обучения, экскурсий, дидактических и технических средств обучения, а также других методов и средств в профориентационных целях.
Материалы проведенного нами анализа позволили сформулировать сущность модели профориентационных умений учителя как способности создавать динамическую систему осознанных воздействий профориентатора на организацию деятельности учащихся, основанную на методологических, социально-экономических, психо лого-педагогических знаниях сущности профориентации, структуры и принципов этой работы, особенностей изучения уровня сформированности у учащихся профнамерений и управления данным процессом в ходе учебной и внеучебной работы в соответствии с конкретной обстановкой.
Исследование системы и структуры профориентационной деятельности учителя предметника [3] показывает, что управление и руководство процессом формирования и развития интересов учащихся к профессиям требует высокого уровня мастерства, основой которого являются педагогические умения. Недостаточное развитие любого блока в модели профориентационных умений учителя (профориентационно-конструктивного, профориентационно-управленческого, профориентационно-организационного, профориентационно-гностического и профориентационно-прикладного) снижает эффективность профориентационного воздействия.
Список литературы
1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.
2. Зуннунов А., Толипов У. Миллий кадриятлар асосида укувчи шахсини шакллантириш. Ташкент, 2006.
3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2006.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ИГРЫ СВЕТА И ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОГО ЛОТОСА НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Болтенко Л.Н.
Болтенко Любовь Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани Средняя общеобразовательная школа № 45, г. Астрахань
Аннотация: о волшебных изменениях цвета чудо-лотоса, изменчивости его раскраски, недолговечности его щедрой красоты и о том, почему художники слова уделяют столь пристальное внимание цвету лотосовых лепестков, можно узнать из данной статьи и использовать этот материал на уроках развития речи. Ключевые слова: цвет, чудо-лотос, светотень, эстетика, произведение, волшебство.
Вечным таинством света и цвета Манит лотос людские умы.
Н. Мордовина
Наилучшее средство ввести подростка в мир прекрасного - это вместе с ним прочитать и увидеть красивое на страницах художественных текстов, выделить важные детали и помочь понять их смысл и значение. Но главное, научить любоваться красотой, созданной художником слова, почувствовать ее
недосказанность и суметь сделать свое открытие прекрасного, которое даст импульс к собственному творчеству.
С этой целью подготавливаю и провожу уроки-исследования, на которых учащиеся учатся видеть красоту слова и красоту природы (на примере исследования цвета лотоса), обогащают свой словарный запас, развивают эстетический вкус и познавательный интерес, учатся выражать словами свое эмоциональное настроение.
Заранее учащиеся делятся на группы и получают задания. Первая группа исследователей работает с художественными текстами и выбирает эпизоды с описанием цвета лотоса. Вторая группа готовит пересказ легенд о лотосе и отвечает на вопрос: «Какой цвет имеет лотос в каждой легенде и с чем это связано?». Третья группа сочиняет свою легенду, сказку или стихотворение. Для оформления уроков ученикам предлагается нарисовать цветок лотоса. Иногда проводим конкурс детей с участием родителей на лучшее стихотворение, сказку или легенду о лотосе, лучший рисунок или фотографию. Такие уроки не оставляют детей равнодушными и становятся своеобразной «прививкой» доброты и бережного отношения к прекрасному.
Красота, диво дивное, природы совершенство - это нежный цветок лотоса. Щедро дарит нам эту красоту земля Астраханская. Чудо, созданное природой, воспето человеком, и этот волшебный цветок, оказалось, «растет» на страницах художественных произведений [1, с. 30].
Почему художники слова описывают лотос? Потому что изменчивость окраски лепестков лотоса удивляет и поражает, пробуждает в нашей душе чувство красоты.
