Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ / МОДЕЛЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ / DEFICIT OF PEDAGOGICAL SHOTS / RURAL SCHOOLS / QUALITY OF TRAINING OF PERSONNELS / PROBLEM OF EDUCATION / LEVEL OF EDUCATION IN A REGION / MODEL OF EMPLOYMENT OF GRADUATING STUDENTS / MOTIVATIONAL MODEL / SOCIAL DEVELOPMENT OF RURAL SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буренина Н. Б., Яцык Ю. Ю.

Работа посвящена исследованию острой социальной проблемы Республики Крым - образованию в сельской местности. Важной составляющей развития села является повышение качества образования, которое зависит от наличия квалифицированных кадров. Поднимается проблема кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым. Проведен анализ основных показателей начального, основного и среднего общего образования в России за 2000-2018 гг., обоснована необходимость повышения качества образования как важнейшей составляющей развития сельских поселений и разработаны подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских учебных учреждениях Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOING NEAR DECISION OF PROBLEM OF SKILLED DEFICIT IN RURAL SCHOOLS OF REPUBLIC OF CRIMEA

Work is sanctified to research of sharp social problem of Republic of Crimea - education in rural locality. The important constituent of development of village is upgrading of education that depends on the presence of skilled shots. The problem of skilled deficit rises in rural schools of Republic of Crimea. The analysis of basic indexes of primary, basic and middle general education is conducted in Russia after 2000-2018, the necessity of upgrading of education is reasonable as to the major constituent of development of rural settlements and going is worked out near the decision of problem of skilled deficit in rural educational establishments of Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым_

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение), г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация 1e-mail: n.burenina@mail.ru 2e-mail: yatcik_98@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена исследованию острой социальной проблемы Республики Крым — образованию в сельской местности. Важной составляющей развития села является повышение качества образования, которое зависит от наличия квалифицированных кадров. Поднимается проблема кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым. Проведен анализ основных показателей начального, основного и среднего общего образования в России за 2000-2018 гг., обоснована необходимость повышения качества образования как важнейшей составляющей развития сельских поселений и разработаны подходы к решению проблемы кадрового дефицита в сельских учебных учреждениях Республики Крым.

Ключевые слова: дефицит педагогических кадров, сельские школы, качество подготовки кадров, проблемы образования, уровень образования в регионе, модель трудоустройства выпускников, мотивационная модель, социальное развитие сельских поселений.

Введение

Современное село как экономическое и социальное пространство жизнедеятельности человека со своими специфическими условиями жизни представляет собой особую среду обитания, для которой характерны невысокий уровень жизни населения, низкие доходы большинства семей, часто не обеспечивающие минимума потребления, что вынуждает людей существовать на грани бедности или нищеты.

Селу присуща слаборазвитая социальная и инженерная инфраструктура. Имеется в виду дефицит благоустроенного жилья, сервиса, крайне низкий уровень комфортности и благоустройства жилищного фонда. Здесь весьма неблагоприятны социальные условия жизни, труда, быта, досуга; ограничен доступ населения к оперативной квалифицированной медицинской помощи, социальным, культурным, образовательным услугам; невысока концентрация интеллекта, образовательный и культурный уровень населения ниже по сравнению с городским; ограничены адаптационные возможности в плане вторичной занятости населения, его трудовой и профессиональной деятельности [1].

В условиях реформирования аграрного сектора в экономике России значительно возрастает актуальность решения проблем, связанных с качеством предоставления образования в селах. Прежде всего, в данном аспекте необходимо

УДК 331.342 Н. Б. Буренина1 Ю. Ю. Яцык2

говорить об образовании как об определенной среде формирования и обогащения жизненных ценностей и идеалов человека и общества; как о достаточно жесткой системе формирования качеств личности, которые не только живут, но и постоянно участвуют в оздоровлении сельской среды; как о системе, обеспечивающей нормальное и постоянное развитие государства и общества.

Сельская школа всегда предопределяет становление и развитие личности. Село имеет свою специфику, что неизбежно накладывает отпечаток на образовательную и воспитательную деятельность. Воспитательные преимущества малокомплектных школ огромны, их никогда не заменят укрупненные школы [2]. Сельская школа, является основным, а порой и единственным, культурным и интеллектуальным центром села, и поэтому решение многих вопросов находится в прямой зависимости от ее деятельности.

Выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения, должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в аграрном секторе общественного производства [3].

Как отмечает В. Г. Бочарова: «Сложившаяся сегодня система образования в сельском социуме слабо ориентирована на удовлетворение возрастающих потребностей различных возрастных и социально-профессиональных групп, обеспечение непрерывности образования» [4].

Целью данной работы является исследование крымской системы образования в контексте вхождения Республики Крым в состав России, проведение анализа основных показателей начального, основного и среднего общего образования в России за период с 2000 по 2018 гг., обоснование необходимости повышения качества образования как важнейшей составляющей развития сельских поселений и разработка подходов к решению проблемы кадрового дефицита в сельских учебных учреждениях Республики Крым.

Материалы и методы

При проведении исследования использованы материалы статистических данных по основным показателям начального, основного и среднего общего образования за период 2000-2018 гг., применен статистический метод исследования, табличный, методы группировки, анализа, синтеза, экспертный метод.

Результаты и обсуждение

Сложившаяся структура образования не отвечает ожиданиям и потребностям сельского населения. Несколько организаций СМИ Республики Крым проводили исследование качества образования в сельских школах. В результате были выявлены основные проблемы образования.

Так, например, в Крыму остро стоит вопрос качества образования в сельских школах из-за того, что в силу кадрового дефицита многие учителя преподают одновременно несколько предметов либо работают еще и в других местах. «Всего в Крыму насчитывается 539 школ, в том числе 270 — в сельской местности. В

большинстве этих учебных заведений 70% учителей совмещают должности, то есть школы для них — не основное место работы» [5].

При этом, по мнению бывшего министра образования Крыма Н. Гончаровой, старшеклассники Крыма «не готовы составить конкуренцию сверстникам из других регионов РФ, так как крымская образовательная сфера не успевает полностью интегрироваться в российскую систему образования» [5]. По мнению авторов, одной из причин низкой подготовки школьников 11-х классов к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) является недостаточное количество квалифицированных учителей особенно в сельской местности. Однако эта проблема касается не только сельских поселений, но и муниципалитетов. Даже в столице Крыма подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ остается достаточно слабой, учителя чаще всего ориентируют родителей и учащихся на дополнительную подготовку у репетиторов. Особенно это касается таких предметов, как математика, физика, информатика. А в сельской местности эти проблемы еще более усугубляются, т. к. остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. Так, «в Крыму в сельской местности насчитали 150 свободных вакансий учителей» [6].

Следует признать, что крымская система образования довольно сильно отстает по качеству подготовки учащихся от среднего уровня подготовки в российских школах других регионов РФ. Поэтому необходимо обратить особое внимание на повышение уровня квалификации и переподготовки педагогических кадров, т. к. к сдаче школьниками ЕГЭ оказываются, зачастую, не готовы не только учащиеся, но и учителя. А к единому государственному экзамену должна готовить именно школа, а не репетиторы. Поэтому, в первую очередь, необходимо готовить высококвалифицированные кадры для работы в средних общеобразовательных учреждениях на территории Республики Крым. Также следует пересмотреть образовательные программы в Крыму, в частности, по математике старших классов, которые не всегда соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся для сдачи Единого государственного экзамена, в частности, это касается профильного экзамена по математике. А именно сдача профильной математики необходима при вступлении в ВУЗ на многие специальности, включая экономические. Поэтому необходимо уровень образования в регионе и, особенно, в сельских школах довести хотя бы до среднероссийского уровня, предоставив равные возможности выпускникам Республики Крым конкурировать с выпускниками, получившими знания в школах других регионов России.

С целью выявления причин снижения качества образования вообще и, в частности, в сельской местности проанализируем основные показатели образования в России за период с 2000 по 2018 гг., представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели (н о о (н о (н (н ЧО (н (н ас и ^ <н 00 о ^ч О и (н (н 00 о 01 01

о г^ о г^ о о о О О о

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование, в % к ВВП 2,9 4,1 3,6 3,6 3,5 3,5 0,6 -0,6

Продолжение таблицы 1.

