Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко И.С., Дементьев К.Н.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам на занятиях по физической культуре со студентами автомобильно-дорожных специальностей вуза для развития и совершенствования физических, психофизиологических и профессионально значимых качеств. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты-юноши автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ в составе 80 человек, распределенных в экспериментальную и контрольную группы по 40 человек в каждой. На занятиях по физической культуре в экспериментальной группе применялись подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, направленные на развитие у студентов ловкости, тонкой двигательной координации, быстроты, силы и силовой выносливости; устойчивости к концентрации внимания, переключению и перераспределению внимания. Кроме этого, игры обеспечивали совершенствование эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма, коммуникативных способностей. Результаты исследования и их обсуждение. Все исследуемые в ходе педагогического эксперимента показатели физического развития, функционального и психофизического состояния студентов экспериментальной группы улучшились. Этот факт свидетельствует о высокой адаптации студентов к перенесению физических нагрузок. Авторами делается вывод, что формирование профессионально значимых качеств студентов автомобильно-дорожных специальностей высших учебных заведений возможно осуществлять в процессе практических занятий по физической культуре с применением подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москаленко И.С., Дементьев К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE AND SPORTS GAMES AS A MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF AUTOMOBILE AND ROAD SPECIALTIES

Objective of the study was to theoretical substantiation and experimental verification of the effectiveness of the use of mobile and sports games according to simplified rules in physical education classes with students of the automobile and road specialties of the university for the development and improvement of physical, psychophysiological and professionally significant qualities. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was attended by young students of the automotive and road faculty of Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering consisting of 80 people, divided into experimental and control groups of 40 people each. At physical culture lessons in the experimental group, mobile and sports games were used according to simplified rules, aimed at developing students' dexterity, fine motor coordination, speed, strength and strength endurance; resistance to concentration, switching and redistribution of attention. In addition, the games ensured the improvement of emotional stability, a sense of collectivism, and communication skills. Results and conclusions. All indicators of physical development, functional and psychophysical state of students of the experimental group studied during the pedagogical experiment improved. This fact testifies to the high adaptation of students to the transfer of physical activity. The authors conclude that the formation of professionally significant qualities of students of automobile and road specialties of higher educational institutions can be carried out in the process of practical classes in physical culture using outdoor and sports games according to simplified rules.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

подвижные и спортивные игры как средство формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожных специальностей

УДК/UDC 796.07-57

Поступила в редакцию 25.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.С. Москаленко1

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1

1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

mobile AND sports games as A means of FoRMiNG pRoFEssioNAL competence of students of automobile and road specialties

PhD, Associate Professor I.S. Moskalenko1

PhD, Professor K.N. Dementiev1

1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: dementevkn2013@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам на занятиях по физической культуре со студентами автомобильно-дорожных специальностей вуза для развития и совершенствования физических, психофизиологических и профессионально значимых качеств.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты-юноши автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ в составе 80 человек, распределенных в экспериментальную и контрольную группы по 40 человек в каждой. На занятиях по физической культуре в экспериментальной группе применялись подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, направленные на развитие у студентов ловкости, тонкой двигательной координации, быстроты, силы и силовой выносливости; устойчивости к концентрации внимания, переключению и перераспределению внимания. Кроме этого, игры обеспечивали совершенствование эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма, коммуникативных способностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Все исследуемые в ходе педагогического эксперимента показатели физического развития, функционального и психофизического состояния студентов экспериментальной группы улучшились. Этот факт свидетельствует о высокой адаптации студентов к перенесению физических нагрузок. Авторами делается вывод, что формирование профессионально значимых качеств студентов автомобильно-дорожных специальностей высших учебных заведений возможно осуществлять в процессе практических занятий по физической культуре с применением подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам.

Ключевые слова: физическая культура, профессиональные компетенции, спортивные и подвижные игры.

Abstract

Objective of the study was to theoretical substantiation and experimental verification of the effectiveness of the use of mobile and sports games according to simplified rules in physical education classes with students of the automobile and road specialties of the university for the development and improvement of physical, psychophysiological and professionally significant qualities. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was attended by young students of the automotive and road faculty of Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering consisting of 80 people, divided into experimental and control groups of 40 people each. At physical culture lessons in the experimental group, mobile and sports games were used according to simplified rules, aimed at developing students' dexterity, fine motor coordination, speed, strength and strength endurance; resistance to concentration, switching and redistribution of attention. In addition, the games ensured the improvement of emotional stability, a sense of collectivism, and communication skills. Results and conclusions. All indicators of physical development, functional and psychophysical state of students of the experimental group studied during the pedagogical experiment improved. This fact testifies to the high adaptation of students to the transfer of physical activity. The authors conclude that the formation of professionally significant qualities of students of automobile and road specialties of higher educational institutions can be carried out in the process of practical classes in physical culture using outdoor and sports games according to simplified rules.

