DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-13
Подходы президентов П. Порошенко и В. Зеленского к урегулированию конфликта в Донбассе: сравнительный анализ
Максим Евгеньевич СЕМЕНОВ
аспирант аспирантской школы по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-1691-8516
ЦИТИРОВАНИЕ: Семенов М.Е. (2021) Подходы президентов П. Порошенко и
B. Зеленского к урегулированию конфликта в Донбассе: сравнительный анализ // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 14. № 1.
C. 250-270. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-13
Статья поступила в редакцию 01.06.2020.
АННОТАЦИЯ. Избрание Владимира Зеленского в 2019 г. президентом Украины породило у части политиков и экспертов надежду относительно возможности урегулирования продолжающегося с 2014 г. конфликта в Донбассе. Это объяснялось тем, что В. Зеленский, в отличие от своего предшественника, ранее не имел отношения к политике, не имел отношения к развязыванию конфликта на юго-востоке страны, а также тем, что в своей предвыборной кампании активно использовал миролюбивую риторику. В этой связи целью статьи было сравнение его подхода с подходом П. Порошенко к урегулированию конфликта в Донбассе. В исследовании последовательно разбираются подходы украинской власти в 2014-2019 гг. к конфликту на юго-востоке страны, сложившиеся в украинском политическом клас-
се к 2019 г. подходы к проблеме Донбасса и непосредственно политика самого В. Зеленского относительно урегулирования конфликта. С учетом вовлеченности России в события на Украине политика Киева в отношении Донбасса также рассматривается в контексте внешнеполитической стратегии Украины в отношении РФ. В результате исследования делается вывод о значительной преемственности политики В. Зеленского. Вместе с тем в статье отмечаются отличия в подходах двух украинских президентов и дается прогноз относительно дальнейшего выстраивания Украиной политики в отношении урегулирования конфликта в Донбассе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Украина, Россия, конфликт в Донбассе, внешняя политика Украины
Введение
Президентские и парламентские выборы, состоявшиеся на Украине весной и летом 2019 г. соответственно, закончились поражением правящей с 2014 г. команды главы государства Петра По-рошенко и победой популистов во главе с шоуменом Владимиром Зеленским. Приход к власти В. Зеленского, ранее не имевшего отношения к политике и в своей предвыборной кампании использовавшего миролюбивую риторику, сформировало у части экспертов и политиков надежду на возможность, если не окончательного завершения, то как минимум существенного продвижения в вопросе мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Значимость конфликта в Донбассе, как составного элемента украинского кризиса, объясняется его многомерностью и масштабностью, раскалывающего постсоветское пространство, подрывающего основы инициируемых Россией региональных интеграционных проектов, а также изменяющего позиционирование государств региона на международной арене на антироссийский формат.
Среди украинских элит, пришедших к власти после победы Евромайда-на и начала боевых действий в Донбассе, сформировался консенсус относительно непризнания автономного статуса региона и ликвидации непризнанных республик, позиционирования России в качестве врага и безусловной внешнеполитической ориентации на ЕС и НАТО [Лукин 2018, с. 359]. В свою очередь, это знаменовало пересмотр традиционной для постсоветской Украины политики балансирования между различными центрами влияния [Лукин 2018, с. 343].
На региональном уровне конфликт в Донбассе стал проявлением продолжающегося распада постсоветского
пространства, и попыткой США усилить свое присутствие в традиционной сфере влияния России. Это, в частности, проявилось в полномасштабной военной, дипломатической и экономической поддержке Соединенными Штатами установившегося после свержения президента Виктора Януковича режима [Лукин 2018, с. 343].
В свою очередь, для России эскалация ситуации на Украине несла вызовы ее традиционным интересам как в этой стране, так и на всем постсоветском пространстве. В результате Россия вынуждена была вмешаться в конфликт для его урегулирования и стабилизации ситуации как на своих границах, так и в регионе в целом.
Подход президента П. Порошенко к урегулированию конфликта в Донбассе оценивается различными авторами по-разному, во многом исходя из политических пристрастий самих исследователей. Так, часть украинских и западных авторов позитивно оценивают действия П. Порошенко по урегулированию конфликта, обвиняют Россию и, как утверждается, подконтрольные ей непризнанные республики Донбасса в срыве выполнения Минских соглашений [Уизко 2020].
Одновременно с этим существует и противоположная точка зрения, представители которой указывают на незаинтересованность Украины в правление П. Порошенко в урегулировании конфликта и обвиняли тогдашнего главу государства в затягивании мирного процесса [Игнатов 2019; Сушенцов, Силаев 2018]. Эти исследователи отмечают опасения украинских элит относительно того, что с реинтеграцией Донбасса Россия получит дополнительные рычаги влияния на украинскую внешнюю и внутреннюю политику.
Стоит отметить, что подобной точки зрения придерживаются не только
российские, но и часть украинских авторов-реалистов, в т. ч. эксперты, участвовавшие в 2014-2019 гг. в выработке рекомендаций в сфере внешней политики Украины. Например, советник П. Порошенко и директор Национального института стратегических исследований (НИСИ) В. Горбулин указывал на существующие риски и отсутствие выгоды для Украины от реинтеграции Донбасса на основе Минских соглашений, а также на возможность России получить рычаги воздействия на украинскую политическую систему [Горбулин и др. 2015].
После победы В. Зеленского и его партии на президентских и парламентских выборах ряд экспертов озвучивали осторожный оптимизм [Мироненко и др. 2019] и отмечали готовность новой украинской власти к компромиссам в части урегулирования конфликта в Донбассе [Скоркин 2019]. Оппонирующие этой позиции эксперты и ученые отмечают долгосрочность конфликтного потенциала в отношениях двух стран, а следовательно, и устойчивость основополагающих установок внешнеполитической программы Украины в отношении России [Лукин 2018, с. 359; Чеснаков 2019].
С момента победы В. Зеленского и его партии на президентских и парламентских выборах прошло более года, что позволяет оценить эффективность его политики в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе, а также провести сравнительный анализ действий В. Зеленского относительно политики его предшественника. Важность изучения данного вопроса обосновывается необходимостью выявления преемственности в действиях украинской власти после 2014 г. в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе и, как следствие, выстраивания Украиной своей внешней политики в отношении России.
В контексте обвинений Киева в адрес Москвы во вмешательстве во вну-триукраинские дела и поддержке непризнанных республик Донбасса внутриполитическую стратегию Украины необходимо рассматривать в комплексе как в отношении России в целом, так и, в частности, в вопросе отношения к конфликту в Донбассе.
Подход к урегулированию конфликта в Донбассе президента П. Порошенко (2014-2019 гг.)
После смены власти в Киеве в феврале 2014 г., присоединения Крыма к России и начала боевых действий на юго-востоке Украины Киев приступил к выстраиванию нового внешнеполитического курса и формированию долгосрочной внешнеполитической программы в отношении России, включая в качестве ее составного элемента подход к вопросу урегулирования конфликта в Донбассе [Лукин 2018, с. 362].
