Научная статья на тему 'Подходы к разработке сбалансированной системы целей долгосрочного развития современного бизнеса'

Подходы к разработке сбалансированной системы целей долгосрочного развития современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикеева М.В.

В последние годы все большее значение приобретают требования мирового сообщества к социальной стороне деятельности организаций. Это в равной мере относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности вне зависимости от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций. Данную миссию предпринимательство может эффективно решить только в случае осознания своей ответственности за успешное социально-экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке сбалансированной системы целей долгосрочного развития современного бизнеса»

При построении стратегии следует учитывать и тот факт, что ресурсов для выхода на внешний рынок требуются гораздо больше, чем на внутреннем рынке. Ведь основные ресурсы направлены на разработку политики продвижения продукции на зарубежные рынки, изучение требований потребителей продукции и построение каналов сбыта продукции с помощью внешнеэкономических служб или представительств за рубежом.

Разделение ресурсной базы, которая предназначается для реализации стратегических планов, значительно влияет на производственный потенциал. Технологическое оборудование, производственные площади и разработки конструкторов требуют их приспособления к производству продукции для зарубежных рынков.

Наличие у предприятия ведущих внешнеэкономическую деятельность высококвалифицированных специалистов то же немаловажный фактор. Специалисты должны найти заказчиков и согласовывать технические и контрактные вопросы от процесса изготовления продукции до доставки продукции за границу. От их работы и способности решать нестандартные задачи в течение всего срока сотрудничества с зарубежными потребителями, зависит четкое и правильное формирование стратегии выхода на зарубежные рынки.

Рассмотренные факторы оказывают решающее влияние на эффективность разработки и реализации стратегии проникновения производителей погружного насосного оборудования на внешние рынки. В результате действия факторов, выявляются резервы для формирования и реализации стратегии. Таким образом, резервы стратегии выступают в качестве неиспользованных возможностей, которые появляются при разработке и реализации стратегии.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» № 196-ФЗ от 30.12.2006.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

© Бикеева М.В.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В последние годы все большее значение приобретают требования мирового сообщества к социальной стороне деятельности организаций.

* Доцент кафедры Статистики, кандидат экономических наук, доцент

Это в равной мере относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности вне зависимости от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций. Данную миссию предпринимательство может эффективно решить только в случае осознания своей ответственности за успешное социально-экономическое развитие страны.

Длительный путь генезиса бизнеса как особой формы организации и реализации человеческой деятельности связан, прежде всего, с принципами свободного обмена и свободной конкуренции, основанной на частной собственности. История становления и эволюции бизнеса свидетельствует о постоянном изменении не только структурно--функциональных принципов организации бизнеса, но и ценностно-мотивационных его характеристик.

Используя некую конструктивную абстрактность различных трактовок бизнеса, возможно, предложить следующие основные первоначальные признаки.

Во-первых, бизнес - это предельно рационализированный, целенаправленно и последовательно избирающий средства достижения цели, вид деятельности с приоритетом мотивации достижения успеха.

Во-вторых, бизнес - автономный, построенный на независимых индивидуалистических решениях институт, максимизирующий функцию полезности, задачу достижения собственного блага, чья рациональная эгоистичность, обращенная внутрь себя, позволяет выходить за пределы привычного социального поля, самопозиционироваться вне рамок традиционалистских социальных связей.

В-третьих, бизнес - наиболее предсказуемый в своих экономических предпочтениях и реакциях на изменения в макро(микро)среде субъект социально-политического процесса, обладающий наибольшей компетенцией, знаниями и информацией о функционировании институциональной среды спроса и предложения, способный к инициативному конструированию путей их удовлетворения и достижения.

В-четвертых, бизнес - наиболее восприимчивый с точки зрения политического управления объект, воздействие на который может быть минимизировано расширением или ограничением ресурсных возможностей, при этом властное воздействие может выходить за рамки обычных и одобренных культурой методов, приобретать латентную социально-политическую форму [1].

В соответствии с перечисленными признаками цели современного бизнеса можно представить в виде следующей схемы (рис. 1). Из рисунка видно, что главная цель бизнеса - получение максимальной прибыли. Однако в настоящее время к главной цели можно отнести привлечение максимального количества клиентов. Казалось бы, разницы в этих формулировках цели нет - привлечение максимального количества новых покупа-

телей приводит к увеличению объемов продаж и в конечном счете - к получению максимальной прибыли. По существу же, разница есть. Она заключается в том, что привлечение максимального количества клиентов кроме эффекта получения дополнительной прибыли предполагает укрепление репутации фирмы и отток клиентов от конкурентов, что имеет первостепенное значение. Прибыль можно получить и нечестным путем, но репутацию при этом не заработаешь [2, с. 42].

Кроме главной цели есть еще и сопутствующие: получение наибольших доходов и расширение предприятия. Увеличение доходов фирмы, не сопровождающееся ростом оплаты труда, может вызвать недовольство сотрудников. В результате возникает проблема текучести кадров. Расширение предприятия может быть достигнуто разными способами:

- завоевание устойчивой репутации;

- достижение наибольшей величины предприятия по району, городу, региону, отрасли;

- занятие лидирующего положения;

- достижение наибольшей рыночной доли по отрасли;

- опережение ближайших конкурентов или лидирующей группы конкурентов по отрасли;

- всестороннее развитие.

Из всех сопутствующих целей в зарубежном бизнесе предпочтение отдается завоеванию устойчивой репутации фирмы. Решение этой задачи достигается за счет превосходства над конкурентами по основным показателя деятельности, честности линии поведения, высокого качества товаров в сочетании с доступными ценами, высокого уровня сервиса и т.п.

