Н.Т.Оганесян
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью. Таким образом, проблемы акмеологии соотносятся с проблемами гуманистической психологии.
Гуманистическая психология признает личность как целостную уникальную систему, «открытую возможность» самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов: Г. Оклпорт, Р. Мэй, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи
Основными положениями гуманистической психологии являются:
1) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
2) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
3) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
4) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
5) человек - это активное, интенциональное, творческое существо.
Модели психологического развития и роста человека исходят из гипотезы о том, что развитие необходимо вытекает из стремления каждого человека к максимальной реализации своего потенциала. В них постулируется прямая связь между реализацией человеком своего потенциала в практической деятельности и высшей формой удовлетворения жизнью. Гуманистическая теория считает подлинной лишь ту жизнь, в которой субъект сознательно реализует собственный проект, направленный на достижение высших ценностей. В любом случае сущностной нормой для каждого представителя человеческого рода считается сознательное стремление к преодолению трудностей, к поддержанию определенного посильного напряжения, к постановке перед собой все более трудных задач.
В наши дни понятия самоактуализации и самореализации активно исследуются, и можно найти массу научных работ, посвященных изучению данного феномена.
В отечественной психологии накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (ДБ. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчиков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепция метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).
В концепции С.Л. Рубинштейна фактически заложено понятие самоактуализации (самореализации), которое он определяет через категорию «направленности». В последние годы были разработаны и уточнены психологические понятия самореализации, самовыражения, самоактуализации, личностного роста. И.А. Идинов (1990) считает, что в ходе саморазвития происходит аккумулирование энергий, навыков, умений, способностей, самореализация же представляет процесс выделения накопленного. А.К. Исаев (1993) делает вывод, что подлинная самореализация возможна только при альтернативности, возможности выбора. Г.К. Чернявской (1994) определяет самореализацию как единство самоутверждения и самоотрицания. Самореализация противопоставляется самовыражению в работах К.А. Абульхановой-Славской (1991). А. Коростылева (1997) полагает, что в самореализации можно выделить три основных составляющих: самопроектирование, самоуправление и самоорганизацию. По Е.Е. Вахромову
(2001), «самореализация» проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого), а «самоактуализация» - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. «Самоактуализация» и «самореализация» оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Умение распознавать свои чувства, самоутверждаться и самореализовываться посредством этого является ключом к жизни. Мы должны принять на себя ответственность за то, что мы делаем в этой жизни. Ответственность трудна, она будет вызывать тревогу, она требует от нас риска. Если мы откажемся от риска, который связан с самореализацией, мы сдадимся, пойдем на поводу у своей слабости, предадим себя. Осознание своей слабости и предательства, отказ от решения проблем неминуемо приведут к неврозу. Надо найти в себе внутренние ресурсы, поверить в себя, найти себя, услышать себя, изменить себя, если понадобиться для решения жизненных проблем. Этому как раз и учат поэты всей своей жизнью, творческой судьбой и своими стихами доказывая необходимость самоактуализации и самореализации. С верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись. Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных...
А.С. Хомяков («Подвиг есть и в сраженьи...»)
Итак, субъективность человека, его внутренний мир, человеческая индивидуальность анализируются с помощью понятий в психологической науке и с помощью специфических изобразительных средств - в поэзии; поэтому, рассматривая проблему самоактуализации и самореализации, мы апеллируем и к психологии, и к поэзии.
Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Разрабатывая идею самоактуализации, А. Маслоу [9] сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. В своих работах А Маслоу осветил насущные жизненные проблемы, которые волнуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание, самосовершенствование личности и др. Выделяются три основных контекста, в которых А. Маслоу разрабатывал идею самоактуализации: самоактуализирующиеся личности, предельные переживания (peak-experiences), самоактуализация как процесс развития. 1) Самоактуализирующиеся личности
Художники слова и знатоки человеческих душ - большие поэты всей своей жизнью и творческой судьбой доказывают необходимость творческой самоактуализации. Мы не знаем, как велики мы: Откликнувшись на зов, Могли бы все восстать из тьмы До самых облаков.
