^ Современные культурные практики h III! Ol 1
1 СТЕНИЕ, МОЛОДЁЖЬ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
«ПРИОРИТЕТ-2030»
УДК 028.5
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-185-200 В. Я. Аскарова
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье обосновывается стратегический проект «Чтение и его развитие в век цифровых технологий», который предполагается реализовать в рамках Программы «Приоритет-2030», направленной на реализацию Указа о национальных целях развития России до 2030 года, подписанного Президентом РФ В. В. Путиным. Доказывается соответствие замысла проекта национальным целям, обозначенным в указе, и характеризуются основные позиции проекта: исследовательская составляющая, создающая основу для развития программно-проектной деятельности по стимулированию читательской активности молодёжи; развитие профессиональной коммуникации по проблемам книги и чтения в Евразии; основные достижения, дающие моральное право на реализацию обозначенного проекта. Обозначаются проблемы профессиональной подготовки библиотечных специалистов, готовых к грамотному взаимодействию с читателями, и предлагаются пути приобретения ими необходимых компетенций.
Ключевые слова: «Приоритет-2030», чтение, молодёжь, цифровые технологии, интернет-исследования, стимулирование читательской активности, профессиональные коммуникации, программно-проектная деятельность по поддержке и развитию чтения, читателеведческие компетенции библиотечных специалистов.
Для цитирования: Аскарова В. Я. Чтение, молодёжь и цифровые технологии: «Приоритет-2030» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 185-200. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-3101-185-200
READING, YOUTH AND DIGITAL TECHNOLOGIES: "PRI0RITY-2030" Violetta Ya. Askarova
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The article explains the "Reading and its development in the century of digital technologies" strategic project which is planned to be realized within the frames of the "Priority-2030" Program aimed at the fulfillment of "The Order on the National objectives of the development of Russia till 2030" signed by RF President Vladimir Putin. The article proves the equity of the project's idea to the national objectives mentioned in the Order and characterizes general positions of the project: research
АСКАРОВА ВИОЛЕТТА ЯКОВЛЕВНА - доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры ASKAROVA VIOLETTA YAKOVLEVNA - D.Sc. in Philology, PhD in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Library and Information Activity, the Chelyabinsk State Institute of Culture
© Аскарова В. Я., 2021
counterpart which makes grounds for the development of the program-project activity to stimulate young readers' activity; development of professional communication on the problems of book and reading in Eurasia; key accomplishments which give moral right to carry out the project. The author points out the problems of library experts' professional training that will help to competent treatment of the readers and offers the ways to acquire all competences necessary for them in their work.
Keywords: "Priority-2030", reading, youth, digital technologies, Internet-researches, reading activity stimulation, professional communications, program-project activity of support and development of reading, readers' competences of library experts.
For citation: Askarova V. Ya. Reading, youth and digital technologies: "Priority-2030". The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 3 (101), pp. 185-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-185-200
1. Стратегический проект «Чтение и его развитие в век цифровых технологий»: соответствие национальным целям
Каждое время выдвигает свои приоритеты, которые определяются состоянием общественного развития, назревшими проблемами, национальными интересами, объективными потребностями социума и ресурсами для их решения. Как правило, формулируют эти приоритеты и задачи для их реализации лидеры нации.
21 июля 2020 года Президентом РФ В. В. Путиным подписан «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» [15]. В целях реализации этого документа Министерством образования и науки РФ разработана Программа «Приори-тет-2030», цель которой - сформировать к 2030 году группу опережающего развития из более 100 университетов и иных образовательных, научных учреждений, которые смогут стать центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны. Предполагается, что Программа будет способствовать концентрации ресурсов для достижения поставленных национальных целей, позволит обеспечить деятельное участие образовательных организаций в социально-экономическом развитии страны и отдельных территорий Российской Федерации. Это может быть до-
стигнуто посредством создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов; расширения межинституционального сетевого взаимодействия; интеграции университетской науки с научными организациями, а также развития международного сотрудничества [5].
Не вызывает сомнения, что в эту созидательную работу должны включиться институты культуры, готовящие, в частности, специалистов для сферы библиотечно-ин-формационной деятельности. Вузы, как и любое другое образовательное учреждение, предназначены прежде всего для достижения национальных целей, связанных с формированием системы выявления и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, создания условий для воспитания гармонично развитой личности на основе национальных ценностей и традиций. Вместе с тем институты, занимающиеся профессиональной подготовкой специалистов для библиотек, культурно-досуговых, информационных и информационно-аналитических центров и агентств, сами являются создателями цифрового мира и должны принять активнейшее участие в реализации национальной цели «Цифровая трансформация». Развивая цифровые технологии и способствуя наращиванию цифровых ресурсов, подготовленные вузами культуры
профессионалы вносят весомую лепту в достижение «цифровой зрелости» наиболее значимых отраслей экономики, социальной сферы и системы госуправления. Они ответственны и за формирование медий-но-информационной грамотности населения, особенно таких проблемных групп, как дети, подростки и юношество, которые испытывают серьёзные проблемы гармонизации взаимодействия с органичным для них цифровым миром и традиционными культурными ценностями, накопленными человечеством в историко-культурном процессе.
Полагаем, что идеологии и требованиям названного указа и «Приоритета-2030» в полной мере соответствует стратегический проект «Чтение и его развитие в век цифровых технологий», его основная цель - обогащение деятельности по стимулированию читательской активности молодёжи на основе научных представлений об особенностях её чтения в век цифровых технологий.
