Научная статья на тему 'Маркетинговая составляющая в формировании конкурентных преимуществ'

Маркетинговая составляющая в формировании конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1032
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / РЫНОК / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ / СЕРВИС / СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адельсеитова Э. Б., Джемильев А. А.

Статья посвящена рассмотрению роли маркетинга в формировании конкурентных преимуществ. В статье рассмотрены цель маркетинговой деятельности, основные маркетинговые стратегии и влияние маркетинга на конкурентные преимущества предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая составляющая в формировании конкурентных преимуществ»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

№ 10(15) - октябрь 2016

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 339.138

Адельсеитова Э. Б.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Джемильев А. А.

магистрант кафедры менеджмента и государственного управления ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

МАРКЕТИНГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Статья посвящена рассмотрению роли маркетинга в формировании конкурентных преимуществ. В статье рассмотрены цель маркетинговой деятельности, основные маркетинговые стратегии и влияние маркетинга на конкурентные преимущества предприятия.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, конкурентное преимущество, рынок, предприятие, стратегические группы, система обслуживания, сервис, стратегия, маркетинговые взаимоотношения.

Опираясь на знания, накопленные мировой наукой и практикой с учетом их разумного применения к специфике российских условий, важно выяснить определение и роль конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе и принятии управленческих решений.

Итоговая цель маркетинговой деятельности — сбалансированное развитие производства, оказания услуг и потребления. Однако маркетинговая составляющая под влиянием формирования новых видов деятельности постоянно меняется. Это связано с расширением коммуникационной деятельности, интеграции, изменению требований к информации и её источникам, расширению базы маркетинговых исследований и маркетинга в целом. В связи с этим, необходимо рассматривать вопрос изменения маркетинговых подходов воздействием на такую ключевую позицию предприятия, как конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество можно определить как превосходство над конкурентами, которое позволяет сохранять устойчивую позицию на рынке, обеспечиваемую путём предоставления потребителям необходимых благ с помощью реализации доступных услуг, а также предложения высококачественных продуктов, при этом по оправданно высоким ценам. В свою очередь, И. Ансофф [1] отмечает взаимосвязь конкурентного статуса и конкурентного преимущества, то есть позиции предприятия в конкурентной борьбе. М. Портер [2] выделяет так называемые стратегические группы конкурентов. Ф. Котлер[3] также говорит о стратегических конкурентах, выделяя такие группы, как: рыночные лидеры, претенденты на лидерство, рыночные исследователи и обитатели рыночных ниш.

М. Портер определяет ряд ключевых параметров, которые непосредственно связанны с маркетинговыми решениями. Необходимо отметить следующие: ценообразование, бренд, специализация, сервис, различные формы сбыта, которые связаны с такими параметрами, как издержки и качество продукции. Качество продукции является неотъемлемым атрибутом современного товара или услуги, что предопределило бурное развитие процессного подхода к управлению, внедрению систем качества, в том числе инкорпорированных с маркетингом.

Отметим, что неотъемлемым приоритетом при установлении с клиентами долгосрочных отношений является сервис или система обслуживания, то есть необходимый уровень предоставления организацией дополнительных услуг, которые сопровождают

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

№ 10(15) - октябрь 2016

продукцию, в том числе кредит, собственная сеть обслуживания, инженерно-техническая поддержка.

Анализ функционирования успешных российских и зарубежных организаций позволяет сделать вывод о том, что источником конкурентных преимуществ является их клиентоориентированность. Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества на современном этапе в качестве базовой методики используется именно маркетинг.

На наш взгляд, с целью эффективного управления маркетингом на предприятии, необходимо развивать три стратегии, которые направленны на следующих три основных контролируемых звена: компания — потребитель; компания — персонал; персонал — потребитель.

Кроме того, выделяют две дополнительные стратегии.

1. Соблюдение основных стандартов поведения персонала, который будет контактировать с потребителем в процессе обслуживания.

2. Обеспечение оптимальной организации потребителей, которая подразумевает нахождение каждого из них «среди своих групп потребителей».

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами является ключевым направлением формирования стратегических конкурентных преимуществ [3]. В данном случае ключевым является предоставление данных услуг, удовлетворяющих потребности целевых клиентов. Еще один из факторов связан непосредственно с совершенствованием теории и практики стратегического менеджмента, направленными по пути конвергенции и взаимопроникновения.

Таким образом, в настоящее время целенаправленное формирование долгосрочных взаимоотношений с уже имеющимися покупателями и продавцами, поставщиками и управление ими является отличительным признаком маркетинговых взаимоотношений, т. е. разработки, наращивания и поддержания эффективных по издержкам и обладающих высокой ценностью взаимоотношений с отдельными потребителями, поставщиками, дистрибьютерами и другими партнёрами, при условии, что все стороны этих взаимоотношений получают взаимные выгоды.

Литература

1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 2014. —

178 с.

2. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.

3. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 2012. — 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.