Научная статья на тему 'Подлинность Прометеевой эпохи'

Подлинность Прометеевой эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЕТЕЙ / ЭСХИЛ / ГОМЕР / ЗЕВС / ОРЕЛ / КОРШУН / ДАГЕСТАН / APOPHATICISM / TRANSHUMANISM / HUMANITY / EXISTENTIALISM / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / MATERIAL AND IDEAL / EMPIRICAL AND THEORETICAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронина Т. Е.

Рассматривается созвучие мифа современности. Мифы вбирают в себя необходимые категории мысли, смыслы, логическую последовательность событий. В каждом мифе есть ядро, сюжет, которые несут в себе свойства семантики. Впоследствии они раскрываются, давая картину того, что происходило в интересующий нас исторический момент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Apophatic projection of the person: sources and overcoming ways

In offered work sources and possible ways of overcoming of the apophatic tradition prevailing in modern researches of the person are considered. Pathos of article is directed on proving new attempts of a reconstruction of a complete begun by philosophical anthropologists in the first half of the XX century

Текст научной работы на тему «Подлинность Прометеевой эпохи»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 22-25.

УДК 255.8 Т.Е. Воронина

ПОДЛИННОСТЬ ПРОМЕТЕЕВОЙ ЭПОХИ

Рассматривается созвучие мифа современности. Мифы вбирают в себя необходимые категории мысли, смыслы, логическую последовательность событий. В каждом мифе есть ядро, сюжет, которые несут в себе свойства семантики. Впоследствии они раскрываются, давая картину того, что происходило в интересующий нас исторический момент.

Ключевые слова: Прометей, Эсхил, Гомер, Зевс, орел, коршун, Дагестан.

Введение. Преодоление мифологического мышления и человеческая культура связаны между собой тесным образом. В мифе на современном этапе мы видим не только пережиток архаичного прошлого, но и современных людей с определенным эволюционным опытом, задающих тон развитию общественных отношений.

Методологический подход - принцип историзма. Человеческое общество со времен Прометеевой эпохи училось приобретать опыт борьбы за справедливость против релятивизма и противоправных действий. И сейчас время требует восстановления хронологии событий без приукрашивания, чтобы лучше усваивать основы материальной и духовной культуры прошлого, не нарушая харизму нынешнего. Востребованность принципа историзма в науке обнаруживает связь образа с программой жизни человека как архетипа, с его отношением к природе, времени, что является актуальным сегодня.

Мифы, возникшие в прошлом, возвращаются, требуя не только разгадки, но и огласки, а порой и пересмотра человеческих связей. Например, миф о Прометее. Ряд авторов: К. Маркс, Г.В.Ф. Гегель, М. Нильсон, Г. Даниялов, Ю. Жданов, С. Токарев, М. Магомедов, Н. Самуров и др. -убедительно доказывают его кавказское происхождение. М. Магомедов подробно описывает социально-политическую обстановку того времени, когда «в конце I тысячелетия до н. э. резко возросла военная активность сарматских племен, которые вытеснили скифов из Причерноморья и проникли в центральную Европу» [7, с. 51], освобождая территорию для проживания местного населения.

Для мифа нет ничего непонятного и неизведанного. Миф нас, современников, заставляет задумываться над человеческой эволюцией, историей, прочитывать карму героя, в данном случае как книгу его жизни, обращая внимание на то, что непригодно к исправлению простым внушением. Приобретая совершенство в эволюционной борьбе, архетипы прошлого дают общее понимание процессу современности.

