Научная статья на тему 'Дух Прометея живет на Кавказе'

Дух Прометея живет на Кавказе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
629
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЕТЕЙ / PROMETHEUS / Ю.А. ЖДАНОВ / YU.A. ZHDANOV / РАЗУМ / MIND / БЕЗУМИЕ / MADNESS / ДУХ / SPIRIT / ПРОМЕТЕЕВО НАЧАЛО / PROMETHEUS'S BEGINNING / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMANE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Келигов Мурат Юсупович

В статье показана духовная связь Ю.А. Жданова с мифической фигурой Прометея, раскрывается суть и место прометеева начала в творчестве и личности российского ученого и философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Spirit of Prometheus Lives in the Caucasus

The spiritual connection of Zdhanov with fabulous fi gure of Prometheus has been shown, besides the essence and the place of Prometheus's beginning in the works and the personality of the Russian scholar and philosopher have been exposed.

Текст научной работы на тему «Дух Прометея живет на Кавказе»

а результат деятельности живых, реальных людей - носителей знаний, ученых. А эти люди не могут отмахиваться от проблем современности, от злобы дня, от судеб мира..." [5, с. 147].

Эта идея, выражающая социальную ответственность ученого и гражданскую позицию небезразличного человека, является прекрасным проявлением того научного гуманизма, за утверждение которого с такой подкупающей искренностью ратовал Ю.А. Жданов. В своих работах, посвященных проблеме соотношения и взаимодействия философии, гуманитарных и естественных наук, он выступал не только как выдающийся ученый и организатор науки, но и как философ в истинном смысле этого слова. Философ, способный охватить единым взором научный процесс современности и наметить перспективы его дальнейшего развития. Философ, призванный вести науку к мудрости, понятия - к идеям, рассудок - к разуму. Философ, стремящийся к подчинению истины благу человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Роль гуманитарного образования в подготовке инженера и естествоиспытателя // Из личного архива Ю.А. Жданова. Вып. 1. Государ -ство. Наука. Гуманизм. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. 52 с.

2. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: высокое соприкосновение // Научная мысль Кавказа. 2009. № 1. С. 15-16.

3. Делез Ж. Различение и повторение. СПб.: Изд-во "Петрополис", 1998. 384 с. С. 19.

4. Жданов Ю.А. Новые "плоды просвещения" // Ю.А. Жданов. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с.

5. Жданов Ю.А. Толстой и социальная роль науки // Там же.

6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 22.

7. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с. С. 73.

8. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967. 600 с.

9. Вернадский В.И. Война и прогресс науки // Очерки и речи. В 2 т. Т. 1. Пг.: Научное химико-техническое изд-во, 1922. 158 с. С. 138.

10. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.: В 90 т. Т. 40. М.: Худож. лит-ра, 1956. 593 с. С. 434.

11. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. 536 с. С. 358.

12. Жданов Ю.А. Идеи гуманизма и мировоззрение естествоиспытателей // Из личного архива Ю.А. Жданова. Вып. 1...

13. Жданов Ю.А. Советский Союз спас цивилизацию Европы // Ю.А. Жданов. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с. С. 4-5; Он же. Империалистическая сущность немецкого расизма // Там же. С. 24-25 и др.

14. Жданов Ю.А. Демоническая сила невежества // Там же. С. 53-54.

15. Дубровский Д.И. "Самодельные" философы наступают // Вестник Российского философского общества. 2008. № 3. С. 147.

16. Солонин Ю.Н. Россия в контексте современной социально-философской мысли // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. статей. Вып. 1. СПб.: Изд-во "Петрополис", 2001. 378 с. С. 270; Солонин Ю.Н, Аркан Ю.Л. Пути России: замечания, полемика и попытка оценки // Перспективы человека в глобализирующемся мире: Сб. статей. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 373 с. С. 235.

28 мая 2009 г.