1

6

7

8

9

Число организаций,

осуществляющих образовательную деятельность по

образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тыс.

68,8

50:

43,4

42,6

42,0

41,3

60,0

81,3

Составлено по [7]

Анализ показывает, что общие расходы государства на образование за 19 лет с 2000 по 2018 г. выросли всего на 0,6%, а за последние 9 лет с 2010 по 2018 гг. расходы на образование вообще сократились на 0,6% и составляют всего 3,5%. Число организаций, осуществляющих среднее общее образование за период с 2000 по 2018 г., составляет 60% от уровня 2000 года, За период с 2010 по 2018 годы число средних общеобразовательных учреждений сократилось на 18,7% и составляет 81,3% от уровня 2010 года. Сокращение числа средних общеобразовательных учреждений ведет к серьезному кризису и деградации системы образования. Какой может быть технологический прорыв в экономике при ликвидации основы образования — организаций начального, основного и среднего общего образования.

Проанализируем число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в городах, поселках городского типа и в сельской местности, а также численность обучающихся на этих территориях (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего

Темп

Показатели 2000/ 2010/ 2016/ 2017/ 2018/ прироста 2018/2019

2001 2011 2017 2018 2019 к 2000/2001, %

1 2 3 4 5 6 7

Число организаций,

осуществляющих образовательную

деятельность по образовательным 68,8 50,8 42,6 42,0 41,3 -40,0

программам начального,

основного и среднего общего

образования, тыс.

в том числе:

- в городах и поселках 23,3 20,2 18,0 17,9 17,8 -23,6

городского типа, тыс.

- в сельской местности, тыс. 45,5 30,6 24,6 24,1 23,6 -48,1

2

3

4

5

Продолжение таблицы 2.

1 2 3 4 5 6 7

Численность обучающихся

по образовательным

программам начального, основного и среднего общего 20550,2 13 642,4 15 219,0 15 705,9 16 137,3 -21,5

образования, тыс. человек:

в том числе:

в том числе:

- в городах и поселках 14446,4 9 834,8 11417,4 11845,5 12232,7 -15,3

городского типа, тыс. чел.

- в сельской местности, тыс. чел. 6 103,7 3 807,6 3 801,6 3 860,4 3 904,6 -36,0

Составлено по [7]

Как выявили результаты исследований, темп прироста за 2018/2019 учебный год по отношению к 2000/2001 учебному году по всем анализируемым показателям оказался отрицательный. Так, число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, т. е. число школ, гимназий, лицеев сократилось на 40%, практически в два раза. В том числе, если в городах и поселках городского типа их число сократилось на 23,6%, то в сельских поселениях сокращение составило 48,1%, т. е. в два раза. Также исследования показали, что численность обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях за последние 19 лет сократилась на 21,5%. Из них в городской и поселковой местности численность обучающихся сократилась на 15,3%, а в сельской — на 36%.

Таким образом, число средних общеобразовательных учреждений в сельской местности за период с 2000 по 2018 годы (за 19 лет) уменьшилось вдвое. Ситуация выглядит катастрофической, если ничего не предпринимать, то уже через 15-20 лет в России вообще исчезнет средняя общеобразовательная система, по крайней мере эта угроза реальная для жителей села. А как известно, село не может существовать без школы, без квалифицированных кадров, т. к. когда нет молодежи, семей с детьми, то нет и развития. Такое село обречено на вымирание. В стране, где не развиваются сельские поселения, не может решаться проблема продовольственной безопасности, импортозамещения, а это важнейшая проблема экономической и национальной безопасности, которая является приоритетом для современной государственной политики. Таким образом, не решая проблемы образования в селе, может возникнуть серьезная угроза продовольственной, социальной и, в конечном итоге, национальной безопасности страны.

Одной из важнейших причин сокращения количества школ в сельской местности является острая нехватка квалифицированных кадров, которые после окончания ВУЗа не стремятся переезжать в село из-за отсутствия инфраструктуры, достойных социальных условий, низкой заработной платы и уровня жизни в целом.

