Научная статья на тему 'Возведение храма святого владимира в Киеве: к 900-летию крещения Руси'

Возведение храма святого владимира в Киеве: к 900-летию крещения Руси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ КИЕВА / ВОЗВЕДЕНИЕ ПАМЯТНИКА СВ. КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ / СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА И СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА / ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЕКТЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИИ / ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ / СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ И ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / RECONSTRUCTION OF KIEV / THE CONSTRUCTION OF THE MONUMENT TO THE SAINT PRINCE VLADIMIR / THE CREATION OF THE PROJECT AND THE CONSTRUCTION OF THE CATHEDRAL / CHANGES IN THE PROJECT / TECHNICAL CALCULATIONS FOR STRENGTHENING OF DESIGN / ESPECIALLY ARCHITECTURE / THE STYLISTIC UNITY OF BYZANTINE AND ANCIENT RUSSIAN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коненкова Алла Кирилловна

Возведение в Киеве во второй половине XIX в. собора, посвящённого святому благоверному князю Владимиру, было задумано митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым), а осуществлено в связи с идеей императора Николая I установить в Киеве памятник Крестителю Руси. В статье рассказывается об истории замысла, строительства и всех сложных обстоятельствах создания архитектурного проекта. В итоге многочисленных изменений и доработок конструкции собора, над которыми трудились архитекторы И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти, В. Н. Николаев, инженер-архитектор Р. Б. Бернгард, сложился своеобразный тип храма. В своей основе это традиционный крестовокупольный трёхнефный пятиглавый храм, характерный и для византийской архитектуры времени св. князя Владимира, и для русской архитектуры этого периода. В результате перепланировок план получил вытянутую форму, напоминающую трёхнефные византийские базилики. Впечатление протяжённости храма с востока на запад усиливают расположенные по углам западной части два дополнительных купола на невысоких, спрятанных в массиве храма башнях-колокольнях. Завершающие Владимирский собор семь куполов напоминают о традиционном для древнерусской архитектуры многоглавии, а достроенные с севера, юга и запада притворы подчёркивают крестообразность плана. Упрощая и приспосабливая к новым условиям первоначальный проект И. В. Штрома, архитекторы-соавторы сохранили его основную мысль, ярко выраженную в художественном образе собора: стилистическое единство культуры Византии и Руси и преемственность дальнейшего развития русской православной культуры от православной культуры Византии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The construction of Saint Vladimir Cathedral in Kyiv: anniversary of Rus Baptism

The construction of the Cathedral, dedicated to Saint Prince Vladimir in Kyiv in the second half of the XIX century, was conceived by the Metropolitan of Kiev and Galich Filaret (Amfiteatrov), and was implemented in connection with Emperor Nicholas I idea to establish the monument to the Baptizer of Rus in Kiev. The article tells about the history of the design, construction and all difficult circumstances of creating an architectural project. As the result of numerous changes and modifications in the construction of the Cathedral, worked out by the architects I. V. Shtrom, P. Sparro and A.V. Beretti, V. N. Nikolaev, an engineer-architect R. B. Bernhard, a peculiar type of the temple was developed. At its core it is a traditional five-domed three-nave cross-domed сhurch, typical for the Byzantine architecture of the time of St. Prince Vladimir and the Russian architecture of this period. As the result of replanning, it had an elongated shape, resembling a three-aisled Byzantine Basilica. The impression of the length of the temple from the East to the West is reinforced by two additional domes, located at the corners of the Western part on a low bell-towers, hidden in the array of the Cathedral. Seven domes of St. Vladimir's Cathedral are reminiscent of multi-domed churches, traditional for old Russian architecture. The North, South and West vestibules emphasize a crossed plan. Simplifying and adapting the initial draft of I. V. Shtrom to new conditions, architects are co-authors preserved its basic idea, which is clearly expressed in the image of the Cathedral: the stylistic unity of the culture of Byzantium and Rus ' and the continuity of further development of Russian Orthodox culture, the Orthodox culture of Byzantium.

