Научная статья на тему 'Система подкастов о кино в современном медиапространстве'

Система подкастов о кино в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
800
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подкастинг / стриминговый сервис / рынок подкастов / кинематограф / подкастер / podcasting / streaming service / podcast market / cinematography / podcaster

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшвили Валерия Гиевна

В данной статье автор анализирует индустрию российского подкастинга, выявляет причины популярности нового медиаформата и изучает проблемные вопросы рынка. Исследование опирается на работу Л. А. Кругловой и Д. З. Мамедова «Проблемы подкастинга в России», статью В. В. Витвинчук и М. С. Лаврищевой, посвященную особенностями российских подкастов, а также на материалы маркетинговых исследований. Кроме того, в данной статье автор анализирует популярные подкасты о кино и предпринимает попытку их систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подкастов о кино в современном медиапространстве»

Word in science Special, 2Q22

Система подкастов о кино в современном медиапространстве

Яшвили Валерия Гиевна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор анализирует индустрию российского подкастинга, выявляет причины популярности нового медиаформата и изучает проблемные вопросы рынка. Исследование опирается на работу Л. А. Кругловой и Д. З. Мамедова «Проблемы подкастинга в России», статью В. В. Витвинчук и М. С. Лаврищевой, посвященную особенностями российских подкастов, а также на материалы маркетинговых исследований. Кроме того, в данной статье автор анализирует популярные подкасты о кино и предпринимает попытку их систематизации.

Ключевые слова: подкастинг, стриминговый сервис, рынок подкастов, кинематограф, подкастер

Keywords: podcasting, streaming service, podcast market, cinematography, podcaster

Подкастинг - один из самых быстрорастущих сегментов во всей индустрии аудиоконтента В 2018 году на стриминговом сервисе «Apple Podcasts» было зафиксировано 550 тысяч разных подкастов и 18 миллионов выпусков, включая контент более чем на 100 языках. К 2021 году эта цифра увеличилась до 2 миллионов подкастов и 48 миллионов выпусков [12]. Показательно и увеличение интереса рекламодателей к подкастингу. В 2020 году рынок рекламы в подкастах составил 160 млн рублей, а к 2024 году, по прогнозам специалистов, должен будет достигнуть 1.55 млрд [13].

Актуальность исследования заключается в уникальном интересе российского слушателя к кинотематике в области аудиоконтента. По данным исследования «TIBURON Research», подкасты по тематике кино и сериалов интересуют 51% мужской аудитории и 57% женской [14]. Статья будет посвящена изучению подкастинга как актуального медиаформата, выявлению причин его популяризации и определению проблем индустрии. Кроме того, в работе будет предпринята попытка установить системность подкастов о кинематографе.

Стоит начать с определения подкастинга как медиаформата. Согласно исследованию С. С. Распоповой и Т. А. Саблиной, подкастинг - это формат создания и распространения звуковой информации в сети Интернет через внедрение мультимедиа-контента (аудио или видео) в RSS-канал

[9].

Впервые подкастинг был использован в 2004 году. В этом году Адам Карри запустил шоу «Daily Source Code» [22]. Он же изобрёл специальный RSS-iPod-скрипт «iPodder», благодаря которому новые выпуски подкастов могли быть загружены напрямую в плеер при подключении к ПК. В том

же году термин «подкастинг» ввёл в употребление британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Audible revolution», опубликованной в издании «The Guardian». Рост популярности подкастинга заставил крупные компании обратить внимание на новый медиаформат. В 2012 году «Apple» запустила приложение «Подкасты», что сделало прослушивание эпизодов удобным для владельцев продуктов компании. Сейчас аудитория подкастов в США насчитывает 144 миллионов слушателей [12].

Подкастинг в России как крупное явление появился позже. Первым российским сервисом по дистрибуции подкастов считается «Rpod», запустившийся в 2005 году. К 2008 году у платформы появился единственный конкурент - проект «PodFm». Однако динамики развития российского подкастинга после создания сервисов не наблюдалось, так как из-за отсутствия быстрого сетевого соединения выпуски необходимо было скачивать на компьютер заранее. Кроме того, первые подкасты были направлены на достаточно узкую аудиторию [14]. В 2015 году «Rpod» был закрыт его основателем Василием Стрельниковым. Активный рост индустрии начался в 2017 году. На тот момент мобильный интернет уже был доступен большому количеству интернет-пользователей, а у будущих создателей подкастов был пример успешно функционирующей индустрии в США [25].

