Научная статья на тему 'ПОЭТИКА ЗИМНИХ ПЕЙЗАЖЕЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ'

ПОЭТИКА ЗИМНИХ ПЕЙЗАЖЕЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1452
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / POETICS / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ / VERBAL PAINTING / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / LYRICAL HERO / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / STUDENT''S PROJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Утяшева Лилия Ахметовна, Зарипова Зульфия Ангамовна

Статья содержит анализ особенностей словесных пейзажей в поэзии А.С, Пушкина и методические рекомендации к изучению пейзажных стихотворений поэта в школе. Технологическая карта и конспект урока выполнены в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POETRY OF WINTER LANDSCAPES A.S. PUSHKINA IN SCHOOL STUDIES

Article contains the analysis of features of verbal landscapes in A.S. Pushkin poetry, and development of methodical recommendations to studying of landscape poems of the poet at school. The flow chart and the abstract of a lesson are executed according to requirements of FSES.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА ЗИМНИХ ПЕЙЗАЖЕЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ»

Л.А. Утяшева, З.А. Зарипова

ПОЭТИКА ЗИМНИХ ПЕЙЗАЖЕЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Ключевые слова: поэтика, пейзаж, словесная живопись, лирический герой, восприятие, ученический проект.

Аннотация: Статья содержит анализ особенностей словесных пейзажей в поэзии А.С, Пушкина и методические рекомендации к изучению пейзажных стихотворений поэта в школе. Технологическая карта и конспект урока выполнены в соответствии с требованиями ФГОС.

Изучение словесных пейзажей в процессе анализа художественных произведений в школе - это важная часть работы над текстом, дающей богатую пищу для ума и сердца. Оно обогащает школьников эмоционально, способствует активизации воображения, приносит эстетическое удовлетворение. В конечном счете, работа над словесным пейзажем приучает обучающихся внимательно читать произведение, делая в нем открытия и находя неожиданные ракурсы. Данная проблема получила развитие в работах таких отечественных исследователей, как К. Ваншенкин [1], Л.Н. Дмитриевская [2,3], Ю.М. Лотман [4], М.Н. Эпштейн [7] и др.

Изучение зимних пейзажей А.С. Пушкина на уроках литературы - не самоцель, а возможность формирования у школьников способности видеть и воспринимать мир эстетически, в его многообразных проявлениях, тончайших оттенках, воспитания у них не только чувства любви к природе, но и трепетного отношения к художественному слову.

Словесные пейзажи функциональны и у каждого писателя неповторимы, обусловлены своеобразием авторской манеры. Пушкинские словесные пейзажи правдивы и поэтичны. Они вызывают у читателя живой эмоциональный отклик, заставляют по-новому воспринимать и переживать знакомое, привычное, повседневное.

Великий русский поэт запечатлел все времена года, но предпочтение все же отдал зиме и осени.

«Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны.

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен», - писал он в стихотворении «Осень».

Зимние пейзажи воспроизведены поэтом в таких стихотворениях, как «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...», «Бесы» и других. Запоминающиеся зимние пейзажи воссозданы и в прозе Пушкина: в романе «Капитанская дочка», в «Повестях Белкина», в романе «Евгений Онегин».

Чистых пейзажей в пушкинских произведениях нет, они так или иначе связаны с человеком, его переживаниями и деятельностью. Вместе с тем, в словесной живописи Пушкина раскрываются глубоко поэтичные образы. Образ зимы часто предстает в ореоле таинственности, фантастические картины опоэтизированы волшебством преображения природы, которая живет своей загадочной жизнью, неподвластной человеку, но притягивающей его и приглашающей окунуться в прекрасный мир.

Очень важно помочь обучающимся прочувствовать волшебную атмосферу зимних картин, нарисованных талантливой кистью поэта. Существует много приемов активизации воображения. Один из них - это словесное рисование, способствующее вхождению в мир словесных пейзажей.

