DOI: 10.31249/rsm/2021.03.10
М.Е. Семенов
ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ НА УКРАИНЕ: РОССИЙСКИЙ ФАКТОР В ПРОГРАММАХ КАНДИДАТОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу президентских выборов на Украине 2019 г., ставших этапом в развитии украинской политической системы и обозначивших основные политические тенденции в политической жизни Украины при президенте В. Зеленском. Начиная с 2014 г. руководство страны выстраивало кон-фронтационную модель внешней политики в отношении России, что выражалось в закреплении на уровне национальных документов стратегического планирования статуса РФ как страны-агрессора из-за ее, как заявляло украинское руководство, вмешательства во внутренние украинские дела. На состоявшихся в 2019 г. президентских выборах обозначился определенный рубеж в пролонгации антироссийской политики Киева. Выборы главы государства позволили также составить панораму существующих в стране политических групп и партий в зависимости от их отношения к России. В статье рассматривается роль и место российского фактора в программах основных кандидатов в президенты Украины, включая предлагаемые ими форматы выстраивания отношений с Россией и модели урегулирования конфликта в Донбассе. Они объединены в четыре группы: выступающие за достижение мира на основе имеющихся договоренностей, поддерживающие мирное урегулирование конфликта с пересмотром Минских договоренностей, проводящие жесткую линию в переговорах с Россией и переход к новому формату урегулирования конфликта в Донбассе, а также сторонники войны до победного для Украины конца. На основе проанализированных источников делается вывод о схожести внешнеполитических программ Петра Порошенко и Владимира Зеленского и преемственности антироссийского внешнеполитического курса страны после 2019 г., при определенной трансформации этой политики.
Ключевые слова: Украина; Россия; внешняя политика Украины; президентские выборы на Украине.
Семенов Максим Евгеньевич - аспирант Аспирантской школы по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Россия, Москва. E-mail: semenovmaxim1812@gmail.com.
Semenov M.E. Results of the Ukrainian presidential election: Russian factor in the programs of candidates
Abstracts. The article is devoted to the analysis of the presidential elections in Ukraine in 2019, which became a stage in the development of the Ukrainian political system and outlined the main political trends in the political life of Ukraine under President V. Zelensky. Since 2014, the country's leadership has been building a confrontational model of foreign policy towards Russia, which was reflected in the consolidation of the status of the Russian Federation as an aggressor country at the level of national strategic planning documents because of its, as the Ukrainian leadership postulated, interference in internal Ukrainian affairs. The 2019 presidential elections marked a certain milestone in the prolongation of Kiev's anti-Russian policy. The head of the state election also made it possible to compile a panorama of the political groups and parties existing in the country, depending on their attitude towards Russia. The article examines the role and place of the Russian factor in the programs of the leading candidates for the presidency of Ukraine, including the formats they offer for building relations with Russia and models for resolving the conflict in Donbass. They are united into four groups: advocating peace based on existing agreements, supporting a peaceful settlement of the conflict with a revision of the Minsk agreements, pursuing a tough line in relations with Russia and the transition to a new format for resolving the conflict in Donbass, as well as supporters of war until a victorious end for Ukraine. Based on the analyzed sources, a conclusion is drawn about the similarity of the foreign policy programs of Petro Poroshenko and Vladimir Zelensky and the continuity of the country's anti-Russian foreign policy after 2019 - with a certain transformation of this policy.
Keywords: Ukraine; Russia; foreign policy of Ukraine; Ukrainian presidential elections.
Maxim Semenov - PhD student, Doctoral School of International
Relations and Regional Studies National Research University Higher
School of Economics. Russia, Moscow.
E-mail: semenovmaxim1812@gmail.com.
Состоявшиеся на Украине в марте-апреле 2019 г. выборы главы государства подвели черту под первыми пятью годами жизни страны после победы Ев-ромайдана. Это время стало своего рода проверкой жизнеспособности и поддержки внешнеполитического курса президента Петра Порошенко населением Украины. Прошедшая избирательная кампания также позволяет определить тенденции и сформулировать прогноз относительно политики Украины в отношении России в период президентства Владимира Зеленского.
В связи с этим интерес для исследователя представляют результаты прежде всего первого тура президентских выборов. Это объясняется тем, что именно первый тур голосования, состоявшийся 31 марта 2019 г., продемонстрировал максимально полный срез общественного мнения и поддержку насе-
лением страны ключевых политиков и представителей элитных групп, в том числе - в вопросах урегулирования конфликта в Донбассе и выстраивания отношений с Россией.
Итоги российско-украинских отношений к 2019 г.
Силовая смена власти в Киеве в феврале 2014 г., присоединение Крыма к России и начало конфликта в Донбассе, в начале и стимулировании которого Украина обвиняет РФ, разрушили созданный за два десятка лет механизм российско-украинских отношений, отношения между странами вошли в стадию полномасштабного кризиса [Суздальцев 2018, с. 362].