В настоящий момент подкастинг в России предстает в разных формах. Большое количество подкастов выпускается крупными проектами, например, интернет-сервисами «Кинопоиск» и «Arzamas». Существуют и отдельные студии, чья деятельность посвящена только записыванию подкастов: «libo/ libo», «Подкастерская» и др. Однако немаловажную роль в индустрии играют независимые подкасты. Эксперты объясняют их большое количество тем, что инди-авторы обладают большей свободой, чем любой медиапроект [25]. Но несмотря на это, деятельность независимых подкастеров пока не создает достаточной конкуренции.

Единого взгляда на то, почему популярность подкастов резко возросла, в настоящее время нет. Немаловажную роль сыграл подъем интереса к подкастингу со стороны крупных медиа. Подкасты также называют «доверительным» форматом из-за их схожести с разговором по душам [20]. Отчасти благодаря этому аудитория подкастов считается более лояльной.

Исследователи указывают иные причины. К примеру, В. Витвинчук и М. Лаврищева отмечают, что на актуализацию подкастинга влияет желание современного человека стать «соучастником» события, что позволило бы увидеть это событие «изнутри» [6]. Л. Круглов и Д. Мамедов отмечают, у подкастов «нет ограничений в виде эфирного времени и требований редакции, в количестве программ и в их тематике» [8]. Л. А. Тесленко, Ю. С. Ковтун и Д. А. Письменский акцентируют внимание также и на том, что подкасты приносят достаточный доход благодаря рекламе, потому многие рекламодатели используют их как основной источник заработка [10].

Продюсер подкастов платформы «Яндекс.Музыка» И. Карпухин считает, что новый приток популярности связан с актуализацией стриминговых сервисов. Пользователи начали слушать подкасты и музыку на одной платформе и перестали нуждаться в использовании отдельного приложения для прослушивания подкастов. Он также отмечает, что улучшение качества эпизодов с технической стороны (наличие заставки, джинглов и др.) также является показателем роста рынка [19].

Актуализация формата повлекла за собой появление русскоязычных аудиторных исследований. В 2018 году компания «Mediascope» провела по заказу «IAB Russia» исследование аудиоконтента (в понятие которого кроме музыки и аудиокниг были включены и подкасты), направленное на выявление эффективности аудиорекламы [28]. Результат показал, что 51% потребителей аудиоконтента слушают подкасты.

В 2020 году появилось исследование, направленное целиком на индустрию подкастинга. Компания «TIBURON Research» провела анализ рынка подкастов. Исследователи выяснили, что каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще, а целевую аудиторию составляют люди до 44 лет, со средним доходом или выше. Статистика также показывает, что при выборе выпуска слушатели часто ориентируются на его тематику. Так, самыми популярными у обоих полов стали юмористические подкасты и подкасты о кино. Аудитория спонтанно называет подкасты крупных медиапроектов («Кинопоиск», «Маяк»), однако вспомнить имена конкретных подкастеров затрудняется [14].

Исследование «TIBURON Research» также определило, что у аудитории есть потенциал для роста, так как есть люди, которые не знают о подкастах, которые знают, но не слушают или слушают редко,

а также аудитория старше 55 лет. Среди причин того, почему подкасты не слушают, авторы выделяют отсутствие времени для прослушивания, неумение воспринимать информацию на слух, отсутствие интересных тем и др.

Руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» А. Гевак отмечает, что во время начала пандемии COVID-19 в 2020 году привычки аудитории изменились [19]. Редакция платформы заметила снижение интереса к подкастам, так как они потеряли свойство прослушивания «в дороге» и были вынуждены конкурировать с контентом видеоформата.

Помимо маркетинговых исследований, с началом популяризации подкастинга стали появляться научные статьи на русском языке. Подкастинг стал развиваться в российском медиапространстве позже, чем на Западе, поэтому англоязычных материалов в настоящей момент больше.

Первые англоязычные исследования стали появляться уже спустя два года после появления подкастинга. В 2006 году было опубликовано исследование Р. Берри «Will the iPod Kill the Radio Star? Profiling Podcasting as Radio», в котором он проанализировал происходящую на тот момент «аудиореволюцию» и её влияние на медиапространство, в частности на радиоиндустрию того времени. В 2014 году вышла статья С. Фаривара «10 years of podcasting: Code, comedy, and patent lawsuits», в которой описаны 10 лет истории развития подкастинга, состояние индустрии на момент написания статьи и прогноз развития в будущем.

