На рисунке 5 представлена модель процесса создания ценности по Портеру, где главным структурным элементом для создания ценности являются основные бизнес-процессы. Следует напомнить, что при анализе архитектуры бизнес-процессов необходимо выделить бизнес-процессы верхнего уровня. Они в свою очередь состоят из четырёх элементов: основные бизнес-процессы, вспомогательные, процессы развития и процессы управления. За цепочку ценностей отвечают основные процессы, но система управления ими - это иерархия вспомогательных процессов. Главным условием при реализации процессного управления - не бросить внедрение после первых успехов. Именно вовлеченность и заинтересованность руководителя компании как ответственного за бизнес-процессы компании является важным фактором успеха. Это условие является одним из основных принципов стандарта «Система менеджмента качества».
Источники:
1. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качестваЦКЬ: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.06.2024). -Текст электронный.
2. Модернизация системы менеджмента компании за счет внедрения процессного управления.//Сорокина А.В., БасыровМ.А.Наука и техника транспорта. 2016. № 4. С. 60-66.
EDN: QQAYHM
Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
N.V. Rubtsova - doctor of economics, professor, Department of journalism and marketing technology, Baikal State University, Irkutsk, Russia;
А.А. Горбунова - обучающаяся, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
А.А. Gorbunova - student, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
ПОДКАСТИНГ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЯ PODCASTING IN HIGH SCHOOL AS A TOOL OF INTERNAL COMMUNICATIONS: STATEMENT OF THE PROBLEM AND DEVELOPMENT OF A SOLUTION
Аннотация. Статья посвящена изучению подкастинга как инструмента внутренних коммуникаций в высшей школе. В первой части статьи авторами представлены результаты эмпирического исследования подкастинга в высшей школе на примере Байкальского государственного университета. Вторая часть посвящена разработке проектных решений, направленных на повышение вовлеченности аудитории в контент подкастов в высшей школе. Методами исследования выступили: опрос, обобщение, группировка, сравнение, статистический анализ. В ходе исследования выявлены отношение аудитории Байкальского государственного университета к данному каналу коммуникации, особенности потребления подкастов, возможные причины непопулярности подкастов в организации. Авторами разработаны проектные решения, направленные на повышение интереса аудитории университета к одному из подкастов. Полученные в ходе проведенного исследования результаты свидетельствуют, что подкастинг может рассматриваться эффективном инструментом внутренних коммуникаций в высшей школе. Разработанные авторами решения могут быть полезны для оптимизации имеющихся и разработки новых подкастов в университетах, позволят сформировать эффективные способы продвижения подкастинга в высшей школе.
Abstract. The article is devoted to the study of podcasting as a tool for internal communications in higher education. In the first part of the article, the authors present the results of an empirical study of podcasting in higher education using the example of Baikal State University. The second part is devoted to the development of design solutions aimed at increasing audience involvement in podcast content in higher education. The research methods were: survey, generalization, grouping, comparison, statistical analysis. The study revealed the attitude of the Baikal State University audience to this communication channel, features of podcast consumption, and possible reasons for the unpopularity of podcasts in the organization. The authors have developed design solutions aimed at increasing the interest of the university audience in one of the podcasts created by the university media center. The results obtained during the study indicate that podcasting can be considered an effective tool for internal communications in higher education. The solutions developed by the authors can be useful for optimizing existing and developing new podcasts at universities, and will help create effective ways to promote podcasting in higher education.
Ключевые слова: подкаст, подкастинг, медиа, коммуникации, контент, медиасфера, университет.
Keywords: podcast, podcasting, media, communications, content, media sphere, university.
Подкасты представляют собой вид коммуникационного канала в формате аудиопередачи. Подкасты схожи с обычными радиопередачами. Однако, в отличие от радио, которое нужно слушать здесь и сейчас, пользователь может скачать подкаст на своё устройство и воспроизвести его в любое удобное время [1].
В настоящее время формат подкастов прижился на разных площадках, в числе которых VK, YouTube, ApplePodcasts, GooglePodcasts, Яндекс.Музыка, iTunes и другие. Предлагаемые на различных ресурсах рейтинги подкастов определяют тренды тематики, вызывающей наибольший интерес у аудитории. Например, здоровье и медицина, психология и саморазвитие, культура, кино, путешествия и др.
