ПОД РОСТКОВОЕ ВОРОВСТВО
Марина Александровна Мазниченко,
помощник проректора по научной и инновационной деятельности, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики
Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук Наталия Ивановна Нескоромных,
доцент кафедры социальной педагогики и педагогики начального образования Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук
Среди различных форм девиантного поведения подростков в последнее время всё большее распространение получают воровство, кражи, грабежи. Поэтому важно выявить факторы, особенности возникновения таких асоциальных поступков и разработать эффективные профилактические меры.
Ка
ак правило, в имеющихся иссле-.ованиях предлагаются единые профилактические и коррекцион-ные меры для детей и родителей, вне зависимости от конкретной ситуации возникновения у подростка склонности к воровству. В то же время при наличии общих причин, факторов и механизмов возникновения склонности к воровству, её проявление у подростков носит индивидуализированный характер, зависит от имеющейся системы ценностей, представлений, сложившихся моделей поведения, особенностей и условий воспитания и социализации. Поэтому в профилактической и коррекционной работе социального педагога, классного руководителя необходимо учитывать конкретные условия возникновения и проявления у подростка склонности к воровству. С этой целью рекомендуется использовать сценарный подход, основанный
на выявлении и описании типовых сценариев возникновения у подростков такой склонности и проектировании соответствующих сценариев профилактической и кор-рекционной работы.
Факторы подросткового воровства
В основе возникновения у подростков склонности к воровству лежат общие причины и факторы. На наш взгляд, факторы подросткового воровства соответствуют основным факторам развития личности:
• наследственные (биологические): врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему усвоить и реализовать нравственные нормы
и ценности, представления о своей и чужой собственности;
• средовые: негативный пример родителей, сверстников, социальные условия, побуждающие подростка к воровству
(трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей, употребление алкоголя и наркотиков в семье и др.), сближение подростка с криминальной личностью или группой; равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты детского воровства; пропаганда лёгких способов получения материальных благ в фильмах, рекламе, СМИ и др.;
• педагогические: непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к ребёнку со стороны родителей, игнорирование его потребности в эмоциональных контактах, равнодушная реакция родителей на первичные нарушения ребёнком нравственных норм, неуважение к чужой собственности; трудности в общении с родителями; унижение подростка, неадекватные требования к нему и др.).
Перечисленные факторы при соответствующих благоприятных условиях запускают сле-
дующий механизм возникновения склонности подростка к воровству: искажение в системе ценностей ^ ошибочные представления ^ первичное проявление неадекватных моделей поведения ^ закрепление девиантного поведения, формирование привычки к во-
V "
ровству ^ противоправные действия.
Типовые сценарии
Данный механизм реализуется в наборе типовых сценариев, выстраиваемых как индивидуальная ситуация закрепления у подростка склонности к воровству, вызванная определённым фактором (причиной) и развёртываемая в зависимости от индивидуальных особенностей, ближайшего окружения подростка, условий его жизни, воспитания и социализации (см. табл.).
