальном уровне, по-новому выстраивает взаимосвязи между светом и тенью. В его творениях световые решения отодвигают цвет на второй план, представляя пространство спокойных тонов и неагрессивных красок. Он использует простые формы, перенося внимание на световое решение проекта. В его работах минималистичность конструктивных решений, а также строительных и отделочных материалов позволяет очистить и выделить силу света, сделав ее основным проектным композиционным акцентом. Уникальное расположение всех архитектурных объектов относительно сторон света позволяет максимально наполнить интерьеры зданий рассеянным солнечным светом, а планировочные решения, построенные на контрастах, выделяют смысловое наполнение архитектурной среды. Свет при взаимодействии с пустотой, позволяет перенести внимание с окружения на мысли и индивидуальные ощущения. Благодаря сочетанию естественного света и тональности разных строительных материалов, достигается медитативное погружение и формируется философский, эмоциональный и интеллектуальный диалог архитектуры с человеком.

Поэтому, современным архитекторам необходимо овладеть всем спектром приемов и решений, связанных с художественно-эстетическими возможностями использования естественного освещения [5], раскрывающего художественные возможности использования естественного освещения в формировании архитектурного пространства [6], позволяющего человеку погрузиться в диалог со средой и почувствовать себя ее частью.

Библиографический список:

1. Федоров О.П., Глазунова В.Ю. Классификация приемов светотеневого моделирования фасадов в современной Архитектуре // Современное строительство и архитектура. -2018. - № 2 (10). - С. 8-11.

2. Насыбуллина Р.А. Архитектурно-художественная роль естественного света в формировании внутреннего пространства зданий в современной архитектуре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - Самара, 2017.

3. Коновалова Н.А. Разделение функций света в архитектуре Японии. // ACADEMIA. Архитектура и строительство. - 2009. - № 5. - С. 29-32.

4. Дробчак В.Г., Глобин Д.А., Рыбак М.С. Экологические проблемы городской среды и способы их решения // Научно-практический электронный журнал Оригинальные исследования (ОРИС)

5. МельниковаЕ.А., Донцова М.Г., Фёдоров О.П.Архитектурные приемы и решения при проектировании экоустойчивой архитектуры // В сборнике: Актуальные проблемы архитектуры. Материалы 70-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - С. 229-233.

6. Федоров О.П., Алексеева Д.В., Беджанян А.Г. Свет как средство выразительности в архитектуре в различные исторические периоды. Актуальные проблемы архитектуры: материалы 68-й Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и докторантов // СПбГАСУ. - В 2 ч. Ч. 1. - СПб., 2015. - С. 185-189.

THE ROLE OF LIGHT IN THEFORMATIONOFTHE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF TADAO ANDO)

A.A. Bazhenova, Student A.A. Suvorova, Student

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. In modern architecture, the use of various techniques that reveal a special perception of the internal space of buildings is of particular relevance. In this regard, the article examines the role of lighting solutions in the formation of architectural and artistic image of the internal environment of architectural objects, through architectural analysis and determination of priority solutions for the use of natural lighting. The objects of study are: the Church of Light and «Museum of art in the land».

Keywords: natural lighting, chiaroscuro modeling, lighting solutions, architectural and artistic image, architecture of Japan, Tadao Ando.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.