В январе 2015 г. Верховная Рада Украины признала Россию страной-агрессором [Постанова Верховно! Ради вщ 27.01.2015] и подтвердила этот статус в январе 2018 г. [Закон Украши вщ 18.01.2018]. Украинский парламент неоднократно призывал международное сообщество также признать РФ страной-агрессором и усиливать санкции против России, что, по замыслу украинского руководства, должно было привести к изменению российской политики в отношении Украины.
Национальные интересы Украины в отношении России после 2014 г. также изложены в двух документах стратегического характера. Закон «О национальной безопасности» [Закон Украши вщ 21.06.2018] выделяет три фундаментальных национальных интереса Украины, одним из которых определяется членство Украины в ЕС и НАТО, что в свою очередь негативно оценивается Россией [Указ президента от 30.11.2016].
Стратегия национальной безопасности Украины от 2015 г. [Стратепя нацюнально! вщ 26.05.2015] определяет, что «оккупация» Россией Крыма и Севастополя, равно как и «развязывание» войны на востоке Украины, имело целью воспрепятствовать реализации воли украинского народа в его стремлении к европейскому будущему.
Россия последовательно декларирует стремление к урегулированию внутриукраинского конфликта политико-дипломатическим путем [Указ президента от 30.11.2016], что подразумевает выполнение участниками конфликта на востоке Украины Минских договоренностей. При этом Киев, в силу сложившейся политической системы и двух избирательных кампаний 2019 г., в настоящее время уклоняется от выполнения политического блока Минских соглашений [Игнатов 2019].
Сценарии развития российско-украинских отношений
Закономерно, что украинское руководство предполагает выстраивание отношений с Россией в рамках ряда сценариев разного уровня конфронта-ционности. Автором этих сценариев является В.П. Горбулин [Горбулш,
167
Власюк, Кононенко 2015], в 2015 г., т.е. в момент их создания - глава Национального института стратегических исследований при президенте Украины и советник П. Порошенко. В программах кандидатов реализуются три из пяти сценариев.
Первый сценарий - это замораживание конфликта в Донбассе по примеру Приднестровского и Абхазского конфликтов. В. Горбулин называет такой вариант желаемым для России и негативным для Украины, поскольку создает для страны источник нестабильности [Горбулш, Власюк, Кононенко 2015, с. 63].
Второй сценарий - «ни мира, ни войны» - заключается в поддержании состояния перманентных боевых действий и затягивании переговоров. По мнению В. Горбулина, это способствует истощению сил республик Донбасса и России из-за санкционного давления и создает условия для наращивания военного потенциала Украины. Данный сценарий рассматривается в качестве оптимального для Украины, поскольку оставляет поле для маневров [Горбулш, Власюк, Кононенко 2015, с. 65].
Третий сценарий заключается в отсечении неподконтрольных Киеву территорий Донбасса и изоляции их с украинской стороны, а также минимизации связей с Россией. По мнению В. Горбулина, такой шаг будет способствовать укреплению единства страны [Горбулш, Власюк, Кононенко 2015, с. 66].
Четвертый сценарий - сценарий сателлитности. Он предусматривает сепаратное замирение с Россией (сепаратного относительно какой «третьей стороны» В. Горбулин не уточняет) на выгодных России условиях. Фактически, речь идет о выполнении взятых Украиной обязательств относительно Минских договоренностей. В. Горбулин рассматривает данный сценарий как наихудший для Украины, поскольку грозит ей «подчинением Кремлю» [Горбулш, Власюк, Кононенко 2015, с. 67].
Пятый сценарий заключается в переходе к милитаризации общества и тотальной войне с Россией, нагнетанию идеологической ненависти к РФ, ограничению свобод и войне в Донбассе до победного конца. В. Горбулин отмечает, что в случае перехода к этому сценарию, у Украины есть шансы победить в потенциальной войне с Россией [Горбулш, Власюк, Кононенко 2015, с. 68].
Анализ программ кандидатов
Рассматривая подходы кандидатов в президенты Украины к урегулированию конфликта в Донбассе и выстраиванию отношений с Россией, приходится констатировать, что лишь один из них выступал за скорейшее достижение мира на основе имеющихся договоренностей. Это Юрий Бойко, один из лидеров партии «Оппозиционная платформа - За жизнь».
В своей предвыборной программе Ю. Бойко выступал за переход к прямым переговорам со всеми сторонами конфликта, под которыми он подразумевал непризнанные республики Донбасса [Бойко Юрш 2019]. Россия при этом, по мнению кандидата, должна стать гарантом выполнения договоренностей со стороны Донецкой и Луганской народных республик [Бойко: Посредники 2019]. В своей программе Ю. Бойко декларировал готовность выполнить все международные обязательства, взятые на себя Украиной в рамках Минских соглашений. Ю. Бойко подчеркивал, что урегулировать конфликт на востоке страны возможно исключительно мирным путем.
