Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУКОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ'

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУКОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ЮЖНОГО УРАЛА / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / SCIENTIFIC SCHOOL / CULTUROLOGY / CULTUROLOGICAL SCIENTIFIC SCHOOL OF THE SOUTHERN URALS / INSTITUTIONALIZATION OF THE SCIENTIFIC SCHOOL / CULTUROLOGICAL APPROACH / CHELYABINSK STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гушул Ю. В.

Дана характеристика знаковых мероприятий состоявшегося в Челябинском государственном институте культуры международного научно-творческого форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века». Реферативно представлены основные идеи участников презентации культурологической научной школы Южного Урала в рамках профильной научно-практической конференции «Современная действительность сквозь призму культурологического знания». Докладчики акцентировали внимание на генезисе и начальных процессах институциализации научной школы Челябинского государственного института культуры под руководством лидера - доктора философских наук В. С. Цукермана, его коллег и соратников И. И. Беспалько, С. С. Соковикова и др. в конце 1990-2000-х гг. Особое внимание уделено критериям выявления, изучения, официальной фиксации в коммуникативном пространстве культурологии научных школ и показателям их неофициального признания. Отмечено, что формирование корпуса учеников и ближайших соратников (С. Б. Синецкий, Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб и др.) позволяет говорить о расширении информационного и научного влияния научной школы института; начало работы профильного диссертационного совета - о появлении институционального центра концентрации ученых, исследователей культурологических практик и знания, увеличении и углублении форматов работы, начале периода самостоятельного воспроизводства научных кадров. Как одни из возможных средств фиксации этих процессов, а также самоидентификации ученых по отношению к той или иной научной школе представлены библиографические инструменты регулирования знания и данных о них в мировом информационном пространстве. В качестве новой заявлена исследовательская проблема поиска инструментов формирования культуры институциализации и фиксации деятельности научных школ, форм их верификации, упорядочения понятийного аппарата, критериев определения, самоидентификации. Также в статье дан краткий абрис работы другой научно-практической конференции форума - «Развитие личности в современном нестабильном мире», организованной формируемыми в ЧГИК педагогическими научными школами докторов педагогических наук, профессоров Р. А. Литвак и Г. Я. Гревцевой. Отмечены актуальность исследований ее представителей, появление особого внимания к изучению влияния реалий цифровизации на педагогические практики. Докладчиками высоко оценена инициатива Челябинского государственного института культуры по выявлению и описанию деятельности современных научных школ, подчеркнута важность и необходимость их позиционирования в коммуникативном пространстве науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOLS: CULTUROLOGICAL AND SCIENTIFIC APPROACHES TO RESEARCH ACTIVITIES

The characteristic of the landmark events held at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts of the international scientific and creative forum “Scientific schools. Youth in Science and Culture of the XXI Century”. The main ideas of the participants in the presentation of the culturological scientific school of the South Urals in the framework of the profile scientific-practical conference “Modern reality through the prism of culturological knowledge” are presented. The speakers focused on the genesis and initial processes of institutionalization of the scientific school of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts under the leadership of the leader - Doctor of Philosophical Sciences V. S. Tsukerman, his colleagues and associates I. I. Bespalko, S. S. Sokovikov and others at the end 1990-2000s Special attention is paid to the criteria of identification, study, official fixation in the communicative space of cultural studies of scientific schools and indicators of their unofficial recognition. It is noted that the formation of the corps of students and close associates (S. B. Sinetskii, L. B. Zubanova, M. L. Shub and others) allows us to talk about the expansion of the information and scientific influence of the scientific school of the institute; the beginning of the work of a specialized dissertation council - on the emergence of an institutional center for the concentration of scientists, researchers of cultural practices and knowledge, an increase and deepening of work formats, the beginning of a period of independent reproduction of scientific personnel. Bibliographic tools for regulating knowledge and data about them in the world information space are presented as one of the possible means of fixing these processes, as well as the self-identification of scientists in relation to a particular scientific school. The research problem of finding tools for the formation of a culture of institutionalization and fixing the activities of scientific schools, the forms of their verification, the ordering of the conceptual apparatus, criteria for definition, self-identification is declared as a new one. The article also gives a brief outline of the work of another scientific-practical conference of the forum - “Personal development in a modern unstable world”, organized by the pedagogic scientific schools of doctors of pedagogic sciences, professors R. A. Litvak and G. Ya. Grevtseva formed at Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The relevance of research by its representatives, the emergence of special attention to the study of the impact of the realities of digitalization on pedagogic practices is noted. The speakers highly appreciated the initiative of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts to identify and describe the activities of modern scientific schools, emphasized the importance and necessity of their positioning in the communicative space of science.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУКОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

