Такой подход позволяет спокойно и трезво оценить эстетические достоинства и недостатки современных эмигрантских произведений, исследовать способы и формы функционирования этой части русской литературы и, оставив в стороне политические ярлыки и этикетки, помочь двум потокам воссоединиться. Воссоединение необходимо для обеих культур. Сейчас эмигрантская культура страдает- провинциализмом, обусловленным ее маргинальным положением в мировой культуре. Писатели русского зарубежья, как правило, не имеют связей с западным читателем, плрхо известны они в Отечестве. С - другой стороны, сложившаяся в нашем сознании карта русской литературы' 70-х - 90-х годов явно не отражает реального положения дел, и только освоение творчества писателей-эмигрантов поможет воссоздать объективную картину ценностей, утвердившихся в современной литературе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Горелов П. Мне нечего сказать ни греку, нн парягу//Комсомольская правда. - 1988. - 10 февраля.
2. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж ИМКА-ПРЕСС, 1984.: С. 7.
3. Шаховская 3. Литературные поколения//Одна или две русских литературы. Международный симпозиум, созванный факультетом Женевского университета и Швейцарской академией словистики. Женева. 13-15 апреля 1978. Лозанна, 1981. С. 160.
4. На анкету «ИЛ» отвечают писатели русского зарубежья//Иностраш1ая литература. -1989. - № 3. - С. 246.
5. Там же. - С. 247.
6. Там же. - С. 238.
7. Копенгагенская встреча деятелей культуры//Вопросы литературы. - 1989. - № 5. -С. 82.
8. Полонский В. О литературе. - М., 1988. - С. 370.
9. Троцкий Л. Литература и революция. - М., 1991. - С. 33-36.
10. Шафаревич И. Феномен эмшрации//Литературная Россия. - 1988. - 29 сентября.
11. Вайль П. Генис А. Миф о застое//Огонек. - 1990. - № 7. - С. 27.
12. Эмиграция: Капля крови, взятая на аналиэ?//Иностр;шная литература. - 1990. -№ 7. - С. 206.
Г. Я. ШИШМАРЕНКОВА
ИЗУЧЕНИЕ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» В ПЯТОМ КЛАССЕ (к новой программе по литературе)
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» совсем недавно введена в школьную программу по литературе вместо «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», хотя последняя по разного рода причинам легче воспринималась школьниками. Тем не менее читательское восприятие пятиклассников может стать основой изучения «Руслана и Людмилы».
Исходя из опыта изучения поэмы в школе, можно предложить учителю отвести на чтение и анализ 4 урока: вводный, два урока чтения и анализа, заключительный урок. На вступительном занятии вполне уместно обращение к прологу «У Лукоморья дуб зеленый». На втором уроке можно организовать чтение первой песни поэмы. После чтения очень важно прокомментировать места, которые школьникам показались непонятными. Усвоению содержания помогает составление плана: свадьба и. похищение невесты, витязи в пути в поисках Людмилы, встреча Руслана со старцем, история колдуна. На этапе анализа очень важно обратить внимание на то, что представляют собой Руслан и'его соперники, исходя из отношения к ним автора, который Руслана называет «храбрым князем», Рогдая - «воителем смелым», фарлафа - «надменным крикуном», а Ратмира - «полным страстной думы». Школьники должны осмыслить
15 Зак. 2967. 113
и разъяснить поведение всех витязей, когда они находятся о. пути: «Руслан томился молчаливо...», «...важно подбочась, Фарлаф, надувшись, ехал за Русланом...», «хазарский хан, в уме своем уже Людмилу обнимая, едва не пляшет над седлом...», «Рогдай угрюм, молчит - ни слова».
В первой песне автор привлекает внимание читателя к Черномору: он «страшный волшебник», «обладатель гор», «злодеи», который «звезды сводит с небосклона», а «свистнет - задрожит луна», то есть, по автору, Черномор - опасный противник. Но старец возлагает большие надежды на Руслана: «и злодей погибнет от руки твоей». Уверенность финна объясняется тем, что Руслан для него «злых козней истребитель» и в этом его сила.
На этапе анализа немаловажно осмыслить, с какой целью А. С. Пушкин подробно рассказывает историю любви старца к прекрасной Наине. Во-первых, эта исповедь финна объясняет, почему Наина станет врагом Руслана:
Душою черной зло любя. Колдунья, старая, конечно. Возненавидит и тебя, Но горе на земле не вечно.
Во-вторых, автор поднимает вопрос о том, кто сильнее: человек или обстоятельства. В истории колдуна победителем оказывается рок, упорный гонитель старца. Но, по Пушкину, человек не должен отступать перед обстоятельствами. И поэтому старец благословляет Руслана: С верою веселой Иди на все, не унывай; Вперед! мечом и грудью смелой Свой путь на полночь пробивай.
