Научная статья на тему 'Подводя итоги — движемся вперед'

Подводя итоги — движемся вперед Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / учебный процесс / творческие и научные проекты / развитие консерватории. / Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov / educational process / creative and scientific projects / development of the conservatoire.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Занорин Александр Германович, Полозова Ирина Викторовна

Читателю предлагается интервью с ректором Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессором Александром Германовичем Занориным, записанное накануне нового учебного 2021 года, в котором он отвечает на вопросы, отражающие жизнь Саратовской консерватории в настоящий момент и перспективы развития вуза в ближайшие годы. В интервью анализируются достижения вуза, развитие таких направлений, как образовательная, творческая, международная и научная деятельность, профориентационная и информационная работа, освещается деятельность консерватории в рамках Нацпроекта «Культура». В интервью предлагаются основные векторы развития консерватории в ближайшие годы, отмечаются генеральные линии образовательного, социального, международного, творческого и научного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summing up, We Move Forward

The article presents an interview with the Rector of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Professor Alexander Germanovich Zanorin, recorded on the eve of the new academic year 2021. The Rector answers questions concerning the present-day life of the Saratov Conservatoire and the prospects of its development in the coming years, analyzes the achievements of the conservatoire in educational, creative, international and scientific activities, in career guidance and information work, highlights the activities of the conservatoire within the framework of the National Project «Culture». In the interview, the main vectors of the conservatoire's development in the coming years and general lines of its educational, social, international, creative and scientific development are set.

Текст научной работы на тему «Подводя итоги — движемся вперед»

Занорин Александр Германович, ректор, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Zanorin Aleksandr Germanovich, Rector, Professor of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: zanorinalex@mail.ru

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Vice Rector for Scientific and International activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.v.polozova@mail.ru

ПОДВОДЯ ИТОГИ — ДВИЖЕМСЯ ВПЕРЕД

Читателю предлагается интервью с ректором Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессором Александром Германовичем Занориным, записанное накануне нового учебного 2021 года, в котором он отвечает на вопросы, отражающие жизнь Саратовской консерватории в настоящий момент и перспективы развития вуза в ближайшие годы. В интервью анализируются достижения вуза, развитие таких направлений, как образовательная, творческая, международная и научная деятельность, профориентационная и информационная работа, освещается деятельность консерватории в рамках Нацпроекта «Культура». В интервью предлагаются основные векторы развития консерватории в ближайшие годы, отмечаются генеральные линии образовательного, социального, международного, творческого и научного развития.

Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, учебный процесс, творческие и научные проекты, развитие консерватории.

SUMMING UP, WE MOVE FORWARD

The article presents an interview with the Rector of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Professor Alexander Germanovich Zanorin, recorded on the eve of the new academic year 2021. The Rector answers questions concerning the present-day life of the Saratov Conservatoire and the prospects of its development in the coming years, analyzes the achievements of the conservatoire in educational, creative, international and scientific activities, in career guidance and information work, highlights the activities of the conservatoire within the framework of the National Project «Culture». In the interview, the main vectors of the conservatoire's development in the coming years and general lines of its educational, social, international, creative and scientific development are set.

Key words: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, educational process, creative and scientific projects, development of the conservatoire.

Наступление нового учебного года всегда полно радостных и вместе с тем немного тревожных ожиданий: каким будет этот год, чем он останется в истории вуза, какие яркие и незабываемые события нас ожидают, какие новые имена мы откроем среди вчерашних абитуриентов, какие концерты, спектакли, фестивали для нас окажутся значимыми и интересными, наконец, как на учебный процесс повлияет пандемия... Вместе с тем, все новое опирается на фундамент прошлых лет. Как говорил Альберт Эйнштейн, «учись у прошлого, живи сегодня, надейся на завтра. Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы».

Данное интервью записано накануне нового учебного года с ректором Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессором Александром Германовичем Занориным, в котором он отвечает на вопросы, отражающие жизнь Саратовской консерватории в настоящий момент и перспективы развития вуза в ближайшие годы.

