«Научные исследования и инновации»
УДК 659.44
Сидорова Анна Юрьевна Ву Тхи Хонг Нунг Sidorova Anna Yurievna Vu Thi Hong Nhung
Студент, кафедра социальных коммуникаций Student, Department of Social Communications Национальный исследовательский Томский государственный университет
National Research Tomsk State University
EDUTAINMENT-ПОДКАСТИНГ как инструмент диалоговой
КОММУНИКАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ С АБИТУРИЕНТАМИ
EDUTAINMENT-PODCASTING AS A TOOL OF DIALOGUE COMMUNICATION BY UNIVERSITIES WITH APPLICANTS
Аннотация, сегодня университеты ищут эффективные способы диалога с абитуриентами. Вузы заинтересованы в диалоге, поскольку он позволяет выстраивать доверительные отношения с абитуриентами. Одним из инструментов диалоговой коммуникации является edutainment-подкастинг. В данной статье с помощью метода кейс-стади рассматриваются коммуникативные практики осуществления диалога российскими и азиатскими университетами с абитуриентами с помощью edutainment-подкастинга.
Abstract: universities are looking for effective ways of dialogue with applicants. Dialogue allows to build trusting relationships with applicants, so universities are interested in it. Edutainment-podcasting is one of the tools of dialogue communication. The article examines the communicative practices of using edutainment-podcasting by Russian and Asian universities with their applicants through the case study method.
Ключевые слова, подкастинг; edutainment-подкастинг; инструмент коммуникации; диалоговая коммуникация; двусторонняя симметричная коммуникация; университет и абитуриенты; цифровое поколение.
Keywords: podcasting; edutainment-podcasting; communication tool; dialogic communication; two-way symmetric model; universities and applicants; digital natives.
Согласно исследованию Высшей школы экономики, в 2020 году 85% выпускников 11-классов планировали поступать в высшие учебные заведения [2]. Высокий спрос на образовательные услуги вынуждает университеты
IV Международная научно-практическая конференция конкурировать между собой. Основное конкурентное преимущество вуза - это качество образовательного процесса. Однако, на сегодняшний день, коммуникация университета с абитуриентами играет не менее важную роль. Для того, чтобы привлечь талантливых абитуриентов, вузы используют различные социально-коммуникативные технологии и инструменты коммуникации.
Потенциальными абитуриентами бакалавриата считаются, как правило, школьники старших классов. Их возраст, по мнению доктора педагогических наук, советского психолога Л.И. Божович, приходится на период юности [4, с. 275]. Именно в этом возрасте перед человеком стоит одна из главных задач -профессиональное самоопределение. Кроме того, в период юности актуализируются потребности в самоутверждении и в уважении со стороны членов референтных групп. Поскольку современные абитуриенты являются представителями поколения Хоумлендеров (поколения 7), им также присущи потребности: в персонализации, обратной связи, искренности, тактичности и сотрудничестве в процессе коммуникации [9].
Удовлетворить эти потребности способна диалоговая коммуникация. Во-первых, диалоговая коммуникация или, по определению американских теоретиков PR Дж. Грюнига и Т. Ханта, двусторонняя симметричная коммуникация, позиционирует участников коммуникации как равных субъектов, которые способны обмениваться ролями источника и получателя информации [14, с. 22]. Это взаимодействие основано на принципах сотрудничества и взаимоуважения, которые представляют ценность для современных абитуриентов. Во-вторых, диалог - это интерперсональная коммуникация, которая невозможна без обратной связи - ещё одной потребности старших школьников. В-третьих, пространство диалога предоставляет возможность для самореализации через трансляцию своих взглядов, ценностей, рациональных умозаключений и чувственных впечатлений, что особенно важно для людей в юном возрасте.
Т.Н. Колокольцева - профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного социально-педагогического
«Научные исследования и инновации» университета, доктор филологических наук - утверждает, что диалог и
диалогичность играют большую роль в современном коммуникативном
пространстве. Одна из причин тому - распространение интернет-коммуникаций.
По мнению Т.Н. Колокольцевой, любая информация, размещённая в интернете,
вне зависимости от коммуникативных жанров, способна вывести интернет -
пользователей на диалог [7].
Одним из инструментов диалоговой коммуникации является подкастинг -процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в интернете. На сегодняшний день российский рынок подкастов находится на стадии стремительного роста. В 2020 году доля слушателей подкастов выросла с 37% до 53%, что составило самый большой прирост среди всех видов Интернет -активностей [12]. Председатель комитета аудиорекламы «Ассоциации развития интерактивной рекламы в России» (IAB Russia) Михаил Ильичев предполагает, что к концу 2024 года русскоязычная аудитория подкастов приблизится к 30 млн. слушателей [3].