Зима в пушкинских пейзажах - это и средоточие наиболее характерных особенностей русского национального понимания природы, и глубочайшее обнажение души русской природы, и чувства, пробуждаемые созерцанием зимних картин. Одним словом, зима - это многогранный образ, данный в движении: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, /На дровнях обновляет путь...»; «Бразды пушистые взрывая, /Летит

121

пеппгогический журнпл спшнортостпнп м л(73), aoi7

пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя

кибитка удалая...»; «Как весело, обув железом острым ноги, /Скакать по зеркалу стоячих ровных рек...»; «Скользя по утреннему снегу, /Друг милый предадимся бегу /Нетерпеливого коня.». Центральным, воплощающим бесконечное движение стихотворением можно назвать «Зимнюю дорогу», где скучная дорога, слегка оживляемая однозвучным колокольчиком и долгими песнями ямщика, навевает тоску и уныние. Но какая это живая картина! Глаголы движения, искусно подобранные поэтом («пробирается луна», «тройка борзая бежит»), способствуют созданию общей картины мира, где все слито воедино, гармонично, естественно. (Задание, связанное с обнаружение таких глаголов, подготовит почву для восприятия динамики стихотворного текста).

Луна и поле, земля и небо - это мир обозримый, единый, изменчивый, наполненный движением и звуками. Восхитительное ощущение простора помогает лирическому герою преодолеть грусть, одиночество, чувство затерянности в глухой дали, но в то же время не дает этим чувствам перейти в ощущение безысходности, непреодолимого пессимизма. Об удивительно гармоничном, целостном воздействии этого стихотворения на человека написал поэт К. Ваншенкин в статье под названием «Зимняя дорога» [1]. Однажды, поздно вечером, он ехал в автобусе через заснеженное поле, ярко освещенное луной. Неожиданно ему вспомнилось пушкинское «По дороге зимней, скучной /Тройка борзая бежит.». О влиянии этих волшебных строчек поэт вспоминает: «В каждой. строчке содержится художественное открытие. Здесь один эпитет объясняется и подкрепляется другим. Если бы было сказано только «по дороге зимней», это бы воспринималось лишь как простая информация. Если бы только «по дороге. скучной», - тоже: ну какое тут веселье! А вместе они срабатывают с более чем двойной силой. Потому и «скучной», что она зимняя - вот в чем дело» [1]. (Слова Ваншенкина помогут обучающимся по-особому взглянуть на пушкинские эпитеты, найти их в тексте, определить их идейно-художественные функции и оценить их роль в создании поэтического настроения).

В стихотворении «Зимний вечер» открывается мир звуков природы. Ассонансы создают слышимый образ. Благодаря глаголам «кроет», «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит» возникает целостное представление о настоящей русской зиме с ее снегами, вьюгами, метелями и буранами. Стихотворение проникнуто особым настроением светлой грусти. Несмотря на дисгармонию в природе, в душе лирического героя царят покой, умиротворение. Проникновенная задумчивость, сердечность, теплота обволакивают читателя, оставляя в душе чувство радости и счастья. В немалой степени ощущение согласия человека с самим собой и с миром поддерживается сравнениями: «... То, как зверь, она завоет, /То заплачет, как дитя... /То, как путник запоздалый, /Кнам в окошко застучит...» [4]. (При изучении данного стихотворения целесообразно привлечь внимание обучающихся к звукописи, помогающей раскрыть богатство окружающего мира. Работа над ролью сравнений также обогатит их восприятие и вызовет соответствующий эмоциональный отклик).

Два других «зимних» стихотворения Пушкина - «Зимнее утро» и «Зима. Что делать нам в деревне? Я скучаю.» - проникнуты контрастными чувствами. В пределах одного текста органично сосуществуют темы природы, любви, творческого и крестьянского труда. Наряду с образами зимней природы, в них возникают образы, вызванные любовными переживаниями лирического героя. Бытовые, прозаические подробности согласуются с возвышенными поэтическими деталями, не нарушая при этом естественности и гармонии. Такая идиллия возможна лишь в мире, не тронутом городской цивилизацией, где возможен естественный переход человека в область волшебных грез: «Мороз и солнце; день чудесный! /Еще ты дремлешь, друг прелестный - /Пора, красавица, проснись: /Открой сомкнуты негой взоры, /Навстречу северной Авроры, /Звездою севера явись!» [4]. Стихотворение столь объемно, что состояние природы в нем меняется несколько раз:

