Научная статья на тему 'Права Торгово-промышленной палаты как юридического лица'

Права Торгово-промышленной палаты как юридического лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ / ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мищенко М. В.

В статье проводится анализ правомочий Торгово-промышленной палаты РФ для которых законодательно сформирован особый порядок их реализации. При рассмотрении прав выявлено их широкое разнообразие, перечень которых законодателем четко не определен, что позволяет ТПП РФ расширять свою сферу деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права Торгово-промышленной палаты как юридического лица»

8. Завидов Б.Д. «Гражданско-правовая ответственность, вытекающая из обязательств: Научно-практический и аналитический справочник» // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. - М.: Статут, 2011.

10. Коршунов Н.М. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): учебное пособие. - М.: Норма, 2012.

11. Федоскина Н.И. Изъятие контрафактных носителей, оборудования и материалов как способ защиты авторских и смежных прав. Статья // Право и экономика. - 2008. - № 12.

ПРАВА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

© Мищенко М.В.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье проводится анализ правомочий Торгово-промышленной палаты РФ для которых законодательно сформирован особый порядок их реализации. При рассмотрении прав выявлено их широкое разнообразие, перечень которых законодателем четко не определен, что позволяет ТПП РФ расширять свою сферу деятельности.

Ключевые слова Торгово-промышленная палата РФ, права.

Права торгово-промышленных палат в пределах установленной им специальной правоспособности закрепляются уставами палат. Эти права подразделяются на две группы. Первую составляют права, перечень которых приведен в ст. 12 Закона о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации. Они в уставе палаты уточняются и развиваются применительно к составу членов палаты, особенностям обслуживаемой ею территории и иным факторам. Во вторую группу входят права, которыми наделила себя сама торгово-промышленная палата, отразив их в своем уставе. Главное требование к таким правам состоит в том, чтобы они не противоречили законодательству Российской Федерации. Важность обеих групп правомочий и высокая ответственность палат за их надлежащую и полную реализацию подчеркиваются тем обстоятельством, что юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.

* Аспирант кафедры Гражданского права и процесса.

В статье 12 Закона «О торгово-промышленных палатах РФ» N 5340-1 от 7 июля 1993 года отражены основные права, которыми законодательство наделяет торгово-промышленные палаты. Рассмотрим их подробнее.

1. Осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов в области экономики и внешнеэкономических связей.

Этим правом палаты наделяются для выполнения основных задач, поставленные перед ними в статье 3 Закона «О торгово-промышленных палатах РФ»:

- оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям, представление и защита их интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности;

- содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности;

- организация взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с государством и другие задачи.

2. Представление интересов членов ТПП в государственных органах.

Являясь негосударственной организацией, ТПП в различных организационно-правовых формах может участвовать в работе государственных органов, регулирующих экономические и внешнеэкономические отношения (руководители ТПП России участвуют в работе коллегии ряда министерств и ведомств, межведомственных комитетов и комиссий и т.д.) [3].

Торгово-промышленные палаты наделены правом представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах. Данное право подкреплено организационно. Согласно постановлению Правительства РФ «О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» от 6 июля 1994 г. № 792 в состав коллегии Министерства экономики РФ введены президент Торгово-промышленной палаты РФ и в состав коллегии Министерства внешних экономических связей РФ (ныне - Министерство торговли РФ) - вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, отвечающим за обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях, предложено привлекать Торгово-промышленную палату РФ к работе в международных организациях, в том числе и к работе в составе Межведомственной комиссии по участию Российской Федерации в международных организациях системы ООН, а также межведомственных комиссий, осуществляющих координацию деятельности министерств и ведомств по участию Российской Федерации в других международных организациях [1].

3. Оказание содействия российским и иностранным предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Осуществляя данное право, торгово-промышленные палаты обязаны соблюдать предписания Патентного закона Российской Федерации от 23 сен-

тября 1992 года N 3517-1 и Закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

4. Проведение по поручению российских и иностранных предпринимателей экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров.

Действуя в этом направлении, ТПП России создала, например, внешнеэкономическое объединение «Союзэкспертиза» (СОЭКС).

