Научная статья на тему 'Подходы по повышению национальной безопасности государств-участников СНГ'

Подходы по повышению национальной безопасности государств-участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1289
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СНГ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УГРОЗЫ / КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курган Екатерина Александровна, Анфимова Мария Лаура Игоревна

В настоящее время для государств-участников СНГ одной из важнейших актуальных проблем является вопрос обеспечения национальной безопасности, что обусловлено нарастанием как внутренних, так и внешних угроз. В статье авторы исследуют суть понятия «национальная безопасность» и анализируют ее степень и угрозы в государствах-участниках СНГ. Определены ключевые проблемы национальной безопасности в СНГ и сформулированы некоторые подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курган Екатерина Александровна, Анфимова Мария Лаура Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the increase of national security of the CIS countries

Nowadays one of the most important actual problems for the CIS countries is the problem of ensuring of national security. It is caused by the increase of both internal and external threats. In the article the authors investigate the essence of the concept "national security" and analyze its degree and its threats in the CIS countries. Key problems of national security in the CIS are defined and some approaches to their decision are formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Подходы по повышению национальной безопасности государств-участников СНГ»

18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

18.1. ПОДХОДЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ1

Курган Екатерина Александровна, начальник отдела научных и инновационных программ

Россотрудничества

Место работы: Россотрудничество

achursin2008@yandex.ru

Анфимова Мария Лаура Игоревна, аспирант кафедры «Прикладная экономика» экономического факультета Российского университета дружбы народов

Аннотация: В настоящее время для государств-участников СНГ одной из важнейших актуальных проблем является вопрос обеспечения национальной безопасности, что обусловлено нарастанием как внутренних, так и внешних угроз. В статье авторы исследуют суть понятия «национальная безопасность» и анализируют ее степень и угрозы в государствах-участниках СНГ. Определены ключевые проблемы национальной безопасности в СНГ и сформулированы некоторые подходы к их решению.

Ключевые слова: национальная безопасность, СНГ, импортозамещение, диверсификация экономики, угрозы, критерии безопасности.

APPROACHES TO THE INCREASE OF NATIONAL SECURITY OF THE CIS COUNTRIES

Kurgan Ekaterina Aleksandrovna, head of the Department of scientific and innovative programs of Rossotrudnichestvo

Place of employment: Rossotrudnichestvo Anfimova Maria Laura Igorevna, graduate student of Applied Economy Chair of Economics Department of Peoples' Friend ship University of Russia

achursin2008@yandex.ru

Annotation: Nowadays one of the most important actual problems for the CIS countries is the problem of ensuring of national security. It is caused by the increase of both internal and external threats. In the article the authors investigate the essence of the concept "national security" and analyze its degree and its threats in the CIS countries. Key problems of national security in the CIS are defined and some approaches to their decision are formulated in the article.

Keywords: national security, CIS, import substitution, diversification of economy, threat, criteria of security.

Сущность понятия «национальная безопасность». Критерии оценки. Сущность национальной безопасности определяется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированные защита и развитие национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-0200238 «Разработка теоретических подходов по эффективному развитию космической промышленности, обеспечивающему повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках в современных посткризисных условиях»

неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Национальная безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества, экологической безопасности и обороноспособности государства.

Сущность национальной безопасности отражается в системе критериев и показателей. Критериальная оценка национальной безопасности государств-участников сНг может включать в себя оценку:

- ресурсного потенциала и возможностей его развития;

- эффективности использования ресурсов, капитала и рабочей силы и ее соответствия развитым странам, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера минимальны;

- конкурентоспособности экономик государств-участников СНГ;

- целостности и развитости единого экономического пространства Содружества;

- возможности противостояния внешним угрозам;

- социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

В системе показателей - индикаторов национальной безопасности государств-участников СНГ необходимо выделять:

- уровень и качество жизни;

- экономический рост;

- степень встроенности в мировую экономику;

- темпы инфляции;

- норму безработицы;

- дефицит бюджета;

- государственный долг;

- состояние золотовалютных резервов;

- распространенность теневой экономики.

Для национальной безопасности большое значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения, в качестве которых выступают предельные величины, переход через которые препятствует нормальному ходу развития различных элементов

воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности государств-участников СНГ.