Российские авторы в основном исследуют узкоспециализированные вопросы, например, особенности развития индустрии внутри страны, возможности использования подкастов в рамках определенной сферы (в частности, сферы образования), жанровое своеобразие в рамках одной платформы и др. Большее внимание уделяется особенностям развития медиаформата в России и проблемам российского рынка подкастов.

Среди особенностей российского подкастинга выделяют различные черты. А. Журавлёва пишет о том, что основу подкастингового вещания составляют периодичность, многосерийность и системность [7]. В статье С. Распоповой упоминается отсутствие четкой жанровой классификации. Дж. Сапиро выделяет десять разновидностей подкастов, в то время как В. Некрасова акцентирует внимание на шести [23]. А. Самосудова и Л. Круглова классифицируют российские подкасты по трем категориям: функциональным, тематическим, а также по создателям [24]. В исследовании Л. А. Тесленко, Ю. С. Ковтун и Д. А. Письменского отмечается, что в индустрии подкастинга «на первый план выходит личность с ее собственным взглядом» [10]. С. Волкова упоминает также отсутствие цензуры и возможность ведущих выразить своё мнение [14].

Проблемными вопросами рынка подкастов заинтересовались Л. Круглова и Д. Мамедов. Они выделили три главные проблемы [8]. Первой проблемой отмечается невозможность сформировать представление о состоянии самого рынка, так как не производится достаточно частых аудиторных замеров. Исследования проводятся различными компаниями, чья деятельность напрямую не связана с индустрией подкастинга, в том числе вышеупомянутыми «Mediascope» и «TIBURON Research». Необходимость качественных аудиторных замеров подтверждают слова основательницы студии «libo/ libo» Л. Кремер, которая говорит о том, что на рынке все ещё представлена недостоверная аналитика, и статистику прослушиваний приходится собирать вручную, в то время как качественное исследование аудитории так и не было проведено [16].

Второй проблемой выделяют отсутствие единого сервиса для прослушивания выпусков. В России подкасты представлены на большом количестве сервисов: «YouTube», «Apple Podcasts», «Soundcloud», «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка» и др. Подобная рассредоточенность аудитории сильно влияет на статистику прослушиваний и на доходы.

Третьей проблемой исследователи считают отсутствие примера успешной монетизации. Отдельно также выделяется проблема рекламы в подкастах. Специалисты отмечают, что рекламодатели до сих пор полностью не доверяют подкастам. Маленькие компании не идут на риск из-за отсутствия гарантий, а рынок цифровой аудиорекламы не оправдывает прогнозов роста [16].

Многие эксперты прибегают к сравнению российского и западного рынка подкастов. Основная суть сравнения заключается в нахождении индустрий на разных стадиях развития. Согласно данным «Apple Podcasts», на мировой платформе опубликовано более 41 млн выпусков подкастов [8]. В то же время на

платформе «Яндекс.Музыка» загружено лишь 254 тыс. [14]. Крупную часть российского подкастинга занимает развлекательный контент. Но в некоторых других жанрах подкастинг практически не развит. Способов монетизации в США также больше, например, продажа билетов на офлайн-мероприятия и оригинальной продукции [19]. Российские подкастеры привыкли зарабатывать на рекламном или спонсорском контенте и пожертвованиях пользователей, а также на создании эксклюзивного контента по заказу различных платформ. За рубежом создатели подкастов уже давно начали объединяться в сообщества, в России же эта тенденция только появляется. Так, например, весной 2020 года прошёл онлайн-фестиваль «СЛЫШ», на котором подкастеры рассказывали о своем опыте создания контента. Аудитория фестиваля составила более 10 тыс. человек.

Рынок подкастов, как уже было сказано, только начал развиваться. Однако эксперты уже отмечают отсутствие стихийности. На рынке стали развиваться крупные компании, индустрией интересуются рекламодатели. Продюсер контент-бюро «Brainstorm.fm» К. Колосков предполагает, что в ближайшем будущем подкасты начнут с большей активностью объединяться в студии или лейблы, а среди большого количества стриминговых сервисов слушатели станут предпочитать один лидирующий. Специалисты сходятся во мнении, что индустрии необходимо сформировать единую профессиональную среду и установить схему аудиторных замеров и подсчета статистики [16].

