Научная статья на тему 'Поэтическая мастерская как средство самореализации и регуляции эмоционально-смысловой сферы1 личности'

Поэтическая мастерская как средство самореализации и регуляции эмоционально-смысловой сферы1 личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оганесян Н. Т.

Данная статья посвящена проблемам самореализации, регуляции эмоционально-смысловой сферы личности посредством поэтического творчества. Участие в деятельности поэтических мастерских повышает стрессоустойчивость, стимулирует процесс самопознания, стимулирует интерес к жизни, влияет на степень удовлетворенностью жизнью и творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC WORKSHOP AS A MEANS SELF-REALIZATION AND REGULATION EMOTIONAL PERSON

The article is devoted to the problems of self-realization, regulating men’s emotional sphere and sphere of meaning in life, searching for personal meaning in life, searching for creative way of life through reading and creating poetry, poetry making. The process of talking about poetry in reading and writing poetry workshops can increase awareness of self, cope with stress and enjoy the life-affirming and pleasures of artistic creativity.

Текст научной работы на тему «Поэтическая мастерская как средство самореализации и регуляции эмоционально-смысловой сферы1 личности»

Литература

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум, 2000.

2. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе. Монография. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.

3. Goldstein, H. Victors or victims? In D. Saleebey (Ed.), The strengths perspective in social work practice (2nd ed., pp. 21-36). New York City, NY: Longman. 1997.

4. Kaplan, C. P., Turner, S., Norman, E., & Stillson, K. Promoting resilience strategies: A modified consultation model. Social Work in Education, 18(3), 1996, р. 158-168.

Н.Т.Оганесян

ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Психологическая наука обращается к исследованию важнейших сторон развития личности, среди которых особое место занимает самореализация в процессе творчества. Эта проблема является центральной и для акмеологии, изучающей закономерности, механизмы и способы достижения наивысших результатов в разных областях человеческой деятельности. Таким образом, феномен самореализации в процессе творчества имеет сложный междисциплинарный характер. Одним из первых понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления в психологии понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация» (К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм). В общем виде самореализация в процессе творчества как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация в творчестве, с нашей очки зрения, стимулирует процесс регуляции эмоционально-смысловой сферы личности субъекта творчества.

Целительные силы заключены во всех видах творчества. Но З. Фрейд, О. Ранк, К.-Г. Юнг, Р. Мэй и другие психологи знали о способности именно поэта заглядывать в глубины подсознания и о той внутренней работе, которая происходит в его душе. Этот факт выявлен, благодаря, к тому же, и способности к саморегуляции у творческих личностей посредством художественного (литературного) творчества. Шопенгауэр, выстраивая иерархию искусств превыше всего ценит поэзию, поскольку поэт «в зеркале своего духа (...) показывает нам идею в ее чистоте и ясности, и его изображение правдиво до мельчайших деталей, как сама жизнь» [10, с.246]. Именно поэтому, перефразируя известную фразу, вслед за Шопенгауэром мы скажем, «что из всех искусств важнейшим для нас является . поэзия».

Ю.М. Лотман [5, с.8] пишет: «Отведена ли искусству второстепенная роль вспомогательного орудия, к которому прибегают (но могут и не прибегнуть) более субстанциональные потребности человеческого духа? У А.С. Пушкина есть заметка: «В одной из шекспировых комедий крестьянка Одрей спрашивает: Что такое поэзия? вещь ли это настоящая (курсив - Ю. Л.)?» Действительно ли поэзия - «вещь настоящая», или по выражению Г.Р. Державина («Фелица»), она «.любезна, // Приятна, сладостна, полезна, // Как летом вкусный лимонад». В действительности, речь здесь идет о пренебрежительном отношении самого Г.Р. Державина к стихам Екатерины II. На самом деле, Г.Р. Державин совсем по-иному определял значение, поэзии. В «Послании к великой княгине Екатерине Павловне о покровительстве отечественного слова» он говорит о языке: «...человек чрез слово всемогущ: // Язык всем знаниям и всей природе ключ; // Во слове всех существ содержится картина, // Сообществ слово всех и действиев причина...».