Сценарии возникновения у подростков склонности к воровству Искажения в системе ценностей Неадекватные представления, поддерживающие сценарий Неадекватные модели поведения и привычки
Воровство как психологическая зависимость (патологическое влечение) Абсолютизируется ценность получения удовольствия от присвоения чужих вещей. Нивелируется ценность переживаний других людей от потери вещей «Моя болезнь (клептомания) оправдывает моё поведение». «Л ничего не могу сделать, моё желание взять чужое сильнее меня». «Лучше получать удовольствие от воровства, чем от употребления алкоголя и наркотиков» Неконтролируемые побуждения взять чужую вещь незаметно для окружающих, получая при этом удовольствие
Воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий Абсолютизируется ценность собственных желаний. Нивелируется ценность чужой собственности и желаний других людей «Брать чужое нельзя только взрослым, детей этот запрет не касается». «Л разрешаю своим друзьям брать мои вещи без спроса, значит, и сам могу брать их вещи». «Можно взять чужую вещь без спроса, если она тебе нужна». «Если кто-то не хочет делиться, то у него можно взять тайком». «Брать чужое нельзя, но если очень хочется, то можно». «Родители мне простят всё, потому что очень меня любят» Импульсивные действия, направленные на обладание понравившейся вещью
Типовые сценарии возникновения у подростков склонности к воровству
Сценарии возникновения у подростков склонности к воровству Искажения в системе ценностей Неадекватные представления, поддерживающие сценарий Неадекватные модели поведения и привычки
Воровство как выбор подростком неадекватного способа удовлетворения потребности Абсолютизируется ценность, связанная с удовлетворением нереализованной потребности (в любви родителей, их внимании и др.). Нивелируются ценности чужой собственности, соблюдения нравственных норм «Главное — любовь и внимание ко мне родителей». «Если нельзя, но очень хочется, то можно». «Цель оправдывает средства». «Право родителей — читать морали (говорить о том, что воровство недопустимо), моё право — не слушать». «Л имею право брать то, в чём мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу». «Никто не имеет права говорить мне, что делать, или заставлять меня делать это». «Послушай родителей и сделай наоборот» Демонстративное воровство с целью привлечь внимание родителей
Воровство как неадекватная форма самоутверждения подростка в среде сверстников и/или семье Абсолютизируются ценности самоутверждения, признания. Нивелируется ценность соблюдения нравственных норм «Деньги решают всё, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми». «Чем дороже вещи, тем выше оценивают человека». «Л хочу быть не хуже других». «Если у меня не будет модных вещей, со мной не захотят дружить». «Новая вещь может привлечь ко мне внимание сверстников, поможет приобрести друзей». «С друзьями море по колено». «Если мне удаётся безнаказанно воровать, то я смелый, «крутой» и вызываю восхищение и зависть сверстников» Демонстрация сверстникам своей хитрости, изворотливости в воровстве
Воровство как неадекватное выражение стремления подростка материально помочь семье Абсолютизируются ценности материального благополучия своей семьи, любви к родителям (или другим членам семьи). Нивелируются ценности чужой собственности и соблюдения нравственных норм «Только я могу помочь своей семье, и сделать это можно любыми способами». «Никто, кроме меня, не поможет моей семье». «Мои родители (другие члены семьи) не должны голодать и ограничивать себя». «Лучше взять чужое, чем просить милостыню» Воровство с одновременным испытанием стыда за свои действия
Воровство как развлечение и хобби Абсолютизируется ценность самореализации. Нивелируется ценность соблюдения нравственных, правовых и социальных норм «Л могу изобретать самые хитрые и умные способы воровства, так что никому не удастся уличить меня в воровстве». «Не пойман — не вор». «Ловкость рук и никакого мошенничества (о воровстве)». «В жизни надо всё попробовать, всё испытать». «Воровство — лучшее ремесло» Проявление креативности в изобретении новых способов воровства
Сценарии возникновения у подростков склонности к воровству Искажения в системе ценностей Неадекватные представления, поддерживающие сценарий Неадекватные модели поведения и привычки
Воровство как способ получения материального благополучия для себя, средств для реализации психологической зависимости (игромания, техномания и др.) Абсолютизируется ценность материального благополучия любой ценой. Нивелируется ценность упорного труда «Всё должно доставаться легко». «Зачем трудиться, прикладывать усилия, если можно быстро и без усилий получить желаемое». «Главное в жизни — материальное благополучие». «Все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег». «Зачем платить, если можно украсть?» «Взял то, что всё равно пропало бы». «Без спросу взял — не значит, что украл». «Всё, что плохо лежит, можно брать». «Все воруют, не только я один». «Государство не обеднеет». «Родители должны обеспечивать все увлечения и потребности своих детей». «У каждого подростка должны быть его собственные деньги» Заранее просчитанное и продуманное воровство, отсутствие чувства стыда
Воровство как следствие попадания подростка в зависимость от криминальной группы/личности Абсолютизируется ценность признания, самоутверждения в коллективе. Нивелируется ценность соблюдения нравственных и правовых норм «Л не могу противостоять тем, кто физически сильнее меня». «Человек сам должен справляться со всеми своими проблемами». «Дети не должны осложнять жизнь своих родителей и огорчать их» Зависимое, несамостоятельное поведение; групповое воровство под психологическим давлением членов криминальной группы при неспособности противостоять ему, проявить индивидуальность
Приведём примеры развёртывания представленных сценариев и варианты коррекционной работы.
