Научная статья на тему 'Издержки оппортунистического поведения'

Издержки оппортунистического поведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ИНТЕРЕСЫ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аубекирова Анастасия Исмагуловна

В работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «оппортунизм и его издержки», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издержки оппортунистического поведения»

Список литературы

1. Бондаренко Н.Ю. Ключевая процентная ставка и её роль на кредитном рынке // Тезисы доклада на конференции «Аспекты развития науки, образования и модернизации промышленности». С. 125-128, 2015.

2. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 03.05.2018).

ИЗДЕРЖКИ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аубекирова А.И.

Аубекирова Анастасия Исмагуловна - магистрант, кафедра экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: в работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «оппортунизм и его издержки», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

Ключевые слова: оппортунизм, интересы, формы проявления, экономическая теория, управление персоналом.

Одной из наиболее значимых эманаций (проявлений) транзакционных издержек предприятия выступает трудовой оппортунизм. Впервые термин «оппортунизм» (франц. - opportunisme, от лат. opportunus), что переводится как «удобный, выгодный», был использован Оливером Уильямсоном в 1996 году и звучал так: «Оппортунизм - преследование личных интересов с использованием коварства (т.е. обмана) <...>» [1, с. 40]. Издержки оппортунистического поведения - это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек [2].

Стандартная экономическая теория подразумевает, что все агенты ведут себя по простому типу, то есть стараются исполнять свои обязательства, не прибегают к вранью, так как ложь быстро вскрывается, правда становится известна другим игрокам, а издержки на ложь и выгода от нее в таком случае становятся равны нулю. О. Уильямс построил другую теорию, согласно которой субъекты экономической деятельности готовы на все, ради получения выгоды, в том числе на ложь и вероломство. Он объясняет это тем, что для человека в принципе это наиболее естественное поведение. В крайнем случае, согласно Уильямсону, ни один агент хозяйственной деятельности, вступая в отношения с другими, не может быть уверен, что тот не воспользуется его слабостями и уязвимым положением в ситуации, когда обстоятельства изменятся. Так же Уильямсон объясняет издержки оппортунистического поведения как совокупность затрат на его предотвращение и потерь, которые появятся в случае возникновения такого поведения [3].

В соответствии с исходной идеалистической моделью субъекту приписывалось оптимизационное поведение, причем данный субъект наделялся полной рациональностью и информированностью, но данный подход превращает человека в модель со слишком абстрактной конструкцией, возможности которой можно причислить к мощной вычислительной технике. Более реалистичное описание модели вносит корректировки и предпосылки относительно ограничений на доступ к информации.

Признание этих несовершенств в купе с преследованием эгоистических интересов позволило предположить возможность появления оппортунистического поведения. Ложь, мошенничество и воровство — это самые грубые формы проявления оппортунизма, но в реальности проблема гораздо шире.

Выявляют два вида оппортунистического поведения: первый основан на использовании разницы информации, второй на зависимости одной стороны договора от другой (или неспособности расторгнуть договорные отношения) при равном объеме информации. Как правило, в трудовых отношениях наблюдается оппортунизм второго вида, так как законодательство Российской Федерации нацелено на защиту работников от некорректного поведения компаний. Таким образом, для того, чтобы расторгнуть договор с работником, компания должна предъявить очень веские причины, что не всегда возможно. При этом работник может отлынивать от исполнения своих трудовых обязательств, которые из-за своей специфики не могут быть прописаны достаточно четко. Анализируя данную информацию можно определить элементы оппортунизма: несовпадение экономических интересов, асимметричность информации (зависимость контрагентов), из которого вытекает скрытое (явное) поведение, результатом является ущерб контрагента.

Среди наиболее распространенных видов проявления оппортунизма можно выделить следующие: воровство, нерациональное использование ресурсов компании, сокрытие сведений о реальном положении фирмы на рынке, неисполнение взятых обязательств, работу с низкой отдачей, заключение высоко рискованных или фиктивных сделок, передачу инсайдерской информации конкурентам, нанесение вреда репутации фирмы и т. д. Все эти факторы можно разделить на типы и формы. Типы проявления оппортунизма:

1. внутренний и внешний;

2. явный (ложь, мошенничество) и неявный (необоснованный риск, несправедливость);

3. предконтрактный (ex-ante) и постконтрактный (ex-post);

4. грубый (намеренное, осознанное нарушение условий контракта для достижения своих интересов), стратегический (асимметричное распределение информации, позволяющее скрыть часть действий одной стороны от другой), естественный оппортунизм (отступление от условий ранее заключенного контракта вследствие изменения обстоятельств).

Список литературы

1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.

2. Словарь по управлению персоналом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm/ (дата обращения: 20.02.2018).

3. Уильямсон О. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации / О. Ульямсон // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб.: Лениздат, 1994. С. 51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.