Научная статья на тему 'Формирование световой среды в архитектуре на примере византийской купольной базилики: Айя-София'

Формирование световой среды в архитектуре на примере византийской купольной базилики: Айя-София Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
446
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свет / естественное освещение / искусственное освещение / АйяСофия / архитектура Византии / храм / купол / light / natural light / artificial light / Hagia Sophia / Byzantine architecture / light environment / domed basilica

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. А. Носова, А. С. Панченко

В статье рассматриваются приемы световой композиции в храме АйяСофия, выявленные путем анализа внутреннего и внешнего освещения в связи с первоначальным замыслом античных архитекторов. В процессе изучения был выполнен разбор научных и технологических, а также литургических представлений данного времени о сущности и значении света на основе византийских экфрасисов. Так же рассмотрено формирование естественного и искусственного света: его функция, символика, идея, структура и восприятие образа. Произведено исследование композиции световых устройств и структуры световых зон в пространстве византийского храма. Выбор для изучения собора Айя-София обусловлен, прежде всего, большой выразительностью световых приемов. В результате был сделан вывод, что освещение византийской базилики выполняет не только служебную функцию, но и является важнейшей частью первичного архитектурного и художественного замысла памятника ранневизантийской архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE LIGHT ENVIRONMENT IN ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF THE BYZANTINE DOMED BASILICA: HAGIA SOPHIA

The article deals with the methods of light composition in the temple of Hagia Sophia, revealed by the analysis of internal and external lighting in connection with the original plan of ancient architects. In the process of studying, the analysis of scientific, technological and liturgical representations of this time about the essence and meaning of light which is based on Byzantine ecphrasies was carried out. Also the creation of natural and artificial light is analyzed through its function, symbolism, idea, structure and perception of the image. We studied the composition of light devices and the structure of zones in the space of the Byzantine temple. We chose to take the Hagia Sophia Cathedral as an example because of the great expressiveness of lighting techniques. As a result, it was concluded that the lighting of the Basilica performs not only the utility function, but it also is an important part of the primary architectural and artistic design of the monument of early Byzantine architecture.

Текст научной работы на тему «Формирование световой среды в архитектуре на примере византийской купольной базилики: Айя-София»

ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ БАЗИЛИКИ: АЙЯ-СОФИЯ

А.А. Носова, студент А.С. Панченко, студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11781

Аннотация. В статье рассматриваются приемы световой композиции в храме Айя-София, выявленные путем анализа внутреннего и внешнего освещения в связи с первоначальным замыслом античных архитекторов. В процессе изучения был выполнен разбор научных и технологических, а также литургических представлений данного времени о сущности и значении света на основе византийских экфрасисов. Так же рассмотрено формирование естественного и искусственного света: его функция, символика, идея, структура и восприятие образа. Произведено исследование композиции световых устройств и структуры световых зон в пространстве византийского храма. Выбор для изучения собора Айя-София обусловлен, прежде всего, большой выразительностью световых приемов. В результате был сделан вывод, что освещение византийской базилики выполняет не только служебную функцию, но и является важнейшей частью первичного архитектурного и художественного замысла памятника ранневизантийской архитектуры.

Ключевые слова: свет, естественное освещение, искусственное освещение, Айя-София, архитектура Византии, храм, купол.

Именно свет является одним из самых выразительных художественных приемов в архитектуре. Его можно сравнить с кистью в руках зодчего, которая указывает глазу, как читать пространство, управляет движением человеческого сознания. Он оживляет декорации, создает характерность поверхности, подчеркивает фактуру и массу. Освещение - определяющий фактор и характеристика восприятия архитектурного пространства человеком. Поэтому, изучение приемов работы со светом необходимо для создания гармоничной архитектуры и должно иметь комплексный характер [1].

Актуальность темы формирования световой среды в архитектуре Св. Софии имеет несколько аспектов и обусловлена рядом причин. В первую очередь, это неполная исследованность заданной проблематики в современной науке. Несмотря на то, что за последние годы отмечается и анализируется важность света в восприятии архитектуры и пространства, исследования намного реже затрагивают вопросы о его роли в архитектуре с позиции первичного замысла и технологии созда-

ния. Данная статья может быть полезна архитекторам и реставраторам - при создании современных храмовых пространств, изучении частных приемов и восстановлении первоначального светового эффекта в древних соборах. Важным фактором для выбора темы исследования послужило существование письменных документов и экфрасисов VI века [2], располагающих значительной информацией для понимания первоначального устройства света в базилике Айя-София.

