EDN: PVAPMM
Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
N.V. Rubtsova - doctor in economics, professor, Department of journalism and marketing technology, Baikal State University, Irkutsk, Russia;
Ю.В. Ратушенко - обучающийся, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
Yu.V. Ratushenko - student, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В ФОРМАТЕ ПОДКАСТИНГА SPECIFICITY OF REGIONAL MEDIA COMMUNICATIONS IN PODCASTING FORMAT
Аннотация. В последние годы подкаст, став новой формой предъявления общественно значимого контента, получает все большее распространение и завоевывает популярность аудитории. Формат подкаста выступает одной из новых и все более востребованных форм медиакоммуникаций. Использование формата подкаста для информирования и освещения актуально значимых проблем открывает широкие возможности практически на всех уровнях управления - локальном, местном, региональном, национальном и международном. Растущая популярность подкастинга среди молодежной аудитории позволяет рассматривать его одним из эффективных инструментов управления массовым сознанием и пропаганды. Вместе с тем, данная форма медиакоммуникаций относится к числу еще недостаточно изученных, требующих более глубокого академического исследования.
В статье анализируются современные тенденции подкастинга в России, определяются векторы его дальнейшего развития. На основе изучения работ отечественных и зарубежных исследователей авторами расширена и дополнена классификация подкастов. Введены классификационные признаки: количество ведущих (участников) подкаста, длительность подкаста и сенсорное воздействие на аудиторию. На основе выборочной совокупности из тридцати подкастов, посвященных Иркутской области и озеру Байкал, продемонстрирована региональная специфика подкастинга. Проведенный анализ позволил авторам выделить характерные черты, свойственные подкастам Прибайкалья, с использованием, в том числе новых классификационных признаков. Перспективными направлениями будущего развития подкастин-га в Прибайкалье авторы определяют музыкальные и туристические подкасты экологической, природоохранной, этнической, мультикуль-турной направленности.
Abstract. In recent years, the podcast, having become a new form of presenting socially significant content, is becoming increasingly widespread and gaining popularity among the audience. The podcast format is one of the new and increasingly popular forms of media communications. Using the podcast format to inform and highlight current issues opens up great opportunities at almost all levels of government - local, local, regional, national and international. The growing popularity of podcasting among young people allows us to consider it one of the effective tools for managing mass consciousness and propaganda. At the same time, this form of media communications is one of those that has not yet been sufficiently studied, requiring more in-depth academic research.
The article analyzes current trends in podcasting in Russia and determines the vectors for its further development. Based on the study of the works of domestic and foreign researchers, the authors expanded and supplemented the classification of podcasts. Classification criteria have been introduced: the number of presenters (participants) of the podcast, the duration of the podcast and the sensory impact on the audience. Based on a sample of thirty podcasts dedicated to the Irkutsk region and Lake Baikal, the regional specifics of podcasting are demonstrated. The analysis allowed the authors to identify the characteristic features of the Baikal region podcasts, using, among other things, new classification features. The authors identify musical and tourism podcasts with an ecological, environmental, ethnic, and multicultural orientation as promising directions for the future development of podcasting in the Baikal region.
Ключевые слова: медиа, коммуникации, промоушн, продвижение, рекламодатели, подкаст, подкастинг.
Keywords: media, communications, promotion, advancement, advertisers, podcast, podcasting.
Первое упоминание подкаста в России, согласно данным ddesign.moscow, датируется 2005 г. Тогда появился единственный на то время российский сервис подкастов Rpod. В 2007 г. у Rpod возник конкурент -PodFM. Но как бы ни старались эти два сервиса, российское общество не воспринимало их контент всерьез. В 2015 г. компания Rpod прекратила свое существование. Казалось, что подкасты в России так и не приживутся. Но вскоре компания Apple запустила приложение «Подкасты», а обладатели айфонов получили удобный доступ к их прослушиванию. В 2017 г. многие компании начали развивать данный формат. Это и стало переломным моментом. Крупные фирмы решили идти в ногу со временем, а число прослушиваний подкастов увеличилось почти в 6 раз [1].
