Научная статья на тему 'Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. Путешествие по «Временам года»'

Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. Путешествие по «Временам года» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1626
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВПЕЧАТЛЕНИЕ / СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ХАРАКТЕРИЗУЮТ КАКОЕ-ЛИБО ВРЕМЯ ГОДА / ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП / ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ / АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зинина Татьяна Евгеньевна

Автор делится опытом, как сделать урок и знание, приобретаемое учеником на нем, лично-значимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. Путешествие по «Временам года»»

Автор делится опытом, как сделать урок и знание, приобретаемое учеником на нем, лично-значимым.

Зинина Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы МОУ Домодедовская гимназия № 5 г. Домодедово

-------------

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Путешествие по «Временам года»

Как можно использовать картины и художественные произведения на уроке русского языка в 7 классе для подготовки к сочинению по личным впечатлениям?

Ж

Ключевые слова: впечатление; слова и словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют какое-либо время года; выступления групп; чтения учащихся; вопросы учащихся; алгоритм написания сочинения по впечатлениям

Цели урока:

1. Подготовить учащихся к сочинению по личным впечатлениям, используя игру - путешествие и метод проекта.

2. Познакомить с особенностями сочинения по личным впечатлениям.

3. Повторить сведения о художественном стиле речи.

4. Активизировать лексику по теме «Времена года».

5. Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине, к временам года, обосновать его.

Тип урока: урок развития речи

Методы и приёмы: беседа, слово учителя, самостоятельная работа с различными источниками информации (энциклопедии, сайт и т.д.), защита проектов, мини - сборников, выразительное чтение наизусть, мультимедийная презентация

Оборудование:

1. Репродукции картин И.Шишкина «Зима», И. Левитана «Весна. Большая вода», Н.Крымова «Летний день», И. Остроухова «В Абрамцевском парке. Осень.1887 год» и другие.

2. Отрывки из произведений русских писателей (Л. Толстого, К. Слу-чевского, К. Паустовского, А.Фета).

3. Коллаж «Зима».

4. П.И.Чайковский «Времена года».

5. Стенд «Времена года».

6. Таблички с названиями времён года.

7. Карточки с заданиями.

8. Мини-сборники стихотворений «Лето», «Весна», «Осень», «Зима».

9. Мини-журнал «Осень - любимое время года А.С. Пушкина».

10. Видеофрагмент «Лето», «Весна».

11. Выставка мини-сборников стихотворений «Творческая мастерская».

12. Мультимедийный проектор, компьютер.

13. Рабочие тетради.

14. Мультимедийная презентация «Осень - любимое время года А.С. Пушкина».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

«Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима, весна». (Эпиграф записан на доске; записывается в тетрадь). Так сказал писатель, который беззаветно любил природу и который воспел её в своих лучших произведениях, Михаил Пришвин. Время года - это определённый отрезок в году, когда происходят различные изменения в окружающей нас природе.

- Какое время года вы любите больше всего? Почему?

- Каждый из вас выбрал своё любимое время года, получилось четыре группы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Цель нашего урока: подготовиться к сочинению по впечатлениям, познакомиться с его особенностями, собрать материал о временах года, проследить, как о разных временах года писали поэты и композиторы. Русский народ создал много пословиц и поговорок о временах года.

- Какие вы знаете приметы и пословицы о них?

- А теперь запишите в тетрадь слова и словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют какое-либо время года. (Например, осень - багряные листья, листопад, багрец и золото лесов и т.д.)

- Замечательно! Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Ваши проектные работы помогут нам в этом.

2. Выступление группы «Весна». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Март. Песня жаворонка или Апрель. Подснежник.-видеофрагмент.)

Учитель. На столах у вас тексты писателя Льва Толстого. Давайте послушаем, как описал он весну

Текст 1 (Читает учащийся)

Весна долго не открывалась... Днём таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги... Потом вдруг... понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льды, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки...

(Вопросы задают учащиеся)

- В каком предложении этого текста заключена основная мысль?

- К какому стилю речи вы отнесёте текст?

- Назовите и подчеркните в тексте те слова, которые наиболее ярко говорят о наступлении весны.

- О какой весне рассказывает писатель? Взгляните теперь, какую весну изобразил на своём полотне «Весна. Большая вода» художник И Левитан. (Демонстрация картины.) Похожа ли она на весну, описанную в тексте Л.Толстого?

- Нравится ли вам эта весна? Хочется ли попасть в место, изображённое на картине?

- Можем ли мы сказать, что небо уже весеннее?

- Посмотрите, какими художник изобразил деревья?

- Прекрасно! А теперь представьте, что вы оказались в том месте, которое изобразил И.Левитан. Куда бы конкретно вы хотели попасть? Почему?

Учитель. Но мы с вами замечтались, между тем наступает пора летнего времени. Любите ли вы лето?

3. Выступление группы «Лето». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Июнь. Баркаролла.)

Учитель. Послушайте, как описывает лето поэт Константин Случевский.

Текст 2 (Читает наизусть учащийся.)

Полдневный час. Жара гнетёт дыханье;

Глядишь прищурясь - блеск глаза слепит,

И над землёю воздух в колебанье,

Мигает быстро, будто бы кипит.

И тени нет. Повсюду искры, блёстки,

Трава слегла, до корня прожжена.

В ушах шумит, как будто слышны всплески,

Как будто где-то подле бьёт волна...