Э. Дикинсон («Мы не знаем, как велики мы.»)
Перевод М. Зенкевича
***
Уверенные в себе по краю ходят, по кромке и верят, что в их судьбе вовек не будет поломки.
Б. Слуцкий («Уверенность в себе») ***
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее...
У каждого - свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Евг. Евтушенко («Людей неинтересных в мире нет. »)
2) «Пик-переживания» или предельные переживания (peak-experiences) трансцендентных ценностей
Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу? «пик-переживания» - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Катарсис (очищение) - это составляющая «пик- переживания» (peak-experiences). Катарсис переживается как трансформация. Таким образом, те, кто испытывал страх, перестают бояться смерти. Тревожные становятся спокойнее и ощущают себя защищенными в любой ситуации. Те, кто приходил в отчаяние от бессмысленности и несправедливости мира, находят и принимают цель и смысл своего существования.
Возможно очищение через экстаз, восторг, радость, любовь, переживание красоты и т.д. (кстати, любимые эмоциональные состояния, находящие свое выражения в поэзии). А. Маслоу отмечает, что «пик- переживания» часто вызываются сильным чувством любви. Примеров этому в поэзии огромное количество:
Не заменяет воздуха любовь, Когда дыханья в легких не хватает, Не сращивает кость, не очищает кровь, Но без любви порою умирают.
Эдна Сент-Винсент Миллей («Любовь еще не все: не хлеб и не вода.») Перевод М. Алигер И далее:
Тогда молчит тоска в моей груди И нет в уме холодной укоризны. Не правда ли, мгновения любви Есть лучшие мгновенья нашей жизни!
И.С. Никитин («Как мне легко, как счастлив я в тот миг.») ***
Любовь мне жизнь - ах! я любить Еще стократ желал бы боле. В.А. Жуковский («Песня»)
Известно и очищение переживанием исключительной красоты природы: С тем, кто понять умел язык природы, И в чьей груди таится к ней любовь, Ведет она всегда живые речи. Коль весел он - на радости его Найдется в ней сочувственная радость. В часы тоски, тяжелых скорбных дум, Она своей улыбкой тихо гонит Печали мрак с поникшего чела. Уильям Каллен Брайант («Танатопсис»)
Перевод А. Плещеева
***
Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже!
К.Н. Батюшков («Есть наслаждение и в дикости лесов...»)
***
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.
Будто будет жизнь как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня, - чистота.
С. Кирсанов («Эти летние дожди.»)/
По А. Маслоу, «пик-переживания» вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями. По-видимому, всякий опыт реального совершенства может вызвать «пик-переживание». «Пик-переживания» в наиболее широком смысле слова - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним эмоциями Я проснулся сегодня радостный, огляделся счастливым взглядом: радость бьется в душе - нету сладу с ней, -ведь она со мной здесь, рядом! Н. Асеев («Семидесятое лето»)
***
Как хорошо, что вспыхнут снова эти Цветы в полях под небом голубым! Как хорошо, что ты живешь на свете И красишь мир присутствием своим! И. Северянин (Как хорошо.»)
Наиболее значительные «пик- переживания» сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза и восторга, люди религии - как душевный трепет, глубокие мистические переживания, которые можно испытать во время молитвы: С души как бремя скатится, Сомненье далеко -И верится, и плачется, И так легко, легко. М. Ю. Лермонтов («Молитва»)
И действительно - «плачется»! В буквальном смысле происходит «омовение» слезами восторга и экстаза, «смывание» негативных эмоций, «очищения» от страданий. Не зря Н. Ушаков написал:
Жить с сухими - жесткими глазами Слишком, слишком, слишком тяжело. Н. Ушаков («Если можно было бы сначала.») Потому что, по мнению японского поэта И. Такубоку: Слезы, слезы -Великое чудо! Слезами омытое Сердце
Снова смеяться готово. И. Такубоку («Слезы») Перевод В. Марковой
Классик суфийской поэзии Д. Руми словно продолжает: Известно: слезы, пролитые нами, -Кровь сердца, изошедшего слезами.