В настоящее время формат подкастов прижился на разных площадках, в числе которых VK, YouTube, Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыка, iTunes и другие. При этом, в России наиболее популярными площадками для прослушивания подкастов являются Яндекс.Музыка и Apple Podcasts. Также в приложении издания «Медуза» появилась вкладка с подкастами собственного производства. На платформе представлены сотни аудиодорожек, в которых поднимается множество тем. Каждый может найти что-то для себя, вне зависимости от возраста, пола или социального положения.
С недавнего времени подкасты как новый медиа стали предметом изучения академического сообщества.
Взаимоотношение традиционных эфирных каналов и их социальных медиа уже относительно давно интересуют как российских [2-8], так и западных [9-11] исследователей. Ученые отмечают рост влияния новых платформ, изменение медиапотребления и подчеркивают, что традиционные медиа далеко не всегда используют потенциал платформ в полной мере.
К настоящему времени теоретическое осмысление подкастов как нового формата медиа позволило выделить их содержательные и функциональные особенности. Так, функциями подкастов определяют информационную, ценностно-регулирующую, социально-креативную, функцию психического регулирования и функцию форума [3].
Характеристиками, позволяющими осуществлять описание, систематизацию и группировку медиа данного формата, исследователями определены: жанровая составляющая, информационность, формат и сюжет [3]. Вместе с тем, в связи с наблюдаемым в настоящее время развитием подкастинга как формы медиакоммуника-
ций, представляется, что типологические основания, уже обозначенные в научной и академической среде, можно расширить и дополнить. Так, новыми классификационными признаками подкастов, нами определены количество ведущих (участников), длительность подкаста и сенсорное воздействие на аудиторию (таблица 1). В зависимости от количества ведущих (участников) подкасты делятся на два вида: с одним или с двумя ведущими (участниками). По длительности можно выделить три вида подкастов: непродолжительные (до 5 минут эфира), средней продолжительности (до 40 минут эфира) и продолжительные (свыше 40 минут эфира). По сенсорному воздействию на слушателя подкасты делятся на аудио-подкасты (звуковое воздействие) и видео-подкасты (визуальное и звуковое воздействие) - таблица 1.
Таблица 1 - Основные характеристики для типологии подкастов*
Классификационный признак Виды подкастов
Жанр Документальный сериал, дискуссия, диалог, монолог, интервью
Тематическая направленность Политическая, социальная, культурная, спортивная, научно-популярная
Информационность Событийные, вневременные
Формат Повествовательные, дискуссионные
Сюжет Сюжетные, внесюжетные
Количество ведущих Один, два
Длительность Непродолжительные, средней продолжительности, продолжительные
Сенсорное воздействие на слушателя Аудио, видео
* составлено авторами
Вместе с тем, изучением подкастов занимаются и крупные исследовательские и консалтинговые компании в медиасфере. Предлагаемые на различных ресурсах рейтинги подкастов определяют тренды тематики, вызывающей наибольший интерес у аудитории (рисунок 1).
Рисунок 1 - Рейтинг подкастов России (составлено авторами на основе данных [12])
Так, по данным «Газетами Новости», в 2023 году в топ-10 тем подкастов, которые чаще всего слушают россияне, вошли (рисунок 1):
- здоровье и медицина - 49 %,
- психология и саморазвитие - 47 %,
- деньги и финансы - 45 %,
- история - 43 %,
- искусство, культура, музыка - 42 %,
- игры, кино, развлечения - 41 %,
- дети, семья, воспитание - 40 %,
- путешествия - 36 %,
- новости и политика - 36 %,
- образование и наука - 34 % [12].
Другой рейтинг наиболее популярных тем подкастов, составленный изданием «Лайфхакер» (рисунок 2), в целом схож с представленным ранее. Однако есть противоречия, в частности, наиболее популярной темой подкастов «Лайфхакер» определяет «науку и образование», тогда как в предыдущем рейтинге она таковой не является.