Предложенный проект приобретает особую актуальность на фоне набирающей силу в развитых странах тенденции сокращения рабочего и увеличения досугового времени. Данная тенденция требует пристального внимания государства с точки зрения наполнения жизни человека развивающими досуговыми практиками, в том числе - чтением [14].
В статье содержится обоснование названного стратегического проекта, его органичности для названных базовых документов.
Основные задачи проекта:
• проведение читателеведческих и чте-ниеведческих исследований с широким использованием интернет-ресурсов (Internet Studies) и технологий big data с целью выявления особенностей читательских практик молодёжи в условиях развития цифровой
культуры и появления широкого спектра мультимедийных текстов разной природы;
• развитие профессиональной коммуникации по проблемам книги и чтения на евразийском пространстве;
• влияние на социокультурную политику региона посредством популяризации читателеведческих и чтениеведческих знаний;
• разработка региональных программ и проектов поддержки и развития чтения с их широким представлением российской общественности;
• усиление читателеведческой подготовки библиотечных специалистов в процессе практико-ориентированного базового образования всех уровней (бакалавриат - магистратура - аспирантура) и системы дополнительного профессионального образования;
• разработка программ дисциплин «Социокультурные практики чтения в историко-культурном процессе», «Поддержка и развитие чтения: мировой опыт», «Библиотерапия», «Детское и юношеское чтение», «Особенности изучения чтения и читателей в интернет-пространстве», «Современные стратегии чтения», «Игротехника в развитии чтения», «Книга и чтение в мире мультимедиа»;
• подготовка к изданию учебного пособия «Социокультурные практики стимулирования читательской активности: мировой опыт» (издание планируется в текущем году);
• развитие партнёрского взаимодействия с библиотечными специалистами, педагогами всех уровней образования, специалистами книготорговых заведений с целью взаимообогащения системы деятельности по стимулированию читательской активности молодёжи.
Прокомментируем основные задачи.
2. Чтение молодёжи: неразрывность цепочки «знание-понимание-действие»
Решить обозначенные проблемы без представительных исследований, обеспечивающих специалистов библиотеч-но-информационного дела и представителей смежных профессий объективными, научно обоснованными данными, невозможно, что подчёркивается Программой «Приоритет-2030»; для системы высшего профессионального образования необходимо усиление своего присутствия в сфере научных исследований и разработок.
Эмпирические исследования, связанные с проблематикой чтения, неизменно вызывают интерес практически у всех специалистов инфраструктуры чтения. Лидирующие позиции в изучении чтения молодёжи, подростков и юношества занимают Психологический институт РАО АН РФ, Российская государственная библиотека для молодёжи, Российская государственная детская библиотека, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, из общественных организаций - Русская ассоциация чтения (Н. А. Борисенко, Т. Г. Га-лактионова, Е. С. Романичева, М. М. Самохина, Н. Н. Сметанникова, В. П. Чудинова и другие).
В числе ведущих исследовательских тенденций последних лет - попытки разобраться в качественных характеристиках чтения электронных и бумажных текстов, особенностях развития читательских практик в сетевом пространстве, своеобразии восприятия мультимедийных текстов различной природы. Кроме того, отчётливо обозначилось исследовательское внимание к деятельности различных интересантов, пытающихся использовать интернет-ресурсы в качестве инструмента привлечения
внимания к определённым произведениям и стимулирования коммуникации по поводу книги и чтения. Как правило, представители книжного бизнеса - ангажированные блогеры, создатели соответствующих сайтов, пабликов в Инстаграме, различных сетевых сообществ - побуждают к покупке книжной продукции [12; 13].
Библиотеки на своих сайтах, в блогах и на иных ресурсах привлекают внимание к библиотеке, повышают её рейтинг, продвигают определённые произведения, нащупывают пути результативной рекомендации литературы посредством расширенных библиографических записей, чтения рецензий, фрагментов произведений, обмена впечатлениями и эмоциями [7]. Кроме того, многие библиотеки на своих сайтах организуют онлайн-встречи с писателями, ведут посвящённые чтению ютуб-каналы, выступают по проблемам книги и чтения в социальных сетях.
Свои блоги, сайты ведут и сами писатели, что во многом способствует их популярности (яркие примеры в данном контексте - Б. Акунин, Д. Л. Быков, Д. А. Глу-ховский, З. Прилепин, С. В. Лукьяненко, Е. В. Гришковец). Формой их взаимодействия с читателями в интернет-пространстве являются также странички в «Живом журнале», на Фейсбуке, на сайтах «Сноб», «Русский пионер», «Русская жизнь» и проч.
Вносят свою лепту в стимулирование читательской активности и независимые блогеры, которым нравится делиться своими читательскими впечатлениями. Наиболее известные из них - «Книжная среда», «Юлия Волкодав. Книги: чужие и свои», «Хемингуэй позвонит», «КНИГАГИД», «cutebookmess», «RedAutumnBooks», «Теория большого чтива», «Читалочка», «2 talk girls» и «Bookовски». Кроме того, в Сети
бурно развиваются читательские сообщества («чепочитать», «Книги», «Я сейчас читаю...»), которые можно считать формами саморегуляции читательской деятельности. Бурно развиваются и фандомы, объединяющие поклонников определённых авторов и литературных явлений.