Keywords: physical culture, professional competencies, sports and outdoor games.

Введение. В отечественной системе физического воспитания студентов подвижные и спортивные игры занимают существенное место. Они являются средством разностороннего развития молодежи, формирования профессионально-прикладных двигательных умений и навыков.

В ряде работ доказано значение спортивных и подвижных игр в развитии необходимых будущим специалистам физических, психических и профессионально значимых качеств, в формировании коллективизма и сплоченности молодых

людей. Благодаря высокому эмоциональному фону игровая деятельность способствует нейтрализации существенных интеллектуальных нагрузок и психических напряжений. Во время игры не только моделируются различные экстремальные жизненные ситуации, но и оперативно подбираются средства для их преодоления [3-5].

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теория и практика физической культуры Theory and Practice of Physical Culture на занятиях по физической культуре со студентами автомо- Основными средствами являлись подвижные и спортив-бильно-дорожных специальностей высшего учебного заве- ные игры по упрощенным правилам, направленные на раз-дения для развития и совершенствования физических, спе- витие у студентов профессионально важных физических циальных и профессиональных качеств. и психофиологических качеств: ловкости, тонкой двигатель- Методика и организация исследования. Педагогиче- ной координации, быстроты, силы и силовой выносливости; ский эксперимент проводился в течение 2019-2021 гг., в нем устойчивости к концентрации внимания, переключению и пе-приняли участие студенты-юноши автомобильно-дорожного рераспределению внимания. Кроме этого, игры обеспечива-факультета СПбГАСУ, так как 85 % выпускников этого факуль- ли совершенствование эмоциональной устойчивости, чув-тета составляют юноши. В ходе исследования формирова- ства коллективизма, коммуникативных способностей. лись экспериментальная и контрольная группы по 40 человек Переносимость нагрузок и восстановление организма каждая. У участников эксперимента регистрировались изме- в ходе исследования определялись по показателю самонения показателей физического развития, функционального чувствия. Для определения различий и изменений функцио-и психофизического состояния. нального состояния между испытуемыми изучались следую- При организации и проведении занятий использовались щие показатели: проба Штанге, проба Генчи, МПК. Характер следующие положения: изменений в уровне развития физических качеств тестиро- - основной формой проведения занятий являлись практи- вались с помощью следующих упражнений: бег на 3 км, под-ческие занятия по физической культуре в СПбГАСУ; тягивание в висе на перекладине, комплексное упражнение - эффективность средств обеспечивалась определением на ловкость, угол в упоре на брусьях. Динамика развития оптимального необходимого перечня и количества спортив- психофизиологических качеств изучалась по следующим по-ных и подвижных игр, способствующих максимальному разви- казателям: время простой реакции, РДО и глазомера. Соци-тию необходимых профессионально значимых качеств студентов ологический климат внутри групп определялся по методике автомобильно-дорожных специальностей; преимущественным Н. В. Бахаревой с определением индекса социометрической подбором игр, направленных на развитие нескольких физиче- напряженности и индекса социометрической когерентности. ских и психофизиологических качеств одновременно; Результаты исследования и их обсуждение. В - удельный вес упражнений, направленных на развитие табл. 1 приведены результаты, полученные на втором этапе профессионально значимых качеств для студентов автомо- исследования, это - 1-й курс 2-й семестр. Следует отме-бильно-дорожных специальностей, составил 90 % общего тить, что зачет по «Элективным дисциплинам по физической объема средств, используемых на занятиях. культуре и спорту» проводится в конце первого курса (2-й Таблица 1. Характеристика испытуемых контрольной и экспериментальной групп на зачете на 1-м курсе во 2-и семестре