Зачем искать некую цель в поэзии? Так считали многие философы и поэты. Высказывание А.С. Пушкина: «Поэзия по своему высшему свойству не должна иметь иной цели, кроме себя» [9, Т. 7, с.237] и более известная формула «цель поэзии - поэзия», которую использовал А.С. Пушкин в письме В.А. Жуковскому [9, Т. 10, с. 141], поясняя цель поэмы «Цыгане», перефразирует центральное положение теории И. Канта, согласно которому искусство - это целесообразность без цели. Искусство целесообразно, но эта целесообразность не имеет другой цели, кроме искусства.

Таким образом, язык поэзии - это автотелический язык. Новалис (1995), а затем и Р.О. Якобсон (1975) определили поэзию как «выражение ради выражения». Тем не менее, Р.О. Якобсон обоснованно протестует против преувеличенных обвинений: «Ни Тынянов, ни Мукаржовский, ни Шкловский, ни я не провозглашаем, что искусство самодостаточно; напротив, мы показываем, что искусство есть часть социального здания, одна из составных частей, коррелирующая с другими...» [11, с.123].

А. Белый пишет: «.цель поэзии - творчество языка; язык же есть само творчество жизненных отношений» [1, с.437]. И. Бродский в интервью Свену Биркертсу [3, с.211] отвечает на этот вопрос так: «Поэзия - это не просто искусство в ряду других искусств, это нечто большее. Если главным отличием человека от других представителей животного царства является речь, то поэзия, будучи наивысшей формой словесности, представляет собой нашу видовую, антропологическую цель. И тот, кто смотрит на поэзию как на развлечение, на «чтиво», в антропологическом смысле совершает непростительное преступление - прежде всего против самого себя».

Представление о деятельности человека как о процессе содержательного раскрытия мира в корне меняет многие проблемы, относящиеся к истолкованию специфической смыслотворческой роли искусства и творчества вообще, поскольку целью последних становится уже не описание или умножение слепков с той или иной нормативно заданной «реальности», т.е. мимитическое удвоение реальности, а извлечение, синтез, интерпретация ее смыслов.

Поэтическое творчество открывает новые возможности для роста и развития личности. С поэзии начинается индивидуальная духовная жизнь человека, процесс саморазвития, самовоспитания и т.д. Чтобы подготовить человека к духовной жизни, надо ввести его в мир поэзии. В одних случаях поэтическое творчество избавляет от негативных эмоций, пробуждает интерес к познанию, в других - заставляет изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение, пересмотреть всю свою жизнь, и, наконец, самое главное - понять смысл своего существования. Поэзия имеет собственный объект исследований, но одновременно и является материалом для психологических исследований. Поэт в процессе творчества и читатель в процессе чтения как сотворчества постоянно отвечают на вопросы, которые ставит перед ними сама жизнь. Поэтическое творчество помогает понять мир, примириться с миром, принять его целиком со всеми его проблемами, бессмысленностью и нелепицами и наполнить его смыслом, отвечая, таким образом, насущным потребностям человека.

Можно с большими основаниями утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей Это явствует, между прочим, из того, что в детском и отроческом возрасте многие и многие из нас непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству (пусть в самых элементарных его формах). Правда, впоследствии, ко времени зрелости влечение к поэзии у подавляющего большинства ослабевает и пропадает. Но опыт наблюдений свидетельствует в пользу того, что зачастую далеко не в самом нежном возрасте люди вдруг начинают писать удачные и неудачные, а нередко и прекрасные стихи под влиянием самых разнообразных жизненных обстоятельств.

Поэтический взгляд на мир органически присущ каждому человеку, даже если он никогда не открывал книгу стихов. Тем не менее, поэтическое творчество не такое легкое занятие, как может показаться неофиту. Это средство необычайно концентрическое, компактное, плотное по своему содержанию. Овладеть всеми его премудростями весьма непросто. Следует постоянно работать над собой, воспитывая в себе читателя поэзии и поэта.