СОЭКС является организацией холдингового типа, в состав которой входят дочерние фирмы, отделения, а также лаборатории, расположенные в портах отгрузки, основных промышленных центрах и на пограничных станциях.

Не имея коммерческого интереса в осуществлении внешнеэкономических сделок, СОЭКС гарантирует полную объективность при проведении различных видов контроля (подтверждение результатов различных испытаний изделий, определение норм выхода компенсационных товаров, проведение сертификации бланков ценных бумаг, определение конкурентоспособности товара и т.д.) [3].

5. Удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом (организацией), уполномоченным государством - участником Соглашения в соответствии с его национальным законодательством [9]

В случаях, если при экспорте за пределы таможенной территории Таможенного союза товаров, происходящих из Российской Федерации и включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран, таможенным органам Российской Федерации или других государств - членов Таможенного союза требуется представление сертификата о происхождении товара, такой сертификат выдается Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми при предоставлении торгового режима свободной торговли Содружества Независимых Государств.

С его помощью таможенный орган определяет страну происхождения товара, начисляет таможенную пошлину (в том числе льготную, при наличии установленных таможенно-тарифных преференций) и принимает решение об использовании мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (квотирования, лицензирования и т.д.) [11].

Сертификаты происхождения могут выдавать также региональные ТПП. Так, например, совместным распоряжением ГТК России N 01-14/1365 и ад-

министрации Калининградской области N 296-р от 31 декабря 1998 года был утвержден Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области. Калининградская ТПП устанавливает порядок выдачи генеральных сертификатов о происхождении товара из Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом того, что такие сертификаты выдаются при наличии письменно подтвержденного разрешения Калининградского таможенного управления [8].

ТПП России является единственной организацией в России, свидетельствующей форс-мажорные обстоятельства, которые наступили на территории Российской Федерации. ТПП России выдает сертификат об обстоятельствах, освобождающих от ответственности по внешнеторговым контрактам. Положение о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств форс-мажора было утверждено Постановлением правления ТПП России от 30 сентября 1994 года N 28-4.

Обстоятельства форс-мажора - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.). Таковыми признаются пожар, наводнение, землетрясение, ураган, эпидемия, забастовка, военные действия, запрещение экспорта и импорта товаров и другие.

Свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится ТПП Российской Федерации на основании письменного заявления заинтересованной стороны внешнеторгового контракта, подписанного ее руководителем, а в необходимых случаях - заключения территориальной торгово-промышленной палаты [4].

Работа по удостоверению сертификатов происхождения товаров и других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, проводится в Договорно-правовом управлении ТПП России.

6. Ведение негосударственного Реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом.

Регистрация предприятий осуществляется в целях предоставления российским и иностранным фирмам необходимой информации при выборе надежных партнеров с хорошей деловой репутацией из числа российских предпринимателей.

Положение о Реестре российских предприятий-партнеров для эффективного ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности (Реестр ТПП России) было утверждено постановлением правления Торгово-промышленной палаты РФ от 8 октября 2002 г. N 37-4.

Целями ведения негосударственного Реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской дея-

тельности в Российской Федерации и за рубежом (далее - Реестр надежных партнеров), являются:

- создание базы данных организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в экономическом обороте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности и заявивших о себе как о надежных партнерах для предпринимательской деятельности;

- содействие предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономическому сотрудничеству, путем предоставления российским и иностранным организациям и предпринимателям необходимой информации для выбора партнеров из числа российских организаций и предпринимателей;

- содействие повышению конкурентоспособности производимых отечественных товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

- повышение доверия к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом [5].

7. Организация международных выставок, а также обеспечение подготовки и проведения выставок российских товаров за границей.

ТПП Российской Федерации поддерживает участие российских производителей товаров и услуг в экономически и социально значимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, способствующих развитию экономического потенциала России и отдельных регионов, и направленных на:

- привлечение инвестиций в отдельные отрасли экономики и регионы;

- технологическое обновление и модернизацию приоритетных отраслей промышленности;

- рациональное природопользование и охрану окружающей среды;

- развитие и поддержку малого и среднего бизнеса;

- реализацию инновационных проектов;

- социально-экономическое развитие проблемных регионов;

- пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, защиту материнства и детства;

- развитие экспортных возможностей отраслей и регионов России на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья.