Говоря о специфике подкастинга в Иркутской области, можно отметить, что в российский топ-50 наиболее популярных подкастов, согласно данным vc.ru, входят несколько площадок, которые связаны с сибирским регионом или его жителями. Например, подкаст «Иркутский дневник» рассказывает о жизни и культуре г. Иркутска и его окрестностей, подкаст «Сибирь. Подкаст» знакомит слушателей с историей, природой и людьми Сибири, а подкаст «Байкальский круг» посвящён экологии и туризму вокруг озера Байкал [1].
Таким образом, в России, в том числе и Иркутской области, наблюдается устойчивый рост популярности подкастов. Можно констатировать, что подкасты как канал коммуникации имеют большие перспективы для дальнейшего развития. Компании и бренды обращают внимание на подкасты, как эффективный способ продвижения. Это открывает новые возможности для монетизации и развития подкаст-индустрии, в том числе и в региональном аспекте. Для успешного использования подкастов для продвижения и товаров и услуг важно следить за трендами подкастинга и адаптировать контент под интересы слушателей [1].
В связи с тем, что возможность публиковать свой авторский материал в формате подкаста стала доступнее, конкуренция среди подкастеров значительно выросла. Теперь для того, чтобы создать качественный под-каст и завлечь слушателя в условиях современного медиапространства, авторам постоянно нужно работать над уникальностью медиаконтента, привлекательностью ведущих, своевременным обновлением и доступностью на разных платформах.
Задача привлечения аудитории к подкасту является одной из основополагающих элементов успешного проекта. Сейчас каждый человек может записать собственный подкаст. Но будет ли он популярен и интересен аудитории?
Цель данного исследования заключалась в разработке решений, направленных на увеличение вовлеченности аудитории в контент подкастов высшей школы (университета).
Задачи исследования:
1) изучить отношение слушателей к подкастам университета, выявить причины непопулярности подкастов у аудитории;
2) разработать мероприятия, направленные на повышение привлекательности подкаста для аудитории;
3) разработать мероприятия, направленные на увеличение вовлеченности аудитории в контент подкаста;
4) оценить коммуникационную эффективность предложенных решений.
Объектом данного исследования выступили подкасты, выпускаемые Медиацентром ФГБОУ ВО Байкальский государственный университет.
Предметом исследования - вовлеченность аудитории в контент подкастов.
Методы исследования: опрос, обобщение, группировка, сравнение, статистический анализ.
Выстраивание эффективных внутренних коммуникаций в социальных сетях является значимым фактором результативного продвижения для организаций высшей школы [2-10]. Это происходит, в том числе, благодаря сбору и анализу информации о предпочтениях аудитории, деятельности по выстраиванию эффективных коммуникаций ВУЗа с его аудиторией [11-15], при этом акцент делается и на смежные группы потребителей. Только грамотно выстроенные коммуникации помогут достичь поистине высоких результатов [16-19].
Среди авторов, занимающихся активной разработкой вопроса эффективности коммуникаций в высшей школе можно отметить Горохова В. М. [14], Гурееву А. Н. [4, 14, 18], Демину И. Н. [5], Кузнецову В. С. [16], Муронец О. В. [4], Рубцову Н. В. [1-3, 8], Самородову Э. В. [4, 14] и других авторов. Однако тема подкастинга как инструмента внутренних коммуникаций вуза к настоящему времени разработана еще не в полной мере, что актуализирует необходимость ее дальнейшей разработки и развития.
Медиацентр Байкальского Государственного Университета (далее БГУ) регулярно осуществляет коммуникации посредством нескольких СМИ: корпоративной газеты, университетского телевидения «БайкалУни-верТВ», радио «БУМ», где публикуется новостной и развлекательный контент. В рамках радио «БУМ» также выпускаются и подкасты.