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что подкастинг как новое явление еще не изучен достаточно в научной среде, особенно в России. Единое мнение среди экспертов и исследователей касаемо многих теоретических аспектов подкастинга, в том числе касаемо причин внезапной актуализации медиаформата, так и не было сформировано. Также стоит отметить, что в России подкастинг стал развиваться значительно позже, чем в США, а потому пока не обладает такой же популярностью. Аудитория подкастов в России значительно меньше, нежели на Западе, и поэтому подкасты в России пока не воспринимают как значимую часть современной культуры. Однако многие исследователи придерживаются мнения, что российский подкастинг имеет потенциал для роста, что подтверждают данные социологических опросов и исследований.

Как было упомянуто ранее, по статистике подкасты о кино являются одними из самых популярных среди слушателей. На платформе «Apple Podcasts» в разделе «ТВ и Кино» загружено более 200 подкастов [26]. У подкастов сервиса «Кинопоиск», попавших в чарт популярных на «Яндекс.Музыке» по категории «Кино и сериалы», суммарно более 81 тысячи отметок «нравится».

Современные тенденции подкастинга в области кино будут изучены на примере самых популярных подкастов из раздела «ТВ и кино» на платформе «Apple Podcasts», ставшей самой востребованной среди российских пользователей [17]. Стоит отметить, что в раздел «ТВ и кино» автоматически попадают подкасты, в которых кино не является основной тематикой, поэтому для исследования были отобраны подкасты, сфокусированные исключительно на кинематографе. Просмотр статистики прослушиваний недоступен для пользователей, и выбрать эпизоды по принципу популярности не представляется возможным. В качестве примеров будут приведены новейшие на момент написания работы выпуски, не включая специальные эпизоды.

Первым в списке популярных подкастов стал подкаст «Шум и яркость», записываемый интернет-сервисом «Кинопоиск». В чарт так же попали другие подкасты платформы, к примеру, «В предыдущих сериях» о сериальных новинках и «Крупным планом» о новостях индустрии.

«Шум и яркость» - подкаст, в котором музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин рассказывает о музыке в кино. Первый эпизод подкаста был загружен 13 марта 2019 года. С тех пор выпуски выходят ежемесячно. Длительность каждого выпуска составляет от 21 минуты до 68 минут. По данным на март 2022 года, записан всего 41 выпуск подкаста «Шум и яркость». Чаще всего выпуски сосредоточены на конкретном явлении: франшизе, фильме, режиссерах или композиторах, однако выходят и специальные эпизоды. Новейший из спецэпизодов был приурочен к церемонии вручения премии «Оскар».

Последний из обычных выпусков посвящен саундтрекам к экранизациям рассказов Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе [5]. Ведущий анализирует саундтреки к различным экранным версиям произведения. Выпуск начинается с рассказа об образе героя в целом, после чего Л. Ганкин переходит к рассказу о создании саундтреков к экранизациям. Подкаст выпускается крупной платформой, поэтому выпуски записаны и смонтированы профессионально. Характерной особенностью подкаста «Шум и

яркость» стал именно монтаж. В подкаст включены отрывки из музыкальных композиций, о которых говорит Л. Ганкин. Несмотря на то, что у подкаста всего один ведущий, благодаря грамотной работе монтажера со звуковым сопровождением у слушателя не создается ощущения «пустоты» в записи.

Манера проведения эпизодов подкастов «Шум и яркость» по своей подаче частично напоминает формат лекции. Ведущий рассматривает саундтреки с точки зрения музыкальной критики на примере конкретных картин, а также рассказывает интересные факты из истории создания композиций. Однако композиции могут быть рассмотрены обзорно, что делает подкаст более комфортным к прослушиванию для широкой аудитории, заинтересованной не столько в музыкальной критике, сколько в том, чтобы узнать что-то новое и увлекательное о конкретных картинах и их саундтреках.

Рейтинг подкаста на «Apple Podcasts» составляет 4.9 из 5 с более чем 1,7 тысячами оценок. Среди достоинств проекта слушатели отмечают высокое качество записи, приятную подачу материала, необычную идею подкаста и атмосферу, которую создают включенные в запись отрывки из кинокартин.

Не менее популярным среди пользователей «Apple Podcasts» стал «Поэпизодный клан» -подкаст студии «libo/libo», в котором три сценариста, Роман Кантор, Николай Куликов и Константин Майер «говорят и шутят о кино». Первый эпизод подкаста был представлен 28 мая 2020 года. С тех пор до конца сезона выпуски подкастов выходят еженедельно. Всего «Поэпизодный клан» опубликовал 53 эпизода. Длительность каждого выпуска составляет от 34 минут до 77 минут. Помимо ведущих, над подкастом работает команда из двух редакторов, продюсера, звукорежиссера и композитора.