Попробуем представить человеческое общество Прометеевой поры, когда все, что не соприкасалось с истиной, подвергалось испытанию временем и матерью-природой: сила торсионности и тогда измерялась направленностью с Запада на Восток, на Кавказ. Небо Вселенной, наполненное мириадами звезд, видимо, решило, что Прометею дело предстоит нешуточное: проучить играющих с огнем греческих богов, его близких младших родственников. Для этого он женился на кавказской девушке по имени Асия. Как известно, один из его ближайших родственников - Зевс, двоюродный брат Прометея - низверг титанов, потомков Урана, в Тартар, самую нижнюю область подземного мира. Кладовая недр Земли, видимо, просто так не открывалась. Нужны были жертвы, и они случились. Все сошлось и исполнилось в середине I тысячелетия до н. э. Произведения Эсхила «Прометей прикованный», «Прометей освобожденный», «Прометей-

© Т.Е. Воронина, 2014

огненосец» были написаны 2500 лет назад, в 472 г. до н. э., через 8 лет после фактических событий. Миф, на котором основана данная трагедия, - наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса - получил затем развитие в литературе и искусстве, послужил основанием для огромного творческого подъема революционеров истории [12]. Как боги Олимпа могли оказаться в Дагестане? Что им на Кавказе служило Олимпом? Судя по всему, в одном из случаев это могла быть вершина горы Тарки-Тау близ Махачкалы или вершина Анжи-Арки. Может быть, и еще одна гора близ Избербаша (ныне Пушкин-Тау). Считалось, что разум человеку дается божественным существом, но это же божественное существо может и отнять его в наказание за что-либо. «Такое понимание выражено в образе Прометея, похищающего огонь у Зевса» [5, с. 495]. Поступок Прометея был расценен богами Олимпа как вызывающий и наказуемый. Народ промолчал: он был не в состоянии дать адекватную оценку этому событию, поскольку его долго и бессовестно обманывали.

В ХІХ в. критика Д.И. Писарева называла юным Прометеем, А.С. Пушкина - великим Прометеем России. Видимо, не только поездка на юг, но и историческая память заставили поэта, этого величайшего бога современности афро-иранского происхождения, написать такие пламенные строки, как если бы он побывал на священной горе Шалбуздаг в зимнее время в Лезгистане (Дагестан) в начале ХІХ в.:

Кавказ подо мною! Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись

вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов

движенье [9, с. 456].

Это стихотворение было написано поэтом в 1829 г. По силе и образу с ним можно сопоставить лишь лермонтовские строки: «Как сладкую песню Отчизны моей, / Люблю я Кавказ!» [6, с. 126].

Итак, кто был Прометей? Титан, кузнец, гончар... Когда Зевс-релятивист захотел наказать человеческий род за правду о том, почему огонь, искра в его руках могут быть опасны, а в руках его сына - тем более, Прометей похитил у Зевса огонь: то, что Зевсу не могло принадлежать, тем более, если он собирался передать его сыну, «который будет сильнее его самого...» [2, с. 9]. К тому же Зевс был младше Прометея и должен был прислушаться к мнению старшего двоюродного брата. Спрятав огонь в тростнике, который вдоль Гирканского побережья рос издревле, Прометей передал его в дар землякам. Он научил их тому, что можно делать с помощью огня: всем ремеслам и

наукам, которыми владел. Прометей к тому же обладал даром предвидения и знал тайну судьбы Зевса. За похищение огня Зевс жестоко наказал Прометея. Желая сломить Прометея, Зевс подверг его мукам: сначала вверг в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям античности (греки имели представление о круговерти торсионности), скитаются души умерших, заблудших при жизни, а затем снова поднял на поверхность земли, приковав к скале в горах Кавказа (г. Шалбуздаг) и, кроме того, пригвоздил к ней алмазным клином, вбив его в грудь Прометею. С неохотой и против воли выполнял Гефест поручение Зевса, но не смел он ослушаться всемогущего Зевса, который к тому же послал свою священную птицу - орла терзать печень Прометея. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. В гордом молчании выносил Прометей ужасную мучительную боль, и только когда Гефест удалялся, стоны оглашали воздух... Его отец Иапет и мать Фемида, приходя к страдальцу и утешая его, советовали смириться перед всемогущим братом. Фемида предрекала новые козни, которые готовил громовержец, но титан с гордостью отверг ее просьбы. Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея и братья - титаны. Но он отвечал им, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что расправился с ним зря. Зевса мучило незнание будущего, и он решил освободить Прометея, который ему крикнул в лицо:

Так знай же ты:

Менять мои страдания

Я на твое не стану

Пресмыкательство!

