Научная статья на тему 'ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ'

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / "НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ. МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА" / НАУЧНАЯ ШКОЛА "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ" / НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гушул Ю. В.

Показано, что в трансляции научного знания, генерируемого учеными института, задействованы различные каналы: исследовательские лаборатории, научные семинары, мастер-классы и др., а организационными структурами, инициирующими и ведущими научно-исследовательскую работу и ее апробацию, выступают научные школы, научные коллаборации, ситуативные научно-исследовательские группы, мобильные проектные научные коллективы. Подчеркнуто, что на данном этапе развития института главными при организации научной деятельности являются научные конференции, конкурсы научных работ как каналы трансляции научного знания и научные школы, формируемые и сформированные в институте, как организационные структуры, ведущие научную работу, определяющие политику образовательного процесса, воспроизводства кадров института и интеллектуального потенциала региона. Определено, что среди научных конференций, регулярно проводимых Челябинским государственным институтом культуры, на первый план выходит «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века». Выделена ее инновационная идея - ежегодная презентация какой-либо научной школы Южного Урала. В 2021 г. состоялось позиционирование научной школы института «Философия человека в контексте культуры». Описано участие в конференции ведущих философов России и последователей научной школы, очерчен круг вопросов и проблем, решаемых в исследовательских стратегиях школы, обозначена тематика докладов, перечислены издания, подготовленные представителями научной школы специально к ее презентации. На материале иных мероприятий данной научной конференции - секций культурологической, педагогической, читателеведческой научных школ, круглых столов, семинаров продемонстрированы междисциплинарные связи научных объединений института, их взаимовлияние на исследовательские поля друг друга, возможности в реализации традиций и новаций подготовки научных кадров. Подчеркнуто, что форма научной школы является продуктивной для организации научных исследований в институте, перспективной для его позиционирования в регионе, насыщения его информационного пространства, формирования имиджа. Определено, что задача передачи научного знания, научно-исследовательской подготовки молодых исследователей является приоритетной для образовательного процесса института, и показатель этого - вторая часть названия «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века». Молодежь - студенты, магистранты, аспиранты - активно включается ведущими учеными Челябинского государственного института культуры в актуальные научные исследования, как в самостоятельные (под научным руководством), так и в проводимые уже состоявшимися научными группами. Такой подход - активная работа обучающихся совместно с учеными - дает возможность первым апробировать свои научные изыскания на самом высоком уровне, например, во Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации. Отмечено, что институт ежегодно удачно принимает в них участие. В таблицах показаны результаты этого участия: занимаемые представителями института места, инновационная проблематика исследований, разнообразие номинаций, публикаторская активность обучающихся, научные издания и мероприятия института, являющиеся площадками апробации научных идей обучающихся. Сделан вывод, что активная персонализированная работа с лучшими студентами, готовыми к научной деятельности, - гарант потенциального развития института, повышения качества образовательного процесса подготовки профессиональных кадров для экономики региона. Определен большой потенциал института в научно-исследовательской работе со студентами и именно научно ориентированной подготовке кадров XXI в., которым требуется большая доля самостоятельности в определении стратегий деятельности, самоменеджмента, самопозиционирования, самобрендинга. Показано, что формируемые в процессе именно научной работы компетенции обеспечивают формирование требуемых hard и soft skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHELYABINSK STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS: TRANSLATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