Ключевое преимущество подкастов перед иными форматами контента -высокий показатель вовлечённости: среднее время прослушивания подкастов в день - 44 минуты [12], 80% пользователей слушает подкасты до конца, а их внимание в 2,5% выше, чем при прослушивании музыки [3]. Интерес к подкастам можно объяснить особенностью потребления данной формы контента -прослушивание подкастов не требует специально отведённого времени: их можно слушать в процессе занятия другой деятельностью, например, во время прогулки, поездки или уборки. В то же время, подкасты привлекают аудиторию из-за имитации персональной коммуникации. По мнению Э. Нюзума, руководителя компании по созданию подкастов «Magnificent Noise» и автора книги «Пошумим. Как делать хитовые подкасты», прослушивание подкастов -это индивидуальное переживание, предполагающее эмоциональную и телесную близость (большинство пользователей слушают подкасты именно через наушники) [8, с. 26]. Чувство сопричастности и личной связи с ведущими подкаста побуждает слушателей давать обратную связь: задавать вопросы,
IV Международная научно-практическая конференция дискутировать с другими слушателями, выражать своё мнение относительно
эпизодов подкаста, а также предлагать темы и идеи для новых выпусков.
Слушатели могут оставлять отзывы опосредованно через площадки, на которых
опубликованы подкасты, например, в социальной сети ВКонтакте, в приложении
Apple Podcasts, на платформе Яндекс.Музыка и других. Благодаря
вышеперечисленным характеристикам подкастинг является инструментом
диалоговой коммуникации.
В частности, подкастинг становится востребованным инструментом коммуникации университетов с абитуриентами [15]. Эта тенденция обоснована тем, что, во-первых, молодые люди от 12 до 34 лет слушают подкасты чаще других возрастных групп. Во-вторых, благодаря таким характеристикам подкастов, как наличие обратной связи и подражание индивидуальной коммуникации, подкастинг может способствовать удовлетворению потребностей абитуриентов в самовыражении, а также в признании и уважении со стороны единомышленников, принадлежащих к сообществу университетского подкаста. В-третьих, современные абитуриенты, являясь представителями поколения Хоумлендеров, привыкли общаться в интернете, а подкастинг - это явление, существующее исключительно в online-пространстве.
Университеты используют edutainment-подкастинг для коммуникации с абитуриентами. Edutainment - это цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы и обеспечивающий информирование аудитории при «максимально облегченном анализе событий» [6, с. 65]. Edutainment-подкастинг позволяет выстроить диалоговую коммуникацию университетов с абитуриентами посредством распространения образовательных аудио- или видео-подкастов, созданных в развлекательной форме. С помощью edutainment-подкастинга университет может помочь абитуриентам определиться с выбором желаемой профессиональной траектории, например, через создание «полезных» подкастов о разных направлениях профессиональной или научной деятельности, параллельно демонстрируя преимущества и специфику обучения в вузе. В то же время, edutainment -
«Научные исследования и инновации» подкастинг предполагает наличие развлекательной составляющей, которая должна присутствовать в коммуникации с поколением Хоумлендеров [17]. Так, с помощью данного инструмента диалоговой коммуникации университет может способствовать не только реализации ключевой потребности абитуриентов -потребности в профессиональном самоопределении, но и установлению доверительных отношений с абитуриентами, завоеванию их лояльности.
Воспользовавшись классификацией подкастов исследовательницы А.А. Лукирич [10, с. 2], сформулируем следующие типы edutainment-подкастов (табл. 1):
Таблица 1. Типы edutainment-подкастов по количеству участников и форматам
По количеству участников: По формату:
Монологичные (участвует один человек) Разговорные (спонтанное течение беседы, ограниченное заранее продуманной темой)
Диалогичные (участвуют двое людей) Нарративные (чёткая композиция, заранее приготовленные идеи)
Полилогичные (участвуют трое и более людей) Интервью (беседа с гостем на определённую тему)
Аудио-спектакли (аудиоверсии художественных произведений)
Аудио-сериалы (сторителлинг на протяжении нескольких эпизодов)
Проанализируем примеры использования edutainment-подкастинга российскими и азиатскими университетами для выстраивания диалога с абитуриентами.