И. П.: За последние годы в жизни Саратовской консерватории произошло много интересных событий, жизнь буквально забила ключом. Александр Германович, как Вы оцениваете масштаб произошедших перемен?

А. З.: Действительно, прошедшие годы в жизни Саратовской консерватории были весьма насыщены разными яркими событиями. Наша консерватория провела целый ряд, ставших уже традиционными, творческих и научных проектов, среди которых отмечу Всероссийские конкурсы имени С. Бендицкого, И. Паницкого, Н. Голь-денберга, А. Шнитке, оставившие серьезный резонанс в культурной жизни региона. Наряду с конкурсами, были организованы и проведены интересные и содержательные научные конференции, направленные на изучение актуальных вопросов музыкального искусства. Выпускники и педагоги Саратовской консерватории успешно выступали на престижных всероссийских и международных конкурсах, среди которых отметим Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Всероссийский музыкальный конкурс и другие.

Творческий компонент деятельности в Саратовской консерватории всегда был обширен. Не исключением стал и прошлый год. Как уже было отмечено, несмотря на пандемию, в консерватории состоялись значительные события: прошли успешные концерты, стартовали новые интересные программы, проекты, конкурсы. Среди них: Молодежный конкурс органистов, исполнителей на народных инструментах имени И. Я. Паницкого, конкурс

пианистов среди студентов ссузов, а также китайских студентов.

Принимая во внимание все направления деятельности консерватории, отмечу ее научную, учебно-методическую и издательскую деятельности. Ежемесячно в консерватории проходят научные конференции международного и всероссийского уровня, действует Центр комплексных художественных исследований, активно работают научные сотрудники, публикуя результаты своих исследований [1-6]. Значительно возросло количество изданных сборников, монографий. Особо хочу отметить активность педагогов при подготовке и издании учебно-методических пособий.

И. П.: Мне представляется, что Саратовская консерватория выходит на новый качественный уровень своего развития. Отрадно, что, вступая во второе столетие своей истории, мы можем не только гордиться наследием и традициями, но и осваивать новые направления деятельности. С 2020 года Саратовская консерватория является одним из участников Национального проекта «Культура». В связи с его реализацией возникала необходимость решать новые задачи. Как Вы видите перспективы работы консерватории в рамках этого проекта?

А. З.: Да, конечно, вступив в Нацпроект, консерватория как один из участников программы получила не только большие ресурсы для внутреннего развития, но и оказалась перед необходимостью решать масштабные организационные, творческие и образовательные задачи. На базе консерватории в 2019 году был создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. По программе Нацпроекта коллективом Центра и нашими педагогами были разработаны 19 образовательных программ курсов повышения квалификации для работников культуры. Программы недостаточно разработать, необходимо было каждую программу обеспечить учебно-методическим контентом, записать мастер-классы, создать новые учебно-методические разработки, освоить практику дистанционной работы. Так случилось, что работа Центра с обучающимися уже практически на первом этапе потребовала оперативной реорганизации, так как начались ограничительные мероприятия в связи с распространением коронавирусной инфекции. Но к чести наших сотрудников и преподавателей такого рода перестройка произошла просто стремительно, и Центр работал по запланированному графику. В разрезе общественно значимых мероприятий Центра в 2020 году прошел Всероссийский музыкально-педагогический форум «Российское музыкальное образование: история и современность» с участием ректоров ведущих консерваторий России, на котором максимально конструктивно решались вопросы развития художественного образования, намечались пути взаимодействия ДШИ и образовательных учреждений среднего и высшего звена. Надо сказать, что сегодня Национальный проект «Культура» набирает обороты,

он дает новый импульс творческому развитию консерватории, чему способствуют эффективные образовательные программы, которые в своей структуре обобщили передовой практический опыт в области музыкального образования. В рамках Нацпроекта изданы и используются в программах 14 учебно-методических пособий, созданных ведущими педагогами консерватории.