УДК 378

Ю. В. Гушул

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gushuljulia@gmail.com

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУКОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Дана характеристика знаковых мероприятий состоявшегося в Челябинском государственном институте культуры международного научно-творческого форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXIвека». Реферативно представлены основные идеи участников презентации культурологической научной школы Южного Урала в рамках профильной научно-практической конференции «Современная действительность сквозь призму культурологического знания». Докладчики акцентировали внимание на генезисе и начальных процессах институциализации научной школы Челябинского государственного института культуры под руководством лидера — доктора философских наук В. С. Цукермана, его коллег и соратников И. И. Беспалько, С. С. Соковикова и др. в конце 1990-2000-х гг. Особое внимание уделено критериям выявления, изучения, официальной фиксации в коммуникативном пространстве культурологии научных школ и показателям их неофициального признания. Отмечено, что формирование корпуса учеников и ближайших соратников (С. Б. Синецкий, Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб и др.) позволяет говорить о расширении информационного и научного влияния научной школы института; начало работы профильного диссертационного совета — о появлении институционального центра концентрации ученых, исследователей культурологических практик и знания, увеличении и углублении форматов работы, начале периода самостоятельного воспроизводства научных кадров. Как одни из возможных средств фиксации этих процессов, а также самоидентификации ученых по отношению к той или иной научной школе представлены библиографические инструменты регулирования знания и данных о них в мировом информационном пространстве. В качестве новой заявлена исследовательская проблема поиска инструментов формирования культуры институциализации и фиксации деятельности научных школ, форм их верификации, упорядочения понятийного аппарата, критериев определения, самоидентификации.

Также в статье дан краткий абрис работы другой научно-практической конференции форума — «Развитие личности в современном нестабильном мире», организованной формируемыми в ЧГИК педагогическими научными школами докторов педагогических наук, профессоров Р. А. Литвак и Г. Я. Гревцевой. Отмечены актуальность исследований ее представителей, появление особого внимания к изучению влияния реалий цифровизации на педагогические практики.

Докладчиками высоко оценена инициатива Челябинского государственного института культуры по выявлению и описанию деятельности современных научных школ, подчеркнута важность и необходимость их позиционирования в коммуникативном пространстве науки.

Ключевые слова: научная школа, культурология, культурологическая научная школа Южного Урала, институциализация научной школы, культурологический подход, Челябинский государственный институт культуры

Для цитирования: Гушул, Ю. В. Научные школы: культурологический и науковедческий подходы к исследованию /Ю. В. Гушул //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 4 (64). — С. 139-145.

Образование научных школ — хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России, некоторые из которых В. И. Вернадский характеризовал следующим образом: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества <...>. Она создавалась при этом интеллигенцией страны <. > создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций.»

В. К. Криворученко1

В Челябинском государственном институте культуры 12—19 ноября состоялся традиционный научно-творческий форум «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века». Он включил проведение отраслевых научных и научно-практических конференций, тематических секций, проблемно ориентированных круглых столов, семинаров, интеллектуальных коллоквиумов и др. мероприятий. В программу форума заявилось более 200 участников — представителей 10 крупнейших научных центров России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Омск, Новосибирск и др.), работали 11 секций.

По формируемой традиции — каждый год посвящать презентации той или иной научной школе (2019 г. — педагогической доктора наук Р. А. Литвак2), форум этого года был посвящен культурологической научной школе Южного Урала, центр которой — Челябинский государственный институт культуры. Лидером ее является доктор философских наук, профессор В. С. Цукерман3, его

1 Криворученко В. К. Научные школы — эффективный путь проведения диссертационного исследования // Знание. Понимание. Умение. URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/scientific_schools/2007/ Krivoruchenko/ (дата обращения: 02.11.2020).

2 Гушул Ю. В. Научные школы — от исследовательских действий — к фиксации достигнутого // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума (научной конференции), 7-8 нояб. 2019 г. Челябинск : ЧГИК, 2019. С. 15-16.

3 Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов. Научная школа доктора философских наук, профессора В. С. Цукермана. Челябинск : Гротеск, 2008. 304 с.

сподвижники — С. Б. Синецкий, С. С. Соко-виков, Л. Г. Скульмовская, Г. Е. Гун и др., ученики и коллеги — Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб, Ю. Б. Тарасова, И. Д. Тузовский и др.

