долгую и счастливую жизнь. И эта красота, чудо это царственно произрастает в сокровенных местах прикаспийской дельты, и мы уверены, что познавший землю Астраханскую, обрел в сердце своем красоты ее и дива дивные, ибо, как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так земля наша красоты свои добрым людям, которые становятся мудрее, а очи мудрых всегда желают блага.
Список литературы
1. Мухин В.Н. Дельтоград. М.: Изд-во «Современник», 1980. 30 с.
2. Подольская Г. Где Волга прянула стрелою... Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995. 21 с.
3. Шадрин А.И. Следы на воде. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. 14 с.
4. Травушкин Н.С. В краю тысячи рек. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1988. 30 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Лубсанова Н.М.
Лубсанова Наталья Михайловна - студент, кафедра английского языка и лингводидактики, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье рассматривается проблема реализации педагогического общения через речь учителя.
Ключевые слова: урок иностранного языка, педагогическое общение, речь учителя.
В современном мире, в век глобализации, когда расширяются государственные и личные контакты, возрастает обмен информацией, иностранный язык выступает как средство общения, овладение которым может обеспечить учащимся непосредственный доступ к иноязычной культуре и диалогу культур. Особенности иностранного языка как учебной дисциплины заключается в том, что обучение осуществляется с помощью языка; таким образом, язык - и цель, и средство общения. При отсутствии языковой среды для учащихся общение с учителем - основная форма приобщения к иностранному языку как средству коммуникации.
Педагогическому общению дал определение известный ученый психолог-лингвист XX века А.А. Леонтьев: «— это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [ 1].
Педагогическое общение становится оптимальным лишь при учете определенных факторов, способствующих педагогическому общению. Наиболее важными из них являются коммуникативные способности и умения учителя. Можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя:
1 Социально-педагогический блок, его компоненты - восприятие, взаимодействие, чувства, эмоции, использование психологических средств - вербальных, невербальных и т.д.
2 Нравственно - этический: мораль, гуманизм, принципы воспитания.
3 Эстетический - красота общения, гармоничность, педагогический такт, культура внешнего вида и речевого общения.
4 Технологический - средство, методы, приемы и формы взаимодействия, стиль руководства общения.
Главным фактором, способствующим педагогическому общению, является речь учителя, его речевые особенности. Данный фактор в определенной степени сочетается с коммуникативными способностями учителя, его стилем общения. Его можно отнести к социально-психологическому блоку.
В работе учителя иностранного языка реализуется основной принцип обучения -принцип коммуникативности. С первых шагов изучаемый язык должен стать языком общения. Именно это отличает урок иностранного языка от других уроков. Приходя на урок, учащиеся должны попадать в атмосферу изучаемого языка, которая создается учителем, его речевым поведением [2].
На уроке иностранного языка, слово учителя выполняет важную функцию -оно средство общения, т.к. это слово является образным для подражания, опоры, которая может быть использована в речи, стимулом, побуждающим речь. Одна из главных задач учителя иностранного языка - развитие сложных умений межкультурного общения.
Речь учителя должна быть: - аутентичной, т. е. именно так в данной ситуации сказал бы носитель языка; - нормативной и свободной от диалектизмов, коллоквиализмов и сленга; - выразительной, с акцентированием интонационных средств, делающих речь для говорящего более ясной и понятной, с умеренным использованием жестов, мимики и других средств выразительности; - адаптивной, т. е. соответствующей возможностям понимания ее учащимися, с планомерным расширением этих возможностей. Это относится не только к языковым средствам, которые определяют речь учителя, но и к темпу речи; - емкой и лаконичной. Емкость и лаконичность относятся к весьма существенным требованиям к речевому поведению учителя. Ему следует строго придерживаться правила: говорить только тогда, когда нельзя не говорить, в противном случае нарушается баланс на уроке в говорении, если учитель много говорит сам [3].
Для достижения цели научить учащихся говорить на иностранном языке, учителю важно установить контакт с учащимися. Чтобы вовлечь в атмосферу иноязычного общения, учителю необходимо прибегнуть установкам, которые являются важным элементом в педагогическом общении. Именно установки связаны с побуждением к учению, инструкциям, контролем, оценкой и организацией работы.
Список литературы
1. ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. М.: Эльфа, 1996. 92 с.
2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
211 с.
3. Конышева А.В. Методика преподавания иностранных языков: учеб.-метод. компл.:
в 2-х ч. / А.В. Конышева: Полоц. гос. ун-т. Новополоцк, 2004. Ч. 1. 256 с.