Таким образом, одной из проблем, порождающих снижение качества образования в сельских школах, является проблема дефицита педагогических кадров. По мнению авторов, данная проблема является первостепенной, поскольку именно учителя в школах оказывают значительное влияние на качество образования, а также на качество социального воспитания учеников в школах. В настоящее время

массовый дефицит педагогических кадров в сельских образовательных учреждениях привел к тому, что учителя вынуждены совмещать и вести одновременно несколько предметов, работая на 1,5-2 ставки. Естественно, что такая нагрузка приводит к снижению качества образования. Особенно остро на данном этапе не хватает педагогов, ведущих предметы по физике, математике, биологии и иностранному языку.

Решение данной проблемы должно основываться на активных действиях государства как института управления системой образования в сельских поселениях и муниципалитетах.

Правительством РФ по поручению президента с 1 января 2020 года запущена программа «Земский учитель» [8]. Данная программа разработана по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор». В ней предусматривается, что за переезд в сельские поселения, поселки и малые города численностью до 50 тыс. населения педагогам будет выплачиваться единовременная выплата, «подъемные» в размере 1 млн рублей. Данная помощь может быть направлена на выплату ипотеки, покупку дома или необходимых материалов для строительства жилья.

Предполагается, что поддержка педагогов в размере 1 млн рублей по программе «Земский учитель» будет предоставляться жителям всех регионов России на следующих условиях [8]:

^ высшее профессиональное образование;

^ переезд в сельскую местность;

^ заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет;

^ возраст до 55 лет.

Судя по откликам педагогических кадров, многих эта программа заинтересовала, но здесь нужно тщательно проработать данную систему, т. к. возникает масса вопросов, касающихся образования педагогов (обязательно должно быть высшее или возможно среднее специальное), возможности переезда из соседнего села, а также вопросы, связанные с ограничением возраста педагога. Его хоть и подняли до 55 лет, но мужчины выходят на пенсию только в 63 года. Поэтому возраст для участия в программе «Земский учитель» можно еще увеличить на 23 года, чтобы специалист, желающий работать в сельской местности, мог трудоустроиться и работать как минимум до пенсионного возраста.

Предлагается расширить программу, направленную на привлечение педагогов для работы в сельскую местность.

Авторами данной работы рассматриваются и другие варианты решения проблемы притока специалистов в малонаселенные пункты. Кадровый дефицит в сельских школах Республики Крым необходимо решать путем взаимодействия ВУЗов и сельских школ полуострова. Например, предлагается модель трудоустройства выпускников крымских ВУЗов в сельские школы. Однако в данном случае необходимо применять механизм мощного материального стимулирования, которым, по мнению авторов, является предоставление жилой площади.

Например, выпускнику математического факультета Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского предлагается трудоустройство по специальности «учитель математики» в МБОУ «Долиненская СОШ» с предоставлением от муниципалитета жилого обустроенного помещения для комфортного проживания в селе рядом с местом работы (т. е. в с. Долинное, Бахчисарайского района). В случае если молодой специалист соглашается на подобное трудоустройство, с ним

заключается контракт на определенный временной период, например, на 5 лет с возможностью последующего продления. Такая система применялась при плановой экономике в СССР, когда существовало понятие «распределение молодых специалистов», т. е. государство гарантировало трудоустройство выпускникам после окончания учебы в ВУЗе. Почему бы не вернуться к данному подходу, который действительно позволял обеспечивать сельское население медицинскими и педагогическими кадрами.

Также можно предложить мотивационную модель, привлекающую специалистов в сельскую школу, аналогичную применению в вооруженных силах, где офицерам, а также военнослужащим по контракту и их семьям предоставляются жилые помещения в служебное пользование.

Формирование и реализация подобного механизма обеспечения сельских школ кадровой составляющей требует значительной детализации и проработки со стороны специалистов. Прежде всего, необходимо выделение в муниципальную собственность многоквартирных домов, которые бы предоставлялись в целях реализации предложенной программы.