These two articles show that in the broadcast of scientific knowledge generated by the scientists of the institute, various channels are involved: research laboratories, scientific seminars, master classes, etc., and organizational structures that initiate and conduct research work and its approbation - scientific schools, scientific collaborations, ad-hoc research groups, mobile project research teams. It was emphasized that at this stage of the development of the institute, the primary activities in the organization of scientific activity are scientific conferences, competitions of scientific works used as channels for the transmission of scientific knowledge, and scientific schools formed at the institute - as organizational structures conducting scientific work that determine the policy of the educational process , reproduction of personnel from the institute and the intellectual potential of the region. The work is based on the scientific conferences regularly held by the Chelyabinsk State Institute of Culture, “Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXIst Century”. Its innovative idea is highlighted - an annual presentation of a scientific school of the South Urals. In 2021, the positioning of the scientific school of the Institute “Human Philosophy in the Context of Culture” took place. The participation of the leading philosophers of Russia and followers of the scientific school in the conference is described, the range of issues and problems solved in the research strategies of the school is outlined, the topics of the reports are indicated, the publications prepared by the representatives of the scientific school specifically for its presentation are listed. Based on the material of other events of this scientific conference: sections of culturological, pedagogical, reader science schools, round tables, seminars, interdisciplinary ties of scientific associations of the institute, their mutual influence on each other's research fields, opportunities in the implementation of traditions and innovations in the training of scientific personnel are demonstrated. It is emphasized that the organizational form of a scientific school is productive for the organization of scientific research at the institute, promising for its positioning in the region, for saturating its information space, and forming an image. It has been determined that the task of transferring scientific knowledge, research training of young researchers is a priority for the educational process of the institute, and this indicator is the second part of the title “Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXIst Century”. Youth: students, undergraduates, postgraduates - leading scientists of the Chelyabinsk State Institute of Culture are actively involved in topical scientific research, both independent under the guidance of a scientist, and in those conducted by already established scientific groups. This approach - the active work of students together with scientists - makes it possible to be the first to test their scientific research at the highest level - in the All-Russian competition of young scientists in the field of arts and culture of the Ministry of Culture of the Russian Federation. It was noted that the institute successfully takes part in them every year. The tables show the results of this participation: places occupied by representatives of the institute, innovative research issues, a variety of nominations, publishing activity of students, scientific publications and events of the institute, which are platforms for testing students' scientific ideas. It is concluded that active personalized work with the best students who are ready for scientific activity is a guarantor of the potential development of the institute, improving the quality of the educational process of training professional personnel for the region's economy. The great potential of the institute in research work with students and specifically in the scientific-oriented training of personnel of the 21st century, who require a large share of independence in determining the strategies of these activities, self-management, self-positioning, and self-branding, has been determined. It is shown that the competencies formed in the process of scientific work provide the formation of the required hard and soft skills.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»

УДК 001

Ю. В. Гушул

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gushuljulia@gmail.com

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Показано, что в трансляции научного знания, генерируемого учеными института, задействованы различные каналы: исследовательские лаборатории, научные семинары, мастер-классы и др., а организационными структурами, инициирующими и ведущими научно-исследовательскую работу и ее апробацию, выступают научные школы, научные коллабора-ции, ситуативные научно-исследовательские группы, мобильные проектные научные коллективы. Подчеркнуто, что на данном этапе развития института главными при организации научной деятельности являются научные конференции, конкурсы научных работ как каналы трансляции научного знания и научные школы, формируемые и сформированные в институте, как организационные структуры, ведущие научную работу, определяющие политику образовательного процесса, воспроизводства кадров института и интеллектуального потенциала региона.

Определено, что среди научных конференций, регулярно проводимых Челябинским государственным институтом культуры, на первый план выходит «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века». Выделена ее инновационная идея - ежегодная презентация какой-либо научной школы Южного Урала. В 2021 г. состоялось позиционирование научной школы института «Философия человека в контексте культуры». Описано участие в конференции ведущих философов России и последователей научной школы, очерчен круг вопросов и проблем, решаемых в исследовательских стратегиях школы, обозначена тематика докладов, перечислены издания, подготовленные представителями научной школы специально к ее презентации. На материале иных мероприятий данной научной конференции - секций культурологической, педагогической, читателеведческой научных школ, круглых столов, семинаров продемонстрированы междисциплинарные связи научных объединений института, их взаимовлияние на исследовательские поля друг друга, возможности в реализации традиций и новаций подготовки научных кадров. Подчеркнуто, что форма научной школы является продуктивной для организации научных исследований в институте, перспективной для его позиционирования в регионе, насыщения его информационного пространства, формирования имиджа. Определено, что задача передачи научного знания, научно-исследовательской подготовки молодых исследователей является приоритетной для образовательного процесса института, и показатель этого - вторая часть названия «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века».

Молодежь - студенты, магистранты, аспиранты - активно включается ведущими учеными Челябинского государственного института культуры в актуальные научные исследования, как в самостоятельные (под научным руководством), так и в проводимые уже состоявшимися научными группами. Такой подход - активная работа обучающихся совместно с учеными - дает возможность первым апробировать свои научные изыскания на самом высоком уровне, например, во Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации. Отмечено, что институт ежегодно удачно принимает в них участие. В таблицах показаны результаты этого участия: занимаемые представителями института места, инновационная проблематика исследований, разнообразие номинаций, публикаторская активность обучающихся, научные издания и мероприятия института, являющиеся площадками апробации научных идей обучающихся. Сделан вывод, что активная персонализированная работа с лучшими студентами, готовыми к научной деятельности, - гарант потенциального развития института, повышения качества образовательного процесса подготовки профессиональных кадров для экономики региона. Определен большой потенциал института в научно-исследовательской работе со студентами и именно научно ориентированной подготовке кадров XXI в., которым требуется большая доля самостоятельности в

111

определении стратегий деятельности, самоменеджмента, самопозиционирования, самобрен-динга. Показано, что формируемые в процессе именно научной работы компетенции обеспечивают формирование требуемых hard и soft skills.