пелпгогичесний ЖИРНЫI СПШНОРТОСТПНП и 6(73), Я017

морозное утро сменяется вьюгой, солнце исчезает за мрачными тучами в мутном небе, затем зимний пейзаж вновь преображается: голубеет небо, солнце блестит, на земле воцаряются тишина, красота и гармония. Лирический сюжет тяготеет к образу «берег милый для меня» - метафорическому воплощению образа малой родины, и оттого стихотворение приобретает патриотическое звучание и национальный пафос. Обнаруживается он и стихотворение «Зима, Что делать нам в деревне? Я скучаю...». Национальный колорит в нем подчеркнут не только реалиями русского провинциального быта, но и разговорными интонациями. Однообразная и скучная картина рутинной деревенской жизни оживляется игривыми интонациями. Если в первой части стихотворения преобладает чувство уныния и тоски, которое невозможно преодолеть даже попыткой творить, то вторая часть - это контраст эмоций и переживаний, это буйство настроений, рожденных естественными жизненными радостями - флиртом, игрой чувств, достигающими апогея в заключительных строчках: «Как жарко поцелуй пылает на морозе! /Как дева русская свежа в пыли снегов!» [4]. Определяющими в зимнем колорите у Пушкина являются яркость, блеск и всеобщее ликование, радость, веселье. Торжественность и восхищение сохраняются в эпитетах и глаголах, которые передают краски зимы и отражают динамичную жизнь зимней природы. (Рассматривая стихотворения, следует обратить внимание школьников на особый национальный колорит, способы воссоздания картин родной природы, краски, звуки, настроение. Произведения несут мощный воспитательный потенциал).

Зима в пушкинских произведениях - это не только воплощение свежести, искренности чувств, ощущения праздника, но и стихия, враждебная человеку, порождающая тревогу, страх. Эти настроения отмечаются в целом ряде стихотворений, но с особой выразительностью они переданы в «Бесах», где возникают демонологические мотивы. Они свойственны всей мировой литературе, но в русской они приобрели особый характер, истоками своими восходящий к устному народному творчеству, к скоморошьим веселым шуткам. Тенденция игривой бесовщины была перенята древнерусскими писателями. Так, в «Житие Феодосия Печерского» Нестора бесы пакостят герою, мешают ему молиться, громко бьют в бубны и дудят в сопелки. Они будто бы пугают, но вместе с тем вызывают неподдельный интерес к себе. Бесовщина именно в русском контексте была продолжена Гоголем, Достоевским, Булгаковым. Пушкинские бесы - фантастические существа, явившиеся в воображении путника, оказавшегося в центре хаоса -разбушевавшейся стихии. Казалось бы, нет сил противостоять ей. Однако бесы вызывают противоречивые чувства: они не только пугают, но и вызывают жалость, потому что сами являются и порождением стихии, и ее жертвой:

Бесконечны, безобразны. В мутной месяца игре Закружились бесы разны. Будто листья в ноябре... Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? [5] Таким образом, и здесь зимний пейзаж не пессимистичен: «Кони снова понеслися; / Колокольчик дин-дин-дин.». Ритмико-интонационный строй стихотворения сквозь тревогу отчетливо передает веселье, раскрывает игровое начало текста. (Анализ ритмико-интонационной структуры стихотворения может стать отправным в изучении этого произведения, поможет раскрыть образы с неожиданной стороны, будет способствовать возникновению соответствующих чувств, вызовет живой отклик в душе юных читателей).

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), aoi7 gsssss-ö

Реалистическая картина зимней природы воссоздана Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Действие в романе открывается летним пейзажем, который затем сменяется осенним. Долгожданная зима наступает лишь в январе. Естественный круговорот в природе завершается картиной благословенной весны. Зимний пейзаж сочетается в романе с темой крестьянского труда: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, /На дровнях обновляет путь...». Крестьянин - не праздный созерцатель природы, а труженик, он радуется приходу зимы, открывает первопуток. Праздничное ощущение зимы свойственно всему крестьянскому, а, точнее, трудовому миру - и взрослым и детям: «Бразды пушистые взрывая, /Летит кибитка удалая; /Ямщик сидит на облучке /В тулупе, в красном кушаке. /Вот бегает дворовый мальчик, /В салазки жучку посадив, /Себя в коня преобразив...» [4]. Перед нами не исключительная картина, а обыденность, в которой все просто и вместе с тем прекрасно. Это природа средней полосы России. Пушкин показал, сколько поэтического и прелестного может таить в себе всем знакомая природа:

...Проснувшись рано В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом [5].