Руми (Книга 5. «Рассказ о бедуине...») Перевод Н. Гребнева
A.С. Пушкин в стихотворении «Желание» написал:
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
И.-В. Гёте в стихотворении «Утешение в слезах» (перевод В.А. Жуковского) пишет:
.А слезы... слезы в сладость нам;
От них душе легко».
И наконец В.К. Кюхельбекер («Молитва узника») пишет:
Слезы! омоясь купелию вашей,
Нов я изыду из сумрачных стен.
Мы восторгаемся, восхищаемся, наслаждаемся красотой, плачем, а катализатором всех этих процессов и состояний является поэзия. Можно плакать, читая стихи, а можно «выплакивать» эмоции, сочиняя.
3) Самоактуализация как процесс развития
Ведущие теоретики гуманистического направления в психологии считают, что в основе человеческой жизни лежит надиндивидуальная потребность в самоактуализации. Основа идеи самоактуализации (самореализации) через творчество заложена в работах А Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома. Они считают, что именно нарушение или искажение этой потребности приводит к развитию неврозов. Поэтому задача общества и состоит прежде всего в том, чтобы не мешать личности самоактуализироваться. По А. Маслоу [9], в процессе самоактуализации личность становится более открытой опыту, более совершенной и спонтанной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Через самоактуализацию человек раскрывает свои возможности, близкие к сущности его бытия.
Анализ содержания понятия «самоактуализация» показывает, что ее нужно, по-видимому, рассматривать не как мотивационный уровень, а как общий надиндивидуальный принцип человеческого существования и в то же время как процесс реализации внутренних творческих потенций личности.
Креативность - одна из высших характеристик самоактуализации. Проблема творчества становится в последнее время все более актуальной Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни.
B. Франкл [12, с.54-69] пишет о том, что в природе человека существует направленность на созидание и ценности. При этом он выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [там же, с.174, 301-302]. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд.
«Ценности переживания», по В. Франклу, имеют смысл, когда человек имеет дело с красивыми вещами, и когда человек, воспринимая их, одновременно сам активно соучаствует в происходящем. Таким образом, он вбирает в себя из мира нечто ценное и обогащается внутренне. Этот процесс зависит не только от ценности самих этих вещей, но и от человека, который определенным образом к ним относится. Благодаря ценностям переживания мы узнаем изначальную красоту жизни, обретаем духовные силы, с помощью которых можем сделать нашу жизнь осмысленной.
«Ценности отношения», демонстрируют люди, которые умеют с достоинством выдерживать удары судьбы. Они умеют выстраивать новую жизнь на месте разрушенной или несостоявшейся прежней.
«Ценности творчества» являются основными, а главным путем реализации их является труд. Свои творческие усилия человек может обращать не только на внешние объекты, на мир, но и на самого себя. Творчество себя через творчество, самопостроение, формирование собственной личности человек осуществляет в направлении идеала, каким он его себе представляет. Своей творческой волей человек пересоздает свою судьбу, всю систему своих взаимоотношений с миром, заменяя их несовершенный порядок порядком более высокого уровня, который он сознательно творит сам.
Для многих главным делом жизни становится творчество, увлеченность творчеством. При этом цель и смыслы реализуются в самом процессе, а не в результате творчества. «Цель творчества - самоотдача», - не зря писал Б. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво...»). Поэзия в его понимании - непрестанная самоотдача, движение, процесс, открытие. Если думать о результате, «шумихе, успехе», то можно пролететь мимо цели. Интересно в связи с этим вспомнить о сравнении стремления к смыслу с полетом бумеранга В. Франкла. «Подобно тому, -пишет В. Франкл [12, с. 112], - как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь, если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания.Самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется». Человек, чья жизнь полна смысла, не задумывается о смысле специально, это стремление органично растворено в нем, присуще ему.