Данная политика сформировалась в результате двух крупных военных поражений украинской армии: в августе-сентябре 2014 г. в районе Иловайска и в феврале 2015 г. в районе Дебальце-во. По итогу этих двух операций были заключены соответственно Первые и Вторые Минские соглашения, определяющие порядок урегулирования конфликта в Донбассе [Комплекс мер по выполнению Минских соглашений 2015] и признанные Советом Безопасности ООН в качестве мирного плана по урегулированию конфликта в регионе [СБ ООН единогласно принял предложенную Россией резолюцию 2015].
Выполнение политической части «Минска-2», касающейся предоставления Донбассу особого статуса, амнистии участников боевых действий, восстановления социальных выплат жите-
лям неподконтрольных Киеву территорий и т. д., лежит именно на Украине. При этом Минские соглашения, по мнению украинской стороны, рассматриваются руководством РФ в качестве не площадки урегулирования конфликта, а как «дипломатическая составляющая» «российской гибридной войны против Украины» [О внутреннем и внешнем положении Украины 2018, с. 81].
Россия обвиняется в использовании переговоров и самого текста Минских соглашений в качестве инструмента управления конфликтом на востоке Украины. Утверждается, что российская сторона навязывает «губительные для украинской государственности условия урегулирования конфликта», под которыми, очевидно, подразумевается, «Минск», ради легитимации руководителей и бойцов самопровозглашенных республик Донбасса. В результате Киев во время правления П. Поро-шенко уклонялся от выполнения политического блока Минских соглашений в части предоставления региону особого статуса [Игнатов 2019].
Верховная Рада Украины дважды, в январе 2015-го и январе 2018 г., признала Россию страной-агрессором [Рада признала Россию 2018]. Украинский парламент призвал международное сообщество также признать РФ страной-агрессором и усилить секторальные санкции, которые, по замыслу украинского руководства, должны привести к прекращению «российской агрессии» в Донбассе, выполнению Россией Минских соглашений, прекращению «незаконной оккупации Крыма» и компенсации потерь от «российской агрессии» в Крыму и Донбассе.
Стратегия Украины по вопросу выстраивания политики в отношении Донбасса и России после 2014 г. также изложена в Стратегии национальной безопасности Украины [Стратегия национальной безопасности Украины
2015]. «Агрессивные действия России» названы в Стратегии в качестве первого пункта актуальных угроз национальной безопасности Украины. Исходя из этого первым направлением государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности является восстановление территориальной целостности страны в том виде, как ее видит украинское руководство, т. е. в границах начала 2014 г.
Исходя из анализа текста и основных положений Стратегии можно сделать вывод, что Украина определяла построение своей внешней политики на антироссийской платформе, отказывалась от идеи нормализации отношений с Россией, а мирное политическое урегулирование не рассматривалось как необходимый элемент урегулирования конфликта. В частности, Минские соглашения не упоминаются в Стратегии национальной безопасности. Представляется, что Киев не был заинтересован в нормализации отношений с Россией и урегулировании конфликта в Донбассе [Данилов 2015].
С учетом определенного Стратегией национальной безопасности подхода Украина во время правления П. Порошено предполагала выстраивание своей политики в отношении конфликта в Донбассе и отношений с Россией исключительно в рамках ряда негативных сценариев. Их разработала группа экспертов Национального института стратегических исследований при президенте Украины во главе с директором НИСИ (2014-2018 гг.) и советником президента П. Порошенко Владимиром Горбулиным [Горбулин и др. 2015, с. 67].
Первый сценарий - это замораживание конфликта в Донбассе по примеру Приднестровского и Абхазского конфликтов. В. Горбулин называет такой вариант желаемым для России и негативным для Украины, посколь-
ку создает для страны источник нестабильности и давления.
Второй сценарий - «ни мира, ни войны» - заключается в поддержании состояния перманентных боевых действий и затягивании переговоров. По мнению В. Горбулина, это способствует истощению сил республик Донбасса и России из-за санкционного давления и создает условия для наращивания военного потенциала Украины. Данный сценарий рассматривается в качестве оптимального, поскольку оставляет украинской стороне поле для маневров.
Третий сценарий заключается в отсечении неподконтрольных Киеву территорий Донбасса и изоляции их с украинской стороны, а также минимизации связей с Россией. По мнению В. Горбулина, такой шаг поспособствует укреплению внутреннего единства страны.
Четвертый сценарий - сценарий са-теллитности. Он предусматривает сепаратное замирение с Россией (В. Гор-булин не уточняет этот момент, однако под сепаратным, по всей видимости, подразумевается сепаратное замирение относительно позиции Запада) на выгодных для России условиях. Фактически речь идет о выполнении взятых Украиной обязательств относительно Минских договоренностей. Автор рассматривает данный сценарий как наихудший для Украины, который грозит ей «подчинением Кремлю».
Пятый сценарий заключается в переходе к тотальной войне с Россией, милитаризации общества, нагнетании идеологической ненависти, ограничении свобод и бескомпромиссной войне в Донбассе до победного конца. В. Гор-булин отмечает, что в случае перехода к этому сценарию у Украины есть шансы победить в потенциальной войне с Россией.
Исходя из проводимой президентом П. Порошенко политики можно сделать
вывод, что Украина в 2014-2019 гг. следовала по второму сценарию В. Горбу-лина. Одновременно с этим введение П. Порошенко блокады Донбасса и милитаризация общества могут рассматриваться как элементы реализации третьего и пятого сценариев.
Дополнительным свидетельством консенсуса украинских элит относительно выбора политики затягивания переговоров может рассматриваться программная статья министра внутренних дел Арсена Авакова «Красные линии. Стратегии деоккупации Донбасса на основе "Механизма малых шагов"», опубликованная изданием «Украинская правда» в июле 2018 г. [Аваков 2018]. В ней глава МВД прямо постулирует невозможность перехода Украины к федеративному устройству и декларирует отказ от внесения изменений в Конституцию страны. Также в статье А. Аваков выступал за передачу Украине контроля над российско-украинской границей в Донбассе до проведения в регионе местных выборов и отказывал бойцам непризнанных республик Донбасса в праве на амнистию. Таким образом, глава МВД, обозначая украинские «красные линии» в переговорах по Донбассу, с одной стороны, подчеркивал свою готовность к диалогу по другим вопросам, а с другой -фактически выступал за пересмотр положений Минских соглашений на неприемлемых для Донбасса и России условиях.
Выбор политики затягивания переговоров может объясняться ожиданием дестабилизации ситуации в РФ, что в перспективе позволило бы Украине занять более жесткую позицию в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе. В частности, аналитики НИСИ в 2017 г. предсказывали в среднесрочной перспективе ухудшение социально-экономической ситуации в России, и, как следствие, усиление протестно-
го потенциала и увеличение угрозы сепаратизма в ряде регионов России: Калининграде, Северном Кавказе, Якутии и Сибири. Таким образом, ожидание дестабилизации России дополнительным образом стимулировало Украину при президенте П. Порошенко воздерживаться от выполнения Минских соглашений и урегулировать конфликт в Донбассе, как представлялось руководству страны, на невыгодных для Украины условиях.
Отношение ведущих украинских политических групп к конфликту в Донбассе к 2019 г.
