Научная статья на тему 'Подписание основного закона между властями и Торгово-промышленной палатой РФ; 2 съезд ТПП РФ'

Подписание основного закона между властями и Торгово-промышленной палатой РФ; 2 съезд ТПП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новосельцев Н. Р.

В статье рассматривается закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» наряду со вторым съездом ТПП РФ. Формируется новая организационно-правовая модель торгово-промышленной палаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подписание основного закона между властями и Торгово-промышленной палатой РФ; 2 съезд ТПП РФ»

Методологические проблемы реализации проектов ГЧП вызваны «непроработанностью» нормативно-правовых актов, выражающейся в следующем:

- законы не охватывают значительного количества инструментов и форм государственно-частного партнерства;

- основаны на неверном представлении о реальном содержании различных ГЧП-инструментов, потому носят откровенно декларативный характер.

В целях дальнейшего развития правовых основ отношений в сфере ГЧП и полноценного использования его преимуществ необходимо совершенствование региональной нормативно-правовой базы, которая должна стать ответом на актуальные вопросы развития ГЧП в России.

Список литературы:

1. Модельный закон субъекта РФ «Об участии субъекта РФ, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 г. «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Областной закон Ростовской области № 448-ЗС от 22.07.2010 г. «Об основах государственно-частного партнерства» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Закон Челябинской области № 475-ЗО от 24.09.2009 г. «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Закон Нижегородской области № 40-З от 11.03.2010 г. «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Закон Краснодарского края № 1989-КЗ от 09.06.2010 г. «О государственной политике Краснодарского края в сфере ГЧП» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

ПОДПИСАНИЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ И ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ РФ; 2 СЪЕЗД ТПП РФ

© Новосельцев Н.Р.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

В статье рассматривается закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» наряду со вторым съездом ТПП РФ. Формируется новая организационно-правовая модель торгово-промышленной палаты.

* Аспирант кафедры Новейшей отечественной истории.

После распада СССР экономическая система характеризовалась сокращением спроса на отечественную продукцию, собственники были пассивны и неуверенны в ведении дел. Государство самоустранилось от последовательного регулирования экономики.

В подобной ситуации оказалась система торгово-промышленных палат: она не могла рассчитывать на собственников и сама еще находилась в стадии формирования. Членские взносы упали до 5-6 % от планируемых. Спасал только тот факт, что государство в ходе приватизации оставило в собственности ТПП РСФСР бывшие предприятия ТПП СССР: «Экспоцентр» -55 %, «Совинцентр» - 55 %, «Внешэкономсервис» - 100 %, «Союзрегион» -100 %, «Союзпатент» - 100 %, «Союзэкспертиза» - 100 % и др.

Руководство палаты с первых дней работы стало искать возможные пути развития системы, принимая во внимание опыт палат США, Европы и Азии. Перед руководством ТПП РФ стояла проблема, какую организационно-правовую модель можно применить в России.

Ни одна из действующих в мире организационно-правовых моделей палат не подходила российской действительности. Необходимо было искать свой путь.

По заказу руководства ТПП РФ Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова разработала Концепцию развития Торгово-промышленной палаты [1]. В рамках предложенной Концепции авторы сформулировали цели и задачи развития системы ТПП, структуру органов управления, включая региональные структуры, направленные на стабилизацию приоритетных сфер экономики России на основе активизации предпринимательской деятельности, разработали основные направления деятельности системы ТПП РФ и механизмы их реализации. Большинство идей Концепции было реализовано.

Но данного документа было недостаточно. Необходим был выход из сложившейся ситуации. Ни одна организация поддержки предпринимательства в это время не была готова к внедрению рыночных механизмов и установлению международных внешнеэкономических контактов кроме торгово-промышленной палаты. Естественным выглядело подписание с властями некого документа, который бы закрепил за палатами определенные функции. 18 марта 1993 года был издан Указ Президента РФ «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации» [2]. В этом документе шла речь о новой модели торгово-промышленных палат, которой до этого еще не существовало. Исследователь В.И. Федотов называет её «евразийской» [3]. Через некоторое время этот Указ был доработан и утвержден Государственной Думой в форме закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [4] и постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [5].

В пяти главах и восемнадцати статьях закона были определены общие правовые, экономические и социальные основы торгово-промышленных палат в России, установлены организационно-правовые формы (Далее - ОПФ) и направления их деятельности, принципы взаимоотношений с государством. Новый закон вобрал в себя лучший опыт палат мира, в котором удачно сочетались принципы англосаксонской модели в части добровольного членства и континентальной модели с точки зрения строительства национальной системы ТПП.

20 января 1993 г. Вышло Постановление Верховного Совета РФ «Об Арбитражном суде, Морской арбитражной комиссии и диспашерах при ТПП РФ». 7 июля 1993 г. принят Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» № 5338-1 от 07.07.1993 г. в основу которого положен типовой закон, разработанный в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренный Генеральной Ассамблеей с учетом желательной унификации национальных законов об арбитраже [6].

Второй съезд ТПП РФ, который состоялся 30 ноября 1993 г., утвердил поправки в устав с учетом требований нового закона [7]. 4 января 1994 года он был зарегистрирован Министерством юстиции РФ [8].