Отметим, что изучение подкастинга осуществляется и в ракурсе наиболее востребованных ресурсов. Например, к числу популярных подкастов в России относят следующие [1]:
1. Newочём. Перевод и озвучивание зарубежных лонгридов на разные темы: от медицины и астрофизики до социологии и истории.
2. Радио-Т. Подкаст об информационных технологиях от профессионалов индустрии. Ведущие обсуждают новости 1Т, делятся историями из жизни и рассуждают о будущем технологий.
3. Zavtracast. Один из самых популярных подкастов в России. Ведущие обсуждают игры, кино, сериалы и технологии.
4. Don't Speak. Подкаст от Андрея Гуляева — основателя школы английского языка. Из передач можно узнать о правилах и распространённых выражениях, а также о том, как поставить речь и быстрее выучить язык.
5. НОРМ. Ведущие просто разговаривают о жизни и переменах.
6. Любить нельзя воспитывать. Доктор педагогики Дима Зицер рассказывает, как находить с ребёнком общий язык и воспитывать его так, чтобы потом не жалеть.
7. The Big Beard Theory. Антон Поздняков с сайта beardycast.com рассказывает о событиях, явлениях и теориях из мира науки.
8. Будет сделано! Интервью с предпринимателями и просто успешными людьми о том, как выстроить свою жизнь и работу максимально эффективно.
Рисунок 2 - Топ российских подкастов по данным «Лайфхакера» [13]
Говоря о региональной специфике подкастинга, применительно к Иркутской области, можно отметить, что в российский топ-50 наиболее популярных подкастов, согласно данным vc.ru, входят несколько площадок, которые связаны с сибирским регионом или его жителями. Например, подкаст «Иркутский дневник» рассказывает о жизни и культуре г. Иркутска и его окрестностей, подкаст «Сибирь. Подкаст» знакомит слушателей с историей, природой и людьми Сибири, а подкаст «Байкальский круг» посвящён экологии и туризму вокруг озера Байкал.
Также на сайте «Coworcast. Студия записи подкастов» можно найти информацию о том, как создать свой подкаст, раскрутить его и монетизировать. Студия предлагает услуги по записи, монтажу, дизайну и продвижению подкастов, а также консультации и обучение. Студия находится в г. Москве, но работает с клиентами из разных регионов, в том числе из Иркутской области [14].
Отметим, что популярность подкастов в Иркутской области базируется на тех же основаниях, что и в других регионах России.
В настоящее время подкасты представляют собой удобный и доступный формат аудиоконтента, который можно слушать в любое время и в любом месте: дома, в дороге, на работе, на прогулке и т.д. Они не требуют визуального контакта, как видео или текст, и не занимают много места в памяти устройства, как музыка или аудиок-ниги. Это источник интересной и полезной информации, которая может развлечь, образовать, вдохновить или поддержать слушателя. В подкастах можно узнать о разных темах: от науки и истории до психологии и культуры. Подкасты также помогают улучшить навыки общения, критического мышления и креативности. Подкасты - это способ почувствовать себя частью сообщества, которое разделяет ваши интересы, взгляды и ценности. В подка-стах можно услышать мнения экспертов, знаменитостей или обычных людей, которые рассказывают о своём опыте, проблемах и достижениях. Кроме того, прослушивание подкастов даёт возможность взаимодействовать с авторами и другими слушателями через комментарии, отзывы, вопросы и предложения [15].
Поскольку подкасты являются сравнительно новым коммуникационным каналом значительная часть их аудитории - это представители молодежи. Согласно данным платформы «Лайфхакер» в 2023 году аудитория подкастов - это преимущественно люди в возрасте от 18 до 34 лет, при этом гендерное распределение слушателей является примерно одинаковым, в большинстве своем они работают в сфере ГГ (27 % аудитории) или еще учатся в высших и средних учебных заведениях (12 % соответственно) (рисунок 3).