Тематикой рядовых эпизодов становятся феномены киноиндустрии, связанные со сценарной работой: тропы, клише, жанры и др. В специальных эпизодах ведущие отказываются от привычного формата и ведут выпуск без темы, либо прямо во момент записи пробуют написать сценарий для фильма определенного жанра. Один из выпусков записан совместно с подкастом «Запуск завтра», который также производится студией «libo/libo».

Последний рядовой выпуск «Поэпизодного клана» был загружен 9 декабря 2021 года [1]. Его центральными темами стали троп «ожидание и реальность» и путь взросления героя. Ведущие вспоминают по три фильма, которые можно привести в качестве примера использования этих тропов, и начинают обсуждение. Помимо кинокартин, ведущие также приводят примеры из личного опыта работы в индустрии, и узнают об опыте приглашенного гостя. Продюсер и сценарист А. Габрелянов рассказывает о своих ожиданиях от проката фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» и о том, как выпуск картины повлиял на его жизнь. Стоит отметить наличие рекламы в подкасте. Спонсором проекта стал «Альфа-Банк», благодаря чему в подкасте появляется специальная рубрика «Деньги в кино».

Ведущие разбирают тему с профессиональной точки зрения, однако на понятном для аудитории языке. Беседа о тонкостях кинопроизводства разбавлена личными забавными историями, связанными с индустрией, а также большим количеством шуток. У аудитории есть возможность получить интересную информацию от профессионалов сферы в приятной неформальной обстановке, а также узнать некоторые детали «из закулисья».

Рейтинг подкаста на «Apple Podcasts» составляет 4.7 из 5 с более чем 600 оценок. Слушатели выделяют цепляющую заглавную тему, шутки ведущих, насыщенность выпусков полезной информацией об индустрии. Многие пользователи в отзывах отмечают, что рады переслушивать выпуски, даже будучи незаинтересованными в развитии навыков сценарного мастерства.

Среди инди-подкастов обрел популярность подкаст «Кино Огонь». Это подкаст, записываемый ведущими одноименного YouTube-канала. В нем четверка любителей кино, Петр Мельников, Владимир Логинов, Макар Овчинников и Катерина Кузина, рассказывает о новостях индустрии и обсуждает фильмы, мультипликацию и сериальные новинки. Первый выпуск подкаста был загружен 28 мая 2017 года и с тех пор выходит несколько раз в месяц. По данным на март 2022 года, командой «Кино Огонь» записано 197 эпизодов подкаста. Длительность эпизодов может достигать 164 минут. Обычные выпуски делятся на два блока: обсуждение новостей и трейлеров и обсуждение кино. Во втором блоке часто появляются непремьерные картины, которые заказывают на просмотр спонсоры канала с платформы «Boosty». Специальные выпуски подкастов сосредоточены на конкретных категориях кино. К примеру, на любимых продолжениях фильмов ведущих. Подкасты также вовсе могут не иметь темы. Такие выпуски называются «фристайл-подкастами». Также команда выпускает видеоподкасты

на отдельном канале «Кино Огонь Подкасты».

Последний эпизод подкаста «Кино Огонь» был загружен 21 марта 2022 года [2]. По традиции, в первом блоке выпуска ведущие обсудили новости индустрии: итоги премии «Энни», новые подробности продолжения фильма «Дюна» и остановку крупными студиями своей деятельности на территории Российской Федерациями, а также трейлеры недели. Второй блок был посвящен обсуждению трех картин: новому российскому фильму «Многоэтажка», анимационной премьеры «Я краснею», а также мультфильму «Энканто». Несмотря на то, что подкасты записываются не в студии, качество звука остается достаточно высоким из-за наличия у каждого из членов команды студийного микрофона. Благодаря грамотному сведению звука и подбора композиции фоновое музыкальное сопровождение не мешает даже при присутствии в выпуске всех четырех ведущих. Напротив, фоновая звуковая дорожка создает комфортную атмосферу. Именно атмосферу можно назвать характерной особенностью подкастов «Кино Огонь». Все четверо ведущих находятся в хороших дружеских отношениях, благодаря чему обсуждение идет естественно и непринужденно. Авторы подкаста часто шутят и смеются, что создает у слушателя впечатление приятной беседы с друзьями. Стоит отметить, что ведущие обсуждают картины с любительской точки зрения, более близкой широкой аудитории. Также благодаря разным предпочтениям ведущих в подкастах часто представлены сильно отличающиеся друг от друга мнения, и аудитория может найти точку зрения по душе. Слушатели также могут составить свое мнение и обсудить его в комментариях в социальных сетях с другими слушателями или самими авторами подкаста.