Съездом была также принята развернутая «Программа деятельности ТПП РФ на период 1994-1997 гг.», направленная на развитие системы палат, возрождение предпринимательства и стабилизации затянувшегося кризиса в России [9]. Этот съезд окончательно закрепил новую модель палат. На основании решений съезда территориальные палаты провели свои общие собрания, на которых внесли соответствующие изменения в свои уставы.

Анализ устава позволяет сделать вывод об особенностях принятой в России модели. Экономист Е.В. Ягодин одним из первых предпринял такую попытку. В диссертации на тему «Становление объединение субъектов бизнеса в России» в 1995 г. он исследовал типы организаций ТПП и предложил разделить их на «автономные» и «государственные». Он утверждал, что Россия пошла по «государственному» типу [10].

По инициативе ТПП РФ 24 февраля 1994 г. вышло Постановление Правительства РФ «О выдаче сертификатов происхождения при их вывозе в государства-участники СНГ» [11].

В целях реализации закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» Правительство РФ 6 июля 1994 года издало постановление «О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» [12]. По данному документу российским министерствам и ведомствам предлагалось привлекать представителей ТПП РФ для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства, развития экономики, подготовки актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, также проведения их экспертизы.

В рамках этого документа Президент ТПП РФ С.А. Смирнов был введен в состав коллегии Министерства экономики РФ, вице-президент ТПП РФ С.Н. Катырин - в состав коллегии Министерства внешнеэкономических связей РФ. Министерствам и ведомствам России, которые отвечают за обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях, было поручено привлекать ТПП РФ к работе в международных организациях. Данное постановление значительно укрепило позиции палаты на федеральном уровне, позволило активнее влиять на формирование политики в поддержку предпринимательства и активизировать работы по укреплению системы ТПП на территории России.

По предложению ряда региональных палат был разработан проект модельного закона о торгово-промышленных палатах на территории субъекта Федерации. Правление ТПП РФ приняло постановление «Об основных требованиях к деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации» 30 сентября 1994 года [13], которое стало первым шагом на пути к аккредитации и в перспективе к сертификации системы торгово-промышленных палат.

В 1995 году произошли изменения в законодательстве, касательно статуса общественных организаций. Ранее законом РФ «О ТПП РФ» от 1993 г. определялся статус ТПП как негосударственной некоммерческой общественной организации, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Употребляемый применительно к ТПП термин «общественная организация» не соответствовал ни правовой природе общественных объединений, ни требованиям действовавшего закона СССР от 09.10.1990 г. [14], так как, объединяя не только граждан, но и юридические лица, ТПП не могла обладать статусом общественной организации, хотя и являлась добровольной некоммерческой негосударственной организацией. Федеральным законом от 19.05.1995 г. в закон о ТПП были внесены необходимые коррективы, а их характеристика как общественных организаций из текста исключена [15].

Таким образом, круг возможных членов палаты не ограничивался ни организационно-правовой формой, ни масштабами предприятия, ни отраслевой специализацией. К приему в члены палаты допускались даже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

По инициативе ТПП РФ 2 ноября 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ № 1084 «О присоединении Российской Федерации к таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров» от 6 декабря 1961 г. и конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений. Пунктом 2 настоящего Постановления принято к сведению, «что ТПП РФ будет выполнять работу по оформлению и выдаче карнетов АТА и возьмет на себя функции гарантирующей ассоциации по указанным конвенциям, а Внешторгбанк России выступит гарантом ТПП РФ перед Международным бюро торговых палат» [16].

Список литературы:

1. Концепция развития Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее роль в стабилизации экономики России на основе активизации предпринимательства / Науч. рук. проекта акад. Ф.М. Русинов. - М., 1993. -С. 5-107.

2. Указ Президента РФ от 18 марта 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в РФ». - 1993. - № 12. - С. 1207-1208.

3. Федотов В.И. Становление института торгово-промышленных палат в России: дисс. ... докт. ист. наук / В.И. Федотов. - Саратов, 2008. - С. 285.

4. Федеральный закон РФ от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в РФ» // Российская газета. - 12 августа 1993.

5. Постановление Президиума Верховного РФ от 7 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона РФ «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации» // Российская газета. - 12 августа 1993.

6. Сборник законодательных актов и нормативных документов о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации. - М.: ТПП РФ, 1993. -С. 20-35.

7. Устав Торгово-промышленной палаты РФ от 30 ноября 1993 г. - М., 1993.

8. Свидетельство о регистрации Торгово-промышленной палаты РФ. -М., 1994.

9. Документы Второго съезда ТПП РФ. - 1994.

10. Ягодин Е.В. Становление объединение субъектов бизнеса в России (на примере ТПП): дисс. ... канд. экон. наук / Е.В. Ягодин. - М., 1995. - С. 150.

11. Информационно-справочный материал о работе Торгово-промышленной палаты за отчетный период (1994-1997 гг.). - М., 1998. - С. 32.

12. О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 12. - С. 1835-1837.

13. РГАЭ. Ф. 635. Оп. 1. Д. 2438. Л. 1.

14. Закон СССР от 09.10.1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях».

15. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательств РФ. - 1995. - № 21. - С. 3727-3746.

16. Информационно-справочный материал о работе Торгово-промышленной палаты за отчетный период (1994-1997 гг.). - М.: ТПП РФ, 1998. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.