Статистика прослушиваний подскастов россиянами свидетельствует, что к данному информационному каналу большинство из них обращается несколько раз в неделю (42 %), при этом средняя продолжительность прослушивания составляет 45 минут, а наиболее популярным устройством для их использования является смартфон (так ответили 94 % пользователей) [14].
Рисунок 3 - Характеристика слушателей подкастов в России [16]
В настоящее время подкастинг в России динамично развивается. В 2023 году компания «2х2.медиа» запустила несколько новых перспективных проектов:
- Он увидел солнце - это документальный подкаст о жизни и творчестве Егора Летова от журналиста Александра Горбачева. Байопик, который слушается не как академическая биография, а как увлекательный блок-бастер с сюжетными твистами, внезапными второстепенными персонажами и противоречивым главным героем.
- Колыма - подкаст о сложной истории колымского края и современной культуре в Магаданской области. Почему именно там был организован ГУЛАГ, за что туристы так любят природу Колымы и как связан Дальний Восток с Америкой.
- Омнибус и танкобон - первое большое осмысление комикс-культуры в разных странах в русскоязычном подкастинге. Каждый выпуск авторы разбирают явления, связанные с комиксами: от того, что такое сёдзё, до истории возникновения французских альбомов.
- Мифы - два раза в неделю ведущий Дима Лебедев разбирает мифы и легенды разных народов мира. В сопровождении красивой музыки и атмосферного аудиооформления. Идеальный подкаст для подростков и их родителей [16].
Представленный обзор возникновения и развития подкастинга в России и Иркутской области позволяет сделать следующие выводы:
1. В России, в том числе и Иркутской области, наблюдается устойчивый рост популярности подкастов. Пользователи все больше обращают внимание на аудиоконтент, что создает благоприятную среду для развития подкаст-индустрии.
2. Основная аудитория подкастов состоит из молодежи, которые ценят качественный и содержательный контент. Также стоит отметить увеличение числа слушателей старших возрастных категорий, что свидетельствует о расширении аудитории подкастов.
3. Характер потребления подкастов в Иркутской области, в целом, соответствует всероссийским параметрам.
Таким образом, можно констатировать, что подкасты как канал коммуникации имеют большие перспективы для дальнейшего развития. Компании и бренды обращают внимание на подкаст-рекламу как эффективный способ продвижения. Это открывает новые возможности для монетизации и развития подкаст-индустрии, в том числе и в региональном аспекте. Для успешного использования подкастов для продвижения и товаров и услуг важно следить за трендами подкастинга и адаптировать контент под интересы слушателей.
Подкасты, посвященные Иркутской области и озеру Байкал имеют важное значение для популяризации знаний о регионе и природных богатствах этого уникального водоёма. В целях изучения состояния и развития подкастинга Прибайкальского региона в поисковых запросах по ключевым словам «Байкал», «подкасты про озеро», «Иркутская область подкасты», «Байкальский подводный мир» было отобрано 30 подкастов (табл. 1).
Далее подкасты, попавшие в выборочную совокупность, были охарактеризованы по ряду критериев: формат, количество участников (ведущих), тема, длительность (таблица 2).
Таблица 2 - Характеристика выборочной совокупности подкастов, связанных с Иркутской областью и озером Байкал
Наименование подкаста Содержание подкаста Тема
1 2 3
Байкал. Чистая вода Подкаст, где рассказывается о биологическом разнообразии Байкала, его уникальных природных особенностях и мифах, связанных с этим великолепным озером. Экология озера Байкал, источники загрязнения, меры по сохранению.
Байкальский путь Подкаст о путешествиях по окрестностям Байкала, здесь можно услышать истории о путешествиях по российским национальным паркам, лесам и горам, организованных и самостоятельных экспедициях. Мировоззрение и образы нерп, их роль в экосистеме озера.
Байкальская нерпа Подкаст, посвященный животному миру озера Байкал, в том числе, про обитателей Байкала, таких как нерпы, рыбы и птицы. Исследования дна озера, научные открытия, обитатели глубин.