Очевидно, что наивысшая степень безопасности

достигается при условии, что весь комплекс

показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Угрозы национальной безопасности. Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития программ импортозамещения, реализации инновационных проектов, результатом которых становится

конкурентоспособная на рынке продукция, формирования национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы и финансового сектора.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу для стран СНГ являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение

конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния материальнотехнической базы промышленности и энергетики, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социально-экономических проблем в странах СНГ.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении стран СНГ, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

Повышение национальной безопасности, в т.ч. экономической и экологической, связано с решением следующих проблем:

- проблемы импортозамещения;

- проблемы недиверсифицированности экономики государств-участников СНГ,

- проблемы обеспечения экологической безопасности на основе развития международной кооперации

Проблема обеспечения импортозамещения обусловлена в целом распадом производственнотехнологических цепочек на пространстве СНГ и привела к росту зависимости от импорта продукции из третьих стран, что крайне негативно сказывается на социально-экономическом развитии и на национальной, в частности, экономической безопасности государств-участников СНГ.

Приведем в подтверждение этому, для примера, статистические данные по доле импорта по России и Казахстану. В России доля импорта на внутреннем рынке фармацевтической продукции - 65%,

медицинских устройств - 80%, на рынке

электросварных труб - 79,2 %. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. В Казахстане часть жизненно необходимых товаров завозится: ткани хлопчатобумажные - импорт 92% от потребления, смазочные материалы, бумажные изделия, лесоматериалы, полимеры этилена - импорт составляет более 90% от потребления; полистерол -импорт составляет 76,9% от потребления; азотные удобрения - импорт составляет 71,4% от потребления; антибиотики и фармацевтические препараты - импорт составляет 80-90% от потребления; плиты и плитки керамические - импорт составляет 99,4% от потребления; трубы, трубки, рукава и шланги - импорт составляет 88,8% от потребления; автомобили

грузовые и легковые, трактора сельскохозяйственные -импорт приближается к 100% от потребления. Таким образом, высокая импортозависимость стран СНГ снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой в Содружестве, которая могла бы быть востребована, если бы снизилась доля импорта аналогичных товаров, это ведет к сокращению доходов предприятий СНГ, их банкротству и снижению занятости. Как следствие - подрыв национальной безопасности.

Для реализации экономических механизмов государственного регулирования разработана Программа импортозамещения в СНГ на долгосрочный период. Разработка такой программы должна включать в себя несколько предварительных этапов:

- проведение анализа и оценки импортозамещающего производства (по цене и качеству, насыщению внутреннего рынка и экспортному потенциалу), и его влияния на конкурентоспособность продукции, созданной на основе вновь разработанных и произведенных материалах, комплектующих и другой продукции, взамен импортируемой;

- создание методологии ранжирования приоритетных импортозамещающих технологий по принципу макроэкономической значимости и эффективности;

- разработка методологии оценки приоритетности

финансирования импортозамещающих технологий (под технологиями понимаются технологии,

разрабатываемые материалы, комплектующие, технологическое и производственное оборудование, технологические автоматизированные линии, гибкие автоматизированные производства);

- создание импортозамещающих межотраслевых и отраслевых корпоративных структур, которые на долевой основе могут финансировать проекты импортозамещающих производств, оказывающих влияние на конкурентоспособность конечной продукции и услуг;

- организация производства тех видов импортных комплектующих, которые определяют основные тактико-технические характеристики продукции, имеют высокую добавленную стоимость и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства других видов комплектующих; которые пригодны для частичного или полного использования в других отраслях промышленности; применяются в различных видах продукции, что может создать дополнительные конкурентные преимущества продукции и услуг, обеспечив их экспорт;

- непосредственно организация государственного финансирования процессов импортозамещения, с последующим постепенным переходом на государственное финансирование только тех проектов, в которых не используются импортные материалы и комплектующие.

Исходя из вышеизложенного, необходимо предложить некоторые подходы по формированию политики импортозамещения и некоторые инструменты, обеспечивающие эффективную реализацию процесса импортозамещения.

