Научная статья на тему 'Перспективы реализации импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан с позиций обеспечения национальной безопасности'

Перспективы реализации импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан с позиций обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА / DEPENDENCE / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / PHARMACEUTICAL CLUSTER / IMPORT / IMPORT SUBSTITUTION / REPUBLIC / BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печаткин В.В., Перфилов В.А.

Предмет/тема. В связи с обострением угроз социально-экономическому развитию регионов России, связанных с геополитической неопределенностью и высоким уровнем зависимости экономики страны от импорта важнейших товаров и услуг, необходима реализация комплекса мер по повышению национальной безопасности России, в том числе реализация в стране импортозамещающей кластерной политики, способствующей снижению зависимости от импорта ключевых для населения регионов России товаров и услуг. Цели/задачи. Целью статьи является обоснование перспектив реализации в Республике Башкортостан импортозамещающей кластерной политики с позиций обеспечения национальной безопасности. Проводятся анализ структуры импорта Республики Башкортостан и оценка зависимости региона от импорта ключевых для жизнеобеспечения товаров и услуг; определение отраслевых приоритетов импортозамещающей кластерной политики в регионе; разработка проекта импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан. Методология. В статье применялись диалектический метод, системный подход, табличная и графическая интерпретации эмпирико-фактологической информации и пр. Результаты. На основе анализа структуры импорта Республики Башкортостан с учетом имеющегося потенциала для импортозамещения выделены отраслевые приоритеты импортозамещающей кластерной политики региона, разработан проект импортозамещающего фармацевтического кластера Республики Башкортостан, включающий перечень компетенций, потенциальных участников кластера и концептуальную схему их взаимодействия. Обсуждение/применение. Основные положения и результаты исследования обсуждены на ХХIV Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России» (Новосибирск, 2014 г.). Выводы/значимость. Сделан вывод о целесообразности реализации в Республике Башкортостан импортозамещающей кластерной политики с позиций обеспечения национальной безопасности России. Создание импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан может способствовать решению проблемы снижения зависимости региона от импорта лекарственных препаратов, имеющих ключевое значения для жизнеобеспечения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of implementing the cluster policy on import substitution in the Republic of Bashkortostan: national security considerations

Importance Whereas threats to the social and economic development of the Russian regions rise due to geopolitical uncertainty and high national dependence on import of vital goods and services, it is reasonable to implement activities for improving Russia's national security, including the cluster policy on import substitution. The policy will allow for reducing the dependence on import of key goods and services consumed by the Russian regions. Objectives The article aims at substantiating the prospects for implementing the cluster policy on import substitution in the Republic of Bashkortostan in terms of national security. The researchers perform an analysis of the import structure in the Republic of Bashkortostan and evaluate the region's dependence on vital goods and services. The authors also determine industrial priorities of the cluster policy on import substitution in the region and develop a project of an import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan. Methods The article relies upon the dialectical method, system approach, tabular and graphic interpretation of the empirical and factual information, etc. Results Drawing upon the analysis of the import structure in the Republic of Bashkortostan and the existing potential for import substitution, the researchers identify industrial priorities of the cluster policy on import substituion in the region and develop the project of the import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan, including the list of competence, would-be cluster residents and conceptual scheme for their cooperation. Conclusions and Relevance The researchers conclude that it is reasonable and practicable to implement the cluster policy on import substitution in the Republic of Bashkortostan, considering national security aspects. If organized, the import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan will contribute to reducing the region's dependence on imported medicines, which are vital for the national health.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан с позиций обеспечения национальной безопасности»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

УДК: 338.246.8

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

В.В. ПЕЧАТКИН,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором экономической безопасности E-mail: Pechatkin08 @rambler.ru Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Уфа, Российская Федерация

В.А. ПЕРФИЛОВ,

соискатель сектора экономической безопасности E-mail: Perfilov_viktor@mail.ru

Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Уфа, Российская Федерация

Предмет/тема. В связи с обострением угроз социально-экономическому развитию регионов России, связанных с геополитической неопределенностью и высоким уровнем зависимости экономики страны от импорта важнейших товаров и услуг, необходима реализация комплекса мер по повышению национальной безопасности России, в том числе реализация в стране импортозамещающей кластерной политики, способствующей снижению зависимости от импорта ключевых для населения регионов России товаров и услуг.

Цели/задачи. Целью статьи является обоснование перспектив реализации в Республике Башкортостан импортозамещающей кластерной политики с позиций обеспечения национальной безопасности.

* Авторы выражают глубокую признательность д.э.н., проф. Р.Ф. Гатауллину за ценные советы при подготовке статьи.