Скажу открыто:

Ненавижу всех богов! [12, с. 25].

Геракл и кентавр Хирон, сын Кроноса, освобождают мученика. Разбитые оковы со звоном падают к ногам страдальца. Прометей открывает тайну Зевсу, и тот, вняв предостережению мойр и памятливых эриний, выдает нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака рождается Ахилл - будущий герой Троянской войны, внук Зевса. Титан забыт. И Зевс спокойно занимает место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев, несмотря на упрек Прометея, который накануне помог Зевсу обрести власть на Олимпе. Народ, ради которого Прометей совершил свой подвиг, промолчал. Не было личности, равной Прометею, кто бы мог, рискуя жизнью, предать этот исторический факт огласке, да еще с научным комментарием.

Надо отметить, что писатели-греки были неоднозначны в оценке Прометея. Поэт VIII в. до н. э. Гесиод изображает Прометея хитрецом, ловко обманывающим Зевса.

24

Т.Е. Воронина

Позже, в трагедиях великого драматурга Эсхила, который жил на рубеже VI-V вв. до н. э. в Афинах и которого древние греки называли «отцом греческой трагедии», Прометей - это сверхчеловечески мощный герой, борец за справедливость, не боящийся никаких угроз и расплаты за это, наделенный огромной нравственной силой и черпающий мужество в сознании своей правоты. Народ сохранил память о нем. Как сообщает историк Павсаний, в Афинской академии был жертвенник Прометея. И когда в Афинах ежегодно проходили празднества в честь Прометея, горшечники, чьим покровителем он был, устраивали бег с факелами, зажженными от этого жертвенника.

Под влиянием Эсхила создал своего бунтарского «Прометея» молодой Гёте. Романтическим героем, страстным ненавистником зла и пылким мечтателем стал Прометей в одноименной поэме Байрона и в «Освобожденном Прометее» Шелли. Симфоническую поэму «Освобожденный Прометей» написал Лист, симфонию «Прометей, или Похищение огня» - Скрябин. Но вот в другом литературном источнике сообщается: «Прометей - титан, сын Иапета. Когда Зевс захотел погубить человеческий род, Прометей похитил небесный огонь и, спрятав его в тростнике, принес людям. Он научил людей также всем ремеслам и наукам. Прометей обладал даром предвидения. За похищение огня Зевс жестоко наказал Прометея: приковал его к скалам на Кавказских вершинах, где коршун вечно терзал печень страдальца. Прометей был освобожден Гераклом, и Зевс примирился с ним» [11, с. 511]. На первый взгляд, кажется, не суть важно, кто клевал печень: орел или коршун? Но, видимо, эта драма на территории Дагестана повторялась дважды: первый раз - с орлом на Шалбуздаге, а второй раз - с коршуном на Пушкин-Тау близ Избербаша (отца Прометея-2 звали Манас). Главное, что Прометей в обоих случаях был спасаем бессменным Гераклом.

В ХК в. в своей философской диссертации К. Маркс процитировал эти смелые слова Прометея, прозвучавшие в трагедии великого Эсхила, такого же борца духа, как и сам Маркс. «Людвиг ван Бетховен был тем первым революционным музыкантом, кому через тысячелетия протянул свою дерзновенную руку Прометей» [1, с. 31-32]. «Миф о благородном Прометее после Эсхила получил широкое отражение не только в мировой литературе (Эсхил, Гомер, Гесиод, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон), но и в музыке (Бетховен, Скрябин) и т. д. Это был подвиг, равный подвигу Иешуа (163 г. до н. э.), но тогда учения не возникло. Народ был не готов. Скифы Причерноморья, вторгшиеся на Кавказ с Запада, создавали здесь прецедент и были нежелательны. “Прометей прикованный” Эсхила по сути является одним из антирелигиозных произведений. В борьбе за

