Научная статья на тему 'ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС Н.С. ГУМИЛЁВА В ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС Н.С. ГУМИЛЁВА В ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС / МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ / Н.С. ГУМИЛЁВ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широлапова Наталья Юрьевна, Конобеева Полина Михайловна

В статье рассматривается методический аспект изучения поэтического синтаксиса в школе, даются рекомендации, каким образом можно изучать такое сложное явление как поэтический синтаксис в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.S. GUMILEV'S POETIC SYNTAX AT SCHOOL: METHODOLOGICAL ASPECT

The article discusses the methodological aspect of the study of poetic syntax in school, provides recommendations on how to study such a complex phenomenon as poetic syntax in a modern school.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС Н.С. ГУМИЛЁВА В ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 371.39: 81-114.4

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС Н.С. ГУМИЛЁВА В ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Наталья Юрьевна Широлапова

кандидат филологических наук, доцент

бЫшЬ 16@шаИ. гц Полина Михайловна Конобеева

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается методический аспект изучения поэтического синтаксиса в школе, даются рекомендации, каким образом можно изучать такое сложное явление как поэтический синтаксис в современной школе.

Ключевые слова: поэтический синтаксис, методический аспект изучения, Н.С. Гумилёв, интегрированный урок, поэтический текст.

Наша статья посвящена методическому аспекту изучения поэтического синтаксиса Николая Степановича Гумилёва в школе. Оговоримся сразу, что изучение поэтического синтаксиса того или иного поэта или писателя в школьной практике не предусмотрено. Нами изучены и проанализированы учебные программы по литературе для 5-9 классов: Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, М. Б. Ладыгина и М.Г. Беловой.

Проанализировав эти рабочие программы, мы выявили, что творчество Н.С. Гумилёва изучается с 5 по 9 класс в программах под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и М.Б. Ладыгина. Нами установлено, что в программе М.Б. Ладыгина предлагается такая тема при изучении лирики поэта, как «В мастерской художника слова. Язык поэтического произведения», и мы решили разработать методические рекомендации для проведения такого урока, представить его разработку.

Система «вопросов-заданий» и «ответов (ключей)» - признание целесообразности индуктивного метода работы.

Роль преподавателя на занятии - организация эвристической игры: постановка задач и соответствующая реакция на любые решения учащихся. Как отмечает Л.В. Соколова «Ведущая роль преподавателя - в активной реакции на ответы учащихся, часто парадоксально субъективные, настойчивое побуждение учащихся к поискам (прежде всего - на лингвистическом уровне текста) убедительной аргументации «ответа», своего понимания стихотворения» [1, 123].

При анализе поэтических текстов внимание учащихся должно быть сосредоточено прежде всего на постижении языковой картины произведения, рифмо-ритмической системе, особенностях словоупотребления, поэтическом синтаксисе.

Данный подход к изучению стихотворных произведений позволяет проникнуть непосредственно вглубь произведения, отразить те языковые факты, благодаря которым оно наполняется смыслом, приобретает выразительность и завершённость. В связи с вышеизложенным предлагаемый нами лингво-

методический комментарий к уроку словесности по творчеству Н.С. Гумилёва будет рассматриваться в лингвистическом, лингво-грамматическом и стилистическом аспектах.

Урок начинается с чтения стихотворений Н.С.Гумилёва «Капитаны» из сборника «Жемчуга».

Для более глубокого сильного впечатления предлагается использовать на уроке технические средства обучения. Параллельно с чтением стихотворения в классе звучит классическая музыка, а на экране монитора сменяются яркие и выразительные эпизоды, отражающие наиболее важные жизненные вехи талантливого поэта. Большое место уделяется тем эпизодам, которые посвящены путешествию Н.С. Гумилёва в Африку, экзотическая природа, которая послужила толчком для создания цикла «Жемчуга».

В оформлении класса можно использовать портреты поэта, его родных и друзей, старинные вещи, которые помогут создать соответствующую атмосферу.

После прочтения и осмысления стихотворения мы предлагаем использовать такой методический приём как беседу. Этот приём вполне оправдан, так как позволяет задействовать весь класс в целом и понять мироощущение поэта. Задания будут такими:

Определить его размер, показать на схеме. Определить тип рифмовки.

Размер стихотворения трехстопный дактиль с наращением в 1-ом и 3-ем стихах:

а

в а в

рифмовка перекрёстная

Назвать тему стихотворения и связанную с ней лексику. Объяснить свой выбор выделения тематических групп.

Тему стихотворения можно определить как стремление человека к неизведанному, покорение новых вершин, жажда ярких острых впечатлений. С темой связана определённая лексика: паруса кораблей, трепещущий мостик, фрегат, малъстремы и другие.

В этом стихотворении можно выделить следующие темы: тема лирического героя (капитан), тема природы (море, риф), тема пространства (утро, закат), тема путешествия (паруса кораблей, бунт на корабле).

Какой художественный эффект достигается сочетанием звуковых повторов и употреблением отдельных словоформ, словосочетаний?