Проводятся анализ структуры импорта Республики Башкортостан и оценка зависимости региона от импорта ключевых для жизнеобеспечения товаров и услуг; определение отраслевых приоритетов импортозамещающей кластерной политики в регионе; разработка проекта импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан.

Методология. В статье применялись диалектический метод, системный подход, табличная и графическая интерпретации эмпирико-фактологи-ческой информации и пр.

Результаты. На основе анализа структуры импорта Республики Башкортостан с учетом имеющегося потенциала для импортозамещения выделены отраслевые приоритеты импортозамещающей кластерной политики региона, разработан проект импортозамещающего фармацевтического класте-

ра Республики Башкортостан, включающий перечень компетенций, потенциальных участников кластера и концептуальную схему их взаимодействия.

Обсуждение/применение. Основные положения и результаты исследования обсуждены на ХХ.IV Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России» (Новосибирск, 2014 г.).

Выводы/значимость. Сделан вывод о целесообразности реализации в Республике Башкортостан импортозамещающей кластерной политики с позиций обеспечения национальной безопасности России. Создание импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан может способствовать решению проблемы снижения зависимости региона от импорта лекарственных препаратов, имеющих ключевое значения для жизнеобеспечения населения.

Ключевые слова: зависимость от импорта, национальная безопасность, импортозамещающий фармацевтический кластер Республики Башкортостан

Экономика Российской Федерации и субъектов РФ переживает непростой период развития, когда страна, еще не успев окончательно восстановиться после дестабилизирующего влияния глобального финансово-экономического кризиса, столкнулась с новыми неблагоприятными факторами внешней среды, связанными с геополитической неопределенностью, санкциями западных стран. Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования механизмов модернизации региональных социально-экономических систем, способствующих обеспечению национальной безопасности.

Остроту проблеме обеспечения национальной безопасности придает растущее влияние многих дестабилизирующих факторов. Под действием внешних макроэкономических факторов снижение безопасности развития стало характерной чертой функционирования многих разноуровневых экономических систем. Поэтому сегодня для России является безальтернативным такой выбор вектора своего развития, который обеспечивал бы как динамизм, инновационность и принятие разумных рисков, так и сбалансированность развития различных сфер жизни, активную роль институтов экономики в обеспечении национальной безопасности.

Различным аспектам проблемы обеспечения национальной безопасности в условиях современных угроз социально-экономическому развитию страны посвящены труды ряда отечественных ученых, в

числе которых: С.Ю. Глазьев [1], Н.П. Гусаков [2], М.Н. Дудин [3], В.К. Крутиков [5], В. Миронов [14], С.М. Пшихачев [12], А.В. Селиверстова [13], Л.М. Ханджалова [15], В.В. Яковлев [16] и др.

Проблемам формирования и развития кластеров посредством реализации специальной кластерной политики посвящены труды основоположника кластерной теории экономического развития М. Портера [11], а также труды отечественных и зарубежных ученых Е. Дахмена [17], Ю.Г. Лавриковой [7], А.А. Миграняна1, И. Пилипенко [9], С. Оскана [19], M. Энрайта [18] и др.

Однако, несмотря на значительное внимание ученых к данной проблеме, прикладные вопросы укрепления национальной безопасности страны и регионов России на основе реализации импортозамещающей и кластерной политики недостаточно изучены. При этом, по мнению авторов, в регионах России необходима реализация именно импортозамещающей кластерной политики. То есть гармоничное совмещение отдельных элементов кластерной политики и политики импортозамещения.

На взгляд авторов, импортозамещающая кластерная политика региона может рассматриваться как составная часть экономической политики территории, которая включает законодательные, административные, экономические и иные мероприятия, которые направлены на создание и развитие территориальных импортозамещающих кластеров в целях повышения устойчивости развития регионов и страны в целом.

Сопоставление базовых положений политики импортозамещения, кластерной политики и импортозамещающей кластерной политики регионов представлено в табл. 1.

Учитывая современные реалии, на взгляд авторов, недостаточно оказывать поддержку отдельным импортозамещающим предприятиям — объектам импортозамещающей политики, поскольку без государственной поддержки они будут неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке, ведь за счет эффекта масштаба транснациональные корпорации, вертикально интегрированные компании и кластеры будут априори иметь бульшие конкурентные преимущества, нежели более мелкие компании. В связи с этим необходимо создавать и развивать импортозамещающие кластеры, выступающие объектами

1 Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2010. № 3. С. 3-9.

