Научная статья на тему 'Всероссийский конкурс "Фотозона библиотеки"'

Всероссийский конкурс "Фотозона библиотеки" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский конкурс "Фотозона библиотеки"»

Мероприятия

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ФОТОЗОНА БИБЛИОТЕКИ»

С июня по декабрь 2018 г. проходил Всероссийский конкурс «Фотозона библиотеки», направленный на выявление передового и интересного опыта по организации библиотечного пространства для работы/досуга читателей, продвижению и повышению привлекательности в первую очередь книги и чтения.

Работа была организована Челябинским го -сударственным институтом культуры при поддержке МБУК Ростовской-на-Дону городской ЦБС, Научной библиотеки ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», научно-практического журнала «Современная библиотека». Партнерами, оказывающими на всех этапах конкурса важную моральную, содержательную и научно-практическую помощь, выступили НП «Межрегиональный центр модернизации библиотек» (г. Москва, Ийр8:// www.cmbib.com) и проектно-производственная компания «ВитаРус» (г. Рязань, https://www.vita-rus.ru). Ценный идейный вклад в разработку концепции конкурса и интерпретацию его результатов, осмысление которых продолжается, внесли Южно-Уральское региональное объединение Русской ассоциации чтения и Научно-образовательный центр «Информационное общество». Методическое сопровождение, особенно на заключительных этапах конкурса, осуществляли отраслевые специалисты кафедры кино и телевидения и факультета декоративно-прикладного творчества ЧГИК. Членами жюри, кроме библиотекарей из Красноярска, Ростова-на Дону, Санкт-Петербурга, Солнечогорска, Се-вероморска, авторитетно выступили преподаватели бизнес-школы «Инопроф» г. Красноярска, учебных заведений г. Челябинска: педагогического колледжа № 1 (Н. В. Мотовилова) и ЧГИК (кандидаты и доктора наук - А. Г. Лешуков, Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова; магистры -А. С. Пурик), члены различных профессиональных общественных объединений нашего города

(Н. В. Тележников, Ж. Ю. Чернёва), а также Творческого союза «Фотоискусство» (О. В. Фи-ногенов, г. Красноярск).

На конкурс было прислано более 1000 работ, однако после содержательного отбора на соответствие идее конкурса (представление именно фотозоны), выставленным требованиям к заявке (в том числе текста-сопровождения), к качеству фотографий (видимость более 70 % фотозоны, видимость включенности фотозоны в библиотечное пространство и т. д.) для оценивания членами жюри было отобрано только 307 работ. Жюри длительное время осмысливало и ранжировало группы работ в номинациях: «Фотозона В библиотеке», «Фотозона ВНЕ библиотеки», «Проект фотозоны», «Снимки, сделанные читателями в фотозоне». Вся деятельность и по выявлению работ, соответствующих идее конкурса, и работ, могущих быть включенными в шорт-лист, и работ-претендентов на победу была неоднозначной, кардинально разнились мнения по идейному и смысловому наполнению фотозон и качеству их представления. Взгляды библиотекарей-практиков, теоретиков, дизайнеров, художников, фотографов нередко во многом не совпадали, отсюда - итоговые документы предоставляют обширное поле для исследований и одновременно подчеркивают неравнодушие и глубокое проникновение каждого члена жюри в тему, различные трактовки ими функции фотозоны в библиотеке, даже разные видение и восприятие их целевого назначения (средство продвижения книги и чтения / досуга и развлечения / привлечения внимания к библиотеке и др.). В процессе конкурса были выявлены и факты недостаточной теоретической разработанности (или позиционирования и пропаганды) этого направления деятельности библиотекарей (отсюда - огромное число присланных на конкурс работ, многие из которых, к сожалению, фотозонами не являются, но представляют собою

142

Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56)

Научная жизнь

Челябинского государственного института культуры

качественные, интересные, продуктивные музеи в библиотеке, книжные выставки, современные интерьеры библиотеки и др.), замечено разное отношение к нему со стороны самих библиотекарей и читателей, но самое главное -факты большой заинтересованности библиотекарей в обмене опытом, в создании интернет-площадки для этих целей, видимого желания позиционировать свою библиотеку и свою работу обществу.

Уникальность этого конкурса - не только в формулировке темы и названии (участники дают уже свои, яркие: Фотопространство / Фотолиберия, предложенное Натальей Стукаловой, г. Кали-ниград), но и в том, что он проводился в интернет-пространстве (все работы концентрировались в группе конкурса в социальной сети «ВКонтак-те»: https://vk.com/fotozona_biblioteki), показав мобильность участников, их высокую информационную грамотность, ощущение себя передовой частью виртуального, но такого реального библиотечного мира.

Промежуточные результаты конкурса были представлены на выставке «Пространства книги и чтения» и в открытой лекции Ю. В. Гушул «Формирование пространства книги и чтения: опыт библиотек по организации фотозон» во время работы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (ноябрь 2018 г., Челябинск) «Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика».

Итогами конкурса можно считать то, что положено начало формированию банка данных творческих работ библиотек, причем не только по главному направлению деятельности - в продвижении книги и чтения, но и в их социокультурной активности, по организации досуга читателей, социальной адаптации и общекультурному развитию и др. Научным результатом конкурса стало именно формирование эмпирической базы для дальнейших теоретических обобщений и терминологических новаций в этой области библиотечной практики, для выявления действенных средств визуализации книги и чтения. Дан серьезный толчок научному осмыслению места библиотеки как центра чтения и интеллектуальной работы с читателем, что должно активизировать поиск библиотекарями дополнительных инструментов продвижения библиотеки, книги и чтения. Научные исследования созданной на данном этапе эмпирической базы позволят начать разработку научно-методических рекомендаций по организации фотозон как мест продвижения книги и чтения в пространстве библиотеки, а последнее в итоге - подчеркнуть значение библиотек как интеллектуальных центров, дающих простор для творчества человеку, освобождаемому машинами от рутинного труда и всё более открытому для самосовершенствования в развивающемся информационном обществе.

Ю. В. Гушул

Научные издания

Берестова, Т. Ф. Постижение. Избранное. 1977-2012 / Т. Ф. Берестова; Челяб. гос. ин-т культуры. -2-е изд., стер. - Челябинск : ЧГИК, 2018. - 387 с.

Издание содержит наиболее значительные статьи доктора педагогических наук, профессора, ведущего библиографоведа Татьяны Федоровны Берестовой, опубликованные в 19772012 гг. Первое издание подготовлено к 65-летию ученого.

Новые издания ЧГИК

Буцык, С. В. Дискурсивное управление подготовкой студентов вуза культуры: исторические предпосылки и концептуальные основы : монография / С. В. Буцык; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2018. - 180 с.

Монография посвящена актуальным проблемам управления людьми в образовательном учреждении высшего образования, в том числе сферы культуры. Автор полагает, что к настоящему периоду сформировались объективные предпосылки для построения концептуальной

143

Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.