Показатели работоспособности Контрольная группа Экспериментальная группа Х*

Проба Штанге, с 56,18 ± 2,96 58,13 ± 2,96 -

Проба Генчи, с 32,05 ± 2,52 33,36 ± 2,52 -

МПК, мл/кг 48,91 ± 0,23 49,34 ± 0,57 -

Подтягивание, количество раз 10,80 ± 1,58 10,18 ± 1,58 -

Бег на 3 км,с 771,6 ± 4,89 762,2 ± 3,90 0,05

Комплексное упражнение на ловкость, с 10,07 ± 0,23 10,14 ± 0,57 -

Угол в упоре на брусьях, с 6,83 ± 0,44 7,01 ± 0,24 -

Простая реакция, с 4517 ± 27,62 4567 ± 28,66 -

РДО, с 12323 ± 27,2 14611 ± 29,6 0,05

Память, балл 5,8 ± 0,24 6,3 ± 0,20 0,05

Глазомер, балл 4,227 ± 1,12 6,157 ± 1,20 -

Индекс социометрической напряженности, % 62,2 ± 0,57 79,6 ± 0,61 0,05

Индекс социометрической когерентности 0,29 ± 0,03 0,33 ± 0,03 0,05

Артериальное давление, мм рт. ст. 128±1,23/81±1,0 123±1,23/72±1,1 0,05

Пульс, уд/мин 78,1 ± 3,4 74,1 ± 2,6 -

*Х - достоверность данных. Таблица 2. Характеристика испытуемых контрольной и экспериментальной групп на 2-м курсе в 4-м семестре

Показатели работоспособности Контрольная группа Экспериментальная группа Х*

Проба Штанге, с 61,03 ± 2,98 63,44 ± 3,29 -

Проба Генчи, с 34,55 ± 3,18 37,05 ± 2,64 -

МПК, мл/кг 49,00 ± 0,26 49,53 ± 0,57 -

Подтягивание, количество раз 10,41 ± 1,58 10,39 ± 1,47 -

Угол в упоре на брусьях, с 6,23 ± 0,34 7,86 ± 0,19 0,05

Простая реакция, с 4428 ± 28,20 4455 ± 28,44 -

РДО, с 12161 ± 68,0 12912 ± 68,06 0,05

Память, балл 3,5 ± 0,13 4,0 ± 0,09 0,05

Глазомер, балл 5,007 ± 1,09 6,730 ± 2,03 0,01

Индекс социометрической напряженности, % 60,8± 0,17 89,0± 0,1 0,05

Индекс социометрической когерентности 0,24 ± 0,03 0,39 ± 0,02 0,01

Артериальное давление, мм рт. ст. 123±2,10/88±1,16 127±2,12/87±1,10 -

Пульс, уд/мин 88,3 ± 0,51 76,2 ± 1,73 0,05

*Х - достоверность данных.

32 http://www.teoriya.ru №4^ 2022 Апрель | April

Таблица 3. Характеристика испытуемых контрольной и экспериментальной групп на зачете на 3-м курсе в 6-м семестре

Показатели работоспособности Контрольная группа Экспериментальная группа Х*

Проба Штанге, с 57,30 ± 2,84 63,92 ± 3,42 0,05

Проба Генчи, с 34,27 ± 2,42 37,89 ± 1,72 0,05

МПК, мл/кг 49,53 ± 0,35 49,63 ± 0,61 -

Подтягивание, количество раз 11,03 ± 1,69 11,07 ± 1,54 -

Бег на 3 км, с 763,3 ± 1,52 758,1 ± 1,40 0,05

Комплексное упражнение на ловкость, с 10,26 ± 0,18 10,44 ± 0,14 0,05

Угол в упоре на брусьях, с 7,54 ± 0,17 8,17 ± 0,44 0,01

Простая реакция, с 4477 ± 31,03 4486 ± 31,03 -

РДО, с 12119 ± 28,7 12198 ± 33,1 0,05

Память, балл 4,1 ± 0,20 6,2 ± 0,32 0,05

Глазомер, балл 4,021 ± 1,18 6,884 ± 1,22 0,01

Индекс социометрической напряженности, % 56,8 ± 0,08 89,7 ± 0,12 0,05

Индекс социометрической когерентности 0,27 ± 0,03 0,39 ± 0,02 0,05

Артериальное давление, мм рт. ст. 128±2,10/81±1,60 122±1,02/72±1,09 0,05

Пульс, уд/мин 84,1 ± 1,53 74,4 ± 2,17 0,05

*Х - достоверность данных.