Беглого перечисления подобных интернет-ресурсов достаточно для понимания того, сколь значимо современное интернет-пространство как индикатор читательских практик преимущественно подростково-молодёжных групп читателей и инструмент стимулирования их читательской активности. Соответственно, сейчас Интернет - информационный кладезь, дающий наиболее полное представление о чтении молодёжных групп, его стимулах, и, кроме того, это пространство экспериментов по поиску наиболее результативных приёмов пробуждения к чтению и приобретению литературы.
Поэтому исследование «Чтение студенческой молодёжи Южного Урала: стимулы и практики формирования интеллектуального ресурса региона в век цифровых технологий»1, которое проводят педагоги Челябинского государственного института культуры и Южно-Уральского государственного университета, реализуется с широким использованием интернет-ресурсов (Internet Studies)2. О значимости больших данных, их способности указывать на существенные тенденции читательского поведения свидетельствует исследовательский опыт фонда системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740015.
2 Обоснование методолого-методических аспектов исследования содержится в ранее опубликованной статье В. Я. Аскаровой и Л. Б. Зубановой [3].
Analytics [17]. На основе экспресс-анализа годовой ретроспективы упоминаний
0 книге, чтении, библиотеке с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года с помощью роботизированного поиска удалось выявить 21,6 млрд сообщений российских пользователей соцмедиа, что позволило исследовать место чтения в жизни отдельных сообществ, выявить круг предпочитаемых произведений и факторы, определяющие востребованность определённых библиотек.
Интернет-ресурсы используются нами для проведения онлайн-опроса, наблюдения над различными сетевыми активностями и проведения контент-анализа нар-ратива в блогах, сетевых сообществах, видеоматериалах различной природы. На сегодняшний день проведён онлайн опрос
1 100 студентов девяти вузов Южного Урала; удалось выявить, что более половины опрошенных студентов всех вузов (от 52 до 64%) считают именно социальные сети и визуальные интернет-ресурсы наиболее действенным средством активизации чтения и популяризации литературы; эта позиция оказалась более значимой, чем государственные программы поддержки чтения и литературы, агитационные высказывания публичных персон, лидеров мнений, инфлюэнсеров, содержание образовательной деятельности в вузах, различные культурные акции, маркетинговые инструменты, личные встречи с писателями и экранизации и театральные постановки. Причём в качестве сетей, которые наиболее активно продвигают книгу и чтение, студенты в порядке убывания называют сети «ВКонтакте», «Инстаграм», Facebook, «Телеграмм», Twitter, You Tube, «Одноклассники», Tik Tok. Значимой формой активизации чтения в вузе названы и обзоры интернет-ресурсов - электронных библио-
тек, специализированных сайтов о чтении и проч. Студенты с большим интересом относятся к интернет-ресурсам, по-свящённым писателям, книгам, новостям из мира литературы и чтения, но сами занимают достаточно пассивную позицию; наибольшее количество выборов в порядке убывания получили суждения «Читаю, что пишут другие», «Смотрю видеоблоги, посвящённые книгам и чтению», «Выставляю оценки книгам/авторам в рейтинговых системах».
Вместе с тем мы отдаём себе отчёт в том, что никакие Internet Studies и технологии big data не дадут ответов на вопросы о причинности различных явлений и своеобразии картины чтения на уровне микрогрупп и отдельных персон. Бесценный исследовательский материал можно получить в процессе непосредственного общения со студентами. Общая картина должна быть дополнена, уточнена, конкретизирована на основе подходов, характерных для качественной социологии. В частности, в нашем исследовании уже применяется метод фокус-групп с целью уточнения материала, собранного в ходе онлайн-опро-са, и выявления аспектов читательского поведения, не предусмотренных «жёстким рёбрами» анкетной карты.
Будут использованы и драбблы - мини-сочинения «Я читаю» объёмом не более 300 слов. Такие короткие тексты побуждают к лаконичным, но значимым высказываниям; опыт их анализа показал, что когда текст обращён к прошлому, содержит воспоминания о домашней библиотеке или общие рассуждения о пользе чтения, это свидетельствует о том, что чтение в настоящем не является для респондента значимой ценностью. Об обратном свидетельствуют тексты, наполненные сегодняшними приме-
рами читательских практик и обращённые в будущее (о чём хотелось бы ещё почитать).
Кроме того, для выявления наиболее результативных приёмов стимулирования читательской активности студентов важна и поисковая экспериментальная работа. В нашем случае это игровой телекоммуникационный проект «Филологические игры», в котором уже приняли участие семь команд учебных заведений России из Челябинской, Курганской, Архангельской и иных областей. Игра представляла собой выполнение домашних и импровизационных заданий филологической направленности и транслировалась в режиме онлайн. Подобные игры не только привлекают внимание к литературным явлениям, вызывают естественное любопытство, но и демонстрируют привлекательность литературной образованности, заражают интересом к чтению, повышают авторитет читающих людей и побуждают к подражанию.
Полагаем, что полученный материал позволит конкретизировать рекомендации по развитию читательской активности студентов на Южном Урале и обогатит базу эмпирического материала о чтении молодёжи в век цифровых технологий.
3. Развитие профессиональной коммуникации по проблемам книги и чтения; место встречи -«евразийский перекрёсток»
Преподаватели ЧГИК и коллеги по Южно-Уральскому региональному отделению Русской ассоциации чтения (ЮУО РАЧ) традиционно принимают деятельное участие в различных формах профессиональной коммуникации, на которых обсуждаются проблемы чтения; это, прежде всего, конгрессы Российской библиотечной ассоциации (РБА), конференции и «круглые столы»
Русской ассоциации чтения (РАЧ), Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (МЦБС) и Ассоциации школьных библиотек Русского мира (РШБА).