Подкасты Медиацентра БГУ можно прослушать только на официальном сайте радио «БУМ» в аудио -формате. Их авторами являются как студенты, так и преподаватели вуза. В настоящее время публикуются следующие подкасты (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика подкастов БГУ
Наименование Содержание Автор
Психология для жизни В выпусках подкаста поднимаются важные психологические проблемы, которые могут коснуться каждого студента. Здесь авторы рассказывают о полезных советах и техниках для повседневной жизни. Подкаст выходит 2 раза в месяц. Наталья Мельникова (сотрудник Медиацентра БГУ)
Великий и могучий Подкаст освещает разносторонние темы нашего родного русского языка: от молодёжного жаргона до оксюморона и катахреза. Преподаватели кафедры русского языка и межкультурной коммуникации
Исторический момент Подкаст посвящён интересным событиям из истории и краеведения. Артём Ермаков (студент)
PRO кино Подкаст информирует о самых интересных фильмах планеты и помогает разобраться во всех тонкостях кинематограф Мария Полежаева (студент)
Переплёт Подкаст включает в себя обзор классических произведений литературы, обсуждение образов главных героев, авторскую трактовку и домыслы Виолетта Мясникова (студент)
Маркетинг простыми словами В этом подкасте слушатель узнает о том, какие хитрости совершают маркетологи, чтобы привлечь потребителя. Валерия Макарчук (студент)
Веб-дизайн Подкаст для начинающих веб-дизайнеров, в котором разъясняются особенности профессии и полезные советы для будущих профессионалов. Не известно
Рок-урок На какой гитаре предпочитал играть Джими Хендрикс? Чем вдохновлялся Курт Кобейн? С кем дружит Джон Бонжови? Сколько песен написал Виктор Цой на самом деле? Откроет истинную историю рок-культуры Юнона Козловская (студент)
Запасаемся попкорном Обзор как редких, так и популярных сериалов Алина Попова (студент)
Несмотря на то, что которые выпускаемые подкасты Медиацентр дублирует в официальных сетях вуза («ВКонтакте» (количество подписчиков в паблике - 17,6 тыс. пользователей) и «Телеграм» (количество подписчиков 2 300 пользователей)), прослушиваемость данных подкастов очень низкая (таблица 2).
Таким образом, можно констатировать, что несмотря на предпринимаемые усилия по продвижению под-кастов, вовлеченность аудитории в данный канал коммуникации очень низкая. Соответственно существует проблема низкой заинтересованности аудитории университета в выпускаемых подкастах.
Таблица 2 - Статистика прослушиваний подкастов университета за январь-февраль 2024 г.
Период Название подкаста Наибольшее количество прослушиваний за период
09.01.2024-31.01.2024 Новости радио 4
Исторический момент 1
Великий и могучий 1
01.02.2024 - 29.02.2024 Новости радио 5
Исторический момент 5
Великий и могучий 4
Для решения первой из поставленных задач - выяснить отношение аудитории университета к выпускаемым подкастам был проведен опрос среди слушателей. В опросе принимали участие студенты и работники университета. Респондентами выступили представители разного возраста, но в основном, это были молодые люди - студенты, в возрасте от 19 до 24 лет (87 %). Преимущественно в опросе принимали участие женщины (78 %). Всего было опрошено 110 человек.
Первый блок вопросов был посвящен отношению аудитории к подкастам. Полученные ответы позволили определить основные интересы слушателей и в будущем создать удобный формат для прослушивания подкаста. Согласно полученным результатам 51 % респондентов слушают подкасты, что свидетельствует о хорошей репрезентативности результатов исследования. Респонденты в основном используют подкасты для саморазвития (81 %), получения актуальной информации (58 %), учебы (37 %), решения личных проблем (28 %) и работы (12 %).
Самой популярной тематикой подкастов среди респондентов является психология (72 %), юмор (53 %), история (42 %), путешествия (41 %), а также деньги и финансы (39 %). Лидирующей платформой для прослушивания подкастов по результатам опроса стал «^оиТиЬе», так как эта площадка предоставляет большой выбор подкастов в формате видео бесплатно. На втором месте «Яндекс Музыка», на третьем - «УК-музыка». Самым удобным устройством для прослушивания подкастов стал смартфон (86 %).
Подкасты становятся частью дневной рутины людей. Это, в частности, подтверждают результаты исследований о прослушивании подкастов в России других авторов. Полученные нами данные в целом корреспондируются с результатами других исследований - большинство опрошенных также слушают подкасты дома (79 %), в дороге (35 %) или во время учебы и работы (25 %), но делают они это реже - несколько раз в месяц (28 %) (рисунок 1).