Вопрос принадлежности и возврата Крыма не поднимается в программе Ю. Бойко, однако в одном из своих интервью накануне избирательной кампании он заявил, что «на Украине нельзя найти политика, который скажет, что Крым - это Россия», и добавил, что «рецепта по Крыму сейчас нет» [Бойко: Действия 2019].
В вопросах внутренней политики кандидат выступал за децентрализацию, самостоятельность регионов, невмешательство государства в дела церкви и право граждан учиться на родном языке.
Во внешней политике Ю. Бойко декларирует нейтралитет и внеблоко-вость страны, что, в свою очередь, является свидетельством отказа от декларируемого Украиной курса на вступление в НАТО. Что касается выстраивания отношений с Россией, то Ю. Бойко выступает за «преодоление противоречий со всеми странами-соседями, в том числе с Россией».
Накануне выдвижения Ю. Бойко в президенты, ряд украинских политиков, выступающих за нормализацию отношений с Россией, объединились вокруг него и создали партию «Оппозиционная платформа - За жизнь».
Публичную поддержку этой объединенной политической силе и соответственно Ю. Бойко дважды оказывала Россия. Первый раз в декабре 2018 г. Россия расширила санкционный список против украинских политиков. В него, в частности, попали политики из части «Оппозиционного блока», входящее в окружение олигарха Рината Ахметова. Считается, что таким образом Москва хотела наказать олигарха и ориентирующихся на него политиков за предполагаемое сотрудничество с президентом Порошенко, а также послать сигнал украинским избирателям о том, кого из кандидатов Кремль поддерживает на президентских выборах [Семенов 2018].
Вторым жестом публичной поддержки стал визит 22 марта 2019 г. Ю. Бойко и В. Медведчука в Москву, где они провели переговоры с премьер-министром России Дмитрием Медведевым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером о возможности сохранения транзита газа через территорию Украины после 2019 г. и возобновления прямых поставок газа на Украину [Бойко и Медведчук 2019].
Позиция по выполнению Украиной взятых на себя обязательств в рамках Минского процесса, намерение урегулировать отношения с Россией и публичная поддержка со стороны РФ позволили Ю. Бойко получить 2,2 млн голосов избирателей на первом туре голосования 31 марта 2019 г. (11,6%) [Результата першого 2019].
Рассматривая предложенные В. Горбулиным сценарии выстраивания отношений Украины с Россией, можно сделать вывод о том, что программа Ю. Бойко вписывается в «сателлитное подчинение Украины Кремлю», поскольку предусматривает выполнение Минских договоренностей и всего сопутствующего комплекса реформ внутри страны.
Ко второй группе кандидатов, которых можно выделить по их подходам к выстраиванию отношений с Россией, относится Александр Вилкул, народный депутат VIII созыва от фракции «Оппозиционный блок», принадлежащий к группе олигарха Рината Ахметова [Александра Вилкула 2019].
В ноябре-декабре 2018 г. «Оппозиционный блок» раскололся на группу Ю. Бойко, В. Медведчука и С. Лёвочкина и группу Р. Ахметова. В результате Россия, поддерживая первых и подозревая вторых в сотрудничестве с Петром Порошенко, ввела санкции против группы Р. Ахметова [Семенов 2018]. Закономерно, после такого шага, «ахметовской» части «Оппозиционного блока» стало труднее использовать «пророссийскую риторику».
При этом в вопросах внутренней политики программа А. Вилкула [Вшкул 2019], в целом, совпадала с подходом Ю. Бойко: децентрализация, увеличение роли русского языка, защита православной церкви. В вопросе внешней политики декларировался переход к внеблоковому статусу при одновременном усилении военного потенциала страны, создание контрактной армии и возобновление производства ракетных комплексов, что, впрочем, разнит позиции А. Вилкула и Ю. Бойко.
Программа А. Вилкула отличалась от взглядов Ю. Бойко форматом урегулирования конфликта. А. Вилкул предлагал ввести в Донбасс миротворческий контингент дружественных и нейтральных стран, к которым А. Вилкул относил Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Финляндию, Швецию и Австрию. После чего в регионе должны были пройти выборы по украинскому законодательству, а украинским властям следовало передать контроль над российско-украинской границей в районе Донбасса.
В первом туре выборов А. Вилкул получил голоса 784 тысяч избирателей (4,15%) [Результати першого 2019]. Основным отличием программы А. Вилкула от Минских соглашений являлся вопрос о вводе в регион миротворцев. Исходя из предлагаемых В. Горбулиным сценариев выстраивания российско-украинских отношений, подход А. Вилкула вполне, таким образом, укладывался в сценарий заморозки конфликта.