Что касается подходов, то в связи с ограниченными бюджетными ресурсами можно предложить следующие следующее:

- Адресный пошаговый подход

В основе этого подхода должен лежать принцип отбора ввозимых по импорту материалов и комплектующих наиболее важных с точки зрения обеспечения тактико-технических характеристик вооружения и военной техники, и организации проектирования и производства в России аналогичных материалов и комплектующих за счет бюджетных ресурсов, с обязательной оценкой эффективности их использования на основе достижения конкурентных преимуществ, разработанных материалов т

комплектующих в рамках мероприятий по импортозамещения. При этом, при проектировании комплектующих аналогов импортной продукции необходимо полностью исключать применение в них каких-либо элементов, ввозимых по импорту.

- Эволюционный подход

Заключается в том, что проектирование новых средств вооружения и военной техники финансируется государством только в том случае, если на стадии разработки технического задания и договора с государственным заказчиком оговаривается условие, при котором в разрабатываемом средстве вооружения не будут использованы какие-либо материалы и комплектующие импортного производства и

одновременно обеспечивающий высокие конкурентные преимущества перед аналогичной продукцией, производимой в зарубежных странах. Такой подход может обеспечить постепенное осуществление импортозамещения, по мере замены устаревшей военной техники на новую, финансирование должно происходить из бюджетных источников, с обязательной оценкой эффективности их использования для решения поставленной задачи.

- Выборочный подход

Заключается в том, что при формировании различных государственных научно-технических программ, учитывается необходимость импортозамещения не только в оборонной отрасли промышленности, но и в других отраслях. Выбираются технологии, материалы и комплектующие, которые могут быть использованы, как в военной технике, так и в гражданской и применение их обеспечит повышение конкурентоспособности, возможность продажи на внешнем рынке военной и гражданской продукции, выпускаемой отечественными товаропроизводителями. Данный подход может быть финансирован из двух источников, как государственными, так и частными заинтересованными инвесторами, кроме того могут быть предусмотрены различные виды государственных льгот тем организациям, которые создают и производят материалы и комплектующие аналоги для импотрозамещающей военной техники.

- Отраслевой подход

В настоящее время отраслевой подход был использован при формировании Федеральной целевой программы по развитию производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружений, военной и специальной техники на 2009 - 2011 годы и на период до 2015 года. Могут быть созданы:

- программа импортозамещения по производству полупроводников, проводников, микросхем и других комплектующих для электронной техники.

- программа по созданию различных электронновычислительных управляющих устройств и комплексов и так далее, т.е. по отраслям, где наблюдается существенное отставание российских производителей

от ведущих мировых. Однако отраслевой подход требует значительного количества финансовых ресурсов и в силу того, что создание отечественных материалов и комплектующих при этом подходе может быть растянуто по времени и отставать от потребностей разработки комплексов вооружений и военной техники, на наш взгляд он является менее эффективным.

Проведенный анализ показывает, что для повышения эффективности любого из этих подходов и возможности оценки правильности принятия решения, а также целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов необходима разработка новых инструментов.

На наш взгляд, для осуществления эффективной государственной программы импортозамещения, необходимо использовать инструменты экспортноориентированной, инновационно-ориентированной и импортозамещающей политик. Суть совмещения этих инструментов заключается в следующем:

- каждый из инструментов должен применяться для осуществления процесса импортозамещения того или иного материала и комплектующего иностранного производства, применяемого в средствах военной техники, с учетом количественной оценки конкурентоспособности продукции, создаваемой взамен импортируемой, а также технического уровня и конкурентоспособности организации ее выпускающей.

- стимулирование разработки и производства с

помощью инструментов осуществляется путем внедрения приоритетных промышленных

инновационных технологий, установления пошлин на экспортную продукцию с учетом внутренней политики развития отрасли; активизации научно-технических инноваций с привлечением в эту сферу деятельности частного капитала и финансово-кредитных организаций; и освобождения полностью или частично от налогов или установления для инвесторов, осуществляющих инвестирование по импортозамещению, организаций налоговых льгот; обновления основных производственных фондов с применением инновационных технологий;

