Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВЫЙ ТРУД В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯКУТСКА)'

ПОДРОСТКОВЫЙ ТРУД В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯКУТСКА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ТРУД / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН / ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН / РАБОТОДАТЕЛИ НА РЫНКЕ ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННЫЕ РАБОТНИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН / LABOR LEGISLATION / ADOLESCENT (TEEN) LABOR / REGULATION OF THE LABOR OF MINORS / EMPLOYMENT OF MINORS / EMPLOYERS IN THE LABOR MARKET / ORGANIZATION OF LABOR OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанова Анастасия Николаевна

В статье рассмотрена ситуация с трудом подростков в регионе России на примере города Якутска, освещены существующие противоречия и намечены некоторые пути решения проблем труда этой категории населения страны. Данное исследование может способствовать пересмотру отдельных сторон государственной политики по регулированию труда несовершеннолетних граждан, а также дальнейшему развитию государственных региональных программ по содействию занятости населения. Это не только вопросы обеспечения занятости несовершеннолетних в летний период, но и, прежде всего, защита трудовых прав несовершеннолетних лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT LABOR IN THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF YAKUTSK)

The article explores the situation with adolescent labor in Yakutsk city of the Russian Federation, highlights existing difficulties in hiring the minors and outlines ways to solve the problem. This study may contribute to the revision of certain aspects of state policy on the regulation of labor of minors, as well as the further development of state regional programs to promote employment. These are not only issues of ensuring the employment of minors in the summer, but, above all, the protection of the labor rights of minors.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВЫЙ ТРУД В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯКУТСКА)»

Подростковый труд в регионе Российской Федерации (на примере города

Якутска)

Adolescent labor in the region of the Russian Federation (on the example of the city of

Yakutsk)

Степанова Анастасия Николаевна

Студент 1 курса Факультет Юридический факультет «Северо - Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» город Якутск, Республика Саха(Якутия), Россия e-mail: Anastasiya-060996@mail.ru

Stepanova Anastasia Nikolaevna

Student 1 term Faculty of Faculty of Law Ammosov North-Eastern Federal University (NEFU) Yakutsk, the Republic Sakha (Yakutia), Russia e-mail: Anastasiya-060996@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрена ситуация с трудом подростков в регионе России на примере города Якутска, освещены существующие противоречия и намечены некоторые пути решения проблем труда этой категории населения страны. Данное исследование может способствовать пересмотру отдельных сторон государственной политики по регулированию труда несовершеннолетних граждан, а также дальнейшему развитию государственных региональных программ по содействию занятости населения. Это не только вопросы обеспечения занятости несовершеннолетних в летний период, но и, прежде всего, защита трудовых прав несовершеннолетних лиц.

Annotation.

The article explores the situation with adolescent labor in Yakutsk city of the Russian Federation, highlights existing difficulties in hiring the minors and outlines ways to solve the problem. This study may contribute to the revision of certain aspects of state policy on the regulation of labor of minors, as well as the further development of state regional programs to promote employment. These are not only issues of ensuring the employment of minors in the summer, but, above all, the protection of the labor rights of minors.

Ключевые слова: трудовое законодательство, подростковый труд, регулирование труда несовершеннолетних граждан, трудоустройство несовершеннолетних граждан, работодатели на рынке труда, востребованные работники, организация труда несовершеннолетних граждан.

Key words: labor legislation, adolescent (teen) labor, regulation of the labor of minors, employment of minors, employers in the labor market, organization of labor of minors.

В Российской Федерации процесс трудоустройства молодых граждан в общественное производство тщательно регулируется нормативно-правовыми актами и находится под большим надзором со стороны государства. Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в Организацию Объединенных Наций, является Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. В данной Конвенции закреплено: «для целей настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [2, 2].

В России для работников, не достигших 18-ти лет, создаются благоприятные условия труда, предоставляются дополнительные государственные гарантии и льготы. Способами защиты трудовых прав и свобод являются: 1) самозащита работниками трудовых прав; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) судебная защита. В соответствии со статьей 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат

обязательному медицинскому осмотру (обследованию) [5].

В Российской Федерации законодатель имеет особый правовой взгляд на труд несовершеннолетних, что с одной стороны настораживает работодателей легально брать на работу несовершеннолетних граждан, с другой стороны гарантирует и защищает права несовершеннолетних лиц. Заключение и расторжение трудового договора с несовершеннолетними гражданами обладает своей спецификой, о чем записано в главе 42 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, например, несовершеннолетним гарантируются сокращенное рабочее время, отпуск, вознаграждение за труд, охрана труда, им предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы. Также коллективными договорами и трудовыми договорами им могут предусматриваться дополнительные льготы [5].