И. П.: Активному развитию консерватории способствует тенденция, проявившаяся в последние годы — увеличение контингента обучающихся. Это для вуза, безусловно, важное событие, особенно, если вспомнить печальную негативную динамику прежних лет, когда количество обучающихся в нашей консерватории не только не увеличивалось, а уменьшалось. Параллельно увеличению бюджетных мест для обучающихся перед нами стоит задача сохранять конкурентную ситуацию. Какими технологиями мы можем здесь оперировать?

А. З.: Вы задали один из самых важных для существования образовательной организации вопрос. Конечно, для любого вуза важна стабильность и потенциал к развитию. Мы стремимся к тому, чтобы и численность, и, главное, исполнительский и общекультурный уровень наших студентов повышались. Для этого, как мне представляется, необходимо работать в нескольких направлениях. Прежде всего это хорошая организация профориентационной работы, которая должна вестись ежедневно, из года в год. Мы с прошлого года, наверное, впервые устроили такой мощный профориентацион-ный десант с участием педагогов и студентов в разных регионах страны. Эта работа дала возможность «и себя показать, и других посмотреть». Такой взаимообмен способствует более активному профессиональному росту, укрепляет наши творческие и педагогические связи. Со многими училищами у нас установились очень хорошие отношения. Пример тому — расширение географии поступающих на 1 курс.

В этой связи отмечу и реализацию еще одного проекта — «Новое поколение+». В рамках проекта налажено взаимодействие и заключены договоры о сотрудничестве с более чем 30 образовательными организациями культуры и искусства Саратовской области. Несмотря на пандемию, преподаватели не один раз выезжали с мастер-классами в ДШИ городов Балаково, Балашова, Вольска, Ершова, Маркса, Пугачева, Хвалынска, Аркада-ка, Красного кута, Калининска, Новоузенска, Ртищево, поселков Екатериновка, Ровное, Самойловка и др. В рамках проекта было проведено более 100 мастер-классов, 16 круглых столов, 14 прослушиваний, 250 индивидуальных консультаций на базе консерватории. 14 апреля в Малом зале консерватории прошел итоговый концерт участников проекта по разным специальностям: фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты, сольное народное пение.

Завершая краткий ответ, хотел бы в пример привести итоги приемной кампании этого года. При значительном, порядка 40 %, увеличении контрольных цифр приема в консерваторию на бюджетные места был конкурс

2,8 человека на место. На места по некоторым специальностям он составлял более 5 человек. И я считаю, это очень достойный результат, к которому мы приходим благодаря целенаправленной профориентационной работе всего профессорско-преподавательского состава консерватории.

И. П.: Александр Германович, в структуру Саратовской консерватории с 1983 года входит Театральный институт. Известны богатые традиции саратовской театральной школы, наши современные театры задают высокий уровень требований к выпускникам САТИ. Это, естественно, ставит перед руководством консерватории серьезные задачи. Какие важные и интересные проекты консерватории в области развития театральной педагогики Вы бы могли отметить?

А. З.: Безусловно, саратовская театральная школа может и должна гордиться своими славными традициями, своими достижениями, поскольку здесь были взращены и получили путевку в творческую жизнь выдающиеся актеры: О. Табаков, О. Янковский, Е. Миронов и многие другие. Безусловно, огромная роль в том, что именно Саратов оказывается своеобразным театральным «клондайком», принадлежит нашим педагогам, которые буквально живут жизнью института, жизнью каждого своего воспитанника, вкладывая все свое мастерство, весь свой творческий и личностный опыт в воспитание молодого актера. Низкий поклон им всем за это.