Сценарий 1. Воровство как психологическая зависимость (патологическое влечение)
Ключевые события рассматриваемого сценария могут развёртываться по двум цепочкам:
1) периодически возникающее у ребёнка влечение к присвоению чужой собственности ^ повторяющиеся неудачные попытки сопротивляться желанию украсть ^ совершение кражи без стремления скрыть её, переживание удовлетворения ^ узнавание родителями о воровстве, совершённом их ребёнком ^ «ложь во спасение» из-за боязни наказания за воровство ^ усиление стремления к воровству с непреодолимой
потребностью его удовлетворения ^ отрицание родителями имеющейся у ребёнка психической патологии, попытки справиться с проблемой без помощи специалистов ^ патологические кражи становятся более частыми, дерзкими, без выраженной борьбы мотивов ^ закрепляются серийность и сезонность в реализации патологического поведения;
2) воровство, совершённое подростком с целью получения выгоды ^ переживание чрезвычайного удовольствия от корыстного воровства, без стыда и раскаяния ^ запечатлевание его в памяти по механизму импринтинга ^ кражи, сопровождающиеся положительными эмоциями по поводу обогащения и избегания наказания ^ закрепление привычки воровать.
В зависимости от конкретных условий, эффективности коррекционных действий педагогов и семьи данный сценарий может иметь пессимистический или оптимистический варианты развития.
Пессимистический: педагоги и родители не прилагают никаких усилий для предупреждения и коррекции формирующейся склонности подростка к воровству, такая склонность закрепляется, девиантное поведение становится привычным.
Оптимистический: подростку оказывается эффективная психолого-педагогическая и медицинская помощь, включающая коррекцию психических нарушений, предъявление альтернативных, социально приемлемых источников удовлетворения потребностей и получения положительных эмоций, включение подростка в различные виды социальной активности, вызывающие у него интерес (занятия в спортивных секциях, участие в игровой деятельности и др.). Результатом помощи становится снижение тревожности, восстановление доверительных отношений в системе «ребёнок — родители».
Сценарий 2. Воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий
«Запускают» сценарий отставания в развитии моральной сферы личности ребёнка, отсутствие способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий, неумение проявлять терпение в ситуации препятствия или лишения, регулировать свои желания, импульсивное следование сильному желанию завладеть понравившейся вещью. Часто такие дети не считают чужое неприкосновенным, не задумываются, как выглядят в глазах окружающих, не обращают внимания на переживания человека, утратившего что-либо материальное.
В общем виде сценарий может быть описан следующей цепочкой развёртывания клю-
чевых событий: непреодолимое желание обладать какой-либо вещью или предме-
V "
том ^ присвоение этой вещи или предмета ^ закрепление модели поведения в похожих ситуациях ^ воровство как привычка.
Варианты развития событий в данном сценарии:
Пессимистический: невмешательство педагогов и родителей в ситуацию приводит к потере подростком самоконтроля, неумению прогнозировать последствия собственных действий и поведения, воровству как укоренившейся привычке.
Оптимистический: коррекция отклонений в развитии моральной сферы ребёнка, включающая формирование представлений о последствиях воровства (потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и др.), развитие умений саморегуляции поведения и эмоций, развитие ответственности ребёнка за совершённое асоциальное действие приводят к тому, что склонность к воровству нивелируется, подросток начинает осознавать воровство как асоциальный, безнравственный поступок, научается контролировать своё поведение и эмоции.
