Научная статья на тему 'Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в духовно-нравственном развитии младших школьников'

Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в духовно-нравственном развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1440
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в духовно-нравственном развитии младших школьников»

Список литературы

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 2005.

2. Скворцов В.Н. Проблемы системного обеспечения качества образования в вузах // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апр. 2014 г. Т. III. - СПб., 2014.

3. Цейтина Г.П. Влияние социально-психологических факторов на формирование профессионального самосознания // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апр. 2014 г. Т. III. - СПб., 2014.

4. Цейтина Г.П. К вопросу о структуре психологической готовности к учебной деятельности // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы межвуз. науч.-практ. конф. - СПб., 2007.

Н. И. Шефер

Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

в духовно-нравственном развитии младших школьников

Среди многообразия волшебных произведений А. С. Пушкина самым первым и большим оказалась поэма «Руслан и Людмила», которую поэт писал с 1818 года по 1820 год, уже покинув Императорский Царскосельский лицей [3].

В 1820 г. историю любви мужественного Руслана и прекрасной Людмилы прочла значительная часть читателей XIX столетия, которая приняла её восторженно, в отличие от критиков [2, с. 107].

В 1828 г. в свет выходит второе издание поэмы, в которое автором был добавлен эпилог и известный так называемый «пролог» (формально часть Песни первой) «У лукоморья дуб зелёный...» [2, с. 108].

С появления произведения «Руслан и Людмила» начинается всероссийская слава поэта, ведь поэма и по сей день привлекает внимание не только детей и подростков, но и взрослых, поскольку А.С. Пушкину, с помощью его чувства гармонии и ритма удалось лаконично выстроить произведение, но в то же время, не сделав его менее емким. Благодаря всему вышеперечисленному, чтение поэмы сопровождается ощущением легкости и комфорта, при этом оно искусно наполнено глубокой мыслью. Таким образом, знакомство детьми с поэмой происходит как в самом раннем детстве, так и позже в начальной школе или в среднем звене.

Пушкин писал поэму «Руслан и Людмила» под впечатлением произведений Лудовико Ариосто, Вольтера (французские романы и поэмы), Н. М. Карамзина, Н. А. Радищева (русские литературные сказки) и овеянный нежными и чуткими воспоминаниями о сказках и необыкновенных историях, рассказанных ему любимой няней Ариной Родионовной и дорогой бабушкой Марией Алексеевной.

В поэме тесно переплетены реальные, настоящие персонажи с мифическими; реалии жизни и магия. В первых же строчках наблю-

даем учёного кота, русалку, избушку на курьих ножках, лешего, Бабу ягу и Кощея - волшебных героев русских народных сказок, усиливающих фольклорную окраску произведения, а позже знакомимся с Черномором - злым и коварным чародеем.

Однако песнь первая раскрывает перед нами роскошный пир, где мы видим князя Владимира, новобрачных Людмилу и Руслана, соперников молодого князя Руслана: витязя Рогдая, хвастуна Фар-лафа, хазарского хана Ратмира и множество гостей - все эти герои вполне реальные, не наделённые волшебными качествами люди.

В чем же секрет необыкновенной популярности поэмы «Руслан и Людмила»? Ответ на самом деле прост - он заключается в победе добра над злом, справедливости над клеветой и ложью, щедрости над завистью, храбрости над трусостью и т. д. За образами персонажей скрыты духовно-нравственные эталоны, которые должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, координируя их мысли и поступки. При этом герои поэмы остаются детям интересны, ведь они не поучают, а являются примерами для подражания.

Так в произведении противопоставляются, к примеру, хвастун Фарлаф и смелый князь Руслан:

... Другой - Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей...

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана... [1, с. 7].

Дети берут пример с храброго Руслана и стремятся поступать также как он, потому что такое поведение поощряется обществом, потому что это «хорошо». А Фарлафа школьники осуждают, потому что быть трусом - «плохо» [4, с. 127].