Природа, увиденная глазами Татьяны, - поэзия прозы, в которой заключается неповторимость пушкинского мировидения. (Анализ фрагмента текста следует проводить в контексте всего романа, связывая его с авторской позицией, сопоставляя с настроение героев, переживающих разные моменты жизни).

Пушкинские зимние пейзажи - это не только и не столько картины природы, сколько запечатленные в поэтическом слове оттенки переживаний, попытка уловить неуловимое, выразить невыразимое. По словам В.Г. Белинского, поэт «созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» [6, 34].

Приведенные методические рекомендации учитель может использовать в своем вступительном слове, а также в процессе работы над текстами произведений. Они помогут создать необходимую установку для восприятия изучаемого материала, вызвать соответствующий эмоциональный настрой, пробудить интерес к пушкинской поэзии.

Каковы же концептуальные опоры урока, посвященного изучению поэтики зимних пейзажей А.С. Пушкина? Оговоримся сразу: это может быть урок внеклассного чтения; традиционный урок, который можно вписать в систему уроков по изучению творчества поэта; нетрадиционный урок, содержащий экскурсы в биографию поэта, погружающий в волшебную атмосферу поэтического мира; урок с использованием нетрадиционных методик, приемов и технологий. Это также может быть урок-презентация ученических проектов. Все в руках творческого, влюбленного в свою профессию учителя. Каким бы ни был урок по форме, важно не только рассмотреть «зимние стихотворения» А.С. Пушкина с точки зрения особенностей их поэтики, но и включить их в контекст творчества поэта и даже в литературный контекст, что поможет осознанию непрерывности традиций, новаторства и оригинальности творческой манеры автора.

В качестве примера приведем образец развернутой технологической карты и конспекта урока, выполненного в соответствии с требованиями ФГОС.

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

Технологическая карта и конспект урока «Поэтика зимних пейзажей А.С. Пушкина»

Тема урока | Поэтика зимних пейзажей А.С. Пушкина

Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Умение адекватно воспринимать лирический текст Совершенствование навыков анализа поэтического текста, умений давать развернутые, аргументированные ответы на вопросы Формирование культуры чтения и восприятия художественного произведения и на этой основе формирование общей культуры, эстетического вкуса

Учебная проблема В чем заключается «прелесть простоты» зимних пейзажей А.С. Пушкина?

Освоение и закрепление основных понятий Словесный пейзаж, тропы (олицетворение, метафора, эпитет, сравнение)

Используемы средства ИКТ Универсальные: компьютер, проектор

Организационная структура урока

Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока Урок смешанного вида

Подготовка к основному этапу урока: цель и задачи Цель урока: Дать учащимся представление о поэтике зимних пейзажей А.С. Пушкина. Задачи урока: образовательные: познакомить со стихотворениями «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю.», «Бесы»; углубить знания о понятиях «словесный пейзаж», «тропы (олицетворение, метафора, эпитет, сравнение)»; развивающие: развивать навыки анализа поэтического текста; формировать умение сопоставлять поэтические тексты; совершенствовать умение формулировать развернутые, аргументированные ответы на вопросы; воспитательные: воспитывать любовь к природе, поэзии, художественному слову.

Усвоение новых знаний и способов действий (методы, приемы) Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение учителя, демонстрация видеоряда, прослушивание музыкального фрагмента); репродуктивный (чтение, устное словесное рисование); проблемный (постановка вопросов, ответы на вопросы аналитическая беседа); частично-поисковый (поиск информации в тексте).

Обобщение и систематизация знаний Самостоятельное формулирование выводов и обобщений.

