Научная статья на тему 'ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 001:023:008

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: ФОТОЗОНА БИБЛИОТЕКИ»

Челябинский государственный институт культуры совместно с Челябинской областной универсальной научной библиотекой, Межрегиональным центром модернизации библиотек (г. Москва), проектно-производственной компанией «ВитаРус» (г. Рязань) с 20 апреля 2021 г. проводил Всероссийский конкурс «Ф. М. Достоевский: фотозона библиотеки». Жюри, в состав которого вошли специалисты из разных регионов России, исследователи и библиотекари -доктор филологических наук профессор Челябинского государственного института культуры, руководитель Южно-Уральского регионального объединения Русской ассоциации чтения В. Я. Аскарова, кандидаты филологических наук Д. А. Багач (Санкт-Петербург) и Л. Н. Тихомирова (Челябинск), кандидат педагогических наук Е. В. Тесля (проректор по научной работе АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», г. Омск), а также фотохудожник, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества С. Коля-скин (Челябинск), начальник отдела культуры администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга Е. О. Чувашова, библиотекари Н. Н. Точилкина (г. Солнечногорск, Московская область), И. В. Синицина (МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска») и др., - определило победителей в номинациях «Визуализация текста Ф. М. Достоевского», «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского».

Конкурс проводился в социальной сети «ВКонтакте» (группа «Всероссийский кон -курс "Ф. М. Достоевский: фотозона библиотеки"»). Были зарегистрированы работы более 170 участников, представлено 215 оригинальных фотозон от библиотек общедоступных и школьных, сельских и городских, детских и для молодежи (территориальное расположение - от Ленинградской области до Алтая); представили работы и библиотекари Беларуси.

Организаторы конкурса преследовали цель выявить готовность библиотекарей к визуализации в стенах библиотеки, степень владения

ими визуализационными средствами и инструментами продвижения творчества конкретного автора, книги и чтения, культурой представления информации (на сайте, в группе, в визуальном воплощении) в рамках все более усиливающейся тенденции самопозиционирования, самопрезентации, селфбрендинга, нарастающего подчеркивания субъектом своего отличия от других через интеллектуальность, сосредоточенность на постижении текста. Обосновывались положения, что роль библиотекаря в визуализации книги и чтения в формате фотозоны многократно усиливается повышением социальной значимости фотографии в современной культуре, что такие специфические инструменты привлечения к чтению художественной литературы интереснее поколениям Ъ и Альфа при достижении понимания ими ее смыслов и образного языка.

Выявлено, что в этом направлении создается много проектов: и «перевод» классического текста на язык эмодзи, и кружки по иллюстрированию текстов и созданию на их основе мультипликационных или художественных фильмов (анимация), и театрализация, и виртуальные книжные или художественные выставки, музейные экспозиции, фотозоны и др. Были среди фо-тозон заключающие в себе некую идею (предложение чтения, размышление над прочитанным), несущие определенный образ, атмосферу, - их меньше; есть фотозоны предсказуемые, включающие традиционный набор, к примеру, воссоздания кабинета писателя/поэта - стул, стол, перо и чернильница, чайная пара, стопка книг, полка над столом, причем зоны типовые и на принадлежность к конкретному автору указывают только обложки книг. Тем самым конкурс показал пробелы в подготовке библиотечных специалистов, некорректное формирование образовательных программ курсов повышения квалификации и/или переподготовки библиотекарей -значительное сокращение (и вообще отсутствие) тем/разделов, посвященных литературе, современному литературному процессу, работе с книгой и текстом, посреднической роли библиотеки между автором и читателем.

