Научная статья на тему 'Подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда с учетом перехода на оценку и управление профессиональными рисками'

Подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда с учетом перехода на оценку и управление профессиональными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ОЦЕНКА РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / LABOR SAFETY / MANAGEMENT OF LABOR SAFETY / OCCUPATIONAL RISK / RISK ASSESSMENT / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимашов Александр Владимирович

В настоящее время идет процесс реформирования управления охраной труда на государственном уровне с целью перехода от списочной и компенсаторной ее направленности к превентивной. Инструментом такого перехода должна стать система оценки и управления профессиональными рисками. Автор статьи провел аналитический обзор нормативной правовой базы оценки и управления профессиональными рисками в России. В настоящее время данная сфера носит разрозненный и несистемный характер и лишь частично подкреплена рядом действующих нормативных правовых актов – в основном стандартов, содержащих требования к системам управления охраной труда. Предложены пути совершенствования государственного управления охраной труда, посредством разработки и утверждения ряда основополагающих нормативных правовых актов в области оценки и управления профессиональными рисками. Предлагаемая система государственного управления охраной труда в Российской Федерации, основанная на оценке и управлении профессиональными рисками, представлена в виде наглядной схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимашов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to Improving the Labor Safety Management Taking into Account the Occupational Risks Assessment and Management

Currently, there is the process of reforming the management of labor safety at the state level. The purpose of the reform is the move from the compensatory focus of the labor safety to proactive. Tool of this transition should be a system of assessment and management of occupational risks. The author did a desk review of the legal framework for the assessment and management of occupational risks in Russia. At present, this area has fragmentary and unsystematic character and only partly underpinned by existing regulations — mostly standards containing requirements for occupational safety and health management systems. The author proposed the ways of improving the government administration of labor safety through the development and approval of a number of basic regulations for the assessment and management of occupational risks. The proposed system of government administration of labor safety in the Russian Federation, based on the assessment and management of occupational risks, is presented in the form of a visual schema.

Текст научной работы на тему «Подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда с учетом перехода на оценку и управление профессиональными рисками»

Тимашов А.В.

Подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда с учетом перехода на оценку и управление профессиональными рисками

Главным богатством организаций Российской Федерации являются люди — человеческий капитал. На фоне основных социальных и экономических проблем сохранение жизни и здоровья работников занимает ведущее место. Эта проблема применительно к каждой организации должна решаться на основе действующих нормативных правовых актов с учетом технологических и организационных особенностей. Любое отклонение от данных требований ведет к серьезным последствиям, что подтвердили трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте «Распадская» и некоторые другие, произошедшие ранее.

Руководство и общественность страны предъявляют повышенные требования к организации, безопасности и результативности труда. Безопасными считаются условия труда, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, когда отсутствует недопустимый профессиональный риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью работников1.

В настоящее время идет процесс реформирования управления охраной труда на государственном уровне с целью перехода от списочной и компенсаторной ее направленности к превентивной. Инструментом перехода должна стать система оценки и управления профессиональными рисками. Новая концепция такой системы основывается на фундаментальном принципе «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».

Управление профессиональными рисками подразумевает совершенствование социально-трудовых отношений между работодателями и работниками, в том числе подготовку порядка ознакомления работников с результатами оценки риска повреждения здоровья при формировании коллективных и трудовых договоров с учетом действующего законодательства Российской Федерации и морально-этических норм. Это предполагает законодательное закрепление не только административной, но

1 Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

иКЬ: 1и1р://Ьа8С.соп8и11ап1.щ/соп8/сц1/оп1тс.сц1?гса=^с:Ьа8С=ЬДУ:п=148790 (07.06.2013).

и экономической ответственности сторон социально-трудовых отношений при нарушении государственных нормативных требований охраны труда и требований к работникам, основанных на медицинских показаниях их здоровья.

На законодательном уровне целесообразно принять соответствующие нормативные правовые акты, обязывающие работодателей не только выявлять источники опасности, но и принимать соответствующие действенные меры по их устранению или понижению степени воздействия на организм работников2.