Ключевые слова: научные школы, Челябинский государственный институт культуры, «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», научная школа «Философия человека в контексте культуры», научная работа студентов, Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации

Для цитирования: Гушул, Ю. В. Челябинский государственный институт культуры: трансляция научного знания / Ю. В. Гушул // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 4 (68). - С. 111-121.

«Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» - 2021: презентация научной школы ЧГИК «Философия человека в контексте культуры» Челябинский государственный институт культуры с 2019 г. в рамках международного научно-творческого форума (конференции) представляет интеллектуальному сообществу научные школы, направления, проекты и коллаборации и др. формы научных объединений, сформированные или формируемые в институте, на Южном Урале1.

18-19 ноября 2021 г. форум позиционировал научную школу «Философия человека в контексте культуры», вносящую весомый вклад в развитие философской мысли региона и страны. Она активно создается в Челябинском государственном институте культуры в последние два десятилетия и сегодня переживает институциональный подъем. К настоящему времени оформилось конкретное название - «Философия человека в контексте культуры», работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 210.020.01 по специальностям 09.00.13 - Философская антрополо-

1 Зубанова Л. Б., Рушанин В. Я. Культурологическая научная школа Южного Урала: истоки и современность. Современная действительность сквозь призму культурологического знания // Современная действительность сквозь призму культурологического знания. Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 10-15; Гушул Ю. В. Научные школы: культурологический и науковедческий подходы к исследованию // Вестник культуры и искусств. 2020. № 4 (64). С. 139-145; Гушул Ю. В. Научные школы: от исследовательских действий - к фиксации достигнутого // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск: ЧГИК. 2019. С. 15-16.

гия, философия культуры (философские науки) и 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология), насыщается содержательными исследованиями научное информационное пространство, что отражено в мировых базах данных (WoS, Scopus, РИНЦ и др.), формируются традиции научной школы. В рамках вышеназванной научной школы работают авторитетные ученые - доктор философских наук Вера Сергеевна Невелева, стоящая у истоков и ныне председатель диссертационного совета, и доктор философских наук, кандидат культурологии Марина Петровна Меняева2. Научные идеи зачинателей и лидеров научной школы «Философия человека в контексте культуры» В. С. Невелевой и Н. Г. Апухтиной находят продолжение в трудах коллег и учеников, защищающихся в разных диссертационных советах России, работающих в разных научных учреждениях России, Южного Урала. Презентация деятельности научной школы «Философия человека в контексте культуры» состоялась в форматах пленарного заседания научно-творческого форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» и специальной научной конференции «Человек и культура в современных философских дискурсах».

В пленарном заседании с приветствиями в адрес коллег приняли участие доктор исторических наук ректор Челябинского государственного института культуры В. Я. Рушанин, доктор

2 Меняева Марина Петровна // Культурологическое пространство Челябинского государственного института культуры в лицах: каталог. Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 53-55; Меняева Марина Петровна // Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры 1994-2020 гг.: библиографический навигатор. Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 42-43.

философских наук председатель регионального отделения Российского философского общества А. Б. Невелев (Челябинский государственный университет), доктор филологических наук председатель регионального отделения Российского профессорского собрания, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) Л. К. Лободенко, доктора культурологии, профессора Л. Б. Зубанова, С. Б. Синец-кий. С докладами, осветив философский подход к исследованию научных школ и актуальных проблем современности, выступили доктора философских наук: С. А. Смирнов, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН (Новосибирск), - «Научные общества: от кружка - к институции», Е. О. Труфанова, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора теории познания Института философии РАН (Москва), - «Человек и его память в цифровизирующемся мире», В. С. Не-велева, профессор кафедры философии и культурологии Челябинского государственного института культуры, председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 210.020.01 по специальностям 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры (философские науки) и 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология) (Челябинск), - «Философия человека в контексте культуры - школа научных исследований в ЧГИК».

В рамках пленарного заседания состоялась также и презентация изданий, подготовленных представителями научной школы «Философия человека в контексте культуры» специально к форуму:

Апухтина, Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления : монография / Н. Г. Апухтина, предисл.: В. С. Невелева, М. П. Меняева, Д. В. Соломко ; Челяб. гос. ин-т культуры. - 2-е изд., доп. -Челябинск : ЧГИК, 2021. - 309 с. - ISBN 9785-94839-793-1.

Философия человека в контексте культуры. Человек и культура в современную эпоху перемен : коллектив. моногр. / Челяб. гос. ин-т культуры ; под ред. В. С. Невелевой. - Челябинск, 2021. - 223 с. - (Научные школы. Мо-

лодежь в науке и культуре XXI века). - ISBN 978-5-94839-783-2.