Байкальские истории Подкаст, где рассказывается о знаменитых личностях, событиях и обычаях, связанных с Байкалом и его окрестностями. Экологические проблемы Байкала, охрана окружающей среды.
Байкальская душа Подкаст, в котором звучат рассказы местных жителей о их повседневной жизни у озера Байкал, традициях и суевериях. Описание национальных парков, меры по охране биоразнообразия, экологические программы.
Байкал: вдохновение и красота Подкаст, рассказывающий о вдохновляющих аспектах Байкала, его удивительной красоте и влиянии на людей. Легенды, археологические находки, исторические события в районе Байкала.
Продолжение таблицы
1 2 3
Природа Байкала: открытия и тайны В этом подкасте исследуются открытия, сделанные в изучении природы Байкала, а также раскрываются тайны и загадки этого уникального озера. Традиционные обряды, легенды, мифы, фольклорные персонажи, их роль в культуре Байкала.
Байкальские легенды и мифы Здесь рассказывается о различных легендах и мифах, связанных с Байкалом, передающихся из поколения в поколение. Мифология Байкала, сказания, легенды о происхождении озера.
Байкальский калейдоскоп Подкаст, представляющий разнообразные аспекты и краски жизни вокруг озера Байкал. Описание городов и поселков вокруг озера, их история, культурные достопримечательности.
Океан в сердце Сибири Подкаст-повествование о том, как Байкал, несмотря на свои географические параметры, становится центром жизни для окружающих его обитателей. Описание красот природы через глаза художников, их работы, влияние Байкала на творчество.
Байкальские берега В подкасте звучат рассказы о прибрежных районах Байкала, их красоте и значимости. История формирования озера, география, культурное наследие вдоль Байкала.
Путешествие вокруг Байкала Истории и приключения путешественников, исследующих окрестности озера Байкал. Описание маршрутов, интересные места вокруг озера, путешествия и открытия.
Таинственный Байкал: загадки старого озера Раскрытие загадочных историй и аномалий, связанных с Байкалом. Туристические маршруты, интересные места для посещения, советы туристам.
Байкальская глубина: исследования и открытия Подкаст о научных исследованиях и открытиях, проводимых на Байкале. Музыкальные традиции региона, музыкальные коллективы, которые посвящены Байкалу.
Байкальские березы: зелень и жизнь Рассказы о растительном мире вокруг Байкала и его уникальных природных зеленых оазисах. Удивительные явления в природе Байкала, тайны озера, научные открытия.
Подводный мир Байкала Исследование подводной флоры и фауны озера Байкал. Мистические и загадочные аспекты Байкала, необычные явления, легенды.
Байкальские рассветы и закаты Атмосферные истории о красоте рассветов и закатов на озере Байкал. Растительный мир вдоль озера, особенности лесов, березы Байкала.
Байкальские сезоны Подкаст о смене времен года и их влиянии на жизнь вокруг Байкала. Уникальная фауна, погружения, особенности подводной жизни озера.
Магия Байкала: мистика и сверхъестественное Расследования вокруг загадочных явлений, которые происходят на озере Байкал. Уникальные блюда, использующие местные ингредиенты, культурные особенности питания в регионе озера Байкал.
Байкальские экологи: борьба за чистоту озера Обсуждение проблемы сохранения экологии Байкала и усилий по его защите. Разнообразие природы озера, интересные факты, красоты Байкала.
Байкальские острова: таинственные убежища природы Истории об островах Байкала и их уникальной природе. Духовные аспекты природы озера, влияние Байкала на чувства людей.
Байкальская погода и климат Анализ погодных условий и климата в регионе озера Байкал. Вдохновляющие красоты и уникальные моменты природы Байкала, влияние на художников и поэтов.
Байкальские национальные парки: сохранение биоразнообразия Повествование о национальных парках вокруг Байкала и их важной роли в сохранении природного разнообразия. Уникальность и величие Байкала, его необычные черты, сравнения с океанами.