В результате военных поражений и неприемлемых для украинского руководства в 2014-2019 гг. Минских соглашений кризис в Донбассе развивался в рамках ряда констант: это невозможность военной победы Украины над непризнанными республиками Донбасса, невозможность эффективной военной инициативы со стороны Донецкой и Луганской Народных Республик, невозможность отказа сторон от Минских соглашений, что позволило бы противнику обвинить противоположную сторону в нежелании мира, сохранение медийного, идеологического и иного давления на сторонников мира на Украине, их невозможность прийти к власти, а также невозможность отказа Киева от Донбасса [Сушенцов, Силаев 2018, с. 110].
Это нашло свое отражение в программах кандидатов в президенты Украины в ходе избирательной кампании 2019 г. Данная избирательная кампания важна потому, что стала маркером приверженности украинского политического класса сформированной при президенте П. Порошенко внешнеполитической программе в отношении
России и Донбасса. В свою очередь, исследование программ кандидатов в президенты позволяет, во-первых, получить срез украинской политической системы спустя пять лет после начала конфликта в Донбассе и, во-вторых, дает представление о поддержке украинским обществом политиков, занимающих различные позиции по вопросу выстраивания отношений с Россией и урегулирования конфликта в Донбассе.
В вопросе формирования политики Украины в отношении Донбасса и России после 2014 г. украинских политиков можно разделить на четыре группы: 1) не готовых к компромиссу с непризнанными республиками и выступающих за жесткую линию в переговорах с Россией; 2) отвергающих переговоры и выступающих за войну до победного конца; 3) выступающих за мир и завершение конфликта, однако на основе новых, отличных от «Минска-2», условий и 4) выступающих за скорейшую нормализацию отношений и мир в Донбассе на основе имеющихся Минских договоренностей.
Наиболее многочисленной стала группа кандидатов в президенты Украины, выступающих за жесткую линию в переговорах с Россией и переход к новому формату урегулирования конфликта в Донбассе. С одной стороны, она представлена президентом Украины в 2014-2019 гг. Петром Порошенко [Порошенко Петр Алексеевич 2019], с другой - большей частью системной оппозиции, выступающей за продолжение курса в ЕС и НАТО и разрыв с РФ, однако критиковавшей по тем или иным причинам политику П. Порошенко.
К подгруппе системных оппозиционеров принадлежат народный депутат и лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко [Тимошенко Юлия Владимировна 2019], экс-министр обороны Анатолий Гриценко [Гриценко Анато-
лий Степанович 2019], лидер Радикальной партии Олег Ляшко [Ляшко Олег Валерьевич 2019]. Эти политики являются частью украинской политической системы, регулярно принимали участие в выборах и до, и после Евро-майдана, имели определенный уровень поддержки избирателей.
Третьей подгруппой кандидатов, также критикующих политику П. По-рошенко, выступающих за новые подходы к урегулированию конфликта в Донбассе и жесткую линию в отношении РФ, являются несистемные кандидаты. Это шоумен Владимир Зеленский [Зеленский Владимир Александрович 2019] и экс-глава Службы безопасности Украины Игорь Смешко [Смешко Игорь Петрович 2019].
Несмотря на предлагаемое распределение кандидатов в рамках первой группы, фактически все они занимали крайне схожие позиции. Все они декларировали отказ от переговоров в актуальном к моменту первого тура выборов Минском формате. Также кандидаты заявляли об отказе от прямых переговоров и учета позиции представителей непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик.
Что касается отношения к России, то для В. Зеленского, П. Порошен-ко, Ю. Тимошенко, И. Смешко Россия - агрессор, для А. Гриценко - оккупант, и лишь О. Ляшко прямо не формулирует своего отношения к РФ. В вопросе отношений с Западом, В. Зеленский, П. Порошенко, Ю. Тимошенко, И. Смешко выступали за вступление в НАТО, А. Гриценко поддерживал «ответственную перед западными партнерами внешнюю политику», а О. Ляшко предлагал подписание прямого военного соглашения с США (детали вероятного соглашения не уточняются).
Пути урегулирования конфликта в Донбассе В. Зеленский прямо не формулировал, при этом в его програм-
ме отмечалось, что «сдача национальных интересов не может быть предметом переговоров». П. Порошенко в своей предвыборной программе выступал за возврат Донбасса политико-дипломатическими методами, И. Смешко -за возврат дипломатическими и экономическими методами. Ю. Тимошенко и А. Гриценко занимали более радикальную позицию и декларировали военно-дипломатический путь восстановления контроля Киева над Донбассом.
В. Зеленского, П. Порошенко, Ю. Тимошенко объединяет требование к России компенсировать Украине все потери, возникшие в связи с конфликтом в Донбассе. При этом А. Гриценко, И. Смешко и О. Ляшко не затрагивали этот вопрос в своих программах.
Сторонники жесткой линии в переговорах с России и перехода к новым форматам урегулирования конфликта на востоке страны по итогу первого тура выборов получили большинство голосов избирателей. Совокупно В. Зеленский (30,24% и 5,7 млн голосов), П. Порошенко (15,95% и 3 млн), Ю. Тимошенко (13,4% и 2,5 млн), А. Гриценко (6,91% и 1,3 млн), И. Смешко (6% и 1,1 млн) и О. Ляшко (5,48% и 1 млн) получили голоса 78%, или же 14,6 млн избирателей.
Можно сделать вывод, что тройка лидеров первого тура выборов, В. Зеленский, П. Порошенко и Ю. Тимошенко, в своих предвыборных программах декларировали в целом схожий набор внешнеполитических подходов. Это признание России агрессором, фактический отказ от Минских соглашений и вступление страны в НАТО.
Используя предложенные В. Горбу-линым сценарии, можно сделать вывод, что первая группа кандидатов, выступающих за урегулирование конфликта в Донбассе в новом формате и за жесткую линию в отношении РФ, фактически выбрала сценарий «ни мира, ни вой-
ны», т. е. путь максимального затягивания переговоров в надежде на ослабление России и улучшение внешнеполитической обстановки для Украины.
Вторую группа кандидатов, в вопросе отношения к Донбассу выступающих за войну до победного конца, составил Руслан Кошулинский, представляющий националистическую партию «Свобода».
Российско-украинские отношения после 2014 г. Р. Кошулинский определяет как «московско-украинская война» и выступает за разрыв всех отношений с РФ. Урегулирование конфликта в Донбассе кандидат видел в рамках Будапештского формата. Также Р. Ко-шулинский выступал за создание Бал-то-Черноморского союза и подписание договоров с США и Великобританией о полномасштабном военно-техническом сотрудничестве.
Представитель наиболее радикальной части украинской политической системы на выборах набрал 1,62% (307 тыс. голосов избирателей). В сценариях В. Горбулина Р. Кошулинский является сторонником тотальной войны с Россией, в которой у Украины, в представлении советника П. Порошен-ко, есть шанс на победу. Можно предположить, что часть радикального электората от Р. Кошулинского оттянул действующий на тот момент президент П. Порошенко, что объясняется его изначально большей популярностью у националистов как Верховного Главнокомандующего во время продолжающегося конфликта.
К третьей группе кандидатов, которых можно выделить по их подходам к выстраиванию отношений с Россией, принадлежит Александр Вилкул, народный депутат от фракции «Оппозиционный блок», входящий в группу, ориентирующуюся на крупнейшего олигарха страны Рината Ахметова [Александра Вилкула 2019].
