Научная статья на тему 'Трудоустройство в системе мер противодействия криминализации несовершеннолетних'

Трудоустройство в системе мер противодействия криминализации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / TEENAGER / CRIME / EMPLOYMENT OF MINORS / EMPLOYER / CRIME PREVENTION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уткина Татьяна Владимировна

В настоящей статье трудоустройство лиц, не достигших возраста 18 лет, рассматривается в качестве действенной меры противодействия асоциальному поведению подростков. Обращено внимание на проблемные вопросы принятия на работу несовершеннолетних и осуществления ими трудовых функций. На основе анализа действующего законодательства как федерального, так и регионального уровня, определяющего порядок привлечения к труду несовершеннолетних, как категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выдвигаются предложения по совершенствованию данной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT IN THE SYSTEM OF MEASURES TO COMBAT THE CRIMINALIZATION OF MINORS

In this article, the employment of persons under the age of 18 is seen as an effective measure to counter the asocial behaviour of adolescents. Attention is drawn to the problematic issues of hiring minors and the exercise of their labor functions. Based on an analysis of current legislation at both the federal and regional levels, which determine how to attract minors to work, as a category of citizens with difficulties in finding work, proposals are put forward on the improving this procedure.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство в системе мер противодействия криминализации несовершеннолетних»

УДК 343.97

РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2.56091

Уткина Татьяна Владимировна

старший преподаватель-методист группы обеспечения образовательного процесса и информационного сопровождения учебного отдела, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России tatyanaut27@yandex.ru

Tatiana V. Utkina

Senior teacher-methodologist educational support groups and information support of the educational department, Perm Institute

Federal Penitentiary Service of Russia tatyanaut27@yandex.ru

Трудоустройство в системе

мер противодействия

криминализации

несовершеннолетних

Employment in the system

of measures to combat the criminalization of minors

Аннотация. В настоящей статье трудоустройство лиц, не достигших возраста 18 лет, рассматривается в качестве действенной меры противодействия асоциальному поведению подростков. Обращено внимание на проблемные вопросы принятия на работу несовершеннолетних и осуществления ими трудовых функций. На основе анализа действующего законодательства как федерального, так и регионального уровня, определяющего порядок привлечения к труду несовершеннолетних, как категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выдвигаются предложения по совершенствованию данной процедуры.

Ключевые слова: подросток, преступность, трудоустройство несовершеннолетних, работодатель, предупреждение преступности, социализация.

Annotation. In this article, the employment of persons under the age of 18 is seen as an effective measure to counter the asocial behaviour of adolescents. Attention is drawn to the problematic issues of hiring minors and the exercise of their labor functions. Based on an analysis of current legislation at both the federal and regional levels, which determine how to attract minors to work, as a category of citizens with difficulties in finding work, proposals are put forward on the improving this procedure.

Keywords: teenager, crime, employment of minors, employer, crime prevention, socialization.

Как свидетельствует статистика последних лет, преступность несовершеннолетних имеет стойкую тенденцию к снижению. Но следует отметить, что такие позитивные изменения являются не только последствиями принимаемых государством мер, направленных на декриминализацию подрастающего поколения, но и результатом демографической ситуации, свидетельствующей о снижении количества детей в общей массе населения, а также - о гуманизации уголовного законодательства, вследствие чего ряд преступных деяний были исключены из Уголовного Кодекса России. Однако внимания заслуживают не только лица, находящиеся в конфликте с уголовным законом, но также и подростки, совершившие административные правонарушения и состоящие на учете субъектов профилактики. Так, только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоит свыше 140 тысяч человек [1]. Учитывая, что несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние, не повлекшее соответствующей реакции со стороны правоохранительных и судебных органов, склонен к дальнейшей криминализации и совершению более тяжких преступлений, необходимо своевременное принятие мер, направленных

на искоренение причин и условий, способствующих вовлечению подростка в криминальную деятельность.

Одной из причин, способствующих вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, является неорганизованный досуг. Логинова К.Ю. отмечает, что у подростков отсутствует возможность, в том числе, и имущественная, «проводить свободное время интересно и полезно для своего нравственного и физического развития» [2, с. 20]. Об этом свидетельствуют и показатели статистики, указывающие на то, что порядка 80 % из числа выявленных преступников являются учащимися образовательных организаций, из них 25 % обучаются в школах, почти 20 % не имеют постоянного источника дохода или являются безработными. Также, заслуживает внимания и тот факт, что не менее 40 % своего свободного времени школьники проводят в сети Интернет, посещая ресурсы, не связанные с получением образования. Более половины не проявляют интереса к спорту [3].

