Научная статья на тему 'Подходы к трактовке проявлений и форм оппортунизма'

Подходы к трактовке проявлений и форм оппортунизма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ИНТЕРЕСЫ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Ксения Александровна

В работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «оппортунизм экономических агентов», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к трактовке проявлений и форм оппортунизма»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ И ФОРМ ОППОРТУНИЗМА Данилова К.А.

Данилова Ксения Александровна - магистрант, кафедра маркетинга,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

Аннотация: в работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «оппортунизм экономических агентов», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

Ключевые слова: оппортунизм, интересы, формы проявления, экономическая теория, управление персоналом.

Впервые термин оппортунизм был использован Оливером Уильямсоном в 1996 году и звучал так: «Оппортунизм - преследование личных интересов с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, сокрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации» [1]. В современных отраслях научного знания данное понятие получило широкое распространение и имеет достаточно большое количество толкований, таких как: преднамеренное скрытое воздействие, базирующееся на использовании информационного превосходства и направленное на достижение личных целей в ущерб другим участникам отношений или стремление одной стороны изменить условия договоренности, как только другая сторона взяла на себя обязательства и др. Словарь по управлению персоналом предлагает такое определение: «Оппортунистическое поведение - это поведение человека, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, которое сопровождается проявлениями коварства и обмана [2].

Стандартная экономическая теория подразумевает, что все агенты ведут себя по простому типу, то есть стараются исполнять свои обязательства, не прибегают к вранью, так как ложь быстро вскрывается, правда становится известна другим игрокам, а издержки на ложь и выгода от нее в таком случае становятся равны нулю. О. Уильямс построил другую теорию, согласно которой субъекты экономической деятельности готовы на все, ради получения выгоды, в том числе на ложь и вероломство. Он объясняет это тем, что для человека в принципе это наиболее естественное поведение. В крайнем случае, согласно Уильямсону, ни один агент хозяйственной деятельности, вступая в отношения с другими, не может быть уверен, что тот не воспользуется его слабостями и уязвимым положением в ситуации, когда обстоятельства изменятся. Так же Уильямсон объясняет издержки оппортунистического поведения как совокупность затрат на его предотвращение и потерь, которые появятся в случае возникновения такого поведения [3].

В соответствии с исходной идеалистической моделью субъекту приписывалось оптимизационное поведение, причем данный субъект наделялся полной рациональностью и информированностью, но данный подход превращает человека в модель со слишком абстрактной конструкцией, возможности которой можно причислить к мощной вычислительной технике. Более реалистичное описание модели вносит корректировки и предпосылки относительно ограничений на доступ к информации. Признание этих несовершенств в купе с преследованием эгоистических интересов позволило предположить возможность появления оппортунистического поведения.

| 25 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 7 (18). 2017

Ложь, мошенничество и воровство — это самые грубые формы проявления оппортунизма, но в реальности проблема гораздо шире. Выявляют два вида оппортунистического поведения: первый основан на использовании разницы информации, второй на зависимости одной стороны договора от другой (или неспособности расторгнуть договорные отношения) при равном объеме информации. Как правило, в трудовых отношениях наблюдается оппортунизм второго вида, так как законодательство Российской Федерации нацелено на защиту работников от некорректного поведения компаний. Таким образом, для того, чтобы расторгнуть договор с работником, компания должна предъявить очень веские причины, что не всегда возможно. При этом работник может отлынивать от исполнения своих трудовых обязательств, которые из-за своей специфики не могут быть прописаны достаточно четко. Анализируя данную информацию можно определить элементы оппортунизма: несовпадение экономических интересов, асимметричность информации (зависимость контрагентов), из которого вытекает скрытое (явное) поведение, результатом является ущерб контрагента [4].

Среди наиболее распространенных видов проявления оппортунизма можно выделить следующие: воровство, нерациональное использование ресурсов компании, сокрытие сведений о реальном положении фирмы на рынке, неисполнение взятых обязательств, работу с низкой отдачей, заключение высоко рискованных или фиктивных сделок, передачу инсайдерской информации конкурентам, нанесение вреда репутации фирмы и т. д. Все эти факторы можно разделить на типы и формы [5]. Типы проявления оппортунизма:

1. внутренний и внешний;

2. явный (ложь, мошенничество) и неявный (необоснованный риск, несправедливость);

3. предконтрактный (ex-ante) и постконтрактный (ex-post);

4. грубый (намеренное, осознанное нарушение условий контракта для достижения своих интересов), стратегический (асимметричное распределение информации, позволяющее скрыть часть действий одной стороны от другой), естественный оппортунизм (отступление от условий ранее заключенного контракта вследствие изменения обстоятельств).

Список литературы

1. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа/ О. Уильямсон. Thesis, 1993 г. С. 39-49.

2. Словарь по управлению персоналом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm/ (дата обращения:23.06.2017).

3. Уильямсон О. Экономические институты капитализм / О. Ульямсон. СПб.: Лениздат, 1996 г. 702 с.

4. Попов Е.В., Симонова В.Л. Оппортунизм экономических агентов. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007 г. 165 с.

5. Уильямсон О. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации / О. Ульямсон // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб.: Лениздат, 1994. С. 51-61.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 7 (18). 2017 | 26 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.