Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК 005.21:658.8
Лебедева О.А.
к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и
торговли», г. Орел
Городенская А.Г.
Магистрант, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и
торговли», г. Орел
ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
В статье рассматриваются требования, соблюдение которых позволяет разработать оптимальную стратегию для развития организации. Предложенная модель выбора стратегической ориентации предприятия основана на учете тенденций микро- и макроокружения компании. Совершенствование деятельности предприятия невозможно без анализа рыночных стратегий конкурентов и конкретных действий соперников, направленных на укрепление их рыночных позиций.
Ключевые слова: стратегии, конкурентные преимущества, стратегия маркетинга, бенчмаркетинг.
Успех работы компании на рынке в значительной мере определяется правильно выбранной стратегией развития. Задача стратегии организации заключается в формировании ее конкурентного преимущества, нивелировании отрицательного эффекта нестабильности окружающей внешней среды, обеспечении прибыльности, уравновешении внешних требований и внутренних возможностей предприятия. Через призму стратегии анализируются различные деловые ситуации, с которыми организация сталкивается в повседневной жизни.
Способность компании применять самостоятельную стратегию во всех областях, повышает конкурентный статус предприятия, делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адекватно реагировать на требования времени и рыночные условия. Формирование стратегии осуществляется с учетом анализа воздействия внутренней и внешней среды, что предопределяет необходимость постоянного ее развития, своевременного реагирования на требования рынка.
Разработка стратегии развития компании должна осуществляться с учетом следующих требований:
- Адекватность, предполагающая ее соответствие рыночной ситуации, целям компании, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, корпоративной культуре, существующей системе управления.
- Целостность, непротиворечивость отдельных элементов, логическая последовательность, порождающая синергетический эффект.
- Этичность, нравственность (реализация стратегии не должна вызывать действия, противоречащие нормам морали и права).
- Совместимость с окружающей средой, создающая возможность взаимодействия с ней (стратегия адаптируется к изменениям в окружении фирмы и сама может вызывать эти изменения).
- Оправданная рискованность.
- Направленность на формирование конкурентных преимуществ, повышение конкурентного статуса, завоевание успеха на рынке.
- Учет интересов общества в целом, а также муниципальных органов власти, деловых партнеров, персонала организации, особенности отрасли и позиции фирмы в ней.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
- Альтернативность (как правило, разрабатывается несколько вариантов
стратегии, из которых выбирается конкретное направление развития организации)..
Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на главных направлениях и отбросить второстепенные; выработать и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы, пути ее преобразования в новое состояние (какой бизнес прекратить, какой продать, в какой перейти, с каким объединиться), способы использования необходимых для этого ресурсов.
Стратегия призвана обеспечить фирме значительные конкурентные преимущества в тех сферах, где имеются наибольшие шансы на успех; помочь выбрать те виды продукции, с помощью которых этого можно достичь; отыскать пути нейтрализации соперников. С помощью реализации стратегии происходит формирование стратегического потенциала компании как совокупности материальных условий производственной деятельности, а также профессиональных и творческих навыков персонала.
Сущность любой предпринимательской деятельности заключается в производстве необходимых потребителю товаров. Из взаимодействия между рынком и товаром выводится центральная проблема предпринимательства, от решения которой зависит гарантия существования предприятия на данном рынке. Концепция маркетинга диктует необходимость использования стратегических инструментов к решению проблем предприятия на рынке. Именно маркетинговые механизмы позволяют добиться этого в результате анализа информации о рынке, формирования приверженности потребителей, проектирования конкурентной рыночной позиции компании.
Стратегия маркетинга — это анализ возможностей предприятия на рынке, выбор системы целей, разработка и формулировка планов и осуществление маркетинговых мероприятий, ориентированных на снижение рыночного риска, обеспечение длительного и устойчивого развития предприятия.
