ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_69
ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД CONTRACT WORKS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
КАРХАЛЕВ Денис Николаевич,
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Сибирского федерального университета. 450076, г. Уфа, ул. Красина, 15-69. E-mail: dnk001rb@yandex.ru;
ПАНКРАТОВА Майя Евгеньевна,
кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Мурманского арктического государственного университета. 183038, Россия, Мурманская обл., Мурманск, ул. Егорова, 15. E-mail: dnk001rb@yandex.ru;
Karkhalev Denis Nicolaevich,
Professor chair of civil law Siberian federal university doctor of jurisprudence. 450076, Ufa, Krasin St., 15-69. E-mail: dnk001rb@yandex.ru;
Pankratova Maya Evgenevna,
Chief of faculty of law Murmansk arctic state university, candidate of law, docent.
15 Egorova str., Murmansk, Murmansk Region, 183038, Russia. E-mail: dnk001rb@yandex.ru
Краткая аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы защиты гражданских прав и ответственности при реализации охранительной функции гражданского права в подрядных работах для государственных или муниципальных нужд.
Abstract: The article rnnsideres the actual problems of defense of civil rights and responsibility realization defense function of civil law in contract works for state or municipal needs.
Ключевые слова: защита гражданских прав, ответственность в гражданском праве, охранительные правоотношения, подрядные работы для государственных или муниципальных нужд.
Keywords: defense of civil rights, responsibility in civil law, defense relations, contract works for state or municipal needs.
Для цитирования: Кархалев Д.Н., Панкратова М.Е. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 69-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_69.
For citation: Karkhalev D.N., Pankratova M.E. Contract works for state or municipal needs // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 6972. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_69.
Статья поступила в редакцию: 18.04.2023
Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд1.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Изначально законодательство о контрактной системе отсутствовало, поэтому в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее -ГК РФ или ГК) были включены отдельные параграфы о поставках товаров (ст. 525-534), а также о подряде (ст. 763-768) для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время положения этих параграфов фактически не применяются, а закон устанавливает одинаковые правила для любых гражданско - правововых договоров, заключаемых для государственных и муниципальных нужд.
Одним из основных начал гражданского законодательства, как известно, является принцип свободы договора, однако применительно к государственным и муниципальным контрактам он существенно ограничен. Такие ограничения касаются не только выбора заказчиком контрагента, но и определения содержания договора. Кроме того, существует система планирования закупок для государственных и муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.
Договор подряда на работы для государственных нужд является консенсуальным, взаимным и возмездным. Договор заключается в простой письменной форме по результатам обязательных подрядных торгов (проведение торгов на строительство для федеральных нужд обязательно).
Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Кроме того, в
1 См.: Гражданское право и сфера обслуживания: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1984. Ершов О.Г. Соотношение договора на изыскательские работы в строительстве со смежными договорами // Право и экономика. 2013. № 7. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. М., 1990. Никитин А.В. Договор подряда в гражданском праве Российской Федерации. М., 2014.
законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов. Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.
Особенности заключения, исполнения и ответственности по таким контрактам установлены Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также законодательством о защите добросовестной конкуренции (антимонопольным законодательством). Публичное проведение закупок направлено на обеспечение контроля процесса закупок с целью эффективного расходования бюджетных средств, а это невозможно при отсутствии добросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство как раз и направлено на борьбу с недобросовестной конкуренцией и коррупцией.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с ГК. По общему правилу процесс заключения контракта начинается с размещения самим заказчиком или привлеченной им организацией извещения об осуществлении закупки. Завершается закупка публикацией информации об исполнении контракта как со стороны победителя, так и со стороны заказчика, а также о применении мер гражданско- правовой ответственности.
Закон о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок допускает организацию электронного документооборота между участниками закупки. Электронные документы - извещение о закупке, документация закупки, заявки участников, протоколы определения победителя, сами контракты должны быть подписаны усиленной электронной подписью.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять планирование закупок. Для этого перед началом финансового года они составляют и публикуют планы закупок и планы - графики закупок. Заказчик при формировании указанных планов не может действовать произвольно, а должен обосновать закупку, в частности ее объект, начальную (максимальную) стоимость контракта, дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчик также определяет требования к закупаемым товарам, работам, услугам. Имеются в виду требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
Руководство процессом закупки осуществляет специально создаваемая заказчиком комиссия. Заказчики при осуществлении закупок могут использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закон выделяет несколько конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Закупка у единственного поставщика допускается в исключительных случаях.
Для участия в закупке заинтересованные лица подают заявку, требования к которой сформулированы заказчиком. Конкурс проводится тогда, когда необходимо, чтобы сами участники предложили ряд условий контракта (например, разработали дизайн - проект, макет, образцы товара), а победителем признается участник, предложивший лучшие условия контракта. Такая процедура подходит для случаев, когда сам заказчик не может определить все характеристики предмета контракта.
Победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. При подведении итогов процедуры закупки комиссия по осуществлению закупки оценивает каждую заявку на предмет соответствия критериям, указанным в документации закупки. По итогам рассмотрения заявке каждого из участников присваивается порядковый номер. Участник, заявке которого присвоен первый номер, признается победителем. Ему принадлежит право на заключение контракта. Однако если такой участник уклонится от заключения контракта, то контракт заключается с тем участником, заявке которого присвоен второй номер.
В результате контракт заключается с участником, признанным победителем, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением такого участника закупки. После подписания сторонами контракт публикуется на том же сайте.