Внимание к культурологической научной школе выразилось в проведении специальных тематических научных мероприятий, выставок, издании и обсуждении научных и библиографических сборников. Главным событием форума и презентации научной школы стала научно-практическая конференция «Современная действительность сквозь призму культурологического знания», идея которой состояла в обсуждении предъявляемых к научной школе критериев, ее потенциала, вклада в научно-информационное пространство региона, а также в демонстрации представленности исследований в мировом информационном пространстве, возможности и реальности междисциплинарного и межтерриториального взаимодействия с культурологическими научными школами России и иными. Лидер-основатель научной школы — доктор философских наук профессор Челябинского государственного института культуры В. С. Цукерман обозначил проблемное поле дискуссий: «Если в вузе есть научная школа, особенно поддерживаемая работой профильного диссертационного совета, это означает, что молодое поколение — будущие ученые и исследователи — оценили достоинства преподавателя, что выделяются такие, которые отличаются уникальными качествами, являются носителями оригинальных идей, могут создать особое поле взаимодействия. Только тогда, когда таких преподавателей много, когда они составляют основу научного сообщества вуза, региона — вуз имеет потенциал процветания. Наша задача — научные школы оценить, таких преподавателей поддержать».

Доктор исторических наук, профессор ректор Челябинского государственного института культуры В. Я. Рушанин подчеркнул, что процесс формирования научных школ небыстрый; отличается тем, что в вузе должны расти и развиваться масштабные и неординарные исследователи, каждый должен иметь возможность проявлять себя, создавая и работая в рамках аспирантуры и диссертационных советов.

Кандидат культурологии министр культуры Челябинской области А. В. Бетехтин поддержал мысль о роли научного лидера и продолжении традиций его научно-исследовательской работы и идей, особенно в той организации, которая имеет право присуждать ученые степени и обслуживает многопрофильные научные сообщества, каким является Челябинский государственный институт культуры. Он отметил серьезные уровень и качество научно-исследовательских работ, ведущихся культурологами института совместно с Министерством культуры и выражающихся не только в издании сборников научных статей и монографий, но и в защитах диссертаций в совете вуза, который в свою очередь углубляет научные основания деятельности.

Кандидат педагогических наук ректор Арктического государственного института культуры и искусств С. С. Игнатьева (Республика Саха, г. Якутск) рассказала о работе Арктической культурологической школы, отличием которой являются не только перспективные научные исследования (в рамках Лаборатории комплексного геокультурного исследования Арктики, экспертного центра культурных индустрии, а также по актуальным аспектам этно-музыкологии, геокультуры Арктики, роли человеческого капитала в развитии Арктики и др.), но и формирование в культурном пространстве научной школы, вуза, региона духовности, нравственности, устремленности к науке, креативности мышления как гарантов развития научного знания и научной коммуникации.

Доктор философских наук, профессор директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации О. Н. Астафьева (г. Москва) подчеркнула актуальность пристального внимания челябинских ученых к функционированию научных школ в современном научно-исследовательском коммуникативном поле, поиску их культурной идентичности, средств выявления, новых культурных норм фиксации в документах. О. Н. Астафьева также отметила мобильность

челябинских ученых, которые в очень короткий промежуток времени сумели идею, высказанную на страницах челябинского научного журнала4, сделать одной из самых обсуждаемых и решаемых проблем, в том числе на инициированных профильных конференциях («Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», с 2017 г.), с позиций самых разных наук: культурологии, педагогики, психологии, социологии, философии, с привлечением библиографического, документол огического, исторического, биографического и др. методов. Она подчеркнула, что именно научные школы позволяют выбирать для дальнейших работы и общения тех, «с кем созвучны наши мысли», могут и должны именно по этому принципу кумулировать вокруг себя большие творческие коллективы ученых, в том числе для осуществления совместных прикладных исследований (без них нет научных школ), ведения теоретических дискуссий, выработки современных мыслительных стратегий.

Доктор культурологии проректор по научно-исследовательской и инновационной работе Челябинского государственного института культуры С. Б. Синецкий отметил важность формирования новой культуры фиксации и представления информации о научных школах. В условиях новых цифровых реалий цифрового информационного пространства все более действенной и уникальной становится библиографическая культура работы с информацией и данными, культура информационно-аналитического и библиографического сопровождения ученых. Назрела необходимость выработки информационных (в том числе библиографических) подходов к культуре позиционирования ученого, институциональной единицы (научной школы, лаборатории, института и др.), с которой тот себя отождествляет. Предлагаемые новые форматы (на основе междисциплинарного подхода) С. Б. Синецкий продемонстрировал на примере двух изданий, подготовленных в Челябин-

4 Астафьева О. Н. Формирование научных школ и научно-исследовательских направлений в современном вузе: коммуникативные стратегии // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3 (23). С. 6-12.