На данный момент сфера оценки и управления профессиональными рисками в Российской Федерации носит разрозненный и несистемный характер и лишь частично подкреплена рядом действующих нормативных правовых актов — в основном стандартов, содержащих требования к системам управления охраной труда (СУОТ), например:

- ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»;

- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования»;

- ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;

- ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

В сложившейся ситуации при разработке системы оценки и управления профессиональными рисками в условиях реальных организаций приходится руководствоваться требованиями, относящимися не только к охране труда, но и к менеджменту риска в целом (включая риск аварий).

С 2011 года действует комплекс стандартов по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Этот комплекс предназначен для использования в случаях, когда вредные вещества на предприятиях присутствуют или используются в количествах, способных нанести существенный вред здоровью людей или состоянию окружающей среды. Он также может использоваться и в других случаях, когда на

2 Елин А.М. Коварство электронных «друзей» // Охрана труда и социальное страхование. 2007. № 5. С. 60-64.

предприятиях необходимо оценивать риски от своей деятельности, способной нанести существенный вред3. Положения настоящего комплекса стандартов устанавливают необходимые меры по содействию усовершенствованиям в области обеспечения безопасности и здоровья на рабочем месте, а также охраны окружающей среды.

Целью указанного комплекса стандартов является описание методологии оценки риска и отдельных элементов менеджмента риска. Упоминаемые в нем виды опасностей или их аспекты, а также связанные с ними события и последовательности их наступления приводятся исключительно с информационной и методической целью, и их не следует рассматривать как полные и настоятельно рекомендуемые.

Применение данного комплекса стандартов носит исключительно добровольный характер и призвано содействовать развитию организационных мер безопасности в тех случаях, когда существующих рекомендуемых нормативных документов не достаточно для однозначного достижения необходимых целей4.

Комплекс стандартов по применению организационных мер и оценке рисков включает:

- ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов» — стандарт описывает методологию идентификации эталонных сценариев инцидентов (МИЭСИ), учитываемых при вычислении уровня (индекса) серьезности последствий. Принципиально выбираются только сценарии, соответствующие опасным феноменам с частотой или последовательностью, которые могут оказать существенный эффект с точки зрения последствий5;

3 ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер

безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов». URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179152; ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий». URL:

http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179149; ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты». URL: http://protect.gost.ru/document.asp\?control=7&id=182800; ГОСТ Р 54144-2010

«Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов». URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179146; ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология». URL: http ://protect. gost. ru/document. aspx?control=7&id=179160.

4 ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология».

5 ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов».

- ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий» — в стандарте представлены методология и детализированная процедура построения для критических событий родовых схем деревьев событий, описывающих последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению опасного феномена, при помощи использования соответствующих категорий (разновидностей) рисков и классификации оборудования6;

- ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты» — в стандарте для различных критических событий представлены родовые схемы деревьев отказов, описывающие последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению критического события7;

- ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов» — в стандарте представлена методология идентификации инцидентов, представляющих существенные угрозы (МИСУИ). Стандарт описывает методологию построения схемы «песочные часы» («галстук-бабочка»), на которой дерево отказов (неисправностей) и дерево событий связаны через критическое событие. Рассмотрены алгоритмы идентификации и выбора опасного оборудования, основанные на использовании предложенных категорий (разновидностей) рисков и классификации оборудования8;

- ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология» — в стандарте приведены общие положения оценки рисков на основе критических событий, основанные на европейском подходе по контролю за представляющими серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами, приведен перечень действующих нормативных документов в области оценки рисков9.

6 ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий».

7 ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты».

8 ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов».

9 ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология».

Основным недостатком методов оценки риска представленных в обозначенных стандартах является сложность их практического применения и слишком плотная привязка к методам математической статистики. Кроме того, не устанавливается взаимосвязь между уровнем профессионального риска и реальными условиями труда на рабочем месте.

Зависимость уровня профессионального риска от класса условий труда приведена в «Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (Р 2.2.1766-03).

По итогам работы ряда научных организаций и Минздравсоцразвития России были подготовлены и частично реализованы предложения о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в частях: определения понятия

«профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ также планировалось принять такие основополагающие подзаконные нормативные акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как:

- Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации;

- Стандарт по оценке профессиональных рисков;

- Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ10.

В настоящее время работу по данному направлению продолжает Минтруд России. Эти меры должны внести упорядоченность в развитие и совершенствование управления охраной труда с учетом перехода на идентификацию опасностей, выявление, оценку и управление профессиональными рисками в организациях различных форм собственности и видов экономической деятельности.