В ходе конкурентной процедуры закупки участники соревнуются между собой, предлагая условия, на которых они готовы заключить и исполнить контракт. К таким условиям в соответствии с извещением и документацией закупки могут быть отнесены: 1) цена; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Кроме того, заказчик вправе установить следующие требования к поставщику (исполнителю): 1) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов; 2) опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация; 3) наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частно-правовые (цивилистические) науки
В документации закупки установлена начальная (максимальная) цена контракта. Такая цена определяется и обосновывается заказчиком путем применения специальных методов, указанных в законе (ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок).
Одним из приемов недобросовестной конкуренции со стороны участников закупки является установление чрезмерно низкой цены контракта (демпинговые цены). Если участник конкурса или аукциона предлагает цену, которая на 25% или более ниже начальной, то применяются антидемпинговые меры в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Эти меры также направлены на защиту добросовестной конкуренции.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (существенные условия).
Обязательными условиями контрактов являются положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, при этом в обязанности заказчика при наличии оснований для наступления гражданско-правовой ответственности исполнителя входит взыскание с него неустойки и (или) штрафа.
В содержание контракта также обязательно включаются условия о порядке и сроках оплаты, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки, о способе обеспечения исполнения контракта, могут быть указаны и другие условия.
Существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.
При заключении и исполнении обычных гражданско - правовых договоров стороны могут по соглашению использовать определенные способы обеспечения исполнения обязательств (задаток, залог, банковскую гарантию). Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность по установлению в контракте обеспечительных мер.
Заявка каждого участника до момента определения победителя, а после определения победителя каждый контракт должны быть обеспечены определенными гарантиями со стороны участников закупки и победителя. Закон устанавливает способы обеспечения заявки, а после определения победителя закупки - способы обеспечения исполнения контракта. Для этого сначала на всех участников, а затем на победителя закупки возлагается обязанность по внесению на счет заказчика денежной суммы, размер которой определяется документацией о закупке (от 5 до 30% начальной цены контракта).
До внесения суммы обеспечения заявка участника не рассматривается, а после определения победителя до внесения обеспечения исполнения контракт не может быть заключен. Сумма обеспечения может быть возвращена исполнителю только после надлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Вместо внесения денежной суммы может использоваться банковская гарантия, выданная с соблюдением требований закона.
Стороны контракта существенно ограничены в возможности его изменения и расторжения, в том числе по соглашению сторон. Изменение контрактов допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а их расторжение допускается по основаниям, установленным гражданским законодательством, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения.
Что касается обязанностей сторон, то подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В случае нарушения законодательства о контрактной системе со стороны участников закупки сведения о таких лицах вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. В него включается информация об участниках закупок, необоснованно уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация в реестр недобросовестных поставщиков вносится на два года.
Для защиты прав заинтересованных лиц установлен как судебный, так и внесудебный порядок. Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения вправе обращаться с жалобами в органы федеральной антимонопольной службы в случае нарушения процедуры проведения закупок. Требования к жалобе установлены в ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Отсутствие в жалобе каких - либо реквизитов, предусмотренных указанной статьей Закона, вляяется основанием для ее возвращения заявителю без рассмотрения. Подача жалобы не препятствует обращению в суд. Защита в судебном порядке производится независимо от обращения с жалобой в органы антимонопольной службы.
Например, между учреждением «А» (заказчик), являющимся федеральным государственным, и ИП «Б» (подрядчик) был заключен договор подряда на выполнение ремонтных работ. Договор предусматривал оплату за фактически выполненный объем работ на основании акта приемки и счета-фактуры. Подрядчик предоставил необходимые документы, но заказчик не оплатил счета. Стороны составили акт сверки о задолженности. ИП «Б» направил претензию в адрес федерального государственного учреждения «А».
Заказчик, отвечая на претензию, сообщил подрядчику о том, что финансирование отсутствует, и задолженность погашена быть не может. Суд определил, указывая на ст. 309 ГК РФ, что обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, этого требуют условия договора и закон. Отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке не допустим.
Суд удовлетворил требования подрядчика. Факт имеющейся у заказчика задолженности был доказан, работы подрядчик выполнил. Суд отказал во взыскании процентов, потому что заказчик получает финансирование из федерального бюджета, факт пользования денежными средствами не установлен, незаконного удержания денежных средств не было.
Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Помимо Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок действует Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Он устанавливает общие принципы и основные требования закупки товаров, работ услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых доля Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также некоторыми иными юридическими лицами. Правила обоих законов во многом схожи, а информация о закупках также размещается в Единой информационной системе закупок.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом. К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, если это не урегулировано ГК.
Библиография:
1. Брагинский М.И.. Витрянский В.В. Договорное право. Книга 3. М., 2003.
2. Гражданское право и сфера обслуживания: Межвуз. Сб. науч. Тр. Свердловск, 1984.
3. Ершов О.Г. Соотношение договора на изыскательские работы в строительстве со смежными договорами // Право и экономика. 2013. № 7.
4. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. М., 1990.
5. Никитин А.В. Договор подряда в гражданском праве Российской Федерации. М., 2014.
References:
1. Braginsky M.I.. Vitryansky V.V. Contract law. Book 3. M., 2003.
2. Civil law and service sector: Mezhvuz. Sb. nauch. Tr. Sverdlovsk, 1984.
3. Ershov O.G. Correlation of the contract for survey work in construction with related contracts // Law and Economics. 2013. № 7.
4. Krotov M.V. Obligation to provide services in Soviet civil law. M., 1990.
5. Nikitin A.V. Contract in civil law of the Russian Federation. M., 2014.