Исследователи в области уголовного права и криминологии отмечают, что трудоиспользование

как несовершеннолетних, так и молодежи является действенным способом противодействия де-виантному поведению индивида, однако, в настоящее время накопилось достаточное количество проблем, связанных с организацией данной работы. Занятие несовершеннолетних трудовой деятельностью, способствующей их профессиональному становлению, но не оказывающих пагубного воздействия на здоровье и нравственное развитие, а также, препятствующих освоению образовательной программы, поощряется. Выполнение работ на постоянной основе не только структурирует время подростка, но и позволяет ему получить необходимые навыки и улучшить свое материальное положение. Законодательство наделяет несовершеннолетнего правом на совмещение освоения образовательной программы общего образования с трудовой деятельностью. При этом во внимание берется приоритет обучения над трудоиспользованием, а также отсутствие опыта работы. Из этого вытекает целый перечень обязанностей работодателя в части обеспечения охраны здоровья и создании специальных условий безопасности труда.

Во-первых, это условия труда в зависимости от возраста. Так, учреждения культуры (театры, концертные и кинематографические организации) наделены правом заключать трудовые договоры с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, с целью их участия в исполнении произведений без ущерба здоровью и психическому развитию. Обязательным условием является согласие одного из родителей (опекунов, законных представителей) и органов опеки и попечительства [4].

Лица, достигшие возраста четырнадцати лет, имеют право выполнять работы, отнесенные к категории легкого труда, в свободное от учебы время, в течение не более 24 часов в неделю. По достижении 16 лет длительность рабочей недели может быть увеличена до 35 часов в неделю. Работнику ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для него время. Он имеет право самостоятельно распоряжаться заработком и иными доходами, осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, самостоятельно совершать некоторые сделки и нести ответственность по совершенным сделкам, а также - за причиненным ими вред [5].

Для заключения трудового договора с несовершеннолетним необходим следующий перечень документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- трудовая книжка;

- документ об образовании и (или) квалификации при наличии специальных знаний (при условии приема на работу, требующую специальных знаний);

- приписное свидетельство (для подлежащих призыву); медицинскую справку о состоянии здоровья.

Для лиц в возрасте от 14 до 15 лет дополнительно предоставляются письменное согласие одного из родителей (опекунов) и согласие органа опеки и попечительства.

Отсутствие какого-либо из требуемых документов влечет привлечение работодателя к дисциплинарной, административной и материальной ответственностям.

Условия приема на работу и особенности организации трудового процесса не способствуют желанию работодателей зачислять подростков в штат организации. Так, на принимающую сторону возлагаются обязанности по оплате прохождения медицинского осмотра потенциальным работником. Следует отметить, что только 19 % жителей Пермского края в возрасте до 16 лет имеют 1 группу здоровья, 64,4 % - вторую, 14,5 % - третью [6]. В сложившихся условиях на работодателя возлагаются дополнительные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг, оказываемых потенциальным кандидатам на работу, как годным по состоянию здоровья, так и не годным. В дальнейшем такие медосмотры осуществляются ежегодно. Объективно правильным видится решение, предложенное Ибрагимовой Г.Ш. в виде освобождения организации от данного вида расхода и возложение его на Фонд обязательного медицинского страхования [7, с. 54].

Пределы нормы подъема и передвижения тяжестей несовершеннолетними в течение рабочей смены составляют: 2 и 3 килограмма для девушек и юношей в возрасте 14-15 лет, и 3 и 4 килограмма для девушек и юношей в возрасте 16-17 лет [8], что ниже границ, установленных СанПин 2.4.2.2821-10 для максимального веса портфеля обучающегося в 9-11 классах. Недопустимо привлекать несовершеннолетних к работам в выходные и праздничные нерабочие дни. Учитывая, что труд подростков широко используется в сфере доставки, проведения культурных мероприятий и рекламных акций, данные требования к условиям труда не всегда могут быть исполнены, что также негативно сказывается на желании работодателя заключать трудовые договоры. Выход находится в трудоиспользовании подростка посредством неофициального приема на работу, что может иметь ряд негативных последствий, самым распространенным из которых является отказ от оплаты работодателем его труда или хищение работником имущества, принадлежащего работодателю.

