Научная статья на тему 'Поэтапное формирование системы образования ес'

Поэтапное формирование системы образования ес Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MAGNA CHARTA UNIVERSARUM / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР / ЕС / HIGHER EDUCATION / THE BOLOGNA PROCESS / THE BOLOGNA DECLARATION / THE MAASTRICHT TREATY / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налетова Дарина Владимировна

Статья посвящена вопросу исторического развития общеевропейской системы высшего образования. В ней рассмотрены основные этапы создания единого образовательного интеграционного пространства на территории Европы (начиная с 1950 г.). Изучены основные нормативные исторические документы, в которых заключены главные принципы механизма работы европейской образовательной системы, а также проанализирована работа самых значимых международных конференций в области высшего образования на европейском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the historical development of a pan-European higher education system. The article discusses basic steps of creating a unified educational integration space in Europe (since 1950). The authors studied the basic normative historical documents, in which concluded the main principles of operation the mechanism of the European educational system, as well as analyzed the work of the most important international conferences in the field of higher education in Europe.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование системы образования ес»

УДК 371.013

doi: 10.20310/1810-231Х-2016-15-4-75-79

И3 Прошлого в настоящее ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕС

Налетова Дарина Владимировна,

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросу исторического развития общеевропейской системы высшего образования. В ней рассмотрены основные этапы создания единого образовательного интеграционного пространства на территории Европы (начиная с 1950 г.). Изучены основные нормативные исторические документы, в которых заключены главные принципы механизма работы европейской образовательной системы, а также проанализирована работа самых значимых международных конференций в области высшего образования на европейском континенте.

Ключевые слова: высшее образование, Magna Charta Universarum, Болонский процесс, Болонская декларация, Маастрихтский договор, ЕС

Европейский союз сегодня представляет собой не просто интеграционное объединение 28 европейских государств, но особый мир, где правит практически полное взаимовыгодное партнерство, объединяющее политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь каждого из его членов. Европа уже не является одним небольшим континентом в географическом смысле этого слова, она живет неким единым организмом, рождение которому было дано еще задолго до 1993 г.

Изначально Европа объединялась поэтапно лишь между отдельными странами: Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (Бенилюкс, 1944 г.), Германией и Францией (Европейское объединение угля и стали, 1950 г.), Францией, ФРГ, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом (Европейское экономическое сообщество, 1957 г.).

Как мы видим, первоначально европейские страны не уделяли вопросу о единой системе высшего образования должного внимания, что и абсолютно оправдано, так как в первую очередь им необходимо было заложить жизнеспособную экономическую базу, на основе которой в последующем была бы создана и единая система образования. Так, например, по Римскому договору 1957 г. высшее образование не входило в общую компетенцию стран-участниц договора, в результате чего не существовало между ними и единой образовательной политики. Хотя в том или ином виде идея о совместном управлении образователь-

ными системами европейских стран встречалась под словами «подготовка специалистов и повышение их квалификации», ведение которых должна была заниматься специальная европейская комиссия [1].

Но с укреплением торговых и дипломатических связей между странами Европы уже к концу 1980х гг. стало возможным и необходимым создание такой образовательной системы, которая была бы способна учесть все индивидуальные особенности каждого члена Европейского сообщества, интегрировать их друг с другом и создать совершенно новый продукт, являющийся примером и образцом для всего остального мира.

Как и полагается, новая политическая идея нуждалась в юридической обоснованности и защищенности для того, чтобы иметь реальные плоды своей программы. Она была закреплена в новом международном документе, название которому было «Всеобщая хартия университетов» (1988 г., la Magna Charta Universarum) [2].

Первые планы ее создания были впервые предложены на собрании старейших европейских университетов в 1986 г. Идея была сразу же принята с энтузиазмом многими ректорами, которые приняли участие в конференции на следующем собрании в Болонье в 1987 г., что привело в дальнейшем к созданию руководящего комитета, который издал соответствующий документ, подписанный 18 сентября 1988 г.