141

ском государственном институте культуры к бенефису культурологической научной школы Южного Урала:

Культурологическое пространство Челябинского государственного института культуры в лицах : каталог / [редкол.]: Ю. В. Гушул (сост.), С. Б. Синецкий (отв. за вып.); Челяб. гос. ин-т культуры, Упр. науки и инноваций, каф. культурологии и социологии. — Челябинск : ЧГИК, 2020. — 163 с. — (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы). — ISBN 978-5-94839-758-0.

Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры: 1994—2020 гг. : библиогр. навигатор / сост.: Ю. В. Гушул (сост., науч. ред.), С. Б. Синец-кий (авт. идеи, отв. сост.) ; Челяб. гос. ин-т культуры, Упр. науки и инноваций, каф. культурологии и социологии. — Челябинск : ЧГИК, 2020. — 94 с. — (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы). — ISBN 978-5-94839-757-3.

Отдельно С. Б. Синецкий озвучил характеристики культурологической научной школы Южного Урала, заложенные лидером В. С. Цукерманом, его соратниками И. И. Бес-палько, С. С. Соковиковым и др.: традиция совместного принятия решений, открытость к новым стратегиям познания, отношение к ученым как независимым равноправным партнерам, для которых свойственно стремление к достижению общих целей при раскрытии потенциала и вклада каждого. Презенти-руемой научной культурологической школе присущи: открытость и диверсификация, вариативность, полилогичность исследований и общения, унификация. Ее перспективы видятся С. Б. Синецкому в освоении новых проблем, которые невозможно рассмотреть в рамках единой науки культурологии, но нужны полидисциплинарные подходы, даже трансдисциплинарное видение проблем. Феномен научных школ в гуманитарном познании в целом подчеркивается тем, что они являются и одновременно могут становиться моделью регулирования региональных процессов, в период дефицита исследовательских проектов — демонстрировать новые формы воздействия на развитие региона, ориентировать именно на потенциальное развитие как на главную цель культурной политики.

Доктор культурологии, профессор директор Института образовательных стратегий И. Я. Мурзина (г. Екатеринбург) в докладе осветила теоретические основы и образовательные практики региональной культурологии. В основе рассмотрения — региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы — уральцы», реализуемый в г. Екатеринбурге. Региональная культура сегодня является методологической основой практико-ориентированной деятельности, нуждается в междисциплинарных проектах, способных объединить теорию и образовательные практики, включать молодых людей в мир культуры.

Доктор культурологии, профессор зав. кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Н. Б. Кириллова (г. Екатеринбург) поддержала предыдущих докладчиков и организаторов научного форума в том, что позиционирование отечественных научных школ сегодня крайне необходимо. Это не только фиксация опыта и теоретических воззрений прошлого, дань основателям школ, но и позиционирование себя и своих научных устремлений для плодотворного взаимодействия в глобализирующемся мире, проведения совместных исследований, становящихся все более масштабными, затратными, затрагивающими большое количество научных, этических, политических и др. проблем, не могущих быть решенными одним исследовательским коллективом. Единение ученых, по мнению Н. Б. Кирилловой, обеспечивает также работа в диссертационных советах, публикаторская активность в ведущих научных журналах (в качестве примера центра, вокруг которого куму-лируется большое количество знаковых культурологов, был назван челябинский «Вестник культуры и искусств»).

Докладчики — доктор социологических наук профессор Тюменского государственного института культуры Л. Г. Скульмовская, доктор культурологии, профессор директор Института культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры Л. Б. Зубанова, доктор культурологии, профессор заместитель

директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации О. В. Шлыкова (Москва), доктор культурологии зав. кафедрой культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры М. Л. Шуб — говорили о важности дальнейшего единения социологического и культурологического видений мира, подходов к постановке и осмыслению проблем современности, проведения практико-ориентированных исследований. Ретровзгляд на развитие культурологической научной школы Южного Урала позволил показать участникам конференции, как коллеги-единомышленники В. С. Цукер-ман (Челябинск) и Л. Н. Коган (Свердловск, ныне Екатеринбург) несколько десятилетий назад заложили в Челябинском государственном институте культуры основы прикладной культурологии. Выпускники ленинградских и др. вузов — С. С. Соковиков, И. И. Беспалько, С. Б. Синецкий (ленинградская научная школа С. Н. Иконниковой), приехав преподавать в Челябинск, активно включились в разработку положений и формирование традиций академической культурологии. С этих имен начался отсчет появления когорты научных руководителей нового типа, которые через свои публикации, подготовку учеников знакомили Челябинск с теоретической культурологией. Работа под руководством опытного коллеги В. С. Цукермана сформировала у них творческий тип мышления, готовность к нестандартным подходам в решении проблем.