Сценарий 3. Воровство как выбор подростком неадекватного способа удовлетворения потребности
Возникновение склонности к воровству в данном сценарии обусловлено неудовлетворённостью потребностей подростка в любви, безопасности; понимании, сопереживании; самостоятельности, автономии от взрослых; одобрении, уважении со стороны сверстников и др.
Варианты «запуска» сценария:
• зависть к более обеспеченным детям, стремление отомстить им.
• протест против «двойной морали» (например, взрослые внушают, что чужое брать нельзя, а сами «берут всё,
что плохо лежит»; у подростка «выманивают» деньги старшеклассники, и это остаётся безнаказанным).
• доминирующая гиперпротекция родителей, проявляющаяся в чрезмерной опеке, стремлении строго контролировать подростка, завышенных требованиях к нему.
Этот сценарий может проявляться в различных ситуациях:
• подросток, переживая развод родителей, пытается обратить на себя их внимание, отвлечь от бракоразводного процесса, заставить объединиться или мстит им за распад семьи;
• крадёт чужую вещь, чтобы привлечь внимание к себе как к её обладателю;
• ворует, чтобы «отблагодарить» сверстников за расположение и внимание к себе, утвердить или повысить свой статус, выделиться;
• мстит однокласснику и ворует у него вещи и деньги, но не пользуется ими, а складывает в укромном месте;
• ворует вещи и подкладывает их другому ребёнку или взрослому, чтобы наказать за что-либо, отомстить;
• боясь наказания, крадёт, чтобы возместить потерянную или испорченную им свою или чужую вещь.
Цепочки развёртывания ключевых событий сценария:
1) нарушение равновесия между различными потребностями, искажённое восприятие или недооценка ситуации ^ неудачные попытки удовлетворить нереализованную потребность, рост напряжения ^ переориентация на другие объекты или способы удовлетворения потребности ^ выбор воровства как неадекватного способа удовлетворения потребности;
2) активная реакция гнева или мести, проявляющаяся в тайном присвоении чужой собственности ^ «наслаждение» от наказания жертвы хищения (человека, вызывающего зависть, обидчика и др.) ^ закрепление этой реакции в привычке воровать;
3) активная реакция протеста против ближайшего социального окружения ^ отрицание декларируемых ближайшим социальным окружением морально-этических норм ^ воровство как демонстративное поведение.
Варианты развития сценария:
Пессимистический: негативными последствиями невмешательства педагогов и родителей в ситуацию являются закрепление у подростка деструктивного способа и противоправных средств удовлетворения потребности, перерастание возрастной оппозиции в криминальную, обращение к воровству как способу удовлетворения других потребностей.
Оптимистический вариант включает оказание подростку психолого-педагогической помощи в осознании его потребностей, поиске социально одобряемых способов их удовлетворения. Особая роль в сценарии отводится созданию воспитательных ситуаций, в том числе ситуаций социального закаливания (М.И. Рожков), ответственного выбора (Ю.С. Тюнников и др.), авансирования доверием (А.С. Макаренко).
Сценарий 4. Воровство как неадекватная форма самоутверждения подростка в среде сверстников и/или семье
«Запускают» этот сценарий повышенная потребность ребёнка во внимании со стороны окружающих, низкий уровень чувствительности к социальным нормам, стремление соответствовать окружению, вхождение в референтную группу асоциальной направленности и стремление быть принятым в ней. При этом ценность для подростка представляет не объект воровства, а факт участия в правонарушении.
В общем виде сценарий может быть описан следующей цепочкой развёртывания ключевых событий: социализация ребёнка в референтной группе (приобретение новой роли, статуса, новых мотивов и ценностей, освоение новых моделей поведения) ^ усиление желания быть принятым и самоутвердиться в конкретной среде (среди одноклассников, в «уличной» группе, в семье и др.) ^
поиск средств для реализации этого желания, неудачные пробы их применения ^ снижение у подростка уровня чувствительности к социальным нормам ^ повышение своего авторитета в глазах значимых других за счёт воровства ^ превращение воровства в привычную форму поведения.