Если говорить об актуальных событиях в жизни Саратовского театрального института, то отмечу, что в рамках подготовки к 100-летию саратовской театральной школы состоялся двухлетний творческий марафон фестивалей, встреч, творческих обменов, гастролей. Впервые студенты Театрального института смогли показать свое мастерство на известных театральных площадках страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов). Большое значение в этом фестивале имели творческие встречи с выдающимися деятелями театрального искусства: Е. Мироновым, Ч. Хаматовой, В. Машковым, С. Безруковым, В. Максимовым и др. Мне представляется, что такой двунаправленный процесс взаимодействия: с одной стороны, знакомство с выдающимися актерами современности, возможность поработать под их руководством, с другой — показ своих творческих работ, раскрытие своего актерского потенциала на театральных подмостках в других городах — может дать максимальный результат в творческом и личностном развитии наших студентов. Кстати, это касается не только студентов Театрального института, но и остальных факультетов, поскольку к такому взаимодействию наших педагогов и студентов с высокопрофессиональными музыкантами мы стремимся на всех факультетах консерватории.

И. П.: Вы, как руководитель, большое внимание уделяете расширению «зоны влияния» Саратовской консерватории, ставя перед коллективом задачи активного развития межвузовских и международных

контактов, оперативного информационного освещения важных событий, происходящих в вузе. Насколько, на Ваш взгляд, актуальна тема выхода вуза в открытое информационное пространство и насколько необходимо для развития вуза расширение творческих контактов, привлечение сил извне?

А. З.: Да, вопросы, заданные Вами, многоаспектны. Это и расширение творческих связей с выдающимися деятелями искусства, представителями ведущих исполнительских школ страны и мира, это и привлечение молодых педагогов для работы в консерватории, это и расширение международных контактов, заключение договоров о сотрудничестве, организация творческих и научных международных проектов, обучение иностранных студентов, это, конечно, и презентация консерваторской деятельности в средствах массовой коммуникации и соцсетях. Все это чрезвычайно важно для развития любого вуза и отражает реалии сегодняшнего дня. Подробное освещение каждого из названных направлений — тема отдельного и серьезного разговора. Здесь же могу только сказать, что все эти направления мы активно начали развивать только в последние годы.

Если творческие контакты между вузами, отдельными представителями той или иной исполнительской школы у нас, безусловно, существовали всегда, то современный динамично меняющийся мир требует интенсификации этих контактов, продвижения к выстраиванию прочных «сетевых» связей, поскольку курс на создание сетевых форм обучения задан всем высшим образовательным организациям. То есть это направление мы не создаем, но интенсивно поддерживаем и способствуем его развитию. Развитие же международной деятельности, действительно, пришлось осваивать почти «с нуля». Однако и здесь есть свои результаты. У нас существенно интенсифицировались творческие и научные контакты с представителями музыкальных вузов разных европейских и азиатских стран. Интерес к сотрудничеству проявляется не только с нашей стороны, но и со стороны зарубежных партнеров. В результате расширения международной деятельности в настоящее время в Саратовской консерватории обучается более 120 студентов из разных стран ближнего и дальнего зарубежья, и прежде всего Китайской народной республики. Процесс обучения иностранных студентов тоже ставит перед нами серьезные образовательные задачи, и далеко не всегда он проходит безоблачно и легко.

Наконец, необходимость развития информационной деятельности — это требования сегодняшнего дня, реалии которого таковы, что если вуз не отражает в прессе и соцсетях свою работу, то и степень его значимости для города, региона, страны оказывается весьма скромной. Саратовская консерватория позиционирует себя как крупный культурно-образовательный центр не только Саратовской области, но и всего Поволжья, в стенах нашего заведения постоянно проходят важные культурные события как регионального, так и общероссийского уровня, а потому они должны быть достоянием общественности. Саратовский потенци-

альный слушатель, любитель музыки должен знать, что происходит у нас, знакомиться с нашими акциями, концертными программами, фестивалями и другими мероприятиями.

И. П.: В завершение нашей беседы задам традиционный вопрос: каковы перспективы развития Саратовской консерватории? В каком фарватере мы будем двигаться дальше, какие горизонты будем открывать?

А. З.: У нас большие планы. Остановлюсь лишь на некоторых вопросах из учебной, творческой, научной и социальной сфер.