Проблема развития креативности - непреходяще актуальная проблема, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания и развития человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, творческое самовыражение выступает последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе.
Для человека является естественной и истинной его потребность в творчестве, творческом самовыражении. Только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.
Действительно, если под культурой мы понимаем совокупность отношений человека с миром, пространство становления смысла и формы этих отношений, а под прогрессом культуры понимаем развитие и обогащение этих отношений, усложнение их содержания и очеловечивание способа их выражения, то действительным субъектом этих отношений может выступать только способная к развитию и развивающаяся творческая личность, способная действовать самостоятельно, адекватно и эффективно и отвечать за результаты своей деятельности. Для этого в общественном мнении должна укрепляться высокая оценка именно творческой позиции и установки, должен поддерживаться высокий общественный статус творческой личности и творческой деятельности.
Суть творчества скрывается в его названии. Творить - значит позволить своей уникальности выйти за пределы того пространства, в котором она заключена, осуществить взаимопроникновение индивидуальности и культуры, проникнуть индивидуальности в мир через деятельность, через реализацию своих способностей - самовыразиться. Метафорически творчество - это механизм роста, преумножения «Я». А. Маслоу [9] говорил, что у творческих людей их психологическое «Я» становится больше «Я» телесного.
В процессе творческой поэтической деятельности не только создаются и вносятся в мир ценности, но сама такая деятельность выступает как ценность, становясь реализацией смысла жизни, предназначения человека. Как считает Ж. Делез [4, с.11]: «Писать - это дело становления, которое никогда не завершено... Это процесс, то есть переход Жизни, идущей через обживаемое и прожитое. Литература неотъемлема от становления».
Поэтическое творчество приносит не только эстетическое наслаждение и душевное облегчение, но и помогает через освобождение от душевных мук и кошмара переживаний приблизиться к пониманию себя, своего «я». «Создавая человеку условную возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое собственное «я», искусство помогает человеку решить одну из существеннейших психологических задач - определение своей собственной сущности», - писал Ю.М. Лотман [7, с.83]. «И нас они науке первой учат - // Чтить самого себя» -можно использовать строчку А.С. Пушкина («Еще одной высокой, важной песни.»), говоря о стихах, как о квинтэссенции культуры и духовного опыта, опыта самовыражения.
Для того? чтобы жизнь состоялась, а человеческая сущность была реализована, существует два пути: путь культурализации (Л.Н. Коган) - создания объектов материальной и духовной
культуры посредством опредмечивания, и путь персонализации (А.В. Петровский) - «личностный вклад», связанный с воздействием, которое оказывают деяния одной личности на другую; причем в процессе деятельности человек опредмечивает свои сущностные силы в другом человеке. Трудясь для всех, мощь сам расти свою, В тяжелой битве сам стань исполином, И быть тебе навеки властелином Несметных новых сил в труде, в бою. Но бойся тех в убожестве пустынном, Кто, духом нищий, счастлив, как в раю; Их толпы топчут в бешенстве зверином.
Сам думай, сам борись, суди и строй, Сам - господин, сам счастью дверь открой. Ян Райнис («Сам») Перевод Г. Горского (Райнис, 1973, с. 19)
Такая предметная форма культуры, как поэзия, представляет собой продукт деятельности творца, результат объективизации бытия, его опредмечивания. Используя предметные формы культуры, человек распредмечивает их внутреннее содержание. Так человеческая деятельность связывает распредмечивание и опредмечивание, а самореализация рассматривается как единство процессов распредмечивания и опредмечивания. При этом, как пишет Д.А. Леонтьев [6, с.163]: «Понимание самореализации как процесса опредмечивания человеческой деятельности позволяет перекинуть мост между гуманистической психологией в ее ортодоксальном варианте и такой парадигмой академической психологии, как теория деятельности», в соответствии с идеями Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева и разработанных ими понятий об интернализации (интериоризации) и экстернализации (опредмечивании).