Отличием научно-практической конференции «Современная действительность сквозь призму культурологического знания» в рамках международного форума «Научные школы» явилось издание ее материалов:

Современная действительность сквозь призму культурологического знания : материалы междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.) «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века»: 12—13 нояб. 2020 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; отв. за вып. С. Б. Синецкий; сост., науч. ред. А. В. Лушникова. — Челябинск : ЧГИК, 2020. - 123 с.

В сборнике представлены инновационные работы перечисленных выше докладчиков, а также доктора культурологии Г. М. Бирженюка (г. Санкт-Петербург), доктора политических наук С. Г. Зырянова (г. Челябинск), доктора культурологии И. И. Ирхен (г. Санкт-Петербург), доктора педагогических наук А. П. Маркова (г. Санкт-Петербург), доктора философских наук Н. Н. Маркова (г. Москва), доктора философских наук А. Я. Флиера (г. Москва), кандидата педагогических наук В. И. Шаронова (г. Калининград), кандидата педагогических наук С. С. Соковикова, профессора Н. С. Сафронова (г. Москва) и др., которые говорили о генезисе и отличиях, критериях определения научных школ России в целом и культурологической научной школы Южного Урала в частности, личности лидера, современных инструментах институциа-лизации и официальной фиксации в научном пространстве, научных исследованиях и изменении проблематики за десятилетия развития, главное, говорили о перспективах культурологической научной школы Южного Урала.

Как мы уже подчеркнули в начале статьи, в рамках форума «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века» состоялось много разнообразных мероприятий. Отметим работу секции «Итеративность исторического и культурологического знания» (организаторы и модераторы — кандидаты исторических наук, доценты Е. В. Тищенко, А. Н. Терехов) и круглого стола «Традиционная народная культура в научно-исследовательском поле культуры и культурологической науки» (один из организаторов — кандидат культурологии Ю. Б. Тарасова, представитель культурологической научной школы Южного Урала, ученый секретарь диссертационного совета Д 210.020.01; руководитель — кандидат педагогических наук, доцент И. Н. Вишнякова), направленных на обсуждение заявленной проблематики. Не будем углубляться в описание более локальных круглых столов или семинаров — о них есть информация в программе форума и они прошли достаточно традиционно, на высоком качественном уровне, материалы опубликованы в сборнике:

Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума (научной конференции), 12—13 нояб. 2020 г. / сост. С. Б. Синецкий; отв. сост., науч. ред. А. В. Лушникова. — Челябинск : ЧГИК, 2020. - 281 с.

Однако нельзя не сказать о еще одном крупном, знаковом для Челябинского государственного института культуры мероприятии — научно-практической конференции «Развитие личности в современном нестабильном мире», прошедшей под руководством и при непосредственном организационном участии докторов педагогических наук, профессоров Р. А. Литвак и Г. Я. Гревцевой и их формирующихся педагогических научных школ. Конференция проведена в рамках исследовательских работ кафедры педагогики и психологии института. Работали две секции: «Социализация молодежи в контексте стратегии национальной безопасности России» и «Социальная активность личности в молодежной среде».

Культурологический портрет современного человека представил для обсуждения доктор философских наук, профессор С. В. Борисов (г. Челябинск), что предопределило и задало вектор диалога о проблемах социализации молодежи, необходимость которой зафиксирована в стратегии национальной безопасности России (доктор педагогических наук, профессор Р. А. Литвак, доктор педагогических наук, профессор М. А. Галагузова (г. Екатеринбург), доктор педагогических наук, профессор Г. Я. Гревцева, кандидат педагогических наук, доцент Г. М. Каченя и др.), а также о сущности и трансформациях современного образования (доктор педагогических наук, профессор И. Е. Емельянова (г. Челябинск), Н. С. Брюс (г. Лондон), аспирант О. В. Котлованова) и др.