Вместе с тем Челябинск и сам стал одним из центров профессиональной коммуникации по проблемам чтения; в столице Южного Урала с 2010 года каждое двухлетие проводится Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрёстке», причём каждый из них сопровождается выпуском материалов форума. Страны-участницы: Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и другие. В число организаторов-участников форума входят Русская ассоциация чтения, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российская библиотечная ассоциация, Министерство культуры Челябинской области, Институт психологии РАН, Психологический институт Российской академии образования, национальные библиотеки России и стран СНГ, краевые и областные научные, детские, специальные библиотеки России, университеты и институты РФ и другие.
Характерная особенность форума -вовлечение в обсуждение проблем чтения специалистов всех научных дисциплин, отраслей и ведомств. Кроме того, он предполагает широкое привлечение представителей административных структур, общественных организаций, читателей. Формы участия (как «вживую», так и онлайн) могут быть самыми разными: доклады, полемические выступления на дискуссионных площадках, презентации, сообщения в формате печа-куча, демонстрационные мероприятия, телемосты и проч.
Технологической особенностью форума стала его работа в режиме нон-стоп. Его подготовке начинается как минимум
за полгода; прежде всего разрабатывается концепция форума, которая очерчивает его проблемное пространство, служит ориентиром для подготовки участников данного научного события и базовым документом составления его программы. Это позволяет избежать неопределённости в выборе формата и тематики выступлений, решить заранее поставленные задачи. Как правило, в первый день форума становится доступным сборник его материалов, а после завершения в качестве его кульминационной составляющей, то есть собственно форума, проводится рефлексия по поводу достигнутого уровня осмысления читателеведче-ских и чтениеведческих проблем, подготавливается цикл публикаций и исподволь начинает продумываться концепция следующего форума.
Так, содержанием Пятого, юбилейного форума (2019), стала следующая тематика: чтение в контексте современной медиа-культуры: время и бремя перемен; чтение, трансформация его стратегий и практик в современных социокультурных условиях; визуализация явлений книжной культуры в системе стимулирования читательской деятельности; институты инфраструктуры чтения; общность устремлений и разнообразие средств воздействия; библиотека как организатор чтения: переосмысление позиций в национальной и региональной культурной политике; читатели поколения Ъ в конкурентном мультимедийном пространстве; особым читателям - особое внимание; образование и чтение: неразрывность связи; современный литературный поток, его навигация и экспертирование; библиографические инструменты поддержки и развития чтения.
Каждая названная тема была представлена в концепции в достаточно развёрну-
том виде. Для примера представим раскрытие первой названной темы.
1. Чтение в контексте современной ме-диакультуры: время и бремя перемен. Чтение, его роль в эволюции общества. Теория и практики чтения в дискурсе философии.
Трансформации чтения в эпоху Интернета. Цифровая личность читателя. Общественный запрос на книгу и чтение; движение в направлении ноосферы или «цивилизации праздности»? Философское осмысление чтения в эпоху постграмотности. Тексты новой природы как явление культуры.
Читательская культура в системе ме-диакультуры. Читателеведение, его место в медиалогии как синтетической гуманитарной науки информационной эпохи.
Медиапотребление, изменение его структуры в современных условиях. Чтение в структуре современного медиапотре-бления. Чтение и считывание. Медийные потоки, направленные на стимулирование чтения. Современные стратегии меди-апотребления; их влияние на читательскую деятельность. Воздействие интернет-технологий и медиа-оснащённости на чтение.
Интернет- и читательская активность: проблема взаимосвязи. Сеть Интернет как пространство чтения. Интернет-ресурсы стимулирования читательской деятельности: сайты, порталы, социальные сети, бло-ги, форумы, сообщества, рекомендательные сервисы и другие. Философские форумы в Сети: чтение обновляющихся текстов. Основные участники коммуникации по проблемам книги и чтения в сети Интернет.
Особенности сетевых ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций. Побуждение к чтению и побуждение к покупке книги: различие позиций. Особенности сетевой рекламы книги.
Социальные медиа как площадка общения по проблемам книги и чтения, элемент инфраструктуры продвижения книги и чтения. Коммуникация в социальных сетях как средство формирования мнения о явлениях книжной культуры. Гостевые книги, блоги, форумы как инструменты побуждения к чтению. Читательская саморегуляция в сетевом пространстве. Сетевые читательские сообщества: характеристика, темы и средства общения. Формы сетевой литературной и читательской самодеятельности (непрофессиональная рекомендация книги, отзывы о прочитанном, фан-фики и проч.)
Столь детальная проработка проблематики стимулирует мыслительную активность коллег, позволяет более чётко определиться с форматом своего участия. В том случае, если какие-то проблемы, поставленные в концепции, не получили должного обсуждения на текущем форуме, они переносятся на следующий и будут додуманы и обсуждены два года спустя.