Вопрос о роли света в византийской купольной базилике является сложной, но интересной исторической проблемой. «Свет» - одно из главных понятий для всей христианской духовной жизни. Очевидна его высокая значимость и в эстетике древнего государства. Тема света затрагивается во многих общих изданиях по искусству Византии, например, в трудах В.Н. Лазарева [3], С.С. Аверинцева [4]. Однако материалов специально посвященных данной теме немного. Здесь стоит отметить работы по византийской эстетике П. Михелиса [5] и Дж. Мэтью [6], - причем характерным примером часто была

именно Св. София Константинопольская. Основные утверждения заключаются в том, что в базиликах древней Византии существовала сложная, детально разработанная система организации света, которая была напрямую связана с богослужением [4]. Так, многие службы того времени совершались ночью, и в темноте оконные откосы отражали свет таким образом, что казалось, будто в куполе висит светящееся облако.

Если говорить об искусственном освещении, то речь идет об усилении его роли в поздний период в связи с увеличением мистических стремлений и повышением значимости ночного богослужения. Но при этом важно заметить, что расположение светильников подчинялось потребности, в первую очередь, акцентировать внимание на особо значимых помещениях и образах.

При проектировке первоначального купола главной целью было создание ряда оптических эффектов, обладающих эстетической красотой и содержащих определенную смысловую нагрузку и при этом обеспечивающих наилучшее освещение интерьера максимально продолжительное время. Хорошо продуманный выбор ориентации храма (небольшой уклон оси Запад-Восток) так же был на это нацелен. Таким образом, проблема освещения, вышедшая за пределы практической и доходящая до литургического и эстетического значения, по большей части, подчинила себе конструктивно-изобразительную идею храма Айя-София.

Храмовую архитектуру невозможно отделить от религиозных и ритуальных действ. Именно поэтому, естественный и искусственный свет, оставаясь инженерным и художественным средством, обретает новое свойство - свойство проводника смысла, которое подчиняет себе другие преимущества и возможности света, а так же играет репрезентативную роль, ярко характеризуя уникальность эпохи.

Расцветом ранневизантийской архитектуры стало время царствования императора Юстиниана I (20-60 гг. VI в.). На этот период приходится развитие системы купольной базилики, которая отличается менее вытянутым главным нефом, перекры-

тым куполом без трансепта. Айя-София является именно купольной базиликой, она была построена по приказу Юстиниана I на месте сгоревшей церкви императора Феодосия II и по замыслу правителя должна была стать украшением столицы и выражением величия империи. Показательно то, что Юстиниан был не только заказчиком, но и создателем светового пространства Св. Софии и для реализации своего замысла он пригласил двух выдающихся архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Таким образом, та световая композиция в интерьере базилики, которая может показаться, на первый взгляд, совершенно случайной, определенно входила в число предпочтений, которые были определены императором еще на этапе зарождения и планирования постройки.

Витрувий в своем трактате «Об Архитектуре» [7] определяет для архитектора необходимость быть хорошо осведомленным в математике, геометрии, оптике и астрономии. Эта работа служит подтверждением наличия культурных и эксплицированных инженерных аспектов и существования широкого и универсального архитектурного образования в античном государстве. Анфимий и Исидор имели большие познания в позднеантичных научных дисциплинах, связанных со светом. Ими были изучены точные науки, более того, сами они являлись известными математиками. Но апогеем всех исследованных направлений византийской оптической традиции является авторская научная работа Анфимия. В своем трактате «О зажигательных зеркалах и других механических устройствах» он формулирует собственные методы того, как направить свет в определенную точку с помощью зеркал. Необходимо заставить луч солнца падать на данное место, не сдвигаясь в любое время дня или года [8]. Одной из задач его теоретических разработок становится поиск конкретного положения и формы зеркал, для сбора солнечных лучей и вызывания возгорания. Математические принципы направления солнечных лучей зеркалами, установленные в трактате зодчего, были применены в проектировании первона-

чального купола Святой Софии. Откосы его сорока окон были выложены золотой и серебряной мозаикой таким образом, что они работали как отражатели.

В интерьере собора, благодаря форме и расположению окон, а также равновесию между несомыми и несущими конструкциями, образуется система иерархически освещенных пространств. Айя-София имеет развитую систему окон: свет попадает во внутреннее пространство через купол, полукупола и апсиду. Степень освещенности или затененности разных частей храма меняется в зависимости от количества, формы и размера светопроемов. Величина заглубления оконного проема в значительной степени определяет светотеневые характеристики откосов и оконной плоскости, определяет интенсивность и характер падающей тени [9].