Первоначальный анализ конкурсных работ показал, что появились новые форматы визуали-

зации - через цитирование и изображение. Фотография на фоне цитаты из произведения вызывает не просто дополнительные ассоциации при позднем просмотре, но возможность перечитать высказанное, выбрать из всего вошедшего в фотографию отвечающее настроению, идее, стремлению текущего момента. В какой-то степени фотография в камере/телефоне сегодня -записная книжка, в которую, используя технологии XXI в., читатель вносит изображение, чтобы потом, при наличии свободного времени, обратиться к привлекшей его мысли. Особенно ценны фотозоны, содержащие цитаты, отобранные библиотекарем для трансляции смыслов читателю. Интересны фотозоны, привлекающие к произведению через визуальный ряд не словесный (цитирование), но изобразительный; они обогащены произведениями (репродукциями) живописи, рисунка, скульптуры, что помогает понять эпоху, настроение автора, атмосферу места, о котором идет речь в произведении, а в отдельных фотозонах во время мероприятия или во время работы библиотеки (если есть возможность) звучит и музыка, используется особое освещение для большей атмосферности места. Такое воссоздание пространства требует от библиотекаря-постановщика серьезного погружения в биографию автора, литературу о нем, прочтения и понимания его основных произведений, особенно автобиографических, в которых можно почерпнуть нюансы отношения к интерьеру, предметам быта, цветовой гамме, что в итоге и следует воплотить в постановочной фотозоне, и далее - в контенте мероприятия (к примеру, организация викторины, квеста, музыкально-литературной композиции и т. п.).

Конкурс библиотечных фотозон как инструментов привлечения к чтению обратил на себя внимание педагогического сообщества. Преподаватели института В. Я. Аскарова, Л. Н. Тихомирова, Ю. В. Гушул были приглашены к участию в Х111 Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Литература в контексте современности», организованной кафедрой литературы и методики обучения литературе (зав. доктор филологических наук Т. Н. Маркова) филологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. На пленарном

заседании выступила кандидат педагогических наук Ю. В. Гушул с докладом «Визуализация текста Достоевского (форматы Всероссийского конкурса "Фотозона Достоевского")». Она подчеркнула, что библиотеками на всех уровнях инициируются различные проекты чтения и изучения художественной литературы, в том числе сетевые, поводом для активности которых являются юбилейные даты; они направлены на развитие читателя, формирование читательской культуры, медийно-информационной грамотности, развитие человека XXI в., что входит помимо прочего и в задачи системы образования, и в компетенции учителей. Так что точек соприкосновения и роста между разными, но преследующими одну цель системами много, единение, взаимодействие библиотекарей и педагогов, литературоведов, филологов должно быть максимально тесным. Для обсуждения были представлены направления совместной работы, проекты, которые смогут объединить усилия по продвижению книги и чтения Челябинского государственного института культуры, Южно-Уральского регионального объединения Русской ассоциации чтения, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Всероссийский конкурс показал большой потенциал совместной работы всех заинтересованных в формировании интеллектуального информационного пространства региона учреждений и организаций (в первую очередь Южного Урала, Челябинской области), высокую степень увлеченности и действенный уровень поддержки администрациями Челябинского государственного института культуры, Челябинской областной универсальной научной библиотеки (как организаторов конкурса) инновационных проектов, возделывающих человека XXI в. В перспективе - дальнейший анализ результатов проведенного конкурса, обобщение мировых практик продвижения чтения и привлечение участников к выступлениям, обсуждению опыта работы в мероприятиях научного форума «Евразия-2022», в частности, включенной в его программу международной конференции «Чтение на евразийском перекрестке». Выводов для активного обсуждения в профессиональном сообществе накоплено много.

ЕВРАЗИЯ-2022: «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ»

6-8 апреля 2022 г. в Челябинске состоится международный научный культурно-образовательный форум «Евразия-2022». Приглашаем ученых, исследователей, практиков, организаторов науки и производства к активному участию, заинтересованному обсуждению актуальных проблем деятельности, трансформируемой цифровизацией, глобализацией, интеллектуализацией всех процессов цивилизационного обще-бытия.

Планируемый формат проведения мероприятий форума - офлайн и онлайн.

Официальный сайт форума: https://eurasia.susu.ru/

Миссия форума - лидерство Южного Урала как территории, объединяющей Европу и Азию, создание в регионе международной коммуникационной площадки для расширения многостороннего сотрудничества в области образования, культуры, науки и технологий, с целью развития единого социально-гуманитарного и цифрового пространства Евразии.