Текст научной работы на тему «Возведение храма святого владимира в Киеве: к 900-летию крещения Руси»

УДК 726 ББК 85.113(2)

КоненковаАлла Кирилловна,

кандидат культурологии, профессор, ФГБОУВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинскийпроезд, д. 6, 129337г.Москва, Российская Федерация

E-mail:[email protected]

ВОЗВЕДЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ: К 900-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Аннотация: Возведение в Киеве во второй половине XIX в. собора, посвященного святому благоверному князю Владимиру, было задумано митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым), а осуществлено в связи с идеей императора Николая I установить в Киеве памятник Крестителю Руси. В статье рассказывается об истории замысла, строительства и всех сложных обстоятельствах создания архитектурного проекта. В итоге многочисленных изменений и доработок конструкции собора, над которыми трудились архитекторы И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти, В. Н. Николаев, инженер-архитектор Р. Б. Бернгард, сложился своеобразный тип храма. В своей основе это — традиционный крестовокупольный трёхнефный пятиглавый храм, характерный и для византийской архитектуры времени св. князя Владимира, и для русской архитектуры этого периода. В результате перепланировок план получил вытянутую форму, напоминающую трёхнефные византийские базилики. Впечатление протяжённости храма с востока на запад усиливают расположенные по углам западной части два дополнительных купола на невысоких, спрятанных в массиве храма башнях-колокольнях. Завершающие Владимирский собор семь куполов напоминают о традиционном для древнерусской архитектуры много-главии, а достроенные с севера, юга и запада притворы подчёркивают кресто-образность плана. Упрощая и приспосабливая к новым условиям первоначальный проект И. В. Штрома, архитекторы-соавторы сохранили его основную мысль, ярко выраженную в художественном образе собора: стилистическое единство культуры Византии и Руси и преемственность дальнейшего развития русской православной культуры от православной культуры Византии. Ключевые слова: реконструкция Киева, возведение памятника св. князю Владимиру, создание проекта и строительство собора, изменения в проекте, технические расчёты по укреплению конструкции, особенности архитектуры, стилистическое единство византийской и древнерусской архитектуры.

Возведение в Киеве во второй половине XIX в. собора, посвященного святому благоверному князю Владимиру, было задумано митрополитом Киевским

©КоненковаА. К.,2015

и Галицким Филаретом (Амфитеатровым), а осуществлено в связи с идеей императора Николая I установить в Киеве памятник равноапостольному князю — Крестителю Руси.

В 1830-е гг., осматривая святыни Киева, император обратил внимание на заштатный вид древнего города и отсутствие какого-либо значительного памятника князю Владимиру, имя которого связывали и с христианизацией Руси, и с установлением государственности России.

Тогда же была начата реконструкция города, его расчистка от ветхих, отживших свой век зданий. В 1834 г. после утверждения государем императором нового положения по устройству Киева было принято решение об открытии в память просветителя России целого ряда учебных заведений: Университета св. кн. Владимира, Киевской 2 гимназии, Благородного пансиона, Института благородных девиц. С 1837 г. — года закладки здания Университета — началось строительство и других новых общественных зданий, а в 1842 г. по проекту архитектора В. П. Стасова была построена Десятинная церковь на месте старой, основанной ещё в X в. св. князем Владимиром. В рамках проекта по благоустройству Киева в 1848 г. через Днепр был перекинут новый цепной мост, а в 1854 г. заложено здание Присутственных мест и городской театр. Кульминацией этого процесса создания нового архитектурного пространства города стало открытие в 1853 г. памятника св. равноапостольному князю Владимиру [7, с. 2-3].