Таблица 1

Преимущества и недостатки политики импортозамещения, кластерной политики и импортозамещающей кластерной политики

Отличительный признак Политика импортозамещения Кластерная политика Импортозамещающая кластерная политика

Объект Импортозамещающие предприятия Кластеры Импортозамещающие кластеры

Ключевой принцип Протекционистская защита внутреннего рынка в сочетании со стимулированием эффективности производства импортозамещающей продукции Открытое и взаимовыгодное сотрудничество всех участников процесса формирования и развития кластеров, способствующее повышению конкурентоспособности экономики региона Открытое и взаимовыгодное сотрудничество всех участников процесса формирования и развития импортозамещающих кластеров в сочетании с достижением баланса экономических, социальных, финансовых и экологических интересов региона и страны

Цель и задачи 1. Обеспечение национальной безопасности РФ. 2. Снижение зависимости от импорта. 3. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции и товаропроизводителей 1. Повышение конкурентоспособности экономики. 2. Обеспечение высоких темпов экономического роста. 3. Модернизация экономики региона за счет активизации инновационной деятельности в регионе 1. Повышение устойчивости развития регионов РФ. 2. Обеспечение национальной безопасности РФ. 3. Технологическая независимость по приоритетным направлениям развития. 4. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции и товаропроизводителей

Механизм реализации 1. Государственные закупки импортозамещающей продукции. 2. Повышение таможенных пошлин на импорт. 3. Налоговые льготы для импортозамещающих предприятий. 4. Ограничение импорта товаров (санкции) и др. 1. Частно-государственное партнерство. 2. Налоговые льготы для экспортно ориентированных кластеров. 3. Снижение экспортных пошлин для инновационных высокотехнологичных кластеров и др. 1. Частно-государственное партнерство. 2. Система госзаказа на импортозамещающую продукцию кластеров. 3. Развитие системы мониторинга и контроля качества импортной продукции и др.

Преимущества Позволяет снизить зависимость от импортных товаров и услуг и, как следствие, обеспечить повышение уровня экономической безопасности территории 1. Позволяет увеличить объемы экспорта конечных товаров и услуг. 2. Повышение конкурентоспособности экономики региона 1. Позволяет снизить зависимость экономики от импортных товаров и услуг и, как следствие, повышение уровня экономической безопасности. 2. Повышение устойчивости развития местных товаропроизводителей и региональной экономики в целом

Недостатки 1. Часто недостаточный уровень конкурентоспособности импортозамещающих предприятий для выхода на внешние рынки. 2. Противоречие с нормами ВТО 1. Не позволяет снизить зависимость экономики от импорта. 2. Сохранение высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков Существуют риски снижения уровня конкуренции на внутреннем рынке, что может привести к росту цен на отечественные товары и снижению их качественных характеристик

импортозамещающей кластерной политики, по всей цепочке создания добавленной стоимости.

По мнению авторов, импортозамещающий кластер — это кластер, развивающий и использующий импортозамещающие технологии, ориентированный на производство импоротозамещающих товаров и услуг, которые бы пользовались спросом на внутреннем рынке, с перспективами выхода на внешние рынки.

Реализация импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан обусловлена необходимостью снижения высокой зависимости от

импорта по ряду ключевых видов продукции, в особенности в условиях геополитической неопределенности и санкционных мер стран Запада в отношении отдельных секторов экономики страны.

Анализ показателей внешней торговли с позиций возможностей политики импортозамещения в Республике Башкортостан выполнен на основе официальной статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Основные показатели внешней торговли Республики Башкортостан представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан в 2010-2013 гг., млн долл.

Показатель 2010 2011 2012 2013

Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан* 10 640,0 13 759,4 14 487,9 15 636,6

В том числе:

— экспорт 9 890,8 12 656,8 13 108,3 14 470,6

— импорт 749,2 1 102,6 1 379,6 1 166,0

— сальдо 9 141,6 11 554,2 11 728,7 13 304,6

Объем международных услуг Республики Башкортостан

В том числе:

— экспорт 15,1 60,2 57,4 362,4

— импорт 80,5 92,4 119,2 103,0

Объем иностранных инвестиций 506,8 313,6 596,5 301,8

* Внешнеторговый оборот исследуется за период 2012-2013 гг. по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Внешнеторговый оборот в 20102013 гг. вырос в 1,5 раза, превысив 15 млрд долл., преимущественно за счет роста экспорта. Объемы импорта также имели тенденцию к росту, превысив в 2013 г. 1,16 млрд долл. Сальдо международной торговли остается положительным и составляет более 13 млрд долл.

Объемы внешней торговли Республики Башкортостан по странам мира представлены в табл. 3.

Более 90% импорта продукции приходится на страны дальнего зарубежья, причем 1/3 из этого объема приходится на Германию (350,6 млн долл.); 11 % — на Китай (135,2 млн долл.).