Группа кандидатов в президенты Украины, выступающая за жесткую линию в переговорах с Россией и переход к новому формату урегулирования конфликта в Донбассе, оказалась наиболее представительна. Она состояла из нескольких подгрупп.
Первую подгруппу возглавлял президент Украины в 2014-2019 гг. Петр Порошенко [Порошенко Петро 2019]. Именно П. Порошенко отвечал за формирование внешней политики Украины в отношении России в первые пять лет после победы Евромайдана.
Вторая подгруппа состояла большей частью из украинской системной оппозиции, выступавшей за продолжение курса на вступление Украины в ЕС и НАТО и за разрыв с РФ, но критиковавшей по тем или иным причинам политику П. Порошенко. К подгруппе системных оппозиционеров принадлежат народный депутат и лидер партии «Батьювщина» Юлия Тимошенко [Тимошенко Юлiя 2019], экс-министр обороны и лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко [Гриценко Анатолш 2019], а также и народный депутат и лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко [Ляшко Олег 2019].
Третью подгруппу кандидатов, также критиковавших политику П. По-рошенко и выступавших за новые подходы к урегулированию конфликта в Донбассе и проведение жесткой линии в отношении РФ, составляли несистемные кандидаты. Это выигравший выборы шоумен Владимир Зеленский [Зеленський Володимир 2019] и экс-глава Службы безопасности Украины (СБУ) Игорь Смешко [Смешко 1гор 2019].
Следует отметить, что внешнеполитические позиции кандидатов третьей подгруппы оказались весьма близки. Все политики декларировали отказ от переговоров в актуальном к моменту первого тура выборов Минском формате. Также все представленные в этой группе кандидаты отказывались от прямых переговоров и учета позиции представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
Как уже отмечалось выше, отличия в программах кандидатов, в целом, незначительны. Для Зеленского, Порошенко, Тимошенко и Смешко Россия является «агрессором», а для А. Гриценко - «оккупантом». При этом только О. Ляшко прямо не формулировал свое отношение к РФ.
В вопросе выстраивания отношений с Западом позиции кандидатов также мало отличались. Зеленский, Порошенко, Тимошенко и Смешко выступали за вступление Украины в ЕС и НАТО. Мотивы для интеграции Украины в Североатлантический альянс у основных кандидатов из этой группы схожи.
Для В. Зеленского НАТО является «залогом украинской безопасности». По мнению П. Порошенко, «членство в ЕС и НАТО гарантирует независимость и обеспечит национальную безопасность». Ю. Тимошенко полагает, что членство в НАТО является «гарантией безопасности страны и каждой семьи» [Новий курс 2019]. Несмотря на незначительные стилистические
отклонения, для трех кандидатов, получивших больше всего голосов в первом туре выборов, членство в НАТО является одинаково приоритетным в обеспечении национальной безопасности Украины.
Схожей, хоть и менее конкретной позиции, придерживается и И. Смеш-ко, выступающий за «уверенное продвижение в евроатлантическое сообщество». А. Гриценко в вопросе сотрудничества с НАТО ради обеспечения национальной безопасности выступал за проведение «ответственной и прогнозированной» для западных партнеров внешней политики Украины. Фактически это предусматривает прямое подчинение внешней политики страны иностранному влиянию.
В вопросах международно-правовых форматов урегулирования конфликта в Донбассе все вышеуказанные политики прямо или косвенно выступали в ходе выборов за отказ от Минских соглашений. Наиболее популярной была идея перехода к Будапештскому формату урегулирования, за что выступали В. Зеленский, Ю. Тимошенко, О. Ляшко и И. Смешко. Стоит отметить, что данный формат предусматривает подключение к урегулированию конфликта в Донбассе и нормализации отношений с Россией, США и Великобритании. Что касается П. Порошенко и А. Гриценко, то они прямо не заявляли в рамках какого именно формата они предлагают восстановление контроля Киева над Донбассом.
Для урегулирования конфликта в Донбассе кандидаты предлагали использование различных методов. Наиболее размытой представляется программа у победителя выборов В. Зеленского, который лишь задекларировал, что «сдача национальных интересов не может быть предметом переговоров».
Условно мягкую позицию занимали П. Порошенко и И. Смешко. Пятый президент Украины выступал за возврат Донбасса и Крыма политико-дипломатическими-методами, а И. Смешко - дипломатическими и экономическими. При этом если И. Смешко не конкретизировал, что именно имеет в виду, то Порошенко озвучил данный аспект внешней политики достаточно четко. Впрочем об этом речь впереди.
Наиболее жесткую позицию по Донбассу и Крыму занимали Ю. Тимошенко и А. Гриценко, предлагавшие восстановить контроль Киева над этими территориями военно-дипломатическим путем. А. Гриценко также предлагал добиваться восстановления контроля над Донбассом еще и методами санк-ционного и экономического давления на РФ.