Предварительно было подготовлено несколько вариантов монументального скульптурного памятника, из которых Николай I выбрал проект, выполненный к 1846 г. архитектором Константином Андреевичем Тоном. Постамент памятника представлял собой трёхъярусный центрический восьмигранный византийский баптистерий, где основание верхнего восьмигранника окружали восемь кокошников с килевидными архивольтами — типичная деталь московской архитектуры. Скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским был выполнен барельеф «Крещение киевлян», а Петром Карловичем Клодтом было осуществлено моделирование и отливка фигуры князя Владимира.

В 1852 г. памятник был установлен в Киеве и к митрополиту Филарету обратились с просьбой освятить его. Владыка отказался и выступил против установки памятника [8, с. 9]. Свою позицию он изложил в письме к императору, где отмечал, что нельзя устанавливать памятник-«идол» князю Владимиру Святославичу, известному тем, что он уничтожал языческие кумиры. Чтобы почтить память Крестителя Руси, он предложил по православной традиции возвести храм и просил разрешения начать сбор народных пожертвований на строительство. Николай I не стал спорить с мудрым митрополитом, к словам которого прислушивались киевляне, и дал разрешение на строительство собора, а памятник князю Владимиру был освящён духовенством ведомства обер-священника армии и флота [8, с. 9].

Тогда же был опубликован Указ, который гласил: «По всеподданнейшему докладу Обер-Прокурора, графа Николая Александровича Протасова, Государь Император, 12 июля, Высочайше утвердил определение Святейшего Синода от

28 июня относительно сооружения в Киеве соборного храма во имя Просветителя России, Святого Равноапостольного князя Владимира» [7, с. 6].

В сентябре 1852 г. по предложению митрополита Филарета Киевской Духовной Консисторией был организован комитет по строительству собора, состоявший в основном из представителей Киево-Печерской лавры. 4 ноября 1852 г. митрополит Филарет обратился с Воззванием ко всем митрополитам, архиепископам, генерал-губернаторам, губернаторам: «...в богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия, во имя святого Равноапостольного князя Владимира, приличного священнейшей и любезнейшей всякому русскому сердцу памяти его. В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви...» [Цит. по:7,с.7].

Архитектор собора также был выбран митрополитом Филаретом: он обратился к Ивану Васильевичу Штрому (1822-1887), занимавшемуся тогда в Киеве строительством здания Кадетского корпуса. Архитектор Штром был выпускником Петербургской Императорской академии художеств, где учился с 1838 по 1842 г. и по завершении обучения получил звание свободного художника-архитектора. Окончив Академию, он поступил на службу по Военному ведомству и принимал участие в строительстве Гатчинского Императорского дворца и гатчинского соборного храма, а затем работал в Афинах по сооружению храма при русском посольстве под руководством архимандрита Антонина Капустина, будущего начальника Русской духовной миссии на Святой земле. Как сообщают документы, первыми значительными работами Штрома стали именно работы, выполненные им в Киеве: здание Кадетского корпуса, Киевский театр, здание Присутственных мест, Лютеранская кирха Св. Екатерины на Лютеранской улице [7, с. 7-8]. По данным историка киевской архитектуры Владимира Григорьевича Леонтовича, проект Владимирского собора был составлен в 1858 г. и утверждён Священным Синодом в 1859 [5].

По проекту собор представлял собой грандиозное здание в форме креста с 13 куполами. Сохранившийся рисунок Штрома представляет храм с западной стороны и наглядно показывает конструктивные особенности и стилистику его архитектурных форм. Архитектура храма ориентируется на время крещения св. князя Владимира, приходящееся на средневизантийский период (1Х-Х1 вв.), когда в архитектуре получила распространение конструкция храмов типа «вписанного креста». Соответственно этому, каждый фасад храма по проекту Штрома имел значительно выделенное в высоту центральное прясло, которое к тому же было шире боковых. В полуциркульные закомары, завершающие каждое прясло, вписаны типично византийские трёх- и двухчастные окна. Световые барабаны глав собора также спроектированы с характерными для Византии полуциркульными аркадами, обрамляющими окна. Как и в византийских церквах, каждая полуциркульная арочка «находит» на часть купола, образуя окружающую главку изящную аркаду. Полуциркульные купола собора представляют собой вариант ребристого купольного свода, также