Для понимания световой композиции храма в целом нужно по отдельности рассмотреть несколько важных ее элементов. Ключевым компонентом, играющим огромную роль в восприятии освещения наоса Св. Софии, является светоносный купол, который неоднократно перестраивался после обрушений в 557-562, 989 и 134656 гг. Сейчас кривизна купола значительно меньше, чем была изначально, следовательно, изменились и первичные световые характеристики наоса. Изначальная кривизна купола, а также наклон софитов и подоконников купольных окон создавали более явный эффект свечения подкуполь-ного пространства, что видно из описаний впечатления мерцания и «парения» купола Св. Софии в трактате Прокопия Кесарий-ского «О постройках» VI в. Чуть менее явно этот эффект проявляется в системе полукуполов, обрамляющих подкупольное пространство.

Один из структурных принципов Св. Софии можно определить как иерархическую трехмерную систему центра и его оболочки, созданную с помощью освещения. Прослеживается градация света между внутренними зонами галерей, боко-

вых нефов и центральным подкупольным пространством храма. Более простое «античное» пространство галерей оказывает умиротворяющее воздействие, в то время как основное пространство собора наполнено невероятными световыми эффектами, сложным и неповторимым соединением прямого и отраженного света. Можно заметить, что в интерьере собора происходит плавный переход по вертикали от более затемненного уровня боковых нефов, обрамленных колоннадами, через более светлый уровень галерей к сияющим сводам. Движение из теневой зоны в освещенный наос как бы символизирует приближение к совершенству. Таким образом, освещение главного нефа поражает и создает впечатление непостижимости по сравнению с «зальными» пространствами галерей.

Другой структурный принцип драматургии освещения в базилике проявляется в отождествлении систем дневного света и ночного. Вертикально вытянутые цепи символизируют лучи солнца, проникающие в храм благодаря специально продуманной структуре окон. Их расположение представляет собой нисходящую систему концентрических «кругов» из светопро-емов, как будто «надетую» на прямоугольную структуру храма. Структурной формой - образцом расположения оконных проемов является «хоровод» окон в основании купола, от которого «расходятся» остальные ряды светопроемов.

Кроме развитой системы естественного света в храме Айя-София существовала также интересная и ныне утраченная система искусственного освещения [2]. Ночью пространство храма освещалось огромным количеством светильников, многие из которых имели форму кораблей и деревьев. Днём можно было видеть висящие под куполом сто пятьдесят паникадил (особые плоские люстры); они вращались, тем самым создавался ещё и образ вращающегося света.

Рис. 1. Аксонометрическая схема собора Айя-София с выделением световых зон (градации естественного света)

Волнообразно расположенные вдоль главного нефа единичные светильники отождествляются с изменчивым приглушенным светом, пробивающимся через колоннады галерей днем. Типология светильников в соборе отличалась разнообразием, а их количество и роскошь соответствовали грандиозности замысла. При восстановлении декораций интерьера Св. Софии можно утверждать, что выбор почти всех материалов для интерьера собора проводился с точки зрения их потенциала к усилению световых эффектов, связанных как с естественным, так и с искусственным освещением. И многочисленные мозаики, и полированные мраморы, и блестящие литургические предметы из золота и серебра - все это принимало участие в создании фантастической световой картины в пространстве храма. Свет в соборе Св. Софии принимает облик оживляющего и объединяющего начала, а сам храм превращается в непрерывно работающую световую систему, символ Вечного круговращения вселенной, пронзенной тысячью божественных лучей. Система оконных проемов, солнечных лучей и освещенных пространств производит впечатление светового «каркаса» храма, на который сверху «надета» каменная оболочка. Парадок-

сально, но свет здесь является основным инструментом конструирования среды и, вместе с тем, главной целью этого конструирования.

Итак, важнейшей чертой архитектурно-художественного замысла Св. Софии является применение эффектов яркого акцентного, мягкого рассеянного, скользящего, заливающего и приглушенного глубинного и отраженного света, которые достигаются с помощью специальных приемов строительства, декорации и устройства осветительной арматуры, такой как лампадофоры и подсвечники. Можно сделать вывод, что Айя-София является одним из примеров максимальной осознанности и содержательности свето-пространственной структуры.

Проанализировав экфрасис «Описание храма Св. Софии» [2], можно более ясно представить, как в Византии VI в. воспринимали свет в пространстве собора и какую роль он должен был играть по замыслу его создателей. Архитектуру можно по праву назвать объемно-пространственным искусством. Ее главная задача - создать не только искусственную материальную, но и духовную среду для обитания человека [10].