Научно-философская традиция Челябинского государственного института культуры в лицах: «Философия человека в контексте культуры» / [редкол.] Е. Г. Ланганс (сост., авт. введения), В. С. Невелева (науч. ред.) ; Челяб. гос. ин-т культуры, Упр. науки и инноваций, каф. философии и культурологии. - Челябинск : ЧГИК, 2021. - 52 с. - ISBN 978-5-94839-791-7.

Раздел «Философские науки» в научном журнале «Вестник Челябинского государственного университета» также был специально сформирован к презентации научной школы «Философия человека в контексте культуры» Челябинского государственного института культуры и включил статьи В. С. Невеле-вой, Д. М. и Н. Д. Федяевых, С. А. Смирнова, Е. О. Труфановой, С. В. Тихоновой, Т. Уэбстера-Дойл, В. И. Ионесова.

Среди докладчиков научной конференции «Человек и культура в современных философских дискурсах» форума - представители философской научной школы института, коллеги из российских вузов, в первую очередь ЮжноУральского государственного университета (национальный исследовательский университет): доктора философских наук А. А. Дыдров (ЮУр-ГУ) и М. П. Меняева (ЧГИК), кандидаты философских наук Л. Д. Александрова (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Институт онлайн-образования, г. Москва), Е. Г. Ланганс (ЧГИК), В. Д. Мишина, Р. В. Пеннер, Н. В. Антонова, Д. В. Солом-ко, Е. П. Емченко (ЮУрГУ), Д. А. Таланкина (ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала»); аспиранты С. В. Панова (кафедра философии и культурологии ЧГИК), А. В. Букурова, А. И. Гулеватая, Н. Ю. Смирнова, С. А. Сулейманова, Е. Г. Миляева (ЮУрГУ), Т. А. Калугина (Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск), научными руководителями которых являются доктора философских наук В. С. Невелева, М. П. Меняева, а также Т. Н. Моисеенко (Дом дружбы народов Челябинской области, г. Челябинск) и др. На конференции были рассмотрены следующие проблемы: человек и его природа в эпоху цифровизации, конструирование новых концепций бытия современного человека,

аспекты экзистенциально-антропологического понимания происходящих перемен, актуальные основания философского осмысления культуры и ее дигитальных трансформаций под воздействием цифровизации, возможности цифровой антропологии, экогуманистики и нейронау-ки в постижении окружающего нас мира и др.

В рамках научно-творческого форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» состоялись и другие научные мероприятия, наиболее весомые среди них - научные секции, отражающие проблематику актуальных исследований ведущих научных школ страны: культурологических, педагогических, исторических, искусствоведческих, читателе-ведческих. Особенно широко в этом году были представлены научные школы Южного Урала. Состоялись также круглые столы, творческие лаборатории, мастер-классы, которые объединили зарубежных (из Беларуси, Узбекистана, Казахстана) и российских ученых (из Омска, Самары, Кемерово, Тюмени, Перми, Екатеринбурга, Кургана, Миасса и др.). Обсуждался ход научных исследований традиционной народной культуры в научно-исследовательских полях современных культуры и культурологической науки (науч. рук. секции кандидат культурологии Н. А. Сафонова), а также мировоззрение молодежи в контексте формирования профессиональной культуры (науч. рук. секции доктора педагогических наук Р. А. Литвак и Г. Я. Гревце-ва), культурные коды адаптаций народного танца для современной сцены и зрителей поколения Альфа (науч. рук. лаборатории профессор В. И. Панферов, секции - профессор И. Э. Бриске), факторы модернизации музыкального образования в современных социокультурных условиях (науч. рук. секции кандидат педагогических наук А. П. Хмелева), проблемы чтения в век цифровых технологий (науч. рук. секции доктор филологических наук В. Я. Аскарова) и др. Цикл круглых столов «Творчество в эпоху искусственного интеллекта и дополненной реальности» провела кандидат педагогических наук Г. М. Каченя.

По итогам международного научно-творческого форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» изданы его материалы, сгруппированные в разделы: «Человек и культура в современных философских

дискурсах» (согласно одноименной конференции философской научной школы ЧГИК), «Исследовательская проблематика культурологических научных школ», «Чтение и читатель в век цифровых технологий», «Искусствоведческие исследования в современном научно-творческом пространстве», а также «Педагогические научные школы в постижении образовательных парадигм XXI века».

Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы Междунар. науч.-творч. форума - научной конференции (1112 нояб. 2021 г., Челябинск) / сост.: Ю. В. Гушул (науч. ред., сост.), С. Б. Синецкий (отв. сост.) ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2021. - 230 с. - ISBN 978-5-94839-792-4.