В вопросах внутренней политики наиболее «мягкую» позицию занимал В. Зеленский, заявляя об отказе от дискриминации по национальному и языковому принципу и призывая к равенству всех граждан Украины. В. Зеленский, а также П. Порошенко и Ю. Тимошенко выступали за объединение всех украинцев в рамках единого государства. При этом П. Порошенко и А. Гриценко заявляли об отказе от компромиссов в вопросах внутренней 172
политики и выступали за продолжение текущей политики в гуманитарной сфере. А. Гриценко, И. Смешко и О. Ляшко уклонялись от постановки культурно-гуманитарных вопросов в своих программах.
Сторонники жесткой линии в переговорах с Россией и перехода к новым форматам урегулирования конфликта на востоке страны получили большинство голосов избирателей. Совокупно В. Зеленский (30,24% и 5,7 млн голосов), П. Порошенко (15,95% и 3 млн), Ю. Тимошенко (13,4% и 2,5 млн),
A. Гриценко (6,91% и 1,3 млн), И. Смешко (6% и 1,1 млн) и О. Ляшко (5,48% и 1 млн голосов) [Результати першого 2019] получили поддержку 78%, или 14,6 млн избирателей.
Можно сделать вывод о том, что тройка лидеров первого тура выборов,
B. Зеленский, П. Порошенко и Ю. Тимошенко - декларировали на выборах в целом схожий набор внешнеполитических подходов. Это признание России «агрессором», фактический отказ от Минских соглашений и вступление в НАТО. При этом Порошенко и Тимошенко занимали более жесткую позицию в вопросах давления на Россию. В этом они группировались с Гриценко, который вместе с Тимошенко, рассматривал военный путь урегулирования конфликта в Донбассе.
Используя предложенные Горбулиным сценарии, можно сделать вывод о том, что третья группа кандидатов, выступающих за урегулирование конфликта в Донбассе в новом формате и за жесткую линию в отношении РФ, фактически выбрала сценарий «ни мира, ни войны». То есть речь шла о максимальном затягивании переговоров и надежде на ослабление России и улучшение внешнеполитической обстановки.
Четвертую, наиболее радикальную по отношению к России группу кандидатов представлял только один политик, Руслан Кошулинский [Кошу-линський Руслан 2019], заместитель главы националистической партии «Свобода».
Для Руслана Кошулинского Россия - «агрессор и оккупант», с которой идет «московско-украинская война». Политик выступал за разрыв дипломатических отношений и всех международных договоров Украины с РФ. Минские соглашения Р. Кошулинский считает «бесплодными» и выступает за отказ от них в пользу Будапештского формата.
В вопросах отношений с Западом, политик выступает за создание Балто-Черноморского союза, который, по его замыслу, должен стать новым вектором украинской геополитики. Помимо вступления в ЕС и НАТО, Кошулинский выступал за скорейшее заключение Украиной договора о полномасштабном военно-техническом сотрудничестве с США и Великобританией.
В вопросах внутренней политики Кошулинский также занимал крайне жесткую националистическую позицию, отказывая в автономии Донбассу, амнистии участникам конфликта на стороне непризнанных республик,
выступая за массовую проверку жителей республик Донбасса на предмет сотрудничества с «врагом». Также Кошулинский в своей программе предлагал лишать лицензии СМИ за «антиукраинскую пропаганду».
Представитель наиболее радикальной части украинской политической системы на выборах набрал 1,62% (307 тыс. голосов избирателей) [Результата першого 2019]. По итогам выборов можно считать, что наиболее ярким выразителем крайне националистического курса, популярного на Западной Украине, в вопросах внешней, и внутренней политики, на выборах стал действующий на тот момент президент Петр Порошенко. Именно он, будучи главой государства и верховным главнокомандующим, отобрал голоса националистов, чем ослабил уровень поддержки Кошулинского.
В рамках сценариев Горбулина, позиция Р. Кошулинского укладывается в формат «тотальной войны», т.е. милитаризации общества, нагнетания идеологической ненависти, ограничения свобод и бескомпромиссной войны в Донбассе до «победного конца». По мнению В. Горбулина, этот сценарий, несмотря на весь его радикализм, в целом выгоден Украине, поскольку в предполагаемой войне с Россией, она, как утверждается, имеет хорошие шансы на победу.
Заключение
Наибольшую поддержку, почти 80% украинцев, в первом туре выборов получили кандидаты, выступающие за отказ от Минских соглашений, выстраивание новых форматов урегулирования конфликта в Донбассе и жесткую модель отношений с Россией.