Байкальский фольклор и обряды Изучение фольклора и обычаев, традиционных для этого региона. Природные ландшафты, скалы, пляжи, флора и фауна вдоль берегов озера.
Байкальские пейзажи и их художники Описание красоты ландшафтов Байкала и работ художников, вдохновленных этими видами. Изменения природы и озера в разное время года, особенности каждого сезона.
Байкальская кухня: вкус природы и традиций О кулинарии и местных кулинарных традициях вокруг озера Байкал. Красивые рассветы и закаты над озером, атмосфера утра и вечера.
Байкальские города и поселки Истории о населенных пунктах вокруг Байкала и их жизни. Ветры на Байкале, их влияние на погоду, обитателей озера, символика ветра в культуре.
Байкальский туризм: открытия и секретные места Обзор туристических достопримечательностей и уникальных мест в регионе озера Байкал. Типы климата в регионе озера, особенности погодных явлений, влияние на природу и жизнь людей.
Байкальский ветер: мощь и таинство Анализ метеорологических явлений и ветровых условий в окрестностях Байкала Острова озера, их особенности, жизнь на островах.
Байкальский хор: песни природы и сердца Подкаст о музыке, созданной под вдохновением от природы Байкала и его окружения. Эти подкасты погружают слушателя в разные аспекты жизни озера Байкал, его природы, истории, культуры и уникальных особенностей. Мистические и сверхъестественные явления, присущие озеру.
На следующем этапе была осуществлена группировка подкастов по критериям: формат, количество участников (ведущих), длительность (таблица 3).
Таблица 3 - Группировка подкастов по критерию «формат»
Формат Количество Наименование
Информационно-познавательный 6 1. Байкал. Чистая вода 2. Байкальский путь 3. Байкал: вдохновение и красота 4. Байкальские березы: зелень и жизнь 5. Байкальские экологи: борьба за чистоту озера 6. Байкальские острова: таинственные убежища природы
Исследовательский (научный) 9 1. Байкальская нерпа 2. Байкальские истории 3. Байкальские берега 4. Байкальские сезоны 5. Байкальские национальные парки: сохранение биоразнообразия 6. Байкальский фольклор и обряды 7. Байкальские пейзажи и их художники 8. Байкальские города и поселки 9. Байкальский туризм: открытия и секретные места
Туристический (путеводитель) 2 1. Путешествие вокруг Байкала 2. Таинственный Байкал: загадки старого озера
Культурологический 4 1. Байкальская душа 2. Магия Байкала: мистика и сверхъестественное 3. Байкальская погода и климат 4. Байкальская кухня: вкус природы и традиций
Культурно-исторический 3 1. Природа Байкала: открытия и тайны 2. Байкальский калейдоскоп 3. Океан в сердце Сибири
Художественный 5 1. Байкальские легенды и мифы 2. Подводный мир Байкала 3. Байкальские рассветы и закаты 4. Байкальский ветер: мощь и таинство 5. Байкальский хор: песни природы и сердца
Музыкальный (аудио-арт-проект) 1 1. Байкальская глубина: исследования и открытия
Рисунок 4 - Распределение подкастов по критерию «формат», %
Проведенный анализ позволил выделить шесть форматов региональных подкастов (табл. 3): информационно-познавательный, исследовательский (научный), туристический (путеводитель), культурологический, культурно-исторический, художественный, музыкальный (аудио-арт-проект). При этом наиболее часто используемым форматом подкаста является исследовательский (научный) - 30 % подкастов, вторым популярным форматом был определен информационно -познавательный - 20 % (рис. 4). По количеству участников подкаста чаще всего используется вариант с двумя ведущими или участниками - 73 % подкастов (рисунок 5).