Стратегия маркетинга позволяет создать такие условия, при которых предприятие избежит проблем на рынке. Для этого используется широкий арсенал теоретических и практических инструментов маркетинга. Стратегия затрагивает судьбу всего предприятия в долгосрочной перспективе и направлена на достижение стратегических целей, на осуществление согласованных действий в области управления спросом. Исходя из этого, задачами стратегии маркетинга являются: расширение бизнеса, развитие технологического потенциала и рост производства, создание новых товаров, освоение новых рынков.
Разработка стратегических планов предполагает активное использование инструментов стратегического анализа и планирования. Инструменты представляют собой модели, т.е. упрощенные слепки с реальных процессов, описывающих определенные экономические закономерности, характерные для внутренней и внешней среды бизнеса. В обобщенном виде модель выбора стратегии развития организации и разработки путей ее реализации схематично представлена на рисунке 1.
Согласно данной модели, выбор стратегии развития предприятия осуществляется с учетом анализа тенденций, характерных для микро- и макроокружения компании. В результате применение маркетинговых принципов и инструментов исследования позволяет проанализировать внутреннюю и внешнюю среду бизнеса, оценить возможности и угрозы, возникающие на рынке.
Выбор стратегического курса компании должен быть дополнен проработкой рекомендаций по применению альтернативных вариантов маркетинговых подходов к управлению спросом с учетом базовых понятий рыночных отношений — формирования потребностей, спроса, механизма удовлетворения клиентов.
Разработка направлений оптимизации развития компании должна выполняться с учетом мониторинга действий конкурентов. Анализу должны быть подвергнуты маркетинговые программы не только близко расположенных конкурентов, но и в целом
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
предприятий, работающих в определенном секторе экономики. Это необходимо для того, чтобы оценить возможность применения инструментария бенчмаркетинга.
Анализ микросреды фирмы
развили компании
Рисунок 1 — Модель выбора стратегии развития организации и выработки путей ее
реализации
Бенчмаркетинг представляет собой искусство обнаружения наилучших элементов в работе конкурентов, изучение, усовершенствование и применение их методов работы и разработок в практике конкретного предприятия. юИзучение политики конкурентов, которые находятся на значительном удалении от данной компании наиболее предпочтительно, т.к. это дает возможность разработать подходы, не традиционные для данного рынка, не приводит к прямому обострению конкурентной борьбы.
Кроме того, разработка рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие предприятия должна выполняться после детального анализа потенциала самой компании, включая изучение финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Также должна быть рассмотрена возможность привлечения в случае необходимости недостающих ресурсов.
Устойчивое положение предприятия на рынке зависит не только от хорошо разработанной стратегии, но и от возможности ее удачной реализации. В процессе реализации стратегии могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, которые поставят под сомнение выполнение намеченных показателей. Выполнение стратегии означает преобразование стратегического плана в конкретные действия с учетом рыночной ситуации.
Эффективная стратегия должна основываться на трех составляющих:
1. правильно выбранные долгосрочные цели;
2. глубокое понимание конкурентного окружения;
3. реальная оценка собственных ресурсов и возможностей.
Таким образом, поведение фирмы на рынке должно быть направлено на осмысление
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
механизма воздействия различных факторов и условий, что позволило бы ей значительно снизить ошибки и просчеты в определении дальнейшей стратегии развития, обеспечив тем самым гибкость и маневренность деятельности компании.
Литература
1. Лебедева О.А. Стратегический маркетинг как основа стабильного роста компании / О.А. Лебедева, Н.А. Скворцова, Е.А. Сотникова. // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 4-0. — с. 213-217.
2. Магданов П.В. Современный подход к стратегическому планированию. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/artide/n/sovremennyy-podhod-k-strategicheskomu-planirovaniyu
3. Непомнящий Е.Г. Планирование на предприятии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m235/3_1.htm
4. Стратегическое планирование: разработка стратегического плана. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.u-b-s.ru/publikacii/strategicheskoe-planirovanie.html