Научная статья на тему 'ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ МИРОВЫХ УЧЁНЫХ'

ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ МИРОВЫХ УЧЁНЫХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Махтумкули / культура / поэзия

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Экезова С.

Великий туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка Махтумкули Фраги, 300-летие со дня рождения которого сегодня широко отмечается в Туркменистане, своими бессмертными творениями навечно остался в памяти народной. Его имя прочно заняло достойное место в ряду таких выдающихся мыслителей прошлого, как Фирдоуси и Рудаки, Навои и Низами, Данте и Шекспир, Руставели и Пушкин, чьё творчество составляет золотой фонд мировой литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ МИРОВЫХ УЧЁНЫХ»

силе воды озера Моллакара и источника Гарачагыл, сохранившихся в районе урочища Гяурли близ хребта Гарагез следах древнего верблюда, оставленных два с половиной миллиона лет назад и др.

В зале археологии на втором этаже музея экспонируются уникальные находки, сделанные на территории велаята, где учеными зафиксировано более ста археологических памятников разных эпох. Посетителей заинтересуют масштабные макеты архитектурных памятников, возведенных туркменскими зодчими в XIV-XV веках. Это мавзолеи ших-Овезберды и Махтум, посвященные видным деятелям тех времен. Особое внимание привлекают экспонаты эпохи бронзы, наскальные рисунки древних людей, обнаруженные в 60-ти километрах от поселка Махтумкули.

О великом историческом прошлом западного Туркменистана свидетельствует и крупнейший памятник средневекового Дехистана - городище Машад-Мисриан. Археологические находки в Дехистане свидетельствуют о высоком уровне развития городской культуры.

Один из самых больших экспозиционных залов - этнографический. Здесь представлены музыкальные инструменты, коллекция древних орудий труда, предметы обихода, ювелирные и ковровые изделия, старинная национальная одежда. Посетители могут увидеть керамическую мастерскую, оборудование для ткачества и многие другие бесценные экспонаты, являющиеся важными источниками в изучении истории и культуры западного региона страны. Список использованной литературы:

1. Нейтральный Туркменистан. №103. 15.05.2017.

2. Нейтральный Туркменистан. №101. 11.05.2018.

© Худайберенов Х., Гурбанназаров Г., Сейитназаров К., Гурбанназарова М., 2024

УДК 9

Экезова С.,

Преподаватель,

Балканабатская нефтяная средняя профессиональная школа госконцерна «Туркменнебит».

ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ МИРОВЫХ УЧЁНЫХ

Аннотация

Великий туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка Махтумкули Фраги, 300-летие со дня рождения которого сегодня широко отмечается в Туркменистане, своими бессмертными творениями навечно остался в памяти народной. Его имя прочно заняло достойное место в ряду таких выдающихся мыслителей прошлого, как Фирдоуси и Рудаки, Навои и Низами, Данте и Шекспир, Руставели и Пушкин, чьё творчество составляет золотой фонд мировой литературы.

Ключевые слова: Махтумкули, культура, поэзия,

В своё время поэзия Махтумкули открыла новую, яркую и впечатляющую страницу истории туркменской литературы, явилась живительным источником вдохновения для последующей замечательной плеяды выдающихся туркменских поэтов-классиков - Кемине, Молланепеса, Сейди и Зелили.

Поэт сумел выразить лучшие стремления передовых умов своего времени, думы и чаяния народа. В свой поэтических мир он сумел вобрать все краски и богатство народного творчества, расширил и

пополнил его, внёс много нового и своеобразного. Поэзия поэта выдержала суровое испытание временем, дошла до наших дней в своей магической и покоряющей чистоте, потрясая глубокими мыслями и чувствами.

К сожалению, многие рукописи поэта исчезли ещё при его жизни, до нас же лирика Махтумкули в устной передаче народных бахши, чей репертуар передавался из поколения в поколение.

Сведения о жизни Махтумкули специалистами и литературоведами в основном восстанавливались по его стихам, народным сказаниям и легендам. В немалой степени способствовало этому и то, что сохранившиеся произведения поэта по истечении времени печатались типографиями и издательствами по всему миру.