Поэтические мастерские, в которых можно научиться азам поэтической грамотности, развить креативность, а, кроме того, и решить свои эмоциональные проблемы, проблемы болезненные, запрятанные глубоко в подсознании, появились во всем мире. Это не просто клубы любителей поэзии, это - терапевтические центры, в которых специалисты учат понимать поэзию, чувствовать ее, оформлять собственные эмоции в виде стихов, структурируя, таким образом, хаос чувств. Поэзия использует традиционную поэтическую технику: ритм, звук, мелодику, метафору и т.д. Полученный в результате творческий продукт, конечно, является ценностью и сам по себе, но основным является, рост креативности, эмоциональной устойчивости, самопонимания, самоосознания и самоприятия посредством эмоциональной самоэкспрессии; самореализация, самовыражение и личностный рост; регуляция эмоционально-смысловой сферы личности субъекта творчества, не только определение, и понимание своего «я», но и усиление его и т.д.

Таким образом, цели, разработанных нами творческих поэтических мастерских, преследуются весьма разнообразные. Способ реализации этих целей посредством поэтического творчества можно отнести к области акмеологии, психологии и педагогики. Подобные способы известны в психологии и психотерапии. Например, варианты, входящие в личностно-ориентированное направление (К. Роджерс и А. Маслоу); экзистенциальное направление или подходы, ориентированные на личностный смысл (Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь, Дж. С. Говард). В общем ряду выделяются и направления психотерапий творческой ориентации: терапевтическая увлеченность различными занятиями (Бутковский П.А., 1834; Каннибах Ю.В., 1929; Бурно М.Е., 1981, 1982; Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П., 1985); гештальтунгстерапия (терапия целостными образами), представитель которой Вiniek (Biniek В., 1982) обозначает этим термином

терапевтическое рисование, творческие сочинения, пение, музыку и т.д.; психотерапевтическое использование приемов творческой работы Э. Францке (Franzke E., 1977), к которым относятся рисование, психодрама, изобразительные музыкальные формы, творческие сочинения и т.д.; терапия творчеством (Zierer E., 1952; Kleinschmidt H. J., Zierer E., 1952; Zierer E., Zierer Ed., 1956; Delfino-Beighley C., 1978; Armstrong B., 1979; Zwerling I., 1979); синтетическая терапия В. Кречмера (Kretschmer W., 1963), который использует изобразительное творчество, музыку, поэзию, танец и т.д.; автобиографический метод Ф.Е. Василюка (Василюк Ф.Е., 1984); терапию творческим самовыражением М.Е. Бурно (Бурно М.Е., 1999), который использует занятия литературным творчеством в целях коррекции психических состояний личности клиента; терапия литературным творчеством Г. Гибсона (Gibson G.L., 1978), который применяет формы библиотерапии в виде самовыражения творческими сочинениями; библиотерапия (Алексейчик А.Е., 1985; Кабачек О.Л., 1994, 2000; Казаринова И.Н., 1997, 1999), в процессе которой используется систематическое чтение для улучшения психологического состояния участников. Таким образом, в настоящее время существуют разные теоретические и практические подходы к использованию творческих занятий. Дополнением к выше представленным вариантам является использование системного подхода к организации и проверке эффективности использования поэтического творчества в качестве средства, воздействующего личность.

Поэтическое творчество, включающее в себя образ, движение, музыку, является интегрированным вариантом творчества и служит достижению основных для нас целей: самореализации и регуляции эмоционально-смысловой сферы личности. Личность в данном случае выступает как объект воздействия поэтического творчества, понимаемого и как рецепция, и как продуцирование поэтических произведений. При этом имеется в виду личность реципиента - читателя или слушателя, и личность автора поэтических текстов, как субъектов творческой поэтической деятельности. Под «творчеством» понимается и процесс создания поэтических произведений, и процесс чтения как процесс творческий, связанный с анализом, пониманием и интерпретацией смыслов поэтических произведений.

Говорить о поэтическом творчестве в строго научных терминах, становясь в объективную, отстраненную позицию, трудно, в этом случае теряется специфика процесса. Очевидно, о поэтическом творчестве можно говорить, только пережив этот процесс, или, хотя бы, прикоснувшись к нему. Сама тема имеет для каждого творческого человека не только научный интерес, но и большую личностную значимость. Говоря о развитии самореализации, регуляции эмоцинально-смысловой сферы личности субъекта поэтического творчества невозможно ограничиться только теоретическими выкладками. Необходимо введение в атмосферу творческой поэтической мастерской. Опыт проведения таких мастерских у автора [6; 7; 8] имеется, и этот опыт свидетельствует в пользу эффективности данной практико-ориентированной формы занятий. Полученные автором предварительно теоретические выводы [8] использованы при разработке творческих поэтических мастерских. Для доказательства эффективности этой деятельности было необходимо изучить процесс воздействия поэтического творчества на личность субъекта творчества (автора/реципиента), выявить уровень эффективности и зафиксировать результаты этого воздействия.