Ужасный час! Везде оцепененье:

Жмёт лист к ветвям нагретая верба,

Укрылся зверь, затем что жжёт движенье,

По щелям спят, приткнувшись, ястреба.

(Вопросы задают учащиеся)

- О чём стихотворение? С чем сравнивается летняя жара? А хотелось бы вам, чтобы лето всегда было таким жарким?

- Давайте совершим заочное путешествие туда, где очень хорошо отдыхать. Посмотрите на видеофрагмент и ответьте на вопросы. (Видеофрагмент из кинофильма «Лермонтовские Тарханы»)

- Что занимает центральное место видеофрагмента?

- Хотелось бы вам побывать около этих прудов?

- Посмотрите, как здесь представлены деревья? Создают ли они тень?

- Какое место занимает зелень?

- Подберите синонимы к слову «зелёный» и запишите их в тетрадь (изумрудный, малахитовый, оливковый).

Учащиеся

- Наша группа подобрала стихотворения о лете, создала мини-сборники и подготовила аннотации, которые сейчас мы вам и представляем. Запишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют лето.

(На доске запись. Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, раскрывающая её содержание и назначение. Определение учащиеся записывают в тетрадь.)

4. Выступление группы «Осень». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Октябрь. Осенняя песня.)

Учитель. Быстро прошло лето, а за ним осень- время, богатое на краски. Послушайте, как описывает его писатель К.Паустовский.

Текст 3 (Читает учащийся)

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные позолотой. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. (По К.Паустовскому)

(Вопросы задают учащиеся)

- Какие имена существительные и прилагательные этого текста помогают лучше увидеть и ощутить наступление осени?

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

- Какой тип речи перед нами? (Описание).

- С чем или кем сравнивается осень в тексте? С чем сравниваются леса?

Мы часто идём по улице и не замечаем, как с каждым временем

года преображается природа, а вот писатели, художники, музыканты это всегда очень тонко подмечают.

- Какие чувства у вас вызывает осень? У многих природа вызывает желание поразмышлять, подумать. Как вы думаете, почему?

Учащиеся

- Наша группа подготовила мини- журнал и компьютерную презентацию «Осень - любимое время года А.С.Пушкина». Сейчас мы и представим их вашему вниманию.

1 страница. Осень.

Осень - удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья клёнов, берёзок. Сколько ни смотришь, не перестаёшь удивляться её мастерству. Многие поэты были очарованы этим временем года. Один из них - А.С.Пушкин.

2страница. Болдинская осень.

В 1830г. Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь Змесяца - с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору - с её приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой лёгкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. «Осень подходит Это любимое моё время - здоровье моё обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настаёт...»

Зстраница. Стихотворение А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Пусть строки этого отрывка не рисуют всей картины осени, но сразу же наплывают воспоминания об этой удивительной поре. Видишь смутные образы: падают листья на дорожки и в прозрачные лужи, льют тяжёлые осенние дожди, щиплет нос холодный ветерок. Ощущается тоска о прошедшем лете, о его тёплом солнце. Пушкин считал, что нет ничего лучше осени. «И с каждой осенью я расцветаю вновь.»- пишет он. Именно в осени черпал поэт поэтическое вдохновение. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил часто А.С.Пушкин.

Учитель. Наше маленькое путешествие в осень подошло к концу ведь вслед за осенью незамедлительно приходит зима. Вот какие чувства вызывает она у А.Фета.

5. Выступление группы «Зима». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Январь. У камелька)

Текст 4 (Читает учащийся.)

Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

- Какие чувства испытывает герой стихотворения? А как к зиме относитесь вы?

Учащиеся

- Не только поэты, но и художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Мы тоже, как смогли, передали её в своём коллаже, который составили из иллюстраций (репродукций И.Шишкина, А. Саврасова, В.Сурикова, А.Куинджи, Б.Кустсдиева, К.Юона, И.Грабаря), фрагментов стихотворений и элементов нашего творчества. (Учащиеся по очереди защищают проект-коллаж).

Декабрь

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно - розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры - блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе!

6. Слово учителя. Работа с алгоритмом написания сочинения по впечатлениям

Молодцы! Вот и закончилось наше маленькое путешествие по временам года. Я думаю, теперь вы будете более внимательны к тем изменениям, которые происходят в природе. А о своих наблюдениях и впечатлениях вам нужно будет написать сочинение дома.

Прежде чем вы будете писать сочинение, давайте подумаем, как оно может быть построено, ведь вам нужно не описать картину, а рассказать о своих впечатлениях от времён года.

- А что же такое впечатление, ведь оно лежит в основе работы? (То, что надолго остается в памяти). Посмотрите на схему.

Впечатление - это своеобразная печать в нашей памяти, порою она стирается, а иногда остается на долгие годы.

Текст подобного сочинения следует начать со слов-сигналов, напоминающих о том, что перед нами рассказ о впечатлениях:

Однажды...

Один раз...

Запомнилось...

Мне вспоминается...

Никогда не забуду...

Я помню...

Помнится...

Бывало...

Забываешь...

Картины природы создаются с помощью художественного стиля.

7. Подведение итогов. Домашнее задание

Прекрасно! Вы сегодня превосходно подготовились к уроку и получаете оценки .... Дома напишите, пожалуйста, сочинение по впечатлениям на тему: «Чудеса времён года», расскажите, какие изменения происходят в природе, когда одно время года сменяет другое или расскажите о любимом времени года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.