Процесс, натолкнувший на идею создания Всеобщей хартии университетов, был особен-

но важным. Всеобщая хартия университетов не была представлена властями свыше, а была разработана Университетами, в стенах Университетов, как часть долгого процесса, получившего широкую поддержку для развития и поддержания фундаментальных ценностей европейских университетских традиций, с другой стороны, для укрепления сотрудничества с неевропейскими Университетами, для кооперации между Высшими учебными заведениями во всем мире.

Все это проводилось не только с целью работы внутри правовых границ различных государств и с учетом особых условий каждой университетской системы, но и с целью укрепления независимости высшего образования в государстве, так как университетская автономия сама по себе является фундаментальной ценностью в любой правовой системе, хотя она не всегда признается таковой [2].

И все же, возвращаясь к истории и анализу документов, следует отметить, что Всеобщая хартия университетов не обязывала своими положениями и не призывала к ответственности все европейские государства. Ее масштаб и характер носили больше философский и теоретический характер, основываясь лишь на принципе морали и верности, которые в современной политике являются слишком эфемерными понятиями.

Вот почему спустя всего 4 года европейское сообщество вынуждено было провести очередную конференцию, в рамках которой оно могло бы объединить образовательные и дипломатические политики каждого из европейских государств, а самое главное - интегрировать разрозненные политические системы отдельной страны, создав совершенно новое интеграционное объединение, названное Маастрихтским договором 7 февраля 1992 г. как Европейский союз.

Согласно этому договору, в обязанности ЕС входило поддерживать, спонсировать и всячески поощрять развитие системы образования на европейском пространстве, создавая тем самым новую межправительственную культуру, которая давала бы пример для развития другим государствам и политическим объединениям [3].

Одним из плодов подписания Маастрихтского договора стал начавшийся в 1998 г. так называемый Болонский процесс, приведший, во-первых, к унификации университетских ценностей с сохранением традиционных представ-

лений в области образования каждой европейской страны; во-вторых, к пропаганде преимуществ высшего образования в глазах общества, привлечении общественности к поступлению в вузы; в-третьих, снижению цен на образование, привлечение спонсоров в университеты не только со стороны правительственных органов, но и крупного и среднего бизнеса [4].

Само по себе начало Болонского процесса было связано с конференцией, проводившейся в Сорбонне, в 1998 г. На этом первом заседании присутствовали всего лишь четыре европейских государства, которые и подписали декларацию о создании «единого пространства высшего и общего образования», а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. В дальнейшем к декларации присоединились и остальные министры образования ЕС. Сегодня же к Болонскому процессу присоединились уже 49 членов, 8 из которых представлены независимыми консультативными органами ЕС, один - Европейской комиссией, остальные - странами ЕС и Европы в целом.

В общем виде цели и задачи Болонской декларации можно представить следующим образом:

- создать систему градации академических дипломов, сделать процесс выпуска специалистов более прозрачным, решая многие бюрократические трудности;

- создать два цикла обучения: первый цикл длится, по меньшей мере, три года, знания его выпускника пригодны для всего рынка услуг; второй цикл является дополнением к первому, необходимый для углубления знаний и повышения способности к работе в более сложных сферах;

- создать специальную систему кредитов (баллов, ESTC) как для студентов родных вузов, так и по программе Erasmus;

- усовершенствовать сотрудничество в поддержании качества образования;

- увеличить число модулей, предметов и видов практических занятий, согласовывая их с изменениями в обществе, вызванные процессом глобализации и унификации [5].

В 2000 г. на конференции в Лиссабоне Европейский совет принял еще одну задачу, которая была слишком амбициозной, по мнению многих аналитиков. ЕС объявил о том, что европейское сообщество должно стать экономической основой для создания «самого конкурентоспособного и динамичного знания в ми-

ре». Для этого была принята специальная «Лиссабонская стратегия - «Образование и подготовка 2010», главной мыслью которой было «улучшение качества образования, обеспечение и доступность образования всем слоям населения и людям различных возрастов, открытость европейской системы миру, ее желание к сотрудничеству и диалогу» [6].