Световой образ архитектурного ансамбля храма

Рис. 2. Свето-пространственная структура храма Айя-София

В отрывке из поэмы Силенциария [2], посвященном лампадам византийской базилики, можно увидеть отсылку автора к идее Божественного Света. Павел не просто описывает светильники, но стремится создать яркий образ огня и света, которым наполнен храм. Автор полагал, что восприятие света призвано быть целостным и соединять в едином образе красоту играющих на солнце мозаик, мерцание мраморов, золотых и серебряных украшений, света лампад.

Тем не менее, чтобы правильно воспринимать свет в Св. Софии, необходимо «умное зрение», позволяющее постичь тот духовный смысл, который несет в себе сложное пространство храма. Образы света в экфрасисе VI века [2] образуют ассо-

нас к образу Божественной мудрости. Благодаря своей сложной драматургии света собор воплощает в себе образ одновременно и мира, и души.

В результате проведенного анализа можно прийти к выводу, что создатели Айя-София воспринимали свет как важнейшую часть всего архитектурно-художественного замысла и образа собора.

Свет, являясь категорией философии и богословия во времена создания собора Айя-София, занимал центральное место в концепции храма, служил для архитекторов первичным, а не второстепенным элементом и фактором, из чего следует неслучайный выбор зодчих - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, выдающихся специалистов в оптике и геометрии отражений.

циативный ряд, неизбежно отсылающий

Библиографический список

1. Федоров О.П. Свет как средство выразительности в архитектуре в различные исторические периоды / О.П. Федоров, Д.В. Алексеева, А.Г. Беджанян // Актуальные проблемы архитектуры: материалы 68-й Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и докторантов. СПбГАСУ. - В 2 ч. Ч. 1. - СПб., 2015. - С. 185-189.

2. Александрова Т.Л. «Экфрасис Св. Софии» Павла Силенциария и предшествующая поэтическая традиция / БШ^а Ыйегагцш. - 2019. - Т. 4, № 1. - С. 70-85.

3. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы / отв. ред. В.Л. Янин, ред.-сост. Э.С. Смирнова; [АН СССР. Отделение истории]. - М.: Наука, 1978. - 336 с.

4. Аверинцев С. С. Византийская литература IX-XII вв. / История всемирной литературы: В 8 томах // АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. - 1984. - С. 351-359.

5. Michelis Panagiotis Andreon. An Aesthetic approach to Byzantine Ast London, Batsford, 1955. - S. 228-249.

6. Mathew G. Byzantine aesthetics / Viking Press; 1st American Edition edition, Murray, London, 1964. - 189 p.

7. Витрувий. «Десять книг об Архитектуре» / Пер. Ф.А. Петровского. - М.: Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»), 1936. - Т. 1.

8. Зубов В.П. Анфимий Тралльский и Исидор Милетский // Труды по истории и теории архитектуры. - М., 2000. - С. 28-31.

9. Федоров О.П. Классификация приемов светотеневого моделирования фасадов в современной архитектуре / О.П. Федоров, В.Ю. Глазунова // Современное строительство и архитектура. - 2018. - №2 (10). - С. 8-11.

10. Томова А.А. Поэзия света и формы в творчестве Луиса Кана / А.А. Томова, С.А. Кропачева // Colloquium-journal. - 2019. - №10-1 (34). - С. 30-34.

CREATION OF THE LIGHT ENVIRONMENT IN ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF THE BYZANTINE DOMED BASILICA: HAGIA SOPHIA

A.A. Nosova, Student A.S. Panchenko, Student

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article deals with the methods of light composition in the temple of Hagia Sophia, revealed by the analysis of internal and external lighting in connection with the original plan of ancient architects. In the process of studying, the analysis of scientific, technological and liturgical representations of this time about the essence and meaning of light which is based on Byzantine ecphrasies was carried out. Also the creation of natural and artificial light is analyzed through its function, symbolism, idea, structure and perception of the image. We studied the composition of light devices and the structure of zones in the space of the Byzantine temple. We chose to take the Hagia Sophia Cathedral as an example because of the great expressiveness of lighting techniques. As a result, it was concluded that the lighting of the Basilica performs not only the utility function, but it also is an important part of the primary architectural and artistic design of the monument of early Byzantine architecture.

Keywords: light, natural light, artificial light, Hagia Sophia, Byzantine architecture, light environment, domed basilica.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.