В плане организации учебной работы будем продолжать курс на повышение общекультурных и профессиональных компетенций наших студентов. Нынешнее поколение студентов обладает рядом положительных качеств, каких не было, например, у моего поколения. Это стремление к свободе мышления и самовыражению, умение открыто выражать свое мнение и осознание своей индивидуальной неповторимости. Однако не секрет, что общий уровень культуры у современного абитуриента гораздо ниже, чем был несколько десятилетий назад. Поэтому нам необходимо стремиться к расширению кругозора ребят, а следовательно, активнее заниматься воспитательной работой, побуждать их к посещению концертов, выставок, спектаклей, творческих встреч и мастер-классов.

В сфере образовательной деятельности нам необходимо уделить особое внимание взаимодействию с ДШИ и ДМШ города и области. Это будет учебно-методическая и консультационная поддержка. Она крайне необходима в силу того, что сложилась тяжелая ситуация в музыкальных школах и школах искусств. Прежде всего, это кадровый голод, который актуален и для Саратова, но ситуация во много раз сложнее в небольших сельских и муниципальных образованиях, где есть такие школы. Педагогов, владеющих современными знаниями в области исполнительского искусства, современными педагогическими методиками крайне не хватает. Другая сторона этой проблемы в слабой материально-технической и методической оснащенности школ. И здесь мы можем помочь как мастер-классами ведущих педагогов консерватории, так и учебно-методическими разработками, представленными на методических семинарах, конференциях. Мы готовы поделиться и нашими нотными и методическими изданиями, которые в значительной степени могут помочь расширить педагогический репертуар музыкальных школ по всем специальностям. И в этом направлении предстоит большая работа.

В рамках общественно-значимых мероприятий Национального проекта «Культура» мы продолжим про-фориентационные поездки по регионам, увеличим их географию и расширим формы сотрудничества.

В текущем учебном году мы планируем уделить внимание цифровой грамотности наших педагогов и технической модернизации цифровых систем. Для этого уже разработан комплекс образовательных программ, повышающих квалификацию педагогов в плане их тех-

нической подготовленности.

В творческой и научной деятельности мы сохраняем курс, во-первых, на активное вовлечение наших педагогов и студентов в исполнительскую деятельность, участие в конкурсах различных уровней, научных конференциях и конгрессах. Во-вторых, на базе Саратовской консерватории мы намерены проводить существующие конкурсы и конференции, которые привлекают внимание исполнителей и ученых из разных городов страны и зарубежья. Кроме того, надо развивать новые научные направления, связанные с актуальными сферами искусствоведения, выходить на изучение стратегически важных для современной науки междисциплинарных областей исследования. Думаю, что нам надо активнее участвовать в межвузовских проектах, проводить совместные фестивали, конференции и другие акции. Таким образом мы сможем удерживать необходимый тонус жизнедеятельности нашего вуза.

Мы продолжим уделять внимание и социальным вопросам. Напомню, что в прошлом году за счет внебюджетных средств увеличились оклады и установлены дополнительные выплаты концертмейстерам. Большой части сотрудников и ППС устанавливаются комиссией по эффективности стимулирующие выплаты. В ближайшее время комиссией по эффективности будут приняты решения по дополнительным выплатам педагогам и концертмейстерам, занимающимся с иностранными студентами. Совместно с бухгалтерией мы еженедельно мониторим ситуацию, анализируем экономические процессы и направляем усилия для сохранения высокого уровня заработной платы.

Мы начинаем этот год в стесненных условиях. Это «неудобство» связано с проведением капитального ремонта учебных помещений, в основном в репетитории. Выражаю слова благодарности в адрес Минкультуры РФ за финансовую поддержку в проведении ремонта. Недавно, многие из вас, наверное, это помнят, состоялась встреча губернатора Саратовской области В. В. Радаева с министром культуры РФ О. Б. Любимовой, на которой в числе приоритетных обсуждались вопросы и деятельности консерватории: укрепление несущих конструкций здания, а также строительство пристройки к учебному корпусу. Строительство пристройки позволит решить чрезвычайно актуальную проблему нехватки учебных классов. В этой связи от имени Ученого совета и администрации выражаю большую благодарность руководителю региона и нашему профильному министру за внимание и решение очень важных стратегических вопросов.