Победитель выборов, Владимир Зеленский, в основных пунктах своей программы, выступал последовательным сторонником наиболее популярной модели, в частности жесткой политики в отношении России и вступления Украины в НАТО. При этом в вопросах внутренней политики он демонстрировал определенную мягкость и плюрализм в культурно-гуманитарной политике, что, вероятно, и позволило ему выиграть выборы.
Меньшей поддержкой, совокупно около 15%, пользовались кандидаты от юго-востока страны, выступающие или за прямое выполнение Минских соглашений, или за переформатирование «Минска-2» при сохранении ряда его положений.
Выразители наиболее радикальных идей формально пользовались минимальной поддержкой избирателей. Объясняется это, по-видимому, тем, что крупные популярные политики, вроде П. Порошенко, Ю. Тимошенко и А. Гриценко, выступали хоть и с крайне жестких позиций, но при этом открыто не заявляли о войне, чем оттесняли радикалов на обочину политической системы.
В результате первого тура президентских выборов 2019 г. стало ясно, что внешнеполитический курс Украины, в основном сформированный еще в 2014 г., получил поддержку народа Украины. Основой его стали проведение жесткой политики в отношении России, затягивание переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе в ожидании улучшения внешнеполитической обстановки вокруг Украины, расширение внешней поддержки, включая наращивание санкций против России и в ожидании радикального ослабления РФ.
Несмотря на поражение пятого президента Петра Порошенко, итоги выборов продемонстрировали преемственность в политическом истеблишменте Украины по вопросам внешней политики в отношении России, что находит свое отражение в политике президента Владимира Зеленского.
Библиография
Александра Вилкула выдвинул в президенты «ахметовский» клан «Оппозиционного блока» // Страна. ua. 2019. 22 янв. URL: https://strana.ua/news/182385-vybory-2019-aleksandr-vilkul-podal-dokumenty-v-tsik-dlja-rehistratsii-kandidatom-.html (дата обращения: 12.08.2020).
Бойко: Действия власти отдаляют Крым от Украины // Newsmir. 2018. 29 дек. URL: https://newsmir.info/1539243 (дата обращения: 12.08.2020).
Бойко и Медведчук встретились в Москве с Медведевым и Миллером. «Газпром» готов обеспечить цену на газ для Украины на четверть ниже и сохранить транзит // Страна. ua. 22.03.2019. URL: https://strana.ua/news/192169-dmitrij-medvedev-prinjal-v-moskve-jurija-bojko-i-viktora-medvedchuka.html (дата обращения: 12.08.2020).
Бойко: Посредники в переговорах по Донбассу важны, но лишь как дополнение // 112. ua. 29.03.2019. 29 март. URL: https://112ua.tv/politika/boyko-posredniki-v-peregovorah-po-donbassu-vazhny-no-lish-kak-dopolnenie-485939.html (дата обращения: 12.08.2020).
Бойко Юрш Анатолшович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча комгая Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=216pt001f01=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Василь Фшпчук // МЦПД. URL: http://icps.com.ua/pro-tsentr/komanda/pravlinnya/vasyl-filipchuk/ (дата обращения: 12.08.2020).
Вшкул Олександр Юршович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча комгая Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=224pt001f01=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Горбулш В.П., Власюк О.С., Кононенко С.В. Украша i Роия: дев'ятий вал, чи Китайська стша / Кшв: Нац. ш-т стратег. дослвдж. 2015. 129 с.
Гриценко Анатолш Степанович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча комгая Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=208pt001f01=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Закон Украши «Про нацюнальну безпеку» вщ 21.06.2018 № 2469-VIII [Law of Ukraine «On National Security» of June 21, 2018 692469-VIII // Gov.ua. Державш сайти Украши. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2469-19?lang=ru (дата обращения: 12.08.2020).
Закон Украши «Про особливосп державно! полггики щодо забезпечення державного суверенитету Украши на тимчасово окупованих територшх в Донецькш i Луганськш областях» вщ 18.01.2018. № 2268-VIII // Gov.ua. Державш сайти Украши. URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/show/2268-19 (дата обращения: 12.08.2020).
Зеленський Володимир Олександрович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча котсш Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=233pt001f01= 719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Игнатов О. Не рвать и не выполнять. Есть ли шансы у Минска-2 после четырех лет переговоров // Московский центр Карнеги [Carnegie Moscow Center]. 2019. 12 дек. URL: https:// carnegie.ru/commentary/78336 (дата обращения: 12.08.2020).
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений // OSCE (ОБСЕ). URL: https://www. osce.org/ru/cio/140221?download=true (дата обращения: 12.08.2020).
Кошулинський Руслан Володимирович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча котсш Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=228pt001f01= 719.html (дата обращения:12.08.2020).
Ляшко Олег Валершович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча котсш Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021fD1=220pt001fD1=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Новий курс Украши. Треба дiяти. План дш ново1 влади. Юлiя Тимошенко // Батькiвщина. URL: https://ba.org.ua/treba-diyaty.pdf (дата обращения: 12.08.2020).