Подкаст «Russky.Digital» [1] - это серия эпизодов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) об IT-образовании, цифровой экономике и поиске своего места в данной индустрии. По количеству участников подкаст состоит из эпизодов диалогового и полилогового типа. Формат данного подкаста
- интервью: ведущие - сотрудники университета Лидия Зобова и Анна Иванова
- приглашают успешных студентов, выпускников IT -направлений ДВФУ, а также специалистов крупных компаний, чтобы узнать об их карьерном пути, перспективах трудоустройства и необходимых для этого навыках. Подкаст
235
IV Международная научно-практическая конференция «Russky.Digital» выходит на платформах: Apple Podcasts, SoundCloud, Яндекс.Музыка, в социальной сети ВКонтакте в сообществе «Абитуриенты ДВФУ/FEFU», а также на YouTube-канале «Дальневосточный федеральный университет / FEFU» в видео-формате. Первый выпуск подкаста опубликован 9 августа 2020 года. На момент анализа (25.01.2021) вышло 6 эпизодов, последний - 12 декабря 2020 года. Средняя продолжительность эпизодов - 35 минут, самый короткий выпуск длится 12 минут, а самый длинный - 56 минут. Пользователи комментируют выпуски в сообществе ВКонтакте и на YouTube. Они пишут положительные отзывы, например: «Отличное видео», «Круто! очень вдохновляющий и мотивирующий подкаст!», «Классный подкаст получился) Ребята очень легко и доступно рассказали про путь к геймдеву», а также вопросы и пожелания: «...Хотелось бы больше узнать про обучение в университете от Дмитрия <...> Возможно дать его контакты (если он не возражает, конечно)?», «А 18:00 по местному времени или по МСК?», «Еще бы и тайм-коды к подкасту». Так, благодаря подкасту «Russky.Digital» Дальневосточный федеральный университет выстраивает диалоговую коммуникацию с абитуриентами и повышает узнаваемость образовательных направлений IT-программы «Russky.Digital» ДВФУ.
Следующий пример - подкаст Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университета ИТМО) - «Кондуктор Лари» [11]. Цель подкаста -познакомить абитуриентов с техническими специальностями и помочь им определиться с желаемой сферой профессиональной деятельности. Тип подкаста по количеству участников - диалог, формат - интервью: ведущая Лариса Воловикова ведёт неформальные беседы с преподавателями Университета ИТМО, которые раскрывают специфику образовательных направлений вуза и рассказывают о внутренней жизни университета. Подкаст выходит на платформах: Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыка и в социальной сети ВКонтакте в сообществах: «ИТМО.СТАРТ», «Абитуриент Университета ИТМО», «Университет ИТМО» и «Мегабайт Медиа» (студенческое СМИ
«Научные исследования и инновации» университета, на базе которого создаётся подкаст). Каждый выпуск «Кондуктора Лари» во ВКонтакте сопровождается кратким описанием темы эпизода, обсуждаемых вопросов и статуса гостей, адресно-временными кодами (таймкодами), ссылками на платформы, на которых размещён данный подкаст, а также изображением-иллюстрацией. В сообществе «Мегабайт Медиа» первый выпуск подкаста опубликован 24 июня 2020 года. На момент анализа (26.01.2021) вышло 3 выпуска, последний - 25 августа 2020 года. Длительность эпизодов варьируется от 19 минут до 32 минут. Что касается активности слушателей, то пользователи пишут комментарии во ВКонтакте («Отличное интервью»), а также в Apple Podcasts («Очень интересный спикер!», «классно если интересно что-то о вузе», и т.д.). На данный момент количество обратной связи от аудитории невелико, однако это может быть обусловлено такими факторами, как: небольшое количество загруженных эпизодов подкаста и отсутствие интерактивных элементов при публикации подкаста на стене сообщества во ВКонтакте, которые могли бы стать дополнительным стимулом для обратной связи со стороны абитуриентов.