Рейтинг подкаста «Кино Огонь» на «Apple Podcasts» составляет 4.7 из 5 с более чем 700 оценок. В отзывах пользователи отмечают особенную атмосферу выпусков, харизму и чувство юмора ведущих, а также оригинальность контента.

Среди инди-подкастов в списке популярных также находится проект «Толкователи КИНО». Его ведущими стали начинающие режиссер Андрей и кинокритик Вадим. Ведущие вместе с приглашёнными гостями анализируют кинокартины «конструктивно, но с долей юмора». Первый выпуск подкаста был загружен 29 февраля 2020 года. На настоящий момент эпизоды подкаста выходят еженедельно. По данным на март 2022 года, опубликовано 77 выпусков подкаста. Длительность рядового выпуска составляет от 37 минут до 116 минут.

У подкаста нет одного формата. Ведущие обсуждают премьеры, отдельные феномены индустрии (например, феномен антигероев), определенные события или тенденции в мире кино. Также в качестве отдельных мини-выпусков создатели загружают неудачные дубли с записи и запись разговора с гостем до основного обсуждения, что можно выделить как характерную особенность подкаста.

Последний выпуск обсуждения кинокартины с приглашенным гостем вышел 10 марта 2022 [3]. В этом эпизоде один из ведущих вместе с актёром Денисом Косяковым обсуждают фильм «Смерть на Ниле»: разговаривают о проблемах экранизаций классических детективов, вспоминают предшествующий фильм серии «Убийство в Восточном экспрессе», сравнивают с другими экранизациями, а также анализируют саму картину. Ведущие отмечают некоторые ошибки создателей и размышляют о том, можно ли их было исправить, тем самым улучшив качество фильма. В записи подкаста заметна разница в качестве звука у ведущего и гостя, однако это не мешает прослушиванию. Как и во многих других подкастах, здесь также можно услышать фоновое музыкальное сопровождение, но оно практически незаметно из-за невысокого уровня громкости.

Ведущие проводят предварительную беседу с гостями перед записью подкастов, поэтому к моменту основного обсуждения разговор идет в неформальной обстановке. Однако нельзя сказать, что прослушивание дается легко, как в случае с проектом «Поэпизодный клан». Эпизоды большой длительности могут быть интересны темой обсуждения, однако отталкивать гостем из-за отсутствия расположения к нему как к персоне. Стоит также отметить, что ведущие также стараются анализировать картины с разных точек зрения, рассматривая как сценарную, так и техническую сторону.

Рейтинг подкаста «Толкователи КИНО» на «Apple Podcasts» составляет 4.3 из 5 с 80 оценками. Слушатели отмечают рост качества контента, экспериментальность форматов и грамотную речь ведущих. Некоторые пользователи также пишут об отсутствии конструктивности в мнении и недостаточной осведомленности создателей об индустрии.

Популярным у пользователей платформы также оказался подкаст «Смотритель» платформы

«Лайфхакер». В нем кинокритик Алексей Хромов и ведущий Михаил Вольных рассказывают необычные факты об индустрии и мире кино. По словам ведущих, их задача - «помочь вам полюбить кино так, как любим его мы». Первый эпизод подкаста вышел 2 июня 2020. С этого момента у подкаста вышло уже два сезона. В течение сезона выпуски публикуются еженедельно. Длительность рядового выпуска составляет от 17 до 58 минут.

Первый эпизод третьего сезона был выпущен 1 апреля 2020 годa [4]. Темой этого сезона стали кинофраншизы. В первом выпуске Алексей и Михаил обсуждали трилогию «Властелин колец»: рассказали об истории создания, о подборе актёров, рассуждали о том, почему франшиза до сих пор актуальна, и как мир «Властелина колец» был расширен в следующей трилогии «Хоббит». Подкаст выпускается крупной платформой, поэтому у выпусков есть собственное музыкальное вступление, а также отбивки. Подкасты записаны на профессиональное оборудование, благодаря чему качество звуковых дорожек высокое. Стоит отметить, что в подкасте нет фонового музыкального сопровождения, однако его отсутствие не создает дискомфорта при прослушивании.