Суть опредмечивания деятельности состоит не в примитивном подсчете выданной «на-гора» творческой продукции, не столько в количестве стихов, написанных и прочитанных, сколько в том влиянии, которое занятие поэзией оказывает на самого поэта или читателя поэзии, его жизнь и судьбу. Именно об этом пишет Б. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво.»): И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.
Д.А. Леонтьев [6, с.157] выделяет три уровня проблемы самореализации личности: философский, социологический и психологический. На первом решаются вопросы о природе и сущности человека, о сути процесса самореализации. На втором - вопросы о путях и способах самореализации личности. На третьем анализируются личностные качества и внешние условия, которые необходимы для успешной самореализации личности. В свою очередь на психологическом уровне также выявляются три аспекта самореализации: потребность, деятельность и результат этой деятельности. А результат по большому счету - это жизнь и судьба, как реализация поиска смысла жизни. Поэт Б. Слуцкий («Судьба») писал: Судьба, она - домоседка. К ней надо идти самому. Судьба, она - самоделка, и делать ее - самому.
Судьба - только для желающих. Ее разглядишь - сквозь дым твоих кораблей пылающих, сожженных тобой самим.
«Только в творческой деятельности человек обретает свое истинное бытие-для-других», -пишет Д.А. Леонтьев [6, с.166]. Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям, общей деградацией. Человек рожден для самореализации, для того, чтобы состояться как творческая личность. А что, если для самореализации не хватает сущностных сил? Можно ли делить при этом людей на «чистых» и нечистых», «греховных» и «безгрешных»? Вопрос этот непростой, но одно - несомненно - не использование шанса самореализации, который дает человеку судьба, является большим грехом, поскольку тормозит по большому счету процесс развития культуры и цивилизации. Поэт О. Нэш в стихотворении «Портрет художника в преждевременной старости» (перевод И. Комаровой) пишет об этом как о «грехе Упущения»: Если вы не делаете того, что следует, для вас не наступают праздничные дни и тем паче египетские ночи. Вас не охватывает блаженный экстаз.
В мире много утех для души и для тела, но Нас не может осчастливить то, что нами не сделано. И хоть все мы ожидаем от жизни благ - нам просто вынь да положь их, -
У нас бывает гораздо больше мороки от несовершенных нами Хороших поступков, чем от совершенных нами нехороших.
Говорить о поэтическом творчестве в строго научных терминах, становясь в объективную, отстраненную позицию, трудно, в этом случае теряется специфика процесса. Очевидно, о поэтическом творчестве можно говорить, только пережив этот процесс, или, хотя бы, прикоснувшись к нему. Сама тема имеет для каждого творческого человека не только научный интерес, но и большую личностную значимость.
И М.К. Мамардашвили [8, с.158] пишет о том, что тот, кто создает поэму, роман, симфонию, живопись, начинает жить действительной жизнью, начинает реализовываться сам. Поэтому к созданию текстов следует относиться как «к элементу и инструменту такого акта жизни, т.е. с полной серьезностью». И тогда вслед за поэтом можно будет сказать вслед за Б. Пастернаком («Ледоход»):
Я понял жизни цель и чту Ту цель, как цель.
Гуманистическая психология во все большей степени становится своеобразным синтезом науки и искусства, «науко-искусством». Психолог становится и художником, и поэтом, и драматургом, который не должен в этом многообразии потерять из виду базовую для психологии проблему самопознания и самореализации. Человек рожден для того, чтобы оставить частичку себя в мире - в этом тоже смысл самореализации. Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим. Как много чистых душ под колесом лазурным Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым? Омар Хайям («Рубаи»)
Писатель пишет, чтобы, умирая, не умереть. Основной смысл творчества тогда -«.писать, чтобы не умереть, довериться загробной жизни произведений», по словам М. Бланшо [2, с.53]. Намеченная в работе М. Бланшо «Литература и право на смерть» идея «умирания в тексте» творца, обретает развёрнутое определение в эссе «Умирать довольным». Здесь М. Бланшо прямо формулирует: «Писатель - это тот, кто пишет, чтобы суметь умереть, тот, кто обретает возможность писать в результате преждевременной связи со смертью», а смерть - есть «.плата за искусство, есть прицел и оправдание письма» [2, с.52].