Заключительный пример русскоязычного подкаста университета для абитуриентов - подкаст Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина - «UnderКаст» [13]. Основная тема подкаста - студенческая жизнь: гости в ходе неформальной беседы рассказывают о волнующих их вопросах, увлечениях, опыте обучения в университете. Целевая аудитория - абитуриенты и студенты РГУ им. А. Н. Косыгина. Нельзя выделить единый тип подкаста по количеству участников, поскольку эпизоды представляют собой и подкасты-диалоги, и подкасты-полилоги. Однако формат данного подкаста единый -интервью: ведущие - студенты РГУ им. А. Н. Косыгина - приглашают председателей студенческих советов университета и просят их рассказать о специфике своего факультета или института. «UnderКаст» выходит лишь в социальной сети ВКонтакте. Первый выпуск опубликован 29 марта 2020 года, последний - 30 октября 2020 года. Продолжительность эпизодов разная -встречаются выпуски от 12 до 60 минут, но большинство эпизодов имеют
IV Международная научно-практическая конференция длительность около 40 минут. Слушатели пишут только положительные отзывы
на данный подкаст. Практически под каждым выпуском встречается от 5 до 25
комментариев. Они касаются как формы подкаста, так и содержания отдельных
эпизодов. Часто слушатели пишут восторженные отзывы, когда в подкасте
участвует студент от их подразделения, например: «Лучший руководитель!» и
«Наша Степашка лучшая». Тем не менее, в эпизоде «Беседа с первокурсниками»
один из участников утверждает, что контент социальных сетей, в частности,
подкаст «Under^CT» повлиял на окончательный выбор университета, что
говорит об эффективности диалоговой коммуникации университета с
абитуриентами через edutainment-подкастинг.
Подкаст «"^¿S Voice of NTU» (Голос НТУ) [18] - это серия эпизодов
Национального Тайваньского Университета с ответами на вопросы, которые волнуют абитуриентов: о специальностях университета, деятельности после его окончания, университетских активностях, общественных проблемах, а также о продуктах, которые продаются в университете (НТУ занимается разведением коров и производством молока, которое продаётся каждое утро). Цель данного подкаста - познакомить абитуриентов с деятельностью и дисциплинами университета, его особенностями и ключевыми отличиями от других университетов. В зависимости от количества участников эпизоды представляют собой как диалог, так и полилог. Выпуски подкаста создаются в разговорном формате и в формате интервью. Гости - успешные выпускники, преподаватели и учёные университета. Выпускники рассказывают о своём опыте обучения в вузе и о том, чем они занимаются после его окончания. Преподаватели и учёные говорят об особенностях учебных дисциплин данного университета, а также обсуждают общественно значимые вопросы. Подкаст «Голос НТУ» выходит на платформах Google Podcasts и Player.soundon.fm. Первый выпуск опубликован 21 мая 2019 года, последний - 3 января 2021 года. Средняя продолжительность эпизодов - 19 минут, самый короткий выпуск длится 8 минут, а самый длинный -37 минут. Сложно говорить о количестве и качестве отзывов на данный
«Научные исследования и инновации» подкаст, так как платформы, на которых он размещён, не предоставляют данную
информацию. Возможно, обратная связь от слушателей существует на
Тайваньских площадках.
Другой пример азиатского edutainment-подкаста для абитуриентов -
подкаст «University Guide (English) - ^^^ЧК (^Нп)» (Гид по университету
(на английском языке)) университета Мэйдзи в Японии [16]. Цель данного подкаста - повышение узнаваемости университета Мэйдзи среди иностранцев: в первую очередь, среди абитуриентов и их родителей, а во вторую - всех остальных, кто интересуется университетом. Подкаст «Гид по университету (на английском языке)» выходит на платформе Listen notes в аудио-формате, а на платформах Apple Podcasts и YouTube - в аудиовизуальном формате. Тип подкаста по количеству участников зависит от конкретных эпизодов: встречаются как выпуски-монологи, так и выпуски-полилоги. Также подкаст не имеет единого формата, поскольку существуют и разговорные эпизоды, и аудио-сериалы. Первый выпуск подкаста опубликован 4 августа 2010 года, последний - 25 мая 2016 года (большая часть эпизодов опубликована в 2010 году). Продолжительность эпизодов небольшая: самый короткий выпуск длится 2 минуты, а самый длинный - 5 минут. Однако сложно судить об эффективности данного подкаста как инструмента диалоговой коммуникации с абитуриентами. Дело в том, что комментарии к подкасту на площадках Listen notes, Apple Podcasts и YouTube отсутствуют. Что касается платформы Apple Podcasts, то на ней отзывы могут существовать, однако могут не отображаться [5]. На YouTube -
канале «Meiji University возможность комментирования отключена
вовсе. Тем не менее, количество просмотров некоторых роликов данного подкаста, например, «About Meiji University» и «Life at Meiji University», в несколько раз превышает количество подписчиков канала университета, что говорит об интересе аудитории к университету Мэйдзи.