Способ осуществления деятельности поэтических мастерских включает формирование творческих групп, создание ситуации неформального общения участников, создание творческой атмосферы в группах, личное позиционирование каждого участника.

Поэтическая мастерская в режиме библиотерапии включает чтение, анализ, понимание и интерпретацию специально подобранных поэтических произведений с целью самореализации и регуляции эмоционально-смысловой сферы участников мастерской.

В интерактивном творческом процессе выделяется пять этапов:

1. Первый этап представляет собой психологический авторский тренинг [7], в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа - ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.

2. Второй этап представляет собой выбор поэтических произведений и идентификацию участников с этим выбором. Цель этапа - предварительное ориентирование в предстоящей творческой деятельности.

3. Третий этап. На этой стадии участники разбирают отдельные детали поэтического произведения с руководителем, выявляют механизмы и средства воздействия поэтических произведений на эмоционально-смысловую сферу личности. Механизмы воздействия работают на бессознательном и сознательном уровнях. На сознательном уровне достижение лучшего понимания реципиентом своих проблем происходит за счет расширения возможностей вербализации этих проблем и включения их в контекст общественно выработанного опыта, представленного в поэтических произведениях. Воздействие на бессознательное - индивидуально и опосредовано средствами суггестии, которые заключены в поэтических произведениях.

В традиционной практике библиотерапии поэтические произведения соединяются для работы в блоки. Подходы и критерии могут быть разнообразными, например: изопринцип - систематизация стихотворений в зависимости от основной эмоции, которая заключена в стихотворении, или смысловой подход, один из вариантов которого разработан автором [6] - систематизация стихотворений в зависимости от темы: «Жизнь прекрасная моя.», «Любовь мне жизнь.», «Давайте любить и радовать дружбой друг друга.», «Минувших дней очарованье .», «.Страдаем - и, значит, живем!», «Пыль суеты сует сметая.», «.Но мелко мерим мы наш дух, боясь великих дел.», «Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат.», «Я слезы лью; мне слезы утешенье.», «Дневные раны сном лечи.», «Молись, душа.», «Надежда утешенье подает...» и т.д.

Возможен и альтернативный подход, который состоит в том, что используется вариант отбора поэтических произведений, основывающийся на выявлении степени суггестивности поэтического произведения, степени напряжения эмоционально-смыслового поля стихотворения, как

специфического средства воздействия на эмоционально-смысловую сферу реципиента. В результате проведенного нами анализа [8] выявлено, что поэтические произведения могут быть классифицированы в соответствии с уровнем напряжения эмоционально-смыслового поля стихотворения, связанного с эстетизированной суггестивности через следующие модусы: Ортодоксально-миметический (миметический - отражающий, удвояющий действительность) -отсутствие напряжения эмоционально-смыслового поля, низкий уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение самодеятельной поэтессы:

Я тебя позабыть не могу:

Г олубая рубашка и чуб на ветру.

Миметико-дескриптивный (дескриптивный - описательный) - низкий уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, низкий уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение С.В. Михалкова («Электростанция»):

Стоит электростанция пять тысяч киловатт.

«Какое достижение», - все люди говорят.

Стоит электростанция, красива и стройна.

На атомной энергии работает она.

Миметико-эмотивный (эмотивный - связанный с эмоциональной сферой, описание эмоциональных состояний) - низкий уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, низкий уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение самодеятельной поэтессы:

Пусть останется грустью, бедою,

Но останется только со мной.

Так прощай же навеки, любимый,

Единственный мой и родной.

Миметико-технический (технический - насыщенный поэтическими тропами и фигурами) -средний уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, средний уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение В. Ходасевича («Буря»):

Буря! Ты армады гонишь По разгневанным волнам,

Тучи вьешь и мачты клонишь,

Прах подъемлешь к небесам.