И даже в ситуации, когда подросток был зачислен в штат, на руководителя организации возлагается ответственность в части предоставления отчетной документации в службу занятости, трудовую инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом необходимо отметить, что несовершеннолетний работник может быть низко мотивирован или неисполнителен, а в отдельных случаях, например, когда подросток находится в конфликте с законом и

трудоустройство используется как форма социализации, он нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых коллег. Увольнение работника по инициативе работодателя также сопряжено с необходимостью получать согласие от трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Алистрахов В. отмечает, что при таких условиях есть большая вероятность того, что увольнение подростка, с которым организация по ряду причин не готова сотрудничать, не будет согласовано, что может сказаться и на успешности компании и на производительности труда [9].

В условиях высокого уровня безработицы работодатель отдает предпочтение совершеннолетнему соискателю должности. Так, по данным службы занятости Пермского края, количество трудоустроенных подростков в 2019 году продолжило тенденцию к снижению и составило 5846 человек (2018 - 73144, 2017 - 8439) [10]. Еще около 2000 заняты в неформальном секторе, к которому отнесены:

- индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму;

- выполняющие работу на индивидуальной основе;

- занятые в личных домашних хозяйствах производством продукции для продажи или обмена, а также помогающие им члены семьи.

Стоит отметить и тот факт, что приоритетными категориями для центров занятости населения являются:

- несовершеннолетние из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- из неполных, многодетных, неблагополучных семей или семей безработных граждан; из числа детей, состоящих на учете субъектов профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете и пр.);

- из числа детей, находящихся в социально-опасном положении [11, с. 178].

Подростки, в основном, направляются на места работы, предлагаемые органами местного самоуправления, и занимаются уборкой и облагораживанием территории, косметическими ремонтами помещений, уходом за объектами культуры, работой с библиотечным фондом, а также - оказанием социальной помощи пожилым и инвалидам. Однако следует отметить, что средний срок такого трудоустройства составляет менее месяца [12] и не может обеспечить как относительно стабильное материальное положение работника, так и длительную организацию его времени и отвлечение от привычной девиантной среды. Сложившиеся условия также препятствуют трудоустройству несовершеннолетних, не отнесенных к социально уязвимым категориям, но желающих зарабатывать, так как вопрос их занятости обсуждается только после организации более незащищенных категорий. Данный подход несколько однобок, так как, решая проблему профилактики

повторной преступности несовершеннолетних, из зоны внимания выходит недопущение совершения правонарушений и преступлений подростками впервые.

Нельзя не согласиться с мнением некоторых исследователей в том, что необходимо «расширить перечень возможных видов выполняемых работ за счет трудоустройства подростков в реальном секторе экономики», а не только в период каникул в бюджетной сфере [11, с. 179]. Несомненно, учитывая специфику возраста и отсутствия опыта работы, подростки могут привлекаться, в основном, к выполнению низкоквалифицированного труда. Однако стоит отметить, что некоторые старшие школьники демонстрируют достаточный уровень знаний в сфере использования компьютерной и оргтехники, а также - средств связи. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л.Н. Духанина отмечает, что подростки хотят иметь наличные денежные средства, в том числе, и для того, чтобы помогать своей семье, и они «готовы к более интеллектуальному труду» [13, с. 14], такому как, например, ремонт техники или администрирование компьютерных сетей, выполнение работ удаленно. Опросы, проведенные среди несовершеннолетних девиантов, в том числе, и содержащихся в воспитательных колониях также показывают, что они готовы к обеспечению своих материальных потребностей законными средствами, в том числе и посредством коммерческой деятельности или работы или работы в государственных предприятиях [14, с. 19].