Сборник материалов конференции открывает исследование Ю. В. Гушул и В. С. Цукермана «Социокультурные основания идентификации научных школ в культурологической перспективе»3, в котором отмечена актуальность определения культурологических оснований фиксации появления новых научных школ и других организационных форм науки для четкого прогнозирования их материальной и нематериальной поддержки, точечного финансирования (например, гранты научным школам и др.), организации диалога «со структурами современной общественности»4, определения стратегии развития научной сферы.

Международный научно-творческий форум «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» показал важность выявления и поддержки, позиционирования научных школ, безусловный интерес научного сообщества к формированию и функционированию научного пространства Уральского региона, наличие в регионе серьезных научных школ и исследовательских направлений, определяющих его социально-экономическое и политическое развитие, злободневность единения усилий ученых в междисциплинарном решении проблем XXI в.

3 Гушул Ю. В., Цукерман В. С. Социокультурные основания идентификации научных школ в культурологической перспективе // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск: ЧГИК, 2021. С. 11.

4 Синецкий С. Б. Культурная политика как отражение норм социального взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 86. ЭЭД: ЬПр8://ёо1. огй/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89.

Научно-исследовательская

деятельность студентов:

достижения и перспективы

Вуз как образовательное учреждение основное внимание уцеляет подготовке обучающихся. Формируются новые образовательные программы, разрабатываются инновационные курсы, проводятся разнообразные учебные мероприятия. Однако XXI век предъявляет требования не столько обучить будущих специалистов конкретным действиям или предоставить им определенную базу знаний, сколько научить постоянно совершенствоваться самостоятельно, инициативно находить новые возможности для профессионального и личностного развития. Любые требуемые сегодня компетенции и навыки поддерживаются формированием в первую очередь культуры: исследовательской, научной, читательской, информационной, творческой, коммуникативной. Hard и soft skills, определяющие эти аспекты, кристаллизуются главным образом при целенаправленном и планомерном включении именно в научно-исследовательскую деятельность, предоставляющую возможность искать, размышлять, видеть проблему, ставить вопросы, анализировать информацию, отстаивать решения, в итоге - учиться проявлять самостоятельность в постижении окружающего и информационного пространств. Поэтому научной деятельности в институте уделяется большое внимание, а научно-исследовательская работа студентов ставится во главу угла, выходит на уровень, когда она может и должна пронизывать все учебные и иные мероприятия вуза, активно и постоянно вовлекаться в образовательную практику и подкрепляться ею же.

Тесный конгломерат науки, технологий, творчества и педагогики, уникальные формы генерации, трансляции и апробации научного знания обеспечиваются разнообразными формами5

5 См., например: Гушул Ю. В. Литературно-библиографическая лаборатория: поиск новых форм продвижения чтения и организации образовательного процесса в современном вузе // Культура - искусство -образование. Челябинск, 2021. С. 9-17; Терехов А. Н. Историческая инноватика: мода в зеркалах истории и искусства - интеллектуальный коллоквиум // Там же. С. 17-33; Тихомирова Л. Н. Междисциплинарная лаборатория как инновационная форма работы в современном образовательном пространстве вуза // Карамзин-ский сборник. Наследие Н. М. Карамзина в истории и культуре России. Ульяновск, 2016. С. 299-309; Катри-

совместной работы ученых и студентов (как традиционными, так и инновационными, в реальном или виртуальном формате): проекты (в том числе реализуемые в конкретном производстве), лаборатории (поисковые и исследовательские), коллаборации (объединяющие студентов разных факультетов и разных вузов, городов), сетевые акции, воркшопы, конкурсы и проч. Коллективная деятельность сегодня отвечает духу времени. Однако сосредоточенная, требующая уединения и максимального погружения в материал работа остается актуальной всегда. Именно такой формат - наедине со своей идеей, требующей немедленного разрешения, приносит и удовлетворение, и наибольшие результаты, позволяя участвовать не просто в научных мероприятиях, подобно перечисленным выше, но заявлять себя в конкурсах, представляя на суд высокоинтеллектуального жюри ход своих мыслей. Конкурсы позволяют видеть оценку своего научного труда, максимально развивать научную коммуникацию, выходить с научными идеями из зоны комфорта своего вуза и своего научного руководителя во вне, апробировать аргументы, искать сферы приложения своих крепнущих научных сил и будущее место работы. Студенты института участвуют в научных конкурсах разного уровня - от городского/межвузовского до всероссийского (приведем примеры некоторых: вузовском научных студенческих работ, межвузовском «Молодежь в галерее Ильи Глазунова», международных «Была война...», «Победители», всероссийских «Непобедимая Россия - непобедимый адмирал», молодых ученых в области искусств и культуры), демонстрируют свои возможности как потенциальным работодателям, так и научному сообществу.