Варианты развития событий:
Пессимистический: невмешательство в ситуацию приводит к негативным последствиям для подростка: блокирование воспитательной и коррекционной работы педагогов и родителей; вхождение в криминогенную, а затем в преступную группу.
Оптимистический: нейтрализация воздействий асоциальной референтной группы, членом которой считает себя подросток. Оказание социально-педагогической помощи в построении адекватных способов самоутверждения, в социальной адаптации в коллективе сверстников и социализации в семье, расширение социальных контактов подростка. Формирование социально одобряемых моделей самоутверждающего поведения, навыков конструктивного взаимодействия с родителями, сверстниками, развитие лидерских качеств и обеспечение их проявления в социально одобряемых видах активности.
Сценарий 5. Воровство как неадекватное выражение стремления подростка материально помочь семье
Возникновение и закрепление склонности к воровству вызваны семейным экономическим неблагополучием, невозможностью или нежеланием родителей обеспечить ребёнку удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Необходимость самостоятельно обеспечивать себя и семью, состояние крайнего отчаяния приводят подростка к представлению о воровстве как единственно возможном выходе из ситуации, а затем и к незаконным действиям. Оправдывая своё поведение, он умаля-
ет свою роль в незаконном присвоении чужого, поскольку в его глазах это помощь другим.
Цепочка развёртывания ключевых событий этого сценария: экономическое неблагополучие семьи подростка ^ ребёнок принимает на себя обязанность материально обеспечивать себя и членов своей семьи ^ поиск способов решения материальных проблем ^ воровство как неадекватное выражение стремления подростка материально помочь семье.
Варианты развития событий сценария:
Пессимистический: невмешательство в ситуацию приводит к приобретению подростком опыта преступного поведения.
Оптимистический вариант включает оказание подростку и его семье социально-педагогической помощи; создание условий для принятия нравственных, правовых и социальных норм; коррекцию представлений подростка о своей и чужой собственности.
Сценарий 6. Воровство как развлечение и хобби
Мотивами к воровству выступают желание испытать себя, получить острые ощущения, продемонстрировать ловкость и храбрость, стремление рискнуть, похвастаться, показать предприимчивость, превосходство.
Нередко у героев этого сценария наблюдаются искажённые представления о противоправном поведении. Подростки обесценивают предмет преступного посягательства и не признают негативных последствий акта воровства.
Отягощающий момент — употребление психоактивных веществ, приводящее к ослаблению контроля над своими эмоциями, желаниями, поведением и, как следствие, — к противоправным действиям. Негативные последствия развёртывания
этого сценария становятся ещё более опасными, когда подросток испытывает удовольствие от воровства как от победы, а выброс адреналина после кражи закрепляется в подсознании.
Цепочка развёртывания ключевых событий сценария: узнавание о воровстве как способе получения удовольствия от друзей, знакомых. одноклассников ^ желание самому испытать себя, получить острые ощущения ^ первое хищение или кража, положительные эмоции ^ всё более усложняющееся (изощрённое) воровство ^ воровство как экстремальное хобби.
Варианты развития событий сценария:
Пессимистический: невмешательство в ситуацию приводит к формированию у подростка извращённой культуры отдыха и развлечений, закреплению моделей рискованного поведения.
Оптимистический вариант связан с переориентацией подростка на социально одобряемые формы проявления активности: расширение путей и средств самореализации, создание условий для содержательного отдыха и развлечения, вовлечение в деятельность различных кружков, клубов, общественных объединений, в том числе волонтёрских и др.