Этой непрерывной согласованной работой достигается постоянная концентрация на проблемах чтения, читателей и систематическое отслеживание развития связанных с ними научных дисциплин - чте-ниеведения и читателеведения. Расширился круг участников форума, что способствовало дальнейшему развитию полидисциплинарного подхода к изучению проблем чтения и читателей. В 2019 году впервые в рамках форума сформировалась философская секция, среди участников форума надёжно закрепились культурологи, педагоги, психологи, музеологи, хореографы, режиссёры, что позволило представить процессы, происходящие в сфере чтения, в самом широком контексте. Форум-2019 показал, что сейчас в центре внимания специалистов
институтов инфраструктуры чтения доминируют такие проблемы: дрейф читателя в направлении цифрового мира, различия в качестве чтения электронных и бумажных текстов; многообразие форм визуализации явлений книжной культуры, особенности проявления субъектности современного читателя, переосмысление взаимодействия с трансформировавшимися текстами, обращение к интернет-ресурсам как инструменту познания читателя и развитию диалога с ним; безудержное формотворчество в библиотечном взаимодействии с читателями; цифровая подготовка библиотечных специалистов; приёмы повышения качества текстовой деятельности и стимулирования читательской активности в образовательном процессе.
Следующий, шестой, форум запланирован на апрель 2022 года. Он будет проходить в рамках Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия - 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобальной цифровиза-ции». Наряду с общими проблемами (цифровое будущее культуры и искусства, гуманистический потенциал их цифровизации, философия человека в контексте культуры цифровой эпохи, возможности использования цифровых информационных ресурсов и технологий и проч.), в рамках форума будут рассматриваться вопросы гуманистического потенциала литературы, книги и чтения в цифровом мире; стимулы и практики чтения российской молодёжи в эпоху цифровых технологий; особенности развития читательских практик в условиях библиотечного воздействия; стимулирования чтения высококачественной художественной литературы.
Подобная работа создаёт основу для развития развития партнёрского вза-
имодействия с библиотекарями, педагогами всей системы образования, специалистами книгоиздательских и книготорговых заведений. В результате проблемами чтения, помимо преподавателей и студентов ЧГИКА, занимаются коллеги из Челябинской областной универсальной научной библиотеки, общедоступных и специальных библиотек города и области, Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного гуманитарного педагогического университета, Челябинского института повышения профессиональной квалификации работников образования, Челябинского государственного университета, ЧелГУ, физико-математического лицея № 31, «Библио-глобуса», что обеспечивает многоаспектность научных исследований и разнообразие практик стимулирования читательской активности молодёжи.
4. Достижения как отправная точка для новых инициатив
При разработке стратегических проектов, заявке на лидерство в каком-либо направлении всегда возникает вопрос о моральном праве на эту инициативу. На наш взгляд, наше право на представляемый проект обосновывается следующими достижениями.
Научно-исследовательская работа по проблемам чтения позволила занять ЧГИК лидерские позиции в публикационной деятельности. За последние 10 лет выпущено два сборника научно-практических работ: «Мода в книжной культуре: границы дозволенного» (Челябинск, 2010), «Кризис чтения: энергия преодоления» (Москва, 2013) [см.: 8; 9]; две коллективные монографии: «Чтение. XXI век» (Москва, 2015) и «От Года литературы - к веку чтения»
(Москва, 2016) [см.: 10; 16]. Добавим к этому перечню и пять сборников материалов форума «Чтение на евразийском перекрёстке». Отличительной особенностью названных трудов является присутствие среди авторов ведущих специалистов в области чтения всей страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Екатеринбурга, Кирова, Челябинска и других городов, что обеспечивает высокий, отнюдь не местечковый характер статей и разделов коллективных монографий. Среди авторов материалов - коллеги из стран Евразии, что подчёркивает интернациональный характер форума, способствует отражению национальной специфики в системе работы по поддержке и развитию чтения.
К ярким научным событиям отнесём также Международный фестиваль научно-исследовательских и творческих проектов «Читающая Евразия», посвящённый 100-летию со дня рождения Л. Н. Гумилёва (Челябинск - Омск - Павлодар, 2012), библиотечный Международный конкурс «Интеллектуальный лидер Евразии» (2012). Кроме того, нами инициированы два Всероссийских конкурса фотозон библиотек (2019, 2021), направленных на изучение визуальных библиотечных практик поддержки и развития чтения. Реализуются просветительские авторские проекты «Чтение как искусство» (2014-2020), «Голоса молодых». В ЧГИКе с 2016 года работает междисциплинарная литературно-библиографическая лаборатория, направленная на выявление и апробацию актуальных образовательных практик чтения (Ю. В. Гушул).
В научную и проектную работу чита-телеведческой направленности вовлечены аспиранты и студенты института: защищены диссертации о проблемах понимания отраслевой литературы (Н. М. Запекина),
осознании трудностей чтения старшеклассниками (М. Ю. Ваганова), о сетевых образовательных проектах как инструменте формирования их медийно-информационной грамотности (Е. В. Качева), о стимулирующих возможностях моды в активизации чтения молодёжи (Д. М. Хафизов). К научной работе подключены и студенты: они выступают с докладами и публикациями о развитии чтения глухих детей в условиях школьной библиотеки (Е. В. Янева), об оказании библиотечной библиотерапевти-ческой помощи населению посредством книги и чтения (У. Ю. Кожевникова), о бло-гах как инструменте стимулирования читательской активности молодёжи (Л. С. Яцуш-кина), о фандомах как индикаторе читательских предпочтений (А. В. Солина), об особенностях деятельности по стимулированию читательской активности в библиотеках Северной Европы и Восточной Азии (И. А. Пашкова) и другие.