В структуре экспорта республиканской промышленности лидирующие позиции занимает продукция топливно-энергетического комплекса (84,4%). Объем поставок минеральных продуктов за рубеж по итогам 2013 г. составил 10,5 млрд долл. При этом по отдельным странам произошло снижение объемов экспорта минерального сырья: в Чехию, Казахстан и Беларусь. В этот период возросли объемы экспорта продовольственных товаров, текстильных изделий и обуви.

Объемы внешней торговли Республики Башкортостан имеют высокую зависимость от экспорта минерального сырья и, прежде всего, нефти, что предопределяет необходимость диверсификации экономики для снижения зависимости от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырье. Именно в импортозамещении имеется потенциал для снижения такой зависимости. Структура экспорта представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура экспорта Республики Башкортостан в 2013 г., %: 1 — минеральные продукты; 2 — продукция химической промышленности, каучук; 3 — машины, оборудование и транспортные средства; 4 — металлы и изделия из них; 5 — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; 6 — древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 7 — прочие товары

В Республику Башкортостан в основном осуществлялись поставки машин и оборудования, химических продуктов, металлов и изделий из них.

В течение 2013 г. возросли объемы закупок древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2,7 раза; машин, оборудования и транспортных средств — на 41,6%; продукции химической промышленности и каучука — на 13,7; текстиля, текстильных изделий и обуви — на 3,2; металлов и изделий из них — на 7%.

Снизились показатели импортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 30,3% по сравнению с показателями 2012 г.

Основной прирост объема импорта по итогам 2013 г. отмечен из следующих стран: Германия — в 2,3 раза; Беларусь — на 13,5%; Китай — на 8,3; Узбекистан — на 9,2%.

Таблица 3

Внешняя торговля Республики Башкортостан по странам мира в 2011-2013 гг.*, млн долл.

Экспорт товаров Импорт това >ов

Показатель 2011 2012 2013 2011 2012 2013

Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан, 12 656,8 13 108,3 14 470,6 1 102,6 1 379,6 1 166,0

всего

Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан 9 758,0 10 344,5 12 422,8 789,3 1 007,8 952,3

со странами дальнего зарубежья, всего

В том числе:

Европа:

Бельгия 83,4 49,0 248,4 5,1 4,8 8,3

Венгрия 688,8 801,3 1 540,8 4,2 4,7 5,1

Германия 38,1 106,5 63,8 193,1 436,7 350,6

Испания 21,3 107,7 59,7 6,0 5,8 11,4

Италия 314,4 505,9 1 090,2 41,3 48,9 69,0

Латвия 2 006,9 2 379,5 2 524,9 0,6 1,0 1,0

Литва 73,0 283,3 441,7 1,7 3,3 1,2

Нидерланды 1 072,1 1 328,8 1 575,5 14,4 18,8 8,2

Польша 1 216,0 1 727,5 283,3 4,3 4,6 5,4

Словакия 3,1 0,8 852,4 1,4 2,2 0,3

Финляндия 179,3 200,5 306,0 14,1 13,2 1,8

Франция 352,6 96,8 182,7 44,9 48,1 71,4

Чешская Республика 1 131,8 333,8 17,7 22,9 20,8 21,6

Швейцария 0,5 8,0 8,5 102,0 39,9 2,7

Швеция 25,1 22,8 132,6 4,5 2,9 4,6

Эстония 330,3 172,1 281,7 0,03 0,1 0,3

Азия:

Индия 246,9 155,2 212,6 2,5 4,2 4,9

Китай 374,9 483,0 483,8 117,0 126,8 135,2

Турция 236,6 190,4 265,7 14,2 25,1 17,2

Япония 33,1 29,0 69,0 12,4 18,7 30,3

Америка:

США 383,0 109,1 94,3 102,5 88,6 84,3

Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан 2 898,8 2 763,8 2 047,8 313,3 371,8 213,7

со странами СНГ, всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

Азербайджан 35,1 48,6 61,8 0,9 0,8 0,5

Киргизия 182,4 130,3 223,7 0,5 0,3 0,4

Туркмения 13,8 23,4 25,0 0,4 3,5 0,3

Узбекистан 100,9 133,1 191,5 100,8 110,1 67,4

Украина 572,4 469,0 374,2 47,3 79,8 24,7

* Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан в 2012-2013 гг. исследуется по данным Федеральной таможенной службы с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Рост импорта из государств — участников СНГ наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Структура импорта Республики Башкортостан в 2013 г. представлена на рис 2.

Исходя из анализа структуры импорта, представленной на рис. 2, можно сделать вывод о том, что наибольшие объемы импорта сложились по машинам и оборудованию, из которых значительную долю занимают медицинское оборудование, а также продукция химической промышленности, ключевыми из которых являются лекарственные препараты.

В стоимостной структуре импорта химической продукции и каучука по итогам 2013 г. на поставки лекарственных препаратов приходится 23,5%, только 1,1% — на средства защиты растений, 0,9% — на каучук.