ТПП Российской Федерации оказывает организационную и информационную поддержку патронируемым выставочно-ярмарочным и конгресс-ным мероприятиям:

- по обращению организаторов рекомендует в оргкомитет мероприятия представителей ТПП Российской Федерации, комитетов ТПП Российской Федерации, территориальных ТПП, союзов и объединений предпринимателей - членов ТПП РФ;

- готовит предложения по участию представителей ТПП Российской Федерации, комитетов ТПП Российской Федерации, территориальных ТПП в официальной церемонии открытия и работе мероприятия;

- по обращению организаторов направляет участникам мероприятия приветствие от имени руководства ТПП Российской Федерации;

- содействует в привлечении к участию в данном мероприятии экспонентов;

- оформляет Свидетельство ТПП Российской Федерации о поддержке мероприятия;

- обеспечивает размещение информации о патронируемых мероприятиях на официальном Интернет-сайте ТПП Российской Федерации;

- направляет информацию для размещения в печатных изданиях ТПП Российской Федерации;

- обеспечивает размещение плана в заинтересованных специализированных выставочных изданиях, газетах, журналах, каталогах;

- обеспечивает направление информации о мероприятии в федеральные и региональные органы исполнительной власти; территориальные ТПП; союзы и объединения предпринимателей - членов ТПП Российской Федерации; Российский Союз выставок и ярмарок; Гильдию выставочно-ярмарочных организаций Московской ТПП и другие региональные выставочные объединения; комитеты ТПП Российской Федерации; загранпредставительства ТПП Российской Федерации;

- рассматривает возможность оказания других форм организационной и информационной поддержки в зависимости от специфики мероприятия [6].

К основным формам выставочно-ярмарочной деятельности относится проведение выставочных мероприятий, которые включают:

- крупные международные выставки, влияющие на развитие той или иной отрасли промышленности, науки и сектора рынка;

- международные, межрегиональные и городские (районные) специализированные выставки-ярмарки;

- специализированные выставки-салоны (организованные самостоятельно или в рамках других мероприятий);

- национальные и региональные выставки.

Важной частью выставок являются сопутствующие мероприятия научно-технического характера (симпозиумы, конгрессы, семинары, конференции, презентации и т.д.)

Основные задачи торгово-промышленных палат в связи с осуществлением выставочно-ярмарочной деятельности состоят в следующем:

- организационно-методическое обеспечение выставочно-ярмарочной деятельности;

- содействие в подготовке и обучении кадров по выставочной деятельности;

- содействие в защите прав участников выставочно-ярмарочной деятельности;

- работа по совершенствованию нормативно-правовой базы;

- создание и ведение реестра выставок и фирм-организаторов выставочной деятельности.

8. Создание, реорганизация и ликвидация в России и за границей предприятий и учреждений, а также учреждение совместно с иностранными предпринимателями смешанных торгово-промышленных палат.

В соответствии со статьей 1 Закона «О торгово-промышленных палатах РФ» ТПП РФ может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. В таких случаях ТПП создают различные предприятия. Так, например, в систему акционерных обществ, объединений и предприятий ТПП России входят: объединение «Союзпатент», внешнеэкономическое объединение «Союзэксперти-за», Центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами (АО «Совинцентр»), закрытое акционерное общество «Экспоцентр», внешнеэкономические предприятия «Внешэкономсервис» и «Со-юзрегион», фирма «Экспертиза собственности», Деловой центр ТПП России, информационное агентство «Инфо», издательство «Бизнес-контакт! и др.

В целях развития внешнеэкономических связей ТПП могут учреждать совместно с иностранными предпринимателями смешанные торгово-промышленные палаты. К настоящему времени уже созданы Руссо-британская палата, франко-российская, финско-российская, болгаро-российская, польско-российская торговые палаты, Канадо-российский деловой совет, Смешанная торговая палата «Восток» (Чехия) [3].