Необходимо отметить, что Р. Ахме-тов был и остается самым богатым человеком Украины. Однако конфликт на юго-востоке страны и национализация промышленных предприятий на неподконтрольной Киеву территориях [Империя под ударом 2017] привели к ощутимым потерям активов Р. Ахмето-ва, чье состояние сократилось в 3 раза [Иванченко 2019].
И хотя влияние олигарха на происходящие в регионе процессы сохранилось, по итогу пяти лет нахождения вне Донбасса Р. Ахметов, его политические и бизнес-интересы оказались инкорпорированы не столько в региональную, сколько в общеукраинскую повестку, что в конечном счете обусловило довольно сдержанную политическую программу ориентирующегося на Р. Ахметова А. Вилкула.
В вопросах внешней политики А. Вилкул выступал [Вилкул Александр Юрьевич 2019] за переход к внеблоко-вому статусу при одновременном усилении военного потенциала страны, создание контрактной армии и возобновление производства ракетных комплексов.
Ориентирующийся на Р. Ахмето-ва кандидат поддерживал отличный от «Минска» формат урегулирования конфликта в Донбассе. В частности, А. Вил-кул предлагал ввести в Донбасс миротворческий контингент дружественных и нейтральных стран, к которым
A. Вилкул относил Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Финляндию, Швецию и Австрию. После этого в регионе должны пройти выборы по украинскому законодательству, а контроль над границей необходимо передать украинским властям.
В первом туре выборов А. Вил-кул получил голоса 784 тыс. избирателей (4,15%). Исходя из предлагаемых
B. Горбулиным сценариев выстраивания российско-украинских отноше-
ний, подход А. Вилкула укладывается в сценарий заморозки конфликта с помощью ввода миротворцев. При этом подобный сценарий не устраивал ни Россию, выступающую за выполнение «Минска» и реинтеграцию Донбасса, ни Украину, рассматривающую такой сценарий в качестве пролога к увеличению влияния России на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Рассматривая подходы кандидатов в президенты Украины к урегулированию конфликта в Донбассе и выстраиванию отношений с Россией, лишь один из них выступал за скорейшее достижение мира на основе имеющихся договоренностей. Это Юрий Бойко, народный депутат от парламентской фракции «Оппозиционный блок» и один из лидеров партии «Оппозиционная платформа - За жизнь».
В своей предвыборной программе [Бойко Юрий Анатольевич 2019] Ю. Бойко выступал за переход к прямым переговорам со всеми сторонами конфликта, под которыми он подразумевал непризнанные республики Донбасса. Россия при этом, по мнению кандидата, должна стать гарантом выполнения договоренностей со стороны Донецкой и Луганской Народных Республик [Бойко: Посредники в переговорах 2019].
В своей программе Ю. Бойко декларировал готовность выполнить все международные обязательства, взятые на себя Украиной. Если конкретизировать, то для Ю. Бойко правовой основой урегулирования конфликта в Донбассе являлись именно Минские соглашения. В программе кандидата дополнительно подчеркивалось, что урегулировать конфликт на востоке страны возможно исключительно мирным путем.
В вопросах внутренней политики кандидат выступал за децентрализацию, самостоятельность регионов, не-
вмешательство государства в дела церкви и право граждан учиться на родном языке. Во внешней политике Ю. Бойко выступал за нейтралитет и вне-блоковый статус страны. В свою очередь, это является свидетельством отказа от декларируемого Украиной курса на вступление в НАТО. Что касается выстраивания отношений с Россией, то Ю. Бойко выступал за «преодоление противоречий со всеми странами-соседями, в т. ч. с Россией».
Позиция Ю. Бойко по выполнению Украиной взятых на себя обязательств в рамках Минского процесса и намерение урегулировать отношения с Россией позволили ему получить 2,2 млн голосов избирателей (11,6%). Рассматривая предложенные В. Горбулиным сценарии выстраивания отношений Украины с Россией, можно сделать вывод, что программа Ю. Бойко укладывается в сценарий «сателлитного подчинения Украины Кремлю», поскольку предусматривает выполнение Минских договоренностей и всего сопутствующего комплекса реформ внутри страны.
Подход к урегулированию конфликта в Донбассе при президенте В. Зеленском (2019 г. - н. в.)
Завершившиеся победой во втором туре В. Зеленского президентские выборы на Украине продемонстрировали значительную сплоченность как политического класса, так и общества вокруг идей сохранения прежней жесткой внешней политики в отношении России и неприемлемости Минских соглашений в их существующем виде. Одновременно с этим переменчивая риторика нового президента В. Зеленского создавала представление о возможности достижения новых договоренно-
стей, касающихся урегулирования конфликта в Донбассе.
Учитывая сложившийся к середине 2019 г. высокий уровень недоверия между, с одной стороны, Москвой, Донецком и Луганском, а с другой - Киевом, стороны выбрали тактику «малых шагов». В сентябре Россия и Украина обменялись заключенными [Кто попал под обмен 2019], в октябре-ноябре в Донбассе произошло разведение войск на отдельных участках фронта [В Донбассе завершился очередной этап 2019], а также состоялось подписание Украиной «формулы Штайнмайера» в качестве механизма поэтапного выполнения отдельных положений Минских соглашений [Украина подписала «формулу Штайнмайера» 2019].
Тактика «малых шагов» была продолжена и в результатах встречи лидеров стран - членов «нормандского формата» 9 декабря в Париже, в ходе которой стороны согласовали новый обмен пленными, разведение войск еще на нескольких участках фронта и увеличение пунктов пропуска на линии разграничения. Важным результатом встречи стала также письменная фиксация Украиной своих обязательств по выполнению Минских соглашений [Итоги саммита в Париже 2019].
Помимо этого, при президенте В. Зеленском началась ревизия внешнеполитической концепции его предшественника. В январе 2020 г. был опубликован проект новой Стратегии национальной безопасности при одновременном сохранении евроатлантиче-ского курса страны, предусматривающий реализацию ряда мер, направленных на уменьшение вероятности эскалации конфликта с Россией и снятие напряжения в двусторонних отношениях [СНБО рассмотрел проект 2020]. Однако данная Стратегия так и не была утверждена президентом В. Зеленским, что может рассматриваться в качестве
стремления украинского руководства создать видимость готовности к миролюбивым действиями в адрес Донбасса и России при одновременном стремлении избежать самих действий.
Вместе с тем свидетельством преемственности подхода В. Зеленского к вопросу урегулирования конфликта в Донбассе является сохранение на посту министра внутренних дел А. Авакова, при президенте П. Порошенко выступавшего за жесткую линию в отношениях с Россией и против любых компромиссов с республиками Донбасса.
При неопытном и не обладающем сильной командой В. Зеленском А. Ава-ков стал незаменимым гарантом стабильности в стране, поскольку контролировал МВД, Национальную гвардию и опосредованно ряд организаций националистов. Также А. Аваков сумел выстроить рабочие отношения с главой Офиса президента Андреем Ермаком, сохранил контроль над рядом министерств и имеет группу ориентированных на него народных депутатов в Верховной Раде [Скоркин 2020].