В последнем конкурсе, учрежденном Министерством культуры Российской Федерации с 2014 г., студенты и магистранты Челябинского государственного института культуры участвуют ежегодно, преимущественно в номинациях: «Литературное творчество», «Литературоведение», «Библиотечно-информационная деятельность», «Теория и история искусства и культуры» (см. табл. 1, 2).

чева Т. Ю. Научное студенческое общество: аксиология вклада в формирование инновационного научно-образовательного пространства вуза // Культура - искусство - образование. Челябинск, 2019. С. 38-47.

Таблица 1

Студенты и магистранты ЧГИК - победители и призеры Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры

Год Победитель Номинация Место Название работы

2014 Балабуев И. А. Литературное творчество II премия Некоторые аспекты подготовки современного этимологического словаря музыкальных терминов

2016 Маркова В. С. Библиотечно-информационная деятельность III премия Генезис и эволюция библиотечной специальности в региональных вузах культуры (на примере Челябинского государственного института культуры)

Киселева А. Ю. Теория и история искусства и культуры III премия Архетипический образ тени в русском народном творчестве (на примере русских народных сказок)

2017 Морозова А. С. Литературоведение I премия Литературный текст в рецепции массового кинематографа как фактор интенсификации книжной среды (на примере романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его экранизации База Лурмана)

2018 Лихватских Т. С., Шаршина Ю. Н. Литературоведение I премия Сериал и роман: классическая литературная традиция в современной визуальной культуре (на примере сериала «Мир дикого Запада»)

Чернова А. В. Библиотечно-информационная деятельность III премия Отражение компетентностной модели библиотечного специалиста в нормативных документах библиотечной отрасли и образования

2019 Гуль И. Д. Литературоведение II премия Инновационные формы переосмысления классического литературного наследия в современной массовой культуре (на примере мемов о классиках и фильмов-байопиков)

2020 Тажибаева С. Д. Библиотечно-информационная деятельность III премия Книжный марафон - актуальная форма работы с книгой о Великой Отечественной войне в соц-сетях

2021 Столярова А. И. Литературоведение II премия Биобиблиографический указатель как продукт издательской деятельности вуза

Артамонова М. В. Библиотечно-информационная деятельность III премия Писатель и читатель: библиотека в системе культурного посредничества

Таблица 2

Студенты ЧГИК, отмеченные специальными дипломами жюри Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры

Год Номинант Номинация Название работы Формулировка специального д иплома жюри

2019 Плеханова К. В. Музыкальное искусство Методы обучения детей с задержкой психического развития на музыкальных занятиях За разработку методики музыкального обучения детей с задержкой психического развития

2020 Егоров Н. Е. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов Реликвии Победы: вещи и судьбы в музейной экспозиции За творческое начало и нетривиальный подход к теме актуализации памяти о войне в музейном пространстве, глубокую и кропотливую работу по атрибуции и интерпретации военных реликвий

Дополнительно участники конкурса, представившие наиболее яркие и интересные работы, но не ставшие лауреатами, по решению жюри выделяются специальными дипломами. Так, были отмечены работы студентов института в номинациях «Музыкальное искусство», «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов».

Особенно почетно, что студенты института занимают призовые места и заслуживают специальные дипломы жюри, соревнуясь с магистрантами и аспирантами. По результатам конкурсов выпускаются сборники научных работ победителей, что способствует формированию информационной культуры и включению в публикаторскую активность начиная со студенчества. Студенческие работы издаются в материалах престижных международных и всероссийских конференций, проводимых в разных городах России, причем авторы не прекращают работу над темой или ее аспектами и после конкурса. Отличительно то, что многие победители не только продолжают работу, но и начинали ее задолго до решения участвовать в конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации. Также подчеркнем, что многие матери-

алы конференций, в которых публикуются студенты с целью апробации своих работ, издаются в Челябинском государственном институте культуры, соответственно и конференции проводятся на его площадках, так что вуз по праву может считаться центром генерации конкурентоспособных научных кадров в регионе (см. табл. 3).

Можно констатировать, что в вузе сложилась цельная, гармоничная система научных исследований обучающимися - студентами, магистрантами, аспирантами - под руководством ведущих ученых региона, России. Научными руководителями выступают доктора и кандидаты наук, обладатели престижных научных премий, победители конкурсов научных грантов и исследований: доктора культурологии Л. Б. Зуба-нова и М. Л. Шуб, доктор филологических наук В. Я. Аскарова, доктора педагогических наук Р. А. Литвак и Г. Я. Гревцева, кандидаты филологических наук Е. А. Селютина и Л. Н. Тихомирова, кандидаты исторических наук Е. В. Тищенко и А. Н. Терехов, кандидаты культурологии Ю. Б. Тарасова и С. А. Блинова, кандидаты педагогических наук Т. М. Дубских, А. П. Хмелёва, И. Ю. Матвеева, Ю. В. Гушул, И. В. Андреева и др.