Таким образом, первый урок решает задачу вхождения в сюжет и знакомства с персонажами.
Второй урок можно начать с викторины - своеобразной проверки знания текста: «Кто внимательней читал вторую песнь поэмы?» Например:
—Что делал Фарлаф, когда его настиг Рогдай? (обедал).
—Какого цвета грива была у коня Фарлафа? (белая).
—Какой предмет одежды 'подала княжне, последняя из девиц? (жемчужный пояс). •
—Какие деревья были в саду у Черномора? (пальмы, митры, кедры, апельсиновые деревья).
— Какие виды оружия использовали Рогдай и Руслан в своем жестоком поединке? (копья, мечи и щиты).
После викторины идет перечитывание текста «Людмила у Черномора» и работа над ее обра юм. Для анализа предлагается такое задание: какое представление ■ сложилось у вас о Людмиле? Сначала учащиеся могут устно нарисовать портрет Людмилы, описать, как она выглядит, затем они должны обосновать, что им нравится в ее поступках, поведении, и подтвердить свое мнение текстом (в Людмиле, нет страха перед Черномором, она предана в любви, независима, свободолюбива, жизнелюбива).
Третье задание связано с выявлением авторского отношения к героине. Автор любуется ее красотой и душой («моя прекрасная Людмила»), сострадает ей («несчастная девица»). Так осуществляется на уроке пообразный анализ, учащихся подводят к выводу, что Людмила замечательная девушка. И не случайно ее любят такие разные по характеру витязи: Руслан, Рогдай, Ратмир и Фарлаф. После беседы идет перечитывание начала второй песни от слов: «Когда Рогдай неукротимый...» до «Друзья мои! а наша дева?» и конца главы от слов «При свете трепетном луны...». Для осмысления прочитанного можно
предложить следующие вопросы: было ли неожиданным для вас поведение Фарлафа, Рогдая и Руслана? Свое суждение обосновать. Чем Рогдай схож с Фарлафом и чем отличается от него? Почему Наина смело посоветовала Фарлафу возвратиться домой? Как автор относится к поведению витязей? Отвечая на поставленные вопросы, школьники должны соотнести поведение витязей с их. .нравом, особенностями характера, их отношением к Людмиле. Рогдай готов на преступление, чтобы убрать соперника с дороги, его" не мучают угрызения совести. Фарлаф больше занят обедом, который «подкрепляет его душевные силы». Он трус и подлый человек. Наина правильно рассчитала, что Фарлафа устроит ее предложение. Совсем иначе ведет себя Руслан. Он готов на любые испытания ради своей любви: Еще при мне мой верный меч, Eme глава" не пала с плеч.
И потому он не избегает битвы с Рогдаем. Его сердце стеснено гневом и злобой, он оказывается сильнее и без сожаления расправляется с Рогдаем:
Погибни! - грозно восклицает, -Умри, завистник злобный мой!
Невольно возникает вопрос - можно ли оправдать Руслана в его ненависти к Рогдаю? Если обратиться к читательскому восприятию школьников, то однозначного ответа на вопрос не найти. И потому важно сосредоточить внимание на авторской позиции, которую А. С. Пушкин выражает в начале второй песни: Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой... Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам... Вы, рыцари парнасских гор... Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор, Бранитесь - только осторожно... Но вы, соперники в любви, Живите дружно, если можно! Поверьте мне, друзья мои:
Кому судьбою непременной девичье сердце суждено, Тот будет мил назло вселенной...
Знакомясь с авторской точкой зрения, пятиклассники убеждаются в мудрости поэта, который понимает, что многие явления в жизни человека невозможно предотвратить, однако их можно избежать, если руководствоваться добрыми, а не злыми намерениями, если помнить, что не все подвластно человеку. На следующем уроке эту мысль можно развить, так как А. С. Пушкин не жалеет красок при описании поля боя. Этот эпизод и бой с Головой в центре внимания аналитической части урока.
Восстановить события в чертогах Черномора можно с помощью иллюстрирования текста. Первая иллюстрация - Наина и Черномор, вторая - Черномор ищет Людмилу, третья - Людмила примеряет шапку. Читательское восприятие этой части песни можно уточнить с помощью вопросов: почему Наина и Черномор объединяются против Руслана? Почему Черномор в faKoii досаде, что не может найти Людмилу? Почему Людмила перестала бояться Черномора? Так или иначе вопросы привлекают внимание учащихся к состоянию персонажей, позволяют показать зависимость между тем, что чувствует человек, и тем, как он поступает. Наину .и Черномора объединяет независимость. Наина ненавидит старца, который помогает Руслану, и это заставляет ее 15* 115
причинять зло витязю, который ей лично ничего плохого не сделал. Досаду Черномора можно объяснить тем, что он потерял княжну, а он был уверен, что Людмила из его чертогов никуда не может исчезнуть. Неожиданный поворот событий вызывает целую бурю чувств: Кто выразит его смущенье, И рев, и трепет исступленья.