На уроках развития речи совместно с ребятами проводим исследование, наблюдаем, как поэты и писатели видят игру светотеней, игру красок, цвета, задумываемся, случайна ли неустойчивость, изменчивость лотоса или это действительно волшебный цветок. Многие из учащихся не видели лотос глазами, но после таких исследований «видят сердцем» эту красоту и никогда не навредят длинным упругим стеблям и большим овальным листьям. Исследуя художественные тексты, мы вместе с авторами побывали в глухих заводях, где скрывается от шумного света этот редкостный цветок, украшающий воды. Увидели, как играет он своими красками, как меняет цвет и как умеет чувствовать капризы природы [2, с. 21].
С героями А. И. Шадрина из книги «Следы на воде» посмотрели на волшебный цветок. Какой он? Нашли описание лотоса: «В зарослях огненными пятнами полыхали красные, алые цветы с чуть приметной фиолетовой окраской, с большими бледно- розовыми бутонами...» Исследовали, что же влияет на раскраску цветка? Оказывается, и ветер, и солнце, и облачко, и тучи, и дождь - все действует на него. За красоту и за редкость, да вот за эту чувствительность и прозвали лотос волшебным. Узнали, что всей жизни цветку - три дня. И каждый день он меняет свой цвет. В первый день он красный, как сердце. На другой день — розовый. А утром третьего дня лотос становится бледно-розовым и умирает. Вместе с учениками пришли к выводу: изменение цвета, смешение красок напоминает о переменчивости жизни, о ее недолговечности, заставляет задуматься и понять, что прожить свою жизнь надо так, как лотос, ярко, необыкновенно, чудесно, щедро дарить красоту людям.
Из других художественных текстов узнали, что поэт Р. Ивнев в новелле «Лотос» рассказывал, как В. Хлебников вручил ему ослепительно-белый лотос и сказал: «В иле произрастает, в мутных водах, но не загрязняется ими. Волшебный этот лотос, зло в добро превращает» [3, с. 14].
В калмыцкой легенде о лотосе перед нами узкий ерик, а в глубине тихого протока растут чудные цветы, на их больших листьях отдыхают лебеди. Цветы на воде, словно розовая заря. Удивительное сочетание: белые лебеди и розовые цветы. Пришли к убеждению: белый цвет - символ чистоты, непорочности; розовый - нежность, хрупкость. О таком сочетании напоминает лотос. Сделали вывод: мы должны бережно относиться к чудесам природы.
Различны по содержанию легенды о лотосе и различны цвета лотоса в легендах. Что же смогли увидеть мы? На страницах книги Н.С. Травушкина «В краю тысячи рек» нашли такие строчки: «Собранные из крупных лепестков чаши чаруют глаз тончайшими переходами оттенков — от розовато-белого до нежно-алого». Учащиеся понимают, что игра красок, изменение цвета завораживают, околдовывают, и авторы прочитанных произведений подтверждают, что это необыкновенный, удивительный, действительно волшебный цветок. Поэтому надо оберегать эту красоту и редкость эту, воздавать славу великую, почести царские. Это не просто цветок! С ним - рай на земле. В основе всех легенд лежат первоначальные представления людей о добре и зле, о любви и счастье, о чистоте и целомудрии, о здоровье и бессмертии. И это все связано с лотосом, с его цветом.
В легенде Ханкайской долины «Цветок подводного царства» мы видим лотос на дне подводном, в глубоком тайнике. Но и в этой темноте это божество великолепно! Невозможно отвести от него глаза! Кажется, розовые лепестки вобрали в себя весь свет подводного царства и сами светились, как факел, светились необычными красками. Из текстов легенд мы узнали, что лотос бывает и голубого цвета. В водах озера Пушкара, покрытых белыми лотосами, отражались голубые небеса, и белые лотосы в один миг стали голубого цвета. Открывая золотому солнечному свету свои голубые сердца, лотосы радостно улыбались и возносили гимн своим медовым ароматом, С ними вместе радовалась вся природа. В словаре цветов находим, что голубой лотос - символ Вселенной, олицетворяет собой образ Голубого свода. Удивились, узнав, что голубой туман тоже связан с цветом лотоса [4, с. 30].
