Тимашов А.В.
Подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда с учетом перехода на оценку и управление профессиональными рисками
Главным богатством организаций Российской Федерации являются люди — человеческий капитал. На фоне основных социальных и экономических проблем сохранение жизни и здоровья работников занимает ведущее место. Эта проблема применительно к каждой организации должна решаться на основе действующих нормативных правовых актов с учетом технологических и организационных особенностей. Любое отклонение от данных требований ведет к серьезным последствиям, что подтвердили трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте «Распадская» и некоторые другие, произошедшие ранее.
Руководство и общественность страны предъявляют повышенные требования к организации, безопасности и результативности труда. Безопасными считаются условия труда, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, когда отсутствует недопустимый профессиональный риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью работников1.
В настоящее время идет процесс реформирования управления охраной труда на государственном уровне с целью перехода от списочной и компенсаторной ее направленности к превентивной. Инструментом перехода должна стать система оценки и управления профессиональными рисками. Новая концепция такой системы основывается на фундаментальном принципе «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Управление профессиональными рисками подразумевает совершенствование социально-трудовых отношений между работодателями и работниками, в том числе подготовку порядка ознакомления работников с результатами оценки риска повреждения здоровья при формировании коллективных и трудовых договоров с учетом действующего законодательства Российской Федерации и морально-этических норм. Это предполагает законодательное закрепление не только административной, но
1 Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
иКЬ: 1и1р://Ьа8С.соп8и11ап1.щ/соп8/сц1/оп1тс.сц1?гса=^с:Ьа8С=ЬДУ:п=148790 (07.06.2013).
и экономической ответственности сторон социально-трудовых отношений при нарушении государственных нормативных требований охраны труда и требований к работникам, основанных на медицинских показаниях их здоровья.
На законодательном уровне целесообразно принять соответствующие нормативные правовые акты, обязывающие работодателей не только выявлять источники опасности, но и принимать соответствующие действенные меры по их устранению или понижению степени воздействия на организм работников2.
На данный момент сфера оценки и управления профессиональными рисками в Российской Федерации носит разрозненный и несистемный характер и лишь частично подкреплена рядом действующих нормативных правовых актов — в основном стандартов, содержащих требования к системам управления охраной труда (СУОТ), например:
- ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования»;
- ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
В сложившейся ситуации при разработке системы оценки и управления профессиональными рисками в условиях реальных организаций приходится руководствоваться требованиями, относящимися не только к охране труда, но и к менеджменту риска в целом (включая риск аварий).
С 2011 года действует комплекс стандартов по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Этот комплекс предназначен для использования в случаях, когда вредные вещества на предприятиях присутствуют или используются в количествах, способных нанести существенный вред здоровью людей или состоянию окружающей среды. Он также может использоваться и в других случаях, когда на
2 Елин А.М. Коварство электронных «друзей» // Охрана труда и социальное страхование. 2007. № 5. С. 60-64.
предприятиях необходимо оценивать риски от своей деятельности, способной нанести существенный вред3. Положения настоящего комплекса стандартов устанавливают необходимые меры по содействию усовершенствованиям в области обеспечения безопасности и здоровья на рабочем месте, а также охраны окружающей среды.
Целью указанного комплекса стандартов является описание методологии оценки риска и отдельных элементов менеджмента риска. Упоминаемые в нем виды опасностей или их аспекты, а также связанные с ними события и последовательности их наступления приводятся исключительно с информационной и методической целью, и их не следует рассматривать как полные и настоятельно рекомендуемые.
Применение данного комплекса стандартов носит исключительно добровольный характер и призвано содействовать развитию организационных мер безопасности в тех случаях, когда существующих рекомендуемых нормативных документов не достаточно для однозначного достижения необходимых целей4.
Комплекс стандартов по применению организационных мер и оценке рисков включает:
- ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов» — стандарт описывает методологию идентификации эталонных сценариев инцидентов (МИЭСИ), учитываемых при вычислении уровня (индекса) серьезности последствий. Принципиально выбираются только сценарии, соответствующие опасным феноменам с частотой или последовательностью, которые могут оказать существенный эффект с точки зрения последствий5;
3 ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер
безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов». URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179152; ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий». URL:
http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179149; ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты». URL: http://protect.gost.ru/document.asp\?control=7&id=182800; ГОСТ Р 54144-2010
«Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов». URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179146; ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология». URL: http ://protect. gost. ru/document. aspx?control=7&id=179160.
4 ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология».
5 ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов».
- ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий» — в стандарте представлены методология и детализированная процедура построения для критических событий родовых схем деревьев событий, описывающих последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению опасного феномена, при помощи использования соответствующих категорий (разновидностей) рисков и классификации оборудования6;
- ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты» — в стандарте для различных критических событий представлены родовые схемы деревьев отказов, описывающие последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению критического события7;
- ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов» — в стандарте представлена методология идентификации инцидентов, представляющих существенные угрозы (МИСУИ). Стандарт описывает методологию построения схемы «песочные часы» («галстук-бабочка»), на которой дерево отказов (неисправностей) и дерево событий связаны через критическое событие. Рассмотрены алгоритмы идентификации и выбора опасного оборудования, основанные на использовании предложенных категорий (разновидностей) рисков и классификации оборудования8;
- ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология» — в стандарте приведены общие положения оценки рисков на основе критических событий, основанные на европейском подходе по контролю за представляющими серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами, приведен перечень действующих нормативных документов в области оценки рисков9.
