Научная статья на тему 'СИНТАКСИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА (ГРУППА «СПЛИН»)'

СИНТАКСИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА (ГРУППА «СПЛИН») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / РУССКИЙ РОК / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СИНТАКСИС / СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА / АНАФОРА / СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

В статье рассмотрены синтаксический строй и элементы экспрессивного синтаксиса в поэтических произведениях А. Г. Васильева - автора текстов рок-группы «Сплин». Отмечается, что синтаксис поэта очень разнообразен; автором используются элементы, позволяющие конструировать пространство тесного взаимодействия адресанта и адресата поэтического текста. В качестве средств синтаксической стилистики выступают риторические вопросы и др., но главными синтаксическими элементами являются повторы различного типа, причём наиболее активно используются анафора и синтаксический параллелизм. Средства экспрессивного синтаксиса не являются в текстах А. Г. Васильева механизмами, разрушающими лиричное звучание песни, они органичны, неизбыточны, ощущаются как необходимые элементы передачи автором смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTAXIC SPACE OF ALEXANDER VASILEV'S POETIC TEXT (SPLIN GROUP)

The article deals with the syntactic structure and elements of expressive syntax in the poetic works of A. G. Vasiliev - the author of the texts of the rock group “Splin”. It is noted that the syntax of the poet is very diverse; the author uses elements that allow constructing a space of close interaction between the addresser and the addressee of the poetic text. Rhetorical questions and others act as means of syntactic stylistics, but the main syntactic elements are repetitions of various types, with anaphora and syntactic parallelism being most actively used. Means of expressive syntax are not in the texts of A. G. Vasiliev with mechanisms that destroy the lyrical sound of the song, they are organic, inexhaustible, felt as necessary elements for the author to convey the meaning.

Текст научной работы на тему «СИНТАКСИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА (ГРУППА «СПЛИН»)»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 5.9.5 ГРНТИ 16.21.43

М. Н. КРЫЛОВА

Зерноград

СИНТАКСИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА (ГРУППА «СПЛИН»)

Аннотация. В статье рассмотрены синтаксический строй и элементы экспрессивного синтаксиса в поэтических произведениях А. Г. Васильева - автора текстов рок-группы «Сплин». Отмечается, что синтаксис поэта очень разнообразен; автором используются элементы, позволяющие конструировать пространство тесного взаимодействия адресанта и адресата поэтического текста. В качестве средств синтаксической стилистики выступают риторические вопросы и др., но главными синтаксическими элементами являются повторы различного типа, причём наиболее активно используются анафора и синтаксический параллелизм. Средства экспрессивного синтаксиса не являются в текстах А. Г. Васильева механизмами, разрушающими лиричное звучание песни, они органичны, неизбыточны, ощущаются как необходимые элементы передачи автором смысла.

Ключевые слова: рок-поэзия; рок-поэты; поэтические тексты; русский рок; поэтическое творчество; синтаксис; синтаксические конструкции; синтаксическая стилистика; анафора; синтаксический параллелизм

Сведения об авторе: Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО Донской ГАУ.

Контакты: 347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21; krylo-vamn@inbox.ru

M. N. KRYLOVA

Zernograd

SYNTAXIC SPACE OF ALEXANDER VASILEV'S POETIC TEXT (SPLIN GROUP)

Abstract. The article deals with the syntactic structure and elements of expressive syntax in the poetic works of A. G. Vasiliev - the author of the texts of the rock group "Splin". It is noted that the syntax of the poet is very diverse; the author uses elements that allow constructing a space of close interaction between the addresser and the addressee of the poetic text. Rhetorical questions and others act as means of syntactic stylis-tics, but the main syntactic elements are repetitions of various types, with anaphora and syntactic parallelism being most actively used. Means of expressive syntax are not in the texts of A. G. Vasiliev with mechanisms that destroy the lyrical sound of the song, they are organic, inexhaustible, felt as necessary elements for the author to convey the meaning.

Keywords: rock poetry; rock poets; poetic texts; Russian rock; poetic creativity; syntax; syntactic constructions; syntactic style; anaphora; syntactic parallelism

© Крылова М. Н., 2022

About the author: Krylova Maria Nikolaevna, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor of the Humanitarian Sciences and Foreign Languages Department, Azov-Black Sea Engineering Institute of Don State Agrarian University.