часто применявшегося в византийских храмах. Кроме обращения к традициям архитектуры Византии, Штром в своём проекте подчеркнул и преемственность с древнерусской архитектурой Киевской Руси: число куполов вызывало ассоциации с самым древним сохранившимся в Киеве собором — собором св. Софии. К тому же с помощью кладки воспроизводилось впечатление полосатой декоративной поверхности стен Софийского собора, создаваемой характерной для того времени так называемой кладки «с утопленным рядом». Таким образом, спроектированный Штромом собор воссоздавал архитектурный образ Древней Руси времени Крещения её св. князем Владимиром, подчёркивая неразрывную связь культуры того времени с культурой Византии. За эту работу Штром был удостоен звания академика архитектуры.

После кончины митрополита Филарета сбор средств на строительство осуществлялся гораздо медленнее, и нужного количества денег собрать не удалось. В связи с этим преемник митрополита Филарета митрополит Исидор (Никольский) был вынужден удешевить проект и обратился в 1860 г. к епархиальному архитектору Павлу Ивановичу Спарро (1814-1887) с просьбой упростить конструкцию. В своём проекте Спарро убрал концы креста, несколько уменьшил центральную часть собора и сократил количество куполов: вместо тринадцати их стало семь. Комментируя свой проект, Спарро заметил: «Будет не крест, а корабль, хоть и не так длинен» [1, с. 5]. Ссылаясь на занятость, Спарро отказался руководить постройкой храма [3, с. 10].

Проект Спарро очень не понравился назначенному в 1960 г. новому митрополиту Киевскому и Галицкому Арсению (Москвину), отметившему, что по этому проекту получается не собор, а модель собора [2, с. 2]. В 1861 г., по его просьбе, составить новый проект было поручено академику архитектуры Александру Викентьевичу Беретти (1816-1895).

Закладка собора по изменённому Беретти проекту состоялась 15 июля 1862 г. Окончательный проект сохранил основное направление мысли Штрома в конструкции храма и созданный им художественный образ. Изменения касались общего масштаба здания, были убраны боковые выступы, придававшие плану крестообразную форму, уменьшилось количество куполов. Беретти расширил план Спарро за счёт уменьшения массивности столбов, увеличения длины собора и пропорционального увеличения всего здания. В целом был уменьшен вес всей завершающей собор части, к тому же стали более тонкими стены. Беретти перенёс место закладки собора, отодвинув его от проходившей рядом дороги, справедливо отметив, что на новом месте он будет хорошо виден для проезжающих. Перенесение места строительства позволило в дальнейшем сделать пристройки, украсившие собор [2, с. 2].

До 1866 г. собор возводился без задержек, но, когда работа дошла до завершения куполов, стены не выдержали тяжести сводов и дали значительные трещины. Работы были остановлены. Для изучения ситуации была назначена комиссия и затребованы чертежи. Как утверждают источники, чертежей не оказалось, и их составляли уже по факту, по готовой постройке. Комиссия признала трещины незначительными, и был подготовлен и утверждён проект, по которому должны

были быть изменены размеры куполов, для чего их следовало разобрать. Работы были начаты в отсутствие Беретти, который находился тогда вместе с митрополитом Арсением в Петербурге. Возможно, как утверждал Беретти, разборку куполов производили неправильно, в результате чего трещины усилились, лопнули железные связи и разошлись опорные столбы [2, с. 7-9]. Строительство было вновь остановлено, а разбор технических нарушений затянулся и длился 9 лет до 1875 г., когда уже пришли в негодность и начали гнить строительные леса. Дело сдвинулось с места только благодаря вмешательству императора Александра II, повелевшему генерал-губернатору Киева А. М. Дондукову-Корсакову немедленно закончить строительство [7, с. 25-26].