Таблица 3

Студенты ЧГИК, опубликовавшие статьи в сборниках материалов международных и всероссийских конференций

Автор, соавтор Название статьи Источник публикации Город публикации Год публикации

Балабуев И. А., Ермолаева М. В. Некоторые аспекты подготовки современного полифункционального издания справочного типа (о создании этимологического словаря музыкальных терминов) Книга в информационном обществе = A book in the information society: материалы тринадцатой Международной научной конференции по проблемам книговедения Москва 2014

Маркова В. С., Матвеева И. Ю. Вклад кафедры библиографии в развитие библиотечной специальности в Челябинском государственном институте культуры Моргенштерновские чтения «Библиотеки регионов в цифровую эпоху: управление, ресурсы, технологии»: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2016

Лихватских Т. С., Селютина Е. А., Шаршина Ю. Н. Сериалы как новое чтение на ночь: формально-содержательные аспекты и особенности восприятия Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы всероссийской научной конференции Челябинск 2018

Картина мира сериала «Мир дикого Запада»: семиотический подход Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума Челябинск 2018

Лихватских Т. С. Факторы успешности стори-теллинга: сериалы как новое чтение на ночь (на примере сериала «Шерлок», ВВС) Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2018

Влияние сериала «Теория большого взрыва» на формирование положительного образа гика, языковой аспект Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2019

Шаршина Ю. Н. Изобретая новые жанры: к вопросу о художественном потенциале литературы фанфикшн (на примере фэнтези) Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2018

Шаршина Ю. Н., Мухаметханова А. Ш. Формулы речевого этикета как элемент национальной языковой картины мира (на примере турецкого и русского языков) Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2019

Автор, соавтор Название статьи Источник публикации Город публикации Год публикации

Гуль И. Д. Что осталось от Пушкина?: творчество и фигура поэта в рецепции мемов русского Интернета Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2018

Мемы русского интернета в контексте рецепции фигур российского литературного пантеона (на примере образа Н. В. Гоголя) Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2019

Тажибаева С. Д., Гушул Ю. В. Книга о Великой Отечественной войне в соцсети Инстаграм Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2020

Тажибаева С. Д. «Книжный марафон - актуальная форма работы с книгой о Великой Отечественной войне в соцсетях»: презентация итогов исследования Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума Челябинск 2020

Столярова А. И., Александрова Н. О. Хроника на базе издания исторических документов (на примере издания «Южный Урал. Хроника Великой Отечественной. 1941-1945») Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2020

Артамонова М. В., Се-лютина Е. А. Художественная аксиология романа А. Б. Сальникова «Опосредованно» Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума Челябинск 2020

Специфика нарратива в романе А. Поляринова «Центр тяжести» Культурные инициативы: материалы всероссийской научно-практической конференции Челябинск 2021

Артамонова М. В. Писатель в Интернете Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума Челябинск 2021

Площадками для апробации научных идей и научно-исследовательских практик служат конференции института: «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», «Культурные инициативы», «Чтение на евразийском перекрестке», «Природное и культурное наследие Урала», «Славянский научный собор» и др. Некоторые инновационные исследования проводятся в рамках грантов самых разных уровней -от региональных до президентских6 (под руководством Л. Б. Зубановой, М. Л. Шуб, Т. М. Дуб-ских, В. Я. Аскаровой). Первыми экспертами и консультантами научных работ обучающихся выступают практики-работодатели, оценивающие не только теоретическое, но в первую очередь прикладное значение исследовательского потенциала и вклада вуза в социально-экономическое и политическое развитие региона, формирование его информационного пространства, позиционирование потенциала Южного Урала, Челябинской области в мировой научной среде: кандидаты культурологии А. В. Бетехтин (Министерство культуры Челябинской области), Н. И. Диская (Челябинская областная универсальная научная библиотека), кандидат педагогических наук В. В. Ялышева (Российская Национальная библиотека) и др. Теоретические основания исследовательских инициатив вуза рецензируют доктора филологических наук Н. Л. Зыховская (Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский универ-

6 См., например: Громова О. М. Культурно-досуговая среда региона как «место притяжения» жителей // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск, 2021. С. 60-63; Зубано-ва Л. Б. Археологический памятник Аркаим в восприятии жителей Челябинска // Там же. С. 66-68; Шуб М. Л. «Идентичность места»: стратегии формирования и паттерны восприятия в городах Южного Урала // Там же. С. 91-94; Аскарова В. Я. Чтец как посредник между текстом и читателем: от херихебов - к искусственному интеллекту // Там же. С. 100-107.