Подведение итогов, рефлексия Самооценка результатов деятельности и качества усвоения знаний.

Информация о домашнем задании Формулирование и объяснение домашнего задания, способов действий по его выполнению.

Содержание урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Звучит фрагмент из музыкальной картины «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Ученик читает строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Мечтатель»: И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела...

I. Вступительное слово учителя (См. текст выше)

II. Чтение и анализ стихотворений: Работа с текстом, ответы на вопросы:

«Зимнее утро»

Вопросы и задания: 1.Какими чувствами проникнуто стихотворение? Стихотворение проникнуто противоречивыми чувствами.

2.С чем связаны изменения в настроении лирического героя? Изменения в настроении лирического героя связаны с воспоминаниями о вчерашней непогоде, когда «вьюга злилась», «мгла носилась».

3. Проследите изменения в пейзажной картине. Как А.С. Пушкин передает эти изменения? Передавая изменения в зимней природе, Пушкин использует метафоры, помогающие оживить природу и воссоздать фантастическую картину; изобразительные и эмоциональные

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

эпитеты («мутном», «бледное», «печальная»), помогающие «увидеть» картину и почувствовать душевное состояние лирического героя; сравнение («луна, как бледное пятно»), передающее восприятие мира в соответствии с настроением.

4.Какую роль играют цветопись и звукопись? Стихотворение богато зрительными и слуховыми ассоциациями. Они способствуют более полному эмоционально-эстетическому восприятию картины зимней природы.

5.Какова роль поэтизмов в первой строфе и прозаизмов - в четвертой? Поэтизмы в первой строфе придают размышлениям поэта торжественность, возвышенность. Прозаизмы в четвертой строфе вносят ощущение тепла, спокойствия, душевного комфорта.

«Зимний вечер»

Вопросы и задания: 1. Какой основной троп использован в стихотворении и в чем его идейно-художественное значение? Метафора помогает воссоздать образ «живой» зимней природы, разбушевавшейся стихии.

2. Какую роль играют ассонансы и аллитерации? Ассонансы и аллитерации помогают услышать звуки бури.

3. Нарисуйте словесный образ няни. Каким вы его себе представляете? С чем связано обращение поэта к устному народному творчеству? Обращение к устному народному творчеству способствует созданию образа няни как мудрой сказочницы, поэтичной натуры, подчеркнуть доброе, нежное отношение к ней Пушкина.

«Зимняя дорога»

1. Охарактеризуйте настроение лирического героя. Лирическим героем владеет грусть, тоска.

2. Найдите слова, передающие чувство тревоги, печали, тоски. Как называется использованный троп? Чувство тревоги, печали, тоски охарактеризовано эпитетами («печально», «скучной», «утомительно», «скучно», «грустно».

3. Какую роль играют словесные повторы? Словесные повторы привлекают внимание к переживаниям лирического героя и к однообразному зимнему пейзажу.

4.Преодолевается ли минорное настроение? С чем это связано? Преодоление минорного настроения связано с предвкушением встречи с «милой» и покоя.

5. Чем отличается пейзажная картина от той, что воссоздана в первых двух стихотворениях? В стихотворении воссоздан унылый пейзаж, обусловленный настроением лирического героя.

«Бесы»

1. В чем своеобразие фантастической картины разыгравшейся стихии? Фантастическая картина разыгравшейся стихии завораживает своей таинственностью, но не вызывает ожидаемого ужаса.

2. Какова идейно-художественная роль метафор, эпитетов, сравнений, звукописи, лексических повторов? Идейно-художественная роль средств изобразительности состоит в том, что они способствуют не только воссозданию картины вьюжной ночи, но и создают определенное настроение, вызывают в воображении видимые слышимые образы.

3.С какой целью поэт вводит в лирический сюжет прямую речь? Прямая речь помогает создать иллюзию достоверности происходящего.

4.При помощи каких средств изобразительности поддерживается в стихотворении игровое начало? Игровое начало поддерживается сравнением бесов с листьями, ритмикой и интонацией.