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует действенный механизм, направленный на повышение мотивации руководства предприятий различной формы собственности принимать в свой штат несовершеннолетних и обучать их. Не во всех субъектах российской Федерации законодательно определен порядок выделения рабочих мест для лиц моложе 18 лет, в том числе, и освободившихся из мест лишения свободы. Так, в Челябинской области и Красноярском крае законодательно закреплены нормы о квотировании рабочих мест только для инвалидов. Закон Кемеровской области от 27.11.2002 № 1759 «О порядке квотирования рабочих мест» устанавливает для организаций со среднесписочной численностью свыше 100 человек квоту в размере 2 % из числа лиц, имеющих трудности в поиске работы [15]. К числу лиц, имеющих трудности в поиске работы, законодатель отнес 12 категорий граждан, из которых 10 - совершеннолетние, что дает право выбора работодателю в части приема взрослых претендентов в ущерб несовершеннолетним. На территории Пермского края действует закон «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы», относящий, в том числе, к категории испытывающих трудности в работе лиц из числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также - освобожденных из мест лишения свободы, к числу которых можно отнести лиц, освобождающихся из Пермской воспитательной колонии Пермского края [16]. Данный закон устанавливает квоты для работодателей в размере 2 % для предприятий с численностью работников свыше 100 человек и

1 % для предприятий с численностью от 50 до 100 человек только для приема на работу инвалидов. Для других категорий квотирование осуществляется на основании соглашений между центрами занятости населения и потенциальными работодателями. В качестве меры поддержки работодателей предлагается возможность предоставления льгот по уплате налогов и сборов, а также -преимущественное право на получение инвестиций из краевого и местных бюджетов при прочих равных условиях с учетом механизма конкурсного отбора. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм об обязательном предоставлении налоговых льгот при приеме на работу подростка. Стоит отметить, что во всех вышеперечисленных субъектах Российской Федерации уровень подростковой преступности значительно выше среднероссийских показателей.

Необходимо принятие действенных мер, направленных на оказание содействия в приобретении несовершеннолетними первоначального опыта и навыков работы и сохранение мотивации к труду для лиц с девиантным поведением с целью профилактики развития преступности в подростковой и молодежной среде. В связи с вышеизложенным, мы считаем целесообразным проведение следующих мероприятий:

1. Разработку и реализация программ профессионального обучения для несовершеннолетних, что позволит получить школьнику необходимые знания и умения в свободное от школьных занятий время и быть более востребованным на рынке труда.

2. Возмещение расходов на медицинский осмотр трудоустраивающегося несовершеннолетнего из средств фонда обязательного медицинского страхования.

3. Расширение перечня работ, к которым может привлекаться несовершеннолетний. В данной сфере необходимо предусмотреть порядок и

Литература:

1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2018 год. Официальный сайт МВД России. URL : ИНрз://мвд.рф/йеуа1е1 nost/ gosprogram/Gosprogramma/отчет-о-ходе-ре-ализации-программы-2018 (дата обращения 30.01.2020).

2. Логинова К.Ю. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Имущественная преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015. 23 с.

3. Официальный сайт Главного управления МВД России по Пермскому краю. URL : https://59. мвд.рф (дата обращения 30.01.2020).

условия привлечения к работе в выходные и праздничные дни, а также пределы нормы подъема и перемещения тяжестей.

4. Создание информационной платформы вакансий с привлечением образовательных организаций. Включение образовательных организаций среднего образования в сферу трудоустройства несовершеннолетних позволит решить ряд задач. Во-первых, доведение до большего количества потенциальных работников информации об имеющихся вакансиях. Во-вторых, вовлечение в трудовую деятельность лиц, состоящих на внутриш-кольном учете.

Внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части направления работодателем уведомления в заинтересованные государственные и муниципальные органы об увольнении несовершеннолетнего работника, закрепив за последними право на проведение проверки обоснованности расторжения трудового договора, а в случае установления факта необоснованности принятого решения - отменять решения работодателя о расторжении трудового договора.

Поддержка работодателей, привлекающих несовершеннолетних к выполнению работ на длительный срок посредством применения пониженной налоговой ставки, а также - для предприятий с численностью до 100 человек, предусмотреть возможность получения субсидий в случае приема на работу несовершеннолетнего, привлекавшегося к уголовной или административной ответственности, или ребенка-инвалида (лица с ограниченными возможностями здоровья). Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав целесообразно разрабатывать программы социализации или ресоциализации несовершеннолетних, в которых предусмотреть в качестве одного из участников этого процесса работодателя. При таких условиях работодатель будет заинтересован в длительном нахождении в штате подростка, нуждающегося в социализации.

Literature:

1. Annual progress report and évaluation of the effectiveness of the state program «Public Order and Crime Control» for 2018. The officiai website of the Russian Interior Ministry. URL : https://mvd.rf/Del-jatelnost/ gosprogram/Gosprogramma/ progress re-port-implementation-program-2018 (the date of circulation is January 30, 2020).