Одним из первых издателей стихотворений поэта можно считать исследователя, учёного и литератора Александра Ходзько-Борейко. В 1842 году в Лондоне он опубликовал три стихотворения Махтумкули. Именно с этого момента и начинается непрерывающийся и поныне книжный путь лирики Махтумкули, составляющий самостоятельную, оригинальную ветвь в истории общего мирового книгопечатания. Вслед за этим, венгерский учёный А. Вамбери, русские учёные Ф. Бакулин и И. Березин издают произведения туркменского поэта и исследуют их в своих научных трудах.

Однако, по-настоящему творчество великого поэта Востока стало достоянием массового читателя только с начала ХХ века, когда были опубликованы сборники его произведений. И первым это сделал известный востоковед Н. Остроумов, опубликовавший в 1907 году цикл (сборник) стихотворений Махтумкули. Можно смело утверждать, что именно с этого момента началось издание стихотворений поэта в самых различных типографиях и издательствах мира.

Для нас, сегодняшних читателей и ценителей лирики Махтумкули, понятно и радостно, что в Узбекистане принимают решение о широком праздновании юбилея поэта на самом высоком уровне. Ещё в 1911 году именно в Ташкенте в частной типографии Г. Арифджанова печатаются стихи и издаётся один первых сборников произведений Махтумкули под названием «Рассказы о тридцати двух семенах и Махтумкули». Действительно отрадно, что Махтумкули реально стал любимым поэтом и для узбекского народа.

Ровно через год следующим издателем стихотворений Махтумкули становится его земляк, туркменский просветитель А. Ниязи, который напечатал сборник стихов поэта в астраханской частной типографии А. Аманова. Учёные и исследователи творчества великого поэта полагают, что одним из ранних изданий поэта дореволюционного периода, в который вошло около двухсот стихотворений Махтумкули, стал сборник под названием «Диван Махтумкули», выпущенный в Бухаре в 1914 году.

В целом же распространение книгопечатания в Средней Азии и возникновение местных частных литографий, открыли новую страницу в издании произведений туркменских авторов. В немалой степени способствовало этому и возникновение в 80-ые годы XIX века книгоиздательского дела на территории самого Туркменистана. В тот период в отличие от остальных крупных городов Средней Азии, таких как Хива, Ташкент, Самарканд, Бухара, в Ашхабаде (тогда Асхабад) книг на туркменском языке и других восточных языках издавалось не так много. А первые туркменские книгоиздатели и книготорговцы Мирзахид Мирсадык оглы, Гурбанберды Гургенли и Абдурахман Ниязи на свои средства изначально печатали произведения туркменских классиков в активно действовавшей тогда в Ташкенте типографии (литографии) Г. Арифджанова. К примеру, книга стихов Махтумкули «Рассказы о тридцати двух семенах и Махтумкули», выпущенная отдельным изданием, переиздавалась здесь несколько раз.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в досоветское время стихотворные издания произведений Махтумкули пользовались большой популярностью и в немалой степени содействовали распространению его произведений среди населения региона. Но всё же серьёзное, научное исследование литературного наследия поэта осуществлялось в советский период. В этом плане одним из первых огромный вклад в изучение туркменской литературы, в том числе произведений Махтумкули, внёс

академик А. Самойлович. Им был составлен обширный «Указатель к песням Махтумкули», в который вошло более 190 лирических произведений поэта. Эта работа Самойловича стала для туркменских последователей учёного одной из отправных базовых работ к изучению особенностей произведений Махтумкули. В частности, изданный в 1926 году в Туркменистане сборник произведений Махтумкули свидетельствовал, во-первых, о том, что молодое государство, наряду с другими важнейшими вопросами своего существования, уделяло внимание собиранию, изучению и изданию литературных памятников туркменского народа, созданных на протяжении столетий. А во-вторых, занимавшийся подготовкой поэтического сборника Народный Комиссариат просвещения республики, государственный Учёный Совет, созданный при нём и Институт туркменской культуры никак не могли обойти стороной труды исследователей произведений Махтумкули, в том числе и академика А. Самойловича. В результате, вошедшие в сборник более трёх сотен стихотворений поэта стали достоянием народа, который получил более широкие возможности к изучению творчества своего великого земляка.

Список использованной литературы:

1. Агакишев, Н. Б. Махтумкули Фраги. - М.: Наука, 1985.

2. Джумаев, Х. Махтумкули: Поэт и мыслитель. - М.: Советский писатель, 1980.

3. Садыков, А. Махтумкули: Поэт и философ. - Ашхабад: Ылым, 1984.

© Экезова С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.