справедливость Эсхил считал главной причиной победы малочисленных греков - их прорицание свободы, а поражение противников - зависимостью и рабским поклонением их царю» [7, с. 51]. Сведения (единственные!) об этом имеются в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Здесь Прометей, жестоко наказанный Зевсом за всестороннюю помощь людям и некоторым богам, говорит о своем приоритете в изобретении календаря, математики, письменности, мореходства, обращении с домашними животными, в умении плавить металл и искусстве. Происходили эти события «у конца земли», в Дагестане, на западном берегу Каспийского моря, которое называли Гирканским. К какому племени принадлежал Прометей? Судя по типажу, к племени сарматов. Великий Бог Ахура Мазда, что жил в те поры в Дагестане, видимо, подсказал Прометею дать огонь скифам Прикаспия, поскольку слыл справедливым. «Арии, что живут вблизи

Кавказа», были известны миру как сарматы, древние ираноязычные племена, кочевавшие в степях от Тобола до Дуная и вытеснившие из Прикаспия и из Северного Причерноморья скифов на Запад» [8, с. 35]. Они вели себя жестоко, так как видели в поведении скифов ущемление своих прав на землю, как пишет М. Магомедов в «Каспийской Атлантиде» [8].

Миф о Прометее, который в I тысячелетии до н. э. восстал не только против несправедливости, но и против засилья римлян, заставляет задуматься о времени мира: все цивилизации прекращали свое существование именно в силу своего релятивного развития с Запада на Восток. Только в 476 г. до н. э. произошло изменение движения времени в обратную сторону. Простой его поворот еще не дал миру устойчивости ввиду возвышения Рима. Но греческая демократия все же смогла определить идею о главенстве человеческого разума, принципах разумного миропонимания и представления о Прометеевом (творческом) назначении Человека. Некоторые знатоки истории утверждают, что Прометей Эсхила, похитивший у богов огонь, создал первого Человека из глины, как гончар [3, с. 326]. Нет же! Это была лишь игра, сон, который когда-то приснился царю Вавилона Навуходоносору. Как пишет Ф. Кессиди, «греческое мировоззрение сочетает в себе рациональноразумное понимание мира с интуитивнохудожественным видением мира как космоса; оно одинаково далеко как от плоского позитивизма, так и от романтического иррационализма» [4, с. 30-31].

Заключение. Думается, что культура Кавказа, а также образ Прометея достойны возвеличивания в мировой истории не зря. Прометеев подвиг национален, как и подвиг Иешуа. В середине I тысячелетия до н. э. закончился мифологизм культуры и нача-

лась борьба рационально проверенного опыта жизни против ложных образов бога. Такова вкратце предыстория первой философской цивилизации - греческой, где по мере развития драматической ситуации нашла поддержку концепция Т. Эвгемера о том, что все боги - это люди. Историки также указывают на то, что Рим того периода истории одержал политическую победу над Грецией, а Греция победила Рим в культуре, философии и религии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М. : Музыка, 1988. 47 с.

[2] Гарнет Р. Сумерки богов. Антирелигиозные новеллы. М. : Политиздат, 1967. 64 с.

[3] Голубева Л. Я - издатель. Махачкала : Дагиз, 2009. 334 с.

[4] Кессиди Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб. : Алетейя, 2003. 368 с.

[5] Конрад Н. Запад и Восток. М. : Наука, 1966. 520 с.

[6] Лермонтов М. Кавказ // Избр. М. : Художественная литература, 1977. 384 с.

[7] Магомедов М. Древние государственные образования Дагестана. Махачкала : РГТ, 2006. 334 с.

[8] Магомедов М. Каспийская Атлантида. Махачкала : Дагиз, 2004. 224 с.

[9] Пушкин А. Кавказ // Соч. : в 3 т. М. : Художе-стаенная литература, 1985. Т. 1. 736 с.

[10] Прометей // Википедия. Ш1_: 11Йр://ги.

wikipedia.org/wiki/Прометей.

[11] Тахо-Годи А. Словарь мифологических, географических и предметных имен // Гомер. Поэмы. М. : Детгиз, 1953. 520 с.

[12] Эсхил. Трагедии. М. : Московский рабочий, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.