ББК Г.г.(2)

ДУХ ПРОМЕТЕЯ ЖИВЕТ НА КАВКАЗЕ М.Ю. Келигов

Прометей (с греч. - "предвидящий", "думающий прежде") - сын титана Иапета (Япета) и океаниды (нимфы) Климены (варианты: сын Фемиды, Геи, Азии), один из привлекательнейших персонажей в древнегреческой

Келигов Мурат Юсупович - доктор философских наук, профессор филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Назрань, 384106, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталие-ва, 58, е-шаД: mkeligov@yandex.ru, т. 8(8732)227519

доолимпийской мифологии. После создания Эсхилом трилогии о Прометее, одна из частей которой называется "Прометей Прикованный", предание о Прометее привлекало к себе внимание представителей различных сфер культуры - поэзии, прозы, живописи,

Keligov Murat - Doctor of philosophy, professor of the branch of the North-Caucasian State Technical University. 58 Mutalieva Street, Nasran, Ingush Repablic, 384106, е-mail: mkeligov@yandex.ru, ph. +7(8732)227519.

музыки. Однако образ Прометея не прост, он не поддается однозначной оценке. Уже эсхиловская характеристика этого мифического героя включает как положительные, так и негативные черты. Это обстоятельство объясняет, почему у одних авторов, обращавшихся к освещению деяний Прометея, последний вызывает одобрение и восхищение (Гете, Маркс, Белинский), а у других - критическое отношение и осуждение (Гораций, Гегель). Поэтому следует признать слишком прямолинейным и упрощенным взгляд, согласно которому "Эсхил использует миф о Прометее, чтобы выразить свою ненависть к деспотизму и тирании, угрожающим прогрессивному развитию человечества. Зевс воплощает в трагедии темные силы" [1, с. 351]. Ницше был одним из первых, кто указал на противоречивый характер фигуры Прометея: «Двойственная сущность эсхиловского Прометея, его одновременно дионисическая и аполлоническая природа может быть в отвлеченной форме выражена приблизительно нижеследующим образом: "Все существующее и справедливо и несправедливо - и в обоих видах равно оправданно"» [2].

У меня нет задачи вдаваться более в рассуждения о том, насколько обоснованы те или иные характеристики данного мифического героя. Важно обратить внимание лишь на два момента. Во-первых, в трагедии "Прометей Прикованный" Эсхил в художественно яркой и содержательной форме выразил социально-правовые, духовно-нравственные коллизии современного ему общества. При этом сам древнегреческий драматург далек от того, чтобы идеализировать своего героя и желает, как мне представляется, остаться над схваткой Зевса и Прометея. Во-вторых, образ Прометея продолжает оставаться тем символом, через отношение к которому обнаруживаются идейные предпочтения и мировоззренческие ориентации наших современников. И, в частности, обращение к образу Прометея в данной статье обусловлено тем, что оно открывает возможность высветить некоторые грани жизни и творчества выдающегося российского ученого и философа Ю.А. Жданова.

Но прежде чем перейти к рассмотрению отдельных моментов творческой биографии Ю.А. Жданова через Прометея, следует сказать о том, чем же прославился последний. О каких же его поступках, повлекших за

собой со стороны верховного олимпийского божества суровое наказание - быть прикованным к скале в горах Кавказа - идет речь? Для большинства людей Прометей - мифический герой, похитивший для рода человеческого искру священного огня у богов. Перечень деяний Прометея, однако, весьма внушительный и похищение огня - не самая главная его заслуга. Более важным своим поступком эсхиловский Прометей считает, что он "у смертных отнял дар предвидения" и наделил их "слепыми надеждами". А еще в числе его благодеяний:

"Ум и сметливость Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.

Они глаза имели, но не видели, Не слышали, имея уши. Тенями снов Подобны были люди, весь свой долгий век Ни в чем не смысля.

Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для них измыслил и сложенье букв, Мать всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приручил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной работы.

Вот сколько ухищрений, для людей земных Придумал я, злосчастный" [1, с. 154-155].

Очевидно, что свершения Прометея ради людей настолько масштабны и важны, что его недостаточно считать "рядовым" благодетелем; по сути дела, он вполне может претендовать на роль создателя мыслящего человечества (наделил людей умом, научил их различным ремеслам и искусствам). И утверждение Маркса о том, что "Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре" [3], не кажется таким уж преувеличением.