Во время переговоров в «нормандском формате» в Париже А. Аваков также выступил гарантом неуклонности украинского курса в отношении Донбасса, отметив, что В. Зеленский занял жесткую позицию, что, в представлении А. Авакова, является признаком государственной позиции [Аваков сообщил о «хорошей» атмосфере 2019]. Также, после письменного признания президентом В. Зеленском в ходе парижской встречи обязательств Украины в рамках Минских соглашений, в частности, о проведении сначала выборов, а после передачи под контроль украинским силовикам границы, А. Аваков заявил, что Украина по-прежнему намерена обеспечить свой контроль над границей до выборов [Аваков озвучил план по взятию под контроль украинской границы 2019].
Дополнительным свидетельством тактики затягивания переговоров может считаться заявление В. Зеленского о его стремлении изменить Минские соглашения, сделанное спустя несколько дней после встречи лидеров стран «нормандской четверки» [Зеленский выступил за изменение 2019]. Украинский президент также сообщил о наличии плана «Б» в отношении Донбасса в случае нереализации Минских соглашений, который предусматривает возведение стены на линии разграничения и изоляция Украины от неподконтрольных Киеву территорий [Зеленский рассказал о «последнем плане» 2019].
Можно предположить, что под планом «Б» подразумевается, по В. Гор-булину, сценарий отсечения неподконтрольных территорий Донбасса от Украины. В частности, в августе 2020 г. экс-министр иностранных дел и посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко в интервью «Европейской правде» заявил, что под планом «Б» украинская власть понимает временный отказ от идеи возврата Донбасса с сохранением планов вернуть контроль над регионом в отдаленном будущем [Вадим Пристайко 2020].
Еще одним подтверждением политики украинского руководства по затягиванию переговоров может считаться создание в рамках Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию в Донбассе консультативного совета с участием представителей непризнанных республик [Для урегулирования ситуации в Донбассе 2020]. Консультативный совет был создан в марте 2020 г., однако уже в апреле в заявлении на сайте президента Украины отмечалось, что соглашение о его создании «носит декларативный характер» [Подписанный 11 марта в Минске протокол 2020], а в июне 2020 г. вице-премьер-министр - министр по вопро-
сам временной реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников заявил, что идея Консультативного совета более неактуальна [Идея Консультативного совета 2020].
Проблемным также является вопрос предоставления Донбассу особого статуса, закрепленный в Минских соглашениях. Спустя неделю после проведения встречи «нормандской четверки» в Париже в декабре 2019 г., в ходе которой В. Зеленский письменно зафиксировал обязательства Украины в рамках Минских соглашений, президент Украины подал в Верховную Раду конституционный законопроект о децентрализации, определяющий унитарность как принцип территориального устройства страны и не упоминающий отдельно правовой статус Донбасса [Ни слова про особый статус Донбасса 2019].
По итогу первого полугодия Верховная Рада Украины так и не приняла закон об особом статусе Донбасса, как того требуют Минские соглашения, и приняла постановление о проведении местных выборов по старому законодательству, что представитель МИД России Мария Захарова назвала «фактическим выходом Украины из Минских соглашений» [Россия заявила о фактическом выходе Украины из минских соглашений 2020]. Можно предположить, что разработкой закона о децентрализации, наделяющего органы местного самоуправления большими полномочиями, Киев стремится заменить предоставление особого статуса непосредственно Донбассу. Опасность такого решения заключается в том, что впоследствии полномочия регионов могут быть ограничены решением Верховной Рады.
Новым глобальным вызовом, оказавшим влияние также и на политику Украины в отношении Донбасса, стала пандемия коронавируса, разразившая-
ся в начале 2020 г. Хотя сама она не изменила базовых тенденций в международных отношениях, она, во-первых, проявила и обострила существующие вокруг конфликта в Донбассе проблемы. В частности, между Украиной и непризнанными республиками была закрыта линия разграничения, что привело к остановке любых контактов и осложнило поставки гуманитарной помощи в регион. Закономерно это приводит к дальнейшему отчуждению неподконтрольных Киеву территорий от Украины и дополнительно осложняет реализацию Минских соглашений.
Во-вторых, пандемия коронавируса вызвала, как представляется, обоснованные опасения ученых относительно того, что сосредоточенность мирового сообщества и национальных правительств на преодолении вируса приведет к отвлечению ресурсов от решения иных проблем, в частности, конфликта в Донбассе [Караганов и др. 2020, с. 9]. Причем речь идет не только о борьбе с вирусом, но и преодолении социально-экономического кризиса. В условиях отсутствия свободных ресурсов Киев, весьма вероятно, не сможет реализовать программу по реинтеграции непризнанных республик.
Заключение
Подводя итоги изучения подходов президентов П. Порошенко и В. Зеленского к урегулированию конфликта в Донбассе, стоит отметить, что в 20142015 гг. были заложены базовые параметры подходов украинского руководства к кризису на юго-востоке страны.
Это неприятие признанных мировым сообществом Минских соглашений как основы урегулирования конфликта, выстраивание политики в отношении Донбасса и России с позиции разного уровня конфронтационности
и потенциальная готовность не юридически, но фактически отказаться от восстановления в обозримом будущем контроля над «отколовшимся» юго-востоком.
Схожим в политике П. Порошен-ко и В. Зеленского также является затягивание переговоров в ожидании изменений международной обстановки или же дестабилизации внутри самой России, о чем прямо пишут украинские теоретики. Примером затягивания переговоров относительно урегулирования конфликта в Донбассе может служить Консультативный совет с участием представителей непризнанных республик, создание которого весной 2020 г. сначала приветствовалось украинской стороной, после объявлялось декларативным, а по итогу и вовсе было признано неактуальным.
Одновременно с этим у подходов П. Порошенко и В. Зеленского есть и отличия. В частности, заложивший основу существующей украинской политики П. Порошенко в публичной риторике оставался приверженцем Минских договоренностей.
Его преемник В. Зеленский оказался одновременно и более гибким, выступая с различными предложениями по пересмотру «Минска», и одновременно жестким, фактически выдвигая России ультиматум об урегулировании конфликта исключительно на украинских условиях, в противном случае угрожая отказом Украины от переговоров и фактической заморозкой конфликта на неопределенный срок. Такая политика закономерно не находит поддержки у России и республик Донбасса.
В настоящее время, особенно под влиянием пандемии коронавируса и вызванного ею мирового социально-экономического кризиса, наиболее вероятным представляется в позиции Украины в отношении Донбасса сохранение статус-кво. Причем при условии
сохранения социально-политической стабильности в России и на Украине статус-кво позиции Киева в отношении Донбасса с большей долей вероятности сохранится до 2024 г., когда в России и на Украине должны состояться президентские выборы, что потенциально создаст условия для пересмотра подходов двух стран к проблематике конфликта в Донбассе.
Список литературы
Аваков А. (2018) Красные линии. Стратегия деоккупации Донбасса на основе «Механизма Малых Шагов» // Украинская правда. 16 июля 2018 // https://www.pravda.com.ua/rus/ articles/2018/07/16/7186406/, дата обращения 11.08.2020.
Аваков озвучил план по взятию под контроль украинской границы (2019) // РИА Новости. 10 декабря 2019 // https://ria.ru/20191210/1562231821 .html, дата обращения 01.06.2020.