Учитывая, что в Республике Башкортостан, как и в целом по Российской Федерации, порядка 80% доли фармацевтического рынка приходится на импорт, то с позиций обеспечения национальной безопасности и устойчивости экономического развития задача формирования импортозамещающего фармацевтического кластера является одной из ключевых.

Рис. 2. Структура импорта Республики Башкортостан в 2013 г., %:

1 — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;

2 — минеральные продукты; 3 — древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 4 — машины, оборудование и транспортные

средства; 5 — продукция химической промышленности, каучук; 6 — металлы и изделия из них; 7 — текстиль, текстильные изделия и обувь; 8 — прочие товары

По продовольственным товарам в Республике Башкортостан есть потенциал для импортозаме-щения, исходя из имеющихся для этого ресурсов (передовых позиций республики по объемам производства сельскохозяйственной продукции, размерам посевных площадей). Однако из-за невысоких показателей импорта продовольствия реализация этих перспектив существенно на устойчивость развития Республики Башкортостан повлиять не может. Тем не менее для сохранения достигнутых конкурентных позиций и обеспечения продовольственной безопасности необходимо содействовать обеспечению устойчивого развития агропродо-вольственного рынка и сельского хозяйства [4, 12]. Исходя из имеющегося потенциала, в Республике Башкортостан может быть создан импортозамещающий животноводческий кластер, который может позволить переориентировать мясоперерабатывающие заводы на использование республиканского сырья [10].

Предпосылки формирования и развития в Республике Башкортостан импортозамещающего фармацевтического кластера заключаются в следующих позициях.

1. Быстрорастущий фармацевтический рынок в Российской Федерации.

Российский фармацевтический рынок — один из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. На протяжении последних лет, несмотря на кризис 2009-2011 гг., он стремительно развивался, что проявилось в значительных темпах роста — не менее 10-12% в год. Даже с учетом текущей ситуации, связанной с замедлением темпов роста экономи-

ки, можно прогнозировать, что к 2020 г. он составит порядка 1,2-1,5 трлн руб. В настоящее время объем импорта медикаментов в Россию увеличился на 9,7% и достиг 11,8 млрд долл.

2. Наличие в Республике Башкортостан динамично развивающихся предприятий в фармацевтической промышленности.

В Республике Башкортостан объемы выпуска продукции в данном виде экономической деятельности формируют 2 крупнейших предприятия фармацевтического производства — филиал «Иммунопрепарат» ФГУП «Научно-производственное объединение «Микроген» Министерства здравоохранения и социальной политики РФ и ОАО «Фармс-тандарт — Уфимский витаминный завод», производящие более 95% объема фармацевтической продукции, вырабатываемой в республике.

Отметим, что в кризисный 2009 г. производство фармацевтической продукции в республике значительно увеличилось относительно уровня 2008 г. — на 50,8%.

Объем производства иммунобиологических препаратов и лекарственных средств в филиале «Иммунопрепарат» в ценах страховки груза 2009 г. составил 2,6 млрд руб. Индекс промышленного производства сложился на уровне 117,3%. Отмечены высокие темпы роста — на уровне более 110%, которые сохранились и в 2010-2013 гг.

ОАО «Фармстандарт—Уфимский витаминный завод» является одним из 10 крупнейших российских фармацевтических производителей, занимая 1-е место по производству моно- и поливитаминных препаратов. Помимо витаминов предприятие производит широкий спектр лекарственных средств других фармакотерапевтических групп, в том числе генно-инженерных человеческих инсулинов. В настоящее время номенклатура выпускаемой продукции включает более 80 наименований субстанций и лекарственных препаратов различных фармакологических групп.

В 2012 г. произведено готовых лекарственных средств на 2 864,2 млн руб. Индекс промышленного производства составил 146,1%.

3. Наличие признанных в России и мире на-учно-исследователъских институтов Академии наук Республики Башкортостан и Российской академии наук, а также научных школ, имеющих значителъные резулътаты в химии и нефтехимии, в том числе-

• Институт органической химии Уфимского научного центра РАН;

• Институт нефтехимии и катализа РАН;

• Институт биохимии и генетики Уфимского

научного центра РАН.

В то же время в формировании и развитии импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан имеется ряд проблем, которые следует охарактеризовать более подробно.

1. Разобщенность научно-исследовательского сектора и бизнеса.

Сегодня новые лекарства в республике и в России в целом практически не внедряются, производятся только так называемые дженерики — непатентованные препараты, воспроизводящие оригинальные бренды, субстанции для изготовления которых, как правило, закупаются в Китае, Индии и Вьетнаме — основных поставщиков фальсификатов (по данным ВОЗ). В результате запатентованные результаты институтов практически не востребованы, так как стоимость их выше, а реализация более затруднительна.