Актуальные проблемы формирования общеобразовательных и профессиональных компетенций XXI в. в разных системах образования и возможности экстраполяции образовательных технологий, их формирования и развития были представлены специалистами из разных стран: директором сингапурской компании MentorEd International Pte Ltd Л. Ф. Мухаметшиной, доктором педа-

гогических наук, профессором В. Г. Рындак (г. Оренбург), кандидатом педагогических наук, доцентом М. В. Слесарь (г. Костанай, Республика Казахстан), кандидатом педагогических наук Мэн Сяньлинь (Циньхуан-дао, КНР), доктором педагогических наук Е. А. Шумиловой (г. Краснодар) и др.

Начало обсуждению информационных и коммуникативных реалий современной цифровой среды, категорически меняющей мир и ведущей к коренной трансформации ценностей социума и отдельного субъекта, положил проблемный постановочный доклад доктора педагогических наук, профессора Е. В. Гнаты-шиной (г. Челябинск). В дискуссию о вызовах сегодняшнего мира и их влиянии на развитие личности включилась кандидат педагогических наук, доцент Т. В. Зуева (г. Костанай, Республика Казахстан).

В обсуждении заявленных тем своими докладами активно участвовали аспиранты и соискатели педагогических направлений подготовки из разных вузов Челябинска, что говорит о потенциале, развитии традиций и формировании педагогическими научными школами Челябинского государственного института культуры нового поколения ученых.

В целом тематический форум показал, что тема, сформулированная для организации научной коммуникации ученых разных наук, работающих под эгидой ЧГИК, актуальна, способна объединить своей проблематикой ученых России. Научные проекты, инициируемые конференциями и реализуемые к началу их работы, направлены на то, чтобы сделать историю науки верифицируемой наукой. Перспективы дальнейших исследований научных школ России лежат в плоскостях выявления роли научных журналов в их становлении и развитии, диссертационных советов в формировании научной коммуникативной среды региона, определения уровня самоидентификации исследователей с отраслевыми научными школами. Перспективы видятся и в продолжении презентирования научных школ, тем самым привлечения заинтересованных ученых к диалогу и совместным науковедческим актуальным научным исследованиям.

Получено 20.12.2020

IU. Gushul

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gushuljulia@gmail.com

Scientific Schools: Culturological and Scientific Approaches to Research Activities

Abstract. The characteristic of the landmark events held at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts of the international scientific and creative forum "Scientific schools.Youth in Science and Culture of the XXI Century". The main ideas of the participants in the presentation of the culturological scientific school of the South Urals in the framework of the profile scientific-practical conference "Modern reality through the prism of culturological knowledge" are presented. The speakers focused on the genesis and initial processes of institutionalization of the scientific school of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts under the leadership of the leader - Doctor of Philosophical Sciences V. S. Tsukerman, his colleagues and associates I. I. Bespalko, S. S. Sokovikov and others at the end 1990-2000s Special attention is paid to the criteria of identification, study, official fixation in the communicative space of cultural studies of scientific schools and indicators of their unofficial recognition. It is noted that the formation of the corps of students and close associates (S. B. Sinetskii, L. B. Zubanova, M. L. Shub and others) allows us to talk about the expansion of the information and scientific influence of the scientific school of the institute; the beginning of the work of a specialized dissertation council - on the emergence of an institutional center for the concentration of scientists, researchers of cultural practices and knowledge, an increase and deepening of work formats, the beginning of a period of independent reproduction of scientific personnel. Bibliographic tools for regulating knowledge and data about them in the world information space are presented as one of the possible means of fixing these processes, as well as the self-identification of scientists in relation to a particular scientific school. The research problem of finding tools for the formation of a culture of institutionalization and fixing the activities of scientific schools, the forms of their verification, the ordering of the conceptual apparatus, criteria for definition, self-identification is declared as a new one.

The article also gives a brief outline of the work of another scientific-practical conference of the forum - "Personal development in a modern unstable world", organized by the pedagogic scientific schools of doctors of pedagogic sciences, professors R. A. Litvak and G. Ya. Grevtseva formed at Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The relevance of research by its representatives, the emergence of special attention to the study of the impact of the realities of digitalization on pedagogic practices is noted.

The speakers highly appreciated the initiative of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts to identify and describe the activities of modern scientific schools, emphasized the importance and necessity of their positioning in the communicative space of science.

Keywords: scientific school, culturology, culturological scientific school of the Southern Urals, institutionalization of the scientific school, culturological approach, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts

For citing: Gushul IU. 2020. Scientific Schools: Culturological and Scientific Approaches to Research Activities. Culture and Arts Herald. No 4 (64): 139-145.

Received 20.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.