Постанова Верховно1 Ради Украши «Про Звернення Верховно1 Ради Украши до Органiзацiï Об'еднаних Нацш, Свропейського Парламенту, Парламентськл Асамбле1 Ради Свропи, Парламентськоï Асамблеï НАТО, Парламентски Асамблеï ОБСС, Парламентськоï Асамблеï ГУАМ, нацiональним парламентам держав свггу про визнання Росiйськоï Федерацiï державою-агресором» вiд 27.01.2015. № 129-VIII // GOV.ua. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/ show/129-19 (дата обращения: 12.08.2020).
Порошенко Петро Олексшович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча котсш Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021fD1=295pt001fD1=719.html (дата обращения:12.08.2020).
Результати першого туру виборш президента Украши 2019 // Центральна виборча кот^ Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp300pt001f01=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Семенов М. Огонь по своим или выверенный план? // Российский совет по международным делам. 2018. 28 дек. URL: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/columns/ postsoviet/ogon-po-svoim-ili-vyverennyy-plan/ (дата обращения: 12.08.2020).
Смешко 1гор Петрович. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча котсш Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=235pt001f01=719.html (дата обращения: 12.08.2020).
Страте™ нацiональноï безпеки Украïни вiд 26.05.2015 № 287/2015 // GOV. ua. Державш сайти Украïни. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/287/2015 (дата обращения: 12.08.2020).
Суздальцев А.И. Россия, Украина и Белоруссия / Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы для России / Под общ. ред.: А.В. Лукин. М.: Международные отношения, 2018. С. 340-392.
Тимошенко Юлiя Володимиршна. Вибори Президента Украши 2019 // Центральна виборча комiсiя Украши. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021fD1=225pt001fD1=719. html (дата обращения: 12.08.2020).
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» 30.11.2016 г. № 640 // Kremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 12.08.2020).
References
Aleksandra Vilkula vy'dvinul v prezidenty' «axmetovskij» klan «Oppozicionnogo bloka» [Aleksandr Vilkula nominated for the presidency «Akhmetov's» clane of the «Opposition bloc»] // Strana.ua. 2019. 22 Yanv. URL: https://strana.ua/news/182385-vybory-2019-aleksandr-vilkul-podal-dokumenty-v-tsik-dlja-rehistratsii-kandidatom-.html (date of access: 12.08.2020).
Bojko: Dejstviya vlasti otdalyayut Kry'm ot Ukrainy'[ Boyko: Actions of the authorities alienate Crimea from Ukraine] // Newsmir. 2018. 29 Dek. URL: https://newsmir.info/1539243 (date of access: 12.08.2020).
Bojko i Medvedchuk vstretilis' v Moskve s Medvedevy'm i Millerom. «Gazprom» gotov obe-spechit' cenu na gaz dlya Ukrainy' na chetvert' nizhe i soxranit' transit [Boyko and Medvedchuk met in Moscow with Medvedev and Miller. Gazprom is ready to provide gas prices for Ukraine by a quarter lower and keep transit] // Strana.ua. 22.03.2019. URL: https://strana.ua/news/192169-dmitrij-medvedev-prinjal-v-moskve-jurija-bojko-i-viktora-medvedchuka.html (date of access: 12.08.2020).
Bojko: Posredniki v peregovorax po Donbassu vazhny', no lish' kak dopolnenie [Boyko: Mediators in the Donbas negotiations are important, but only as an addition]. 112. ua. 29.03.2019. 29 Mart. URL: https://112ua.tv/politika/boyko-posredniki-v-peregovorah-po-donbassu-vazhny-no-lish-kak-dopolnenie-485939.html (date of access: 12.08.2020).
Bojko Yurij Anatolijovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 Boyko Yuriy Anatoliyovich. Vibori of the President of Ukraine 2019 [Elections of the President of Ukraine 2019] / Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/ pls/vp2019/wp005pt021f01=216pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Gorbulin V.P., Vlasyuk O.S., Kononenko S.V. Ukraïna i Rosiya: dev'yatij val chi Kitajs'ka stina [Ukraine and Russia: the ninth shaft or the Great Wall of China] / Kiïv: Nacz. in-t strateg. doslidzh., 2015. 129 p.
Gricenko Anatolij Stepanovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019 ] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=208pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Ignatov O. Ne rvat' i ne vy'polnyat'. Est' li shansy' u Minska-2 posle chety'rex let peregovorov [Do not tear or perform. Does Minsk-2 have a chance after four years of negotiations] // Moskovskij centr Karnegi [Carnegie Moscow Center]. 2019. 12 Dek. URL: https://carnegie.ru/commentary/78336 (date of access: 12.08.2020).
