ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Абрамова Л.Н.
Абрамова Лилия Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20, г. Архангельск
Аннотация: в статье раскрыта поэтапная работа по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта через использование подвижных игр в образовательной работе в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: речевая активность, подвижная игра, дети - дошкольники с нарушением интеллекта.
Доказано, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными [3, с. 3].
Для активизации речи дошкольников с нарушением интеллекта нами была разработана система работы по использованию подвижных игр и физических упражнений во всех видах образовательной деятельности и режимных моментах. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) двигательная деятельность является наиболее доступным средством общения с окружающими. Если речь ребенка с нарушением интеллекта зачастую бывает не сформирована и требует усиленной умственной работы, то с помощью двигательных навыков ребенку данной категории легче взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому, опираясь на предложенный вывод, мы выстроили свою работу таким образом, чтобы доступный для дошкольников с нарушением интеллекта двигательный навык помог бы ребенку «заинтересоваться» звуком, попробовать с ним «поиграть» на первых этапах, а в дальнейшем стать прочной основой для овладения речевой деятельностью.
На первом этапе нашей работы с детьми с нарушением интеллекта мы взяли игры, направленные на формирование чувства ритма, т.к. движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение с рук, способствуют в дальнейшем координированности темпа движений с речью. Также они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка.
Игры-забавы и потешки являются следующей ступенью в процессе формирования ритма. Дети - дошкольники с нарушением интеллекта охотно откликаются на игры-забавы: «Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню», вызывающие у детей радость, удовольствие. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять за взрослым. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у детей развивается речевой слух, произношение звуков.
На следующем этапе нашей работы мы проводили бессюжетные игры: «Передай мяч», «Догони собачку», «Найди игрушку», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка». В этих играх дошкольники, как правило, выполняют одно движение (ходьба, бег, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным и произносят звукоподражания.
Для побуждения у детей речевой активности, расширения объема понимания речи и словарного запаса следующим шагом в нашей работе были подвижные
игры сопровождающиеся словами - стихами, песнями, речитативами, которые обогащают и расширяют словарный запас у дошкольников с ОВЗ. Также они раскрывают содержание игр и их правила; объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат так же сигналом для начала и окончания; подсказывают ритм и темп (игры: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Мышеловка», «Гуси - гуси», «Карусели» и др.) [1, с. 32].
Подвижная игра, как и любая другая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме и использовать ее в совместной деятельности с ребенком. Подвижные игры с речевой направленностью мы используем как часть занятия, в качестве физкультминутки, пальчиковой гимнастики, как закрепление пройденного материала.
По результатам диагностики на начало года речевых детей в группе 5-6 лет с умственной отсталостью было 10%, а на конец года количество дошкольников владеющих элементарными навыками речевой коммуникации увеличилось до 70%.
Таким образом, проведенная нами работа по активизации речи у дошкольников с нарушением интеллекта, позволяет сделать вывод, что с помощью подвижных игр активно формируется речевая деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ, речевые подвижные игры благотворно воздействуют на память, внимание. В таких играх совершенствуются общая и мелкая моторика, расширяется кругозор, уточняются представления об окружающем мире, активизируется словарь, развивается фонематический слух, умение согласовывать движения и речь.
Данная система работы может быть использована как педагогами групп компенсирующей направленности, так и педагогами младших групп, общеразвивающей направленности.
Список литературы
1. Абрамова Л.Н. Подвижная игра как эффективное средство развития двигательного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов VIII Международной научно-практической интернет-конференции: в 2-х ч. Ч. 1. / сост. О.П. Широкова, М.Ю. Михайлова; научн. конс. А.И. Щетинская. Оренбург: ООДТДМ, 2013. 252 с. С. 31-33.
2. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007. 176 с.
3. Голосенина И.А. Консультация для родителей на тему: «Ритм, речь, движение». [Электронный ресурс]. Режим работы: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/29/konsultatsiya_dlya_roditeley.doc/ (дата обращения: 13.06.2017).
4. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. 160 с.