Технико-миметический - средний уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, средний уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение К. Бальмонта: «Чуждый чарам черный челн.»

Ортодоксально-технический - редукция к эмоциям, средний уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение З. Гиппиус («Все кругом»):

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно-рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное.

Технико-смысловой - высокий уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, высокий уровень эстетизированной суггестивности.

Например, стихотворение А. Вознесенский «Аэропорт»:

Автопортрет мой, реторта неона, апостол

небесных ворот -

Аэропорт!

Брюзжат дюралевые витражи,

Точно рентгеновский снимок души.

Смыслово-технический - высокий уровень напряжения эмоционально-смыслового поля, высокий уровень эстетизированной суггестивности.

Например, О. Мандельштам «Звук осторожный и глухой.»:

Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева Г лубокой тишины лесной...

Ортодоксально-смысловой уровень - редукция к смыслам.

Например, стихотворение М. Хайдеггера:

Позволь всему сказать себя.

Ортодоксальный уровень (эмоционально-смысловая абстракция).

Например, В. Хлебников:

Ио, иа, цолк,

Ио, иа, цолк,

Пицц, пац, пацу,

Пицц, пац, паца,

Ио на цолк, Ио на цолк.

Для работы в мастерской отбираются произведения, соответствующие технико-смысловому и смыслово-техническому модусам, подразумевающим наличие поэтической техники, выраженной в уникальной и изобретательной форме произведения и насыщенного смыслами содержания. При этом акцентируется наличие дисгармонии поэтических текстов как специфического суггестивного фактора, который определяется наличием фонетических, лексических, грамматических и др. отклонений от нормы.

Подход к тексту поэтического произведения как к специфическому средству, содействующему самореализации личности, влияющему на состояние эмоционально-смысловой сферы личности, необходим при организации деятельности поэтической мастерской в режиме библиотерапии.

Цель этапа - осмысление на теоретическом уровне психологических механизмов воздействия поэтического творчества на личность субъекта творчества.

4. Четвертый этап. Содержание основного этапа поэтической мастерской заключается, с одной стороны, в стимулировании эмоциональной активности реципиентов, с другой - в понимании и переработке смысла стихотворений. Оба процесса взаимосвязаны по принципу саморегулирующейся функциональной системы. Правильно, точно подобранные поэтические произведения работают на уровне эмоций и смыслов. На уровне эмоций они стимулируют: позитивные эмоциональные переживания, поэтому чтение поэтических произведений выступает как своеобразный тренинг эмоций и чувств;

формирование эмпатии, которая отвечает глубинной потребности быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким;

идентификацию с героем произведения, которая подразумевает эмоциональное включение участников в процесс и обретение понимания своей собственной ситуации через сопереживание; формирование самостоятельного стиля решения эмоциональных проблем через узнавание своей психотравмирующей ситуации и типа эмоционального отреагирования.

На уровне смыслов правильно подобранные поэтические произведения предполагают: знакомство с вариантами решений жизненно-важных проблем, которые могут помочь спланировать правильный путь действий при решении проблем, показать существование альтернативных решений проблем.

знакомство в авторитетной авторской моделью действительности, которая поможет преобразовать дефектную модель участника;

формирование новых форм отношения к действительности, поскольку, обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с поэтическим творчеством, человек приобретает опыт и средства осмысления переживания и преодоления будущих жизненных ситуаций.

Цель этапа - практическое овладение правилами и приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений для осознания и выражения собственных эмоций и смыслов.

5. Пятый этап - рефлексия. Участник должен почувствовать и установить связь между собственной личностью и поэтическим произведением, чтобы получить новый опыт. Руководитель должен помочь интегрировать этот новый опыт. Цель этапа - осознание степени практического овладения освоенными ранее на теоретическом уровне приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений и осознание регулирующего эффекта этого процесса.

