Научная статья на тему 'Подкасты как средство формирования социолингвистической компетенции студентов на занятиях немецкого языка'

Подкасты как средство формирования социолингвистической компетенции студентов на занятиях немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДКАСТ / ВИДЕОПОДКАСТ / АУДИОПОДКАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Г.Н.

Статья посвящена вопросу использования подкастов на занятиях немецкого языка. Использование подкастов в рамках учебного процесса рассматривается как эффективное средство формирования и развития социолингвистической компетенции в рамках коммуникативного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подкасты как средство формирования социолингвистической компетенции студентов на занятиях немецкого языка»

ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

© Белова Г.Н.*

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота г. Калининград

Статья посвящена вопросу использования подкастов на занятиях немецкого языка. Использование подкастов в рамках учебного процесса рассматривается как эффективное средство формирования и развития социолингвистической компетенции в рамках коммуникативного подхода.

Ключевые слова немецкий язык, социолингвистическая компетенция, подкаст, видеоподкаст, аудиоподкаст.

Процесс интеграции и унификации общества, активное развитие международных связей диктует современному человеку необходимость владения определенным набором социальных и профессиональных компетенций. Социальный заказ государства на образование предполагает решение поставленных задач в рамках компетентностного подхода. Поэтому выпускник ВУЗа должен не просто владеть определенными знаниями и умениями, но и уметь успешно применять их в своей профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество с зарубежными партнерами также предполагает постоянное межкультурное взаимодействие субъектов, где культура общения, знание делового этикета, играет немаловажную роль для успешного завершения того или иного предприятия. Поэтому для того чтобы студент умел грамотно использовать свои знания иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации, преподавателю необходимо уделять внимание формированию и развитию социолингвистической компетенции. Социолингвистическая компетенция - это знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте. Выражается в нормах вежливости, регистрах общения, лингвистических маркерах социальных отношений, выражениях народной мудрости [6].

Базина Н.В. выделяет следующие компоненты социолингвистической компетенции, которые можно проконтролировать и проверить на занятиях по иностранному языку [1, с. 178]:

- этикетные формулы приветствия, прощания, обращения, благодарности;

- выражение вежливой просьбы, пожелания, интереса, обеспокоенности;

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент.

Компетентностный подход в образовании

179

- поздравления, выражение соболезнования, выражение благодарности;

- выражение сожаления, использование смягчающих формулировок;

- выражение недовольства, нетерпеливости, жалобы;

- использование всех вышеперечисленных речевых средств с учетом регистра общения;

- понимание наиболее часто употребляемых устойчивых выражений;

- понимание наличия различий в различных вариантах немецкого языка.

Таким образом, владение социолингвистической компетенцией представляется как обладание лингвострановедческих знаний, знаний социокультурных норм поведения изучаемой страны и умение адекватно использовать эти знания в конкретной сложившейся ситуации межкультурного коммуникативного взаимодействия.

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку, как средства формирования и развития коммуникативной компетенции, получило достаточно широкое распространение в наше время. Богатое разнообразие применяемых на занятиях иностранного языка интерактивных упражнений и заданий успешно демонстрируют свою эффективность. Одним из таких интерактивных методов обучения является использование подкастов. Рассмотрим использование подкастов как средство формирования и развития социолингвистической компетенции у студентов неязыковых ВУЗов на занятиях по немецкому языку.

Подкаст (podcast) - это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети [4, с. 189]. В сети интернет сейчас можно найти огромное количество социальных сервисов немецких подкастов по разнообразным тематикам. К наиболее популярным можно отнести следующие немецкие сервисы: www.podcast.de,www.dw.de,www.goethe.de.

Анализ подкастов позволил нам выделить следующие преимущества:

1. Доступность. Заключается в том, что большое количество материала собрано в одном месте. Достаточно лишь выход доступ в интернет, загрузить понравившийся сервис и мы получаем доступ к огромному количеству материалов.

2. Простота использования. Просмотреть или прослушать подкаст можно непосредственно на сайте, так же, как правило, можно скачать его себе на компьютер для дальнейшей работы с ним.

3. Тематическое разнообразие. Большой выбор разнообразных тем может помочь преподавателю подобрать нужный и интересный материал для дальнейшего применения в учебных целях.

4. Актуальность. Ежедневно обновляющиеся сервисы подкастов позволяют всегда быть в курсе нового добавленного материала. Также имеется функция подписки на обновление понравившегося мате-

180

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

риала, что позволяет быть в курсе новинок и всегда иметь наготове новый актуальный материал.

5. Наличие, как учебного материала, так и аутентичного. Оценив уровень владения немецким языком учащихся, преподаватель на определенном этапе может сделать выбор в пользу применения того или иного вида материала на занятиях по иностранному языку.

6. Наличие готовых заданий и упражнений. Многие подкасты оснащены готовыми заданиями и упражнениями, что может облегчить и сэкономить время преподавателю при подготовке к занятию. Также это может служить образцом для создания заданий и упражнений к подкастам не имеющим таких разработок.

Традиционно выделяют следующие виды подкастов:

- аудиоподкаст. Аудиоподкаст представляет собой звуковой файл, который, как правило, распространяется бесплатно для массового прослушивания целевой аудиторией.

- видеоподкаст. Видеоподкаст - это видеофайл, который соединяет в себе аудио-составляющую с наглядной информацией.

- скринкаст. Скринкаст - это цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера и, как правило, сопровождающаяся голосовыми комментариями.