2. Недостаточно развитая инфраструктура для развития импортозамещающих кластеров.

3. Дефицит финансовых ресурсов на реализацию кластерных проектов.

4. Высокий уровень конкуренции со стороны зарубежных стран, которые вкладывают в развитие своих кластеров значительные финансовые ресурсы, в десятки раз превышающие финансирование проектов в России и Республике Башкортостан.

Республика Башкортостан только по программе обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан закупает продукции более чем на 300 млн руб., причем из них на 214 млн руб. (более 70%) закупаются импортные лекарства, которые производятся в Республике Башкортостан и России. И это несмотря на то, что импортные лекарства дороже.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности, проблему импортозамещения в фармацевтической промышленности необходимо решать, причем предпосылки для формирования развития импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан имеются.

Для решения проблемы обеспечения собственного производства высокоэффективных лекарственных средств, а также взаимодействия крупных фармацевтических и медицинских учреждений, вузов и малых предприятий, научно-исследователь-

ских институтов целесообразным будет создание в Республике Башкортостан импортозамещающего фармацевтического кластера.

Целью создания импортозамещающего фармацевтического кластера в Республике Башкортостан являются создание в республике условий для интенсивного развития фармацевтики, медицины и биотехнологий с учетом инновационного направления, а также лекарственное обеспечение населения Башкортостана инновационными отечественными и высокоэффективными препаратами.

Предлагается следующая структура импортозамещающего фармацевтического кластера Республики Башкортостан (рис. 3).

A. Ключевые компетенции (продукция): замещающие импорт лекарственные препараты, «активные молекулы» — прототипы инновационных лекарственных средств.

Б. Ядро кластера. Промышленный сектор: Филиал ФГУП «НПО «Микроген» Минздравсоц-развития России в г. Уфе «Иммунопрепарат».

B. Инновационный пояс. Научно-исследовательский комплекс:

• Учреждение Российской академии наук Уфимский научный центр РАН;

• Институт биохимии и генетики УНЦ РАН;

• Институт нефтехимии и катализа РАН;

• Институт биологии УНЦ РАН;

• Институт органической химии УНЦ РАН;

• ГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»;

• ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан»;

• ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»;

• ГНУ «Академия наук Республики Башкортостан»;

Г. Координаторы: Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.

Д. Подготовка персонала: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Е. Инфрастуктура кластера: ООО «Травы Башкирии», ООО «Меги», ООО «Лаборатория Гемодиализа», ЗАО «Оптимедсервис», ООО «Био-проминвест».

Ж. Модель кластера. Японско-китайская модель с двумя ядрами кластера.

Внешняя среда (санкции, курс валют, конъюнктура международных рынков)

Координаторы импортозамещающего фармацевтического кластера Органы государственного управления: Министерство здравоохранения РБ, Министерство экономического развития РБ, Министерство промышленности и инновационной политики РБ

............................................................л........................................................................

Технологическая площадка

ЗС1Г7..........................................

Образовательный сектор:

1. ФГБОУВПО «БГМУ».

2. ГБОУ «БГУ»

Ядро кластера:

1. ОАО «Фармстандарт-

Уфавита».

2. Филиал «Иммунопрепарат» ФГУП «НПО «Микроген» Министерства здравоохранения РФ

Инфраструктура кластера:

1. НМА «Оптимедсервис».

2. ООО «Меги».

3. ООО «Лаборатория гемодиализа».

4. ООО «Биопроминвест».

5. ГУП «Башфармация» и др.

Научно-технический сектор_

Учреждения Уфимского

научного центра РАН:

Институт органической химии УНЦ РАН.

Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

Институт нефтехимии и катализа РАН.

Институт биологии УНЦ РАН.

Учреждения АН РБ

Внутренняя среда

Рис. 3. Схема взаимодействие и проектные роли участников импортозамещающего фармацевтического кластера Республики Башкортостан

З. Тип кластера. Инновационный, региональный, импортозамещающий, средний.

Построение кластера может осуществляться по двум направлениям:

1) «сверху — вниз», с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;

2) «снизу — вверх», когда происходит выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера.

Таким образом, в Республике Башкортостан имеются предпосылки для реализации импортозамещающей кластерной политики, которая может способствовать укреплению безопасности социально-экономического развития как региона, так и Российской Федерации в целом — за счет создания предпосылок сокращения объемов импорта ключевых товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности населения страны.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 13-29.

2. Гусаков Н.П., Андронова И.В. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 2-14.

3. Дудин М.Н., Пясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 2-11.