При хорошо оговоренных допущениях можно действительно показать, что максимизация прибыли весьма эффективна в том смысле, что она может приводить к наивысшему возможному уровню удовлетворения любого покупателя без снижения удовлетворения других покупателей или превышения ограничений по ресурсам, имеющимся у общества. Необходимо, однако, понимать, что данный аргумент имеет силу в весьма узких границах. Многие авторы, в частности К. Эрроу, выделили ряд важных ситуаций, к которым аргумент об общественной благодетельности максимизации прибыли вообще неприменим.

Во-первых, внимание обращено на то, что свободная конкуренция не является общим и даже нормальным случаем в экономической практике в большинстве стран, в том числе и западных. А для максимизации прибыли монополиями и олигополиями никакого социального оправдания не существует.

Во-вторых, распределение доходов в условиях неограниченной максимизации прибыли характеризуется опасным неравенством. В эффективной конкурентной экономике высокие показатели средних доходов могут

складываться из крайней нищеты очень многих на одном полюсе и колоссального богатства немногих - на другом. Такое положение очень неблагоприятно для утверждения идеалов демократии в обществе.

Главная цель бизнеса

Рис. 1. Схема целей бизнеса

В-третьих, максимизация прибыли подавляет проявление альтруистических мотивов. Как форма экономического поведения, она апеллирует к эгоистическим свойствам человеческой натуры, ведет к ослаблению душевных уз, вырабатывающих у людей чувство причастности к обществу, привязанности друг к другу и ответственности друг за друга как важнейших элементов самосознающей личности, без чего жизнь человека теряет большую часть своей привлекательности. При этом деградирует психологическая и ценностная база оценки экономических благ.

В научной литературе встречаются еще несколько категорий эффектов с серьезными этическими последствиями, в отношении которых доводы в пользу максимизации прибыли являются несостоятельными [3, с. 293]. В

первую категорию входят ситуации, связанные с нарушениями окружающей среды, с воздействиями разного рода загрязнений на население и общество, с перенапряжениями в инфраструктурных системах типа транспортных и передающих сетей. В подобных операциях отсутствует механизм, заставляющий предприятие платить за загрязнения, которые оно обрушивает на своих соседей, или за создаваемую им чрезмерную нагрузку на инфраструктурные мощности, мешающую другим потребителям пользоваться ими с нужной интенсивностью. Поскольку предприятию не приходится оплачивать ущерб, причиняемый им другим, то ему и нет никакого резона отказываться от своей антисоциальной практики по соображениям прибыли. Таким образом, общество приходит к осознанию необходимости принятия специальных мер с целью изменить максимизирующее поведение фирм, особенно в тех случаях, когда издержки или убытки, навлекаемые ими на других, не могут быть компенсированы через соответствующий механизм цен.

Ко второй категории ситуаций, когда максимизация прибыли нежелательна по социальным последствиям, относятся случаи, когда приходится иметь дело с такими продуктами, о свойствах и качествах которых фирма-изготовитель или продавец заведомо должны знать больше, чем покупатель. Сюда же можно отнести и сделки, затрагивающие условия труда. О скрытых опасностях для здоровья, риске травматизма, правилах компенсации и т.п. фирма-работодатель, как правило, знает гораздо больше, чем рабочие, обращающиеся к ней с предложением услуг труда. В таких ситуациях для устранения или хотя бы ослабления потенциальных конфликтов в обществе важно, чтобы его члены разделяли идею социальной ответственности, иначе говоря, чувствовали моральные или юридические обязательства перед другими.

Таким образом, бизнес представляет собой социальный институт, вынужденный принимать во внимание воздействие своих решений на более крупную социальную систему. Бизнес основывает свою активность на учете интересов целой группы участников или соучастников, которые в той или иной степени с ним связаны и имеют в нем собственный интерес. Эти участники, именуемые стейкхолдерами (stakeholders) или заинтересованными группами, образуют целый веер организаций, институтов и сообществ, главными из которых являются: потребители, акционеры, поставщики, органы государственной власти, сотрудники, кредиторы, общество. Эта общественная среда может сильно влиять на достижение предприятием своих целей, поэтому ему приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

В обществе сложились представления о том, что бизнес должен ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здраво-

охранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. и. В этой связи именно социальная ответственность бизнеса выступает в роли наиболее оптимальной формы взаимодействия бизнеса с социальными группами общества, которая позволяет бизнесу интегрироваться в социальную систему общества, становясь одним из необходимых элементов социальной реальности.

Список литературы:

1. Алейников А.В. Анализ проблем социализации бизнеса в современной России в контексте политической теории // Право и политика. - 2008. - № 4. - С. 808-822.

2. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. - М.: Юристъ, 2002. - 378 с.

3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 702 с.

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Болдырева Т.В.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В статье рассматривается необходимость проведения маркетингового анализа рынка и на его основе возможность использования различных форм дифференциации товарного предложения в качестве механизма укрепления конкурентной позиции промышленного предприятия в кризисных условиях.

Проблема формирования и укрепления конкурентной позиции предприятия на потребительском рынке зависит от множества факторов, среди которых важнейшую роль играет грамотно проведенный анализ маркетинговой деятельности предприятия с целью изучения и удовлетворения потребностей рынка качественной продукцией. Эта проблема носит универсальный характер, и от того, насколько успешно она решается, зависит коммерческий успех, пожалуй, любого предприятия.

Известно, что молоко - один из самых древних на Земле продуктов питания. Культура его потребления у разных народов складывалась на

* Доцент кафедры Маркетинга и рекламного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.