Сочетание звуковых повторов и отдельных словоформ и словосочетаний (базальтовые скалы, клочья пены) создаёт эффект реальности происходящего, способствует возникновению картины мира и ярких впечатлений от прочитанного).

Каким образом достигается обобщённость в стихотворении? Определите средства обобщения в стихотворении.

Обобщённость достигается тем, что места действия оказываются как бы «разбросанными» по всему миру:

«На полярных морях и на южных

По изгибам зелёных зыбей

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей» [4, с.79 ].

К каким тематическим группам можно отнести цветообозначения различных объектов? Какой художественный эффект создается употреблением данной колоративной лексики?

Зелёные зыби, розоватые манжеты, зелёный храм, седые валы, червонное золото, пурпур царей, красные розы, чёрный арбалет. Перечень цветообозначений можно отнести к различным тематическим группам: оружия (чёрный арбалет); драгоценных камней, металлов («червонное золото») («тема драгоценных камней в творчестве поэта связана с его экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии» [9, с.

56]); характеристики флористических объектов (красная роза); водных пространств (зелёная зыбь, седые валы); предметов одежды (розоватые манжеты, пурпур царей). Колоративная лексика придаёт стихотворному тексту выразительность и яркость.

Какова специфика сюжета стихотворения?

Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят театральный, декоративный характер (трость, пистолет, разорванная карта) [1].

Выпишите слова разговорно-бытового, сниженного стиля. С какой целью поэт прибегает к их использованию в стихотворении?

«Заплёванная таверна», «дерзко выклянчить», «мечут ряд колод...». Лексика разговорно-бытового стиля вступает в резкий контраст с тематикой стихотворения, тем самым ещё ярче подчёркивая неукротимое стремление человека к новому, тайному, неизведанному:

«.Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга» [4, с. 81 ].

Найдите строки с анафорическим повтором. Какова структурная и семантическая роль этого повтора? Какую тему он выделяет?

Анафорический повтор отрицательной частицы «ни» наблюдается в шестой строфе стихотворения:

«Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернёт паруса» [4, с.80 ].

Данный повтор синтаксически выделяет семантически значимые строки темы - отваги и смелости, мужества и решительности, - и подчёркивает их синтаксическое и тематическое единство..

Последним заданием предлагается составить культурно-исторический и лексико-грамматический комментарий.

Список литературы:

1. Барабашкина Л.И. Мир образов Николая Гумилёва. План-конспект урока. МБОУ «Черемшанский лицей» Щ^:/Л.120-bal.ru/literatura/7848/index.html. 05.04.2015

2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в современном русском языке. М.: Наука, 1975. 287 с.

3. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. 232 с.

4. Гумилёв, Н.С. Сочинения. В 3 т. Т.1. Стихотворения. Поэмы/ Вступ.ст., примеч. Н.Богомолова. М.: Художественная литература, 1991. 590 с.

5. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т.8. № 1(29). С.83-87.

6. Попова С.В. Использование нтерактивных технологий в образовательном пространстве вуза // Наука и технологии ХХ Века: тренды и перспективы: Сборник статей по итогам IV Профессорского форума. В 2-х томах. Москва. Издательство: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание». 2021. С.140-143

7. Сидорова И.В., Балалыкина Н.В., Томонов Д.С. Образовательные технологии и учебный процесс// Наука и Образование. 2021. Т.4. № 2. 5 с.

8. Рыбальченко О.И. Активизация сенсорных модусов перцепции как основной приём создания оценочной метафоры в идиостиле Саши Чёрного // Вестник Академии Знаний. 2013. № 4 (7). С. 111-113.

9. Соколова Л.В. Основные методы анализа поэтического текста в практике преподавания русского языка как иностранного//Cuadernos de Rusística Espano. 2006.№2. С.116-123.

10. Широлапова Н.Ю., Конобеева П.М. Лексика растительного мира в поэтических текстах Н.С. Гумилёва // Научный аспект. 2020. Т.7. № 2. С.918 -924.

11. Широлапова Н.Ю., Конобеева П.М. Лексика визуальной перцепции как основа формирования поэтического синтаксиса Н.С. Гумилёва// Actual problems of practice and science and methods of the irsolution: The IV Inernational Sciensconferens. Milan, Italy. 2022. Pp. 508-515.

12. Chernikova N.V., Sidorova I.V., Shvetsova V.M Linguo-conceptual analysis as an effective technology for organizing scientific and educational activities. В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12192.

УДК 371.39: 81-114.4

N.S. GUMILEV'S POETIC SYNTAX AT SCHOOL: METHODOLOGICAL ASPECT

Natalya Yu. Shirolapova,

PhD in Philology, Associate professor

shirol-16@mail.ru Polina M. Konobeeva student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the methodological aspect of the study of poetic syntax in school, provides recommendations on how to study such a complex phenomenon as poetic syntax in a modern school.

Key words: poetic syntax, methodological aspect of study, N.S. Gumilev, integrated lesson, poetic text.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.