6 ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий».
7 ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты».
8 ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов».
9 ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология».
Основным недостатком методов оценки риска представленных в обозначенных стандартах является сложность их практического применения и слишком плотная привязка к методам математической статистики. Кроме того, не устанавливается взаимосвязь между уровнем профессионального риска и реальными условиями труда на рабочем месте.
Зависимость уровня профессионального риска от класса условий труда приведена в «Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (Р 2.2.1766-03).
По итогам работы ряда научных организаций и Минздравсоцразвития России были подготовлены и частично реализованы предложения о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в частях: определения понятия
«профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ также планировалось принять такие основополагающие подзаконные нормативные акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как:
- Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации;
- Стандарт по оценке профессиональных рисков;
- Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ10.
В настоящее время работу по данному направлению продолжает Минтруд России. Эти меры должны внести упорядоченность в развитие и совершенствование управления охраной труда с учетом перехода на идентификацию опасностей, выявление, оценку и управление профессиональными рисками в организациях различных форм собственности и видов экономической деятельности.
Следует обратить внимание, что модернизация управления охраной труда на
10 Сафонов А.Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях // Охрана и экономика труда. Научно-профессиональный журнал. 2010. № 1. С. 6-10.
основе оценки и управления профессиональными рисками (как на государственном уровне, так и на уровне организаций) не должна требовать введения каких-то принципиально новых процедур, увеличивающих трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Предполагается, что оценка профессиональных рисков будет осуществляться за счет модернизации существующих процедур:
- аттестация рабочих мест, оценка условий труда по гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
- введение процедуры идентификации опасностей и оценки рисков травмирования взамен оценки травмоопасности;
- модернизация системы расчетов профессиональных рисков на основе имеющихся данных, введение интегральной оценки условий труда с целью оценки суммарной вредности условий труда и, соответственно, оценки тяжести возможного ущерба для здоровья;
- установление числовой характеристики состояния здоровья (групп здоровья) по результатам медицинского осмотра (обследования), используемой для расчета уровня профессионального риска работника;
- осуществление производственного контроля в рамках оценки уровня профессиональных рисков (в настоящее время он является отдельной процедурой). Предполагается интегрировать функции производственного контроля в процесс оценки уровня профессионального риска при организации систематического мониторинга средних и высоких рисков11.
Предлагаемую систему государственного управления охраной труда в Российской Федерации, основанную на оценке и управлении профессиональным риском можно представить в виде схемы на Рисунке 1.
Схема состоит из пятнадцати взаимосвязанных блоков. Каждый блок соответствует определенному направлению системы охраны труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками. При подробном рассмотрении каждого блока указаны функции, процедуры и основные нормативные правовые акты и документы (действующие и те, которые еще предстоит разработать и утвердить), необходимые для его полноценного функционирования.
11 Косырев О.А., Москвичева А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска // Справочник специалиста по охране труда. 2012. № 5. С. 12-23.
Особое внимание следует обратить на блоки № 4 «Оценка индивидуального и интегрального профессиональных рисков» (Рисунок 2) и № 7 «Процедура оценивания профессионального риска» (Рисунок 3).
Для функционирования обозначенных блоков необходима разработка и утверждение следующих документов:
- положение о системе управления профессиональными рисками (блоки 7, 11) — документ должен содержать основные принципы и общие требования к формированию и функционированию системы, цели и задачи, распределение обязанностей и ответственности в организации в рамках достижения поставленных целей;
- порядок оценки профессионального риска (блок 4) — документ должен обеспечивать пошаговое регулирование проведения процедур, необходимых при проведении оценки профессиональных рисков;
- типовые методики оценки профессионального риска (блоки 4, 7);
- критерии оценки профессионального риска (блоки 4, 7).
Типовые методики и критерии оценки профессиональных рисков должны носить рекомендательный характер и давать возможность работодателю выбирать подходы, наиболее соответствующие специфике деятельности организации, ее размеру и поставленным целям в области оценки и управления профессиональными рисками. Такой подход будет соответствовать принятой международной практике.
Рисунок 1. Основные элементы государственного управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками
© ФГУ 2013
60
Рисунок 2. Нормативные правовые акты, необходимые для оценки индивидуального и интегрального профессиональных рисков (блок № 4)
Процедура оценивания профессионального риска
Положение о системе управления проф. рисками Типовые методики оценки проф. риска
Критерии оценки проф. риска
Рисунок 3. Нормативные правовые акты, необходимые для проведения процедуры оценивания профессионального риска (блок № 7)
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями). иКЬ:
Ьйр://Ьа8е.соп8иИ;ап1;.ш/соп8/саі/оп1іпе.саі?гед=дос;Ьа8е=ЬА'^п=148790.
2. ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению
организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179152.
3. ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению
организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий». ЦКЪ:
Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179149.
4. ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению
организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=182800.
5. ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению
организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов». иКЬ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179146.
6. ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению
организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология». ЦКЪ: Ьйр://рго1ес1.ао81;.ш/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7^ё=179160.
7. Елин А.М. Коварство электронных «друзей» // Охрана труда и социальное страхование. 2007. № 5. С. 60-64.
8. Косырев О.А., Москвичева А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска // Справочник специалиста по охране труда. 2012. № 5. С. 12-23.
9. Сафонов А.Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях // Охрана и экономика труда. Научно-профессиональный журнал. 2010. № 1. С. 6-10.