Таким образом, охарактеризовав основные черты и направления политики общеевропейского образования, с начала 2000х гг. ЕС начинает заниматься формированием центра контроля и оценки своей деятельности в образовательной сфере.

Именно для этого в Саламанке в марте 2001 г. была учреждена Ассоциация университетов Европы (The European University Association) как главная организация Европейских университетов и структура, входящая в руководящий комитет Болонского процесса для совершенствования самого процесса обучения и системы образования в целом. Помимо нее в комитет также вошел Союз ректоров университетов Европы (CEURAC) [7].

По окончании этой встречи было принято, что:

- вузы получают автономию с ответственностью перед государством и обществом;

- в свою очередь государство несет ответственность образовательного процесса перед обществом;

- существует неразрывность связи высшего образования и научных исследований;

- будет организована диверсификация (установлено соответствия) кредитной системы, степеней и критериев качества.

Начиная с 2000 г., практически каждый год Европейский союз совместно с Ассоциациями французской и бельгийской школы организовывали специальные встречи, конференции и саммиты для совершенствования и переосмысления общеевропейской образовательной политики.

Так, например, в 2001 г. состоялась встреча в Чехии, Праге, под название «Продвижение сотрудничества по вопросам повышения качества образования». На этой конференции были учтены ключевые моменты Саламанкской и Гётеборгской конвенций и скорректированы основные направления развития Болонского процесса:

- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;

- принятие системы, основанной на двух циклах обучения: достепенной и послестепен-ной (undergraduate&graduatestudies);

- учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement));

- содействие мобильности: устранение препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;

- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установление общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики);

- содействие Европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней);

- содействие в организации обучения в течение всей жизни (life long learning).

Важным моментом явилось образование структуры, состоящей из группы содействия и группы подготовки. Группа содействия: Европейская комиссия, представители стран, подписавших документы Болонского процесса и новые участники. Группа подготовки: представители стран, принимающих у себя предыдущую и следующую встречу министров, двух государств - членов Европейского союза и двух стран не входящих в союз, представители председательствующей в Европейском союзе страны и Европейской комиссии. Болонский процесс стал управляться Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциацией национальных союзов студентов (ESIB) и Советом Европы [7].

На конференции в Брюгге в октябре 2001 г. структуры профессионального обучения инициировали процесс кооперации в сфере профессионального (среднего) образования и обучения в Европе, получивший известность как термин Процесс Брюгге (Bruges Process).

Совет Европы утвердил эту идею в Барселоне (15-16 марта 2002 г.). В связи с этим Европейская Комиссия пригласила представителей 29 Европейских стран (действительных членов Евросоюза; будущих членов Евросоюза и стран Восточно-Европейского региона) на встречу, для того чтобы обсудить конкретные меры по улучшению профессионального образования в Европе. Прозрачность квалификаций

и умений должна быть улучшена при помощи новых, универсальных инструментов, таких, как EUROPASS Training, Европейский учебный курс и приложение к сертификату. Была поддержана кредитная перезачетная система в профессиональном образовании, дополняющая ECTS в высшем образовании, являющаяся важным условием для продолжения учебы и повышения мобильности.

Уже в 2003 г. прошла следующая конференция в Берлине, посвященная гарантиям качественного образования», подтвердившая кроме того еще раз и принцип автономности высших учебных заведений и их ответственность за оказанные услуги. Берлинское коммюнике объявило, что встречи подобного характера стоит проводить не реже, чем раз в года. Поэтому уже в 2005 г. прошла конференция в Норвегии, в 2007 г. - в Англии, в 2009 г. - в Бельгии, в 2012 г. - в Венгрии, в 2015 г. - в Армении.