Манера проведения выпуска соответствует обозначенной задаче. Ведущие рассказывают интересные факты о мире кино, стараясь разделить свою любовь к индустрии со слушателем. Акцент сделан именно на то, чтобы рассказать о кино нечто новое для широкой аудитории. По сравнению с остальными рассмотренными выпусками, не считая подкаста «Шум и яркость», разговор проходит в более спокойной обстановке. Но при этом стоит отметить расположенность ведущих и их позитивный настрой, а также искреннее желание влюбить аудиторию в кино.

Рейтинг подкаста на «Apple Podcasts» составляет 5.0 из 5, однако только с 63 оценками. Слушатели отмечают познавательность контента, «душевность» и отсутствие снобизма со стороны ведущих.

На основе всех наблюдений можно сделать вывод, что в настоящий момент у слушателей популярны подкасты совершенно разного типа: как производства крупных платформ и студий, так и независимых авторов. Также стоит отметить отсутствие единого шаблона, по которому создавались бы новые проекты. У каждого из вышеупомянутых подкастов своя определенная специфика и особенности. Подкасты различаются форматами, концепцией, длительностью выпусков. Среди слушателей оказались популярны как подкасты авторов-любителей, не имеющих прямого отношения к кино, так и подкасты с ведущими-профессионалами. Пользователи заинтересованы как в обозрении картин с технической точки зрения, так и с точки зрения работы над сценарием. Благодаря наблюдениям можно выделить несколько особенностей российских подкастов о кино: креативный подход создателей к производству подкастов, отсутствие шаблонности и явного копирования в авторской среде, уникальность и наличие яркой концепции у популярных подкастов, а также потребность слушателей в разноплановом контенте и новых интересных форматах.

Подкастинг - формат, имеющий большой потенциал для роста. Сейчас на рынке представлено большое количество проектов разного формата и тематики. Российская аудитория уже начала привыкать к новому медиаформату. Это подтверждают данные социологических опросов и аналитические исследования. Однако количество слушателей на территории России значительно уступает количеству слушателей на Западе. В российском подкастинге также много неисследованных областей и «незанятых» ниш, поэтому многие исследователи говорят о большом просторе для развития.

Подкасты по тематике кино остаются одними из самых популярных среди российских слушателей. Новые проекты продолжают появляться, как от инди-авторов, так и от профессиональных студий и крупных компаний. Каждый новый подкаст отличается особенной концепцией и индивидуальной организацией проведениявыпуска, поэтому система подкастов о кино в современном медиапространстве складывается из совершенно непохожих друг на друга проектов.

В перспективе было бы возможно углубиться в изучение кинотематики в области российского подкастинга, так как эта тема, как и подкастинг в целом, не распространена среди русскоязычных исследователей. Было бы интересно рассмотреть общие тенденции подкастинга о кино в российском медиапространстве, а также возможные проблемы выпуска подкастов по кинотематике.

ИСТОЧНИКИ:

1. А что вы хотели? Выпуск о прощании с иллюзиями. Поэпизодный клан. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/ а-что-вы-хотели-выпуск-о-прощании-с-иллюзиями/id1514240685?i=1000544390924 (дата обращения 15.10.2022)

2. Подкаст №157 | Я краснею | Энканто | Многоэтажка. Кино Огонь. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/подкаст-157-я-краснею-энканто-многоэтажка/id1247290527?i=1000554747537 (дата обращения 15.10.2022)

3. Смерть на Ниле: стоит ли смотреть? Гость выпуска: Денис Косяков. Толкователи КИНО. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/смерть-на-ниле-стоит-ли-смотреть-гость-выпуска-денис/ id1501021550?i=1000553555166 (дата обращения 15.10.2022)

4. Третий сезон подкаста «Смотритель» уже здесь! Обсуждаем «Властелина колец». Смотритель. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/третий-сезон-подкаста-смотритель-уже-здесь-обсуждаем/ id1515977626?i=1000555946610 (дата обращения 15.10.2022)

5. Шерлок Холмс. Как менялся музыкальный образ легендарного сыщика. Шум и яркость. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// podcasts.apple.com/ru/podcast/шерлок-холмс-как-менялся-музыкальный-образ-легендарного/ id1456109770?i=1000550067100 (дата обращения 15.10.2022)

ЛИТЕРАТУРА:

6. Витвинчук В. В., Лаврищева М. С. Особенности российских подкастов (по материалам издания «Meduza») // МНКО. - 2019. - №5 (78) - С. 544-546.