2. Loginova K.Y. Auto-reform for the degree of kandidat of legal sciences "Property pre-degree of minors and measures of its pre-education. Tomsk: National Research Tomsk State University, 2015. 23 p.

3. The official website of the Russian Interior Ministry's General Directorate on the Perm region. URL : https://59.mvd.rf (date of circulation is January 30, 2020).

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019). URL : СПС «Консультант плюс» (дата обращения 24.01.2020).

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. URL : СПС «Консультант плюс» (дата обращения 24.01.2020).

6. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL : https://permstat. qks.ru (дата обращения 07.02.2020).

7. Ибрагимова Г.Ш. Трудоустройство несовершеннолетних работников: миф или реальность? // Сфера знаний: вопросы взаимодействия наук в современном образовательном процессе. Сборник научных трудов. Казань : Издательство ООО СитИвент. 2018. 161 с. С. 53-57.

8. Постановление Министерства труда и социального развития России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL : СПС «Консультант плюс» (дата обращения 24.01.2020).

9. Алистрахов В. Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании // Трудовое право. 2013. № 11. С. 47-55.

10. Официальный сайт Управления в сфере занятости населения Пермского края. URL : https:// szn.permstat.ru (дата обращения 07.02.2020).

11. Корытова Г.С. Развитие практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних как актуальное направление научно-педагогических исследований / Г.С. Корытова, О.И. Кравченко, Д.Б. Насонов, Л.Г. Смышляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 12(189). С. 177-183

12. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL : https://rosmintrud.ru (дата обращения 07.02.2020).

13. Колесникова К. Класс в законе // Российская газета. 2019. № 231(7989). С. 14.

14. Савельев А.И. Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 1(40). С. 18-21.

15. Закон Кемеровской области от 27.11.2002 № 1759 «О порядке квотирования рабочих мест» (в ред. от 28.04.2014 № 30-ОЗ). URL : http://base. garant.ru (дата обращения 07.02.2020).

16. Закон Пермской области от 05.11.2004 № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы». URL : СПС «Консультант плюс» (дата обращения 07.02.2020).

4. The Labour Code of the Russian Federation from 30.12.2001 № 197-Fz (ed. 16.12.2019). URL : https:// Consultant Plus (date of the address 24 January 2020).

5. The Civil Code of the Russian Federation from 30.11.1994 № 51-Fz. URL: https:// Consultant Plus (date of the address 24 January 2020).

6. The official website of the Territorial Authority of the Federal State Statistics Service on the Permian region. URL : https://permstat.qks.ru (call date of February 7, 2020).

7. Ibragimova G.S. Employment of underage workers: myth or reality? The field of knowledge: the interaction of sciences in the modern educational process. A collection of scientific works. Kazan: Sitlvent Publishing Company. 2018. 161 p. P. 53-57.

8. Decree of the Ministry of Labor and Social Development of Russia dated 07.04.1999 № 7 «On the approval of the maximum permissible loads for persons under eighteen years of age when lifting and moving weights manually». URL : https:// Consultant Plus (cll date 24 January, 2020).

9. Alisinsv V. Employment of minors as an indicator of the maturity of the company / Labor law. 2013. № 11. P. 47-55.

10. The official website of the Office of Employment of the Permian Region. URL : https://szn.permstat.ru (call date of February 7, 2020).

11. Korytova G.S. Development of labor mentoring in the organization of temporary employment of minors as an urgent direction of scientific and educational research / G.S. Korytova, O.I. Kravchenko, D.B. Na-sonov, L.G. Smylyaeva // Herald of the Tomsk State Teachers' University. 2017. № 12(189). P. 177-183.

12. State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation. The official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. URL : https://ros-mintrud.ru (call date of February 7, 2020).

13. Kolesnikova K. Class in law // Russian newspaper. 2019. № 231(7989). P. 14.

14. Savel'ev A.I. Employment as a factor in the de-criminalization of minors // Scientific Gazette of the Omsk Academy of the Russian Interior Ministry. 2011. № 1(40). P. 18-21.

15. The law of the Kemerovo region of 27.11.2002 № 1759 «On the order of quota of jobs». URL : http://base.garant.ru (date of the address February 7, 2020).

16. The law of the Perm Region of 05.11.2004 № 1689-344 «On the quota of jobs for citizens who have difficulty finding work». URL : https:// Consultant Plus (date of the address February 7, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.