По нашему мнению, в этом и заключается основная проблема регулирования труда несовершеннолетних, когда работодатели, избегая заключать специфические трудовые договора, не ставя себя в некое ущербное состояние, отказываются от официального приёма на работу несовершеннолетнего гражданина. Взамен этому, они заключают договора гражданско-правового характера, которые в силу части 2 ст. 15 ТК РФ, не допускаются. Работодателям нужно объяснять, что в отличие от трудового договора, гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг), не предполагает наличия между сторонами трудовых отношений, поскольку не порождает ни личный характер прав и обязанностей исполнителя, ни обязанность последнего выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию и подчиняться каким-либо правилам внутреннего трудового распорядка, а со стороны заказчика не порождает обязанности обеспечить условия труда. Тем самым, они лишают детей всего социального пакета, что, по мнению авторов, является формой пассивного уклонения от обязанностей платить налоговые отчисления за данного работника и страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В то же время существует ситуация, когда работодатель не имеет права устанавливать подросткам испытательный срок при приёме на работу. А заработную плату работодателям приходится платить в установленных законодательство размерах, то есть почти равную сумму со взрослыми работниками. Поэтому работодатели охотнее и принимают на работу совершеннолетних, уже ранее работавших и более опытных граждан.

На протяжении многих лет важным направлением деятельности Центра занятости населения (ЦЗН) города Якутска является организация работы по содействию занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет [1, 9]. Всего в Якутске численность несовершеннолетних от 14 до 18 лет составляла в 2018 году 12654 человека. Данная категория населения ежегодно занимает почти одну четвертую часть от общей численности молодежи, обратившейся в целях поиска подходящей работы. И это, в основном, учащиеся образовательных школ, которые обращаются за содействием в поиске работы в летнее каникулярное время. Основные показатели трудоустройства подростков по данным ЦЗН города Якутска показаны в табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели трудоустройства несовершеннолетних граждан _в целях поиска работы

Показатели 2017 2018 2019

Обратилось в поиске работы граждан, чел. 6640 7770 7678

Обратилось в поиске работы подростков, чел. 1268 1333 1314

Доля в общей численности граждан, обратившихся в поиске работы, % 19,1 17,2 17,1

Трудоустроено подростков, всего, чел. 1261 (100%) 1193 (100%) 1224 (100%)

в том числе, - из многодетных семей, чел. 374 (29,7%) 427 (35,8%) 540 (44,1%)

- из малообеспеченных семей, чел. 169 (13,4%) 236 (19,8%) 272 (22,2%)

- из неполных семей, чел. 260 (20,6%) 167 (14%) 198 (16,2%)

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чел. 99 (7,8%) 69 (5,8%) 74 (6%)

- дети-инвалиды, чел. 6 (0,5%) 10 (0,8%) 13 (1%)

- дети, состоящие на профилактическом учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, чел. 55 (4,4%) 47 (3,9%) 57 (4,7%)

Средства республиканского бюджета на трудоустройство подростков, млн. Рублей 5,5 5,2 5,2

Средства муниципального бюджета на трудоустройство подростков, млн. Рублей 1,6 1,6 1,6

Средства работодателей на трудоустройство подростков, млн. Рублей 5,3 6,7 9,6

Заключено договоров с работодателями 146 126 136

Источник: [1;3;4]

В городе Якутске подростковый труд, в основном, организуется в рамках ежегодной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения г. Якутска», которая является составной частью государственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)». Как видно из табл. 1, доля подростков в общей численности граждан, обратившихся в поиске подходящей работы, остается на уровне 17%, что свидетельствует о высокой потребности подростков в трудоустройстве. Также отметим рост доли средств работодателей, нуждающихся в труде подростков. Работодателями заявляются рабочие места на подсобных рабочих, вожатых, делопроизводителей, курьеров, рабочих по сортировке яиц, помощников специалистов в архивы предприятий города, помощников продавцов непродовольственных товаров, учеников слесаря, цветоводов, операторов персональных компьютеров, операторов на телефонные службы, курьеров по доставке корреспонденции и другие. Подростки активно занимаются озеленением и благоустройством города Якутска, сельскохозяйственными работами, ремонтом теплиц, работой на пришкольных участках школ, изготовлением сувенирной продукции. На протяжении многих лет подростков трудоустраивают такие крупные предприятия города как ОАО «Водоканал», ОАО «ЯТЭК», ООО «Сибойл», ООО «АДК», ОАО «Якутская птицефабрика» и другие. Например, МОБУ «Тулагинская средняя общеобразовательная школа им П.И. Кочнева» организует занятость несовершеннолетних граждан не только в летнее время, но и в другое свободное от учебы время. Партнерами ЦЗН являются многие предприниматели города Якутска, например, ИП Попова А.С. ателье «Кэрэ», ИП Павлов Д.И., МУП «Служба единого заказчика ГО «Жатай».