Возвращаясь к вопросам социальным, отмечу планируемое завершение капитального ремонта репетиторий к ноябрю текущего года. В планах — проектирование нового теплового ввода, экспертиза ПСД по установке лифта, разработка ПСД по капитальному ремонту лестниц, зон рекреаций и 3 этажей 1 общежития; проведение работ по гидроизоляции фундамента Театрального института и капитальному ремонту базы отдыха «Дубовая грива».

Консерватория стремится улучшить качество жизни своих педагогов и сотрудников, а потому в целях поддержки молодых педагогов мы совместно с Газпромбанком открываем новые льготные программы по рефинансированию и ипотечному кредитованию.

И это только часть ближайших планов по развитию консерватории. Впереди подготовка к 110-летию нашей Alma Mater, ряд интересных творческих и научных проектов, фестивалей, конкурсов и встреч.

И. П.: Большое спасибо, Александр Германович, за интересную беседу. Подвести итог интервью хочу перефразированным афоризмом А. Эйнштейна: «Только те, кто предпринимает решительные попытки, смогут достичь невозможного». По-моему, это высказывание весьма созвучно Вашему алгоритму работы, Вашей открытости ко всему новому, смелости и готовности экспериментировать ради достижения цели. Успехов Вам!

Литература

1. Алесенкова В. Н. Диалектика постдраматического театра: опыт когнитивного театроведения: монография / Под ред. и с предисл. З. В. Фоминой. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 290 с.

2. Алесенкова В. Н. Семиотика телесности в спектаклях Любови Баголей // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 2. С. 74-79.

3. Демченко А. И. Художественная культура Саратовского края. Очерки. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. 744 с.

4. Демченко А. И. «Центральный элемент» музыки Бетхо-

вена. К 250-летию со дня рождения. Очерк второй // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 2. С. 27-35.

5. Королевская Н. В. Слово и музыка: в пространствах смысла: монография. Книга 1. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 218 с.

6. Королевская Н. В. О роли внемузыкальных факторов симфонического мышления в современных модификациях жанра симфонии (К 60-летию Владимира Королевского) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021 № 1. С. 60-66.

References

1. Alesenkova V. N. Dialektika postdramaticheskogo teatra: opyt kognitivnogo teatrovedeniya: monografiya [Dialectics ofpost-dra-matic theater: the experience of cognitive theater studies: monograph] / Pod red. i s predisl. Z. V. Fominoj. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 290 p.

2. Alesenkova V. N. Semiotika telesnosti v spektaklyah Lyubovi Bagolej [The semiotics of physicality in the performances ofLyubov Bagoley] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusst-voznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 2. Pp. 74-79.

3. Demchenko A. I. Hudozhestvennaya kul'tura Saratovskogo kraya. Ocherki [Art culture of the Saratov region. Essays]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2021. 744 p.

4. Demchenko A. I. «Central'nyj element» muzyki Bethovena. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya. Ocherk vtoroj [«The central

element» of Beethoven's music. To the 250th anniversary of his birth. Essay Two] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 2. Pp. 27-35.

5. Korolevskaya N. V. Slovo i muzyka: v prostranstvah smysla: monografiya. Kniga 1 [Word and music: in the spaces of meaning: monograph. Book 1]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 218 p.

6. Korolevskaya N. V. O roli vnemuzykal'nyh faktorov simfonich-eskogo myshleniya v sovremennyh modifikatsiyah zhanra simfonii (K 60-letiyu Vladimira Korolevskogo) [On the role of extra-musical factors of symphonic thinking in modern modifications of the symphony genre (to the 60th anniversary of Vladimir Korolevsky)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 1. Pp. 60-66.

Информация об авторах

Александр Германович Занорин E-mail: zanorinalex@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Ирина Викторовна Полозова E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the authors

Aleksandr Germanovich Zanorin E-mail: zanorinalex@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

Irina Victorovna Polozova E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.