7. Журавлева А. А. «Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте» // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2020. - №1 (35) - С. 112-119.

8. Круглова Л. А., Мамедов Д. З. «Проблемы подкастинга в России» // Вестник НГУ. - 2021. - №6 - С. 156-167.

9. Распопова С. С., Саблина Т. А. Подкастинг: учеб. пособие для вузов. - Москва: Аспект-Пресс, 2018. 112 с.

10. Тесленко Л. А., Ковтун Ю. С., Письменский Д. А. «ПОДКАСТИНГ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ» // StudNet. - 2020. - №11 - С. 358-366.

11. Цыпляева С. В., Широкова А. И., Асадуллина Е. Ф., Потаева А. Д., Крупнов Д. А., Юртаев А. С. «Меня слышно?»: Как делать подкасты в России? - Издательские решения, 2020. - 300 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

12. The Podcast Consumer 2019. Официальный сайт исследовательской организации «Edison Research». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edisonresearch.com/wp-content/ uploads/2019/04/Edison-Research-Podcast-Consumer-2019.pdf (дата обращения 15.10.2022)

13. Winn, R. 2021 Podcast Stats & Facts (New Research From Apr 2021). Интернет-портал «Podcasts Insight». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.podcastinsights.com/podcast-statistics/ (дата обращения 15.10.2022)

14. Волкова С. В. ОБЗОР И ТРЕНДЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОДКАСТОВ. Интернет-портал «Telesputnik». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://telesputnik.ru/upload/files/research/

Подкасты.pdf (дата обращения 15.10.2022)

15. Исследование. Подкасты: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров. Официальный сайт компании по маркетинговым онлайн-исследованиям «TIBURON Research». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tiburon-research.ru/cases/issledovanie-podkasty-auditoriya-reytingi-podkastov-i-podkasterov (дата обращения 15.10.2022)

16. Крупные рекламодатели и неперематываемые прероллы: что происходит с подкастами в 2021 году. Официальный сайт маркетингового агентства AdIndex. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2021/12/15/300876.phtml (дата обращения 15.10.2022)

17. Кто, где и как слушает подкасты на русском языке: инфографика. Официальный сайт «РБК Тренды». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/ social/60e5639e9a7947713a6f6621 (дата обращения 15.10.2022)

18. Мамяко А. «Подкасты могут помочь медиа построить комьюнити». Какие подкасты делают медиа сегодня и что происходит на рынке. Журнал «Журналист». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcast-market (дата обращения 15.10.2022)

19. Мы знаем, что люди хотят слушать здесь и сейчас. Официальный сайт журнала Inc. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://incrussia.ru/specials/my-znaem/ (дата обращения 15.10.2022)

20. Перспективы рынка подкастов в России. Сайт рекламного агентства «Advertology». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.advertology.ru/article152403.htm (дата обращения 15.10.2022)

21. Подкастам рассказали о росте. Интернет-газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/%204198738 (дата обращения 15.10.2022)

22. Пророков Г. Каким был первый подкаст. Интернет-портал «Look at me». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/live/things/216379-first-ever-podcast (дата обращения 15.10.2022)

23. Распопова С. Подкасты - это просто удобно. Журнал «Журналист». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcasting (дата обращения 15.10.2022)

24. Самосудова А., Круглова, Л. Подкастинг в России: лидеры, особенности, перспективы. Журнал «Журналист». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcasting-russia (дата обращения 15.10.2022)

25. Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов. Интернет-газета «Esquire». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://esquire.ru/articles/214243-slushay-a-ne-smotri-kak-vsego-za-10-let-poyavilas-industriya-rossiyskih-podkastov/ (дата обращения 15.10.2022)

26. ТВ и Кино. Официальный сайт сервиса «Apple Podcasts». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://podcasts.apple.com/ru/genre/id1309 (дата обращения 15.10.2022)

27. Чарт подкастов. Кино и сериалы. Стриминговый сервис «Яндекс.Музыка». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://music.yandex.ru/chart/podcasts/category/filmsandserials (дата обращения 15.10.2022)

28. Эффективность аудиорекламы в интернете. Официальный сайт компании IAB Russia. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iabrus.ru/www/doc/audio_ad/IAB_Online_Audio_ Mediascope_final.pdf (дата обращения 15.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.