Цель и задачи форума:

1. Способствовать развитию новых социально-экономических связей между странами Европы и Азии на территории Южного Урала, организовать широкое культурное взаимодействие и взаимообмен между народами Востока и Запада.

2. Обеспечить лидерство Южного Урала как территории, объединяющей Европу и Азию.

3. Обсудить стратегические приоритеты развития системы образования с позиции современных требований к качеству подготовки специалистов в условиях глобализации и цифровизации.

4. Усилить значение научных исследований для активизации деятельности учреждений, организаций Южного Урала в процессе межрегионального и международного взаимодействия в условиях глобализации и цифровизации.

5. Привлечь выдающихся ученых с мировым именем и молодых исследователей из ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских университетов к обсуждению актуальных проблем современности в области социально-гуманитарных наук.

6. Активизировать диалог представителей академического сообщества по вопросам евразийской интеграции в контексте глобализации и цифровизации.

7. Внести вклад в осмысление евразийской идентичности и опыта взаимодействия стран и народов в пространстве Евразии.

8. Содействовать развитию нетворкинг-партнерства среди молодежи.

По итогам форума планируется издание сборника его материалов на русском языке (РИНЦ). Лучшие доклады будут рассмотрены для публикации в рецензируемых научных журналах «Вестник Южно-Уральского государственного университета» (серии «Социально-гуманитарные науки», «Лингвистика», «Образование. Педагогические науки»), «Социум и власть», «Вестник культуры и искусств» (http://vestnik.chgik.ru), «АПК России» (ЮУрГАУ) и др.

Учредители форума: Правительство Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, Министерство здравоохранения Челябинской области.

Организатор форума: Совет ректоров вузов Челябинской области.

Участники:

- Челябинская городская Дума,

- Общественная палата Челябинской области,

- Региональное отделение Российского профессорского собрания,

- Отделение Российского исторического общества в Челябинске,

- Челябинское региональное отделение Российского военно-исторического общества,

- Институт стратегии развития образования Российской академии образования,

- вузы Челябинской области, зарубежные и российские,

- представители рейтинговых агентств, профессиональных ассоциаций, общественных организаций Евразии.

7-8 апреля состоится работа тематических площадок форума:

1. «Цифровое общество. Гуманизация. Глобализация: регион в фокусе перемен» (ЮУрГУ).

2. «Коммуникативные пространства Евразии в исторической ретроспективе» (ЮУрГУ).

3. «Цифровые технологии в образовании: вчера, сегодня, завтра» (ЮУрГУ).

4. «Культура и искусство в современном мире» (ЧГИК, ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского).

5. «Современная парадигма лингвистического и филологического пространства» (ЧелГУ).

6. «Управление и бизнес в условиях циф-ровизации социально-экономических процессов» (ЧелГУ).

7. «Современный учитель: проблемы и перспективы в эпоху глобализации и цифрови-зации» (ЮУрГГПУ).

8. «Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: отечественные традиции и международная практика» (МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск).

9. «Общество и пандемия: опыт и уроки региона» (ЮУГМУ).

10. «Экологический мониторинг горнопромышленных территорий и повышение эффективности использования недр» (ЮУ ФНЦ МиЭ УрО РАН).

11. «Продовольственная безопасность: стратегии мира, страны и региона» (ЮУрГАУ).

В рамках площадки 4 «Культура и искусство в современном мире» Челябинский государственный институт культуры организует проведение следующих мероприятий:

Международная научная конференция «Цифровое будущее культуры и искусства: цифровой продукт, цифровые коммуникации, цифровой пользователь».

Международный научный форум «Чтение на евразийском перекрестке».

Международная научная конференция «Культурные инициативы».

Фестиваль « Человечное кино» и всероссийская научная конференция «Пространство и время: отражение современным кинематографом».

Конкурс ораторов «Голоса евразийского пространства».

А также проектные лаборатории, мастер-классы, открытые лекции, презентации, выставки, конкурсы научных работ.

Ю. В. Гушул,

кандидат педагогических наук, доцент, ЧГИК, Челябинск, Россия E-mail: gushuljulia@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.