Аваков сообщил о «хорошей» атмосфере на встрече «нормандской четверки» (2019) // РИА Новости. 9 декабря 2019 // https://ria.ru/20191209/1562188639.html, дата обращения 01.06.2020.
Александра Вилкула выдвинул в президенты «ахметовский» клон «Оппозиционного блока» (2019) // Strana.ua. 22 января 2019 // https://strana. ua/news/182385-vybory-2019-aleksandr-vilkul-podal-dokumenty-v-tsik-dlja-reh-istratsii-kandidatom-.html, дата обращения 01.06.2020.
Бойко: Посредники в переговорах по Донбассу важны, но лишь как дополнение (2019) // 112.ua. 29 марта 2019 // https://112.ua/politika/boyko-posred-niki-v-peregovorah-po-donbassu-vazhny-no-lish-kak-dopolnenie-485939.html, дата обращения 01.06.2020.
Бойко Юрш Анатолшович. Вибо-ри Президента Украши (2019) // Цен-
тральна виборча комкш Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=216pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
В Донбассе завершился очередной этап разведения войск (2019) // Ьеп-ta.ru. 11 ноября 2019 // https://lenta.ru/ news/2019/11/11/petrovskoe/, дата обращения 01.06.2020.
Вадим Пристайко: «Для Донбасса был также "план С". И я понимаю, что его воспримут как "зраду"» (2020) // Европейская правда. 28 августа 2020 // https://www.eurointegration.com.ua/rus/ interview/2020/08/28/7113686/, дата обращения 01.06.2020.
Вшкул Олександр Юршович. Ви-бори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комкш Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=224pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Горбулин В.П., Власюк А.С., Коно-ненко С.В. (ред.) (2015) Украина и Россия: девятый вал или Китайская стена. Киев: НИСИ.
Гриценко Анатолш Степанович. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комкпя Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=208pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Данилов Д. (2015) Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений // Институт Европы РАН. Аналитическая записка. № 12 // http://instituteofeurope.ru/ images/uploads/analitika/an 12.pdf, дата обращения 01.06.2020.
Для урегулирования ситуации в Донбассе создали консультативный совет (2020) // РБК. 12 марта 2020 // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5e6982379a794750deca1dbd, дата обращения 01.06.2020.
Зеленський Володимир Олександро-вич. Вибори Президента Украши (2019)
// Центральна виборча ком1ая Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=233pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Зеленский выступил за изменение Минских соглашений (2019) // РИА Новости. 12 декабря 2019 // https://ria. ru/20191212/1562335941.html, дата обращения 01.06.2020.
Зеленский рассказал о «последнем плане» по урегулированию в Донбассе (2019) // РИА Новости. 13 декабря 2019 // https://ria.ru/20191213/1562336387. html, дата обращения 01.06.2020.
Иванченко В. (2019) Переосмысление Украины: ловушка юго-востока // Россия в глобальной политике. 24 февраля 2019 // https://globalaffairs. ru/articles/pereosmyslenie-ukrainy-lovushka-yugo-vostoka/, дата обращения 01.06.2020.
Игнатов О. (2019) Не рвать и не выполнять. Есть ли шансы у Минска-2 после четырех лет переговоров // Московский центр Карнеги. 12 февраля 2019 // https://carnegie.ru/commentary/78336, дата обращения 01.06.2020.
Идея Консультативного совета по Донбассу больше не актуальна - министр (2020) // Европейская правда. 4 июня 2020 // https://www.eurointegration. com.ua/rus/news/2020/06/4/7110715/, дата обращения 01.06.2020.
Империя под ударом. Что теряет Украина и Ринат Ахметов от национализации в республиках Донбасса (2017) // Lenta.ru. 2 марта 2017 // https://lenta. ru/articles/2017/03/02/sultan_ahmet/, дата обращения 01.06.2020.
Итоги саммита в Париже. О чем договорились Путин, Зеленский, Макрон и Меркель (2019) // Ведомости. 10 декабря 2019 // https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2019/12/10/818287-itogi, дата обращения 01.06.2020.
Караганов С.А. и др. (2020) Защита мира, Земли, свободы выбора для всех стран: Новые идеи для внешней поли-
тики России. Доклад на XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: ВШЭ.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (2015) // ОБСЕ // https://www.osce.org/ru/cio/ 140221?download=true, дата обращения 01.06.2020.
Кошулинський Руслан Володимиро-вич. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комкпя Украши // https://www. c vk. gov. ua/pls/vp 2019/ wp005pt021f01=228pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Кто попал под обмен заключенных между Россией и Украиной? Два списка (2019) // Русская служба ВВС. 7 сентября 2019 // https://www.bbc.com/ russian/features-49621516, дата обращения 01.06.2020.
Лукин А.В. (ред.) (2018) Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы для России. М.: Международные отношения.
Ляшко Олег Валершович. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комiсiя Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=220pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Минские соглашения: итоги пяти лет реализации и перспективы на будущее // Центр политической конъюнктуры. 16 декабря 2019 // http://cpkr.ru/ issledovaniya/rossiya-ukraina/minskie-soglasheniya-itogi-pyati-let-realizatsii-i-perspektivy-na-budushchee/, дата обращения 01.06.2020.
Мироненко В., Гущин А., Левчен-ков А. (2019) Как изменится жизнь Украины и украинцев после победы Зеленского // Российский совет по международным делам. 23 апреля 2019 // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/kak-izmenitsya-zhizn-ukrainy-i-ukraintsev-posle-pobedy-zelenskogo/, дата обращения 01.06.2020.
Ни слова про особый статус Донбасса. Опубликован текст законопроекта по децентрализации (2019) // Стра-на.иа 16 декабря 2019 // https://strana. ua/news/239527-tekst-zakonoproekt-o-detsentralizatsii-kotoryj-pomenjaet-konstitutsiju.html, дата обращения 01.06.2020.
О внутреннем и внешнем положении Украины в 2018 году (2018) // Национальный институт стратегических исследований // http://niss.gov.ua/ doslidzhennya/naukovi-vidannya/poslan-nya-prezidenta-ukraini/analitichna-dopo-vid-do-schorichnogo, дата обращения 01.06.2020.
Пандемия коронавируса и мирный процесс в Донбассе (2020) // Центр политической конъюнктуры. 13 апреля 2020 // http://cpkr.ru/issledovaniya/ros-siya-ukraina/pandemiya-koronavirusa-i-mirnyy-protsess-v-donbasse/, дата обращения 01.06.2020.
Подписанный 11 марта в Минске протокол не легитимизирует ОРДЛО -Зеленский (2020) // Укринформ. 6 апреля 2020 // https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/2913405-podpisannyj-11-marta-v-minske-protokol-ne-legitimiziruet-ordlo-zelenskij.html, дата обращения 01.06.2020.
Порошенко Петро Олексшович. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комiсiя Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=295pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Рада признала Россию агрессором и оккупантом: что изменится? (2018) // ВВС Украина. 18 января 2018 // https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-42731853, дата обращения 01.06.2020.
Россия заявила о фактическом выходе Украины из минских соглашений (2020) // Lenta.ru. 23 июля 2020 // https://lenta.ru/news/2020/07/23/vykhod/, дата обращения 01.06.2020.