В целом методика работы с подкастами такая же, как при работе с аутентичным, либо с учебным видео- или аудиоматериалом. Самое главное, чтобы выбранный подкаст отвечал уровню знаний студентов, лексический набор соответствовал изучаемой теме и чтобы выбранный материал был интересен и актуален. Соблюдение этих принципов позволит наиболее успешно применять выбранный подкаст на занятиях по иностранному языку.

В рамках развития социолингвистической компетенции особенно полезно использование аудио- и видеоподкастов.

В распоряжении преподавателя в настоящее время имеются неограниченные ресурсы аудиоматериалов, в том числе аудиоподкастов. Многочисленное разнообразие аудиоподкастов выводит на первый план задачу адекватного выбора аудиоматериала. К наиболее важным критериям отбора следует отнести аутентичность материала, языковая и речевая доступность, информативность. Если уровень знаний немецкого языка у студентов определяется, как начальный, то в данном случае стоит отдать предпочтение учебному аудиоматериалу, обеспечив в последующем постепенный переход от учебного к аутентичному. Доступность предполагает то, что уровень сложности речи будет соответствовать уровню понимания адресата. Работа в знакомом языковом и информационном пространстве позволит учащимся наиболее эффективно воспринимать, запоминать новые слова, лексические обороты, используемые в аудиоподкасте и свойственные носителю языка в определенной ситуации. Информативность в аудиоподкасте будет служить хорошим стимулом для активизации речемыслительной деятельности учащихся.

Компетентностный подход в образовании

181

С помощью аутентичных или учебно -аутенчиных видеоподкастов можно наглядно продемонстрировать социокультурные и страноведческие особенности иноязычного общества. Присутствие в видеосюжете персонажей различного возраста, профессий, социального статуса, наличие диалога между ними в определенной коммуникативной ситуации позволяет показать учащимся особенности общения, поведения, правила этикета, используемые в той или иной ситуации. Таким образом, это позволит студентам накопить знания о традициях и обычаях, системе ценностей носителей изучаемого языка, поможет сравнить с культурными особенностями своей страны и сформировать навыки правильного общения в предложенной ситуации.

Таким образом, в руках преподавателя сосредоточен уникальный, легкодоступный, разнообразный, актуальный материал, который помогает создавать атмосферу погруженности в иноязычную среду на занятиях по немецкому языку, и как следствие служить катализатором для формирования и развития коммуникативной компетенции в целом, и социолингвистической компетенции в частности.

Еще одной особенностью применения подкастов является то, что их можно использовать не только на занятиях по немецкому языку, но и задавать на дом в качестве творческого домашнего задания. Наиболее интересным и продуктивным представляется групповое задание создания подкаста на выбранную тему. Примерная программа создания подкаста выглядит следующим образом:

- выбор темы. Преподаватель совместно со студентами обсуждает и выбирает тематику подкаста, выбирается тип подкаста: аудиозапись или видеозапись;

- преподаватель дает задание учащимся написать небольшой текст по выбранной теме;

- преподаватель корректирует текст, исправляет ошибки.

- непосредственное создание студентами подкаста. Как правило, по времени подкаст не должен занимать более 3-5 минут.

- просмотр созданного подкаста на занятии, обсуждение.

- публикация подкаста на сервисе подкастов. Так, например, видеоподкаст можно выложить на сервисе Youtube. Положительный аспект публикации материала в том, что авторы будут получать комментарии и от носителей языка. Отвечая на комментарии, студенты вовлекаются в процесс реального общения на иностранном языке во внеурочное время, таким образом, они получают настоящую практику общения, учатся воспринимать аутентичный диалект.

Подводя итог, стоит отметить, что современные интернет-технологии являются полезным инструментом для развития и формирования навыков коммуникативной компетенции. Этот мощный инструмент при правильном его использовании помогает комплексно решать задачи, стоящие перед пре-

182

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

подавателем. Использование технологий подкастинга, наполненных социолингвистическим содержанием, позволит сформировать у студентов социолингвистические навыки и умения, а также поможет организовать правильное речевое поведение в зависимости от коммуникативной ситуации и установками иноязычного социума.

Список литературы:

1. Базина Н.В. Социолингвистическая компетенция как объект контроля // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Седьмой межвузовский семинар по лингвострановедению: сб.статей. В 2 ч. - Ч. 1: Языки в аспекте лингвострановедения. - М.: МГИМО-Университет, 2010. -С. 177-182.

2. Бобрикова О.С. Интерактивные методы формирования социолингвистической компетенции студентов на практических занятиях по иностранному языку // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Тула, 2013. - № 3-1. - С. 274-281.

3. Рыбалко Т.Г. Подкастинг как средство формирования информационной компетентности студентов при обучении иностранному языку // Интеграция образования. - Мордовия: ФГБОУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарева, 2008. - № 3. - С. 108-111.

4. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. - № 2 (26). - С. 189-201.

5. Дагбаева Н.Ж., Овчинникова Н.Ф. Принципы формирования социолингвистической компетенции на начальном этапе языкового вуза // Вектор науки ТГУ - Тольятти: ФГБОУ ВПО ТГУ 2012. - № 1 (8). - С. 103-105.

6. http://www.gramota.ru.

КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Копачинская Л.А.*

Государственный медицинский колледж, г. Братск

Статья посвящена компетентностному подходу в системе среднего профессионального образования. В статье раскрываются принципы продуктивного и репродуктивного обучения, рассматриваются формы контроля овладения студентами профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, образовательные стандарты, коммуникативная компетенция.

Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.