Рисунок 6 - Место прослушивания подкастов
Участники опроса также высказали мнение, что готовы уделить время прослушиванию подкаста продолжительностью до 30 минут (30 %). Подкаст в формате видео слушателям нравится больше (61 %), нежели в формате аудио (39 %). При этом респонденты предпочитают разговорный формат контента (75 %), на втором месте «интервью» (60 %), на третьем - «истории из жизни различных героев» (46 %). Чаще всего слушатели узнают о интересных подкастах из рекламы на любимой платформе (61 %) или у блогеров (46 %) (рисунок 2).
Рисунок 7 - Источники информации о подкастах
Полученные результаты также позволили сделать вывод о том, что участники опроса знают о существовании подкастов на радио «БУМ». В частности, 91 % респондентов ответили, что знают о существовании радио «БУМ», но всего 69 % из них знают о подкастах, выпускаемых на радио. Самыми популярными подкастами радио «БУМ» были названы «Психология для жизни» (31 %) и «PROкино» (31 %), «Великий и могучий» (28 %), «Исторический момент» (22 %).
Вместе с тем, статистика количества прослушиваний подкастов позволяет сделать вывод о том, что их популярность среди слушателей очень низкая. Так, согласно полученным данным о вовлеченности аудитории в самый популярный, по мнению слушателей, подкаст «PROкино» можно констатировать следующее.
Последний подкаст был опубликован в 2022 году на официальном сайте, а любые другие публикации с упоминанием данного подкаста в социальных сетях университета отсутствуют. В такой же ситуации оказались и другие выше перечисленные подкасты радио «БУМ». Поэтому возникает проблема эффективности использования их на университетском радио. Причины низкой заинтересованности в подкастах радио «БУМ» у слушателей стали предметом дальнейшего изучения.
Первую причину низкой популярности подкастов БГУ респонденты обозначили недостаточную информированность о подкастах среди аудитории. Второй причиной была названа неудобная площадка для прослушивания, так как контент радио можно послушать только в режиме онлайн на официальном сайте. Третья причина: непривлекательная аватарка аудиопередачи и её содержимого. Большинство респондентов считают под-касты скучными, монотонными, также отметив одной из причин апатичность как ведущих, так и гостей аудио-шоу (рисунок 3).
у Недостаточная информированность о подкастах
в Непривлекательная аватарка(картинка) в описании подкаста
У Неинтересный конетнт У Неудобная площадка для прослушивания у Скучные ведущие и гости
Рисунок 8 - Основные проблемы низкой популярности подкастов БГУ
Конкуренция в сфере подкастинга с каждым днём возрастает. Поэтому авторам подкастов необходимо постоянно исследовать актуальные интересы слушателей, искать популярные темы, учитывать демографические характеристики аудитории и её предпочтения.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты будут использованы для оптимизации имеющихся и разработки новых подкастов, позволят сформировать способы продвижения медиаконтента в Медиа-центре БГУ.
Основываясь на результатах проведенного исследования можно констатировать, что подкасты радио «БУМ» не вызывают существенного интереса у слушателей. В качестве контрольного объекта для разработки проектного решения и оценки его эффективности был выбран один из подкастов - «PROкино».
С использованием метода мозгового штурма были выработаны следующие мероприятия для решения проблемы низкой вовлеченности слушателей и усиления интереса к прослушиванию подкаста:
1) изменить дизайн обложки подкаста;
2) изменить формат подкаста на видео;
3) обновить состав ведущих;
4) приглашать в качестве гостей подкаста людей, напрямую связанных с киноиндустрией, например, режиссеров, продюсеров, актёров российского кинематографа, способных поделиться со слушателями своими впечатлениями, опытом и секретами при создании какого-либо фильма;
5) создать вовлекающие посты для продвижения подкаста в пабликах университета в социальных сетях «ВКонтакте» и «Телеграм»;
6) взаимодействовать с аудиторией подкастов посредством тематических конкурсов с поощрениями от партнеров подкаста;
7) начать сбор обратной связи у слушателей подкастов, для наиболее удачного составления программы аудиопередачи (таблица 3).