Прометей - любимый образ Ю.А. Жданова. Выражениями "прометеев подвиг", "прометеево начало", "прометеев огонь", "прометеева трагедия" пронизаны многие работы этого мыслителя. Как гласит миф, Зевс обрек Прометея на страдание и муки в горах Кавказа. Возможно, что не лишено оснований и предположение Гегеля о том, что родиной Прометея считается Кавказ [4, с. 257]. Что не вызывает никаких сомнений, так это то, что дух Прометея нашел пристанище на Кавказе. Край величественных вершин, стремительных рек, гордых орлов и смелых барсов - это ли не достойная обитель для свободного и гордого духа?

Образ Прометея привлекает к себе Жданова не случайно. И дело здесь не только в благих делах этого мифического героя. Мне представляется, что в этом образе заключен ключ к объяснению некоторых моментов творческих исканий ученого и в особенности к пониманию его мировоззренческих и ценностных ориентаций.

Чтобы прояснилась значительная роль, которую играет Прометей в духовном мире Жданова, следует прежде всего учитывать характер социально-политического строя и идейно-нравственную атмосферу, в условиях которых происходило формирование личности Жданова-мыслителя. В СССР это было время рождения не только культа вождей, но и глубокого вхождения в массовое сознание идеалов революционного преобразования общества, утверждения идей равенства и братства людей труда. Ю.А. Жданов был человеком твердых марксистских убеждений и оставался таковым на протяжении всей своей жизни. Его кредо выражено им самим так: "В теории не только допустима, но и необходима ортодоксальность как верность принципам... Верность принципам - высочайшее нравственное требование лучших людей русской культуры" [5, с. 186, 190]. Этот фактор объясняет в определенной мере, почему Прометей, борющийся за права людей на достойную жизнь, за разумное и справедливое устройство их жизни ("людям помогая, сам на пытку шел"), сохраняющий при этом смелость говорить то, что он думает о богах, оказался весьма близким для Ю.А. Жданова.

Присутствие некоторых черт героя древнегреческой мифологии в творчестве Жданова связано, на мой взгляд, также и со схожестью или близостью жизненных обстоятельств, в которых они оказались. В судьбе Прометея мыслитель и гуманист Ю.А. Жданов видит историю своей собственной жизни: оба они оказались наказанными за непослушание верховной власти, из-за чего их сослали на Кавказ.

Отмеченное, однако, - только внешняя канва в жизни Жданова. То же, что лежит на глубине, и что составляет содержательную и реальную ценность для российского мыслителя, можно обозначить как "прометеев дух", "прометеево начало". Последнее не следует смешивать с прометеизмом как выражением идейно-практической ориентации, исходящей из абсолютной самодостаточности и верховенства научно-технической мысли,

направленной на установление господства над природой, на всемерное и неограниченное овладение ею. Как следует из яркой статьи Ю.А. Жданова "Роковой комплекс Эрии-сихтона", он решительно выступает против деятельности человека, ослепленного страстью к неограниченной власти, к безмерному обладанию, т.е. отвергает деяния, лишенные нравственно-гуманистических начал. Такая позиция вполне соответствует духу авторитетного для Жданова Гегеля, считавшего, что "разумное есть именно то, что имеет в себе меру и предел" [4, с. 117]. Все творчество самого Юрия Андреевича - ученого и философа - это подлинное воплощение универсализма мышления, тонко соединяющего в себе грани истины, красоты и добра. Только крупные мыслители способны органично соединять в своих исканиях фундаментальное научно-теоретические идеи с художественно-эстетическим мироощущением (с "мимолет-ностями" у Жданова).

Что же составляет существо "прометеевского начала" для Жданова? Чем же дорог ему "прометеевский дух"?

Во-первых, Прометей служит олицетворением разумного подхода к познанию и преобразованию. Выше уже отмечалось, что эсхиловский герой пробудил в людях ум и сметливость и вывел их из состояния детской беспомощности; тем самым люди обрели, по выражению классика герменевтики, "способность к самосостоянию" [6]. В свою очередь, Ю.А. Жданов выступает последовательным проводником и глашатаем разума. Рационализм в теории и практике, рациональный подход к действительности - это для него "идеал, к которому всегда стремились лучшие умы человечества" [7]. Всю свою жизнь Жданов следует девизу: "верность товарищу, верность отечеству, верность разумной идее" [5, с. 33].