Сценарий 7. Воровство как способ материального благополучия для себя,
получения средств для реализации психологической зависимости
Это тот случай, когда подростком руководят корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путём. Причина возникновения девиантного поведения в этом сценарии — низкий уровень принятия социальных норм, искажённая система жизненных ценностей, в которой развлечение и желание чем-либо обладать преобладают над самоконтролем и самореализацией. Причиной может служить также отсутствие средств для реализации какой-либо психологической зависимости.
Желание украсть может быть импульсивным либо длительно формирующимся. Воровство может выражаться в желании «выглядеть не хуже других», стремлении к накопительству, получению материальной выгоды от реализации похищенных вещей. Ведущий мотив
воровства — узко-материальный («добиться благ для себя», удовлетворив конкретные материальные потребности в деньгах, средствах развлечения, вещах и пр.). Эти мотивы могут вызываться провоцирующими факторами: отсутствием у ребёнка денег на карманные расходы, привлекательностью и доступностью товаров в гипермаркетах, манипулятив-ным воздействием рекламы, модой, отставание от которой воспринимается как личная социальная ущербность. Объект кражи имеет личную ценность для подростка.
Сначала воровство дети объясняют нехваткой собственных денег на сигареты, пиво, развлечения, потом соответствующий негативный интерес закрепляется в дурной привычке и приводит к социально негативной потребности и противоправным способам её удовлетворения.
Цепочка развёртывания ключевых событий сценария: возникновение у подростка сильного желания обладать каким-либо объектом на фоне его недоступности ^ поиск способов получения желаемого объекта ^ незаконное присвоение чужого как «оптимальный» способ обогащения.
Варианты развития событий в сценарии:
Пессимистический: невмешательство в ситуацию приводит к искажению представлений подростка о степени ответственности за правонарушение, возникает уверенность в безнаказанности, приобретается опыт преступного поведения.
Оптимистический вариант включает оказание несовершеннолетнему социально-педагогической помощи в осознании ответственности за свои действия и поиске социально одобряемых способов решения материальных проблем. Подростку предъявляются требования как выражение культурных, правовых и нравственных норм и контролируется соблюдение
этих требований. Его информируют о последствиях воровства (например, о соблюдении в магазинах политики «нулевой толерантности», то есть работники магазина обращаются в полицию, даже если это первое нарушение и обнаруженный похищенный товар возвращён); подростку предоставляются возможности честного заработка и др.
Сценарий 8. Воровство как следствие попадания подростка в зависимость от криминальной группы или личности
В этом сценарии подросток становится жертвой принуждения, манипуляции и обмана других людей, собственных ошибочных представлений и заблуждений. Причина воровства — неумение найти выход из сложной ситуации, например, когда вымогают деньги. Опасаясь физического воздействия, под страхом смерти, испытывая унижение, подросток начинает воровать, полагая, что передав нужную сумму денег своим мучителям, он освободится от них.
Цепочка развёртывания ключевых событий сценария: давление криминальной группы или личности ^ неготовность подростка противостоять этому давлению ^ совершение кражи, чтобы освободиться от давления ^ испытание острого внутреннего конфликта ^ передача украденного криминальной группе или личности ^ попадание в новую зависимость.
Варианты развития событий сценария:
Пессимистический: невмешательство взрослых в ситуацию приводит к неврастении, фобии, депрессии, увеличению риска суицидального поведения у подростка.
Оптимистический вариант включает защиту подростка от воздействий криминальной группы или личности, от вымогательства, шантажа, угроз, физического на силия; восстановление доверительных отношений с членами семьи; оказание социально-педагогической помощи в освоении моделей поведения, позволяющих противостоять давлению.
Основные направления профилактической работы с подростками, склонными к воровству:
1) коррекция наследственных нарушений психики и интеллекта;
2) работа с педагогами и семьёй, направленная на формирование продуктивных стратегий воспитания и общения
с подростком;
3) психокоррекционная работа с подростком;
4) работа со средовыми факторами (фор мирование иммунитета к негативным влияниям общества, сверстников, семьи; изменение ближайшего окружения и др.);
5) вовлечение подростка в различные формы социальной активности как альтер натива воровству. НО