4. Ковалевский В.П., Шеврина Е.В., Афанасьева А. В., Афанасьев В.Н. Формирование устойчивого агропродовольственного рынка в Российской Федерации: статистические исследования / под ред. В.Н. Афанасьева. М.: Финансы и статистика, 2008. 288 с.

5. КрутиковВ.К., ЗайцевЮ.В., Дорожкина Т. В. Структурно-институциональные ограничения и

адекватность ответов на новые вызовы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 42-51.

6. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Шахмето-ва Е.А. Совершенствование механизма эффективной коммерцализации результатов научных исследований: кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40. С. 15-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ЛавриковаЮ.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 232 с.

8. Матковская Я.С. Кластеры: анализ происхождения, современные формы институционализа-ции и математические модели // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 2-12.

9. Миронов В., Канофьев В. Грозящая рецессия и как с ней бороться: эмпирический анализ российских реалий и мирового опыта // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 78-107.

10. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 28-64.

11. Печаткин В.В. Инновационное развитие регионов России на основе кластерных технологий: проблемы и пути их решения (на примере Республики Башкортостан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 26. С. 24-30.

12. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 418 с.

13. Пшихачев С.М. Концептуальные направления трансформации парадигмы устойчивого разви-

тия сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 44. С. 52-62.

14. Селиверстова А.В., Кудрявцева И.Ю., Ткач Е. С. Обеспечение национальной безопасности на основе образовательных учреждений и работодателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 28-36.

15. Ханджалова Л.М., Лубсанова Н.Б. О сельском хозяйстве и продовольственной безопасности региона (на примере Республика Бурятия) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 60-69.

16. Яковлев В.В., Гравит М.В., Горбачева А.А. Угрозы и вызовы России в экономической, социальной и военной сферах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48. С. 37-44.

17. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. Stockholm, 1950.

18. Enright M. etal. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program, University of Hong Kong, 2000.

19. Feser E.J. Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M. (Ed.) Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks, London: Pion, 1998. P. 18-40.

20. Ozcan S. Institutions, institutional innovation and institutional change in clusters / Department of Industrial Economics and Strategy, Copenhagen Business School, 2004. URL: www.druid.dk/uploads/ tx_picturedb/dw2004-902.pdf.

National Interests: Priorities and Security Sustainable Development of Economy

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

PROSPECTS OF IMPLEMENTING THE CLUSTER POLICY ON IMPORT SUBSTITUTION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: NATIONAL SECURITY CONSIDERATIONS

Vitalii V. PECHATKIN, Viktor A. PERFILOV

Abstract

Importance Whereas threats to the social and economic development of the Russian regions rise due to geopolitical uncertainty and high national dependence on import of vital goods and services, it is reasonable

to implement activities for improving Russia's national security, including the cluster policy on import substitution. The policy will allow for reducing the dependence on import of key goods and services consumed by the Russian regions.

Objectives The article aims at substantiating the prospects for implementing the cluster policy on import substitution in the Republic of Bashkortostan in terms of national security. The researchers perform an analysis of the import structure in the Republic of Bashkortostan and evaluate the region's dependence on vital goods and services. The authors also determine industrial priorities of the cluster policy on import substitution in the region and develop a project of an import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan. Methods The article relies upon the dialectical method, system approach, tabular and graphic interpretation of the empirical and factual information, etc. Results Drawing upon the analysis of the import structure in the Republic of Bashkortostan and the existing potential for import substitution, the researchers identify industrial priorities of the cluster policy on import substituion in the region and develop the project of the import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan, including the list of competence, would-be cluster residents and conceptual scheme for their cooperation.

Conclusions and Relevance The researchers conclude that it is reasonable and practicable to implement the cluster policy on import substitution in the Republic of Bashkortostan, considering national security aspects. If organized, the import substituting pharmaceutical cluster in the Republic of Bashkortostan will contribute to reducing the region's dependence on imported medicines, which are vital for the national health.

Keywords: import, dependence, national security, import substitution, pharmaceutical cluster, Republic, Bashkortostan

References

1. Glaz'ev S.Yu. Sanktsii SShA i politika Banka Rossii: dvoinoi udar po natsional'noi ekonomike [Sanctions of the USA and the policy of the Bank of Russia: a double blow to the national economy]. Voprosy Economiki, 2014, no. 9, pp. 13-29.

2. Gusakov N.P., Andronova I.V. Kontseptual'nye podkhody k razrabotke novoi Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti [Conceptual approaches to the development of a new Strategy for economic security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 46, pp. 2-14.

3. Dudin M.N., Pyasnikov N.V. Razvitie ekonomiki Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsii: natsional'nye interesy i bezopasnost' [Development

of the Russian economy under economic sanctions: national interests and security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'=National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 45, pp. 2-11.