И, наконец, очень важно, чтобы учащиеся, отвечая на последний вопрос, обратились к словам поэта: Ее пугала борода, Но Черномор уж был известен, И был смешон, а никогда Со смехом ужас несовместен.
В третьей песне следует для анализа выделить три эпизода: описание поля боя, битва Руслана с Головой и исповедь Головы. Вопросы для анализа этих частей можно предложить следующие: с какой целью автор вводит в поэму описание поля боя?- Школьники в поисках ответа могут убедиться, что А. С. Пушкин показывает жестокость любого боя, ведется ли он одиночками (Рогдай и Руслан) или многими воинами. Поле битвы выступает как предупреждение герою. Не случайно приходит он к мысли:
Быть может, нет и мне спасенья! Быть может, на холме немом Поставят тихий гроб Русланов, И струны громкие Баянов • Не будут говорить о нем.
Тем не менее смерть не пугает Руслана. Это храбрый князь, готовый преодолеть любые преграды ради спасения любимой.
Серьезным препятствием на пути витязя является Голова, которой Черномор поручил охранять меч. Школьники должны определить самый напряженный момент в этом поединке. Им можно считать ситуацию, когда Руслан
Бежит с намереньем жестоким Ей нос и уши обрубить; Уже Руслан готов разить, Уже взмахнул мечом широким...
Прояснению авторской мысли служит вопрос: почему Руслан не расправился с Головой? Как это его характеризует? Школьники должны понять, что битва требует жестокости: не убьешь ты, убьют тебя. Но милосердие превыше всего. И когда противник повержен, к нему можно и доцжно проявить великодушие. Жалкий стон Головы заставил Руслана забыть гнев, и он опустил меч.
Исповедь Головы позволяет поставить вопрос дискуссионно. Голова просит отомстить Черномору: согласны ли вы с тем, что зло можно наказать только путем применения силы? Какой точки зрения, на ваш взгляд, придерживается автор? Учащиеся на этом этапе урока могут высказать только свою точку зрения. А ответ на последний вопрос они будут искать при самостоятельном Чтении 4-5-6 песен, о которых речь пойдет на уроке внеклассного чтения.
Урок внеклассного чтения желательно построить на-основе игрового характера занятий. Первое задание на этом уроке направлено на восстановление событий по вопросам: почему Ратмир перестал искать Людмилу? Какую хитрость применил Черномор, чтобы поймать Людмилу? Где происходит схватка Черномора и Руслана? Какой вещий сон видит Руслан? Передать содержание его, Какую историю о спасении Людмилы придумал Фарлаф? Найдите описание боя русских и Руслана с печенегами. На вопросы учищихся должны отвечать текстом, то есть применяется
выборочное чтение. Второе задание направлено на выявление, насколько внимательно учащиеся читали текст, поэтому носит соревновательный характер, например:
- Какие слова повторяются в песне девы, которую слушает Ратмир? («Приди, о путник молодой!»).
- Где ночевала Людмила, скрываясь от Черномора с помощью шапки-невидимки? (на ветвях кедра или березы).
- Какое оружие было в руках Черномора, когда он напал на Руслана? (булава).
- Сколько дней и ночей носил колдун Руслана? (три).
- С кем встретился Руслан на обратном пути? (с Головой и Ратмиром).
- В кого обратилась Наина, когда пришла за Фарлафом? (в кошку).
- Сколько раз Фарлаф вонзил свой меч в грудь Руслана? (три).
- Была ли правда в рассказе Фарлафа? (была: он сказал, что не знает, как прервать сон Людмилы).
- Что и зачем подарил на прощанье старец Руслану? (кольцо, чтобы с его помощью разбудить Людмилу).
Третий фрагмент урока связан с выяснением, как решает Пушкин проблему добра и зла в своей грэме. Внимание школьников необходимо привлечь к финалу поэмы:
Неправый старца гнев погас: Фарлаф пред ним и пред Людмилой У ног Руслана объявил Свой стыд и мрачное злодейство Счастливый князь ему простил; Лишенный силы чародейства, Был принят карла во дворец...
По Пушкину, добро потому и добро, что способно быть милосердным.
Таким образом, в течение всех четырех уроков учитель опирается на. читательское восприятие текста и постоянно обращается к авторской позиции, оставляя право за маленьким читателем придерживаться собственной точки зрения. И это путь не только успешного литературного, но и нравственного развития школьников.