УДК 801.1; 801.7
«ПОДСНЕЖНИК: СЛОВО, ПОНЯТИЕ, ОБРАЗ»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
Алъбеева Любовь Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ СПОШМб,
г.Благовещенск
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
образовательная технология, слово, понятие, образ, мини-сочинение АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена использованию на уроке азвития речи в 6 классе одной из образовательных технологий - педагогическая мастерская
Сделать процесс обучения увлекательным, раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу - важная задача учителя. Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет школьникам в коллективном поиске приходить к «открытию» знаний. Темы для таких уроков выбираются из понятного и близкого для детей мира, окружающего их, - мира родного края, родной природы.
Тип урока - мастерская слова.
Цели урока:
1. Учить детей устанавливать связи между словом, понятием и образом.
2. Пополнять речевую память учащихся новыми способами создания художественного образа.
3. Формировать у школьников чувство прекрасного.
4. Развивать образное мышление, создавая условия для детского творчества. Оборудование урока.
1. Фотоэтюды подснежника.
2. Музыкальный этюд П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» (цикл «Времена года»).
3. Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1989.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2003 (или др. издание).
5. Школьный словообразовательный словарь русского языка / Под ред. З.А.Потиха. М.,
1990.
I. Подготовительный этап.
Задания для учащихся.
Учитель произносит слово «весна» и просит учащихся описать, какие ассоциации рождаются у них при произнесении этого слова. Предлагает записать пять слов-ассоциаций, связанных с этим словом.
Учитель: Слово - это великое чудо. Произносишь его, и душа откликается то радостью, то болью, то тревогой; возникают образы, связанные с этими чувствами. Вот почему эпиграфом к нашему уроку выбраны слова великого русского педагога и детского писателя Константина Андреевича Ушинского: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
II. Постановка целей урока.
Учитель: Вспомним притчу-совет восточного мудреца: «Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что к красоте нужно прикоснуться сердцем».
Следуя его совету, сегодня мы прикоснемся сердцем к весеннему слову «подснежник». Мы будем заниматься русским языком - исследуем значение слова; биологией - посмотрим, с какой стороны изучается подснежник в этой науке; литературой - попробуем проследить, какие образы подснежника возникают у поэтов и писателей; будем слушать музыку и творить сами.
Ушло в прошлое время, когда человек старался все разъединить, отделить и изучить метафизически. Теперь он пытается ощутить связь между словами, предметами, явлениями, объединив усилия многих наук.
Запись темы, эпиграфа.
Ш. Лабораторная работа.
Задания для учащихся.
1. Определить лексическое значение слова «подснежник» по толковому словарю (запись в тетрадь) '.
Подснежник - «травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега».
2. Определить способ образования слова «подснежник» (запись в тетрадь)'.
Подснежник, подснежник <-------под + снег (г//ж) + ник (морфологический, приставочно-
суффиксальный способ образования).
3. Подобрать однокоренные слова (запись в тетрадь)', заснеженный, снежный, снег, снеговик.
4. Определить грамматическое значения слова «подснежник» (запись в тетрадь)', м.р., II скл., ед. '/., Им. п. (В.п.).
IV. Выступление учащегося «Слово «подснежник» в биологии». (Индивидуальное задание).
Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми, сразу после схода снега. В Амурской области подснежником называют «прострел раскрытый», или «сон-траву». Ярко-фиолетовые цветки сон-травы раскрываются в весеннем лесу, когда еще там нет и тени. Он так торопится не упустить свое время весной, что бутоны набирает и раскрывает их еще до того, как появятся листья. Кажется, кто-то сорвал цветок, коротко обломил стебель и воткнул его в землю.
На каждом растении по одному цветку. Он крупный, мохнатый, и ножка, и лепестки снаружи, и листья одеты мягким, густым серебристым пушком.
И вообще цветок напоминает от этого маленькую мохнатую зверушку. В народе ласково называют его за это бобриком.
А появятся листья и травы - цветок потухнет. Вместо него появляется ершистая шишечка с семенами - будто крохотный ежик притаился среди листвы. (Более подробная информация в журнале «Юный натуралист», 1995, № 3).
V. Конкурс «Слово «подснежник» в легендах и мифах.
Учитель: Мы вспоминаем об этом слове весной, когда нами вдруг овладевает
беспокойство, или необъяснимая радость, или неосознанная печаль. Мы пытаемся понять, откуда такое настроение. И нам невдомек порой бывает, что это весна, она виновница нашего непостоянства в настроении.
А человеку свойственно все объяснять словами. В привычном видеть необычное. Наблюдая за подснежником, человек создал множество легенд.
Послушайте их. Особенно поразившие вас слова, обороты речи, понятия запишите.
(Легенды учащиеся подбирают самостоятельно, после выступлений выбирается лучшая легенда).
Примеры легенд.
1. Однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел ее и тут же заснул. Охотник решил проверить, что случилось с медведем, сам попробовал эту травку и тоже заснул. Поэтому и называют этот цветок сон-трава.
2. В народе так еще объясняют название «сон-трава». Голубовато-лиловые колокольчики всегда имеют вид склоненного, будто дремлющего цветка, будто спящего.
3. Однажды нечистая сила попробовала спрятаться в цветке. Это ей понравилось, и она стала использовать цветок в своих темных целях. Но какой-то архангел возмутился и метнул в
цветок огненное копье. С тех пор нечистая сила как огня стала бояться цветка, а сам цветок стал называться прострелом.
4. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим участием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев эту красоту, Ева повеселела. У нее появилась надежда. Подснежник стал символом надежды.
5. Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый костюм. Снег тоже захотел принять участие в празднике, но наряда у него не было. Он стал упрашивать цветы поделиться одеянием с ним. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе они кружились на празднике в хороводе и прониклись друг к другу такой симпатией, что остались неразлучны и по сей день.
6. Уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решила не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли. Но подснежник выпрямил стебелек и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
7. В старину верили: если с утра сходить в лес за сон-травой, принести домой и до ночи продержать в воде, а когда взойдет луна, положить под подушку, то во сне приснится будущее человека. Оттуда и название - «сон-трава».
8. Еще говорили, что если носить с собой цветок подснежника, то никакая нечистая сила не подступится; если подложить цветок под угол строящего дома, то в доме всегда будут мир и согласие.
Учитель: К слову этому обращались поэты и писатели. Поэт творит, учась у природы ее шепоту и грому, ее ласке и гневу, ее терпению. Художник создает свой образ, он учит нас не быть равнодушными.
Не привыкайте к чудесам, -Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, -Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь птицам,
Прикладывайтесь к родникам, -Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в удивленье.
Все будет так и все не так Через одно мгновенье.
Что же чудесного увидели поэты в подснежнике, какой образ и как создавал каждый из них? Интересные поэтические символы, речевые обороты запишите. (Подготовленное заранее учащимися чтение стихов о подснежнике).
VI. Выступление учащегося «Слово «подснежник» в музыке».
Учитель: Послушав стихи, вы, наверное, поняли, сколько поэтических образов создано поэтами. Удивительное, чудесное слово «подснежник» подарило вдохновение и композитору Петру Ильичу Чайковскому. Гармонией звуков он создал образ этого цветка. (Короткую справку о жизни Чайковского дает ученик, получивший заранее индивидуальное задание).
Ученик: Петр Ильич Чайковский, великий русский композитор, жил во II половине XIX в. Родился он в провинции, в семье, далекой от музыки. С детства рос «стеклянным ребенком»: необычайно чутким, хрупким, ранимым. Родители вовремя заметили талант ребенка, его музыкальные способности и все сделали, чтобы развивать талант сына. П.И.Чайковский создал величайшие произведения: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», множество пьес, симфоний, этюдов.
Слава его росла не по дням, а по часам, однако в кошельке, как правило, было пусто. Он был нерасчетлив, подчас бездумно расточителен. Правда, на себя тратил совсем немного, зато любил щедро угощать друзей, к празднику посылал отцу и любимым братьям дорогие подарки, помогал тем, кому была необходима помощь. Дал стипендию своему талантливому ученику Литвинову Семе, когда тот из-за безденежья чуть не бросил учебу. Узнав о крайней нужде
своей первой учительницы музыки Пальчиковой, Чайковский установил ей ежемесячную пенсию, которую выплачивал вплоть до ее смерти. Умолкала музыка в душе, когда рядом страдали.
Иногда из-за безденежья приходилось писать по заказу. Так родился цикл фортепьянных пьес «Времена года», сочиненный для музыкального журнала «Нувеллист». Издание выходило ежемесячно первого числа каждого месяца. Каждая из 12 пьес появлялась как сюрприз в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы. Кроме названия месяца все пьесы имели подзаголовок.
• Прослушивание музыкального этюда «Апрель. Подснежник».
Вопросы к беседе по музыкальному произведению.
1. Какие картины возникают у вас в воображении, когда слушаете эту мелодию?
2. С какими явлениями природы можно сравнить звучание музыки?
3. Каким вы представляете себе подснежник, первый цветок весны?
Учитель: Итак, мы познакомились с русским словом «подснежник», с тем, какие образы созданы на основе понятия «подснежник» и слова «подснежник». Настало время попытаться создать собственный образ этого цветка.
VII. Речетворческая мастерская.
Работа учащихся над собственными текстами о подснежнике {работа идет в сопровождении музыки).
Темы творческих работ:
1. Подснежник - весеннее чудо.
3. Под вечным небом.
4. Любовь земли.
5. Спасибо, музыка, за то...
6. Волшебный цветок.
Учитель: Если будете испытывать затруднение, обратитесь к раздаточному материалу {Приложения ММ / 2).
VIII. Проверка выполнения творческих работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ЗАДАННЫЕ РИФМЫ К ЧЕТВЕРОСТИШИЯМ О ПОДСНЕЖНИКЕ
1) (веселая) капель - чудо-апрель,
(хрустальный) звон - вот он;
2) на мохнатой ножке - в ладошке, красиво - на диво;
3) тронь - динь-дон,
весны глаза - (как) бирюза.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЛЯ МИНИ-СОЧИНЕНИЙ
Времена года - Апрель - Подснежник - Музыка
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Легкая, чудесная, воздушная, похожая на вальс музыка. Хочется покружиться, закрыть глаза, помечтать. Мелодия стремится то вверх, то вниз, то замирает, как бы потеряв дар звука перед этим чудом.
На тоненькой зеленой ножке; качает хрупкой головой; резные фарфоровые лепестки; застывшее удивление. Маленькая поэтическая сказка. Отчаянно-храбрый. Подарок весеннего солнца.
С чего начинается весна? С капели? С прилета грачей? С трели жаворонка? С первоцвета? С твоего сердца - оно всему начало.