ситет), Н. П. Терентьева (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет), кандидат педагогических наук Е. В. Тесля (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск) и др.

В перспективе у Челябинского государственного института культуры - усиление внимания к научной работе обучающихся. Тот большой потенциал, который сложился за восемь лет участия его исследовательских работ в престижном и ответственном Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации следует поддерживать, развивать. Все ресурсы для этого есть: сформирован корпус инициативных научных руководителей, функционируют видимые в российском информационном пространстве научные школы, накоплены традиции ведения научных исследований и апробируются новые в форматах сетевого взаимодействия и невидимых колледжей, налажена связь с производственными площадками приложения научно-исследовательских сил и внедрения результатов. Выпускники, прошедшие школу научной работы в научных структурах Челябинского государственного института культуры (НСО, лаборатории, секции, студенческие бюро, коллабора-ции, проектные группы и т. п.), востребованы в регионе, отличаются инициативностью, научной смелостью, широтой кругозора, сформированностью компетенций. Впереди -еще большая интеграция с базами практики, индустриальными и культурными центрами региона, междисциплинарность, даже транс-дисциплинарность исследований. И - новые победы в конкурсах, статьи, диссертации, научные прорывы, так необходимые XXI веку новых уникальных технологий.

Получено 24.12.2021

lulia V. Gushul

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gushuljulia@gmail.com

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts: Translation of Scientific Knowledge

Abstract. These two articles show that in the broadcast of scientific knowledge generated by the scientists of the institute, various channels are involved: research laboratories, scientific seminars, master classes, etc., and organizational structures that initiate and conduct research work and its approbation - scientific schools, scientific collaborations, ad-hoc research groups, mobile project research teams. It was emphasized that at this stage of the development of the institute, the primary activities in the organization of scientific activity are scientific conferences, competitions of scientific works used as channels for the transmission of scientific knowledge, and scientific schools formed at the institute - as organizational structures conducting scientific work that determine the policy of the educational process , reproduction of personnel from the institute and the intellectual potential of the region.

The work is based on the scientific conferences regularly held by the Chelyabinsk State Institute of Culture, "Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXIst Century". Its innovative idea is highlighted - an annual presentation of a scientific school of the South Urals. In 2021, the positioning of the scientific school of the Institute "Human Philosophy in the Context of Culture" took place. The participation of the leading philosophers of Russia and followers of the scientific school in the conference is described, the range of issues and problems solved in the research strategies of the school is outlined, the topics of the reports are indicated, the publications prepared by the representatives of the scientific school specifically for its presentation are listed. Based on the material of other events of this scientific conference: sections of culturological, pedagogical, reader science schools, round tables, seminars, interdisciplinary ties of scientific associations of the institute, their mutual influence on each other's research fields, opportunities in the implementation of traditions and innovations in the training of scientific personnel are demonstrated. It is emphasized that the organizational form of a scientific school is productive for the organization of scientific research at the institute, promising for its positioning in the region, for saturating its information space, and forming an image. It has been determined that the task of transferring scientific knowledge, research training of young researchers is a priority for the educational process of the institute, and this indicator is the second part of the title "Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXIst Century".

Youth: students, undergraduates, postgraduates - leading scientists of the Chelyabinsk State Institute of Culture are actively involved in topical scientific research, both independent under the guidance of a scientist, and in those conducted by already established scientific groups. This approach - the active work of students together with scientists - makes it possible to be the first to test their scientific research at the highest level - in the All-Russian competition of young scientists in the field of arts and culture of the Ministry of Culture of the Russian Federation. It was noted that the institute successfully takes part in them every year. The tables show the results of this participation: places occupied by representatives of the institute, innovative research issues, a variety of nominations, publishing activity of students, scientific publications and events of the institute, which are platforms for testing students' scientific ideas. It is concluded that active personalized work with the best students who are ready for scientific activity is a guarantor of the potential development of the institute, improving the quality of the educational process of training professional personnel for the region's economy. The great potential of the institute in research work with students and specifically in the scientific-oriented training of personnel of the 21st century, who require a large share of independence in determining the strategies of these activities, self-management, self-positioning, and self-branding, has been determined. It is shown that the competencies formed in the process of scientific work provide the formation of the required hard and soft skills.

Keywords: scientific schools, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, "Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXIst Century", scientific school "Human Philosophy in the Context of Culture", scientific work of students, All-Russian competition of young scientists in the field of arts and culture of the Ministry of Culture of the Russian Federation

For citing: Gushul IU. 2021. Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts: Translation of Scientific Knowledge. Culture and Arts Herald. No 4 (68): 111-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 24.12.2021

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.