Таблица 3 - Сравнение старой и новой концепции подкаста «PROкино»
Параметр Было Стало
Обложка стационарная динамичная
Формат аудио видео
Количество ведущих один два
Продвижение отсутствует присутствует
Взаимодействие с аудиторией отсутствует присутствует
Обратная связь с аудиторией отсутствует присутствует
Продолжительность 2 минуты 10-15 минут
Платформа для размещения подкаста Официальный сайт университета Социальная сеть «ВКонтакте»
ФМЁДI СТУДЕНЧЕСКОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО БГУ 1 апр В 10:34 ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДКАСТА "PROKHHO" $ g
Дорогие друзья, мы рады сообщить, что наш любимый подкаст о новинках и классике кинематографа возвращается к вам в обновленном формате после длительного перерыва! Щ
Теперь каждую неделю мы будем радовать вас яркими обзорами фильмов, обсуждениями грядущих премьер и увлекательными аналитическими материалами о мире кино.
И это еще не все! Среди наших слушателей раз в месяц будет разыгрываться замечательный приз - кружка с символикой БГУ и возможность стать гостем
Если вы мечтаете о такой уникальной кружке и всегда хотели попробовать себя в роли подкастера, то вам просто нужно внимательно слушать каждый эпизод
нашей аудиопередачи, чтобы не упустить возможность выиграть! — ®
Не пропустите первый выпуск обновленного подкаста! ^
О 30 Р ¿> 1 О 202
Рисунок 4 - Анонс о возвращении подкаста в новом формате в паблике в социальной сети «ВКонтакте»
Целевая аудитория подкаста - это молодые люди до 25 лет, интересующиеся киноиндустрией, как российской, так и зарубежной. Они следят за появлением новых фильмов, жизнью известных актёров, творческими планами режиссёров, продюсеров и сценаристов, процессом съёмки кино и необычными фактами при его создании.
Ориентируясь на запросы целевой аудитории, был создан следующий вовлекающий пост, который был публикован в социальных сетях университета (рисунок 4).
Для повышения интереса аудитории к подкасту «PROкино» среди слушателей, было принято решение использовать промоушн-гейм. Один раз в месяц среди слушателей подкаста будет разыгрываться приз, который, непосредственно, связан с выпускаемым подкастом.
Условия участия в промоуш-гейм:
1) быть подписанным на сообщество студенческого медиапространства БГУ «МЁД»;
2) слушать новые выпуски подкаста и на протяжении месяца отвечать на вопросы, связанные с тематикой выпуска, которые ведущие задают в конце аудиопередачи;
3) прислать ответы на вопросы в личные сообщения паблика «МЁД» в социальной сети «Вконтакте».
Победитель определяется ведущими подкаста. Слушатель, который правильно и оперативно ответил на
все вопросы, будет приглашен в качестве гостя в записи нового выпуска подкаста, а также получит фирменную продукцию Байкальского государственного университета.
Первую серию подкаста в обновленном формате вышла 3 апреля 2024 г. (рисунок 5).
ФМЁД | СТУДЕНЧЕСКОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО БГУ
3 апр в 10:30
ОТДАТЬ ПАРУСА! Д
Друзья, после долгого перерыва подкаст «РгоКино» возвращается! В свежем выпуске наши ведущие Арина Горбунова и Юлия Ратушенко расскажут о новинке российского кинематографа «Летучий корабль».
Превращение трубочиста в матроса, птица-певица, и целых пять Данил Козловских в кадре - все в новом выпуске подкаста. Но на этом сказка не заканчивается. Объявляем конкурс! Призом станет возможность быть гостем одного из будущих выпусков и кружечка с символикой Байкальского университета. А чтобы принять участие в конкурсе внимательно слушайте подкаст 'РгоКино"! ■V 1
lv_0_20240402153921 .mp4
324 просмотра
Рисунок 5 - Первая серия обновленного подкаста «РЯОКино»
Результатами реализации проектных решений, свидетельствующими об их эффективности, стали: 1. Увеличение вовлеченности аудитории: числа слушателей подкаста (просмотров), лайков, комментариев, репостов (таблица 3).