Таким образом, читая поэму, дети перенимают поведение героев, что в свою очередь способствует формированию нравственных эталонов, если это положительный герой или осуждение негативных черт личности, если это отрицательный герой.

Отрицательный герой в поэме - чародей Черномор. Похищение им Людмилы посреди свадебного пира - это скверный поступок, дети порицают чародея. Начиная разбирать, изучать произведение более глубоко, замечаем, что Черномор, создав миф о своей силе и заставив окружающих в неё поверить, пользуется ей уже как вполне осязаемой, действие которой тем сильнее, чем больше окружающих поддаётся его обману. И лишь славный витязь Руслан не побоялся разговоров о великой силе чародея, не повернул в обратную дорогу, а продолжил путь к своей возлюбленной. Дети усваивают то, что не всему в мире можно доверять, что любая информация требует доказательства или опровержения. Они стремятся к открытиям, преодолевая страх перед новым и неизведанным.

Красной нитью через всё произведение проходит тема любви: отцовская любовь князя Владимира к дочери; романтические чувства Руслана и Людмилы, Наины и Черномора.

Князь Владимир, узнав о пропаже дочери, готов отдать полцарства тому, кто её вернёт. Отцовская любовь, любовь к единственному ребёнку оказывается дороже всех богатств на свете. Князь просит добрых молодцев вернуть ему дочь [5, с. 357].

Отец наш, не продлим разлуки;

Не бойся: едем за княжной».

И с благодарностью немой

В слезах к ним простирает руки

Старик, измученный тоской [1, с. 15].

Руслан, так же потеряв свою прекрасную невесту, страдает, но не сдаётся, он предан ей, не отказывается от неё.

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит [1, с. 15].

Верный и смелый богатырь проходит через все препятствия и находит Людмилу. Наградой ему становятся объятия его любимой.

Людмила вдали от своего возлюбленного также мучается, страдает:

Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле? [1, с. 27].

Однако, будучи измученной тоской, она не растерялась при первой встрече с карлой: в порыве гнева, от возмущения и, возможно, даже со страху княжна даёт отпор чародею.

Так, мы можем сделать вывод, что настоящая любовь преодолевает все преграды и препятствия на своём пути, и, что после долгой разлуки неизбежно наступает долгожданная встреча, а добро всегда побеждает зло.

Таким образом, дети усваивают и перенимают положительные черты героев: уважительное отношение к другим, преданность, чувство ответственности, доброту, смелость, способность понимать других, сочувствовать их переживаниям и т.д.

Также, с помощью смелых и отважных действий героя, у поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина раскрывается огромный потенциал духовно-нравственного развития младших школьников.

Большое видится на расстоянии... И правда, ведь спустя практически 200 лет поэма не забыта: она читается и экранизируется.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Руслан и Людмила // Серия: Книги - мои друзья. - М.: Экс-мо, 2015. - С. 3-128.

2. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 107-108.

3. Жесткова Е.А., Рыбакова Е.Н. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 29.02.2016).

4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1 - С. 126-130.

5. Жесткова Е.А., Казакова В.В. Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-2 -С. 355-358.

И. Г. Широкова, Е. В. Лаврентьева

Система оценки качества подготовки выпускников основной школы по предметам естественно-научного цикла

(химия, биология)

В современных условиях большое внимание уделяется качеству образования.

В Приморском районе Санкт-Петербурга на протяжении нескольких лет проводится работа по созданию системы независимой оценки качества образования (СНОКО) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Целью СНОКО является обеспечение преемственности образовательных программ начального, основного общего и профессионального образования.

Данная система включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки учащихся в предметных областях знаний;

2) независимую оценку качества и эффективности педагогической деятельности работников отрасли образования.

Работа осуществляется организациями-партнёрами - государственными бюджетными общеобразовательными учреждениями (ГБОУ) среднего общего образования, имеющими статус опытно-экспериментальной площадки, государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного педагогического профессионального образования центром повышения квалификации специалистов «Информационно-методическим центром» Приморского района СПб и Головным центром мониторинга и сертификации Отраслевой системы Университета ИТМО, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.