9. Издание газет, журналов и других печатных материалов для обеспечения предпринимательской деятельности.

10. Определение методов осуществления своей деятельности, установление штатного расписания, численности работников, форм и размеров оплаты труда и материального стимулирования их труда [2].

11. Открытие своих филиалов и представительств, в том числе за границей. ТПП России открыла свои представительства в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Израиле, Индии, Республике Корея, США, Турции, Швейцарии, ЮАР, Югославии и Японии [3].

12. Образование третейских судов для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах [12].

Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент Третейского суда, Положение о третейских сборах и расходах, список третейских судей и Положение о гонорарах по делам Третейского суда [7].

13. Осуществление иных полномочий, не противоречащих действующему законодательству [10].

Так торгово-промышленные палаты, наряду с ассоциациями и объединениями предпринимателей, направляют в арбитражные суды субъектов Российской Федерации предложения о кандидатурах арбитражных заседателей [13].

Характеризуя права ТПП РФ целесообразно заметить, что полномочия ТПП РФ широки, но законодатель не дает четкий перечень правомочий ТПП, он оставил его открытым. Права могут пополняться по инициативе самих ТПП при условии, что новые направления деятельности ТПП не будут противоречить российскому законодательству, а также вновь принимаемым законам.

Список литературы:

1. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). - Издательство НОРМА, 2000.

2. Закон Российской Федерации «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» № 5340-1 от 7 июля 1993 года.

3. Козырин А.Н. Постатейный комментарий Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» // КонсультантПлюс. - 2001.

4. Постановлением правления ТПП России от 30 сентября 1994 г. N 28-4 «Положение о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора».

5. Постановление правления Торгово-промышленной палаты РФ от 8 октября 2002 г. N 37-4 «О положении о негосударственном реестре российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом.

6. Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 25.06.2012 N 51 «Положение о патронаже ТПП РФ выставочно-ярморочных и конгрессных мероприятий».

7. Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 22.06.2006 N 48 «Регламент третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации Соглашение «О правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств» от 20 ноября 2009 года.

8. Распоряжение ГТК России N 01-14/1365 и администрации Калининградской области N 296-р от 31 декабря 1998 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - N 31.

9. Соглашение от 20 ноября 2009 года «О правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (утв. Учредительным Съездом ТПП РСФСР 19.10.1991) (ред. от 04.03.2011).

11. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

12. Федеральный закон № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации».

13. Федерального закона N 70-ФЗ от 30 мая 2001 года «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛИ И ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ В СДЕЛКЕ

© Попова Ю.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье исследуются категории воли и волеизъявление в отечественной цивилистике, процесс формирования воли сторон в сделке.

Ключевые слова юридическая сделка, правоотношение, правовая норма, воля, волеизъявление.

У истоков учения о юридической сделке стоит Карл Фридрих фон Сави-ньи: «из ... немногих положений Савиньи выросла вся современная теория о природе юридической сделки» [2]. Савиньи разработал классификацию юридических фактов в зависимости от волевого признака. В основу данной классификации Савиньи заложил наличие или отсутствие воли и ее направленность на юридические последствия. Савиньи писал: «под волеизъявлениями или юридическими сделками следует понимать те юридические факты, которые не только суть свободные действия, но в которых вместе с тем воля действующего лица направлена на возникновение или прекращение юридического отношения». В его понимании юридическая сделка связана с волей действующего лица, т.е. субъекта волеизъявления, субъекта сделки.

Новицкий И.Б. выделяет из многочисленные фактов, встречающиеся в жизни, те факты, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия; факты с которыми нормы права никаких юридических последствий не связывают, он именует юридически безразличными фактами. Эту классификацию И.Б. Новицкий связывает не со своеобразными чертами, присущими самим фактам как таковым всегда и всюду; по утверждению цивилиста, все зависит от того, как расцениваются отдельные факты в нормах права того или иного государства: одни факты расцениваются государством как не затрагивающие его интересов настолько, чтобы связывать с ними (в данных условиях места и времени) юридические последствия, и то-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.