Таблица 3 - Статистика вовлеченности аудитории в выпуски подкаста PRQkhhq
Характеристики выпусков подкаста
Номер выпуска 1 2 3 4 5
Дата выпуска 03.апр 11.апр 19.апр 26.апр 07.май
Тема выпуска Отдать паруса! Мастер и Маргарита 2024 Фильм «Онегин» Фильмы о Великой Отечественной Войне Итоги розыгрыша
Показатели вовлеченности
Просмотры 427 363 331 258 139
Лайки 25 19 17 12 11
Комментарии 2 1 1 0 0
Репосты 3 1 1 1 1
Всего активностей 457 384 350 271 151
Представленная статистика свидетельствует, что вовлеченность аудиториии в контент подкаста значительно выше (в 100 раз (!!!), чем у других выпускаемых подкастов радио «БУМ», число прослушиваний которых находится в пределах от 1 до 5 (табл. 2).
2. Увеличение подписчиков в каналах коммуникации с публикуемым подкастом.
Активное взаимодействие со слушателями во время аудиопередачи, объявление о конкурсе, условия участия в котором предполагают наличие подписки на каналы коммуникации где размещается подкаст, позволило привлечь больше подписчиков к паблику и телеграм-каналу «МЁД»: «Вконтакте» было 83 подписчика - стало 120; в телеграмм-канале: было 155 стало 184 подписчика.
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты свидетельствуют, что подка-стинг может рассматриваться эффективном интрументом внутренних коммуникаций в высшей школе. Разработанные авторами решения могут быть использованы для оптимизации имеющихся и разработки новых подкастов в университетах, позволят сформировать эффективные способы продвижения медиаконтента в высшей школе.
Источники:
1. Рубцова Н. В., Ратушенко Ю. В. Специфика региональных медиакоммуникаций в формате подкастинга // Естественно-гуманитарные исследования. - 2024. - № 2 (52). - С. 542-548.
2. Рубцова Н.В. Корпоративные медиа как инструмент внутренних и внешних коммуникаций в организации: понятие и классификация // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - .№5(49). - С. 447-450.
3. Рубцова Н.В., Ильина А.Р., Швагрук Е.С. Управление вовлеченностью аудитории в контент корпоративного медиаканала // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2 (46). - С. 438-441.
4. Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 3. - С. 482-503.
5. Демина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права // Известия Байкальского государственного университета. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 320-324.
6. Швагрук Е.С., Ильина А.Р. Медиарейтинг как способ повышения вовлеченности аудитории в контент университета в социальной сети // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы». Москва. Государственный университет управления. 12 апреля 2023 г. - С. 238-241.
7. Епифанова А.Г. Продвижение дизайн-продукта в социальных сетях: Учебное пособие. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2022.
8. Рубцова Н.В. Исследование медиактивности университетов с использованием аналитических платформ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2023. - Т.12, №1. - С. 104-120.
9. Красуля А.К., Одаренко Т.Е. Преимущества и недостатки продвижения услуг в социальных сетях как одного из инструментов рекламной кампании // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №12 (17). - С. 65-67.
10. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 564-585.
11. Громов Н.Д., Ольховников А.В. Технологии таргетированной рекламы // Международный журнал прикладных наук и технологи «Integral». - 2021. - №4.
12. Тихонова А.В. Способы продвижения в социальных сетях и их преимущества // Вестник магистратуры. - 2019. - №4 (91). - С. 69-71.
13. Корчагова Л.А. Анализ продвижения вузов в социальных сетях // Экономика. Управление. Право. - 2019. - №1. - С. 31-43
14. Горохов В.М., Гуреева А.Н., Самородова Э.В. Корпоративные коммуникации российских вузов в социальных сетях. // МедиаА-льманах. - 2018. - №6. - С. 36-41
15. Шадрин В.Г., Дмитриева Н.В., Поликарпова Л.А., Завьялова Е.А. Социальные сети вуза: вопросы аудита контента и повышения эффективности // Креативная экономика. - 2023. - Т. 17, № 1. - С. 437-452.
16. Кузнецова И.В., Колодезникова И.В. Значение сетевого контента при формировании взаимоотношений в социальных медиа. // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2017. - №3. - С. 221-226.
17. Киняшева Ю.Б. Особенности использования социальных сетей в процессе обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - №2. - С. 126-132.
18. Гуреева А.Н. Медиакоммуникационная практика российских вузов в новых медиа: социальные сети // Медиаскоп. - 2016. - №3. - С. 9.
19. Кох И.А., Мельник А.В. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза // Социум и власть. - 2019. -№1 (17). - С. 31-41.