Характеризуя итоговый этап мастерской, можно сделать вывод, что адекватность переработки смысла и высокая степень эмоциональной активации приводит к следующим промежуточным результатам: к адекватному пониманию или интерпретации смысла художественного текста, к эмоциональной «аккомодации», по Д.А. Леонтьеву [4], т.е. к возникновению у реципиента эмоций, максимально сходных с авторскими. Сходство не может быть абсолютным, поскольку эмоции и смыслы возникают на основе не только конвенциональных, но и субъективных представлений. Поэтическая мастерская в режиме творческого самовыражения включает создание поэтических произведений с целью регуляции эмоционально-смысловой сферы, стимулирования процесса самореализации участников мастерской.

Поэтическая мастерская включает в себя систему теоретических и практических занятий, каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую психологические аспекты поэтического языка. Каждая новая тема является продолжением предыдущей и опирается на знания, полученные в ходе освоения материала.

В интерактивном творческом процессе выделяется пять этапов:

1. Первый этап представляет собой психологический авторский тренинг [7], в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа - ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.

2. Второй этап представляет собой теоретическое освещение темы «Стихосложение». Примерные темы занятий в общей схеме соответствуют порядку их проведения. Здесь участник впервые осмысливает данные руководителем мастерской средства анализа и построения стихотворной речи. Цель этапа - предварительное ориентирование в теме, ознакомление с областью стихосложения и осмысление значимости изучаемого.

3. Третий этап представляет собой знакомство с выявленной автором [8] системой психологических механизмов воздействия поэтического творчества на личность, которая включает механизмы внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. При этом поэтическое произведение рассматривается с точки зрения суггестивной лингвистики на разных иерархических уровнях: фонологическом, просодическом, лексико-стилистическом, лексико-грамматическом, морфо-синтаксическом, семантическом и др. Акцентируется наличие дисгармонии поэтических текстов как суггестивном факторе, который определяется наличием фонетических, лексических, грамматических и др. отклонений от нормы. Цель этапа - осмысление на теоретическом уровне психологических механизмов воздействия поэтического творчества.

4. Четвертый этап - непосредственно практическая работа с использованием авторской системы специальных заданий [8], направленных на овладение и совершенствование навыков стихосложения. Например, задания на овладение рифмой, ритмом, мелодикой, звукописью, фигурами и тропами; задания на совершенствование умений выражать собственные эмоции и смыслы посредством поэтического произведения на основе механизмов внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. Задания подбираются таким образом, чтобы активизировалась аналитическая и конструктивная деятельность участников. Каждый участник имеет возможность применить полученные в ходе предыдущего этапа знания, необходимые для анализа и создания стихотворений. Цель этапа - практическое овладение правилами и приемами стихосложения, для выражения собственных эмоций и смыслов.

5. Пятый этап - рефлексия. Выполненные задания обсуждаются всеми участниками по ходу и в конце занятия; по мере необходимости, дается задание на дом. Цель этапа - осознание степени практического овладения освоенными ранге на теоретическом уровне приемами стихосложения и осознание регулирующего эффекта поэтического творчества.

Таким образом, смысл поэтических мастерских состоит в использовании процесса поэтического творчества в целях регулирования эмоционально-смысловой сферы личности, стимулирования процесса самореализации.

Исследование эффективности деятельности поэтических мастерских состояло из нескольких этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. На первом этапе было проведено пилотажное исследование. В пилотажном исследовании принимали участие 114 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, разного социального уровня и профессиональной принадлежности, занимающихся поэтическим творчеством. Проведенный контент-анализ высказываний респондентов показал, что необходимость в самореализации испытывают 43 % респондентов, регуляции эмоционально-смысловой сферы посредством поэтического творчества испытывает 66 % респондентов.

2. На втором этапе проведена проверка пилотажного исследования с помощью анкетирования: выявлены предпочтения определенных функций поэтического творчества, отвечающих потребностям оптантов. В нем приняли участие 612 чел. - студенты Вятского государственного гуманитарного университета различных факультетов, группа самодеятельных поэтов г. Кирова, группа преподавателей ВятГГУ, группа служащих. Данные, полученные в результате анкетирования, подвергались математико-статистической обработке. Анализ данных подтверждает выводы пилотажного исследования.