СБ ООН единогласно принял предложенную Россией резолюцию в поддержку минских соглашений (2015) // ТАСС. 17 февраля 2015 // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/1774761, дата обращения 01.06.2020.
Скоркин К. (2019) Какой будет политика Зеленского в отношении Донбасса // Московский центр Карнеги. 2 июля 2019 // https://carnegie. ru/commentary/79414, дата обращения 01.06.2020.
Скоркин К. (2020) Незаменимый Аваков. Как глава МВД становится самым могущественным политиком Украины // Московский центр Карне-ги. 3 марта 2020 // https://carnegie.ru/ commentary/80954, дата обращения 01.06.2020.
Смешко 1гор Петрович. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комкш Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=235pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
СНБО рассмотрел проект Стратегии национальной безопасности Украины // Президент Украины. 17 января 2020 // https://www.president.gov.ua/ru/news/ rnbo-rozglyanula-proekt-strategiyi-nacio-nalnoyi-bezpeki-ukra-59321, дата обращения 01.06.2020.
Стратегия национальной безопасности Украины от 26.05.2015 № 287/2015 (2015) // Верховная Рада Украины // https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/ 287/2015, дата обращения 01.06.2020.
Сушенцов А.А., Силаев Н.Ю. (2018) Сценарный прогноз развития украинского кризиса // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. Т. 18. № 1. С. 107-123. 001: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-107-123
Тимошенко Юлiя Володимирiвна. Вибори Президента Украши (2019) // Центральна виборча комкпя Украши // https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=225pt001f01=719.html, дата обращения 01.06.2020.
Украина подписала «формулу Штайнмайера» (2019) // РИА Новости. 10 октября 2019 // Шр8://па. ги/20191001/1559327262.html, дата обращения 01.06.2020.
Чеснаков: нельзя играть с Украиной в поддавки (2019) // Актуальные комментарии. 21 августа 2019 // Ы1р://асШа1-comment.ru/chesnakov-ne1zya-igrat-s-
ukrainoy-v-poddavki-1908210956.html, дата обращения 01.06.2020.
Yasko L. (2020) Why Ukraine Cannot Risk Recognizing Putin's Proxies // Atlantic Council, February 23, 2020 // https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ ukrainealert/why-ukraine-cannot-risk-re-cognizing-putins-proxies/, дата обращения 01.06.2020.
DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-13
The Approaches of Presidents P. Poroshenko and V. Zelensky to the Settlement of the Conflict in the Donbass: Comparative Analysis
Maxim E. SEMENOV
3d year PhD Student Doctoral School of Political Science
National Research University Higher School of Economics, 101000, Myasnitskaya St.,
20, Moscow, Russia Federation
E-mail: [email protected]
ORCID 0000-0002-1691-8516
CITATION: Semenov M.E. (2021) The Approaches of Presidents P. Poroshenko and V. Zelensky to the Settlement of the Conflict in the Donbass: Comparative Analysis. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 14, no 1, pp. 250-270 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-13
Received: 01.06.2020.
ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of the approaches of the presidents of Ukraine Petro Poroshenko and Volodymyr Zelensky to the issue of resolving the conflict in Donbass. The election of Vladimir Zelensky in 2019 as president of Ukraine gave rise to hope among some politicians and experts regarding the possibility of resolving the conflict that has been ongoing in 2014 in the Donbass. This was explained by the fact that, unlike his predecessor, he had no previous relation to politics, was not related to the outbreak of the conflict, and also that V. Zelensky actively used peace-loving rhetoric in his election campaign. In this regard, more than a year after V. Zelenskys victory in the presidential election, the aim of the article was to compare his approach with P. Po-roshenkos approach to resolving the conflict in the Donbass. The study sequentially examines the approaches of the Ukrainian government in 2014-2019 to the con-
flict in the southeast of the country, the current Ukrainian political class approaches to the Donbass problem and directly the politician V. Zelensky himself regarding the settlement of the conflict. Taking into account Russia's involvement in the events in Ukraine, Kiev's policy towards Donbass is also considered in the context of Ukraine's foreign policy towards Russia. As a result of the study, the conclusion is drawn about the significant continuity of the policy of V. Zelensky regarding his predecessor. At the same time, the material notes differences in the approaches of the two Ukrainian presidents and gives the forecast regarding the further development of Ukraine's policy regarding the settlement of the conflict in the Donbass.
KEYWORDS: Ukraine, Russia, Conflict in Donbass, Ukraine's foreign policy
References
A Set of Measures to Implement the Minsk Agreements (2015). OSCE. Available at: https://www.osce.org/en/ cio/140221 ?download=true, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Alexander Vilkul Nominated for President the "Akhmetovsky" Clone of the "Opposition Bloc" (2019). Strana.ua, January 22, 2019. Available at: https://strana. ua/news/182385-vybory-2019-aleksandr-vilkul-podal-dokumenty-v-tsik-dlja-re-histratsii-kandidatom-.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Avakov A. (2018) Red Lines. Donbass De-occupation Strategy Based on the Small Steps Mechanism. Ukrainska Pravda, July 16, 2018. Available at: https://www.pravda. com.ua/rus/articles/2018/07/16/7186406/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Avakov Announced a Plan to Take Control of the Ukrainian Border (2019). RIA Novosti, December 10, 2019. Available at: https://ria.ru/ 20191210/1562231821 .html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Avakov Reported on the "Good" Atmosphere at the Meeting of the "Normandy Four" (2019). RIA Novosti, December 9, 2019. Available at: https://ria. ru/20191209/1562188639.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Boyko: Mediators in the Negotiations on the Donbass Are Important, but Only as an Addition (2019). 112.ua, March 29, 2019. Available at: https://112.ua/pol-itika/boyko-posredniki-v-peregovorah-po-donbassu-vazhny-no-lish-kak-dopol-nenie-485939.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Boyko Yuriy Anatoliyovych. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=216pt001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Central Election Complex of Measures to Implement the Minsk Agreements. OSCE. Available at: https://www.osce.org/ ru/cio/140221?download=true, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Chesnakov: You Cannot Play Giveaway with Ukraine (2019). Actual Comments, August 21, 2019. Available at: http://actu-alcomment.ru/chesnakov-nelzya-igrat-s-ukrainoy-v-poddavki-1908210956.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Danilov D. (2015) National Security Strategy of Ukraine: Possible Implications for Russian-Ukrainian Relations. Institute of Europe. Analytic Note. No 12. Available at: http://instituteofeurope.ru/imag-es/uploads/analitika/an12.pdf, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Gorbulin V.P., Vlasyuk A.S., Kononen-ko S.V. (eds.) (2015) Ukraine and Russia: The Ninth Wall or the Wall of China, Kiev: NISI (in Russian).
Gritsenko Anatoliy Stepanovych. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/ vp2019/wp005pt021f01=208pt001f01=719. html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Ignatov O. (2019) Do not Tear and Do not Fulfill. Does Minsk-2 Have Any Chances after Four Years of Negotiations. Carnegie Moscow Center, February 12, 2019. Available at: https://carnegie.ru/commentary/78336, accessed 01.06.2020 (in Russian).