4. Kovalevskii V.P., Shevrina E.V., Afanas'eva A.V., Afanas'ev V.N. Formirovanie ustoichivogo agroprodovol 'stvennogo rynka v Rossiiskoi Federatsii: statisticheskie issledovaniya [Formation of the stable agricultural production market in the Russian Federation: statistical research]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008, 288 p.

5. Krutikov V.K., Zaitsev Yu.V., Dorozhkina T.V. Strukturno-institutsional'nye ogranicheniya i adekvatnost' otvetov na novye vyzovy [Structural and institutional restrictions and adequacy of responses to new challenges]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 46, pp. 42-51.

6. Krutikov V.K., Dorozhkina T.V., Shakhmetova E.A. Sovershenstvovanie mekhanizma effektivnoi kom-mertsalizatsii rezul'tatov nauchnykh issledovanii: klaster farmatsevtiki, biomeditsiny i biotekhnologii [Improvement of the mechanism for effective commercialization of scientific research results: pharmaceutical cluster of biomedicine and biotechnologies]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 40, pp. 15-25.

7. Lavrikova Yu.G. Klastery: strategiya formi-rovaniya i razvitiya v ekonomicheskom prostranstve regiona [Clusters: strategy for the formation and development in the economic environment of the region]. Yekaterinburg, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2008, 232 p.

8. Matkovskaya Ya.S. Klastery: analiz proiskhozh-deniya, sovremennye formy institutsionalizatsii i matematicheskie modeli [Clusters: an analysis of the origin, modern formats of institutionalization and mathematical models]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 17, pp. 2-12.

9. Mironov V., Kanof'ev V. Grozyashchaya retsessiya i kak s nei borot'sya: empiricheskii analiz rossiiskikh realii i mirovogo opyta [Threatening recession and ways to overcome it: empirical analysis of the Russian realities and global experience]. Voprosy Economiki, 2014, no. 1, pp. 78-105.

10. Pilipenko I.V. Klasternaya politika v Rossii [Cluster policy in Russia]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2007, no. 8, pp. 28-64.

11. Pechatkin V.V. Innovatsionnoe razvitie re-gionov Rossii na osnove klasternykh tekhnologii:

problemy i puti ikh resheniya (na primere Respubliki Bashkortostan) [Innovative development of the Russian regions on the basis of cluster technologies: difficulties and solutions (the case study of the Republic of Bashkortostan)]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics : Theory and Practice,

2013, no. 26, pp. 24-30.

12. Porter M. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 418 p.

13. Pshikhachev S.M. Kontseptual'nye naprav-leniya transformatsii paradigmy ustoichivogo raz-vitiya sel'skogo khozyaistva [Conceptual directions of sustainable development paradigm transformation in agriculture]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost ' = National Interests: Priorities and Security,

2014, no. 44, pp. 52-62.

14. Seliverstova A.V., Kudryavtseva I.Yu., Tkach E.S. Obespechenie natsional'noi bezopasnosti na os-nove obrazovatel'nykh uchrezhdenii i rabotodatelei [Ensuring national security through educational institutions and employers]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 45, pp. 28-36.

15. Khandzhalova L.M., Lubsanova N.B. O sel'skom khozyaistve i prodovol'stvennoi bezopasnosti regiona (na primere Respublika Buryatiya) [On agriculture and food supply security of the region (the case study of the Republic of Buryatia)]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 46, pp. 60-69.

16. Yakovlev V.V., Gravit M.V., Gorbacheva A.A. Ugrozy i vyzovy Rossii v ekonomicheskoi, sotsial'noi i voennoi sferakh [Threats and challenges to Russia in the economic, social and military spheres]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 48, pp. 37-44.

17. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. Stockholm, 1950.

18. Enright M. et al. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program. University of Hong Kong, Working Paper, 2000.

19. Özcan S. Institutions, Institutional Innovation and Institutional Change in Clusters. Department of Industrial Economics and Strategy, Copenhagen Business School, 2004. Available at: www.druid.dk/uploads/ tx_picturedbdw2004-902.pdf.

20. Feser E.J. Old and New Theories of Industry Clusters. In Steiner M. (Ed.): Clusters and Regional Specialization: On Geography, Technology and Networks. London, Pion, 1998, pp. 18-40.

Vitalii V. PECHATKIN

Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of Russian Academy of Sciences, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation Pechatkin08 @rambler.ru

Viktor A. PERFILOV

Institute of Socio-Economic Research,

Ufa Science Centre of Russian Academy of Sciences,

Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation

Perfilov_viktor@mail.ru

Acknowledgments

We are grateful to all the experts for detailed examination of the manuscripts and valuable comments. We are much thankful to Rinat F. Gataullin, Doctor of Economics, Professor, for valuable advice and comments during the preparation of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.