Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятий санаторно-курортной сферы'

Конкурентоспособность предприятий санаторно-курортной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рындач М.А., Гриневич К.В.

В статье рассмотрены особенности и проблемы развития санаторных предприятий, а так же основные тенденции формирования и оценки конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятий санаторно-курортной сферы»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 75.81

Рындач М. А.

к.э.н., доц., Гуманитарно-педагогическая академия,

КФУ им. В. И. Вернадского

Гриневич К. В.

магистрант кафедры менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогическая академия, КФУ им. В. И. Вернадского

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ

В статье рассмотрены особенности и проблемы развития санаторных предприятий, а так же основные тенденции формирования и оценки конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной сферы.

Ключевые слова: санаторий, конкурентоспособность, конкуренция, особенности

услуг.

Санаторно-курортная сфера в настоящее время представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции. Несмотря на трудный период за последние годы открылось множество туристских и рекреационных предприятий в России, в том числе в Крыму.

В отечественной экономической литературе санаторно-курортная сфера не рассматривалась в качестве одного из эффективных направлений развития экономики. Рекреацию, к которой относится санаторно-куротная сфера, привыкли считать формой проведения досуга, а отнюдь не как доходную статью бюджета. Важнейшие направления деятельности санаторно-курортного предприятия (управление, финансирование, дизайн) являются резервами повышения его конкурентоспособности.

Рассматривая конкурентоспособность предприятия туристской индустрии, в том числе санаторно-курортной сферы, следует учитывать специфику этой сферы деятельности. Туризм является важной отраслью экономики, где услуги играют ведущую роль. Существенным признаком услуг является то, что их производство и потребление совпадают по времени. Так же характеристиками услуг являются не сохраняемость,изменчивость качества, не материальный характер [2, с. 105].

К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия сферы обслуживания, относятся: высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация; обеспечение постоянного качества работы (надежность, гарантии, соблюдение сроков и прочее); имидж предприятия обслуживания, влияющий на выбор клиента, покупающего его услугу [1, с. 75].

Основными тенденциями в развитии предприятий санаторно-курортной сферы являются:

- распространение сферы интересов предприятий санаторно-курортной сферы на товары и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации проживания, лечения, питания, досуга, развлечений и др.);

- развитие демократизации санаторно-курортной сфере, способствующей повышению доступности медицинских услуг для массового потребителя;

- усиление специализации предприятий санаторно-курортной сф ре, позволяющих более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

- глобализация и концентрация предприятий санаторно-курортной сферы;

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

- персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную медицинскую диагностику;

- внедрение новых технологий в деловую стратегию санаторно-курортных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения услуг [4, с. 57].

Основными задачами в санаторно-курортной сфере становятся создание конк рентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиент ры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка санаторных услуг [5, с. 80].

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной сферы укрупнено можно подразделить на следующие:

- проведение исследований по формированию принципов управления предприятий санаторно-курортной сфере в рыночных условиях;

- применение к менеджменту и разработке управленческих решений основных научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного и др.);

- переработка стандартов ISO серии 9000 по системам качества с целью их увязки с целым — конкурентоспособностью и дополнения такими научными подходами, как маркетинговый, функциональный, воспроизводственный и др., охватывающими большинство аспектов управления;

- ориентация развития предприятий санаторно-курортной сферы преимущественно на инновационный путь развития и др. [5, с. 101].

Предприятия сферы т ризма, прямо и косвенно создают рабочие места и являются важным средством пополнения бюджетов всех уровней. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций туристского бизнеса, санаторно-курортной феры и модернизации старых.

Вопросом разработки методологии управления конк рентным преимуществами разных объектов посвящены работы как иностранных ученых--экономистов — Ф. Котлера, М. Портера, А. А. Томпсона, И. Ансоффа Г. Асселя, так и отечественных исследователей — В. И. Герасимчука, И. Л. Решетниковой, Е. М. Азаряна, А. Э. Вороноковой, Ю. Ф. Ярошенко. Для сформированных концептуальных подходов к управлению конкурентными преимуществами х рактерное множество отличий, которые касаются не только понятийного аппарата, но и постановки целей, теоретико-методологической и практической базы процесса исследования и анализа рынка.

Несмотря на значительные достижения в теории и практике управления конк рентоспособностью предприятия, есть ряд проблем, которые остаются предметом дискуссий и обсуждений ученых-экономистов. Однако при этом недостаточно систематизированы понятие и методология для изучения уровня конкурентоспособности предприятия как важнейшего инструмента усиления позиций предприятия в конк рентной борьбе.

Одним из основных условий повышения конкурентоспособности предприятия является эффективность и интенсификация. Интенсификация и эффективность находятся в причинно-следственной связи. Цель интенсификации — повышение эффективности, а достижение необходимой эффективности, в свою очередь, становится факт ром дальнейшего усиления интенсификации, т. е. ускоренного качественного развития экономики на основе дальнейшего расширения сферы применения новой техники и технологии, более активного внедрения их, так как повышение эффективности означает

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

увеличение рес рсов, необходимых для осуществления мероприятий по интенсификации товаров и услуг гостиницы. В этой связи, главным фактором, обеспечивающим непрерывный рост объемов производства и повышения качества является ускорение научно-технического прогресса по всем его направлениям. Эффективность и конкурентоспособность — две тесно взаимосвязанных категории.

Ученые-экономисты уделяют особое внимание конкурентоспособности, поскольку она показывает эффективность использования ресурсов. Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить, как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это итоги его производственно-хозяйственной деятельности, в которых отражаются усилия всех без исключения служб и подразделений, а также способность реагировать на изменение конъюнкт ры рынка.

В целом, конк рентоспособность предприятия санаторно-курортной сферы находится в прямой зависимости от общей эффективности его деятельности и обусловлена использованием технического прогресса, постановкой маркетинговой службы, грамотным менеджментом, экономическими, технологическими п раметрами.

Модель оценки и управления и конкурентоспособности предприятия строится на основе финансово-экономических показателей, таких как прибыль, затраты, валовой доход, маржа, рентабельность. Этот в целом верный подход обладает существенным недостатком

— отсутствием оперативности. Когда указанные показатели доходят до руководителя, работа уже выполнена. Санатоий должен использовать для самооценки такие показатели, как достижение целей, соответствие стандартам качества организации, результативность процессов компании, удовлетворенность потребителя. Вместе с данными финансовой отчетности перечисленные оценки дают руководителю компании инструмент точного планирования дальнейшей работы рганизации и реагирования на несоответствия, появляющиеся в ходе производственной деятельности.

Для повышения конкурентоспособности санатория необходимо провести общий контроль функционирования деятельности организации, а также проанализировать действующие методы и принципы развития конкурентоспособности услуг санатория; проанализировать показатели деятельности управляемой и управляющей системы в сравнении с конк рентами; пересмотреть организационную структуру и корпоративную культуру в сравнении с конк рентами; оценить процесс планирования развития санатория; определить эффективные направления повышения конк рентоспособности услуг санатория.

Литература

1. Костирко Р. О. Финансовий анализ. / Р. О. Костирко — Х.: Фактор, 2007. — 784 с.

2. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Ж. Ж. Ламбер. — СПб.: Наука, 2006. — 589 с.

3. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник.

— М.: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.

4. Хасси Д. Стратегия и планирование / Д. Хасси. — СПб.: Питер, 2011. — 685 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.