Вместе с тем, будучи приверженцем ratio, Жданов хорошо понимал, что формальное обладание разумом еще не означает, что реальная жизнь людей обязательно становится разумной и осмысленной. И дело не только в том, что сам разум - весьма противоречивый феномен, но и в том, что разуму противостоит неразумие и безумие в самых различных формах. Заслугой Ю.А. Жданова является то, что он сделал немало для защиты разума от невежества, мракобесия, мистицизма. Он аргументированно вскрывает несостоятельность телепатии, телекинеза, мистического озарения и чудесного просветления,

покоящихся на таких ложных представлениях и понятиях, как: "психическая материя", "адекватные образы", получаемые с помощью кожи, "обмен информацией между полностью разобщенными биологическими объектами" и т.п. [8].

Разумеется, Ю.А, Жданова нельзя считать слепым борцом за рационализм. Не отвергая участие инстинкта в познании, он согласен с тезисом Гегеля о том, что разум не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Признает он и роль психологического фактора в историческом процессе: "Ничто великое не совершается без страсти - ни поиск истины, ни познание природы, ни творчество, ни преобразование мира. Но истина страстей - в их пронизан-ности разумом, разумным началом. В противном случае страсти не истинны, темны, разрушительны и трагичны" [9]. Причинами проникновения в сознание неразумных идей чрезмерного вторжения в жизнь иррациональных элементов - слепой веры, суеверий, фанатизма - Жданов считает страх перед глубинами непознанного; недостаток культуры мышления; ленность разума, его неспособность к систематической, целенаправленной и упорной деятельности.

К сожалению, масштаб проникновения в общее мировоззрение и в сознание части научного сообщества различного рода дилетантских и квазинаучных представлений стал в последние два десятилетия просто угрожающим для здоровья духовной жизни. Борьба с рационализмом, нередко осуществляемая под флагом критики узкопозитивистского мышления, превратилась в моду. А это значит, что для очищения разума от чрезмерного засорения околонаучными и лженаучными фантазиями и мифами, для сохранения его действенности и силы нам нужны сегодня яркие публикации, исполненные в духе лучших статей Жданова.

Во-вторых, "прометеево начало" близко Жданову тем, что в нем заключена идея человеколюбия, утверждаются гуманистические ценности: справедливость, свобода, достоинство человека и достойная жизнь. Я не считаю, что богоборческая позиция Прометея (на чем акцентировал внимание Маркс) близка Жданову, а вот слова героя античной мифологии, обращенные к Зевсу, не могли, на мой взгляд, не понравиться ему:

"Мне - чтить тебя? За что?

Рассеял ты когда-нибудь печаль

Скорбящего?

Отер ли ты когда-нибудь слезу В глазах страдальца?" [10].

И как ответ на эти гетевские вопросы, вложенные в уста Прометея, и как завет или заповедь самого Жданова звучат строки его стихотворения "Феноменология ": "Отдай себя духу, Сожги себя делом, Дари себя другу -Душою и телом. Смелее подаришь -Щедрее получишь. Лишь так ты воспрянешь, Лишь так ты пребудешь. Раздай все, что знаешь, Умеешь и смеешь. В себе умираешь -В другом уцелеешь" [11].

В-третьих, прометеево начало несет в себе идею ценности предвидения.

Жданов как ученый и философ проявил способность предвосхищать и прогнозировать исторический ход и значимость социокультурных событий и процессов. Он понял необходимость создания университетов в субъектах Юга России и организации СКНЦ ВШ, им была высказана впервые идея об открытии в Ростове-на-Дону отделения АН СССР, ему было ясна важность издания журнала, объединяющего усилия исследователей всего Кавказа, он предвидел актуализацию проблем философии культуры и философской антропологии в отечественном обществознании, и еще до наступления драматических событий на Кавказе делал все для организации процесса сближения и единения культур народов Северного Кавказа и России.

В-четвертых, жизненность прометеева начала Жданов связывает с тем, что гуманистические поступки героя эсхиловской трагедии созвучны деяниям мифических героев у разных народов Кавказа: у грузин - это Амирани, у абхазов - Абрскил, у лакцев -Амир, у адыгов - Насрен Жаче, у чеченцев -Пхармат, у ингушей - Курака.