- применения для организаций, осуществляющих выпуск наукоемкой и импортозамещающей продукции особую предусмотренную систему льгот (кредитных, налоговых, инвестиционных), формируемую государственными органами индивидуально для каждого конкретного проекта или программы. Срок действия льготы определяется на основе представленной получающей льготу организацией количественной оценки конкурентоспособности разрабатываемой продукции, времени, средств, затрачиваемых на ее создание, производство и начало реализации. В этих данных должны содержаться сведения, когда будет начат выпуск отечественной продукции, заменяющей импортную, прекратится финансирование импортных закупок, получившей льготу организацией. В случае если организация продолжает разработку новой продукции для импортозамещения, то льгота может быть сохранена в полном объеме или изменена в зависимости от ожидаемого эффекта от импортозамещения, т.е. достижения конкурентных преимуществ перед аналогичной, поставляемой по импорту продукцией.

Реализация МЦП «Кооперация» будет способствовать решению указанной проблемы посредством включения

в нее и осуществления межгосударственных инновационных проектов направленных на:

- разработку научных технологий или их передачу на базе межгосударственной кооперации на пространстве СНГ и их внедрение в производство продукции-аналога импортируемой из-за рубежа;

- модернизацию предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию на пространстве СНГ;

- диверсификацию производственных предприятий;

- создание экспортоориентированных производств.

В то же время для решения указанной проблемы должны быть решены следующие задачи:

- развитие с учетом ограниченности внутреннего рынка импортозамещающих производств с дальнейшей ориентацией на экспорт;

- структурные преобразования организаций в целях снижения импортной зависимости отраслей народного хозяйства;

- повышение конкурентоспособности

импортозамещающей продукции за счет внедрения новых и высоких технологий и использования прогрессивного оборудования;

- определение приоритетов и государственная

поддержка наиболее эффективных

импортозамещающих направлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирование косвенного импортозамещения, внедрение современных материало- и энергосберегающих технологий, повышающих эффективность использования импортируемых ресурсов;

- повышение эффективности использования или перепрофилирование действующих, а также создание новых производственных мощностей с наиболее высокой эффективностью капиталовложений при реализации инвестиционных проектов;

- привлечение инвестиционных ресурсов для осуществления развития перспективных направлений импортозамещения.

Проблема недиверсифицированности экономики государств-участников СНГ, подрывающая национальную безопасность, также может быть решена посредством активизации межгосударственных проектов, направленных на развитие

высокотехнологичных секторов экономики. Дело в том, что анализ отраслевой структуры внешней торговли стран СНГ показывает, что основными товарными разделами в экспорте у стран Содружества являются: сельскохозяйственные продукты (Армения - 16,4%, Киргизия - 12,8%), минеральные продукты

(Азербайджан - 95,7%, Россия - 70,4% и т.д.), древесина, металлы и пр. В основном государства-участники СНГ торгуют сырьем и продукцией с низкой степенью обработки. Крайне низкая доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта РФ, а ведь данный вид продукции напрямую связан с инновационной деятельностью предприятий. При этом, анализ отраслевой структуры импорта показывает, что основные статьи - это машины и оборудование (промышленные товары) (Азербайджан -48,8%, Армения - 27,9%, Беларусь - 24,7%, Казахстан -46,6%, Кыргызстан - 21,6%, Молдова - 24,0%, Россия -51,1%, Украина - 32,7%), которые государства-участники СНГ закупают в основном у развитых стран ввиду отсутствия налаженного производства этой продукции на постсоветском пространстве.

Отсюда основная проблема, мешающая углублению интеграции и развитию межгосударственной кооперации, - государства-участники СНГ не имеют стимулов к налаживанию сотрудничества друг с другом. И эта незаинтересованность хорошо отражается на цифрах внутрирегионального товарооборота, имеющих стабильно понижательную тенденцию. В 1989 г. на долю межреспубликанской торговли в республиках Советского Союза приходилось 80-90% всего ввоза-вывоза. Лишь у РСФСР этот показатель был, по ряду причин, существенно ниже. Прошло двадцать лет, и картина коренным образом изменилась: самый высокий показатель - у Кыргызстана - равен всего лишь 50% в экспорте и 66,3% - у Беларуси - в импорте, у остальных стран они и того ниже.