Авторы полагают, что предложенный вариант должен быть закреплен в государственной программе, которой бы определялись следующие этапы становления «Системы кадрового обеспечения сельских школ»:

1. На начальном этапе необходимо выделение жилых многоквартирных домов в муниципальную собственность (для этого следует осуществить строительство новых многоквартирных домов). Временные рамки реализации данного этапа должны составлять до двух лет. Таким образом, в каждом селе определяется количество жилых помещений для будущих учителей и их семей. Вопрос формирования муниципального жилищного фонда в сельских поселениях Республики Крым, как в рамках предлагаемой программы, так и в целом, является, по мнению авторов, сложнейшим этапом, прежде всего, в виду отсутствия бюджетных средств. Так, в рамках программы должны предоставляться субсидии от регионального или федерального бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Промежуточный этап содержит заключение соглашений между ВУЗами Республики Крым и муниципалитетами сельских поселений относительно вопросов трудоустройства выпускников, определение модели будущих контрактов, их временных критериев.

3. На финальном этапе определяется создание налаженного механизма обеспечения кадровой составляющей сельских школ.

В рамках реализации данной программы спрос на вакансии педагогов в сельских школах, по мнению авторов, значительно возрастет. Заключение подобных контрактов может быть на период до 5 лет, а после завершения срока контракта сельскому учителю предлагается его продление. В то же время, в целях недопущения текучести кадров в сельских школах необходимо предусмотреть вопросы штрафных санкций в случае досрочного прекращения контракта или невыполнения его условий. Кроме того, как и на военной службе, предлагается возможность приватизации муниципальных жилых помещений, после определенного срока добросовестной работы (например, проработав не менее 10 лет в сельской школе по данной программе).

Вопрос обеспеченности выпускников ВУЗов собственным жильем является критическим; стоимость на недвижимость на территории полуострова, по некоторым источникам, приравнивается к стоимости жилья в крупнейших городах России.

Средняя заработная плата на полуострове колеблется в рамках 15-25 тыс. рублей, что говорит о практической невозможности при подобном уровне заработной платы покупки собственного жилья. В то же время, молодому специалисту предлагается предоставление жилого помещения (без установления арендной платы, только с оплатой за коммунальные услуги) от муниципального совета сельского поселения при условии, если выпускник ВУЗа трудоустраивается в местную среднюю общеобразовательную школу.

Выводы

Таким образом, в рамках данного исследования предложен теоретический подход к разработке механизма решения проблемы кадрового дефицита в сельских школах Республики Крым. Практический же подход в случае реализации предложенной модели установления контрактных связей трудоустройства выпускников ВУЗов полуострова в сельские школы требует детальной проработки, привлечения экспертов для определения социально-экономических составляющих проекта, изучения способов и возможностей финансирования реализации данного проекта, а также иные нюансы, связанные с внедрением инновационного механизма.

Общеобразовательная школа занимает особенное место в сельской жизни. Как правило, это единственный социальный институт села, который обладает самым высоким уровнем концентрации интеллекта и имеет организованный, интеллигентный, сплоченный коллектив. Это все позволяет рассматривать сельскую школу как двигатель социальных преобразований, который способен выдвигать идеи, предлагать новые проекты и программы, и который ориентирован на социально-экономическое обустройство села. Все это обуславливает необходимость поиска инновационных способов решения вопросов кадрового дефицита в школах Республики Крым.

Проведенное исследование развития средних общеобразовательных учреждений обосновывает необходимость увеличения количества педагогов и качества подготовки кадров для работы в школах сельских поселений. Предложены и обоснованы подходы к решению проблемы дефицита преподавательского состава в сельских учебных учреждениях региона. Проанализирована государственная программа «Земский учитель», предложена модель трудоустройства выпускников крымских ВУЗов в сельские школы с применением механизма мощного материального стимулирования. Рассмотрена мотивационная модель, которая поможет привлечь специалистов и их семьи в сельскую школу, предполагающая заключение контракта и предоставление жилых помещений в служебное пользование с возможностью последующей приватизации при определенных условиях. Также решением проблемы дефицита педагогических кадров является социальное развитие, рост уровня заработной платы, повышение уровня жизни в сельской местности.

Литература

1. Шашлова Н. М. Сельское образование в России и пути его модернизации // Известия ТулГУ., Экономические и юридические науки/, 2009., № 2-1., [Электронный ресурс], Режим доступа: https:/^yberieшnka.m/artide/n/selskoe-obrazovanie-v-rossii-i-puti-ego-modemizatsii - дата обращения: 09.05.2019.