семестр) и в конце третьего курса (6-й семестр). Из приведенных данных видно, что показатели, характеризующие функциональное состояние, в большей мере улучшились в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной. Важным является тот факт, что при оценке результатов физической подготовленности наблюдались и различия в выполнении упражнений. Необходимо отметить, что социометрические показатели у студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной.

Результаты исследования на этом этапе позволяют заключить, что экспериментальный вариант проведения занятий по физической культуре на первом курсе является более приемлемым.

Данные, полученные на втором курсе в 4-м семестре, отражены в таблице 2. Необходимо отметить, что на втором курсе, в соответствии с рабочей программой дисциплины, зачета нет. Из представленных данных видно, что результаты, характеризующие функциональное состояние обследуемых в экспериментальной группе, значительно улучшились. Физическая подготовленность была поддержана на достигнутом уровне и даже незначительно улучшилась.

Интересная информация получена при социологическом обследовании. Здесь мы видим, что индексы социометрической напряженности и когерентности возросли в экспериментальной группе, а в контрольной группе упали. Это, на наш взгляд, связано с тем, что в экспериментальной группе путем применения спортивных и подвижных игр нам удалось достичь сплочения студентов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на данном этапе произошла адаптация к физическим нагрузкам и увеличение тренировочного воздействия физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам не приводит к ухудшению показателей.

Результаты заключительного обследования, проведенного в период итогового зачета на третьем курсе в 6-м семестре, представлены в табл. 3. Практически все исследуемые в ходе педагогического эксперимента показатели физического развития, функционального и психофизического состояния студентов экспериментальной группы вновь улучшились. Этот факт свидетельствует о высокой адаптации студентов к перенесению физических нагрузок. В контрольной группе лишь отмечена тенденция к улучшению.

Вывод. Результаты проверки разработанной программы позволяют констатировать, что формирование профессиональной компетенции студентов автомобильно-дорожных

специальностей высших учебных заведений возможно осуществлять в процессе практических занятий по физической культуре с применением подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам.

Литература

1. Дементьев К.Н. Особенности организации самостоятельной подготовки по физической культуре студентов инженерно-технического вуза / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 6. - С. 44-45.

2. Лутченко Н.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов / Н.Г. Лутченко, Н.И. Перевозникова, И.С. Москаленко / Физическая культура и здоровье студентов вузов. Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф, 19 февраля 2015 г.

- СПб.: СПбГУП, 2015. - С. 76-78.

3. Лутченко Н.Г. Спортивные и подвижные игры в системе образовательного процесса вузов / Н.Г. Лутченко, И.С. Москаленко,

B.П. Демеш / Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - СПб.: ВИФК. - 2013. - № 4. -

C. 39-42.

4. Пристав О.В. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2015.

- № 10. - С. 56-58.

5. Эльмурзаев М.А. Гуманистическая модель организации физкуль-турно-рекреационной деятельности / М.А. Эльмурзаев, И.А. Пан-ченко, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 3. - С. 75-77.

References

1. Dementiev K.N. Osobennosti organizacii samostoyatelnoj podgoto-vki po fizicheskoj kulture studentov inzhenerno-tekhnicheskogo vuza [Features of the organization of self-training in physical culture of students of an engineering and technical university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 6. pp. 44-45.

2. Lutchenko N.G., Perevoznikova N.I., Moskalenko I.S. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sredstvo formirovaniya pro-fessionalnoj kompetentnosti studentov [Professional-applied physical training as a means of forming the professional competence of students]. Fizicheskaya kultura i zdorove studentov vuzov [Physical culture and health of university students]. Proceeding national scientific-practical. conf., February 19, 2015. St. Petersburg: SPbGUP publ., 2015. pp. 76-78.

3. Lutchenko N.G., Moskalenko I.S., Demesh V.P. Sportivnye i pod-vizhnye igry v sisteme obrazovatelnogo processa vuzov [Sports and outdoor games in the educational process of universities]. Aktualnye problemy fizicheskoj i specialnoj podgotovki silovyh struktur. St. Petersburg: VIFK publ., 2013. No. 4. pp. 39-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pristav O.V., Dementiev K.N., Mironova O.V. et al. Proektnye voz-mozhnosti fizicheskoj kul'tury studentov v novyh usloviyah [Design possibilities of physical culture of students in new conditions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 10. pp. 56-58.

5. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A., Bobrov I.V. Gumanisticheskaya model organizacii fizkulturno-rekreacionnoj deyatelnosti [Humanistic model of the organization of physical culture and recreational activities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 75-77.

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.