Так как причины трещин до тех пор не были выяснены, из Санкт-Петербурга был вызван известный специалист по строительной механике и теории сводов, директор Института гражданских инженеров, профессор, инженер-архитектор Рудольф Богданович Бернгард (1819-1887).

Как писали современники, катастрофа при строительстве собора была очень тяжело воспринята А. В. Беретти. «Он всячески старался оправдаться, доказывал, что лопнула штукатурка, а не стены, обвинял в небрежности подрядчика, разбиравшего купол, хлопотал в Киеве, ездил в Петербург, то смирялся и признавал свою ошибку, то настойчиво заявлял о своей невиновности и требовал оставления за ним дальнейшего руководства работами...». Но, несмотря на все усилия, Беретти был отстранён от строительства собора, что очень пагубно отозвалось на его здоровье [1,с. 9].

Приехавший из Петербурга Бернгард предпринял капитальный труд, подробно рассчитав устойчивость стен и арок, составив обширный технический расчёт и необходимые чертежи, объединённые потом в большой альбом. Определив в точности причины повреждений, которые состояли в неправильном распределении линий силы тяжести нагрузки, он разработал способы надёжного укрепления здания: сделать боковые пристройки, устроить массивные контрфорсы, некоторые части разобрать и сложить заново, а внутри собора под хорами положить железные связи. Необходимая на достройку собора сумма немедленно была отпущена Министерством Внутренних Дел, и в июле 1876 г. вновь приступили к работам, которые закончились к 1883 г. [1, с. 10]. Укрепление здания собора и его достройку по рекомендации Бернгарда производил киевский архитектор, академик архитектуры Владимир Николаевич Николаев (1847-1911).

В источниках, описывающих историю строительства собора, сообщается, что в ходе работ пришлось многое внутри разобрать и переложить заново, несколько раз возникала опасность, что здание могло обрушиться, похоронив под своими развалинами строителей. Внешние несущие стены были дополнительно укреплены пристройками и контрфорсами, а также боковыми нефами, проект которых был разработан архитектором В. Н. Николаевым. Был надстроен главный купол и своды на малых куполах [7, с. 27-29; 4, с. 678-681]. Впечатление базиликальности плана ещё более усилилось.

К 1882 г. строительство храма было в основном закончено, и встал вопрос о его внутренней отделке и росписях. 12 апреля этого же года на заседании Церковно-Археологического общества профессор Киевской духовной академии И. И. Малышевский дал характеристику сложившемуся архитектурному образу собора и сказал: «Строящийся в Киеве собор св. Владимира имеет особенное значение, как храм священно-монументальный, созидаемый в память св. просветителя России. <...> С грандиозностью сооружения в нем до известной степени воспроизведены черты стиля византийской архитектуры, и притом века Владимирова, благодаря тому, что удержан, по крайней мере в своей основе, тот план собора, который составлен был, по приглашению покойного киевского митрополита Филарета, архитектором академиков Штромом, одним из лучших тогда у нас знатоков византийской архитектуры. Тем более желательно, чтобы и по внутреннему устройству и убранству собор ответил указанному значению своему, чтобы во внутреннем устройстве его было, по возможности, соединено то, что могло бы служить к наиболее полному и выразительному напоминанию о св. князе, в честь которого сооружается храм, наглядно воспроизводя наиболее характерные черты его жизни и его великого христианско-просветительского подвига, а также и черты времени, в какое он жил и совершал свой подвиг» [6, с. 3-9].

На установленной при входе в собор мемориальной доске автором проекта указан только А. В. Беретти: фамилий И. В. Штрома и П. И. Спарро нет [5].