2. Глухова М. Е., Глухов П. Э., Фатеев В. А. Актуальные проблемы дефицита учительских кадров малокомплектных сельских школ // Ukrainian Journal of Ecology. 2015. № 1а (14). [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/aktualnye-proWemy-defitsita-uchitelskih-kadrov-malokomplektnyh-selskih-shkol - дата обращения: 16.01.2020.

3. Киселев Н. В.. Власова Е. И. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сельских общеобразовательных учреждениях. Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: сб. науч. статей / Вып. первый., Москва: ИОО МОН РФ, 2004.

4. Бочарова В. Г., Гурьянова М. П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума,. 2007.

5. В сельских школах Крыма страдает качество образования — ОНФ [Электронный ресурс], Режим доступа: https://crimea.ria.ru/society/20160312/ 1103702689.html - дата обращения: 22.10.2019).

6. В Крыму учителей в сельские школы будут заманивать бесплатным жильем [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.crimea.kp.ru/online/ news/2844336/ - дата обращения: 22.10.2019.

7. Российский статистический ежегодник. 2019 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://gks.ru/folder/210/document/12994 - дата обращения: 18.01.2020.

8. Работник-инфо. Программа «Земский учитель» в 2019 году. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://rabotnik-info.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/ programma- zemskij-uchitel/ - дата обращения: 30.10.19г.

N. Burenina1 J. Yatsyk2

Going near decision of problem of skilled deficit in rural schools of Republic of Crimea_

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and management, Simferopol, Russian Federation

1 e-mail: n.burenina@mail.ru

2 e-mail: yatcik_98@mail.ru

Abstract. Work is sanctified to research of sharp social problem of Republic of Crimea — education in rural locality. The important constituent of development of village is upgrading of education that depends on the presence of skilled shots. The problem of skilled deficit rises in rural schools of Republic of Crimea. The analysis of basic indexes of primary, basic and middle general education is conducted in Russia after 2000-2018, the necessity of upgrading of education is reasonable as to the major constituent of development of rural settlements and going is worked out near the decision ofproblem of skilled deficit in rural educational establishments of Republic of Crimea.

Keywords: deficit of pedagogical shots, rural schools, quality of training of personnels, problem of education, level of education in a region, model of employment of graduating students, motivational model, social development of rural settlements.

References

1. Shashlova N. M. Sel'skoe obrazovanie v Rossii i puti ego modernizacii // Izvestija TulGU. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. 2009 no.1. URL:

https://cyberleninka.m/article/n/selskoe-obrazovanie-v-rossii-i-puti-ego-modernizatsii - Data obrashhenija: 09.05.2019 (in Russian) .

2. Gluhova M. E., Gluhov P. Je., Fateev V. A. Aktual'nye problemy deficita uchitel'skih kadrov malokomplektnyh sel'skih shkol // Ukrainian Journal of Ecology. 2015, no. 1a (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-defitsita-uchitelskih-kadrov-malokomplektnyh-selskih-shkol - data obrashhenija: 16.01.2020 (in Russian).

3. Kiselev N. V., Vlasova E. I. Problemy organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v sel'skih obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. Pedagogicheskaja nauka i praktika: problemy i perspektivy: sb. nauch. statej / Vyp. pervyj. Moskva: IOO MON RF, 2004 (in Russian).

4. Bocharova V. G., Gur'janova M. P. Strategija modernizacii sel'skogo obrazovatel'nogo, 2007 (in Russian) .

5. V sel'skih shkolah Kryma stradaet kachestvo obrazovanija — ONF, URL: https://crimea.ria.ru/society/20160312/1103702689.html - data obrashhenija: 22.10.2019 (in Russian).

6. V Krymu uchitelej v sel'skie shkoly budut zamanivat' besplatnym zhil'em, URL: https://www.crimea.kp.ru/online/news/2844336/ - data obrashhenija: 22.10.2019 (in Russian).

7. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019, URL: https://gks.ru/folder/210/ document/12994 - Data obrashhenija: 18.01.2020 (in Russian).

8. Rabotnik-info. Programma «Zemskij uchitel'» v 2019 godu., URL: http://rabotnik-info.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/programma-zemskij-uchitel/ - data obrashhenija: 30.10.19g. (in Russian).

Поступила в редакцию 19.01.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.