Следует обратить внимание, что модернизация управления охраной труда на

10 Сафонов А.Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях // Охрана и экономика труда. Научно-профессиональный журнал. 2010. № 1. С. 6-10.

основе оценки и управления профессиональными рисками (как на государственном уровне, так и на уровне организаций) не должна требовать введения каких-то принципиально новых процедур, увеличивающих трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Предполагается, что оценка профессиональных рисков будет осуществляться за счет модернизации существующих процедур:

- аттестация рабочих мест, оценка условий труда по гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

- введение процедуры идентификации опасностей и оценки рисков травмирования взамен оценки травмоопасности;

- модернизация системы расчетов профессиональных рисков на основе имеющихся данных, введение интегральной оценки условий труда с целью оценки суммарной вредности условий труда и, соответственно, оценки тяжести возможного ущерба для здоровья;

- установление числовой характеристики состояния здоровья (групп здоровья) по результатам медицинского осмотра (обследования), используемой для расчета уровня профессионального риска работника;

- осуществление производственного контроля в рамках оценки уровня профессиональных рисков (в настоящее время он является отдельной процедурой). Предполагается интегрировать функции производственного контроля в процесс оценки уровня профессионального риска при организации систематического мониторинга средних и высоких рисков11.

Предлагаемую систему государственного управления охраной труда в Российской Федерации, основанную на оценке и управлении профессиональным риском можно представить в виде схемы на Рисунке 1.

Схема состоит из пятнадцати взаимосвязанных блоков. Каждый блок соответствует определенному направлению системы охраны труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками. При подробном рассмотрении каждого блока указаны функции, процедуры и основные нормативные правовые акты и документы (действующие и те, которые еще предстоит разработать и утвердить), необходимые для его полноценного функционирования.

11 Косырев О.А., Москвичева А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска // Справочник специалиста по охране труда. 2012. № 5. С. 12-23.

Особое внимание следует обратить на блоки № 4 «Оценка индивидуального и интегрального профессиональных рисков» (Рисунок 2) и № 7 «Процедура оценивания профессионального риска» (Рисунок 3).

Для функционирования обозначенных блоков необходима разработка и утверждение следующих документов:

- положение о системе управления профессиональными рисками (блоки 7, 11) — документ должен содержать основные принципы и общие требования к формированию и функционированию системы, цели и задачи, распределение обязанностей и ответственности в организации в рамках достижения поставленных целей;

- порядок оценки профессионального риска (блок 4) — документ должен обеспечивать пошаговое регулирование проведения процедур, необходимых при проведении оценки профессиональных рисков;

- типовые методики оценки профессионального риска (блоки 4, 7);

- критерии оценки профессионального риска (блоки 4, 7).

Типовые методики и критерии оценки профессиональных рисков должны носить рекомендательный характер и давать возможность работодателю выбирать подходы, наиболее соответствующие специфике деятельности организации, ее размеру и поставленным целям в области оценки и управления профессиональными рисками. Такой подход будет соответствовать принятой международной практике.

Рисунок 1. Основные элементы государственного управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками

© ФГУ 2013

60

Рисунок 2. Нормативные правовые акты, необходимые для оценки индивидуального и интегрального профессиональных рисков (блок № 4)

Процедура оценивания профессионального риска

Положение о системе управления проф. рисками Типовые методики оценки проф. риска

Критерии оценки проф. риска

Рисунок 3. Нормативные правовые акты, необходимые для проведения процедуры оценивания профессионального риска (блок № 7)

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями). иКЬ:

Ьйр://Ьа8е.соп8иИ;ап1;.ш/соп8/саі/оп1іпе.саі?гед=дос;Ьа8е=ЬА'^п=148790.

2. ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению

организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179152.

3. ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению

организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий». ЦКЪ:

Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179149.

4. ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению

организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=182800.

5. ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению

организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179146.

6. ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению

организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология». ЦКЪ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179160.

7. Елин А.М. Коварство электронных «друзей» // Охрана труда и социальное страхование. 2007. № 5. С. 60-64.

8. Косырев О.А., Москвичева А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска // Справочник специалиста по охране труда. 2012. № 5. С. 12-23.

9. Сафонов А.Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях // Охрана и экономика труда. Научно-профессиональный журнал. 2010. № 1. С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.