Рисунок 5 - Распределение подкастов по критерию «количество ведущих, участников», %
При этом чаще всего длительность передачи подкаста составляет от 40 до 50 минут (50 % подкастов) или от 30 до 40 минут (47 %) - рисунок 6. Таким образом, региональной спецификой подкастинга можно определить использование средних по длительности и продолжительных подкастов. Представленные на рис. 4-6 данные позволяют сделать вывод о том, что на рынке подкастинга в Прибайкальском регионе остаются свободными достаточно популярные среди слушателей подкастов в России ниши (рисунки 1-2), к числу которых относятся: музыкальные и туристические подкасты. Создание подобных медиа, как представляется, можно назвать перспективными направлениями развития подкастинга в Прибайкалье. Создание новых подкастов также может быть связано с просветительской деятельностью в области охраны природы, экологического образования, этнического разнообразия и этнической культуры населения Прибайкалья.
■ 20-30 минут ■ 30-40 минут 40-50 минут
Рисунок 6 - Распределение подкастов по критерию «длительность», %
В целом, полученные в ходе проведенного исследования результаты позволяют констатировать, что подкасты в России становятся все более востребованным форматом медиакоммуникаций. В Прибайкальском регионе подкастинг также достаточно быстро развивается. Подкасты о Байкале и Иркутской области способствуют углублению знаний слушателей о регионе, вызывают живой интерес к сохранению и изучению озера Байкал. Они также влияют на формирование экологической грамотности населения, просвещении в познании природы, способствуют формированию позитивного отношения к окружающей среде в целом. Перспективными направлениями будущего развития подкастинга в Прибайкалье можно обозначить музыкальные и туристические подкасты экологической, природоохранной, этнической, мультикультурной направленности.
Источники:
1. Популярность подкастов в соцсетях по регионам России (Электронный ресурс). URL: https://www.cossa.ru/news/320226/ (дата обращения: 21.02.2024)
2. Арсентьева Г.Л. Подкаст как форма радиожурналистики: функциональный аспект // Казанская наука. 2021. № 2. С. 26-28.
3. Воинова Е.И., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 104-120.
4. Козлова О.А. Особенности развития подкастинга в России // Вестник Волгоградского университета. Серия 8. Литературоведение. 2022. №1 (22). С. 28-32.
5. Рубцова Н.В. Экономика и менеджмент в медиаиндустрии : учеб. пос. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 153 с.
6. Круглова Л.А., Долганова С.А. Видеть радио: аудиовизуальные контент-стратегии московских радиостанций в социальных медиа в период турбулентности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2023. - Т. 12, № 3. - С. 436-451.
7. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 564-585.
8. Замков А.В. Новостной медиаробот: теоретические аспекты интеллектуальной системы генерации контента // Вопросы теории и практики журналистики. - 2019. - № 8 (2). - С. 260-273.
9. Berry R. Part of the Establishment // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. - 2016. - Vol. 22, № 6. - P. 661.
10. Alzubi A. Impact of New Digital Media on Conventional Media and Visual Communication in Jordan // Journal of Engineering, Technology, and Applied Science. - 2022. - № 4. - P. 105-113.
11. Cordeiro P., Oliveira M., Portela P., Santos L.A. From Radio to r@dio: Broadcasting in the 21st Century in Radio Evolution // Radio Evolution: Conference Proceedings / eds. - Braga, 2012. - P. 155-166.
12. Главные новости - Газета.Ru (gazeta.ru) (Электронный ресурс). - URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/10/02/21404809.shtml/ (Дата обращения: 24.02.2024)
13. Аудитория Подкастов (Электронный Новости и политикаресурс). - URL: https://blog.podster.fm/auditoriya-podkastov-v-2023-godu-issledovanie-layfhakera (Дата обращения: 19.02.2024)
14. Как изменилась аудитория подкастов и её отношение к рекламе в 2023 году: исследование «Лайфхакера» (Электронный ресурс). - URL: https://vc.ru/lifehacker/671395-kak-izmenilas-auditoriya-podkastov-i-ee-otnoshenie-k-reklame-v-2023-godu-issledovanie-layfhakera (Дата обращения: 24.02.2024).