Таким образом, edutainment-подкастинг - это инструмент диалоговой коммуникации университетов с абитуриентами через распространение
IV Международная научно-практическая конференция образовательных аудио-или видео-подкастов, созданных в развлекательной форме. С помощью edutainment-подкастинга университет может удовлетворить потребность абитуриентов в самоактуализации и, тем самым, завоевать их доверие. Российские университеты имеют тенденцию к созданию edutainment -подкастов диалогового и полилогового типа в формате интервью длительностью от 10 до 50 минут. На первый взгляд, edutainment-подкастинг азиатских (в частности, Тайваньского и Японского) университетов, не иллюстрирует процесс диалоговой коммуникации с абитуриентами. Однако, чтобы сделать точные выводы, необходимо более подробно изучить тенденции развития азиатского подкастинга в целом.
Библиографический список:
1. Асатурян Д.М. Спрос на высшее образование со стороны выпускников 11-х классов в 2020 году // Мониторинг экономики образования. 2020. №36. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://memo.hse.ru/published (дата обращения 28.02.2021)
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 400 с.
3. Шамис Е., Никонов Е. Хоумлендеры (Z) (04-) // RuGenerations -российская школа Теории поколений [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://rugenerations.su/category/хоумлендеры-z-04/ (дата обращения 25.02.2021)
4. Grunig J. E., Hunt, T. Managing public relations. - Holt, Rinehart & Winston: New York, 1984.
5. Колокольцева Т.Н. Диалог и диалогичность в интернет-коммуникации // Известия ВГПУ. 2011. №8. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7dialog-i-dialogichnost-v-internet-kommunikatsii (дата обращения 25.02.2021)
6. Медиапотребление в России - 2020 | «Делойт», СНГ | Высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ // Deloitte CIS [электронный
«Научные исследования и инновации» ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecom munications/articles/media-consumption-in-russia.html (дата обращения: 28.02.2021)
7. Баленко Е. Рынок онлайн-аудио в России превысит 6,5 млрд рублей в 2024 году // Sostav.ru [электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru /puWication/rynok-onlajn-audio-v-rossii-prevysit-6-5-mlrd-rub-v-2024-godu-41724.html (дата обращения: 28.02.2021)
8. Нюзум Э. Пошумим. Как делать хитовые подкасты / Эрик Нюзум [в пер. с англ. Д. Голубовского]. — Москва: Индивидуум, 2020. — 320 с.
9. Marketing to Potential Higher Education Students Through Podcasting // Wiley Education Services [электронный ресурс]. URL: https://edservices. wiley.com/the-potential-of-podcasting-in-higher-education-marketing/ (дата обращения: 28.02.2021)
10. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. — М.: КНОРУС, 2010. —
256 с.
11. Podcasts: Who, Why, What, and Where? - Reuters Institute Digital News Report // Reuters Institute Digital News Report [электронный ресурс]. URL: https://www.digitalnewsreport.org/survey/2019/podcasts-who-why-what-and-where/ (дата обращения: 28.02.2021)
12. Лукирич А.А. «Аудиальный поворот» в современном медиапространстве: функции научно-популярных аудиоматериалов (на примере подкастов «радио Arzamas») // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. 2020. — 124-130 с.
13. Абитуриенты ДВФУ/FEFU. Подкаст RUSSKY.DIGITAL // Vk.com [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/podcasts-143053679 (дата обращения: 25.01.2021)
14. Мегабайт Медиа. «Кондуктор Лари» // Apple Podcasts [электронный ресурс]. URL: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/кондуктор-лари/id1519767708 (дата обращения: 26.01.2021)
IV Международная научно-практическая конференция
15. UNDERKACT | РГУ им. Косыгина // Vk.com [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/undergrounpodcast (дата обращения: 26.01.2021)
16. SoundOn Player. "^¿S Voice of NTU // Soundon.fm [электронный
ресурс]. URL: https://player.soundon.fm/p/8ff6155a-daf2-4277-8381-145667838e6a (дата обращения: 26.01.2021)
17. Meiji University. University Guide (English) - ^^^Ч К (^Hn) // Apple
Podcasts [электронный ресурс]. URL: https://podcasts.apple.com/
us/podcast/university-guide-english-%E3%83%BC-
%E5 %A4 %A7 %E5 %AD%A6 %E3%82%AC%E3 %82%A4 %E3%83 %89-
%E8%8B%B 1%E8%AA%9E/id1335874146 (дата обращения: 26.01.2021)
18. Вандерласт. Как оставить отзыв на подкаст в iTunes // Wanderlust.wtf [электронный ресурс]. URL: https://wanderlust.wtf/itunes (дата обращения: 26.01.2021)