In the Donbass, the Next Stage of Troop Withdrawal (2019). Lenta.ru, November 11, 2019. Available at: https://len-ta.ru/news/2019/11/11/petrovskoe/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Ivanchenko V. (2019) Rethinking Ukraine: The Trap of the Southeast. Russia in Global Affairs, February 24, 2019. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/pere-osmyslenie-ukrainy-lovushka-yugo-vosto-ka/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Karaganov S.A. et al. (2020) Protecting the World, the Earth, Freedom of Choice for
All Countries: New Ideas for Russia's Foreign Policy, Moscow: HSE (in Russian).
Koshulynsky Ruslan Vladimirovich. Elections ofthe President ofUkraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/ vp2019/wp005pt021f01=228pt001f01=719. html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Lukin A.V. (ed.) (2018) New International Relations: Main Trends and Challenges for Russia. Under the General, Moscow: International relations (in Russian).
Lyashko Oleg Valerievich. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=220pt001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Minsk Agreements: Results of Five Years of Implementation and Prospects for the Future (2019). Center for Political Conjuncture, December 16, 2019. Available at: http://cpkr.ru/issledovani-ya/rossiya-ukraina/minskie-soglasheni-ya-itogi-pyati-let-realizatsii-i-perspek-tivy-na-budushchee/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Mironenko V., Gushchin A., Levchenk-ov A. (2019) How Will Life of Ukraine and Ukrainians Change after Zelensky's Victory. Russian Council on Foreign Affairs, April 23, 2019. Available at: https://russiancoun-cil.ru/analytics-and-comments/interview/ kak-izmenitsya-zhizn-ukrainy-i-ukraint-sev-posle-pobedy-zelenskogo/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Not a Word about the Special Status of Donbass. The Text of the Draft Law on Decentralization (2019). Strana.ua, December 16, 2019. Available at: https://strana.ua/ news/239527-tekst-zakonoproekt-o-det-sentralizatsii-kotoryj-pomenjaet-konsti-tutsiju.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
On the Internal and External Situation of Ukraine in 2018 (2018). National Institute for Strategic Studies. Available at: http://niss.gov.ua/doslidzhen-
nya/naukovi-vidannya/poslannya-prezi-denta-ukraini/analitichna-dopovid-do-schorichnogo, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Parliament Recognized Russia as Aggressor and Occupier: What Will Change? (2018). BBC Ukraine, January 18, 2018. Available at: https://www.bbc.com/ukrain-ian/features-russian-42731853, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Poroshenko Petro Oleksiyovych. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/ pls/vp2019/wp005pt021f01 = 295pt-001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Protocol Signed on March 11 in Minsk Does not Legitimize ORDLO - Zelen-sky (2020). Ukrinform, April 6, 2020. Available at: https://www.ukrinform. ru/rubric-polytics/2913405-podpisan-nyj-11 -marta-v-minske-protokol-ne-le-gitimiziruet-ordlo-zelenskij.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Russia Announced the Actual Withdrawal of Ukraine from the Minsk Agreements (2020). Lenta.ru, July 23, 2020. Available at: https://lenta.ru/news/2020/07/23/ vykhod/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Skorkin K. (2019) What Will Zelensky's Policy Be with Respect to the Donbass. Carnegie Moscow Center, July 2, 2019. Available at: https://carnegie.ru/commen-tary/79414, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Skorkin K. (2020) Irreplaceable Avak-ov. How the Interior Minister Becomes the Most Powerful Politician in Ukraine. Carnegie Moscow Center, March 3, 2020. Available at: https://carnegie.ru/commentary/80954, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Smeshko Igor Petrovich. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=235pt001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Sushentsov A.A., Silaev N.Yu. (2018) Possible Scenarios for the Ukrainian Crisis. Bulletin of the RUDN University. Series: International Relations, vol. 18, no 1, pp. 107-123 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-107-123
The Coronavirus Pandemic and the Peace Process in the Donbass (2020). Center for Political Conjuncture, April 13, 2020. Available at: http://cpkr.ru/issledo-vaniya/rossiya-ukraina/pandemiya-koro-navirusa-i-mirnyy-protsess-v-donbasse/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The Empire is Under Attack. What Does Ukraine and Rinat Akhmetov Lose from Nationalization in the Republics of Donbass (2017). Lenta.ru, March 2, 2017. Available at: https://lenta.ru/arti-cles/2017/03/02/sultan_ahmet/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The Idea of the Advisory Council on Donbass Is no Longer Relevant - Minister (2020). Evropeyskaya Pravda, Juny 4, 2020. Available at: https://www.eurointegration. com.ua/rus/news/2020/06/4/7110715/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The National Security Strategy of Ukraine of 05.06.2015 No 287/2015 (2015). Verkhovna Rada of Ukraine. Available at: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/ 287/2015, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The NSDC Reviewed the Draft National Security Strategy of Ukraine. President of Ukraine, January 17, 2020. Available at: https://www.president.gov.ua/en/news/ rnbo-rozglyanula-proekt-strategiyi-na-cionalnoyi-bezpeki-ukra-59321, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The Results of the Summit in Paris. What Agreed Putin, Zelensky, Macron and Merkel (2019). Vedomosti, December 10, 2019. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2019/12/10/818287-itogi, accessed 01.06.2020 (in Russian).
The UN Security Council Unanimously Adopted the Resolution Proposed by Russia in Support of the Minsk Agreements
(2015). TASS, February 17, 2015. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1774761, accessed 01.06.2020 (in Russian).
To Resolve the Situation in Donbass, an Advisory Council (2020). RBC, March 12, 2020. Available at: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5e6982379a794750deca1dbd, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Tymoshenko Yulia. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https: //www. c vk. gov. ua/pls/vp 2019/ wp005pt021f01=225pt001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Ukraine Signed the Steinmeier Formula (2019). RIA Novosti, October 10, 2019. Available at: https://ria.ru/ 20191001/1559327262.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Vadim Prystaiko: "There Was Also 'Plan C' for Donbass. And I Understand that He Will Be Perceived as 'Zrada'" (2020). Evropeyskaya Pravda, August 28, 2020. Available at: https://www.eurointegration.com. ua/rus/interview/2020/08/28/7113686/, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Vilkul Alexander Yurievich. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/ wp005pt021f01=224pt001f01=719.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Who Came under the Prisoner Exchange between Russia and Ukraine? Two Lists (2019). Russian BBC Service, September 7, 2019. Available at: https://www.bbc. com/russian/features-49621516, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Yasko L. (2020) Why Ukraine Cannot Risk Recognizing Putin's Proxies. Atlantic Council, February 23, 2020. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/ blogs/ukrainealert/why-ukraine-cannot-risk-recognizing-putins-proxies/, accessed 01.06.2020.
Zelensky Advocated Amending the Minsk Agreements (2019). RIA Nov-
osti, December 12, 2019. Available at: https://ria.ru/20191212/1562335941 .html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Zelensky Spoke about the "Last Plan" for a Settlement in the Donbass (2019). RIA Novosti, December 13, 2019. Available at: https://ria.ru/ 20191213/1562336387.html, accessed 01.06.2020 (in Russian).
Zelensky Vladimir Alexandrovich. Elections of the President of Ukraine (2019). Central Election Commission of Ukraine. Available at: https://www.cvk.gov.ua/pls/ vp2019/wp005pt021f01=233pt001f01=719. html, accessed 01.06.2020 (in Russian).