15. Подкасты популярны в Иркутской области по тем же причинам, что и в других регионах России- (Электронный ресурс). - URL: https://verbludvogne.ru/articles/biznes-shutki-i-stydnye-istorii-kto-i-zachem-zapisyvaet-podkasty-v-irkutske/ (Дата обращения: 24.02.2024)
16. Какие подкасты нельзя было пропустить в 2023 году (Электронный ресурс). - URL: https://media.2x2tv.ru/podcasts-2023/ (Дата обращения: 19.02.2024)
EDN: LHAVKI
А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
A.S. Ryzhova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department Operation of motor transport of the «Pacific National University», Khabarovsk, Russia.
ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА TRENDS IN THE RUSSIAN LEASING MARKET
Аннотация. В статье проведен анализ развития лизингового рынка в России: основные тенденции 2023 года и основные перспективы развития рынка на текущий 2024 год. Анализ основывается на данных, собранных рейтинговым агентством RAEX (Эксперт Ра) на основе добровольного анкетирования лизинговых компаний - участников рынка лизинга. Объем нового лизингового бизнеса в РФ в 2023 году показал рост на 81,3 %. Наблюдается снижение прибыльности лизинговых компаний. Высокий уровень конкуренции оказывает давление на прибыль. Многие участники рынка стремятся увеличить доход за счет диверсификации своей деятельности за счет сервисной составляющей, остается и жесткая ценовая конкуренция. Лизинговым компаниям необходимо снижать издержки и повышать эффективность бизнеса за счет автоматизации и привлекать более дешевое финансирование.
Abstract: The article analyzes the development of the leasing market in Russia: the main trends in 2023 and the main prospects for market development for the current year 2024. The analysis is based on data collected by the rating agency RAEX (Expert Ra) based on a voluntary survey of leasing companies - participants in the leasing market. The volume of new leasing business in the Russian Federation in 2023 showed an increase of 81.3 %. There is a decrease in the profitability of leasing companies. High levels of competition put pressure on profits. Many market participants seek to increase income by diversifying their activities through the service component, and fierce price competition remains. Leasing companies need to reduce costs and increase business efficiency through automation and attract cheaper financing.
Ключевые слова: лизинг, объем нового лизингового бизнеса, объем совокупного лизингового портфеля, источники финансирования лизинговых сделок, типы предмета лизинга.
Keywords leasing, the volume of new leasing business, the volume of the total leasing portfolio, the sources of financing of leasing transactions, the types of the subject of leasing.
В Российской Федерации до сих пор не существует четкого определения экономической и правовой сущности лизинга, однако этот метод обновления основных средств успешно развивается в стране в настоящее время. Лизинг представляет собой процесс по выбору и передаче предмета лизинга (чаще всего это оборудование, транспорт или техника) от лизингодателя - лизинговой компании предприятию - лизингополучателю во временное пользование. Использование данного механизма позволяет расширить комплекс финансовых услуг для кредитных организаций, для реального сектора экономики лизинг - еще один способ обновления основных производственных фондов, причем зачастую более выгодный и доступный, чем кредитное банковское финансирование. Развитие лизинга в России выделило несколько его подвидов, из которых финансового лизинга - самый распространенный на сегодняшний день. Предприятиям механизм финансового лизинга позволяет получить налоговые льготы, но только для предприятий, находящихся на общей системе налогообложения: это и экономия на налоге на имущество (за счет ускоренной амортизации), и налога на прибыль (за счет отнесения всей суммы лизинговых платежей на затраты при расчете налога), и налога на добавленную стоимость (НДС) - за счет возмещения НДС с лизингового платежа [1]. Право собственности во время пользования объектом лизинга остается у лизинговой компании, являясь дополнительным обеспечением и снижая риски лизинговых сделок [2].
Каждый год рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) осуществляет исследования рынка лизинга путем проведения добровольного опроса лизинговых компаний. Проект «Российский лизинг» открыт для участия любой юридической компании, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая занимается предоставлением оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование базируется на анализе данных, предоставленных в анкетах [3, 4].