Но смерть в тексте может быть мнимой только для стороннего наблюдателя; для автора смерть-в-тексте переживается всерьез. По М. Бланшо, «само произведение есть опыт смерти» [там же, с.53]. Смерть не становится мнимой, а именно переживается; писатель уподобляется сказочному Фениксу, воскресающему в тот самый момент, когда произведение заканчивается и «уходит» во внешний мир, умирает-для-автора. Такая смерть названа М. Бланшо «смерть как
невозможность умереть» [1, с.91]. Так и обретается бессмертие, но бессмертие иного рода, чем превратившееся в штамп «бессмертие в творении» (подразумевающее, что писатель скончался, а книги его живут). Такое бессмертие получает у Бланшо эпитет «смехотворное» [там же, с.98], ибо, как мы видели, подлинное творение искусства ускользает от автора в небытие сразу же по своему завершению, да оно и не покидало его: «.ради этого небытия он работал и сам был небытием, совершающим работу» [там же, с.98] - это автор смело отправляется к нему, в пространство пустоты.
Связь творчества с умиранием, с приобретением опыта смерти и бессмертия в письме глубоко ощущается творцами. Об этом нам сообщают отдельные метафоры, образы и мотивы, разбросанные тут и там в отдельных текстах. Литературное творчество дает возможность творцу умирать, обеспечивая себе бессмертие. «В основе стремления человека к самореализации лежит не всегда осознаваемое подспудное стремление к бессмертию.. Рассчитывать на бессмертие души как автономной субстанции, отделимой от смертного тела, рискованно. Напротив, достоверное бессмертие (по меньшей мере, относительное бессмертие в масштабах, значительно превосходящих продолжительность жизни индивида) обретает человек, успевший за свою жизнь создать и оставить потомкам материальные и духовные ценности, в которые он вложил часть себя», - пишет Д.А. Леонтьев [5, с. 157].
Искусство, как тонюсенькая нитка, связует разведенные мосты. Единственная может быть попытка смерть победить, - искусство это ты. Евг. Евтушенко («Вторая жизнь»)
М. Фуко [13, с.5] пишет о связи смерти и творческого письма: «Сказание и эпопея у греков предназначались для того, чтобы увековечить бессмертие героя. Если герой соглашался умереть молодым, то это для того, чтобы его жизнь, освященная таким образом и прославленная смертью, перешла в бессмертие». Таким образом, творя, мы желаем избежать смерти. Мы знаем, что мы смертны, но внутренне не хотим примириться с этим. Не зря Р. Мэй [10, с.25] говорил, что «творчество - это мольба о бессмертии». Это стремление оставить что-то о себе, частичку своей души, завещая ее другим.
Все преходит, исчезают народы и страны, а песни Гомера - бессмертны. «Меня ж ничто вредить не может, // Я злобу твердостью сотру; // Врагов моих червь кости сгложет, // А я пиит - и не умру», - заканчивает Г.Р. Державин оду «На смерть графини Румянцевой». «Средь звезд не превращусь я в прах», - снова повторяет он в стихотворении «Лебедь», поясняя: «Средь звезд или орденов совсем не сгнию так, как другие». Эти строки прямо ведут к пушкинским стихам о «памятнике нерукотворном», в которых поэт непосредственно отталкивался от другого державинского стихотворения - «Памятник».
Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить... Г.Р. Державин («Памятник»)
«ТЫ ПРАВ, ПЕВЕЦ: ТЫ БУДЕШЬ ЖИТЬ; // ТЫ ПАМЯТНИК ВОЗДВИГНУЛ ВЕЧНЫЙ: // ЕГО НЕ МОГУТ СОКРУШИТЬ // НИ ГРОМ, НИ ВИХОРЬ БЫСТРОТЕЧНЫЙ», -ПИШЕТ К.Ф. Рылеев в стихотворении «Державин». Эти слова в равной степени могут относиться и к «Памятнику» А.С. Пушкина.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит -И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
А.С. Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
Задолго до пушкинского противопоставления величия поэзии царственному «александрийскому столпу» это, как известно, сделал Гораций [3]. В известной оде (III, 30, 1-7), начинающейся словами «Exegi топитейит» и обращенной к музе трагической поэзии Мельпомене, читаем:
Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет - время бегущее. Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон... Перевод А. Шервинского
Но еще за полтора тысячелетия до Горация в стихотворении «Прославление писцов» появилось: Мудрые писцы... не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы.
... Но они оставили свое наследство в писаниях, в поучениях, сделанных ими. Перевод А. Ахматовой
Говоря «душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит», А.С. Пушкин не мог знать, что древнеегипетский автор за три с лишним тысячи лет до него писал, по сути, то же самое:
Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но творения заставляют вспоминать его Устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, Лучше гробниц на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме.
Перевод А. Ахматовой
Стихотворение - это капсула с посланием потомкам. Поэт посылает ее в надежде, что кто-то узнает его имя и его судьбу, поймет его мятущуюся душу. А прочитав, магическим образом оживит, расшифровав закодированную матрицу души поэта. Разве не об этом писал Ф. Ницше [11, с.325]: «Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а так же некоторого разукрашивания погасших, потускневших представлений; разрешая эту задачу, оно плетет связующую нить между различным эпохами и заставляет возвращаться духов прежних времен». Мой дар убог, и голос мой негромок, Но я живу - и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие. Его найдет далекий мой потомок В моих стихах - как знать - душа моя Окажется с душой его в сношенье. И как нашел я друга в поколеньи, Читателей найду в потомстве я.
Е.А. Баратынский («Мой дар убог, и голос мой негромок.»)
И пусть Б. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво.») декларирует: «Быть знаменитым некрасиво - не это поднимает ввысь.», больше веришь Л. Васильевой, написавшей в стихотворении «То опавших цветений картечи.»: «Человек по призванью художник по признанью привык тосковать.». Почти по М.Ю. Лермонтову («1830. Мая. 16 число»): Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет; Хочу - и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне? Мое свершится разрушенье В чужой неведомой стране. М. Волошин («Теперь я мертв. Я стал строками книги...») пишет: Теперь я мертв. Я стал строками книги. В твоих руках ...
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих,
Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы? Он жив - мой стих!..
Не уходить - пока потомки не скажут, читая стихи: «Он в этом мире жил!». Замечательно об этом пишет Д.А. Леонтьев (Д.А Леонтьев, 1997, с. 174): Я памятник себе воздвигну, как и все мы. Хотя того иль нет, в нам отведенный срок, Давно ушел поэт, но все звучат поэмы, Строитель сгнил давно, но все стоит чертог.
Так памятник себе оставили на свете Все те, кто в этот мир вложил свои труды. Уходит человек, но подрастают дети, Читаются стихи, плодоносят сады.
Следовательно, поэтическое слово - есть направленность языка времени, непрерывность времени языка, победа времени над пространством, бессмертие как смерть смерти: «От всего человека вам остается часть // речи. Часть речи вообще. Часть речи» (И. Бродский «И при слове «грядущее.»).
Немногие для вечности живут, Но если ты мгновеньем озабочен -Твой жребий страшен И твой дом непрочен.
О. Мандельштам («Паденье - неизменный спутник страха.»)