Согласно самой Болонской конвенции, Болонский процесс закончил путь формирования европейской системы образования еще в 2010 г. Об этом заявили 11 марта 2010 г. в Будапеште и 12 марта в Вене министры, ответственные за высшее образование в 47 странах-участницах Болонского процесса. Цель построения глобально конкурентоспособного и привлекательного европейского высшего образования (в том числе и для студентов неевропейских стран), заявленная в Болонской декларации в 1999 г., достигнута, ... или «достигнута в основном». Но в то же время министры признали, что не все задачи Болонского процесса решены в полном объеме, что часть из них привела к негативным проявлениям и последствиям со стороны студентов и преподавателей.

И все же образовательная сфера на общеевропейском уровне развивается до сих, чувствуя на себе огромное влияние таких процессов, как глобализация и все большая активизация мобильности студентов и преподавателей университетов. Поэтому пока мы не можем делать окончательных выводов о том, каковы же реальные итоги реформ, проводившихся в рамках Болонского процесса, а лишь наблюдать за этим феноменом со стороны.

Литература

1. Sellier М. La politique éducative européenne est-elle à la hauteur de ses ambitions? // Administration et éducation. 2009. № 121.

2. Монако Ф. Р. Установление Великой Хартии Вольностей. URL: http://www.magna-charta.org/resources/files/the-magna-charta/russian (дата обращения 01.07.2016)

3. Маастрихтский договор 1993 г. URL: http://base.garant.ru/2566557/1/#block_3000

4. Le système éducatif public français // IUFM de l'académie de Créteil. Paris. 2005.

5. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. 19 июня 1999 г. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/in-ter/bologna/

6. Зубченко Л. А. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды. URL: http://www.perspektivy.info/book/lissabonskaja_strat egija_jevrosojuza_razocharovanija_i_nadezhdy_200 7-09-26.htm (дата обращения 01.07.2016)

7. Quaremme M. Influence du processus d'évaluation AEQES sur les démarches qualité dans l'enseignement supérieur. Paris. 2012.

References

1. Sellier M. La politique éducative européenne est-elle à la hauteur de ses ambitions? // Administration et éducation. 2009. № 121.

2. Monako F. R. Ustanovlenie Velikoj Hartii Vol'nostej [Establishment of the Magna Carta]. URL: http://www.magna-charta.org/resources/files/the-magna-charta/russian (data obrashcheniya 01.07.2016)

3. Maastrihtskij dogovor 1993 g [The Maastricht Treaty]. URL: http://base.garant.ru/2566557/1/#-block_3000 (data obrashcheniya 20.09.2016)

4. Le système éducatif public français // IUFM de l'académie de Créteil. Paris. 2005.

5. Bolonskaya deklaraciya. Zona evropejsko-go vysshego obrazovaniya. Sovmestnoe zayavlenie evropejskih ministrov obrazovaniya [The Bologna Declaration. European Higher Education Area. Joint Statement of the European Ministers of Education]. 19 iyunya 1999 g. URL: http://www.russia.edu.ru/infor-mation/legal/law/in-ter/bologna/

6. Zubchenko L. A. Lissabonskaya strategiya Ev-rosoyuza: razocharovaniya i nadezhdy [The Lisbon Strategy of the European Union: the frustration and hope]. URL: http://www.perspektivy.info/book/lissa-bonkaja_strategija_jevrosojuza_razocharovanija_i_nade zhdy_2007-09-26.htm (data obrashcheniya 01.07.2016)

7. Quaremme M. Influence du processus d'évaluation AEQES sur les démarches qualité dans l'enseignement supérieur. Paris. 2012.

* * *

THE GRADUAL FORMATION OF THE EUROPEAN UNION EDUCATIONAL SYSTEM

Naletova Darina Vladimirovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

Article is devoted to the historical development of a pan-European higher education system. The article discusses basic steps of creating a unified educational integration space in Europe (since 1950). The authors studied the basic normative historical documents, in which concluded the main principles of operation the mechanism of the European educational system, as well as analyzed the work of the most important international conferences in the field of higher education in Europe.

Key words: higher education, Magna Charta Universarum, the Bologna process, the Bologna Declaration, the Maastricht Treaty, European Union

Об авторе:

Налетова Дарина Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Naletova Darina Vladimirovna, Assistant Professor of Foreign Languages in Professional Communication Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.