В итоге многочисленных изменений и доработок конструкции собора, над которыми работали опытные и хорошо знающие своё дело архитекторы, сложился своеобразный тип храма. В своей основе это — традиционный крестовокуполь-ный трёхнефный пятиглавый храм, характерный и для византийской архитектуры времени св. князя Владимира, и для русской архитектуры этого периода. В результате перепланировок план получил вытянутую форму, напоминающую трёхнеф-ные византийские базилики, что не противоречит архитектурному стилю Византии Х-Х1 вв., и напоминает, например, план церкви Успения Богоматери (XI в.) монастыря Дафни в Афинах. Впечатление протяжённости храма с востока на запад усиливают расположенные по углам западной части два дополнительных купола на невысоких, спрятанных в массиве храма башнях-колокольнях. Завершающие Владимирский собор семь куполов напоминают о традиционном для древнерусской архитектуры многоглавии, воссозданном ещё в первоначальном проекте храма архитектора Штрома, а достроенные с севера, юга и запада притворы подчёркивают крестообразность плана, также возвращая его к первоначальному замыслу. Внешний облик храма, как уже было отмечено многими исследователями, напоминает византийскую архитектуру. Но массивность и плотность общего силуэта здания, несомненно, сориентирована на уже построенную в 1842 г. по проекту архитектора Василия Петровича Стасова Десятинную церковь, воссоздающую в представлении XIX в. самую древнюю киевскую церковную постройку. Кроме уже упоминавшегося типично византийского построения световых барабанов и больших трёх-частных окон, о византийской архитектуре напоминает геометрическая чёткость архитектурных и декоративных форм Владимирского собора. Архитектор Штром

считался самым лучшим знатоком византийской архитектуры, поэтому, упрощая и приспосабливая к новым условиям его проект, архитекторы-соавторы сохранили его основную мысль, ярко выраженную в художественном образе собора: стилистическое единство культуры Византии и Руси и преемственность дальнейшего развития русской православной культуры от православной культуры Византии.

В 2007 г., характеризуя художественное своеобразие Владимирского собора, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл (а тогда ещё митрополит Смоленский и Калининградский) сказал: «Художники и архитекторы сумели создать храм, одно посещение которого может дать представление о Русском Православии» [3,с. 3-4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Александровский И. В. Собор св. Владимира в Киеве: Сооружение собора, внешний вид собора, отделка его. Киев: Тип. С. Кульженко, 1905. 137 с.

2 Беретти А. В. О строящемся соборе во имя св. Владимира в Киеве. Киев: Тип. Императ. ун-та Св. Владимира, 1884. 37 с.

3 Дедлов В. ЛКиевский Владимирский собор. Школьные воспоминания. М.: ООО «Книжный Дом», 2007. 184 с.

4 Крайний К. К., Степанова С. С. Владимира, равноапостольного князя, собор в Киеве II Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православ-наяэнциклопедия», 2004. T. VIII. С. 678-681.

5 Леонтович В. Г. Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы, работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг. Киев, 1961. Вып. 1. URL: http://www.alyoshin.ru/ Files/arhiv/leon_pre.html (датаобращения: 10.09.2015).

6 Петров Н. И. Из истории киевского Владимирского собора. Киев: Тип. Императ. ун-та Св. Владимира, 1898. 40 с.

7 Собор Св. кн. Владимира в Киеве. Киев: Изд-во С. В. Кульженко, 1898. 137 с.

8 Ужанов А. Е. Памятник самой России II Дедлов В. Л. Киевский Владимирский

собор. Школьные воспоминания. М.: Наука, 2007. С. 5-19.

***

Konenkova Alla Kirillovna,

PhD ofCultural studies, Professor, FSEIHPE «State Academy of Slavic culture», Khibinskypr. 6, 129337Moscow, RussianFederation E-mail: [email protected]

THE CONSTRUCTION OF SAINT VLADIMIR CATHEDRAL IN KYIV: 900 ANNIVERSARY OF RUS BAPTISM

Abstract: The construction of the Cathedral, dedicated to Saint Prince Vladimir in Kyiv in the second half of the XIX century, was conceived by the Metropolitan of Kiev and Galich Filaret (Amfiteatrov), and was implemented in connection with Emperor