3. На третьем этапе проведено исследование эффективности процесса регуляции эмоциональносмысловой сферы личности субъектов поэтического творчества, участвующих в работе поэтических мастерских в режиме библиотерапии и в режиме творческого самовыражения. Исследование проводилось с использованием методики Н.А. Курганского, Т.А. Немчина «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». В исследовании приняли участие 40 испытуемых - участники поэтической мастерской в режиме библиотерапии и 40 испытуемых - участники поэтической мастерской в режиме творческого самовыражения. В результате выявилось, что работа поэтической мастерской в режиме библиотерапии стимулирует активность, интерес, эмоционально заряжает участников, значительно влияет на создание комфортной поддерживающей атмосферы. Работа поэтической мастерской в режиме творческого самовыражения явно стимулирует активность, интерес, эмоционально заряжает участников, в некоторой степени помогает организовать комфортную поддерживающую атмосферу, но при этом явно нарастает напряжение участников, поскольку

активный творческий процесс - весьма энергоемок. В целом обе формы поэтической мастерской продемонстрировали свою эффективность.

Дополнительный вывод был сделан на основе оценки эффективности деятельности в режиме творческого самовыражения по М.Е. Бурно [1, с.70-72]. Участники оценивали результат как вполне удовлетворительный и связывали свое улучшившееся эмоциональное состояние, повысившийся интерес к жизни, удовлетворенность жизнью с занятием поэтическим творчеством. Возникшее ощущение радости жизни, полноты жизни, наполненности жизни новыми смыслами и убежденность, что все это объясняется активной творческой деятельностью, участники связывали с работой в поэтических мастерских.

В целом, характеризуя выборку испытуемых, можно отметить следующее. Положительно изменилось самоотношение личности. В отношении к себе более выраженным стало чувство симпатии и одобрения. Более выраженным стало желание изменяться по отношению к наличному состоянию. Снизились показатели внутренней конфликтности. Повысилась осмысленность жизни за счет осознания целей и направленности жизни. Жизнь в большей степени стала восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный процесс, более позитивной стала оценка прожитой части жизни. Положительно изменилось самовосприятие личности. Участники стали более уверенными в своей способности контролировать события жизни, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Общая осмысленность жизни также стала более выраженной. Восприятие себя стало более критичным и открытым, осознание - более глубоким. Повысилась оценка своих возможностей и ощущение силы своего «Я». Укрепилось представление о себе как об источнике активности и результатов деятельности. Появилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности. В межличностных отношениях сократилось число затруднений. Более выраженными стали проявления эмпатии и сопереживания. Произошло понимание позитивной роли поэтического творчества в регуляции эмоциональносмысловой сферы личности, благодаря чему каждый испытуемый задумался над вопросом о личностном смысле своей жизни. Надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать сознательному выбору поэтического творчества как возможности регуляции эмоциональносмысловой сферы своей личности, возможности для самореализации.

Таким образом, полученные в исследовании данные позволили доказать эффективность авторского варианта использования поэтического творчества в качестве регулирующего средства, воздействующего на смысловую и эмоциональную сферы личности субъекта творчества. Представленный подход позволяет рассмотреть проблему регуляции эмоционально-смысловой сферы личности, стимулирования процесса самореализации субъекта поэтического творчества в практико-ориентированном ракурсе. Не зря В. Брюсов писал («Дивный генуэзец! как нам стали понятны...»): «Человек! торжествуй! и, величье познав, / Увенчай себя вечным венцом! / Выше радостей стань, выше слав, / Будь Творцом!».

Литература

1. Белый А. Символизм. Книга статей. М., 1910.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.

3. Иосиф Бродский: Большая книга интервью / Под ред. И. Захарова, В. Полухиной. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Захаров, 2000.

4. Леонтьев ДА., Афонина А.А Психологическое воздействие поэзии и эмоциональная аккомодация // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». Тезисы докладов / Под ред. А.А.Бодалева М., 2000. - С. 166-169.

5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства. Л.: Искусство, 1970.

6. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: самоактуализация психических состояний через поэзию. М.: Изд-во «Ось-89», 2002.

7. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги,

дискуссии, игры. М.: Изд-во «Ось-89», 2002.

8. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М.: Изд-во «Флинта»: МПСИ, 2007.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. М., 1958.

10. Шопенгауэр А. Собр. соч. в пяти томах. Т.1. М.: Московский Клуб, 1992.

11. Jacobson R. Questions de poetique, P., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.