Заслуга Жданова в том, что в общекавказском сюжете о деяниях бесстрашных героев, похищающих у богов огонь и другие средства для жизни людей, он увидел тождество "прометеева духа" и духа Кавказа, в основе которого лежат фундаментальные человеческие ценности: вольнолюбие, самобытность, братство проживающих здесь людей.

При всем разнообразии природных богатств и красот Кавказа, Жданов подчеркивает, что "главное на Кавказе - свободная энергия его жителей, способная рождать новые свершения, делать жизнь умнее и богаче. Именно во имя этого трудился и страдал Прометей - титан свободной энергии" [6, с.12]. А мы добавим: именно во имя торжества прометеевского духа на Кавказе и в России посвятил свою жизнь вольнолюбивый и мыслящий Жданов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эсхил. Трагедии. М.: Искусство, 1978. 368 с.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. 1024 с. С. 65.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 40. М.: 1956. С. 42.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наука, 1993. 477 с.

5. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 448 с.

6. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с. С. 250.

7. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 400 с. С. 168-169.

8. Жданов Ю.А. Новые "плоды просвещения" // Вопросы философии. 1986. № 6. С. 103-114.

9. Жданов Ю.А. Мощь и действенность разума // Коммунист. 1982. № 18. С. 71.

10. Гете И.В. Фауст. Лирика. М.: Худож. лит-ра, 1986. 767 с. С. 442.

11. Жданов Ю.А. Отдай себя духу. (Из поэтических тетрадей). Ростов н/Д.: ИППК РГУ, 2006. 72 с. С. 37.

1 июня 2009 г.

"Родина красоты", "Главный хлеб Земли", "Приют русского свободомыслия", "Многоцветье и содружество народов", "Солнечное сплетение Евразии"- такие этитеты употреблял Ю.А. Жданов, когда говорил о Кавказе. О безграничной любви Ю.Жданова к этому удивительному и загадочному краю свидетельствует и найденный в его личном архиве, храниящемся в СКНЦ ВШ ЮФУ, набросок будущей статьи.

Предлагаем вниманию читателей журнала размышления Ю.А. Жданова о Кавказе.

***

Есть какая-то загадка в том, что со времен античной древности поэты, мыслители и ученые обращались в своих размышлениях к Кавказу, хотя у них под боком были иные горы, реки и моря. Вроде бы рядом Альпы, но почему-то Прометея приковали не к Монблану, а к Кавказской скале. О Танаисе (Дон), Фасисе (Рион), Араксе в древности написано больше, чем о Рейне или По. Рядом Средиземное море, а Геродот пишет: "Понт - самое замечательное из всех морей". Римский историк Арриан пишет о походе Александра Македонского: "Ему очень хотелось узнать, с каким морем соединяется море Каспийское, называемое и Гирканским... Никто еще не открыл, где начинается Каспийское море, хотя вокруг него живет немало племен и в него впадают судоходные реки".

Но положение не меняется и в Новые времена. Образ Кавказа неожиданно возникает в сознании Леонардо де Винчи: "А если бы ты сказал, что холод, который минуют пламенные солнечные лучи, несколько умеряет чрезмерный жар подобных лучей, то отсюда следовало бы, что на высоких вершинах Кавказа, скифского горного хребта, большая ощущуалась бы жара, чем в долинах, так как

гора эта выше срединной области воздуха, отчего вблизи вершины никогда нет облаков и ничего не рождается" (Леонардо да Винчи. Избр. произв. Т. 1. М., Л.: Академия, 1935. С. 185).

Кавказские мотивы возникают и в голове страстного Джордано Бруно: "Равно не считаю я себя и холодным, так как для охлаждения моего жара, думается не хватило бы снега Кавказских или Рифейских гор" (Джордано Бруно. О героическом энтузиазме. М., 1953. С. 20).

Это приводило к военным столкновениям, вооруженным конфликтам с последующими переселениями и миграциями людей, формированию обширных диаспор. Вспомним судьбу черкесов. О них писал в своей "Естественной истории" Плиний Старший, именуя их керкесами. На их долю выпали многие тяготы, но они сохранили свой этнический очаг.

Так не скажешь относительно упоминаемых там же Плинием кефалатомов. От них не осталось следов на Кавказе. Если допустима шутка, большинство из них, видимо, переселилось в другие страны, где и поныне хватает головотяпов и головорезов, а именно так переводится название кефалатомы... .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.