Научно-исследовательская работа служит ориентиром и для региональной программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения; на Южном Урале эта работа ведётся с 2004 года. В нашем активе - проекты «Год детского чтения» (2004), «Читающий Урал - настоящая Россия. Год чтения в Челябинской области» (2007), «Библиотечный локомотив» (2010). Центром чтения ЧГИКа и руководителями ведущих библиотек области была разработана «Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области (2017-2020 годы)» [11]1. В Программе рассмотрены документная и ресурсная база её реализации, идеология и приоритеты, состояние инфраструктуры институтов чте-
1 Названные проекты и программы доступны на сайте Центра чтения Российской национальной библиотеки. URL: http://nlr.ru/prof/reader/
ния, содержание деятельности по развитию чтения в образовательных учреждениях, библиотеках различных типов и видов, а также в издательских и книготорговых заведениях, традиционных и электронных СМИ, в музеях, театрах, кинотеатрах, киноклубах, литературно-творческих организациях.
Этот неполный перечень основных достижений в научно-исследовательской, программно-проектной и просветительской деятельности свидетельствует, на наш взгляд, о формировании в Челябинске авторитетной читателеведческой научной и научно-методической школы и её готовности взять на себя лидерство в реализации стратегического проекта «Чтение и его развитие в век цифровых технологий».
5. Подготовка библиотечных специалистов в духе идеологии читателецентризма
И, наконец, о главном: воспроизводстве библиотечных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для грамотного взаимодействия с читателями и стимулирования их читательской активности.
Обозначим общероссийскую проблему: дисциплины, связанные с чтением, различными аспектами читательской деятельности, сейчас не входят в число приоритетов подготовки профессионалов, связанных с книгой и чтением. В полной мере это относится к специальности «Библиотечно-ин-формационная деятельность», что показал выполненный нами год назад анализ соответствующих учебных планов [1]. Между тем ядро профессиональной подготовки библиотечных специалистов должны составлять именно дисциплины, направленные на изучение взаимодействия читателя с до-
кументными ресурсами, доступными в библиотеке; она изначально была создана как ответ на потребности человека в определённом образом систематизированных текстах. Хрестоматийно известные четыре элемента библиотеки неравноценны; основными являются документный фонд и читатель, а материально-техническая база и библиотечный персонал обеспечивают их взаимодействие, то есть выполняют вспомогательную роль. В длительном историко-культурном процессе библиотека пережила череду трансформаций и смену концепций, но суть её осталась неизменной: она создаёт условия для освоения смыслов, добытым человечеством, даёт возможность прикоснуться к социальной памяти посредством чтения, которое мы вслед за М. Ю. Гудо-вой понимаем как процесс извлечения значений и смыслов из мультимодальных текстов сетевой и несетевой природы [6]. Отход от базовой функции библиотеки ведёт к утрате её специфики, результатом чего может стать её уничтожение. Всё, что она делает, должно быть направлено на чтение, подчинено идее формирования читающей нации, способной к созидательной деятельности. Поэтому библиотечные специалисты должны, прежде всего, обладать полнотой знаний о читателе, его потребностях, различных аспектах читательского поведения, значимых для него стимулах чтения, наиболее результативных формах и приёмах продвижения литературы для различных категорий читателей и т.д.; все библиотечные ресурсы, технологии и сервисы объективно созданы для читателя, служения ему. Это всё время подчёркивал великий Н. А. Рубакин, называя читателя центром книжной Вселенной.
О читателеведческой подготовке библиотечных специалистов мы писали ра-
нее [см.: 1; 2], теперь же сосредоточимся на содержании основных учебных дисциплин, которые сделают библиотечное взаимодействие с читателями более осмысленным. В ЧГИК накоплен достаточно богатый опыт преподавания дисциплин читателеведческой направленности; в разное время здесь преподавались курсы, связанные с детским, юношеским чтением, библиотерапией, литературным развитием детей, профессиональным библиотечным чтением, книгой и чтением в мультимедийной культуре, но, к сожалению, и здесь число подобных дисциплин сокращается, что представляется серьёзной профессиональной ошибкой. Покажем их значимость на примере двух уникальных учебных дисциплин: «Социокультурные практики чтения в историко-культурном контексте» и «Социокультурные практики стимулирования читательской активности: мировой опыт».
Дисциплина «Социокультурные практики чтения в историко-культурном контексте» должна преподаваться на первом курсе бакалавриата. Это способствует формированию читателецентристской идеологии, направленной на служение читателю, ориентирует на антропологическую и гуманистическую направленность всех библиотечных процессов и технологий.
Цель учебной дисциплины «Социокультурные практики чтения в историко-культурном контексте» - помочь студентам сформировать широкое представление об историко-культурном процессе развития чтения, проследить его динамику в контексте различных взаимосвязей ментального, религиозного, национального, экономического, политического и иного характера. Предпринимается попытка проследить его развёртывание во времени с древней-
ших времён до наших дней, что позволит понять логику развития чтения в мировом пространстве, увидеть движущие силы этого процесса, уловить преемственность в динамике читательской деятельности и более глубоко понять современные процессы чтения в век цифровых технологий.