Российская рок-группа «Сплин» была создана в Санкт-Петербурге в 1994 году. Основателем группы, её бессменным лидером, солистом, гитаристом и автором песен является Александр Георгиевич Васильев (род. 1969). Группа создаёт яркие, оригинальные песни, постоянно экспериментируя в области формы и содержания. Автором большей части текстов песен является А. Г. Васильев, часть текстов принадлежат представителям классической поэзии (В. В. Маяковскому, Н. С. Гумилёву, И. А. Бродскому и др.). Язык песен А. Г. Васильева самобытен, полон нестандартных приёмов. В лингвистической литературе предметом внимания становятся лексико-семантические средства создания автором тех или иных образов [5], используемые автором прецедентные феномены [7], средства словесной образности, в том числе различные варианты повтора [9], метафорические средства [3], приёмы языковой игры [1], в том числе трансформации поэтом фразеологических единиц [6]. В то же время синтаксический строй песен группы «Сплин», используемые автором в текстах синтаксические конструкции являются пока неисследованными.

Целью статьи стал анализ синтаксических конструкций, применяемых А. Г. Васильевым в текстах песен рок-группы «Сплин», а также используемых им приёмов стилистического синтаксиса. Материалом для исследования стали тексты песен группы, представленные на сайте Nashestviefest [8] (автором текстов является А. Г. Васильев).

Синтаксические конструкции в текстах отечественной рок-поэзии нечасто становятся предметом исследования лингвистов. В первую очередь их анализируют с точки зрения создания с их помощью экспрессивности [4], использования «синтаксических фигур с экспрессивной и апелля-тивной целью» [2, с. 512]. Выполняют экспрессивные функции синтаксические конструкции и в текстах группы «Сплин», однако это не единственная причина обращения автора к возможностям синтаксиса.

Синтаксический строй песен А. Г. Васильева весьма разнообразен. Чаще всего автором используются сложносочинённые предложения: «Он пел, и строка его текла / Печально, как чёрная река» («Жертва талого льда»), сложноподчинённые предложения: «Я вчера узнал из сводки свежих новостей, / Что я умру непознанным в тени своих детей» («Мне сказали слово»), а также бессоюзные предложения: «Сердце расплавилось, вытекло тёплое олово» («Холодные зимы»). Поэт стремится заключить выражаемую им мысль в пространство длинного, сложного и / или осложнённого предложения, детализируя различные стороны смысла в пределах одной фразы.

Определённо-личные предложения со сказуемыми в форме повелительного наклонения глагола служат в песнях созданию пространства диа-

лога. С их помощью А. Г. Васильев обращается к слушателям или к собеседнику (реальному, воображаемому, а также к самому себе), призывая к чему-либо. Например:

Возьми, уходя, свои лучшие песни, А все остальные порви («Война»).

В качестве подлежащего двусоставных предложений у поэта нередко используется личное местоимение мы, с помощью которого А. Г. Васильев объединяет образы адресанта и адресата, сближается со слушателем, передаёт мысль о том, что они принадлежат к кругу близких людей, единомышленников, совместно переживающих то или иное событие, ту или иную эмоцию: «Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу» («Сказка»).

Это пространство, где существуют мы, оказывается достаточно интимным; это некий тесный, малый круг, который включает понимающих и отгораживает их от остальных, часто выступающих как враги, иные, не способные понять:

Жаль, что все остальные разбежались по норам, Нас оставив на самом краю («Звери»).

Обращению к слушателю и сближению с ним служит также и местоимение ты, использованное в качестве подлежащего двусоставного предложения:

Ты знаешь, вернулся наш сказочный леший Из города длинных волос («Сказочный леший»).

В данном случае в комбинации с личным местоимением ты выступает притяжательное наш, и оба они формируют некое единое пространство взаимодействия адресанта и адресата.

Экспрессивность, конечно, присутствует в тексте и создаётся во многом благодаря именно синтаксическим средствам, но синтаксис не поражает своей экспрессией напрямую. Стилистические средства синтаксиса не избыточны, присутствуют как необходимые, жизненно важные для выражения смысла элементы. Их применение автором не является самоцелью, не мотивируется желанием поразить воображение слушателя, затуманить восприятие им смысла и происходит очень органично.

В стихах нередко наблюдается анафора, которая обычно проявляется как повтор не одной, а нескольких единиц:

Он пел, словно падала звезда, Он пел, словно шаг, и нет следа, Он пел, что никого и никогда Река не держала («Жертва талого льда»).

104

Анафора придаёт стиху напевность, плавность, одновременно акцентируя внимание слушателя на повторяемых элементах. Примерно той же цели служит кольцевой повтор, когда куплет песни (строфа стихотворения) начинается и заканчивается одним и тем же элементом:

Это было так недавно и давно.