Высокая доля внутрирегиональной торговли - один из признаков интеграции. В советское время данный показатель составлял по экспорту от 81 до 98% (Россия

- около 63%), по импорту от 82 до 91% (Россия - 55%), что свидетельствовало о высокой степени интеграции, налаженности межреспубликанских экономических отношений, единого хозяйственного комплекса.

В этой связи, реализация совместных межгосударственных проектов на пространстве СНГ позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество в области производства высокотехнологичной продукции, диверсифицировать структуру экономик стран СНГ и торговые потоки.

С вопросами национальной безопасности связаны также проблемы развития деятельности зарубежных некоммерческих организаций (НКО). Урон, наносимый их деятельностью в России колоссальный, это и падение морали и нравственности в обществе, упор на деградацию нашего общества и свержение существующей власти, отток человеческого капитала и т.д. Этой деятельностью, по данным Росстата занимаются 108736 общественных организаций, 85185 НКО и 240 иностранных фондов и политических организаций. Госдепартамент США финансирует часть этих НКО через USAID, откуда деньги попадают в Международный республиканский институт, и в Национальный демократический институт. Далее все эти деньги чудесным, контрабандным путем попадают в российские НКО, где численность работников достигает 669 900 человек, а общая заработная плата составляет, по самым минимальным подсчетам 18,873 миллиарда рублей в месяц. И вся эта англосаксонская рать ежедневно ведет подрывную работу против нашего государства.

В этих условиях развитие межгосударственной кооперации на постсоветском пространстве между государствами-участниками СНГ как никогда актуально как с политической, так и социально-экономической точки зрения.

Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста страны СНГ основные усилия должны сосредоточить на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения

национальной и глобальной энергетической безопасности являются разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Основным содержанием энергетической безопасности является устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

Для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной:

- на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;

- на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики;

- на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;

- на сокращение неформальной занятости и

легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;

- на обеспечение баланса интересов коренного

населения и трудовых мигрантов с учетом их

этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из

потребностей регионов в трудовых ресурсах;

- на формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства;

- на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности;

- на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

В интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе должны развиваться конкурентоспособные отрасли экономики и расширяться рынки сбыта продукции, выпускаемой на пространстве СНГ, повышаться эффективность топливно-энергетического комплекса, расширяться применение инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики.

Укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов

национального и межгосударственного уровня, создания комплексной системы контроля над рисками.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования должны стать:

- развитие государственных научных и научнотехнологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

- повышение социальной мобильности, уровня общего

и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности

конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций стран СНГ, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений стран СНГ на среднесрочную перспективу должно стать обеспечение технологической безопасности. Для этого должна быть усовершенствована государственная инновационная и промышленная политика, определены в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, усовершенствована система подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развито государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, созданы условия для интеграции науки, образования и промышленности, проведены системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития стран СНГ.

Решение задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования в средне- и долгосрочной перспективе может быть обеспечено посредством:

- создания системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее поддержки на государственном уровне в интересах организационнонаучного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

- создания сети университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей для подготовки специалистов для работы в области науки и образования, создания конкурентоспособных инновационных технологий и образцов наукоемкой

продукции, организации высокотехнологичного производства;

- обеспечения участия научных и научнообразовательных организаций СНГ в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

Выводы. В заключение сформулируем основные направления приращения национальной безопасности в государствах-участниках СНГ, к ним относятся: повышение конкурентоспособности технологических отраслей, которые дают возможность создавать обороноспособность стран СНГ, продовольственную безопасность; обеспечение инновационного развития, позволяющего осуществлять эволюционное научнотехническое и технологическое развитие и сохранять конкурентоспособность на всех уровнях управления; централизованное решение единых для пространства СНГ проблем национальной безопасности, связанных с обеспечением экономической, экологической, технологической безопасности и обороноспособности; обеспечение управления миграционными потоками в целях обеспечения притока высоквалифицированных кадров, создание привлекательных условий для их трудовой деятельности в государствах-участниках СНГ и установление ограничительных условий для въезда в СНГ и передвижения неквалифицированной рабочей силы.

Список литературы:

1. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2002. - N 10. - С.30-39.

2. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N 8. - С.30-32.

3. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопр. экономики. -1999. - N 9. - С.119-125.

4. Дранаева А.А., Кокуйцева Т.В., Русинов А.А. Инновационный потенциал как условие экономического роста региона: монография; под ред. проф., д.э.н. А.А. Чурсина. - М.: Спектр, 2012. - 277 с. - ISBN 978-5-209-04272-3.

5. Жилкина Ю.В. Обеспечение экономической безопасности государства // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - N 8. - С.50-57.

6. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н.Круглов, Д.В.Доценко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -2009. - N 15. - С.85-92.

7. Есаян А.К. Международное сотрудничество стран-участниц СНГ, ЕврАзЭс, шОс по предупреждению преступлений в сфере обеспечения экономической безопасности // Междунар. публ. и частное право. - 2011. - N 1. - С.15-19.

8. Зиядуллаев Н. С. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - N4. - С. 29-34

Reference list:

1. Afontsev S. National economic security: on a way to theoretical consensus//World economy and international relations. - 2002 . -N 10. - Page 30-39.

2. Beketov N. V. Problems of ensuring economic security of the state in the sphere foreign economic activity / N.V.Beketov, M.E.Tarasov//National. interests: priorities and security. - 2009 . -N 8. - Page 30-32.

3. Bendikov M. Economic security knowledge-intensive productions / Bendikov M., Khrustalyov E. // Questions of economy. - 1999 . -N 9. - Page 119-125.

4. Dranaeva A.A., Kokuytseva T.V., Rusinov A.A. Innovative potential as a condition of economic growth of the region: monograph; edited by prof., PhD in Economics A.A.Chursin. - M: Spectr, 2012. - 277 pages - ISBN 978-5-209-04272-3.

5. Zhilkina Yu.V. Ensuring economic security of the state//National. interests: priorities and security. - 2010 . - N 8. - Page 50-57.

6. Kruglov V. N. Improvement of a technique of an assessment of economic security of region / V.N.Kruglov, D.V.Dotsenko//National. interests: priorities and safety. - 2009 . - N 15. - Page 85-92.

7. Esayan A.K. The international cooperation of the participating countries of the CIS, EurAsEC, SCO according to the prevention of crimes in the sphere of ensuring economic security // International public and private law. - 2011 . - N 1. - Page 15-19.

8. Ziyadullayev N. S. CIS in global economy: strategy of development and national security//World economy and international relations. - 2005 . - N4. - Page 29-34

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Подходы по повышению национальной безопасности государств-участников СНГ» Курган Е.А., Анфимовой МЛ.И.

Статья посвящена проблеме, чрезвычайно актуальной для экономики государств-участников СНГ, - повышения национальной безопасности. В современных условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках, усиления позиций новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Китая, а также на фоне мирового финансово-экономического кризиса национальная безопасность подвержена множеству внутренних и внешних угроз. Особенно острой эта проблема является для государств-участников СНГ, т.к. структура их экономик имеет сырьевой характер, что влечет роста импорта машин и оборудования, продовольствия и т.д.

Авторы анализируют факторы и причины ослабления национальной безопасности в государствах-участниках СНГ, исследуют инструменты, используемые в настоящее время для решения этой проблемы, и предлагают свои подходы. Исходя из проведенного анализа, авторы делают вывод, что для осуществления эффективной государственной программы импортозамещения, необходимо использовать инструменты экспортноориентированной, инновационноориентированной и импортозамещающей политик. А также в статье сформулированы основные направления приращения национальной безопасности в государствах-участниках СНГ, к которым авторы относят повышение конкурентоспособности технологических отраслей; обеспечение инновационного развития; централизованное решение единых для пространства СНГ проблем национальной безопасности, связанных с обеспечением экономической, экологической, технологической безопасности и обороноспособности; обеспечение управления миграционными потоками.

Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Курган Е.А. и Анфимовой М.Л.И. «Подходы по повышению национальной безопасности государств-участников СНГ» представляет несомненную научную и практическую ценность, полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и может быть рекомендована к печати в одном из таких журналов.

Доцент кафедры «Прикладная экономика»

Экономического факультета РУДН, к.э.н.

Орлова А.Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.