Ежегодно более 300 детей привлекается в сферу благоустройства, озеленения территории города и его пригородов, а также на сельскохозяйственные работы и по оказанию социальной помощи ветеранам.

Кроме того, на сайтах по трудоустройству и в социальных сетях, все чаще стали появляться объявления о приглашении подростков в свободное от учебы время, выполнять в удаленном доступе, работу различных консультантов и промоутеров.

Нами был проведен социологический опрос работодателей города Якутска с целью выяснения основных проблем трудоустройства подростков. Было опрошено 30 работодателей, которые использовали подростковый труд. Это представители предприятий торговли и общепита - 40%, сферы сервиса - 20%, строительных организаций - 14%, госуправления - 13% образовательных учреждений - 13%. На вопрос «Сформулируйте, Вы как работодатель, основную проблему по использованию труда несовершеннолетних работников» респонденты дали следующие ответы: много требований со стороны законодательства - 40%, несоответствие заработной платы выполненной работе - 33%, снижается эффективность труда - 17%, проблем с подростковым трудом нет - 10%.

Опрос работодателей показал, что большинству работодателей существующее законодательство только мешает использовать подростковый труд. Также много работодателей (33%) посчитало, что подросток должен

по закону работать меньше, а получать зарплату как взрослый. Поэтому они в дальнейшем предпочтут взять на работу совершеннолетнего претендента. Некоторые работодатели (17%) посчитали, что использование подросткового труда снизило эффективность труда в их организации. И только 10% работодателей не видят проблем в использовании подросткового труда и будут использовать его и в дальнейшем.

Основными проблемами трудоустройства несовершеннолетних граждан в городе Якутске можно назвать следующие: 1) отказ работодателей в трудоустройстве, в связи со сложным финансовым положением и проведением мероприятий по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности; 2) отказ работодателей в связи с возможными проверками Прокуратуры по соблюдению ТК РФ (заключение трудовых договоров, оплата труда пропорционально отработанному времени не ниже размеров МРОТ, соблюдение режима, оплата медосмотра, отпусков, больничных и др.); 3) заключение с несовершеннолетними гражданами договоров гражданско-правового характера из-за отсутствия рабочих мест в соответствии со штатным расписанием предприятий, в этом случае материальная поддержка назначается не в полном объеме.

Среди возможных путей решения этих проблем можно выделить следующие: 1) возобновить материальное стимулирование работодателей за трудоустройство граждан, в том числе, несовершеннолетних, испытывающих трудности в поиске работы; 2) предусмотреть финансирование из средств госбюджета для возмещения части заработной платы работодателям на оплату труда несовершеннолетних граждан; 3) рассмотрение финансирования из средств муниципальных казенных учреждений ГО «город Якутск» на трудоустройство несовершеннолетних граждан в пригородных поселках; 4) вовлечение подростков в мероприятия, направленные на организацию досуга несовершеннолетних, помощи ветеранам войны и тыла, на развитие родного города и села; 5) внедрение разнообразных форм работы совместно с правоохранительными органами по привлечению трудных подростков к труду в целях профилактики правонарушений и безнадзорности.

Таким образом, вопросы трудоустройства подростков остаются актуальными и острыми с учетом того, что работодатели в большинстве случаев берут на работу подростков только с целью извлечения большей прибыли, так как подростки менее требовательны к материальному вознаграждению. Иные работодатели, соответственно, придерживаются мнения о принятии на работу только совершеннолетних граждан, уже ранее работавших и более опытных, так как брать на работу несовершеннолетнего получается накладно и невыгодно из-за того, что, подросткам полагается больше прав и льгот, чем совершеннолетним работникам.

Как правило, подростки мало знают о своих трудовых правах. По мнению авторов в этом виноваты не только органы государственной власти, родители, общеобразовательные учреждения или сами подростки. Основное бремя по соблюдению прав несовершеннолетних работников несут работодатели. И здесь важно находить компромиссы и пути решения проблемы трудоустройства подростков, так как этот вопрос является социально значимым.

Список используемой литературы:

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI: Международные договоры, заключенные СССР и вступившие в силу с 1 января по 31 декабря 1990 года, которые в настоящее время являются договорами Российской Федерации как государства - продолжателя Союза ССР / МИД РФ. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 496 с. - (Официальное и документальное издание).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683.

3. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://gkzn.sakha.gov.ru/gosudarstvennaja-programma/realizatsija-gosudarstvennoj-programmy

3. Официальный сайт Центра занятости населения г. Якутска РС (Я). [Электронный ресурс]. URL: http://czn.Ykt.ru/rvinok-truda/situaciia-na-rvnke-truday.

4. Сайт Центра занятости населения г. Якутска. Рынок труда. [Электронный ресурс]. URL: http://czn.vkt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.