Логика изложения материала определяется последовательностью исторического процесса, основными вехами развития чтения и его практик. Полагаем, что изучение таких тем, как «Развитие чтения в древнейших цивилизациях Востока», «Книга и чтение в культуре античного мира», «Трансформации моделей чтения в Средневековье», «Влияние гуманистических идей на чтение в эпоху Возрождения и Реформации», «Чтение в эпоху зарождения и расцвета идей Просвещения», «Чтение в эпоху европеизации дворянской культуры в России XVIII века», будет способствовать расширению общекультурного кругозора студентов, позволит им более широко взглянуть на роль библиотеки в развитии цивилизации и проникнуться уважением к своей профессии1.
Курс «Социокультурные практики стимулирования читательской активности: мировой опыт» изначально был подготовлен для магистрантов. Цель дисциплины -ознакомить студентов с мировыми достижениями в области поддержки и развития чтения, показать методики и технологии, пригодные для реализации в нашей стране.
Здесь представлен соответствующий опыт стран Западной, Северной Европы, США, России и государств Восточной Азии. О содержании курса говорят основные его темы: «Германия - «страна идей»,
1 Ранее этот курс в ЧГИКе назывался «Введение в читателеведение». Более подробно о его содержании см. [2].
«Особенности деятельности по созданию читающей нации», «Читающая Великобритания: трёхлетний опыт преодоления РКА-шока», «Франция: праздник чтения», «Чтение в Финляндии: как создаётся "финское чудо"», «Норвегия: путь к чтению», «Развитие чтения в США: стратегическая роль Библиотеки Конгресса», «Современная Россия: двадцать лет программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения», «Современный Китай: от Конфуция к чтению с трёх экранов», «Япония: опыт преодоления "кацуд-зи бонарэ"».
Изучение особенностей деятельности по поддержке и развитию чтения в разных странах позволит понять роль традиций, национального своеобразия, менталь-ности населяющих их народов, социально-культурной политики государств, состоянии образования и инфраструктуры институтов чтения, креативных идей в программно-проектной деятельности по его развитию.
Реалии сегодняшнего электронного мира требуют от библиотечного специалиста не только читателеведческой подготовки, но и медиаобразования, которое позволит ему обрести компетенции, позволяющие ему вести работу по формированию медийно-информационной грамотности различных групп читателей, особенно -молодёжи: обучение её практикам взаимодействия с мультимедийными материалами разной природы, различным приёмам текстовой деятельности, оптимальным стратегиям чтения, формирование критического отношения к медиаматериалам, способности различать типо-видовые характеристики текстов и выявлять степень их достоверности. Для развития чтения в цифровую эпоху важно также включение в образова-
тельный процесс исследовательских методов и приёмов, направленных на постоянное изучение интернет-контента, содержащего материал о различных проявлениях медийной активности читателей, его внимании к определённым сетевым ресурсам, блогам и форумам, которые связаны с рекомендацией материала для чтения. Как справедливо отметила Н. Е. Беляева, библиотекари с развитием Интернета получили беспрецедентную возможность влиять на поведение читателей, их выбор материала для чтения посредством ведения бло-гов, использования вики-технологий, сервисов социальных закладок, активного участия в форумах и иных сообществах, где темой общения являются книга и чтение [4].
Работа в рамках данного стратегического проекта позволит обогатить научную и методическую базу в сфере программно-проектной деятельности в области стимулирования читательской активности различных категорий читателей, развить интерес учёных и практиков к этому проблемному полю, отработать методику работы с интернет-контентом в исследовательских целях; создать основу для региональной социокультурной политики по поддержке и развитию чтения в Евразии на междисциплинарной, межотраслевой и межведомственной основе; создать базу учебных и учебно-методических материалов читате-леведческой направленности для использования в базовой подготовке библиотечных и иных специалистов институтов инфраструктуры чтения в системе базового и дополнительного профессионального образования; повысить читателеведческую профессиональную компетентность будущих библиотечных специалистов, которые смогут грамотно взаимодействовать с читателями, обучать их наиболее результативным
стратегиям чтения, использовать современные технологии, различные медиа и интернет-ресурсы с целью стимулирования читательской активности различных категорий читателей, прежде всего - детей, подростков и юношества.
Включённость кафедр библиотечно-информационной деятельности, философии и культурологии, педагогики и психологии (Институт культуры детства), истории, музеологии, туризма и докумен-товедения, истории и теории литературы,
развитие партнёрского взаимодействия с Русской ассоциацией чтения, Южно-Уральским государственным университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом, Челябинской областной универсальной научной библиотеки, физико-математическим лицеем № 31 свидетельствует о том, что на базе ЧГИК сложился консорциум, готовый к реализации стратегического проекта «Чтение и его развитие в век цифровых технологий» в рамках программы «Приоритет-2030».
Список литературы
1. Аскарова В. Я. Моргенштерновские чтения - 2020 // Информационно-библиографическая
деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Челябинск, 2728 октября 2020 г.). Челябинск : ЧГИК, 2020. С. 186-192.
2. Аскарова В. Я. Читателеведческая подготовка специалиста библиотечно-информационной
деятельности: в преддверии разработки образовательного стандарта четвёртого поколения [Электронный ресурс] // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelevedcheskaya-podgotovka-spetsialista-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti-v-preddverii-razrabotki-obrazovatelnogo/ viewer
3. Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой
реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 93-103.
4. Беляева Н. Е. Чтение художественной литературы в Интернете : изучение современных
читательских практик // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 47-52.
5. Гвоздева Н. М. Механизм реализации Программы «Приоритет-2030» [Электронный ресурс].