Никому из нас и вспомнить не дано.

Не осталось нам из прошлого имён.

Это было в середине всех времён («Медный грош»).

Такой повтор служит, кроме того, подведению некоего итога, а в приведённом примере он также акцентирует внимание слушателя на тех элементах фразы, которым отличаются повторяющиеся строки: время действия «так недавно и давно» соотносится с другим и одновременно тем же самым временем «в середине всех времён».

Анафорический повтор, перекликаясь с другими видами повтора (периодическим, частичным синтаксическим параллелизмом и др.) может стать композиционной основой целого стихотворения. Такое явление наблюдается, к примеру, в тексте песни «Храм», в которой расположенное в начале строки слово «Пишу» встречается 10 раз (всего в стихотворении 36 строк), 7 куплетов (четверостиший) из 9 начинаются словами «Пишу тебе», кроме того, слово пишу и его грамматическая форма пишут встречается в других, неначальных частях текста.

Эпифора наблюдается в текстах А. Г. Васильева реже, чем анафора (которая, по сути, выступает основным видом повтора), но также может быть значимой, например, если повторяющиеся элементы используются в различных, несовпадающих значениях:

Ведь я не боюсь смерти

Потому что я и есть - смерть («Она была так прекрасна»).

Повторяющий элемент может иногда показаться избыточным. Например, в заключительной строке песни «Кит», повествующей о дружбе человека и кита, это слово кит: «Кит закричал, и кита не стало». Здесь вполне можно было обойтись без повтора: «Кит закричал, и его не стало», однако тогда не таким пронзительным было бы ощущение невосполнимой потери, которое передаёт стихотворение.

Значимым стилистическим средством синтаксического уровня являются ряды однородных членов, которые участвуют в создании напевности, придают тексту лиризм, формируют пространство текста. В песнях «Сплина» они часто используются с повторяющимися союзами. Например:

Ни окна, ни пролёта, ни двери -

Только чёрная мёртвая ночь («Звери»).

105

Ряды однородных членов могут перекликаться с другими синтаксическими и иными выразительными элементами. Например, в следующем тексте ряды однородных членов вводят симфору - высшую форму метафорического выражения, в котором полностью опущено упоминание о предмете метафоры, образ ощущается как чистое художественное представление:

Ты шлюха вокзальная, святая кормилица

Живая вода, беспощадная виселица.

Ста ртами заплевана, роза пурпурная,

Не ты ль родила меня, мать шестиструнная?

Я только с тобой еще что-то да значу.

Дешевый подарок, дорогая подачка.

На струнах подвешенный, на грифе распятый,

С тобою меняю я свой третий десяток («Мне 20 лет»).

Постепенно становится понятно, что с помощью экспрессивных рядов однородных членов поэт обращается к гитаре и характеризует гитару, не называя этот важный для него предмет напрямую.

А. Г. Васильев склонен к синтаксическим параллелизмам разного типа. Синтаксический параллелизм редко выстраивается А. Г. Васильевым в классическом виде - с полным совпадением синтаксической структуры двух соседних предложений. В этом случае фраза может выглядеть намеренно пародийно: «Дурдома нет без дураков, рыбалки нет без рыбаков» («Рыба без трусов»). Но элементы синтаксического параллелизма, частичные структурные совпадения наблюдаются практически в каждой песне. Чаще всего всё не так схематично, как в приведённом выше примере, и синтаксический параллелизм сочетается с анафорой и другими видами повтора. Например:

А время - держал ли ты стрелки руками?

А кости - упали на шесть! («Сказочный леший»).

И все умолкли голоса

И закрываются глаза... («Пирамиды»).

А. Г. Васильев тяготеет к синтаксическому параллелизму неполного типа, используя его как языковую игру, поэтому параллельными могут быть более двух строк. Например:

Не имея дома, не проникнешься его духом

Не имея жены, не услышишь, что она шепчет в ухо

Не имея детей, ничего не расскажешь внукам («Окраины»).

В процитированном стихотворении «Окраины» автором вообще выстроено игровое пространство благодаря тому, что в первой строфе из 10 срок, во второй из 26 строк и в третьей из 18 строк поэтом применена монорифма (моноритм) - все строки параллельно рифмуются друг с другом. Синтаксический параллелизм является только одним из элементов этой масштабной игры.