Kompleks mer po vy'polneniyu Minskix soglashenij [A set of measures for the implementation of the Minsk agreements] //OSCE (OBSE). URL: https://www.osce.org/ru/cio/140221?download= true (date of access: 12.08.2020).
Koshulins'kij Ruslan Volodimirovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=228pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Lyashko Oleg Valerijovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=220pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Novij kurs Ukraïni. Treba diyati. Plan dij novoi vladi. Yuliya Timoshenko [New course of Ukraine. We need to act. Action plan of the new government. Yulia Timoshenko] // Bat'kivshhina. URL: https://ba.org.ua/treba-diyaty.pdf (date of access: 12.08.2020).
Postanova Verxovnoï Radi Ukraïni «Pro Zvernennya Verxovnoï Radi Ukraïni do Organizacziï Ob'ednanix Naczij, Gvropejs'kogo Parlamentu, Parlaments'koï Asambleï Radi Gvropi, Parla-
ments'koï Asambleï NATO, Parlaments'koï Asambleï OBSG, Parlaments'koï Asambleï GUAM, naczional'nim parlamentam derzhav svitu pro viznannya Rosijs'koï Federacziï derzhavoyu-agresorom» vid 27.01.2015. N 129-VIII [Resolution of the Verkhovna Rada of Ukraine «On the Appeal of the Verkhovna Rada of Ukraine to the United Nations, the European Parliament, the Parliamentary Assembly of the Council of Europe, the NATO Parliamentary Assembly, the OSCE Parliamentary Assembly, the GUAM Parliamentary Assembly, the National Parliaments of the World» 01/27/2015 N 129-VIII] // GOV.ua. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/129-19 (date of access: 12.08.2020).
Poroshenko Petro Oleksijovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=295pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Rezul'tati pershogo turu viboriv prezidenta Ukraïni 2019 [Results of the first round of the 2019 presidential election in Ukraine] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp300pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Semenov M. Ogon' po svoim ili vy'verenny'j plan? [Friendly fire or vyvenezhny plan] // Rossi-jskij sovet po mezhdunarodny'm delam [Russian Council on International Affairs]. 2018. 28 dek. URL: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/columns/postsoviet/ogon-po-svoim-ili-vyverennyy-plan/ (date of access: 12.08.2020).
Smeshko Igor Petrovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=235pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Strategiya naczional'noï bezpeki Ukraïni vid 26.05.2015 N 287/2015 [National Security Strategy of Ukraine dated 26.05.2015 N 287/2015] // GOV. ua. Derzhavni sajti Ukraïni. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/287/2015 (date of access: 12.08.2020).
Suzdal'cev A.I. Rossiya, Ukraïna i Belorussiya [Russia, Ukraine and Belarus] / Novy'e mezhdunarodny'e otnosheniya: osnovny'e tendencii i vy'zovy' dlya Rossii [New International Relations: Main Trends and Challenges for Russia] / Pod obshh. red.: A.V. Lukin. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 2018. P. 340-392.
Timoshenko Yuliya Volodimirivna. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021fD1=225pt001fD1=719.html (date of access: 12.08.2020).
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» 30.11.2016 g. N 640 [Decree of the President of the Russian Federation «On Approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation» on November 30, 2016 N 640]. // Kremlin.ru. Oficial'ny'j sajt prezidenta RF [Official website of the President of the Russian Federation]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (date of access: 12.08.2020).
Vasil' Filipchuk // MCzPD. URL: http://icps.com.ua/pro-tsentr/komanda/pravlinnya/vasyl-filipchuk/ (date of access: 12.08.2020).
Vilkul Oleksandr Yurijovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=224pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).
Zakon Ukraïni «Pro naczional'nu bezpeku» vid 21.06.2018 N 2469-VIII [Law of Ukraine «On National Security» of June 21, 2018 692469-VIII] // Gov.ua. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/ show/2469-19?lang=ru (date of access: 12.08.2020).
Zakon Ukraïni «Pro osoblivosti derzhavnoï politiki shhodo zabezpechennya derzhavnogo suverenitetu Ukraïni na timchasovo okupovanix teritoriyax v Donecz'kij i Lugans'kij oblastyax» vid 18.01.2018. N 2268-VIII [Law of Ukraine «On the peculiarities of state policy to ensure the state sovereignty of Ukraine in the temporarily occupied territories in Donetsk and Luhansk regions» from 18.01.2018. N 2268-VIII] // Gov.ua. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2268-19 (date of access: 12.08.2020).
Zelens'kij Volodimir Oleksandrovich. Vibori Prezidenta Ukraïni 2019 [Election of the President of Ukraine 2019] // Central'na viborcha komisiya Ukraïni [Central Vibration Commission of Ukraine]. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp005pt021f01=233pt001f01=719.html (date of access: 12.08.2020).