Научная статья на тему 'Поэтическая космология в творчестве Владимира Нарбута'

Поэтическая космология в творчестве Владимира Нарбута Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ / АСТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ / НЕБО / ЗВЕЗДЫ / POETIC COSMOLOGY / ASTRAL IMAGES / ANTIQUE MYTHOLOGY / HEAVEN / STARS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Локша Анна Владимировна

В статье рассмотрены астральные образы в лирике В.Нарбута в контексте онтологической поэтики акмеизма и символизма. Установлена корреляция поэтической космологии Нарбута с античной миромоделью, отразившаяся в метафорических мотивах сборников «Аллилуйя» (1912) и «Плоть» (1920).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The astral images in V. Narbuts lyrics in the context of acmeism and symbolism ontological poetics are considered in the article. The correlation of Narbuts poetic cosmology with the antique universe model, that has reflected in the metaphoric motives in collections Hallelujah (1912) and The Flesh (1920), is revealed.

Текст научной работы на тему «Поэтическая космология в творчестве Владимира Нарбута»

УДК 821.161.1

А.В. Локша

ПОЭТИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА НАРБУТА

В статье рассмотрены астральные образы в лирике В.Нарбута в контексте онтологической поэтики акмеизма и символизма. Установлена корреляция поэтической космологии Нарбута с античной миромоделью, отразившаяся в метафорических мотивах сборников «Аллилуйя» (1912) и «Плоть» (1920).

Ключевые слова: поэтическая космология, астральные образы, античная мифология, небо, звезды.

Одна из особенностей картины мира акмеизма - установка на выявление онтологических параметров реальности. На уровне поэтики это предполагает появление специфических образов, связанных с субстанциальными началами бытия. Огромную роль при выстраивании акмеистической картины мира играют астральные образы, семантика которых связана, как явствует из их обозначения, с небом. Особенно репрезентативно в этом контексте творчество Владимира Нарбута.

Установку на отталкивание от символистской парадигмы находим уже в первом акмеистическом сборнике стихов Вл. Нарбута - «Аллилуйя» (1912). Одна из доминантных тем этого сборника - осмысление космогонических процессов, поэтому одним из самых «частотных» образов в его поэзии оказывается образ неба (как «верхнего яруса» бытия).

Этот образ не только метафоризирован, но и мифологизирован. Так, в его семантическое поле входят образы со значением «верха» (звезды, луна, облака, высоты), но небо чаще сопровождается негативно окрашенными эпитетами и сравнениями со значением враждебности и «слепоты небес»:

Луна, как голова с которой кровавый скальп содрал закат, вохрой окрасила просторы и замутила окна хат.

Потом,

Расталкивая тучи,

Стирая кровь об их бока...

.. .и под луной, щербатой и холодной, к селу по-за ометами крадусь.1 (с. 111)

Песья звезда, миллионы лет

мед собирающая в свой улей! (с. 158)

Эта негативная метафоризация, к которой прибегает Нарбут в воплощении образа неба, свидетельствует о том, что авторская характерис-

тика образа «неба» и производных от него образов расходится с христианской трактовкой этого образа. В библейской традиции «небо» соотносится с образом Бога; отсюда - символика облака как места, где пребывают ангелы, но, согласно концепции Нарбута, небеса пусты, в них нет места небожителям. Ср.: «Ангел зимний, ты умер. / Звезда /синей булавкою сердце колет» (с. 158). «Враждебность» неба скорее соотносится с представлениями о небе в древнегреческой мифологии. У Нарбута, так же как в теогонии древних греков, образ «неба» соотносился в большей степени с понятием стихии, первородной субстанции.

Как известно, вертикальная ось древнегреческой модели мира разделяет мир на три основных части: царство Аида, под которым простирается «бездна вихрей»; мир людей, в котором находится гора Олимп; небо - место обитания богини Ананке - «неотвратимой необходимости». Богиня Ананке - «мать мойр - вершительниц судьбы человека. Между колен Ананке вращается веретено, ось которого - мировая ось»2.