Выразительность поэтического текста создаётся также с помощью риторических вопросов, которые у А. Г. Васильева не столько экспрессивны, сколько философичны, призывают слушателя задуматься. Они несколько нарушают лиричность создаваемых автором текстов и в то же время не выходят за границы задушевности. Такие строки и в песенном исполнении не выделяются значительным подъёмом тона. Например:

И мне не дожить до грозы,

Так не лучше ль нож в сердце и грудью на ствол? («Война»).

Большая часть из названных выше средств выразительности в той или иной степени связана с повторами. Это повтор лексических единиц (анафора, эпифора, периодические повторы, кольцевой повтор), элементов синтаксической структуры (синтаксический параллелизм, ряды однородных членов, повторяющиеся союзы) и т. п. Такое наблюдение даёт возможность сказать, что именно повторы разного типа составляют основное средство синтаксиса в рок-текстах А. Г. Васильева. Они уплотняют пространство песни и одновременно придают ей более упорядоченное и более лиричное звучание. Различные виды повтора (лексического и структурного) сочетаются, переплетаются, например:

Шли, поклоняясь берёзам, дубам и липам

След оставляя медведям, волкам и лисам

Часто во сне улыбаясь любимым лицам

Шли сквозь дремучий лес по камням, сугробам

Шли через перевал, по таёжным тропам

Если вдвоём сорвались - пропали оба («Путь на восток»).

В этом примере мы видим элементы синтаксического параллелизма, повтор двух параллельных рядов однородных членов, анафору (шли - шли) и т. п. Повторяющиеся и частично повторяющиеся элементы создают ощущение гармоничного поэтического текста и одновременно транслируют слушателю тревожность, чего автор достигает именно повторами и рядами однородных членов.

Итак, в поэтическом пространстве рок-текста А. Г. Васильева синтаксические средства играют важную роль, помогая автору создавать лиричное звучание песен, формируя тесную связь между автором и слушателями, объединяя их. Среди средств экспрессивного синтаксиса наиболее востребованным становится повтор, проявляемый и на лексическом уровне

107

(анафора, эпифора, кольцевой, периодический повтор), и на структурном (синтаксический параллелизм, ряды однородных членов, повторяющиеся союзы). Благодаря повторам разного типа, автором формируется целостное пространство поэтического текста, все элементы которого тесно связаны и переплетены, работая совместно на создание лиричности и на передачу адресату транслируемых автором смыслов.

Литература

1. Балаклеец Д. А. Специфика языковой игры в текстах А. Г. Васильева (группа «Сплин») / Д. А. Балаклеец // Terra Rusistica: сб. мат. I междунар. форума молодых русистов. - Псков: ПГУ, 2021. - С. 15-17.

2. Джамалова М. К. Стилистические интенсивы синтаксиса в языке отечественной рок-поэзии / М. К. Джамалова, С. Ш. Чупалаева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6 (67). - С. 511-513.

3. Дробышева Е. К. Олицетворение и антропоморфизм как способы проявления мифического в песнях рок-групп «Сплин» и «Мельница» / Е. К. Дробышева // Мифологическое и историческое в русской литературе XX-XXI веков: мат. XXIV Шешуковских чтений; под общ. ред. Л. А. Тру-биной. - М.: МПГУ, 2020. - С. 118-126.

4. Нефёдов И. В. Синтаксические средства экспрессивности в контркультурной рок-поэзии / И. В. Нефёдов, Е. В. Огрызко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 4-1 (46). - С. 128-134.

5. Пятина Д. С. Лексико-семантические средства создания образа Петербурга в песнях группы «Сплин» / Д. С. Пятина // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. научн. тр. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2019. -С. 127-132.

6. Сазонова А. А. Фразеологические трансформации в песенной поэзии А. Васильева: проблема типологии / А. А. Сазонова // Мат. XXIII науч.-практ. конф. - Саранск: МордГУ, 2019. - С. 202-206.

7. Сменова А. Н. Прецедентные феномены на материале творчества рок-группы «Сплин» / А. Н. Сменова // Студенческая наука и XXI век. -2020. - Т. 17, № 2-2 (20). - С. 98-100.

8. «Сплин» - тексты песен. - URL: https://nashestviefest.ru/splin/ (дата обращения: 12.06.2022).

9. Турищева С. И. Словесная образность в текстах композиций группы «Сплин» на примере альбома «Сигнал из космоса» / С. И. Турищева // Лексикология русского языка и стилистика художественного текста: сб. мат. Всерос. научн. конф. / отв. редактор Н. Б. Самсонов. - М.: МГОУ, 2019. - С. 240-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.