5. Какие чувства вызывают к себе бесы? С одной стороны, бесы своим кружением вызывают ужас; с другой, - мы сочувствуем им. так как они жалобно поют, воют и визгом своим «надрывают сердце». Они являются и порождением стихии и ее жертвой. В конечном счете оказывается, что бесы - это лишь плод игры воображения. Их множественность лишает их враждебности: «Мчатся бесы рой за роем». Однако таинственность и магическая сила за ними сохраняется.

«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...»

1. Найдите и прочитайте строчки, в которых поэт передает зимнюю скуку, апатию? Чем она вызвана? «По капле медленно глотаю скуки яд. Читать хочу, глаза над буквами скользят. Тоска.» Долгие, однообразные зимние вечере в деревне не располагают лирического героя ни к творчеству, ни к чтению, ни к какому-либо действию.

2. Объясните смену чувств и настроения. Веселье рождено естественными жизненными радостями -флиртом, игрой чувств, достигающими апогея в заключительных

аепагогичесний журнал Башкортостана м 6(73), aoi7 gsssss-ö

строчках: «Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов!».

3. Как во второй части преображается зимняя природа и чем это вызвано? Зимняя природа оживает в унисон настроению лирического героя.

III. Сопоставление текстов стихотворений 1. Что общего и что отличает зимние стихотворения А.С. Пушкина? Общей является тема стихотворений: изображение зимней природы. Отличия заключаются в способах изображения зимней природы. Поэт использует разнообразные выразительные приемы для выражения своей позиции, отношения к лирическому герою. Отличаются стихотворения и настроением: в одном преобладают чувства радости, восторга («Зимнее утро»); в другом - грусти, печали, тоски («Зимняя дорога»). В третьем -обнаруживается игровое начало, таинственность, загадочность («Бесы»). Четвертое характеризуется сменой чувств и настроений.

IV. Обобщение Что является определяющим в «зимних» стихотворениях Пушкина? Определяющим в «зимних» стихотворениях поэта являются яркость, блеск и всеобщее ликование, радость, веселье. Зимняя природа предстает в разнообразных проявлениях, в динамике. Зима в пушкинских произведениях - это не только воплощение свежести, искренности чувств, ощущения праздника, но и стихия, враждебная человеку, порождающая тревогу, страх.

V. Подведение итогов, рефлексия На уроке узнали много нового о поэтике зимних пейзажей в стихотворениях А.С. Пушкина, научились анализировать их, выявлять идейно-художественное своеобразие поэтического языка автора. Освоили навыки самостоятельного и сопоставительного анализа стихотворений.

VI. Домашнее задание. Наряду с общими заданиями предлагается и дифференцированное. 1. Выучить наизусть одно из стихотворений. 2. Написать сочинение на тему «Зима в стихотворениях А.С. Пушкина». 3. Составить синквейн на тему «Зима», или нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

Таким образом, изучение поэтики словесных пейзажей в школе на уроках литературы обогащает юных читателей эстетически и эмоционально. На примере освоения пушкинских текстов мы наглядно продемонстрировали плодотворность анализа пейзажной лирики с точки зрения ее воспитательного потенциала и художественного воздействия на школьников. Рассмотрение идейно-эстетического своеобразия поэтических произведений помогает понять образность языка автора. Использование методических приемов, способствующих глубокому проникновению в текст, активизирует восприятие и усиливает интерес к чтению.

1. Ваншенкин К. Зимняя дорога: [сборник] /К.Я. Ваншенкин; гл. ред. В.В. Дементьев. - М.: Советская Россия, 1986 . - 142 с. - (Писатели о творчестве).

2. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет (проблема определения и литературного анализа). Пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус: монография / Дмитриевская Л.Н. - М., 2005 (Ярославль: ООО Литера). - 135 с.

3. Дмитриевская, Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты: монография. [Электронный ресурс]: моногр. - Электрон. дан. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 201 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/83896

4. Лотман Ю.М. Пушкин. - С.-Петербург: Искусство - СПБ, 1995. - 847 с.

5. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 10-и томах. - Л.: Наука, 1977. -Т.2.

6. Пушкин в школе: пособие для учителя / Сост. В.Я. Коровина. - М.: РОСТ, 1999. - 368 с.

7. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.