Не случайно один из частотных образов в сборнике «Плоть» - веретено. Выскажем предположение, что его источником является миф об Ананке, неотъемлемым атрибутом которой является время-веретено. Ср.: «И копит твое бессменное веретено /и нитки стройные, и клочья пакли. /Но вот запнулось, гулкое, оно: /ослабли руки, и глаза иссякли» (Нарбут, 146), «Что же, старуха, колоду сдай, / брось туза на бездомную долю... / ... Сдай, сдай, ленивая, сивая пряха!» (с. 158), «Оно и хило, и подслеповато: /вращающееся веретено» (с. 148).

Можем предположить, что веретено Ананке является источником и целой парадигмы «тканевых» метафор, самого мотива ткачества, характерного для сборника «Плоть. Быто-эпос» (1920). Ср.: «Тонкая, розой льнущая, ткань / опеленав, уложила в длинный / ящик меня», «На омытую

© А.В. Локша, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

47

холодом ровным тропу / двое юношей выплыли, в снег опеленуты», «Перед меркнущим взором его простыни ...».

Очевидно, поэт здесь метонимически реконструирует античную космологическую модель. Ведь именно в античных мифах упоминаются мойры Антропос, Лахесис и Клото, которые прядут нить человеческой жизни и отмеряют ее продолжительность. Так, в стихотворении «Чета» (1913) содержится прямое указание на образ Ананке («неотвратимой необходимости»): «И копит / твое бессмертное веретено / и нитки стройные, и клочья пакли. / Но вот запнулось, гулкое, оно: / ослабли руки, и глаза иссякли» (с. 146).

Таким образом, Нарбут обращается к античной модели мира. Его космологические образы воплощают идею античного рока, судьбы, смертельной опасности, исходящей с небес, которая не ввергает их лирических героев в ужас, но скорее внушает ему чувство неотвратимости судьбы. С этой идеей связан мотив «слепоты» небес, красной нитью проходящий через сборники «Аллилуйя» и «Плоть». Ср.:

.Но меркнет погани лохматой напряженье, -что ж, небо благодарность восприяло втуне: зарит поля бельмо, напитанное лению, и облака под ним повиснули, как слюни. (с. 94) Отсюда акцентирование у Нарбута (как и у Мандельштама) роковой власти звезд над индивидуальным человеческим бытием:

Звезда

синей булавкою сердце колет. (с. 158)

Как будто выхватил проворно остроконечную звезду -метавшей ледяные зерна, гудевшей в небе на лету. (с. 157)

Но только оранжевый ноготь покажет луна из пруда. (с. 160)

В текстах приведенных стихотворений метафора звезды как «булавки», острого «ногтя» не-

сет ту же роковую семантику, что и в античном мифе. А мотив «укола» станет своеобразным маркером конфликтных отношений небесного и земного начал. Любопытно отметить, что и в раннем творчестве О. Мандельштама также присутствует мотив укола, что было отмечено в свое время Л.Г. Кихней: «Звёзды, понятийно и аксиологически близкие образу «неба», нередко маркируют мотив укола, восходящий, очевидно, к той же мифологеме веретена Ананке (но не в «прядильной», а в «игольчатой» функции). <.. .> «Матричным» стихотворением в этом плане является «Я вздрагиваю от холода...» (1912), в котором метафорический образ звезды=булавки несет ту же семантику неотвратимости фатума, что и «веретено» в античном мифе»3.

Итак, создается модель макрокосма, от которого зависит и личностное бытие лирического героя. Огромную роль в этой модели играют, как мы увидели, образы, связанные с астральной семантикой. В каждом из случаев «творимая» модель мира обладает собственными параметрами, однако несомненно одно: объединяет эти разнородные миры акмеистическая философская установка на выявление «вечных законов бытия».

Астральная символика в творчестве В. Нар-бута выполняет не только формально-тропеичес-кую функцию, но и становится уникальной культурологической моделью, в рамках которой соединяются разнопорядковые культурно-мифологические слои.

Примечания

1 Нарбут В. Стихотворения. - М.: Современник, 1990. - С. 94. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте.

2 Лосев А.Ф. Ананке // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 75.

3 Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. - М.: Макс Пресс, 2001. - С. 92.

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.