Г. Подольская сравнивает лотос с розовым, пламенным фламинго, считая его символом вечной красоты. Поэтесса приметила игру красок и цвета лотоса. А что нового открылось нам? Да ведь лотос разноцветный, словно радуга! Удивительное сравнение нашли исследователи, читая стихотворение Г. Подольской «Лотос». Лотос растет на воде, и его разноцветность отражается в ней.
Вода узором радуги смеется. На лепестках - жемчужная роса.
И с нами совершенство остается ...
Цвет листьев лотоса также изумляет. Зеленым ковром стелятся большие, каждый с большой поднос, овальные листья. Их сочная зелень притягивает взгляд, и читатель видит буйство всевозможных зеленых тонов, от светло-изумрудных, до темных, аспидных. Своим цветом редкостный лотос очаровывает, завлекает, манит, побуждает к творчеству. В. Ерофеев в своем стихотворении «Люблю родное понизовье» пленен красотой лотоса:
Замру, как будто сердце раскололось, Увидев, как, осыпанный росой. Расцвел июльским утром лотос, Пленив божественной красой.
В результате наших исследований мы узнали, что лотос бывает красным, алым, кровавым, агатовым, розовым, пламенным, блеклым и бесцветным, голубым, фиолетовым, ярко-сверкающим, лучистым, белым, золотистым и серебряным (когда на его нежных лепестках лежит роса). Этот цветок скромный, незаметный, ангельский и шальной, искрометный, изысканный, священный, вдохновенный. Он разный.
Потрясение от прочитанного было таким, что невозможно словами описать свое состояние. И всем стало ясно, что мир гармоничен и чист, что красота помогла каждому, кто увидел это чудо, открыть в себе что-то новое. Все поняли, что общение с прекрасным оберегает от духовного разрушения, дает надежду, силы, любовь,
49
долгую и счастливую жизнь. И эта красота, чудо это царственно произрастает в сокровенных местах прикаспийской дельты, и мы уверены, что познавший землю Астраханскую, обрел в сердце своем красоты ее и дива дивные, ибо, как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так земля наша красоты свои добрым людям, которые становятся мудрее, а очи мудрых всегда желают блага.
Список литературы
1. Мухин В.Н. Дельтоград. М.: Изд-во «Современник», 1980. 30 с.
2. Подольская Г. Где Волга прянула стрелою... Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995. 21 с.
3. Шадрин А.И. Следы на воде. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. 14 с.
4. Травушкин Н.С. В краю тысячи рек. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1988. 30 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Лубсанова Н.М.
Лубсанова Наталья Михайловна - студент, кафедра английского языка и лингводидактики, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье рассматривается проблема реализации педагогического общения через речь учителя.
Ключевые слова: урок иностранного языка, педагогическое общение, речь учителя.
В современном мире, в век глобализации, когда расширяются государственные и личные контакты, возрастает обмен информацией, иностранный язык выступает как средство общения, овладение которым может обеспечить учащимся непосредственный доступ к иноязычной культуре и диалогу культур. Особенности иностранного языка как учебной дисциплины заключается в том, что обучение осуществляется с помощью языка; таким образом, язык - и цель, и средство общения. При отсутствии языковой среды для учащихся общение с учителем - основная форма приобщения к иностранному языку как средству коммуникации.
Педагогическому общению дал определение известный ученый психолог-лингвист XX века А.А. Леонтьев: «— это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [ 1].
Педагогическое общение становится оптимальным лишь при учете определенных факторов, способствующих педагогическому общению. Наиболее важными из них являются коммуникативные способности и умения учителя. Можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя:
1 Социально-педагогический блок, его компоненты - восприятие, взаимодействие, чувства, эмоции, использование психологических средств - вербальных, невербальных и т.д.
2 Нравственно - этический: мораль, гуманизм, принципы воспитания.