Итак, творчество это особое состояние человека, которое он переживает как полноту реализации. Реализуя, находя формы невыраженному и сокровенному, человек в творчестве самовыражается и самоутверждается как равноправный деятель в отношениях с миром. Через поэтическое творчество мир развертывается для человека как непрестанно изменчивая идея. Цель поэтического творчества, как и цель культуры в целом, и в самопознании, самораскрытии, самопостроении, саморазвитии, самоактуализации и самореализации человеческой личности. А через эти процессы творец и ценитель поэзии - читатель приходят к познанию себя и мира. Литература
1. Бланшо М. Литература и право на смерть // Новое лит. обозрение. 1994. № 7. - С. 75-101.
2. Бланшо М. Умирать довольным // Родник. 1992. № 4. - С. 51-53.
3. Гораций Квинт Флакк. Наука поэзии. Перевод с лат. М. Гаспарова // Квинт Гораций Флакк. Сочинения: оды, эподы, сатиры, послания. М.: Худож. лит., 1970. - С. 384-395.
4. Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с франц. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина. Послесл. и примеч. С. Л Фокина. СПб.: Machina, 2002. - 240 с.
5. Леонтьев ДА. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - С.156-176.
7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства. Л.: Искусство, 1970.
8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
10. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
11. Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 1 / Пер. Н. Полилова. М.: Мысль, 1990.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
13. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М: Магистериум-Касталь, 1996.
Т.А. Полозова
БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУКА ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ
АКМЕОЛОГИИ
Анализ истории возникновения и развития библиотерапии до сегодняшнего дня свидетельствует: ее методология, теория до сих пор находятся в становлении. Библиотерапия как междисциплинарное направление человековедческого знания - это во многом еще описательный уровень изучения явления. В последние годы есть попытки выхода на измерительный, обобщающий уровни изучения ее феноменов. Однако их результативность, как и дальнейшее развитие библиотерапии? тормозится вследствие методологического диссонанса, существующего в исследовательском пространстве тех наук, которые значимы для ее формирования.
До настоящего времени не разработаны методологические принципы проведения библиотерапевтических исследований ни в одной из наук, знания которых в историческом измерении послужили источником зарождения и последующего развития библиотерапии. В начале становления она еще не выделялась в качестве самостоятельного направления научной деятельности и социокультурной практики. Анализ истории становления библиотерапии как самостоятельной области поиска показывает: реально на протяжении практически двух столетий такие исследования проводились в рамках методологии «материнских» наук, где и проходил первый этап разработки теории и методики библиотерапии. К ним, в первую очередь, относятся: библиотековедение, литературоведение и культурология, в меньшей степени - педагогика и психология. Кроме того, специалисты практической ориентации из медицины, психотерапии (в том числе, эстетстерапии), криминологии, дефектологии, педагогики, психологии, конфликтологии, филологии, книговедения, валеологии, литературоведения, библиотековедения активно предлагали результаты личных наблюдений, отдельных эмпирических изучений из опыта работы с человеком-читателем в контексте базовой профессиональной деятельности.
В период зарождения научной библиотерапии несогласованность в теории и практике проведения подобных исследований у представителей разных наук, разногласия в методологии позиций ученых и практиков усиливались доминированием опроса в качестве метода исследования. Эти обстоятельства не могли в той или иной степени не блокировать или не тормозить развитие библиотерапии. Применение в исследованиях опросных методик, нацеленных на выявление мнений, высвечивало в качестве результата лишь поверхностные слои проблем. Они не позволяли фиксировать реальное положение дел, понять состояние стрессовой ситуации изнутри. Не давали истинного представления о содержании внутреннего конфликта и достаточных объективных оснований для его оценки, последующего модельного прогноза.
Самое негативное влияние оказывало неравномерное развитие методологии двух наук -библиотековедения и медицины. Именно в их рамки пытались «загнать» библиотерапию многие специалисты в аспектах формирования методологических принципов таких исследований и применения в них конкретных технологий. Не случайно такие попытки грешили односторонностью и субъективизмом. Несогласованность позиций, мнений лишь усиливали негативные последствия. В это время нечетко определялись и направления