URL: http://zabgu.rU/files/html_document/pdf_files/fixed/Prioritet_2030/N._
6. Гудова М. Ю. Концепция постграмотности как теоретико-методологическое основание понимания
чтения // Пятый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрёстке» (Челябинск, 24-25 октября 2019 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2019. С. 22-29.
7. Дорохина С. В. Теоретико-методологические основания руководства чтением молодёжи // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 166-170.
8. Кризис чтения: энергия преодоления : сборник научно-практических материалов / редактор-
составитель В. Я. Аскарова. Москва : МЦБС, 2013. 320 с.
9. Мода в книжной культуре : границы дозволенного : сборник научных статей / ФГОУ ВПО
«Челябинская государственная академия культуры и искусств» ; науч. ред., сост. В. Я. Аскарова. Челябинск, 2010. 207 с.
10. От Года литературы - к веку чтения : коллективная монография / [науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова].
Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016. 459 с.
^ Современные культурные практики bill! I!) i
11. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области (2017-2020 гг.) / Министерство культуры Челябинской области, Челябинский государственный институт культуры ; сост. В. Я. Аскарова. Челябинск : ЧГИК, 2017. 79 с.
12. Рубанова Т. Д. Книжные паблики в «Инстаграме» // Библиосфера. 2020. № 1. С. 39-45.
13. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве социальных сетей // Вестник культуры
и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.
14. Синецкий С. Б. Адаптирующая культурная политика в условиях усиления тенденции сокращения
рабочего времени // Социум и власть. 2016. № 5. С. 127-133.
15. Указ о национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.
kremlin.ru/events/president/news/63728
16. Чтение. XXI век : коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова ; Челябинская
государственная академия культуры и искусств. Челябинск, 2014. 310 с.
17. #ЯЧитаю : как в социальных медиа отражается чтение книг [Электронный ресурс] // Brand
Analytics. 2018. URL: https://br-analytics.ru/blog/ yachitayu/
References
1. Askarova V. Ya. Morgenstern Readings - 2020. In: Information and bibliographic activity of libraries:
trends, modern projects and initiatives: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Chelyabinsk, October 27-28, 2020). Chelyabinsk, Publishing House of the Chelyabinsk State Inctute of Culture, 2020. Pp. 186-192. (In Russ.).
2. Askarova V. Ya. Reading management training of LIS specialists: the development of an educational standard
of the fourth generation. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelevedcheskaya-podgotovka-spetsialista-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti-v-preddverii-razrabotki-obrazovatelnogo/ viewer (In Russ.).
3. Askarova V. Ya., Zubanova LB. The study of children and youth read in the age of digital reality: relevant
research and design strategies. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2018, no. 5 (85), pp. 93-103. (In Russ.).
4. Belyaeva N. E. Reading fiction in the internet: modern reader's practices studying. Culture and Arts
Herald. 2017, no. 2 (50), pp. 47-52. (In Russ.).
5. Gvozdeva N. M. Mechanism of the "Priority-2030" Program implementation. Available at: http://zabgu.ru/
files/html_document/pdf_files/fixed/Prioritet_2030/N._ (In Russ.).
6. Gudova M. Yu. The concept of post-literacy as a theoretical and methodological basis for understanding
reading. In: Askarova V. Ya., Gushul Yu. V., eds. Fifth International Intellectual Forum "Reading at the Eurasian Crossroads" (Chelyabinsk, October 24-25, 2019): Forum materials. Chelyabinsk, Publishing House of the Chelyabinsk State Inctute of Culture, 2019. Pp. 22-29. (In Russ.).
7. Dorokhina S. V. Theoretical and methodological foundations of youth reading management. The Bulletin of
Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2013, no. 5 (55), pp. 166-170. (In Russ.).
8. Askarova V. Ya., ed. Reading crisis: energy of overcoming: collection of scientific and practical materials.
Moscow, Published by Interregional Center for Library Cooperation, 2013. 320 p. (In Russ.).
9. Askarova V. Ya., ed. Fashion in book culture: the boundaries of what is permitted: a collection of scientific
articles. Chelyabinsk, 2010. 207 p. (In Russ.).
10. Askarova V. Ya., ed. From the Year of Literature to the Age of Reading: collective monograph. Moscow,
Published by Interregional Center for Library Cooperation, 2016. 459 p. (In Russ.).
11. Askarova V. Ya., ed. Reading support and development program in the Chelyabinsk region (2017-2020).
Chelyabinsk, Publishing House of the Chelyabinsk State Inctute of Culture, 2017. 79 p. (In Russ.).
12. Rubanova T. D. Book public pages in Instagram. Library World. 2020, no. 1, pp. 39-45. (In Russ.).
13. Rubanova T. D. Support of reading in books social networks environment. Culture and Arts Herald. 2018,
no. 3 (55), pp. 45-53. (In Russ.).
14. Sinetskiy S. B. Adapting cultural policy in the context of the increasing trend of reducing working time.
Socium and Power. 2016, no. 5, pp. 127-133. (In Russ.).
15. Decree on the national development goals of Russia until 2030. Available at: http://www.kremlin.ru/events/
president/news/63728 (In Russ.).
16. Askarova V. Ya., ed. Reading. XXI century. Chelyabinsk, 2014. 310 p. (In Russ.).
17. #IRead: how book reading reflects on social media. Available at: https://br-analytics.ru/blog/ yachitayu/
(In Russ.).
*