Nicholas I idea to establish the monument to the Baptizer of Rus in Kiev. The article tells about the history of the design, construction and all difficult circumstances of creating an architectural project. As the result of numerous changes and modifications in the construction of the Cathedral, worked out by the architects I. V. Shtrom, P. Sparro and A.V. Beretti, V. N. Nikolaev, an engineer-architect R. B. Bernhard, a peculiar type of the temple was developed. At its core it is a traditional five-domed three-nave cross-domed church, typical for the Byzantine architecture of the time of St. Prince Vladimir and the Russian architecture of this period. As the result of replanning, it had an elongated shape, resembling a three-aisled Byzantine Basilica. The impression of the length of the temple from the East to the West is reinforced by two additional domes, located at the corners of the Western part on a low bell-towers, hidden in the array of the Cathedral. Seven domes of St. Vladimir's Cathedral are reminiscent of multi-domed churches, traditional for old Russian architecture. The North, South and West vestibules emphasize a crossed plan. Simplifying and adapting the initial draft of I. V. Shtrom to new conditions, architects are co-authors preserved its basic idea, which is clearly expressed in the image of the Cathedral: the stylistic unity of the culture of Byzantium and Rus ' and the continuity of further development of Russian Orthodox culture, the Orthodox culture ofByzantium.

Keywords: reconstruction of Kiev, the construction of the monument to the Saint Prince Vladimir, the creation of the project and the construction of the Cathedral, changes in the project, technical calculations for strengthening of design, especially architecture, the stylistic unity of Byzantine and ancient Russian architecture.

REFERENCES

1 Aleksandrovskii I. V. Sobor sv. Vladimira v Kieve: Sooruzhenie sobora, vneshnii vid sobora, otdelka ego [The Saint Vladimir Cathedral in Kiev: Building of the Cathedral, the appearance of the Cathedral, its decoration], Kiev, Tip. S. Kul'zhenko Publ., 1905. 137 p.

2 Beretti A. V. O stroiashchemsia sobore vo imia sv. Vladimira v Kieve [About newly built Cathedral of St. Vladimir in Kiev]. Kiev, Tip. Imperat. un-taSv. Vladimira Publ., 1884. 37 p.

3 Dedlov V. L. Kievskii Vladimirskii sobor. Shkol'nye vospominaniia [The Kiev Vladimir Cathedral. School memories]. Moscow, OOO «Knizhnyi Dom» Publ., 2007. 184 p.

4 Krainii K. K, Stepanova S. S. Vladimira, ravnoapostol'nogo kniazia, sobor v Kieve [The Cathedral of Vladimir, the Prince, Equal to the Apostles, in Kiev]. Pravoslavnaia entsiklopediia [The Orthodox encyclopedia]. Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr «Pravoslavnaia entsiklopediia» Publ., 2004, vol. VIII, pp. 678-681.

5 Leontovich V. G. Arkhitektory, inzhenery-stroiteli i skul'ptory, rabotavshie v Kieve v period s 1855-1925 gg [Architects, engineers, builders and sculptors who worked in Kyiv in the period from 1855-1925]. Kiev, 1961. Issue 1. Available at: http://www. alyoshin.ru/Files/arhiv/leon_pre.html (Accessed 10 September2015).

6 Petrov N. I. Iz istorii kievskogo Vladimirskogo sobora [From the history of the Kiev Vladimir Cathedral]. Kiev, Tip. Imperat. un-ta Sv. Vladimira Publ., 1898. 40 p.

7 Sobor Sv. kn. Vladimira v Kieve [St. Prince Vladimir Cathedral in Kiev]. Kiev, Izd-vo S. V. Kul'zhenko Publ., 1898. 137p.

8 Uzhanov A. E. Pamiatnik samoi Rossii [A monument to Russia]. Dedlov V. L. Kievskii Vladimirskii sobor. Shkol'nye vospominaniia [The Kiev Vladimir Cathedral. School memories]. Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 5-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.